Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 103 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Информатика в вопросах и ответах»
Направление – формирование функциональной грамотности
Срок реализации программы – 1 год
возраст – 14 – 15 лет ( 9 класс)
Разработал:
Поснова Елена Сергеевна
п. Совхозный
2024г.
Пояснительная записка
Актуальность программы: В современном мире, каждые два года меняется поколение
технологий, программных инструментов, появляются совершенно новые технологии, в то время как
старые технологии уходят в прошлое. Такие изменения в технической сфере требуют постоянных
изменений и в научной отрасли. Одной из таких научных областей, которая стремительно
развивается является информатика.
Обмен информацией играет жизненно важную роль на протяжении развития цивилизации.
Данный процесс, обмена информацией, создал условия для обширных научных исследований,
позволяющих развивать не только культуру и искусство, но и любую область человеческой
деятельности. Обмен информацией становится еще более важным в нашем, современном и быстро
меняющемся обществе. Важной частью современного общества стали информационные
технологии, которые помогаю решать наши задачи, достигать цели, взаимодействовать друг с
другом.
В
9 классе, перед учениками встает не простая задача выбора дальнейшей траектории
своей профессиональной деятельности. Многие 9-тиклассники осознают ответственность за выбор
своей будущей карьеры. Те, кто «чувствуют» в себе тягу к техническим наукам и планируют свою
дальнейшую судьбу связать с данным направлением, еще в школе задумываются о сдаче ГИА по
предметам естественно-научного цикла, включая информатику. Поскольку информатика не
является обязательным предметом для сдачи ГИА-9, а является предметом по выбору, то и
учащиеся выбирая данный предмет для сдачи ОГЭ относятся к этому выбору более осознанно.
Адресат программы: Программа курса
«Информатика в вопросах и ответах»
предназначена для внеурочной работы с обучающимися 9 класса, желающих систематизировать
свои знания, восполнить пробелы и подготовиться к успешной сдаче экзамена по информатике
Направленность: формирование функциональной грамотности
Уровень освоения программы: базовый.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 9 класс - 34 часа, 1 раз в неделю.
Режим занятий: 1 год - 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения:
- Общеклассные формы организации занятий: урок, лекция, собеседование, лабораторно-практическая
работа, программное обучение, зачетный урок.
− Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум,
групповые творческие работы.
− Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными
источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по
программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими
программами за компьютером.
Цель программы: систематизация знаний, умений и навыков по курсу информатика; восполнение
пробелов в знаниях по курсу; подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике
учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи программы:
Обучающие
сформировать:
положительное отношение к процедуре ГИА-9;
понимание и представление о структуре и содержанию контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (включая задания с выбором
ответа, кратким ответом, развернутым ответом)
сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективное распределение времени для выполнения различных типов заданий;
правильного оформления решения заданий с развернутым ответом и правильность
выполнения практической части при работе на компьютере.
развивающие
формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в
оптимальные сроки;
расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, математическое и
образное мышление;
воспитательные
воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности.
Курс основан на принципе интеграции теоретического материала с практическим решением
реальных заданий из ОГЭ.
Планируемые результаты освоения курса «Информатика в вопросах и
ответах»
Изучение материала по данной программе позволит сформироваться у обучающихся личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты – это система ценностных отношений к себе, другим участникам
обучения, предмету, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности, сформировавшихся в ходе обучения. Основными личностными
результатами, полученными при изучении информатики в основной школе, являются:
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и определению своего будущего;
•
наличие представлений об информации как одного из важнейших инструментов для
развития человека, государства, общества;
•
понимание роли систем связи в современном мире;
•
приобретение базовых навыков критичной оценки и анализа данных;
•
ответственное отношение за распространение информации с учетом правовых и этических
аспектов;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
умение соотнести содержание знаний со своим жизненным опытом, понимать важность
обучения в области образования и информационно-коммуникационных технологий в контексте
развития общества;
•
желание и готовность повысить качество своего образовательного уровня и дальнейшего
обучения с помощью знаний и методов информатики и ИКТ;
•
способность и готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми
в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
•
способность и готовность принимать стандарты здорового образа жизни, понимая
санитарные, эргономические и технические условия при безопасном применении средств ИКТ.
Метапредметные результаты – это методы работы, которые учащиеся рассматривают на
основе одной, нескольких или всех областей учебной программы, которые имеют отношение к
процессу обучения и другим жизненным ситуациям. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•
независимость в планировании и реализации образовательной деятельности, совместная
организации учебного сотрудничества (с педагогами и сверстниками);
•
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др;
•
владение информацией и логическими навыками: определять понятия, создавать обобщения,
образное формулирование, классифицирование, индивидуальный выбор форм и методов для
классификации, устанавливание причинно-следственных связей, логическое рассуждение,
принятие решений (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и способность делать выводы;
•
приобрести способность индивидуально планировать, строить пути решения для достижения
целей; согласование своих действий с запланированными результатами, управление своей
деятельностью, принятие решений о том, как действовать в соответствии с целеполаганием,
управления своими действиями на основе различных характеристик; оценивание соответствия
выполнения учебной задачи с планируемой целью и решаемых задач;
•
владение базовыми знаниями в области самоуправления, уверенности в себе, принятия
решений и осознанного выбора в обучении и познавательной деятельности;
•
владение базовыми общими информационными навыками: постановка и формулирование
задач; поиск и выбор необходимой информации, использование методов поиска информации;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; алгоритм поисковой задачи; самостоятельная
разработка алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
•
умение использовать информационное моделирование как основной метод получения
знаний: умение преобразовывать объекты из сенсорных форм в пространственно-графическую или
символические модели; умение конструировать различные информационные структуры,
используемые для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
перекодировать данные независимо от одной системы символов в другую систему символов;
умение выбирать форму представления информации согласно поставленной задаче, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
•
ИКТ-компетентность – использование информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи широкого спектра навыков и возможностей
различных типов информации, способность создавать личное информационное пространство (с
использованием оборудования ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных
сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедийной информации; общение и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения данных; информационный анализ).
Предметные результаты включают в себя: навыки, приобретенные обучающимися при
изучении конкретного учебного предмета, деятельность по получению новых знаний по предмету,
его трансформацию и обучение, обучающие ситуации, проекты и приложения социальных
проектов, формирование научного мышления, базовых теорий знаний, типы и виды отношений,
владение научной терминологией, основными понятиями, методами и технологиями. Согласно
федеральным государственным образовательным стандартам общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражаются в следующих
аспектах:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсального оборудования для обработки данных; развитие
базовых навыков и умений пользования компьютерной техникой;
•
углубление основных концепций исследования: информация, алгоритм, модель – и
понимание их атрибутов;
•
закреплять развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развивать навыки составления и написания алгоритмов для
конкретного исполнителя; формировать знания о структуре алгоритма, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами – линейной, условной и циклической;
•
развитие навыков обработки и построения информации и умение выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики,
диаграммы, использование соответствующего программного обеспечения для обработки данных;
•
при использование компьютерных программ и Интернета углубление навыков и умений
безопасного и надлежащего поведения, а также способность соблюдать информационную этику и
правовые нормы.
В
результате освоения данной программы, учащийся будет знать/уметь/понимать:
•
уметь оценивать количественные параметры информационных объектов;
•
определять значение логических выражений;
•
уметь анализировать формальные описания реальных объектов и процессов;
•
понимать структуру файловой системы и организацию данных;
•
представлять информацию в графическом виде;
•
исполнять фиксированный набор команд для выполнения алгоритмов для конкретных
исполнителей;
•
кодировать и декодировать информацию;
•
уметь выполнять линейный алгоритм, написанный на алгоритмическом языке;
•
выполнять простейший циклический алгоритм, написанный на алгоритмическом языке;
•
уметь выполнять циклический алгоритм для обработки числовых массивов, записанный на
алгоритмическом языке;
•
анализировать информацию, представленную в виде схем;
•
возможность поиска условий в существующих базах данных;
•
понимать дискретное представление числовой, текстовой, графической и звуковой
информации;
•
уметь писать простые линейные алгоритмы для формального исполнителя;
•
уметь определять скорость передачи информации;
•
уметь выполнять алгоритмы, представленных на естественном языке, обрабатывающий
цепочки символов или списки;
•
уметь использовать информационные и коммуникационные технологии;
•
уметь осуществлять поиск информации в Интернете;
•
уметь обрабатывать большие объемы данных с помощью таблиц или баз данных.
Содержание курса «Информатика в вопросах и ответах»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Учебный (тематический) план
Наименование разделов
(общих тем)
Диагностика знаний. Структура ОГЭ.
Измерение информации
Представление информации
Основы алгебры логики
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии
Подведение итогов
Итого
Количество
часов
1
3
4
3
3
8
2
8
2
34
Содержание учебного предмета
1. Диагностика знаний. Структура ОГЭ (1 ч)
Проведение входной диагностической работы за курс 7-8 класса по информатике. Введение: цель и
содержание курса, формы контроля.
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
Работа с бланками, кодификатором, спецификацией и КИМом, справочным материалом.
Типичные ошибки при заполнении бланков.
2. Измерение информации (3 ч)
Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки символов. Основные
формулы. Количественные параметры информационных объектов.
3. Представление информации (4 ч)
Метод дискретизации. Способы кодирования звука. Способы кодирования графики.
Способы кодирования текста. Способы кодирования числовых данных.
Понятие системы счисления, основания системы. Алгоритм перевода чисел из одной
системы счисления в другую. Арифметические операции в разных системах счисления.
4. Основы алгебры логики (3 ч)
Определение логики как науки. Основные формы мышления. Базовые логические операции.
5. Моделирование и формализация (3 ч) Формальное описание реальных объектов и
процессов. Графическое представление моделей. Табличные информационные модели. Анализ
информации, представленной в виде схем.
6. Алгоритмизация и программирование (8 ч) Алгоритм, свойства алгоритмов, способы
записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Язык программирования. Правила представления данных. Правила записи основных
операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов.
Правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма– кодирование
– отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.
7. Информационно-коммуникационные технологии (2 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная
способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта,
чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в
файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
8. Информационные технологии (8 ч) Использование
поисковых средств
операционной
системы.
Типы файлов. Понятие файловой системы.
Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения.
Текстовый процессор. Создание, редактирование и форматирование текста.
Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов.
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Использование формул. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о
сортировке (упорядочивании) данных.
9. Подведение итогов (2 ч)
Решение вариантов ГИА-9 (ОГЭ).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
• Групповые
• Индивидуально-групповые
• Фронтальные
• Компьютерные практикумы
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные
на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов
работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров.
В результате каждый ученик пишет пробный образец итоговой аттестации, а ученики,
которые выбрали экзамен по информатике – сдают его в форме ГИА.
Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме,
разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку.
Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение
материала, на уровне, немного превышающем базовый. Особенность изложения теории в
том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории. В конце учащиеся
выполняют варианты экзаменационных работ по информатике.
Достижение целей программы обучения будет способствовать использование
современных образовательных технологий:
• Технология дистанционного обучения
• Активные и интерактивные методы обучения
• Технология уровневой дифференциации
• Информационно-коммуникационные технологии
• Игровые технологии и др.
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика в вопросах и
ответах»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема занятия
Вводный урок. Структура ОГЭ. Знакомство с бланками
ответов
Единицы измерения информации. Компьютерные системы
кодировки символов. Основные формулы информатики.
Количественные параметры информационных объектов.
Решение задач на измерение информации
Количественные параметры информационных объектов.
Решение задач на измерение информации
Кодирование и декодирование информации. Решение задач
на кодирование и декодирование информации
Компьютерные системы счисления. Правило
преобразования чисел из одной системы счисления в
другую. 2-я и 10-я системы счисления
Компьютерные системы счисления. Правило
преобразования чисел из одной системы счисления в
другую. 8-я и 16-я системы счисления
Компьютерные системы счисления. Решение задач.
Логические основы компьютера. Логические высказывания
и логические операции.
Значение логического выражения
Решение задач на нахождение значения логического
выражения.
Формальное описание реальных объектов и процессов
Решение задач на графическое представление моделей.
Табличные информационные модели.
Анализ информации, представленной в виде схем.
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
Решение задач на составление алгоритма для исполнителя с
фиксированным набором команд.
Количество
часов
Дата
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Алгоритм, записанный на естественном языке,
обрабатывающий цепочки символов или списки. Решение
задач на построение последовательностей и цепочек.
Условный алгоритм. Простые и составные условия
Программа с условным оператором. Решение задач.
Короткий алгоритм в различных средах исполнителя.
Понятие циклического алгоритма. Знакомство со средой
программирования.
Исполнитель. Линейный алгоритм.
Циклический алгоритм.
Циклический алгоритм. Решение задач.
Информационно-коммуникационные технологии.
Осуществление поиска информации в сети Интернет.
Запросы для поисковых систем с использованием
логических выражений.
Использование поисковых средств операционной системы.
Типы файлов. Понятие файловой системы.
Использование поиска операционной системы и текстового
редактора.
Текстовый процессор. Создание, редактирование и
форматирование текста.
Форматирование текста в текстовом процессоре.
Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов.
Стилевое оформление презентаций
Табличный процессор. Адресация ячеек.
Всторенные функции в табличный процессор. Построение
диаграмм.
Обобщение и систематизация материала. Подведение итогов
Обобщение и систематизация материала. Подведение итогов
Учебно-методическое обеспечение курса
1.Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
2.Комплект цифровых образовательных ресурсов
3. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации:
[учебное пособие] / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – Москва: Издательство «ИнтеллектЦентр», 2022
Интернет-ресурсы:
1) Решу ОГЭ по информатике https://inf-oge.sdamgia.ru/
2) Федеральный институт педагогических измерений https://fipi.ru/
3) Сайт Константина Полякова https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm