Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (далее – АООП НОО РАС Вариант 8.3.) разработана МАОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа №10» (далее – учреждение) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ), и с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15).
Принципы и подходы к
формированию АООП НОО обучающихся с РАС В основу
разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и
деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП ОО для
обучающихся с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов
образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного
плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к: ―структуре образовательной программы; ―условиям
реализации образовательной программы; Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает вариативность содержания образования,
предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития. Деятельностный
подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с РАС. Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода
в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования. В
контексте разработки АООП НОО обучающихся с РАС реализация деятельностного
подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и
личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к
учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и,
прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с РАС положены следующие
принципы: ―
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ―
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся; ―
принцип коррекционной направленности образовательного процесса; ―
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей; ―
онтогенетический принцип; ―
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с РАС на всех уровнях образования; ―
принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных
знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ―
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;