Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 104 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся 5 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение
п.Совхозный,2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 34 часов в год (1 часа в неделю).
Федеральная
программа
адаптированная
определяет
цель
и
основная
задачи
общеобразовательная
учебного
предмета
«Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой
природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
2
− воспитание
бережного
отношения
к
природе,
ее
ресурсам,
знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование
умения
находить
сходные
по
определенным
признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на
Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с
оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и
видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны
(например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения
организационными
являются:
формами
фронтальная,
работы
групповая,
на
уроке
коллективная,
индивидуальная работа.
При
проведении
уроков
природоведения
предполагается
использование следующих методов:
4
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет,
а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
(рассказ с включением в
него элементов беседы или объяснения,
сопровождающегося демонстрацией
− репродуктивный
метод
опытов);
(воспроизведение
и
применение
информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути
ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют
при
проведении
лабораторных
и
практических
работ,
предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой
природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение
значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и
выполнение заданий,
направленных на формирование умений анализировать
устанавливать
причинно-следственные
связи,
и объяснительное
прочитанное,
сравнивать,
выделять
главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
5
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
Количеств
Контрольн
о часов
ые работы
1.
Введение
1
2.
Вселенная
4
1
3.
Наш дом-Земля:
17
1
3.1 Воздух
3.2 Полезные ископаемые
3.3 Вода
3.4 Поверхность суши. Почва
1
4.
Есть на земле страна Россия
10
1
5.
Повторение по курсу «Неживая природа»
2
1
34
5
Итого:
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой
и неживой природы;
установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание
их значения в жизни человека;
7
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы
и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических
норм в отношении изученных объектов и явлений;
8
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление
деятельности
по
уходу
за
комнатными
и
культурными растениями.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно
раскрытое
содержание
понятий,
закономерностей,
биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное
использование
рисунков,
гербариев,
натуральных
объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее
приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
9
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные
(негрубые)
ошибки
и
недочеты
при
воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований
программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится
10
IV.
№
1
Тема
предмета
Вводный урок
Что такое
природоведение?
Колво
часов
1
Предметы и явления
неживой и живой
природы
2.
Небесные тела:
планеты, звезды
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 1 час
Знакомство с учебным
Узнают природные явления на
предметом «Природоведение». иллюстрациях и фотографиях,
Формирование
относят объекты к живой или
представлений о предметах и
неживой природе; называют
явлениях, которые изучаются
природные предметы и явления
на уроках природоведения
Знакомство с предметами и
Узнают объекты неживой
явлениями живой и неживой
природы на иллюстрациях и
природы.
фотографиях, относят объекты
Формирование умения
к живой или неживой природе;
дифференцировать предметы
называют изученные объекты
и явления живой и неживой
живой и неживой природы
природы
Дописывают слова,
обозначающие явления
природы, в тетради
Вселенная - 4 часа
Знакомство с небесными
Называют изученные небесные
телами: звёзды, Солнце,
тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя
Выделяют существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления
Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
Называют
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные
тела к разным группам на
основании признаков
11
3.
Солнечная система.
Солнце
1
Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли
Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества
Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты
4.
Полеты в космос
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах
Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях
5.
Смена дня и ночи
1
Формирование представлений
Называют части суток.
Называют изученные
небесные тела – звезды,
Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы –
и их признаки; называют
объекты, которые входят в
состав Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Называют части суток, их
12
о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.
Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе
6.
Планета Земля.
Оболочки Земли
Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года
1
Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают на рисунках
названия месяцев
Наш дом - Земля - 17 часов
Закрепление знаний о
Называют планету Земля и ее
Солнечной системе.
основные оболочки – вода,
Формирование представления суша, воздух.
о Земле как планете, отличие
Вставляют в текст в рабочей
Земли от других планет
тетради пропущенные слова,
Солнечной системы
используя слова для справок
признаки и причины смены
дня и ночи.
Подчеркивают название
частей суток, подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года
на основании основных
признаков.
Называют причины смены
времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в какие
время года происходят
природные явления
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли. Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки Земли (твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»
13
7.
Воздух. Воздух и
его охрана. Значение
воздуха для жизни
на Земле
Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых
с целью охраны чистоты
воздуха
Рассказывают
о
значении
воздуха
для
растений,
животных и человека, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха
Свойства воздуха
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих свойств в
быту
Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок
Давление и
движение воздуха
Формирование представления
о свойствах (упругость,
сжатие) и движении воздуха
Составляют
рассказ
по
картинкам об использовании
свойств воздуха в быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»
1
Называют газы, которые
входят в состав воздуха и
рассказывают о его значении,
о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть
воздух?»
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в
быту.
Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый
воздух поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт;
умеют использовать свойства
воздуха в быту.
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить
14
Температура
воздуха. Термометр
Формирование представления
о термометре и его
устройстве, формирование
умения измерять температуру
воздуха, читать показания
термометра
Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную
температуру воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные
(со знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры
Движение воздуха в
природе. Ветер
Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком
Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об
использовании силы ветра
человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь
учителя
движение воздуха?
Узнают термометр в
естественных условиях, имеют
представление о назначении
термометра; умеют читать
показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной
жизни (одежда – температура
воздуха).
Записывают в тетрадь с
помощью цифр и знаков
показания термометра
Рассказывают о движении
воздуха разной силы
(ветер, ураган, шторм),
называют причины появления
ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают свойства
кислорода и наличие
представлений об
использовании свойств
кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют схему «Состав
воздуха»
15
Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа
и азот к газам, входящим в
состав воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав
воздуха»
и
подписывают названия газов,
используя предложенный текст
Значение и охрана
воздуха
Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека. Знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты.
Составляют
рассказ
по
рисункам
«Как
человек
использует воздух»
Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль
углекислого газа в жизни
растений и имеют
представления об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
Рассказывают о роли воздуха
для жизни на Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и
человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
16
8
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи
1
Формирование представления
о полезных ископаемых, их
видах и значении
9.
Охрана полезных
ископаемых
1
Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых
Полезные
ископаемые
Имеют
представление
о
назначении
полезных
ископаемых.
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей тетради
Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.
Называют полезные
ископаемые; выделяют
признаки полезных
ископаемых; относят полезные
ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые»
в
рабочей
тетради. Приводят примеры
Называют полезные
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают о
ископаемые; знают способы
необходимости охраны
охраны полезных
полезных ископаемых.
ископаемых.
Составляют рассказ по
Вставляют в текст карточки
плану и с опорой на
пропущенные слова,
предложения, предложенные используя слова для справок
учителем об охране полезных
ископаемых
Имеют
представления
о Узнают и называют полезные
полезных ископаемых, их ископаемые. Проводят
значении для людей.
классификацию полезных
Составляют устный рассказ ископаемых.
ободном
из
полезных Относят полезные
ископаемых по плану и ископаемые к различным
опорным предложениям
группам, объясняют свой
выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по
их охране.
Составляют устный рассказ
17
10
11.
Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов
Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных
Рассказывают о воде в
природе; о значении воды
для растений, животных,
человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для
жизни нужна вода
Свойства воды
Формирование представлений о
свойствах воды.
Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок;
подписывают рисунки,
записывают выводы в
тетрадь по проведенным
опытам
Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода
Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах
Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами
1
об одном из полезных
ископаемых
по
плану,
используя статью учебника
Узнают на рисунках и
фотографиях и называют
воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки,
используя слова для справок:
где встречается вода в
природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Узнают и называют свойства
воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и
использование этих свойств в
быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют
их;
имеют представления о
назначении растворов;
18
12.
Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды
1
Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды
Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют
признаки мутной и чистой
воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают
его
выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные
знания при выполнении
практических работ
(создание растворов –
сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества»
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по
очистке мутной воды
19
13
Три состояния воды.
Температура и ее
измерение
1
Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды: твердое, газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра
14
Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании
1
Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры
Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании
Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры
воды).
Проводят опыты по
изучению свойств твердой,
жидкой и газообразной воды;
измеряют температуру воды
термометром; записывают
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют
состояния воды в
естественных условиях и на
картинах; выделяют
существенные признаки воды
при замерзании и
нагревании; умеют
использовать полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку
в рабочую тетрадь: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении и
замерзании
20
15.
Вода в природе
1
Воды суши: ручьи,
реки
16.
Озера, болота,
пруды
1
Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о круговороте
воды в природе
Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова
Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоёмов
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов
Формирование представлений о
водах суши: озера, болота, пруды
Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости.
По схеме называют
изменения в природе во
время круговорота;
вставляют в текст
пропущенные слова
Рассказывают об
образовании рек и ручьёв.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют
правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши»
Рассказывают о внешнем
виде озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о
значении изученных
водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
21
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах
17.
Моря и океаны
1
Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании
18.
Охрана воды
1
Формирование представлений об
охране воды и мерах,
принимаемых по охране водоемов
19.
Равнины, холмы,
овраги
1
Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
Узнают моря и океаны на
иллюстрациях
и
фотографиях;
называют
изученные
объекты;
рассказывают
об
использовании
изученных
водоемов.
Рассматривают рисунки в
рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают
свой вывод. Сравнивают
водоемы, называют
отличительные их признаки.
На основании сравнения
заполняют таблицу
Рассказывают о внешнем
виде морей и океанов, их
основных признаках, о
значении изученных
водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование
воды человеком»; составляют
рассказ по схеме «Значение
моря для человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания
об охране воды на практике.
Составляют памятку
«Правила поведения у
водоемов»; рисуют в тетради
опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Узнают и называют формы Выделяют существенные
поверхности
(равнины, признаки изученных форм
22
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради
«Поверхности
суши», используя помощь
учителя
поверхности суши; называют
холмы и овраги, известные из
личного опыта.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности
суши», соединяют стрелками
слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют существенные
признаки гор. Рассказывают
о занятиях людей в горах.
Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и
занятиями населения.
Называют горы, известные из
личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему
их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют
вещества, входящие в состав
почвы и их значение.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Состав почвы»
20
Горы
1
Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах
Узнают и называют горы на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и
раскрашивают рисунки, как
люди используют горы
21
Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы
1
Формирование представлений о
почве, ее образовании.
Знакомство с составом почвы:
перегной, песок, глина, вода,
воздух, минеральные соли.
Закрепление знания о роли почвы
в жизни растений
Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают
в почве; подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не
Называют виды почв и их
Разнообразие почв
Формирование представлений о
23
Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы
22
Охрана почвы
1
видах почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с особенностями
почв.
менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв
Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении
Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных частей почвы,
которые необходимы для
жизни растений
Закрепление представлений о
значении почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв
Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве
основные признаки;
выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.
Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой
Называют способы
обработки почвы в
зависимости от сезона;
имеют представления о
взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы на
практике.
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная
Называют вредные
воздействия на почву:
костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер;
называют меры,
принимаемые для охраны
почв.
Обводят рисунки, на которых
24
показано, как человек
заботиться о почве,
обосновывают свой выбор
Есть на Земле страна Россия- 10 часов
Формирование представлений о
Называют название своей
России, размере территории,
страны. Рассказывают, какие
климате, рельефе
формы поверхности есть в
России.
Рисуют
Государственный
флаг России в тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства,
в
котором
живут, записывают его в
клеточки
23
Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой
1
24
Моря и океаны,
омывающие берега
России
1
Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России
25
Горы и равнины на
территории нашей
страны
1
Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы
Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло,
солнце,
пляж).
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
названием океанов
Узнают на иллюстрациях
различные
формы
поверхности
–
горы,
равнины; рассказывают, что
на территории России
Называют особенности
климата и рельефа России;
узнают на карте России реки
и сушу (по цвету);
устанавливают причинноследственные зависимости
между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом.
Записывают в тетради свой
адрес
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки.
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками название моря с
его характеристикой
Называют горы и равнины
России: ВосточноЕвропейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские
25
находятся горы и равнины.
Подчеркивают
слова,
которые обозначают формы
земной
поверхности
на
карточке
Реки и озера России
Знакомство с реками и озёрами
России. Знакомство с
крупнейшими реками России
26
Москва – столица
России
1
Формирование представления о
столице России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт
27
Санкт-Петербург
1
Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
28
Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
1
Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
Узнают на иллюстрациях
реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают
обобщающие
слова
к
перечисленным
названиям рек и озер
Называют
достопримечательности
Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы
горы. Рассказывают об их
основных признаках.
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор
России, используя слова для
справок
Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера
России»
Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные
виды транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности
Москвы
Узнают
и
называют Узнают и называют Санктдостопримечательности
Петербург на картинках и
Санкт-Петербурга:
иллюстрациях, рассказывают
разводные мосты, Дворцовая об его основных
площадь – на иллюстрациях достопримечательностях
и фотографиях
Называют города Золотого Называют города «Золотого
кольца:
Ярославль, кольца»: Ярославль,
Владимир,
Ростов. Владимир, Ростов.
26
кольца»
народные промыслы
29
Население и народы
России
1
Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве
30
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний: поверхность,
водоёмы, растительный и
животный мир
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя.
Выполняют
задание:
соединяют
линиями,
с
именем каких великих людей
связаны названия городов
Называют основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле,
театр; собор и Золотые
ворота во Владимире;
Ростовский кремль.
Вписывают в таблицу
названия некоторых
достопримечательностей
городов Золотого кольца
Называют
отдельных Называют представителей
представителей
народов народов России.
России.
Рассказывают о традициях,
Называют места, где
обычаях населения России;
проживает население России. занятиях городского и
Узнают на иллюстрациях и
сельского населения.
называют городское и
Заполняют схему «Население
сельское население.
нашей страны»; определяют,
Заполняют схему «Население какие рисунки подходят к
нашей страны», используя
стихотворениям
помощь учителя
Называют основные
Показывают на карте
географические объекты и
основные географические
особенности своей
объекты и особенности
местности: поверхность,
своей местности:
водоёмы с опорой на
поверхность, водоёмы.
учебник. Называют
Рассказывают о
представителей
представителях
растительного и животного
растительного и животного
мира своего региона
мира своего региона
27
31
Экскурсия
1
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона
32
Экскурсия
1
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о
важнейших географических
объектах региона
Называют и посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона
33
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия»
1
34
Неживая природа.
Обобщающий урок
1
Повторение – 2 часа
Закрепление знаний о России:
Называют отдельные города
формах рельефа, водоемах,
России, отдельных
городах, населении
представителей народов
России
Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным
группам (вода, воздух,
полезные ископаемые,
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
картинах, схемах и в
натуральном виде; относят
предметы неживой природы
к разным группам (вода,
28
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека
воздух, полезные
ископаемые, почва);
выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой
природой; соблюдают
правила безопасного
поведения в природе
29
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.:
Академия,2000. – С152-172.
2. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания
умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
3.
Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
4. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность
обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
5. Рабочие программы по предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9
классы. Природоведение. Биология. География/ [Т.М. Лифанова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 310 с.
6. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения
2. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков природоведения
30