Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 105 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Труд (технология)»
1 дополнительный класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)
Учитель: Алиева Ольга Борисовна
п. Совхозный,2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Труд (технология) на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с
ОВЗ.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных
учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование
которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Труд (технология)» с учётом
психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития начальных
классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический
уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе
обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен
специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил
совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые
усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при
налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами
устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная
деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника с ЗПР за каждый год
обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам
(темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы
организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать
при изучении той или иной темы.
Изучение предмета «Труд (технология)» представляет значительные трудности для
обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
- незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых
усилий при начале работы над изделием;
- отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет
процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;
- недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при
выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа,
сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе;
- импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству
получаемого изделия, недовольству полученным результатом;
- нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью,
влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом;
- медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и
упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким
образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по
другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается
школьниками в результате практической деятельности.
В курсе предмета «Труд (технология)» осуществляется реализация широкого спектра
межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной
программы обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение простых
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное
искусство
—
использование
средств
художественной
выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные
традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных
типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.
Важнейшая особенность уроков труда (технологии) в начальной школе — предметнопрактическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса
интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с задержкой
психического развития, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства
и освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном
мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы
приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера
через формирование практических умений;
расширение кругозора, развитие способности творческого использования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие
гибкости
и
вариативности
мышления,
способностей
к
изобретательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации
успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения
к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других
людей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса
«Труд (технология)», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года
обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается
концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного
учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых
порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках
труда (технологии) этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах
могут быть более свободными.
Основные модули курса «Труд (технология)»:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов:
технологии работы с бумагой и картоном;
технологии работы с пластичными материалами;
технологии работы с природным материалом;
технологии работы с текстильными материалами;
технологии работы с другими доступными материалами1.
3. Конструирование и моделирование:
работа с «Конструктором»*2;
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов;
робототехника*.
Информационно-коммуникативные технологии*.
1
Например, пластик, поролон, фольга, солома и др.
Звёздочками отмечены модули, которые реализуются с учётом возможностей материально-технической
базы образовательной организации.
2
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Технологии, профессии и производства»
Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов.
Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об
изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по
окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов»
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей,
выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его
деталей.
Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без
откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему.
Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы
соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др.
Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их
свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий
доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой,
отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки
бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др.
Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки).
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью
прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и
приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка
прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование»
Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и
способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных
материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу,
рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование
порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы
в зависимости от требуемого результата/ замысла.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать
и
использовать
предложенную
инструкцию
(устную,
графическую);
анализировать под руководством учителя устройство простых изделий по
образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие
конструкции с опорой на образец.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в
учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать с помощью учителя простейшую знаковосимволическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с
ней.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, выполнять
правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем) на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Регулятивные УУД:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную
задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника;
понимать критерии оценки качества работы;
организовывать свою деятельность под руководством учителя: производить
подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение
урока, производить необходимую уборку по окончании работы.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к
простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ТЕХНОЛОГИЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
«ТРУД
В результате изучения предмета «Труд (технология)» в начальной школе у обучающегося с
задержкой психического развития будут сформированы следующие личностные
новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда
в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству
мастеров;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду,
работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными
проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося с задержкой психического развития
формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях на доступном уровне;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков с опорой на план;
сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в них общее и
различия;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с
технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов
и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для выполнения
работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать
её по предложенному плану;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом);
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное
мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать
разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых действий
при создании изделия.
Регулятивные УУД:
организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на
план;
устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать под руководством учителя
действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции
руководителя/лидера
и
подчинённого;
осуществлять
продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости
помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты
продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в первом дополнительном классе обучающийся с задержкой
психического развития научится:
организовывать свой труд под руководством учителя: своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в
процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и
аккуратной работы с клеем;
действовать под руководством учителя по предложенному образцу в
соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной
стороне материала; экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон,
стека и др.), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под
руководством учителя доступные технологические приёмы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять под руководством учителя разметку деталей сгибанием, по
шаблону, на глаз; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.;
сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование»,
«аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы под руководством учителя:
соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно
хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять
основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения; способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура,
форма, гибкость и др.);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать
ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
знать и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий с опорой на план, схему: разметка, резание, сборка, отделка;
выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров); резать ножницами по линиям
разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с
помощью клея, пластических масс и др.; выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка с опорой на образец;
использовать под руководством учителя для сушки плоских изделий
пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
иметь представление о разборных и неразборных конструкциях
несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Тематические модули
1. Технологии, профессии
и производства
2. Технологии
ручной обработки
Основное содержание
Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из
различных материалов. Наблюдения
природы и фантазия мастера — условия
создания изделия. Общее понятие об
изучаемых
материалах,
их
происхождении,
разнообразии.
Рациональное размещение на рабочем
месте материалов и инструментов;
поддержание порядка во время работы.
Рациональное
и
безопасное
использование
и
хранение
инструментов.
Профессии
сферы
обслуживания. Традиции и праздники
народов России, ремёсла, обычаи.
Основные виды деятельности обучающихся
Изучать правила безопасности при работе инструментами и
приспособлениями.
Изучать возможности использования изучаемых инструментов и
приспособлений людьми разных профессий.
Рационально размещать на рабочем месте материалы и
инструменты под руководством учителя; поддерживать порядок
во время работы.
Изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего
места, поддержания порядка людьми разных профессий.
Формировать общее понятие об изучаемых материалах, их
происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать
отличие материалов от инструментов и приспособлений.
Рассматривать
возможности
использования,
применения
изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов
быта и др. людьми разных профессий.
Понимать об особенностях технологии изготовления изделий,
выделять детали изделия, основу, определять способ
изготовления под руководством учителя.
Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи
учителя и на основе графической инструкции в учебнике
(рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ
устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей,
сборка изделия, отделка.
Приводить примеры традиций и праздников народов России,
ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми
материалами и производствами.
Бережное, экономное и рациональное Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
использование
обрабатываемых подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,
материалов.
Использование правильно и рационально размещать инструменты и материалы,
материалов
— технологии работы
с бумагой
и картоном
конструктивных
особенностей
материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции
ручной обработки материалов: разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка
изделия, отделка изделия или его
деталей. Способы разметки деталей: по
шаблону,
по
линейке
(как
направляющему
инструменту
без
откладывания размеров) с опорой на
рисунки, графическую инструкцию,
простейшую схему. Чтение условных
графических изображений (называние
операций, способов и приёмов работы,
последовательности
изготовления
изделий).
Правила
экономной
и
аккуратной разметки. Рациональная
разметка и вырезание нескольких
одинаковых
деталей
из
бумаги.
Способы соединения деталей в изделии:
с
помощью
пластилина,
клея,
скручивание, сшивание и др. Приёмы и
правила аккуратной работы с клеем.
Отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и
др.).
Подбор
соответствующих
инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств
и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка,
игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их
правильное, рациональное и безопасное
в процессе выполнения изделия контролировать и при
необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте;
убирать рабочее место.
Соблюдать технику безопасной работы инструментами и
приспособлениями.
Применять правила безопасной и аккуратной работы
ножницами, клеем.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш,
ножницы, шаблон и др.), использовать их в практической работе.
Под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды
бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные
приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание,
обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.),
правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия
материала, аккуратность).
Читать простые графические схемы изготовления изделия и
выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя.
Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия,
обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные
технологические операции ручной обработки материалов:
разметку деталей, выделение деталей, формообразование
деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по
заданному образцу.
Учиться планировать свою деятельность с опорой на
предложенный план в учебнике, рабочей тетради, под
руководством учителя.
Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной
стороне материала; экономия материала при разметке)
сгибанием, по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки,
графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять
использование. Пластические массы, их
виды (пластилин, пластика и др.).
Приёмы
изготовления
изделий
доступной по сложности формы из них:
разметка на глаз, отделение части
(стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее
распространённые
виды
бумаги. Их общие свойства Простейшие
способы обработки бумаги различных
видов:
сгибание
и
складывание,
сминание, обрывание, склеивание и др.
Резание бумаги ножницами.
Правила безопасной работы, передачи и
хранения ножниц. Картон.
— технологии работы с
пластичными
материалами
выделение деталей способами обрывания, вырезания; выполнять
сборку изделия с помощью клея и другими способами;
выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание,
аппликация и др.) с опорой на образец.
Анализировать с помощью учителя декоративно-художественные
возможности разных способов обработки бумаги, например
вырезание деталей из бумаги и обрывание пальцами.
В ходе беседы с учителем понимать смысл понятий
«конструирование», «изделие», «деталь изделия», «образец».
Рассматривать и анализировать под руководством учителя
простые по конструкции образцы; анализировать под
руководством учителя простейшую конструкцию изделия:
выделять детали, их форму, определять взаимное расположение,
виды соединения.
Изготавливать изделия с использованием осваиваемых
технологий. Под руководством учителя собирать плоскостную
модель, объяснять способ сборки изделия с опорой на план,
графическую схему.
С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с
пластическими массами, правильно и рационально размещать
инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия
проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать
рабочее место под руководством учителя.
Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда, использовать их в
практической работе.
Наблюдать и называть свойства пластилина (или других
используемых пластических масс): цвет, пластичность.
Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а
также при отделке изделия или его деталей.
Рассматривать и анализировать под руководством учителя
образцы, варианты выполнения изделий, природные формы —
Виды природных материалов (плоские
— технологии работы
с природным материалом; — листья и объёмные — орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с
природными
материалами:
подбор
материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с
помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина или другой
прообразы изготавливаемых изделий.
Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы и подписи к
ним.
Выполнять лепку, используя различные способы лепки:
конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный
(лепка из целого куска) и комбинированный.
Использовать при лепке приёмы работы с пластичными
материалами
(сплющивание,
скручивание,
разрезание,
прищипывание и др.).
Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать
деталям нужную форму.
Использовать приёмы выделения деталей стекой и другими
приспособлениями.
Использовать пластические массы для соединения деталей.
Выполнять
формообразование
деталей
скатыванием,
сплющиванием, вытягиванием, раскатыванием и др.
Изготавливать изделия по образцу, инструкции.
Изготавливать конструкцию по слайдовому плану и/или
заданным условиям.
Создавать простые фронтальные и объёмные композиции из
пластичных
материалов
с
использованием
освоенных
технологий и правил.
Осваивать умение работать в группе — изготавливать детали
композиции и объединять их в единую композицию.
Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с природным
материалом, правильно и рационально размещать инструменты и
материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и
при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте;
убирать рабочее место.
Применять правила безопасной и аккуратной работы
ножницами, клеем.
Сравнивать и классифицировать собранные природные
пластической массы).
— технологии работы с Общее
представление
о
материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.).
Осознавать необходимость бережного отношения к природе,
окружающему материальному пространству.
Отбирать природный материал в соответствии с выполняемым
изделием.
Называть известные деревья и кустарники, которым
принадлежит собранный природный материал.
Сравнивать и классифицировать собранные природные
материалы по их форме с опорой на образец. Видеть
соответствие форм природного материала и известных
геометрических форм.
Сравнивать с опорой на образец природные материалы по цвету,
форме, прочности.
Понимать особенности работы с природными материалами.
Использовать для подготовки материалов к работе технологии
сушки растений под руководством учителя.
Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним.
Выполнять практические работы с природными материалами
(засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции.
Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов
(точечное наклеивание листьев на основу, соединение с
помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной
прослойки).
Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы
ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.
Применять на практике различные приёмы работы с
природными материалами: склеивание, соединение и др.
Выполнять изделия с использованием различных природных
материалов.
Использовать природный материал для отделки изделия.
Применять правила и технологии использования природных
форм в декоративно-прикладных изделиях.
тканях Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
текстильными
материалами
(текстиле), их строении и свойствах.
Швейные
инструменты
и
приспособления (иглы, булавки и др.).
Отмеривание и заправка нитки в иголку,
строчка прямого стежка. Использование
дополнительных
отделочных
материалов.
подготавливать рабочее место для работы с текстильными
материалами, правильно и рационально размещать инструменты
и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и
при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.
Убирать рабочее место под руководством учителя.
Под руководством учителя применять правила безопасной и
аккуратной работы ножницами, иглой и др.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток,
булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу,
булавки, ножницы.
Иметь представление о видах швейных приспособлений, видах
игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила
хранения игл и булавок.
Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение.
Исследовать под руководством учителя строение (переплетение
нитей) и общие свойства нескольких видов тканей (сминаемость,
прочность), сравнивать виды тканей между собой и с бумагой.
Определять с помощью учителя лицевую и изнаночную стороны
ткани.
Выбирать виды ниток в зависимости от выполняемых работ и
назначения.
Отбирать инструменты и приспособления для работы с
текстильными материалами.
Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками.
Знать понятия «игла — швейный инструмент», «швейные
приспособления», «строчка», «стежок», понимать назначение
иглы.
Использовать приём осыпания края ткани, выполнять варианты
строчки прямого стежка (перевивы «змейка», «волна»,
«цепочка»).
Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы
ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.
3. Конструирование и
моделирование
— конструирование и
моделирование из бумаги,
картона, пластичных
материалов, природных и
текстильных материалов
4. Информационнокоммуникативные
технологии*
Объёмные конструкции из разных
материалов
(пластические
массы,
бумага, текстиль и др.) и способы их
создания. Общее представление о
детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции.
Способы
соединения
деталей
в
изделиях из разных материалов.
Образец, анализ конструкции образцов
изделий, изготовление изделий по
образцу,
рисунку.
Взаимосвязь
выполняемого действия и результата.
Элементарное прогнозирование порядка
действий в зависимости от желаемого/
необходимого
результата;
выбор
способа работы в зависимости от
требуемого результата/замысла.
Демонстрация
учителем
готовых
материалов
на
информационных
носителях.
Информация.
Виды
информации.
Использовать различные виды строчек, стежков в декоративных
работах для (отделки) оформления изделий.
Выполнять разметку линии строчки мережкой.
Выполнять выделение деталей изделия ножницами.
Расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия.
Понимать значение и назначение вышивок.
Изготавливать изделия на основе вышивки строчкой прямого
стежка.
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции;
анализировать под руководством учителя конструкции образцов
изделий, выделять основные и дополнительные детали
конструкции, называть их форму и способ соединения с
помощью учителя; анализировать конструкцию изделия по
рисунку, фотографии, схеме.
Изготавливать объёмные конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на
плоскости), рисунку.
Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей
в изделиях из разных материалов.
Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости
от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы
с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от
требуемого результата/замысла.
Анализировать с помощью учителя готовые материалы,
представленные учителем на информационных носителях.
Выполнять простейшие преобразования информации (перевод
текстовой информации в рисуночную).
1
Материалы и инструменты в Материалы и инструменты в руках
руках человека. Природный человека.
материал.
Происхождение
материалов,
Изделие: Ёжик из природного созданных
природой.
материала.
Материалы, с которыми предстоит
работать на уроке технологии.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление)
изученных материалов:
по
видам, физическим и
технологическим
свойствам,
конструктивным
Особенностям
используемых
инструментов.
Использование
разных материалов в
декоративно-прикладном
творчестве.
2
3
Пластилин: его назначение и
свойства.
Инструменты
и
приспособления для работы с
пластилином Лепка предметов
шаровидной формы. Изделие:
Снеговик
Пластилин: его назначение
способизготовления.
Упражнения
на
развитие
восприятия, зрительной памяти и
внимания: зашумленные рисунки,
«Найди
отличия»,
«Нарисуй
(выложи) по памяти», «Продолжи
…».
Изготовление поделок из природного
материала
с
соединительным
материалом пластилином.
Создание
украшений
путем
выкладывания узоров крупой по
шаблону.
Наглядный
действий.
пошагововый
план
Использование
пошаговой
инструкции, пошагового контроля.
и Упражнения
на
развитие
представлений
о
свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и
Свойства
пластилина.
способах их преобразования: «Что
Инструменты и приспособления
изменилось?»,
«Найди
пару»,
для работы с пластилином.
«Составь
группы»,
«Четвертый
Организация
рабочего
места.
лишний» и т.п.
Лепка предметов вытянутой и Лепка предметов по образцу,
композиций
из
конусовидной формы. Изделие: составление
предметов.
Овощи с грядки
Использование пластилина как
соединительного материала.
4
5
6
7
Бумага. Способы
получения
бумаги.
Свойства
бумаги.
Использование
бумаги
человеком. Изготовление
счетного материала или фишек
для настольных игр.
Изготовлениесчетного материала
или фишек для настольных игр.
Работа с шаблоном, разметка по
Упражнения в
сгибании
и
шаблону.
разрывании
бумаги
по
Составление узора в полосе по прямым линиям.
образцу, разметка «на глаз».
Упражнения в резании ножницами
Составление узора в квадрате по по следам сгиба, вырезание полосы.
Приемы работы с бумагой
(сминание,
сгибание, образцу.
разрывание). Свойства бумаги
(промокаемость).
Шаблон.
Работа с шаблоном, разметка по
шаблону.
Резанье бумаги ножницами.
Правила
безопасности
при
работе
с
инструментами.
Вырезание геом. фигур.
Организация рабочего места при
работе с бумагой. Составление
узора в полосе по образцу,
разметка «на глаз».
Отработка:
Резание полосы бумаги на квадраты,
прямоугольники, треугольники.
Упражнения в резании ножницами
по
размеченным
контурам,
вырезание
кругов,
овалов,
размеченных по шаблону.
Упражнения в резании ножницами
по
размеченным
контурам,
вырезание
квадрата
из
прямоугольников.
Наглядный
пошагововый
план
действий.
8
Клеящие
материалы.
Аппликация. Составление узора
в квадрате по образцу.
9
Бумага. Технические сведения: Санитарно-гигиенические
Отработка
приёмов
работы:
свойства бумаги. Составление правила;
правила
безопасной складывание пополам (1 – 2 раза), из
узоров в круге.
10
11
12
13
работы с клеем и режущими угла в угол, разглаживание по сгибу
инструментами.
от центра к краям, разрывание и
Приемы
разметки
квадрата,
разрезание по сгибу, обводка по
использование
круга, треугольника на глаз, по Рациональное
шаблону, вырезание по прямым и
материала.
шаблону. Изделие: Елочка.
кривым
линиям, симметричное
Составление узоров в полосе, вырезание, смазывание клеем и
Приемы
вырезания
наклеивание.
геометрических фигур. Изделие: квадрате, круге.
Волшебные фигурки.
игра
Способы получения ткани и Сюжетно-ролевая
ниток.
Текстиль.
Способы
«Ателье».
получения ткани и ниток.
Изготовление игрушек из ниток,
Выкладывание узоров в полосе,
Изготовление игрушек из ниток.
Изготовлениебесшовных простых круге, прямоугольнике.
Процесс
изготовления
элементов одежды для куклы из
пошагововый
план
одежды
(замысел,
выбор квадратных лоскутков по образцу Наглядный
действий.
материала, выкройка, примерка, (платочек, юбка, кофта).
отделка). Профессии, связанные
Использование
пошаговой
о
фурнитуре.
с
обработкой
ткани. Информация
инструкции, пошагового контроля.
украшения
одежды
Изготовление по образцу из Способы
квадратных лоскутков, тесьмы и Область применения пуговиц,
тесьмы, замков, крючков.
пуговиц панно приклеиванием.
14
Экскурсия (заочная)
№2. Изготовление по образцу из
Видеоурок. Видеопутешествиена квадратных лоскутков, тесьмы и
пуговиц приклеиванием панно.
швейную фабрику.
15
Фурнитура. Тесьма, пуговицы.
Пришивание пуговицы.
16
Криволинейное
вырезание.
Изделие: «Узор на тарелке»
17
18
19-20
Информация. Способы хранения Компьютер и его устройство.
информации. Способы передачи Интернет.
Способы
поиска
информации.
Изделие: информации в интернете.
рисунчатое письмо
Способы
передачи
информации, способы получения
Общение. Способы общения.
Важные телефонные номера. важной информации. Знаковая
передачи
информации
Изделие: Памятки по важным форма
Важные
телефонные номера.
номерам.
Дорожные
знаки
–
способ
Компьютер и его устройство. передачи информации о правилах
Правила безопасной работы с дорожного движения. Осмысление
компьютером.
Правила значения дорожных знаков для
движения. Практическая работа обеспечения
безопасности.
по изготовлению
дорожных
Изобретатель
компьютера.
знаков.
Область применения компьютера.
Правила безопасной
работы с
компьютером - составление памятки.
Создание рисунчатого письма путем
продавливания
на
пластичном
материале (пластилин, глина,
картон, фольга).
Памяток по важным
уголок безопасности.
номерам
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Шипилова Н. В.,Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
организаций.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе.
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР,
способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения,
используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при
наличии – интерактивные доски.