Математика - 5 класс инд.обуч

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 104 от 28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 5 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п.Совхозный,2025

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 51 час в год.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных
этапах обучения.
Задачи обучения:
 формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
 коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;

2

 воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе
определяет следующие задачи:
 формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;
 формирование умений устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000;
 совершенствование умений выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
 формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по
числителю и знаменателю;
 формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;
 формирование умений выполнять умножение и деление двузначных
чисел на однозначное число, приёмами устных и письменных вычислений;
 формирование умений выполнять округление чисел до десятков, сотен;
 совершенствовать умения выполнять простые задачи на сравнение
чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз
больше (меньше…?)»;
 формирование умений составлять решать задачи по краткой записи;
 формирование умения решать составные арифметические задачи в 23 действия;
 формирование умений выполнять построение треугольника по трём
заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
 формирование умений выполнять построение окружности, круга;
линий в круге (радиус, окружность, хорда);
 формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямоугольник, квадрат);

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимание и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
 словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);
 наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений);
 предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
 частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы);

4

 исследовательские (проблемное изложение);
 система специальных коррекционно – развивающих методов;
 методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
 методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
 методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№

Количество Контрольные

Название раздела, темы

п/п
1

Нумерация. Сотня. Арифметические

часов

работы

15

1

20

1

10

1

9

1

51

4

действия чисел в пределах 100
2

Тысяча. Нумерация чисел в пределах
1 000

3

Сложение и вычитание чисел в
пределах
1 000 с переходом через разряд

4

Умножение и деление чисел в
пределах
1 000
Итого:

5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 овладение социально – бытовыми навыками, используемых в повседневной жизни;
 овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
 уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том
числе с использованием калькулятора);
 уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью
чисел;
 уметь определять разряды в записи трёхзначного числа, называть их
(сотни, десятки, единицы);
 уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые
сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);
 знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотношений (с помощью учителя);
 знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен,
замены нескольких купюр одной;

6

 знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа (с
опорой на образец);
 уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
 уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приёмов письменных вычислений;
 уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приёмами письменных
вычислений;
 уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без
остатка;
 уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число приёмами письменных вычислений (с помощью учителя),
с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе;
 знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать;
 уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя);
 уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во
сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя);
 уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого (с помощью учителя);
 уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);
 уметь различать виды треугольников в зависимости от величины углов;

7

 уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью линейки;
 знать радиус и диаметр окружности круга.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке;
 знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
 уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том
числе с использование калькулятора);
 знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000;
 уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000;
 уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения
чисел;
 уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
 уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен;
 знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа;
 знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотношений;
 знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен,
замены нескольких купюр одной;
 уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);
 уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на
основе приёмов устных и письменных вычислений;
 уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд приёмами устных вычислений;

8

 уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд приёмами письменных вычислений с последующей
проверкой; без остатка и с остатком;
 уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число приёмами письменных вычислений;
 знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные
дроби);
 уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
 уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?»;
 уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во
сколько раз больше (меньше…?)»;
 уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
 уметь решать составные арифметические задачи в 2 – 3 действия;
 уметь различать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
 уметь выполнять построение треугольника по трём заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
 знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные обозначения;
 уметь вычислять периметр многоугольника.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;

9

 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
 умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
 умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
 правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
 правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:

10

 при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
 при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов
вслух, опоре на образы реальных предметов;
 при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
 с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
 выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 при незначительной помощи учителя или одноклассников дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
 производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
 понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
 узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя

11

или одноклассников, или с использованием записей и чертежей в тетрадях,
в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
 правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.

12

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Нумерация. Сотня. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд – 15 часов
1

Устная и письменная
нумерация чисел в
пределах 100

1

2

Таблица разрядов
(сотни, десятки, единицы)

1

Закрепление представлений о числах
в пределах 100 (закрепление умений
записывать и сравнивать числа в
пределах 100)
Счет единицами, десятками в пределах 100
Состав двузначных чисел из десятков
и единиц
Числовой ряд в пределах 100
Место каждого числа в числовом ряду
Сравнение и упорядочение чисел
Знакомство с таблицей разрядов
класса единиц, (сотни, десятки, единицы)
Разряды, их место в записи числа
Называние разрядов и классов чисел,
запись числа в разрядную таблицу

Читают, записывают, сравнивают числа в пределах 100
(с помощью учителя)
Считают единицами, десятками в пределах 100
Сравнивают и упорядочивают числа (с помощью учителя)

Читают, записывают,
сравнивают числа в пределах 100
Считают единицами, десятками в пределах 100
Называют состав двузначных чисел из десятков и
единиц.
Сравнивают и упорядочивают числа

Называют разряды и классы
чисел по опорной таблице
«Классов и разрядов»
Определяют сколько единиц,
десятков, сотен каждого разряда содержится в числе, записывают числа в разрядную
таблицу по наглядной и словесной инструкции учителя

Называют разряды и классы чисел по опорной таблице «Классов и разрядов»
Определяют сколько единиц, десятков, сотен каждого разряда содержится в
числе, записывают числа в
разрядную таблицу

13

3

Сложение и вычитание чисел в пределах
100 (числовые выражение со скобками
и без скобок)

1

Закрепление нахождения значения
числового выражения со скобками и
без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание)
Решение составных задач по краткой записи

4

Арифметические
действия с числами
(умножение и деление)

1

5

Геометрический материал
Линия, отрезок, луч

1

Закрепление табличного умножения
и деления
Взаимосвязь умножения и деления
(проверка умножения умножением и
делением, и проверка деления умножением и делением)
Решение примеров типа: 2 х 6 = 12
12 : 2 = 6
12 : 6 = 2
Решение простых задач (на деление
на равные части)
Решение составных задач с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)»
Повторение геометрических понятий: «точка», «прямая», «кривая»,
«отрезок», «луч», «ломаная», закрепить нахождение длины ломаной
линии
Построение линий (прямой линии,
луча, отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой ломаной)

Называют компоненты сложения и вычитания, (с опорой на
памятку)
Производят порядок действий
выражений без скобок с опорой на образец
Решают составные задачи по
краткой записи (с помощью
учителя)
Называют компоненты при
умножении и делении
Решают примеры на умножение и деление (с опорой на
таблицу умножения)
Выполняют проверку умножения и деления двумя способами (проверка умножения
умножением и делением, и
проверка деления умножением
и делением), по образцу
Решают простые задачи (на
деление на равные части)
Называют виды линий с опорой на памятку
Выполняют построение отрезков указанной длины, ломаных линий, обозначают их
буквами (по словесной инструкции учителя),
пользуются чертежными инструментами

Называют компоненты
сложения и вычитания
Производят порядок
действий выражений без
скобок с опорой на образец
Решают составные по
краткой записи задачи
Называют компоненты
при умножении и делении
Решают примеры на
умножение и деление
Выполняют проверку
умножения и деления
двумя способами (проверка умножения умножением и делением, и
проверка деления умножением и делением)
Решают составные задачи в 2 действия
Называют виды линий
Выполняют построение
отрезков указанной длины, ломаных линий, обозначают их буквами,
пользуются чертежными
инструментами (линейка, угольник, циркуль)

14

6

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин одной мерой (длина, стоимость, время)

1

Закрепление мер измерения длины
(1м, 1см, 1мм)
Запись чисел, полученных при измерении длины от наименьшего к
большему
Решение примеров на сложение и
вычитание чисел одной мерой измерения (длина)
Решение числовых выражений в 2
действия со скобками и без (сложение, вычитание, умножение, деление)

Называют меры измерения, с
опорой на образец
Записывают числа, полученные при измерении длины от
наименьшего к большему, с
помощью учителя
Решают примеры на сложение
и вычитание одной мерой измерения длины
Производят порядок действий
выражений без скобок с опорой на образец

Называют меры измерения.
Записывают числа, полученные при измерении
длины от наименьшего к
большему
Решают примеры на
сложение и вычитание
одной мерой измерения
длины
Производят порядок
действий выражений без
скобок

7

Меры измерения
Центнер

1

Знакомство с мерой измерения
(центнер)
1ц = 100 кг
Сравнение
именованных
чисел
(центнер, килограмм)
Решение примеров в 2 арифметических действия, без скобок (сложение,
вычитание, умножение, деление)
Решение составных задач с именованными числами (ц, кг)

Называют меру измерения
(центнер - килограмм)
Выполнят сравнение именованных чисел
Решают примеры на сложение
и вычитание, умножение и деление (с опорой на таблицу
умножения)
Решают составные задачи с
именованными числами (ц,
кг), с помощью учителя

Называют меру измерения (центнер - килограмм)
Выполнят сравнение
именованных чисел
Решают примеры на
сложение и вычитание,
умножение и деление
Решают составные задачи с именованными числами (ц, кг)

8

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин двумя ме-

1

Знакомство с алгоритмом сложения и
вычитания чисел, полученных при
измерении величин двумя мерами
(стоимость, длина, масса), устные

Знакомятся с алгоритмом
сложения и вычитания чисел,
полученных при измерении
величин двумя мерами (стои-

Знакомятся с алгоритмом сложения и вычитания чисел, полученных
при измерении величин

15

рами (устные вычисления)

9

Входная контрольная работа по теме:
«Все действия с
числами в пределах
100»
Работа над ошибка
ми
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин двумя мерами (устные вычисления)

вычисления
Решение примеров на сложение и
вычитание с мерами измерения.
Решение простых и составных задач
с мерами измерения на нахождение
остатка

1

мость, длина, масса)
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
с двумя мерами измерения величин (стоимость, длина, масса), с опорой на образец
Решают простые задачи с мерами измерения на нахождение разности (остатка)

двумя мерами (стоимость, длина, масса)
Выполняют решение
примеров на сложение и
вычитание с двумя мерами измерения величин
(стоимость, длина, масса)
Решают составные задачи с мерами измерения
на нахождение разности
(остатка)

Оценивание и проверка уровня зна- Выполняют задания конний обучающихся по теме: «Все дей- трольной работы (с помощью
ствия с числами в пределах 100»
калькулятора) Понимают инструкцию к учебному заданию

Выполняют задания контрольной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Выполнение работы над ошибками
Закрепление приёма сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин двумя мерами (стоимость, длина, масса), устные вычисления
Решение примеров на сложение и
вычитание с мерами измерения (с последующим сравнением)
Решение простых и составных задач
с мерами измерения

Выполняют работу над
ошибками, корректируют свою деятельность с
учетом выставленных
недочетов
Знакомятся с алгоритмом сложения и вычитания чисел, полученных
при измерении величин
двумя мерами (стоимость, длина, масса)
Выполняют решение
примеров на сложение и

Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов
Знакомятся с алгоритмом
сложения и вычитания чисел,
полученных при измерении
величин двумя мерами (стоимость, длина, масса)
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
с двумя мерами измерения величин (стоимость, длина, мас-

16

са), с опорой на образец
Решают простые задачи с мерами измерения величин
(длина)

10

Геометрический материал
Углы

1

Виды углов
Построение прямого угла с помощью
чертежного угольника.
Построение острого, тупого углов

Выполняют построение прямых, острых и тупых углов
Находят углы каждого вида в
предметах класса
Выполняют построение прямого угла с помощью чертёжного угольника

11

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Знакомство с правилом нахождения
неизвестного слагаемого
Решение примеров с неизвестным
слагаемым, обозначенным буквой х
Проверка правильности вычислений
по нахождению неизвестного слагаемого
Решение простых арифметических
задач на нахождение неизвестного
слагаемого: краткая запись задачи,
решение задачи с проверкой

Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестного компонента слагаемого, по опорной схеме
Решают примеры, записывают
уравнение, проводят проверку
Решают задачи на нахождение неизвестного компонента
слагаемого, с помощью учителя

вычитание с двумя мерами измерения величин
(стоимость, длина, масса)
Решают составные задачи с мерами измерения
величин (длина) по краткой записи
Выполняют построение
прямых, острых и тупых
углов
Находят углы каждого
вида в предметах класса
Сравнивают углы по величине
Выполняют построение
прямого угла с помощью
чертёжного угольника
Воспроизводят в устной
речи правило нахождения неизвестного компонента слагаемого
Решают примеры, записывают уравнение, проводят проверку
Решают задачи на
нахождение неизвестного компонента слагаемого

17

12

Нахождение неизвестного уменьшаемого

1

13

Нахождение
неизвестного вычитаемого

1

14

Самостоятельная
работа по теме
«Нахождение неизвестных компонентов слагаемого,
вычитаемого,
уменьшаемого»

1

Знакомство с правилом нахождения
неизвестного уменьшаемого
Решение примеров с неизвестным
уменьшаемым, обозначенным буквой
х
Проверка правильности по нахождению неизвестного уменьшаемого
Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного
уменьшаемого: краткая запись задачи,
решение задачи с проверкой
Знакомство с правилом нахождения
неизвестного вычитаемого
Решение примеров с неизвестным
вычитаемым, обозначенным буквой х
Проверка правильности по нахождению неизвестного вычитаемого
Решение простых арифметических
задач на нахождение неизвестного
вычитаемого: краткая запись задачи,
решение задачи с проверкой

Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестного компонента уменьшаемого, по опорной схеме
Решают примеры, записывают
уравнение, проводят проверку
Решают задачи на нахождение
неизвестного компонента
уменьшаемого, с помощью
учителя

Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Нахождение неизвестных компонентов слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого»

Выполняют задания самостоятельной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестного компонента вычитаемого, по опорной схеме
Решают примеры, записывают
уравнение, проводят проверку
Решают задачи на нахождение
неизвестного компонента вычитаемого, с помощью учителя

Воспроизводят в устной
речи правило нахождения неизвестного компонента уменьшаемого
Решают примеры, записывают уравнение, проводят проверку
Решают задачи на
нахождение неизвестного компонента уменьшаемого
Воспроизводят в устной
речи правило нахождения неизвестного компонента вычитаемого
Решают примеры, записывают уравнение, проводят проверку
Решают задачи на
нахождение неизвестного компонента вычитаемого
Выполняют задания самостоятельной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

18

Работа на ошибками
Нахождение
неизвестных компонентов (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое)

15

Геометрический материал
Многоугольники

1

Выполняют работу над ошибками
Закрепление приёма нахождения неизвестных компонентов (слагаемого,
уменьшаемого, вычитаемого)
Решение примеров с неизвестными
компонентами (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого), обозначенными буквой х
Проверка правильности решения
Решение простых арифметических
задач на нахождение неизвестных
(слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого): краткая запись задачи, решение задачи с проверкой

Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов
Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестных компонентов (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое), по опорной схеме
Решают примеры, записывают
уравнение, проводят проверку
Решают задачи на нахождение
неизвестных компонентов с
помощью учителя

Различие многоугольников по длинам сторон и величине углов
Построение и измерение длин сторон, получившихся многоугольников
Решение примеров на сложение и
вычитание с числами, полученными
при измерении длины

Называют виды многоугольников
Выполняют построение многоугольников и измеряют
длину сторон, с помощью линейки и чертёжного угольника
(с помощью учителя)
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
с числами, полученными при
измерении (лёгкие случаи)

Выполняют работу над
ошибками, корректируют свою деятельность с
учетом выставленных
недочетов
Воспроизводят в устной
речи правило нахождения неизвестных компонентов (слагаемое,
уменьшаемое, вычитаемое)
Решают примеры, записывают уравнение, проводят проверку
Решают задачи на
нахождение неизвестных
компонентов
Называют виды многоугольников
Выполняют построение
многоугольников и измеряют длину сторон, с
помощью линейки и чертёжного угольника
Выполняют решение
примеров на сложение и
вычитание с числами,
полученными при измерении двумя мерами

19

16

Нумерация чисел в
пределах 1 000
Круглые сотни

1

17

Получение полных
трёхзначных чисел в
пределах 1 000

1

Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000 – 18 часов
Знакомство с числовым рядом (круг- Читают, записывать, сравниЧитают, записывать,
лые сотни) в пределах 1 000
вают числа в пределах
сравнивают числа в преПолучение тысячи из круглых сотен
1 000
делах
Счет сотнями до тысячи в прямом и
Считают сотнями до тысячи в 1 000
обратном порядке
прямом и обратном порядке
Считают сотнями до тыЗнакомство с купюрой номиналом
Знакомятся с купюрой номисячи в прямом и обрат1 000 р. (размен купюр 1000 р. купюналом
1
000
р.,
производят
ном порядке
рами по 100 р.)
Знакомятся с купюрой
размен купюр 1 000 р. купюноминалом 1 000 р., прорами по 100 р., с помощью
изводят размен купюр
учителя
1 000 р. купюрами по
100 р
Запись полных трехзначных чисел
Записывают полные трёхзнач- Записывают полные
3 сот. – это 300
ные числа по образцу (3 сот. – трёхзначные числа (3
4 сот. – это 400
это 300;
сот. – это 300; 4 сот. –
Сравнение чисел в пределах 1 000, 4 сот. – это 400)
это 400)
полученных при измерении стоимо- Сравнивают числа в пределах Сравнивают числа в прести
1 000, полученных при измеделах
Решение примеров на сложение и рении стоимости
1 000, полученных при
вычитание круглых сотен
Выполняют решение примеизмерении стоимости
Решение простых и составных ариф- ров на сложение и вычитание
Выполняют решение
метических задач практического со- круглых сотен
примеров на сложение и
держания на нахождение стоимости
Решают простые арифметиче- вычитание круглых соские задачи на нахождение
тен
стоимости в
Решают составные
1 действие
арифметические задачи
на нахождение стоимости в
2 действия

20

18

Трёхзначные числа в
пределах 1 000
Таблица классов и
разрядов

1

Знакомство с трёхзначным числами
(сотни, десятки, единицы)
Чтение и запись трёхзначных чисел
Представление чисел в виде суммы
разрядных слагаемых
Разложение трёхзначных чисел на
разрядные слагаемые (сотни, десятки, единицы)
Чтение и запись трёхзначных чисел в
таблицу классов и разрядов

20

Получение чисел из
разрядных слагаемых

1

Сложение чисел на основе разрядного состава чисел, примеры вида:
(500 + 30 + 8; 400 + 2; 200 + 60)
Решение примеров на сложение и
вычитание круглых сотен и десятков.
Решение составных задач с мерами
измерения стоимости на нахождение
произведения (стоимости) и нахождение суммы в 2 – 3 действия

21

Числовой ряд в пределах 1 000

1

Знакомство с числовым рядом в пределах 1 000
Место каждого числа в числовом ряду
Получение следующего, предыдущего чисел

Читают и записывают трёхзначные числа по образцу в
учебнике (234,428,529)
Называют разряды и классы
чисел по опорной таблице
«Классов и разрядов»
Определяют сколько единиц,
десятков, сотен, тысяч каждого разряда содержится в числе,
записывают числа в разрядную таблицу по наглядной и
словесной инструкции учителя
Выполняют сложение чисел
на основе состава чисел
(400 + 2; 200 + 60).
Решают примеры на сложение
и вычитание круглых сотен и
десятков
Решают составные задачи с
мерами измерения стоимости
в 2 действия (с помощью учителя)

Считают, присчитывают, отсчитывают разрядные единицы в пределах 1 000 (устно и с
записью чисел), с опорой на
образец
Сравнивают числа в пределах

Читают и записывают
трёхзначные числа под
диктовку
Называют разряды и
классы чисел по опорной
таблице «Классов и разрядов»
Определяют сколько
единиц, десятков, сотен,
тысяч каждого разряда
содержится в числе, записывают числа в разрядную таблицу
Выполняют сложение
чисел на основе состава
чисел
(500 + 30 + 8; 400 + 2;
200 + 60)
Решают примеры на
сложение и вычитание
круглых сотен и десятков
Решают составные задачи с мерами измерения
стоимости в 2 - 3 действия
Считаю, присчитывают,
отсчитывают разрядные
единицы в пределах 1
000 (устно и с записью
чисел) Сравнивают и
упорядочивают числа в

21

22

Арифметические
действия с трёхзначными числами

1

23

Округление чисел до
десятков

1

Округление чисел до
сотен

Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными
единицами (по 1 ед., 1дес., 1 сот.)
устно и с записью чисел
Сравнение и упорядочивание чисел в
пределах 1 000
Представление чисел в виде суммы
разрядных слагаемых (487 = 400 + 80
+ 7)
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 на основе присчитывания, отсчитывания по 1, 10, 100
Решение простых составных арифметических задач на нахождение разности (остатка)

1 000

пределах
1 000

Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых
(487 = 400 + 80 + 7), с опорой
на образец
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 1 000
на основе присчитывания и
отсчитывания по 1, 10
Решают простые арифметические задачи

Ознакомление с округлением чисел
до десятков
Знакомство со знаком округления
(«≈»)
Округление чисел до десятков.
Решение примеров на сложение и
вычитание трёхзначных чисел (с
округлением конечного результата)

Округляют числа в пределах
1 000 до указанного разряда
десятков (с помощью учителя)
Используют в записи знак
округления («≈»)
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
трёхзначных чисел (без округления конечного результата)

Ознакомление с округлением чисел
до сотен
Знакомство со знаком округления
(«≈»)
Округление чисел до сотен

Округляют числа в пределах
1 000 до указанного разряда
сотен (с помощью учителя)
Используют в записи знак
округления («≈»)

Представляют числа в
виде суммы разрядных
слагаемых
(487 = 400 + 80 + 7)
Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах 1 000 на основе
присчитывания и отсчитывания по 1, 10, 100.
Решают составные
арифметические задачи
Округляют числа в пределах 1 000 до указанного разряда десятков
Используют в записи
знак округления («≈»)
Выполняют решение
примеров на сложение и
вычитание трёхзначных
чисел (с округлением
конечного результата)
Округляют числа в пределах 1 000 до указанного разряда сотен
Используют в записи
знак округления («≈»)
22

Решение примеров на сложение и Выполняют решение примевычитание трёхзначных чисел (с ров на сложение и вычитание
округлением конечного результата)
трёхзначных чисел (без округления конечного результата)
24

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000»
Работа над ошибками
Круг
Окружность

1

25

Меры измерения
массы
Грамм (1 кг = 1000г)

1

Выполняют решение
примеров на сложение и
вычитание трёхзначных
чисел (с округлением
конечного результата)
Оценивание и проверка уровня зна- Выполняют задания конВыполняют задания конний обучающихся по теме: «Все дей- трольной работы (с помощью трольной работы
ствия с числами в пределах 100»
калькулятора) Понимают инПонимают инструкцию к
струкцию к учебному заданию учебному заданию
Выполняют работу над ошибками.
Различают понятия: окружРазличают, используют в
Замкнутые и незамкнутые кривые
ность, круг
речи понятия: окружлинии: окружность, круг
Выполняют построение
ность, круг
Построение окружности с данным
окружности с помощью цирВыполняют построение
радиусом
куля, с данным радиусом
окружности с данным
Построение окружностей с радиусарадиусом, с радиусами,
ми, равными по длине, разными по
равными по длине, раздлине
ными по длине
Знакомство с мерой измерения грамм Называют меру измерения
Называют меру измере1кг = 1000 г
(центнер - килограмм)
ния (центнер - килоСравнение именованных чисел
Выполнят сравнение именограмм)
(грамм, килограмм)
ванных чисел
Выполнят сравнение
Решение примеров в 2 арифметичеРешают примеры в 2 арифме- именованных чисел
ских действия, без скобок (сложение, тических действия на сложеРешают примеры в 2
вычитание), с числами выраженной
ние и вычитание, умножение и арифметических дейодной мерой измерения (кг, грамм.)
деление (с опорой на таблицу ствия на сложение и выРешение составных задач с именоумножения)
читание, умножение и
ванными числами (грамм, кг) на
Решают составные задачи с
деление
нахождение суммы и остатка
именованными числами (ц,
Решают составные задакг), с помощью учителя
чи с именованными числами (ц, кг)

23

26

Сложение и вычитание чисел в пределах
1 000 без перехода
через разряд (устные
вычисления)

1

27

Сложение и вычитание круглых сотен

1

Разложение чисел в виде суммы
разрядных слагаемых вида:
(234 = 200 + 30 + 4; 340 = 300 + 40)
Получение чисел из разрядных
слагаемых, примеры вида:
400 + 20 + 5 = 425
400 + 20 = 420
400 + 5 = 405
Решение примеров на сложение и
вычитание трёхзначных чисел в
пределах 1 000 без перехода через
разряд
Решение и составление арифметических задач практического содержания по краткой записи на
нахождение суммы, остатка

Получают числа из разрядных
слагаемых, примеры вида:
400 + 20 + 5 = 425
400 + 20 = 420
400 + 5 = 405
Выполняют решение примеров
на сложение и вычитание
трёхзначных чисел в пределах
1 000 без перехода через разряд
Решают арифметические задачи практического содержания
на нахождение суммы, остатка
(с помощью учителя)

Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых вида:
(234 = 200 + 30 + 4; 340 =
300 + 40)
Получают числа из разрядных слагаемых, примеры
вида:
400 + 20 + 5 = 425
400 + 20 = 420
400 + 5 = 405
Выполняют решение примеров
на сложение и вычитание
трёхзначных чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд
Решают и составляют
арифметические задачи
практического содержания
по краткой записи на
нахождение суммы, остатка
Чтение и запись круглых сотен в Читаю, записываю круглые Читаю, записываю круглые
пределах 1 000
сотни в пределах 1 000
сотни в пределах 1 000
Решение примеров на сложение и Решают примеры на сложение Решают примеры на сложевычитание круглых сотен, с запи- и вычитание круглых сотен, с ние и вычитание круглых
сью примера в строчку
записью примера в строчку.
сотен, с записью примера в
Примеры вида:
Примеры вида:
строчку
5 сот. + 3 сот. = 8 сот
5 сот. + 3 сот. = 8 сот
Примеры вида:
500 + 300 = 800
500 + 300 = 800
5 сот. + 3 сот. = 8 сот
600 – 200 = 400
600 – 200 = 400
500 + 300 = 800
6 сот. – 2 сот. = 4 сот
6 сот. – 2 сот. = 4 сот
600 – 200 = 400

24

28

Сложение и вычитание трёхзначных чисел и круглых десятков

Сложение и вычитание трёхзначных и
однозначных чисел в
пределах 1 000

1

Решение и составление арифметических задач практического содержания по краткой записи на
нахождение суммы, остатка

(по образцу)
6 сот. – 2 сот. = 4 сот
Решают арифметические задачи практического содержания
на нахождение суммы, остатка
(с помощью учителя)

Закрепление приёма сложения и
вычитания трёхзначных чисел и
круглых десятков
Примеры вида:
(430 + 20 = 450; 430 – 20 = 410)
Счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 50 устно и с
записью чисел
Решение примеров на сложение и
вычитание трехзначных чисел и
круглых десятков, приёмами устных вычислений (с записью примера в строчку)
Сравнение числовых выражений

Присчитывают, отсчитывают
до 1 000 и от 1 000 числовыми
группами по 20, 50 устно и с
записью чисел
Выполняют решение примеров
на сложение и вычитание
трехзначных чисел и круглых
десятков, приёмами устных
вычислений (с записью примера в строчку)
Примеры вида:
(430 + 20 = 450; 430 – 20 =
410)
по образцу

Ознакомление с приёмом сложения и вычитание трёхзначных и
однозначных чисел
Примеры вида:
123 + 2 = 125 123 – 2 = 121

Знакомятся с приёмом сложения и вычитания трёхзначных
и однозначных чисел
Примеры вида:
123 + 2 = 125 123 – 2 = 121

Присчитывают, отсчитывают
до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 50
устно и с записью чисел
Выполняют решение примеров
на сложение и вычитание
трехзначных чисел и круглых десятков, приёмами
устных вычислений (с записью примера в строчку)
Примеры вида:
(430 + 20 = 450; 430 – 20 =
410)
Выполняют сложение и вычитание числовых выражений, сравнивают полученные ответы с данными числами
Знакомятся с приёмом сложения и вычитания трёхзначных и однозначных чисел
Примеры вида:

25

29

Сложение и вычитание неполных трёхзначных чисел в
пределах 1 000

1

30

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание
чисел без перехода
через разряд»

1

Решение примеров на сложение и
вычитание трёхзначных и однозначных чисел
Решение составных задач практического содержания на нахождение произведения (стоимости) и
нахождение суммы

Решают примеры на сложение
и вычитание трёхзначных и
однозначных чисел (по образцу)
Решают составные задачи
практического содержания на
нахождение произведения
(стоимости) и нахождение
суммы (с помощью учителя)

Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с числами в пределах 100»

Выполняют задания контрольной работы (с помощью
калькулятора)
Понимают инструкцию к
учебному заданию

123 + 2 = 125
123 – 2 = 121
Решают примеры на сложение и вычитание трёхзначных и однозначных чисел
Решают составные задачи
практического содержания
на нахождение произведения (стоимости) и нахождение суммы
Представление неполного числа в Представляют неполные числа Представляют неполные
виде суммы разрядных слагаемых: в виде суммы разрядных слачисла
(150 = 100 + 50)
гаемых: (150 = 100 + 50)
в виде суммы разрядных
Ознакомление с приёмом сложе- по образцу
слагаемых: (150 = 100 + 50)
ния и вычитание неполных чисел
Выполняют решение примеВыполняют решение приРешение примеров на сложение и ров на сложение и вычитание
меров на сложение и вычивычитание неполных трёхзначных неполных трёхзначных чисел
тание неполных трёхзначчисел
Примеры вида:
ных чисел
Примеры вида:
230 + 150 = 380
Примеры вида:
230 + 150 = 380
370 – 230 = 140
230 + 150 = 380
370 – 230 = 140
Решают составные арифмети- 370 – 230 = 140
Решение составных арифметиче- ческие задачи практического
Решают составные арифмеские задач практического содер- содержания с постановкой во- тические задачи практичежания с постановкой вопроса к проса к задаче на нахождение ского содержания с постазадаче на нахождение суммы, суммы, остатка (с помощью
новкой вопроса к задаче на
остатка
учителя)
нахождение суммы, остатка
Выполняют задания контрольной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

26

Работа над ошибками
Сложение и вычитание полных трёхзначных чисел в
пределах 1 000

Выполняют работу над ошибками
Представление полного числа в
виде суммы разрядных слагаемых:
(156 = 100 + 50 + 6)
Ознакомление с приёмом сложения и вычитание полных чисел
Решение примеров на сложение и
вычитание полных трёхзначных
чисел в пределах 1 000
Примеры вида:
234 + 123 = 357
456 – 312 = 144
Сравнение чисел, полученных при
измерении длины, массы (одной,
двумя мерами)
Решение составных арифметических задач практического содержания на нахождение произведения, остатка

Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов
Представляют полные числа в
виде суммы разрядных слагаемых:
(156 = 100 + 50 + 6)
по образцу
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
полных трёхзначных чисел в
пределах 1 000.
Примеры вида:
234 + 123 = 357
456 – 312 = 144
Сравнивают числа, полученные при измерении времени
одной мерой (кг, г, м, см)
Решают составные арифметические задачи практического
содержания на нахождение
произведения, остатка (с помощью учителя)

Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов.
Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов
Представляют полные числа в виде суммы разрядных
слагаемых:
(156 = 100 + 50 + 6)
по образцу
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание полных трёхзначных
чисел в пределах 1 000
Примеры вида:
234 + 123 = 357
456 – 312 = 144
Сравнивают числа, полученные при измерении времени двумя мерами (кг, г,
м, см)
Решают составные арифметические задачи практического содержания на
нахождение произведения,
остатка

27

31

Геометрический материал
Четырёхугольники
(прямоугольник,
квадрат)

1

Закрепление понятий: основание,
противоположные стороны, противоположные углы, смежные углы
Различение основных свойств четырёхугольников
Выделение из четырехугольников
прямоугольников, квадратов.
Построение прямоугольников,
квадратов по заданным сторонам

32

Мера измерения
длины.
Километр
(1км = 1000 м)

1

Ознакомление с мерой измерения
длины километр 1 км = 1 000 м
Сложение и вычитание чисел с
мерами измерения (км, м)
Решение простых и составных
арифметических задач на нахождение скорости по схематичному
рисунку

Мера измерения
длины
Километр
(1км = 1000 м)

Закрепление меры измерения длины километр 1 км = 1 000 м
Сложение и вычитание с мерами
измерения (км, м), одной, двумя
мерами
Сравнение именованных чисел
одной, двумя мерами
Решение простых и составных
арифметических задач на нахождение скорости по схематичному
рисунку

Различают понятия: основание, противоположные стороны, противоположные углы,
смежные углы
Выделяют прямоугольники,
квадраты называя их основные
свойства
Выполняют построение прямоугольников, квадратов по
заданным сторонам, с помощью учителя
Называют меру измерения километр 1 км = 1000 м, с опорой на таблицу «Мер измерения длины»
Решают примеры на сложение
и вычитание чисел с мерами
измерения (км, м)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
скорости (с помощью учителя)
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
чисел с мерами измерения (км,
м), одной мерой
Сравнивают числа с мерами
измерения длины (км, м), одной мерой измерения
Решают простые арифметические задачи на нахождение
скорости (с помощью учителя)

Различают и используют в
речи понятия: основание,
противоположные стороны,
противоположные углы,
смежные углы
Выделяют прямоугольники,
квадраты называя их основные свойства
Выполняют построение
прямоугольников, квадратов по заданным сторонам
Называют меру измерения
километр 1 км = 1000 м
Решают примеры на сложение и вычитание чисел с
мерами измерения (км, м)
Решают составные арифметические задачи на нахождение скорости по схематичному рисунку
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание чисел с мерами измерения (км, м), двумя мерами измерения
Сравнивают числа с мерами
измерения длины (км, м),
двумя мерами измерения
Решают составные арифметические задачи на нахождение скорости по схема-

28

33

Мера измерения
длины
Метр
(1м = 1000 мм)
(1м = 100 см)

1

Ознакомление с мерой измерения
1 м = 1000 мм; 1 м = 100 см)
Решение примеров на сложение и
вычитание чисел с мерами измерения длины (м, см, мм) одной мерой, двумя мерами измерения
Решение простых арифметических
задач с мерами измерения длины
на нахождение суммы

34

Сравнение чисел с
вопросами:
«На сколько больше?»
«На сколько меньше?»

1

Ознакомление с правилом:
«Сравнение чисел с вопросами:
«На сколько больше?»
«На сколько меньше?»
Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…?»
Решение простых арифметических
задач на сравнение (отношение)
чисел с вопросами: «На сколько
больше (меньше)…?»; моделирование содержания задач

35

Называют меру измерения
метр 1 м = 1000 мм; 1 м = 100
см), с опорой на таблицу «Мер
измерения длины»
Решают примеры на сложение
и вычитание чисел с мерами
измерения (м, см, мм), с одной
мерой измерения
Решают простые арифметические задачи с мерами измерения длины на нахождение
суммы (с помощью учителя)
Сравнивают числа с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…?»
Решают простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше)…?»; моделирование содержания задач (с помощью
учителя)

тичному рисунку
Называют меру измерения
метр 1 м = 1000 мм; 1 м =
100 см)
Решают примеры на сложение и вычитание чисел с
мерами измерения (м, см,
мм), с одной, двумя мерами
измерения
Решают простые арифметические задачи с мерами
измерения длины на
нахождение суммы
Сравнивают числа с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…?»
Решают простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с
вопросами: «На сколько
больше (меньше)…?»; моделирование содержания
задач

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд – 8 часов
Сложение двузнач1
Закрепление письменного алгоНазывают компоненты при
Называют компоненты при
ных чисел с перехоритма сложения двузначных чисел сложении (слагаемое, слагаесложении (слагаемое, сладом через разряд в
с переходом через разряд, с запимое, сумма), по опорной табгаемое, сумма)
пределах 1 000
сью примера в столбик
лице
Выполняют решение при(письменные вычисРешение простых арифметических Выполняют решение примемеров на сложение дву-

29

ления)

36

37

Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд в
пределах 1 000
(письменные вычисления)

1

Вычитание чисел в
пределах 1 000, с одним переходом через
разряд (письменные
вычисления)

1

задач практического содержания с
вопросами: «На сколько дороже
(дешевле)…?»
Решение составных арифметических задач практического содержания с последующей постановкой вопроса: «На сколько дороже
(дешевле)…?»
Ознакомление с письменным алгоритмом сложения трёхзначных
чисел с переходом через разряд
Решение примеров на сложение
трёхзначных чисел с переходом
через разряд (письменные вычисления), с записью примера в столбик
Составление и решение арифметических задач практического содержания (на основе действий с
предметными совокупностями) по
краткой записи на нахождение
остатка
Ознакомление с письменным алгоритмом вычитания трёхзначных
чисел с одним переходом через
разряд, с записью примера в столбик
Решение составных арифметических задач на нахождение остатка

ров на сложение двузначных
чисел с переходом через разряд, с записью примера в
столбик
Решают простые арифметические задачи практического содержания с вопросами: «На
сколько дороже (дешевле)…?»
Называют компоненты при
сложении (слагаемое, слагаемое, сумма), по опорной таблице
Выполняют решение примеров на сложение трёхзначных
чисел с переходом через разряд (письменные вычисления),
с записью примера в столбик
Решают и составляют арифметические задачи (на основе
действий с предметными совокупностями) по краткой записи на нахождение остатка (с
помощью учителя)
Называют компоненты чисел
при вычитании (уменьшаемое,
вычитаемое, разность), с опорой на образец
Выполняют решение примеров на вычитание с одним переходом через разряд, с записью примера в столбик
Решают составные арифмети-

значных чисел с переходом
через разряд, с записью
примера в столбик
Решают составные арифметические задачи с последующей постановкой вопроса:
«На сколько дороже (дешевле)…?»
Называют компоненты при
сложении (слагаемое, слагаемое, сумма).
Выполняют решение примеров на сложение трёхзначных чисел с переходом
через разряд (письменные
вычисления), с записью
примера в столбик
Решают и составляют
арифметические задачи (на
основе действий с предметными совокупностями) по
краткой записи на нахождение остатка
Называют компоненты чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Выполняют решение примеров на вычитание с одним переходом через разряд, с записью примера в
столбик

30

ческие задачи на нахождение
остатка (с помощью учителя)
Вычитание чисел в
пределах 1 000 (особые случаи, с 0 в середине и на конце)
Примеры вида: 630 –
541; 713 - 105

38

Вычитание из круглых чисел в пределах 1 000, с двумя
переходами
через
разряд
Примеры вида: 500 –
3; 500 – 13; 500 - 213

Ознакомление с письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел с 0 в середине и на конце, с
записью примера в столбик
Примеры вида: 630 – 541; 713 105
Сравнение числовых выражений с
вопросами: «На сколько больше
(меньше)…?»
Решение простых и составных
арифметических задач практического содержания с вопросами:
«На сколько больше (меньше)…?»

1

Ознакомление с алгоритмом вычитания круглых чисел с двумя
переходами через разряд, с записью примера в столбик
Примеры вида: 500 – 3; 500 – 13;
500 – 213
Решение составных арифметических задач практического содержания на нахождение остатка

Решают составные арифметические задачи на нахождение остатка
Выполняют решение примеВыполняют решение приров на вычитание трёхзначных меров на вычитание трёхчисел с 0 в середине и на кон- значных чисел с 0 в сереце, с записью примера в стол- дине и на конце, с записью
бик
примера в столбик
Примеры вида: 630 – 541; 713 Примеры вида: 630 – 541;
– 105 (с помощью учителя)
713 – 105
Сравнивают числовые выраСравнивают числовые выжения с вопросами: «На
ражения с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?». сколько больше (меньРешают простые арифметиче- ше)…?»
ские задачи практического со- Решают составные арифмедержания с вопросами: «На
тические задачи практическолько больше (меньше)…?» ского содержания с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…?»
Решают примеры на вычитаРешают примеры на вычиние круглых чисел с двумя пе- тание круглых чисел с двуреходами через разряд, с запи- мя переходами через разсью примера в столбик
ряд, с записью примера в
Примеры вида: 500 – 3;
столбик
500 – 13; 500 – 213
Примеры вида: 500 – 3;
(с помощью учителя)
500 – 13; 500 – 213
Решают составные арифмети- Решают составные арифмеческие задачи практического
тические задачи практичесодержания на нахождение
ского содержания на
остатка (с помощью учителя)
нахождение остатка

31

39

Сложение и вычитание чисел в пределах
1 000 с переходом
через разряд (все
случаи)

1

40

Геометрический материал
Виды треугольников:
остроугольный, прямоугольный, тупоугольный

1

Закрепление алгоритма письменного сложения и вычитание чисел
в пределах 1 000
Решение примеров на сложение и
вычитание чисел в пределах 1 000,
с последующей проверкой правильности вычислений по нахождению суммы, разности
Решение простых и составных
арифметических задач на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?»
Замкнутые, незамкнутые ломанные линии
Элементы треугольника
Основные понятия, различия треугольников по видам углов
Построение треугольников разных
видов (по видам углов), использование букв латинского алфавита
для обозначения (A, В, С) треугольников

Выполняют решение примеров на сложение и вычитание
чисел в пределах 1 000, с последующей проверкой правильности вычислений по
нахождению суммы, разности.
Решают простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше)…?»

Выполняют решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах
1 000, с последующей проверкой правильности вычислений по нахождению
суммы, разности
Решают составные арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с
вопросами: «На сколько
больше (меньше)…?»

Называют элементы треугольников
Различают треугольники по
видам углов
Выполняют построение треугольников разных видов (по
видам углов), используют
буквы латинского алфавита
для обозначения (A, В, С) треугольников, с помощью чертёжного угольника (с помощью учителя)

Называют элементы треугольников
Различают треугольники по
видам углов
Выполняют построение
треугольников разных видов (по видам углов), используют буквы латинского
алфавита для обозначения
(A, В, С) треугольников, с
помощью чертёжного
угольника

32

41

42

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание
чисел с переходом
через разряд»
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд

1

Единицы измерения
времени
Год, секунда, минута

1

Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с числами в пределах 100»

Выполняют задания контрольной работы (с помощью
калькулятора)
Понимают инструкцию к
учебному заданию
Выполнение работы над ошибкаВыполняют работу над ошибми
ками, корректируют свою деяРешение примеров на сложение и тельность с учетом выставвычитание чисел, полученных при ленных недочетов
измерении (длины, массы, стоимо- Выполняют решение примести), с последующей проверкой
ров на сложение и вычитание
(сложение, вычитание) с записью
чисел, полученных при измепримера в столбик
рении (длины, массы, стоимоРешение примеров в 2 арифмети- сти) с записью примера в
ческих действия (сложение, вычи- столбик
тание)
Решают примеры в 2 арифметических действия
(с помощью учителя)

Выполняют задания контрольной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Ознакомление с единицами времени (1мин., 1 нед., 1ч., 1 сут., 1
год, 1 мес.)
Чтение и запись соотношения мер
времени (1год = 12 месяцев = 365
(366) суток; 1 неделя = 7 суток; 1ч
= 60 мин; 1 месяц = 30,31 суток; 1
сутки = 24 ч) Високосный год
Обозначение порядкового номера
каждого месяца, года с помощью
цифр римской нумерации

Знакомятся с единицами
времени (1мин, 1нед, 1ч,
1сут, 1год, 1 мес).
Читают, записывают меры
времени (1год = 12 месяцев
= 365 (366) суток; 1 неделя
= 7 суток; 1ч = 60 мин; 1
месяц = 30,31 суток; 1 сутки = 24 ч)
Называют единицы измере-

Знакомятся с единицами времени (1мин, 1нед, 1ч, 1сут,
1год, 1 мес)
Читают, записывают меры
времени (1год = 12 месяцев =
365 (366) суток; 1 неделя = 7
суток; 1ч = 60 мин; 1 месяц =
30,31 суток; 1 сутки = 24 ч), с
опорой на таблицу соотношение «Меры времени»
Обозначают порядковый но-

Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов
Выполняют решение примеров на сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении (длины,
массы, стоимости), с последующей проверкой (сложение, вычитание) с записью
примера в столбик
Решают примеры в 2 арифметических действия

33

Сравнение чисел с мерами изме- мер каждого месяца с поморения времени (год, сутки)
щью цифр римской нумерации
с помощью календаря
Сравнивают числа с мерами
измерения времени (год, сутки),
с помощью учителя

43

Умножение круглых
десятков и круглых
сотен на однозначное число

1

Умножение и деление чисел в пределах 1 000 – 7 часов
Знакомство с алгоритмом умноРешают примеры на умножежения круглых десятков и кругние круглых десятков и круглых сотен на однозначное число
лых сотен на однозначное
Решение примеров на умножение
число без перехода через разкруглых десятков и круглых сотен ряд приёмами устных вычисна однозначное число без перехо- лений (с записью примера в
да через разряд приёмами устных
строчку), с опорой на таблицу
вычислений (с записью примера в умножения
строчку)
Примеры вида:
Примеры вида:
2 дес. х 3 = 6 дес.
2 дес. х 3 = 6 дес. 2 сот. х 3 = 6
200 х 3 = 600
сот.
20 х 3 = 60
20 х 3 = 60
200 х 3 = 600
2 сот. х 3 = 6 сот.
Решение простых и составных
(с помощью учителя)
арифметических задач на нахожРешают простые арифметичедение произведения (стоимости)
ские задачи на нахождение
произведения (стоимости)

ния времени, в том числе
сокращенные обозначения
Определяют времена года
Понимают представление о
високосном годе
Обозначают порядковый
номер каждого месяца с
помощью цифр римской
нумерации
Сравнивают числа с мерами
измерения времени (год,
сутки)
Называют круглые десятки
среди других чисел
Решают примеры на умножение круглых десятков и
круглых сотен на однозначное число без перехода
через разряд приёмами устных вычислений (с записью
примера в строчку)
Примеры вида:
2 дес. х 3 = 6 дес.
200 х 3 = 600
20 х 3 = 60
2 сот. х 3 = 6 сот.
(с помощью учителя)
Решают составные арифметические задачи на нахож-

34

44

Деление круглых
десятков и круглых
сотен на однозначное число

1

Знакомство с алгоритмом деления
круглых десятков и круглых сотен
на однозначное число
Решение примеров на деление
круглых десятков и круглых сотен
на однозначное число без перехода через разряд приёмами устных
вычислений (с записью примера в
строчку)
Примеры вида:
60 : 2 = 30
600 : 2 = 300
6 дес.: 2 = 3 дес. 6 сот.: 2 = 3 сот.
Решение простых и составных
арифметических задач на нахождение остатка

Решают примеры на деление
круглых десятков и круглых
сотен на однозначное число
без перехода через разряд
приёмами устных вычислений
(с записью примера в строчку), с опорой на таблицу
умножения
Примеры вида:
60 : 2 = 30
600 : 2 = 300
6 дес.: 2 = 3 дес. 6 сот.: 2
=3сот.
Решают простые арифметические задачи на нахождение
остатка

45

Деление неполных
трёхзначных чисел
на однозначное число
Примеры вида:
150 : 5 =30

1

Ознакомление с алгоритмом деления неполных трёхзначных чисел
на однозначное число
Решение примеров на деление неполных трёхзначных чисел на однозначное число на основе взаимосвязи (умножение, деление)
Примеры вида:
150 : 5 =30
20 х 7 = 140
140 : 7 = 20
(с записью примера в строчку)
Решение простых арифметических

Выполняют решение примеров
на деление неполных трёхзначных чисел на однозначное
число на основе взаимосвязи
(умножение, деление)
Примеры вида:
150 : 5 =30
20 х 7 = 140
140 : 7 = 20
(с записью примера в строчку), с опорой на таблицу
умножения

дение произведения (стоимости)
Называют круглые десятки
и круглые сотни среди других чисел
Решают примеры на деление круглых десятков и
круглых сотен на однозначное число без перехода
через разряд приёмами устных вычислений (с записью
примера в строчку)
Решают составные арифметические задачи на нахождение остатка

Выполняют решение примеров
на деление неполных трёхзначных чисел на однозначное число на основе
взаимосвязи (умножение,
деление)
Примеры вида:
150 : 5 =30
20 х 7 = 140
140 : 7 = 20
(с записью примера в
строчку)

35

задач на деление предметных совокупностей на 4,5,6 равных частей (в пределах 1000)

46

Умножение двузначного числа на
однозначное без перехода через разряд
примеры вида (21х3)

Умножение трехзначного числа на
однозначное без перехода через разряд
примеры вида (210 х
2; 213 х 2)

1

Ознакомление с алгоритмом
умножения двузначного числа на
однозначное число, без перехода
через разряд, примеры вида: 21 х 3
=63
(на основе переместительного
свойства умножения, взаимосвязи
сложения и умножения)
Решение простых арифметических
задач на нахождение времени по
сюжетному рисунку; краткая запись к задаче
Ознакомление с алгоритмом
умножения двузначного числа на
однозначное число, без перехода
через разряд, примеры вида: 210 х
2 =420
213 х 2 = 426
(на основе переместительного
свойства умножения)
Решение простых и составных
арифметических задач практического содержания с мерами измерения массы, с последующей постановкой вопроса

Решают простые арифметических задач на деление предметных совокупностей на
4,5,6 равных частей (в пределах 1000), с помощью учителя
Выполняют умножение двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд, примеры вида: 21 х 3 =63
(на основе переместительного
свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения),
с опорой на таблицу умножения.
Решают простые задачи на
нахождение времени, с помощью учителя
Выполняют умножение двузначных чисел на однозначное
число без перехода через разряд, примеры вида: 210 х 2
=420
213 х 2 = 426
(на основе переместительного
свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения),
с опорой на таблицу умножения

Решают простые арифметических задач на деление
предметных совокупностей
на 4,5,6 равных частей (в
пределах 1000)
Выполняют умножение
двузначных чисел на однозначное число без перехода
через разряд, примеры вида: 21 х 3 =63
(на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и
умножения).
Решают простые задачи на
нахождение времени, составляют краткую запись к
задаче
Выполняют умножение
двузначных чисел на однозначное число без перехода
через разряд, примеры вида: 210 х 2 =420
213 х 2 = 426
(на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и
умножения)

36

47

48

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление
чисел на однозначное число»
Работа над ошибками
Сравнение чисел с
вопросами
«Во сколько раз
больше?»
«Во сколько раз
меньше?»

1

Деление с остатком
двузначных чисел на
однозначное число

1

Деление с остатком
двузначных и трёх-

Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление чисел на
однозначное число»

Выполняют задания контрольной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Выполнение работы над ошибками
Закрепление правила на кратное
сравнение чисел
Решение примеров в 2 действия
(сложение, умножение, деление)
Простые арифметические задачи
на сравнение (отношение) чисел с
вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)…?»; моделирование
содержания задач, выполнение
решения, запись ответа задачи

Выполняют задания контрольной работы (пользуются
таблицей умножения)
Понимают инструкцию к
учебному заданию
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов
Решают примеры в 2 действия
(пользуются таблицей умножения)
Решают простые задачи на
сравнение (отношение) чисел
с вопросами: «Во сколько раз
больше (меньше)…?» с помощью учителя

Ознакомление с правилом деления
с остатком двузначных чисел на
однозначное число, с записью
примера в строчку
Примеры вида: 19: 5 = 3 ост 4
Решение простых и составных
арифметических задач по содержанию на нахождение остатка
Закрепление правила деления с
остатком двузначных и трехзнач-

Выполняют решение примеров на нахождение остатка с
записью примера в строчку (с
опорой на таблицу умножения).
Решают простые арифметические задачи на нахождение
остатка (с помощью учителя)
Выполняют решение примеров на нахождение остатка с

Выполняют решение примеров на нахождение
остатка с записью примера
в строчку
Решают составные арифметические задачи на нахождение остатка (с помощью
учителя)
Выполняют решение примеров на нахождение

Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов
Решают примеры в 2 действия
Решают простые задачи на
сравнение (отношение) чисел с вопросами: «Во
сколько раз больше (меньше)…?», делают краткую
запись к задаче

37

значных чисел на
однозначное число

49

50

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление
чисел на однозначное число с переходом через разряд»
Работа над ошибками
Умножение и деление двузначных и
трёхзначных чисел
на однозначное число (все случаи)

Умножение и деле- 1
ние чисел на 10, 100

1

ных чисел на однозначное число, с
записью примера в строчку
Примеры вида:13: 2 = 6 ост; 800:4
= 200
Решение простых и составных
арифметических задач по содержанию на нахождение остатка
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление чисел на
однозначное число с переходом
через разряд»
Выполняют работу над ошибками
Закрепление письменного алгоритма умножения и деления двузначных и трёхзначных чисел
Решение примеров на умножение
и деление именованных двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число (м, см, р, кг)
Решение составных арифметических задач в 2 – 3 действия на
нахождение суммы

записью примера в строчку (с
опорой на таблицу умножения)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
остатка (с помощью учителя)

остатка с записью примера
в строчку
Решают составные арифметические задачи на нахождение остатка (с помощью
учителя)

Выполняют задания контрольной работы (пользуются
таблицей умножения)
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Выполняют задания контрольной работы
Понимают инструкцию к
учебному заданию

Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов
Решают примеры на умножение и деление именованных
двузначных и трёхзначных
чисел на однозначное число
(м, см, р, кг), пользуются таблицей умножения
Решают составные арифметические задачи в 2 действия на
нахождение суммы (с помощью учителя)
Умножение и деление на 10,100 – 3 часов
Ознакомление с правилом умноНазывают компоненты при
жения чисел на 10, 100
умножении, сложении (мноРешение примеров на умножение
житель, множитель, произвечисел ан 10,100 (с переместитель- дение; слагаемое, слагаемое,

Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов
Решают примеры на умножение и деление именованных двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число (м, см, р, кг)
Решают составные арифметические задачи в 2 действия на нахождение суммы

Называют и употребляют в
устной речи компоненты
при умножении, сложении
(множитель, множитель,

38

Деление чисел на 10,
100 с остатком

ным свойством сложение, умножение), с записью примера в
строчку
Решение составных арифметических задач на нахождение произведения, суммы

сумма), с опорой на образец
Решают примеры на умножение чисел на 10,100 (с переместительным свойством сложение, умножение), с записью
примера в строчку по образцу
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, суммы (с помощью учителя)

произведение; слагаемое,
слагаемое, сумма)
Решают примеры на умножение чисел на 10,100 (с
переместительным свойством сложение, умножение), с записью примера в
строчку
Решают составные арифметические задачи на нахождение произведения, суммы

Ознакомление с приёмом деления
чисел на 10,100 с остатком
Примеры вида:
43:10 =4 ост 3;
243:10 = 24 ост 3;
520:100= 5 ост 20;
314:100= 3 ост 14
Решение составных арифметических задач на нахождение остатка

Выполняют решение примеров на деление чисел на 10,100
с остатком по образцу в учебнике
Примеры вида:
43:10 =4 ост 3;
243:10 = 24 ост 3;
520:100= 5 ост 20;
314:100= 3 ост 14
Решают составные арифметические задачи на нахождение
остатка (с помощью учителя)

Выполняют решение примеров на деление чисел на
10,100 с остатком
Примеры вида:
43:10 =4 ост 3;
243:10 = 24 ост 3;
520:100= 5 ост 20;
314:100= 3 ост 14
Решают составные арифметические задачи на нахождение остатка

39

51

Образование дробей

Сравнение долей,
дробей

Правильные и неправильные дроби

1

Обыкновенная дробь, ее образование
Числитель и знаменатель дроби
Чтение и запись обыкновенных
дробей
Решение простых задач на деление
на равные части, нахождение долей

Ознакомление с правилом сравнения дробей
Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями, одинаковыми знаменателями
Количество долей в одной целой
Сравнение дробей с единицей
Обозначение дробью часть выделенной геометрической фигуры

Читают, записывают обыкновенные дроби по наглядной и
словесной инструкции учителя
Различают числитель и знаменатель дроби, с опорой на образец
Решают простые задачи на деление на равные части,
нахождение долей (с помощью учителя)
Называют правило сравнение
дробей, долей
Сравнивают доли, дроби с
одинаковыми числителями,
одинаковыми знаменателями
Сравнивают дробь с единицей
Обозначают дробью выделенную часть геометрической фигуры (с помощью учителя)

Читают, записывают обыкновенные дроби
Различают числитель и
знаменатель дроби
Решают простые задачи на
деление на равные части,
нахождение долей

Называют и употребляют в
устной речи правило сравнение дробей, долей
Сравнивают доли, дроби с
одинаковыми числителями,
одинаковыми знаменателями
Сравнивают дробь с единицей
Обозначают дробью выделенную часть геометрической фигуры
Ознакомление с дробями: пра- Называют правильные и не- Называют правильные и
вильная,
неправильная
дробь правильные дроби
неправильные дроби
(узнавание, называние)
Сравнивают правильные и не- Сравнивают правильные и
Сравнение правильных и непра- правильные дроби с единицей неправильные дроби с едивильных дробей с единицей
(с помощью учителя)
ницей

40

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение», 2020г.
2. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике. – М.: Вако, 2005. – 224 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
3.

Методика

преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова. Москва, ВЛАДОС, 2020

4. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В.Эк, М.Н.Перова, М., Просвещение, 2024.
5. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение», 2020г.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. –
М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2023. – Сб.1. – 224 с

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».