Профильный труд 6 класс инд

Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд»
6 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п. Совхозный, 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (V
- IX классы) предметной области "Технология" включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
1. Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих
задач:


развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);



обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома,
в семье и по месту жительства;



расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;



расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей;



расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;



ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;



ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору
профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;



формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в

образовательной организации;


ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных
профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии
с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;



формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия
в общественно полезном, производительном труде;



формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;



совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;



коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);



коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);



коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;



развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);



формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;



формирование
коммуникативной
целенаправленности, инициативности.

культуры,

развитие

активности,

Содержание учебного предмета "Профильный труд".
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень
основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей
трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное
дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего
обслуживающего
персонала",
"Цветоводство
и
декоративное
садоводство",
"Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные
сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии,
вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля

обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов,
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение
материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные
профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством
педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или)
ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты
и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального
поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Профильный труд".
1. Минимальный уровень:


знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;



представления об основных свойствах используемых материалов;



знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе
с производственными материалами;



отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов,
необходимых для работы;



представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных
частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка,
швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);



представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;



владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);



чтение (с помощью педагогического работника)
используемой в процессе изготовления изделия;

технологической

карты,



представления
о
разных
видах
профильного
труда
(деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и
производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);



понимание значения и ценности труда;



понимание красоты труда и его результатов;



заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;



понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;



выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");



организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в
группе;



осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;



выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование
на них;



комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других
обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;



проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся
и результатам их работы;



выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;



посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
2. Достаточный уровень:



определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;



экономное расходование материалов;



планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;



знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;



осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;



понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Содержание разделов

№

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы (тест)

1.

Уборка картофеля

1

1

2.

Почва и её обработка

2

1

3.

Чеснок

2

1

4.

Осенний уход за ягодными

2

1

кустарниками
5.

Домашняя птица

5

1

6.

Удобрения

3

1

7.

Овцы и козы

7

1

8.

Полевые культуры

2

1

9.

Овощные культуры

5

1

10.

Цветочные растения

3

1

11.

Подведение итогов. Обобщение.

2

Итого:

34

10

II. Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Уборка картофеля– 1 час
Техника безопасности 1.Правила
поведения
на
уроках
работы
на
уроке. сельскохозяйственного труда.
Правила
СанПина, 2.Знакомство учащихся с сельскохозяйственными
пожарной безопасности приспособлениями и инвентарём.
и поведения во время 3.Использование специальной рабочей одежды и её
экскурсий
хранение.
4.Обучение рациональным приёмам работы.
5.Соблюдение правил техники безопасности.
6.Проведение
инструктажей
с
записью
в
соответствующий журнал.
Коррекционная работа: формировать понятия о
правилах безопасной работы на уроке, правилах
СанПина, пожарной безопасности и поведения во
время экскурсий
Сроки
и
способы Сроки уборки. Ботва. Способы уборки. Особенности
уборки картофеля
уборки клубней при поражении картофеля
фитофторозом.
Словарь: ботва, фитофтороз.
Коррекционная работа: развитие переключаемости
внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Сроки
и
способы
уборки картофеля»
Хранение картофеля
Хранение картофеля. Просушка и сортировка
клубней. Хранилище для картофеля. Закладка
клубней на хранение. Контейнера (решетчатые
ящики). За́ кром.
Словарь: контейнер, за́ кром.
Коррекционная
работа:
развитие
целенаправленности в работе
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Хранение картофеля»
Правила
безопасной Правила безопасной работы при уборке
работы при уборке картофеля и закладке клубней на хранение:
картофеля и закладке 1.При сборке клубней пользоваться небольшими
клубней на хранение
вёдрами. Масса клубней в ведре не должна
превышать 4 кг.
2. Переносить клубни в корзинах только вдвоём.
Масса клубней в корзине не должна превышать 8 кг.
3.Не становиться впереди или сзади трактора,
автомашины или конной повозки, даже если они не
движутся.
4.Не поднимать корзины с клубнями при погрузке
на машину или телегу.
Коррекционная работа: развитие наглядно-

№
п/п

1

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

действенного мышления (смотрю-делаю) при
уборке картофеля и закладке клубней на хранение
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Уборка картофеля»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Уборка
картофеля»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Уборка
картофеля»
Почва и её обработка – 2 часа
Почва
Понятие о почве. Основное свойство почвы –
плодородие. Элементы питания и другие условия
для нормального их роста и развития. Слой земли.
Охрана почвы. Вредные отходы, их хранение.
Словарь: почва, плодородие, элементы питания.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Почва»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Почва»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Почва»
Состав почвы
Песок и глина в почве. Вода и воздух в почве.
Перегной почвы. Минеральные соли в почве.
Словарь: пробирка, перегной почвы, минеральные
соли.
Коррекционная работа: работа над усвоением
нового понятия, путём произвольного запоминания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Состав почвы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Состав почвы»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Состав
почвы»
Песчаная и глинистая Определение песчаной и глинистой почв. Сравнение
почвы
способности песчаной и глинистой почв пропускать
воду. Водные свойства песчаной и глинистой почв.
Словарь: песчаная почва, глинистая почва,
затяжные дожди, набухание.
Коррекционная работа: развитие мыслительной
деятельности
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Песчаная и глинистая
почвы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала

№
п/п

2

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

теме
«Песчаная
и
глинистая почвы»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Песчаная и глинистая
почвы»
Обработка почвы
Значение обработки почвы. Пахотный слой.
Виды обработки почвы: вспашка, боронование,
культивация и другие.
Словарь: пахотный слой, вспашка, боронование,
культивация.
Коррекционная
работа:
развитие
целенаправленности в работе
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Обработка почвы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Обработка
почвы»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Обработка почвы»
Обработка
почвы Обработка почвы вручную. Перекопка почвы.
вручную
Состав лопаты: деревянный черенок (ручка) и
железный штык (полотно). Лопата с закруглённым
штыком, с остроконечным штыком. Борозда,
глубина перекопки.
Требования к качеству перекапывания:
1.Одинаковая глубина перекапывания на всём
участке.
2.Равномерность и слитность перекопки, то есть
отсутствие не перекопанных мест.
3.Ровная поверхность перекопанной почвы.
4.Заделка сорняков и послеуборочных остатков на
дно борозды.
Ручной инвентарь для обработки почвы: вилы, их
строение.
Мотыга,
грабли,
специальное
приспособление – зубовой маркёр.
Словарь: лопата, черенок, штык, глубина
перекопки, вилы.
Коррекционная
работа:
развитие
целенаправленности в работе
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Обработка
почвы
вручную»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Обработка почвы
вручную»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме

№
п/п

Тема урока

«Обработка
вручную»
Правила
перекапывания
лопатой

1

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

почвы

Правила перекапывания почвы лопатой:
почвы 1.Лопата должна входить в почву на необходимую
глубину (на полный штык, на полштыка).
2.Захватывать пласт почвы для перекопки шириной
13-15 см (рис. 11 на стр. 20 учебника). Стенку
борозды делать ровной.
3.При сбрасывании почвы с лопаты переворачивать
почву и верхний её слой класть вниз (рис. 12 на стр.
20 учебника).
4.Укладывать подрезанные пласты почвы на
боковую часть борозды ровно и слитно. При
перекапывании почвы непосредственно под посев
или посадку растений комья в пластах разбивать
лопатой.
Коррекционная работа: расширение и обогащение
активного словаря
Правила
безопасной Правила безопасной работы лопатой:
работы лопатой
1.Пользоваться лопатой только по назначению.
2.Получая лопату, проверить исправность её
рабочей части, состояние и насадку черенка.
3.Переносить лопату к месту работы рабочей частью
вниз.
4.Работать на отведённом месте. Во время перерыва
заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы ктонибудь случайно не наступил на острый край.
5.Работать спокойно, размеренно, не торопясь.
Соблюдать правила перекапывания почвы лопатой.
Коррекционная работа: расширение и обогащение
активного словаря
Чеснок – 2 час.
Строение
растения Строение растения: плоские узкие листья и
чеснока
луковица. Состав луковицы чеснока: зубки, общая
чешуя (рубашка). Донце и верхушка зубка. Растение
чеснока, посаженные осенью (озимый чеснок).
Растения чеснока, посаженные весной (яровой
чеснок). Соцветие шаровидной формы: приветный
лист (чехол) с длинным острым носиком, стрелка.
Словарь: зубки, донце зубка, озимый и яровой
чеснок, соцветие шаровидной формы, прицветный
лист, стрелка, бульбочки.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Строение
растения
чеснока»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Строение

№
п/п

2

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

растения чеснока»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Строение
растения
чеснока»
Особенности растения Особенности
растения
чеснока.
Посадка.
чеснока
Размножение чеснока. Воздушные луковицы –
бульбочки. Отличительные особенности растения
чеснока.
Значение чеснока.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Особенности растения
чеснока»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Особенности
растения чеснока»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Особенности растения
чеснока»
Подготовка почвы и Подготовка почвы. Виды почвы, на которых
посадка чеснока
хорошо растёт чеснок. Глубина вспашки, внесение
перегноя. Рыхление и выравнивание поверхности
почвы бороной или граблями после вспашки или
перекопки.
Сроки и способы посадки. Посадка чеснока осенью
в средней полосе. Посадка чеснока на больших
полях луковой сажалкой или вручную под маркёр
ленточным способом. Посадка чеснока на
небольших участках и огородах вручную рядовым
способом. Расстояние между зубками. Засыпание
участка или грядки после посадки чеснока торфом
или перегноем.
Словарь: луковая сажалка, ленточный и рядовой
способ посадки.
Коррекционная работа: работа над усвоением
нового понятия, путём произвольного запоминания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Посадка чеснока»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Чеснок»
Тестирование по темам Контроль пройденного материала за первую
«Уборка
картофеля, четверть
почва и её обработка,
чеснок»

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Осенний уход за ягодными кустарниками – 2 час
1

2

1

Ягодные кустарники

Смородина. Стебли. Цвет ягод. Употребление в
пищу в свежем и переработанном виде.
Крыжовник. Крупные колючки на стеблях. Цвет
ягод. Употребление в пищу в свежем и
переработанном виде.
Малина. Стебли. Величина и цвет ягод.
Употребление в пищу в свежем виде и
переработанном виде. Применение в медицине.
Словарь: кисти, витамины.
Коррекционная работа: работа над увеличением
объема памяти
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Ягодные кустарники»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Ягодные
кустарники»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Ягодные кустарники»
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Уход за ягодными
кустарниками»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Уход
за
ягодными
кустарниками»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Осенний
уход
за
ягодными
кустарниками»
Домашняя птица – 5 час
Значение и особенности Значение домашней птицы. Различные виды
домашней птицы
домашней (сельскохозяйственной) птицы: куры,
гуси, утки и индейки, их значение.
Особенности домашней птицы. Мясо (бройлеры),
яйца. Тело птиц, клюв птиц, отсутствие зубов,
перетирание пищи.
Словарь: домашняя (сельскохозяйственная) птица,
бройлеры.
Коррекционная работа: формирование диалоговой
речи
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Значение
и
особенности домашней
птицы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала

№
п/п

2

3

4

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

теме
«Значение
и
особенности домашней
птицы»
Куры
Внешний вид кур. Крылья, хвост, гребень, бородка.
Ноги и когти кур. Различие курицы и петуха по
внешнему виду; хвост петуха, косицы, шпоры.
Цыплята. Средний вес кур и петухов.
Особенности кур. Зоб. Зрение. Строение ноги кур.
Закрепление на насесте.
Породы кур. Многообразие пород кур, их различие
по внешнему виду, окраски перьев, размерам,
хозяйственному использованию. Яичные породы:
русские белые куры. Мясные породы. Мясо-яичные
породы: юрловские голосистые, первомайские и
другие.
Словарь: косицы, шпоры, зоб, насест.
Коррекционная работа: воспитание позитивного
отношения к домашней птице
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Куры»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Куры»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Куры»
Гуси и утки
Внешний вид гусей и уток. Гуси и утки –
водоплавающие птицы, их отличие от кур. Костная
шишка. Размер гусей. Средний вес утки и селезня.
Особенности гусей. Питание гусей. Роговые
пластинки гуся. Откладывание яиц за сезон.
Ценность гусей.
Особенность уток. Питание уток. Копчиковая
железа. Откладывание яиц за сезон. Ценность уток.
Словарь: водоплавающие птицы, плавательные
перепонки, костная шишка, селезень, роговые
пластинки, копчиковая железа.
Коррекционная работа: воспитание позитивного
отношения к домашней птице
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Гуси и утки»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Гуси и утки»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Гуси и
утки»
Индейки
Внешний вид индеек. Индейки – крупные
домашние птицы. Строение. Кораллы. Отличие
индюка от индейки.
Особенности
индеек.
Питание
индейки.
Откладывание яиц за сезон. Ценность индейки.

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Словарь: кораллы.
Коррекционная работа: воспитание позитивного
отношения к домашней птице
теме Закрепление пройденного материала

Повторение по
«Индейки»
Обобщающий урок по
теме «Индейки»
Самостоятельная
работа
по
теме
«Индейки»
Содержание домашней
птицы

Содержание домашней
птицы
в
птицеводческих
хозяйствах

Содержание домашней
птицы в домашних
условиях

5

Оборудование
птичника и ручной
инвентарь для уборки

Закрепление и контроль пройденного материала
Контроль пройденного материала
Вольное содержание птицы. Птичник, свободный
выгул.
Выгульное
содержание
домашней
птицы.
Выгульная площадка или выгульный двор.
Безвыгульное содержание домашней птицы.
Словарь: птичник, свободный выгул, выгульная
площадка или выгульный двор.
Коррекционная
работа:
развитие
целенаправленности в работе
Птицеводческие хозяйства.
Животноводческие
фермы. Птицеводческие фермы (птицефермы).
Птицефабрика. Инкубатор.
Напольное содержание домашней птицы.
Клеточное содержание кур. Вентиляция.
Кормление
кур.
Комбинированный
корм
(комбикорм), корма животного происхождения.
Словарь: животноводческие фермы, птицефермы,
птицефабрика, инкубатор, напольное содержание
домашней птицы, клеточное содержание кур,
вентиляция, комбинированный корм (комбикорм),
корма животного происхождения.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
Птичники для вольного содержания птицы.
Помётные щиты для облегчения уборки помёта,
гнёзда, насесты, поилки и кормушки для зерновых
смесей, мела и мелкого гравия.
Птичники с выгульной площадкой. Птичник с
выгульной
площадкой.
Открытые
загоны,
обнесённые проволочной сеткой и навесами.
Словарь: помётные щиты, загоны.
Коррекционная работа: формирование диалоговой
речи
Оборудование птичника. Изготовление насеста,
гнезда для птицы. Вставка для гнезда. Кормушки
для сухих кормов и для влажных мешанок. Поилки
для кур и индеек.
Ручной инвентарь для уборки птичника: совки на
длинной ручке, совковые лопаты, вилы, скребки,

№
п/п

1

2

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

вёдра, тележки, тачки, носилки, мётлы. Чистка и
хранение инвентаря (тамбур).
Словарь: мешанки.
Коррекционная
работа:
развивать
умение
употреблять в речи специальные термины,
инструменты и приспособления
Правила
безопасной Правила безопасной работы при уборке
работы при уборке птичника:
птичника
1.Перед началом работы надеть спецодежду.
2.Приступать к работе по уборке помещения
птичника и выгульной площадки только тогда, когда
там нет птиц.
3.Гусаки, индюки и петухи могут проявлять
признаки угрозы: вытягивать шею, распускать
крылья и перья. В этот момент вести себя спокойно,
стоять на месте. Не дразнить птицу, не брать в руки
цыплят, гусят, индюшат, утят.
4.По окончании работы вычистить, вымыть и
положить на место инвентарь. Вычистить
спецодежду, вымыть сапоги, тщательно вымыть
руки тёплой водой с мылом.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления (смотрю-делаю) при уборке
птичника
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Домашняя птица»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Домашняя
птица»
Удобрения – 3 часа
Виды удобрений
Понятие об удобрениях.
Виды удобрений: органические и минеральные.
Словарь: органические и минеральные удобрения.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления
Органические
Виды органических удобрений: навоз, птичий
удобрения
помёт, торф, компост.
Значение органических удобрений. Удобрения для
песчаной и глинистой почвы.
Коррекционная работа: развитие переключаемости
внимания
Обобщающий урок по Закрепление пройденного материала
теме
«Органические
удобрения»
Навоз и торф
Навоз. Виды навоза: конский, коровий, свиной и
овечий. Ценность навоза. Конский и овечий навоз.
Коровий и свиной навоз. Свежий навоз.
Полуперепревший навоз. Перепревший навоз.
Перегной.

№
п/п

Тема урока

Повторение по
«Навоз и торф»
Птичий
помёт
компост

3

1

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Словарь: свежий, полуперепревший и перепревший
навоз, перегной.
Торф. Образование торфа. Добыча торфа.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
теме Закрепление пройденного материала

и Птичий помёт. Место сбора помёта. Полужидкий
птичий помёт. Сухой помёт.
Компост. Приготовление компоста. Составные
части компоста. Торфонавозный компост, его
состав. Растительно-земляной компост. Компостные
кучи.
Словарь:
компост,
торфонавозный
и
растительно-земляной компост.
Коррекционная работа: развитие мыслительной
деятельности
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Птичий
помёт
и
компост»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Удобрения»
Тестирование по темам Контроль пройденного материала за вторую
«Осенний
уход
за четверть
ягодными
кустарниками,
домашняя
птица
и
удобрения»
Овцы и козы – 6 час.
Значение и особенности Значение овец и коз. Назначение овчины (шкуры,
овец и коз
снятой с нестриженых овец). Баранина. Козлины
(шкуры коз).
Особенности овец и коз. Разведение овец и коз.
Жвачные животные. Жвачка.
Словарь: овчины, баранина, козлины, жвачные
животные, жвачка.
Коррекционная работа: работа над увеличением
объема памяти
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Значение
и
особенности овец и
коз»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме
«Значение
и
особенности овец и
коз»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала

№
п/п

2

3

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

работа
по
теме
«Значение
и
особенности овец и
коз»
Овцы
Внешний вид овец. Вид овцы и барана. Матка.
Безрогая овца (комолая). Курдючные овцы, курдюк.
Однородная и неоднородная шерсть.
Особенности овец. Овцы – стадные животные.
Ягнёнок. Стрижка овец. Руно.
Словарь: баран, матка, комолая овца, курдюк,
однородная и неоднородная шерсть, ягнёнок, руно.
Коррекционная работа: работа над увеличением
объема памяти
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Овцы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Овцы»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Овцы»
Породы овец
Различия пород овец по однородности шерсти,
толщине шерстинок и по другим признакам:
тонкорунные, полутонкорунные и грубошёрстные.
Тонкорунные породы.
Полутонкорунные породы.
Грубошёрстные породы. Шкурки молодых ягнят
(каракуль). Изделия из шкур овец.
Словарь: каракуль.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Породы овец»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Породы овец»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Породы овец»
Козы
Внешний вид коз. Серёжки. Хвост. Рога козла
(самец), борода козла. Цвет шерсть. Пух и ость.
Особенности коз. Характер козы и козлят. Питание
коз. Стадо коз. Пастбища.
Словарь: серёжки, пух, ость.
Коррекционная работа: работа над увеличением
объема памяти
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Козы»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Козы»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Козы»

№
п/п

Тема урока

Породы коз

4

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Породы коз: шёрстные, пуховые и молочные породы
коз.
Шёрстные породы. Ангорская порода коз. Шерсть.
Цвет. Производство мохера.
Пуховые породы. Оренбургская и придонская
породы. Шерсть. Цвет.
Молочные породы. Зааненская порода. Масса.
Шерсть. Цвет.
Словарь: мохер.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
теме Закрепление пройденного материала

Повторение по
«Породы коз»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Породы коз»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Породы коз»
Содержание овец и коз Стойлово-пастбищное содержание овец и коз.
Стойлово-пастбищное
содержание
животных.
Стойловый период. Пастбищный период.
Помещения для содержания овец и коз.
Устройство помещения для овец и коз (овчарни).
Устройство крыши. Шифер, солома, камыш. Стены.
Обивка толем, рубероидом или обмазывание
глиняным раствором. Окна. Полы. Дверь. Открытый
огороженный выгульный двор – баз. Двор.
Подсобное помещение.
Словарь: стойлово-пастбищное содержание овец и
коз, стойловый период, пастбищный период,
овчарня, шифер, толь, рубероид, баз.
Коррекционная работа: развивать умение и делать
словесно-логические выводы
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Содержание овец и
коз»
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Уход за овцами и
козами в зимнее время»
Содержание молочных Содержание молочных коз. Требования к
коз
содержанию молочных коз. Утеплённое помещение
– козлятник, требования к нему. Полка из чистых
гладких досок – лежак. Выгульный двор.
Решётчатые кормушки. Уход за молочными козами.
Словарь: козлятник, лежак.
Коррекционная работа: работа над усвоением
нового понятия, путём произвольного запоминания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Содержание молочных

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

коз»
Правила
безопасной Правила безопасной работы при уходе за овцами
работы при уходе за и козами:
овцами и козами
1.Перед началом работы надеть спецодежду.
2.Приступть к работе по уборке помещения овчарни
и выгульной площадки только тогда, когда там нет
животных.
3.Обращаться с животными спокойно и уверенно.
Не брать животных за рога без необходимости.
4.Во время работы вилами соблюдать осторожность,
чтобы никого не задеть зубьями вил.
5.По окончании работы вычистить, вымыть и
положить на место инвентарь. Вычистить
спецодежду, тщательно вымыть руки тёплой водой с
мылом.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления (смотрю-делаю) при уходе
за овцами и козами
Правила работы при Последовательность работы:
уборке
выгульного 1.Надеть спецодежду. Подготовить необходимый
двора овчарни в зимнее ручной инвентарь для уборки помещения овчарни и
время
выгульного двора.
2.Очистить выгульный двор от снега деревянной
лопатой или метлой. При необходимости разложить
соломенную подстилку.
3.Убрать снег из кормушек с помощью веника и
совка. Тщательно очистить скребком кормушки от
остатков корма.
4.Выпустить животных из овчарни на выгульный
двор.
5.Разложить свежую соломенную подстилку
равномерным слоем на пол овчарни, примять ее
ногами.
6.Вычистить и вымыть рабочий инвентарь,
положить его на место. Снять и вычистить
спецодежду. Тщательно вымыть руки с мылом.
Коррекционная
работа:
развивать
умение
пользоваться специальными инструментами и
приспособлениями
Корма для овец и коз
Группы корма для овец и коз: грубые, сочные и
зерновые корма.
Грубые корма. Сено, солома и мякина. Сено
луговое, степное и сено сеяных трав. Степное сено
или сено суходольных лугов. Сено с влажных
болотистых лугов.
Заготовка сена для овец и коз в небольших
хозяйствах, сено на лугах, по лесным полосам,
оврагам и балкам. Ядовитые травы: паслён чёрный,
молочай, наперстянка, вех ядовитый, борец,

№
п/п

5

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

чемерица, дурман, чистотел, белладонна, хвощ.
Хорошее
сено,
его
характеристики.
Недоброкачественное сено, его характеристики.
Солома ячменная, овсяная, просяная. Мякина.
Веточный корм – это ветки тополя, берёзы, липы,
осины, ольхи, рябины, ивы.
Сочные корма. Зелёный корм пастбищ, кормовая
свёкла, кормовая морковь, тыква, кабачки,
картофель.
Зерновые корма. Зерно овса, ячменя, кукурузы.
Отруби. Минеральные подкормки – мел и
поваренная соль.
Подготовка кормов к скармливанию. Подготовка
соломы, кормовой свёклы, кормовой моркови и
картофеля, зернового корма.
Ручной инвентарь при подготовке и раздаче кормов:
вёдра, баки, кружки, ножи, совки, весы.
Словарь: суходольные луга, мякина, отруби,
минеральные подкормки, навильник.
Коррекционная работа: формирование диалоговой
речи
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Корма для овец и коз»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Корма для овец и
коз»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Корма
для овец и коз»
Кормление овец и коз
Кормление овец и коз в зимнее время. Рацион
кормления. Время кормления.
Кормление ягнят и козлят. Рацион кормления
ягнят и козлят в течение первого месяца после
рождения; с месячного возраста; в 2-месячном
возрасте; в 3-месячном возрасте; для 4-месячных
ягнят и козлят; старше четырёх месяцев.
Кормление молочных коз. При стойловом
содержании молочных коз кормление в летнее
время: обёртки кукурузных початков, корзинки
подсолнечника, листья капусты, стебли гороха после
уборки бобов.
Словарь: рацион.
Коррекционная работа: развитие переключаемости
внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Кормление овец и
коз»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Кормление овец

№
п/п

Тема урока

и коз»
Самостоятельная
работа
по
теме
«Кормление овец и
коз»
Правила
раздачи
кормов при кормлении
овец и коз

6

7

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Контроль пройденного материала

Правила раздачи кормов при кормлении овец и
коз:
1.Обязательно проверять качество кормов. Получать
со склада и раздавать животным только
доброкачественные корма.
2.Раскладывать корма только в кормушки.
3.При раздаче грубых кормов переносить их в
корзинах или связках. Нельзя использовать для этих
целей сенные виды.
4.При
раздаче
сочных
кормов
соблюдать
осторожность. Остерегаться случайного удара
рогами животных.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления (смотрю-делаю) при
кормлении овец и коз
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Правила
раздачи
кормов при кормлении
овец и коз»
Стрижка овец
Сроки стрижки. Сроки стрижки тонкорунных и
полутонкорунных овец. Остриженные овцы, их
содержание.
Стрижка
грубошёрстных
овец.
Стрижка романовских овец.
Способы стрижки в крупных хозяйствах с
помощью электрических стригальных машинок и
вручную специальными ножницами.
Обработка шерсти. Хранение шерсти. Пряжа
(шерстяные нити), её просушивание, прочёсывание
на специальных чесальных машинах или на гребнях.
Словарь: стригальные машинки, пряжа, чесальные
машины.
Коррекционная работа: воспитание позитивного
отношения к домашним животным
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Стрижка овец»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Стрижка овец»
Чёска коз
Сроки чёски. Начало линьки.
Способы чёски. Чёска коз вручную с помощью
специальных гребней. Чёска придонских коз. Чёска
оренбургских коз.
Обработка пуха. Прочёсывание пуха.
Коррекционная работа: воспитание позитивного
отношения к домашним животным

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Чёска коз»
Обобщающий урок по Закрепление и контроль пройденного материала
теме «Чёска коз»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по теме «Овцы и
козы»

1

Группы
культур

Полевые культуры – 2 час.
полевых Полевые
культуры
–
основные
сельскохозяйственные культуры в растениеводстве.
Группы полевых культур: зерновые, зернобобовые,
кормовые и технические.
Зерновые культуры – пшеница, рожь, ячмень,
кукуруза и другие. Зерно.
Зерно зернобобовых культур – боб. Зернобобовые
культуры – горох, фасоль, бобы, чечевица, соя и
другие.
Кормовые культуры – кормовые травы, кормовые
корнеплоды и другие.
Технические культуры – подсолнечник, сахарная
свёкла, лён, хлопчатник и другие.
Словарь:
полевые
культуры,
зерновые,
зернобобовые, кормовые и технические культуры.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия
по теме Закрепление пройденного материала
полевых

Повторение
«Группы
культур»
Зерновые культуры

2

Пшеница и рожь. Соломина. Вздутия (узлы) на
стебле. Колос. Колосья пшеницы с остями и без
остей. Пшеница остистая и безостая. Окраска.
Форма. Озимая и яровая пшеница. Рожь озимая, её
высевают осенью. Мука и изделия из нее. Крупа
манная и пшеничная.
Кукуруза. Початки кукурузы. Изделия из зрелого
зерна кукурузы: мука, крупа, кукурузные хлопья и
другие.
Словарь: соломина, узлы, колос, ости, озимая и
яровая пшеница, озимая рожь, початки.
Коррекционная работа: развивать умение и делать
словесно-логические
выводы,
развитие
переключаемости внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Зерновые культуры»
Кормовые культуры
Кормовые культуры, их группы: кормовые бахчевые
и кормовые травы.
Кормовые
корнеплоды.
Кормовая
свёкла,

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

кормовая морковь и другие культуры. Кормовая
свёкла. Корнеплод.
Кормовая морковь.
Кормовые бахчевые культуры: кормовой арбуз,
кормовая тыква и кормовые кабачки.
Кормовой арбуз. Кора и мякоть с семенами.
Кормовая тыква. Кора и мякоть плодов.
Кормовые травы. Культурные и дикорастущие.
Многолетние и однолетние кормовые травы. Клевер
и люцерна – многолетние кормовые травы.
Суданская трава и вика – однолетние кормовые
травы.
Словарь: корнеплод, кора, мякоть, дикорастущие
травы.
Коррекционная работа: развивать умение и делать
словесно-логические
выводы,
развитие
переключаемости внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Кормовые культуры»
Технические культуры
Технические культуры: подсолнечник, сахарная
свёкла, лён, хлопчатник и другие.
Подсолнечник.
Корзинка
подсолнечника.
Получение масла. Лузга, ядра.
Сахарная свёкла. Корнеплод белого цвета.
Лён.
Словарь:
соцветие-корзинка,
лузга,
ядра,
корнеплод.
Коррекционная работа: развивать умение и делать
словесно-логические выводы
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Технические
культуры»

1

Группы
культур

Овощные культуры – 5 час.
овощных Овощные культуры – столовые корнеплоды,
капустные овощные растения, плодовые овощные
растения, луковичные овощные растения и зелёные
овощи.
Столовые корнеплоды – столовая морковь, столовая
свёкла, репа, редька, редис.
Капустные овощные растения – капуста кочанная,
цветная, брюссельская, брокколи. Кочаны, соцветия
и другие части растений.
Плодовые овощные растения – огурец, том, перец,
баклажан. Плоды растений.
Луковичные овощи растения – лук, чеснок и другие.
Зелёные овощи – укроп, салат, петрушка, сельдерей
и другие.

№
п/п

Тема урока

Повторение
«Группы
культур»
Капустные
растения

2

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Словарь:
овощные
культуры,
столовые
корнеплоды,
капустные
овощные
растения,
плодовые овощные растения, луковичные овощные
растения, зелёные овощи, кочаны, плоды.
Коррекционная работа: формирование умения
выделять главное
по теме Закрепление пройденного материала
овощных
овощные Капуста кочанная. Толстый стебель (кочерги) и
широкие листья. Белокочанная и краснокочанная
капуста.
Капуста цветная. Головка с недоразвившимся
соцветием белого цвета.
Капуста
кольраби.
Утолщённый
стебель
(стеблеплод) округлой формы.
Капуста брокколи.
Словарь: белокочанная и краснокочанная капуста,
цветная капуста, капуста кольраби, капуста
брокколи, кочерыга, головка, стеблеплод.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия и увеличением объема памяти
по теме Закрепление пройденного материала
овощные

Повторение
«Капустные
растения»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Капустные овощные
растения»
Плодовые
овощные Огурец. Части растения. Стебель и листья. Зеленцы.
растения
Завязь.
Томат. Части растения. Стебель и листья.
Цветочные кисти. Зрелые плоды томата.
Перец и баклажан. Перец сладкий и перец острый.
Плоды баклажана.
Словарь: зеленцы, завязь, полегающий стебель,
цветочные кисти.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия и увеличением объема памяти
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Плодовые
овощные
растения»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Плодовые
овощные
растения»
Зеленные овощи
Укроп. Стебель растения. Соцветие-зонтик, семена.
Петрушка. Листья. Петрушка листовая и корневая.
Салат. Листовой и кочанный.

№
п/п

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Словарь: соцветие-зонтик.
Коррекционная работа: работа над пониманием
нового понятия и увеличением объема памяти
теме Закрепление пройденного материала

3

4

Повторение по
«Зеленные овощи»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Зеленные овощи»
Столовые корнеплоды
Столовые корнеплоды: столовая морковь, столовая
свёкла, репа и другие.
Столовые корнеплоды – двулетние растения.
Состав корнеплода: головка, шейка и корень.
Листья, стебли, цветки и плоды. Содержание
столовых корнеплодов.
Словарь: двулетние растения, головка и шейка
корнеплода.
Коррекционная работа: развитие переключаемости
внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Столовые
корнеплоды»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Столовые
корнеплоды»
Столовая морковь
Строение растения. Середина (сердцевина) и ярко
окрашенная часть вокруг середины. Цветоносные
стебли, соцветия-зонтики, состоящие из мелких
белых цветков. Шипики.
Некоторые особенности растения.
Значение столовой моркови.
Словарь: цветоносные стебли, шипики.
Коррекционная работа: развитие переключаемости
внимания
Повторение по теме Закрепление пройденного материала
«Столовая морковь»
Подготовка почвы и Подготовка почвы и внесение удобрений.
посев семян столовой Сроки и способы почвы. Овощные сеялки.
моркови
Широкорядный или ленточный способ посева
семян. Глубина посева семян. Разреженный посев,
посев вручную.
Словарь: широкорядный и ленточный способ
посева, разреженный посев.
Коррекционная работа: работа над усвоением
нового понятия, путём произвольного запоминания
Уход
за
посевами Уход за посевами столовой моркови: разрушение
столовой моркови
почвенной
корки,
прополка,
прореживание,
подкормка и рыхление.
Разрушение почвенной корки.

№
п/п

Тема урока

Правила
безопасной
работы при уходе за
сельскохозяйственными
растениями

5

Столовая свёкла

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Прополка. Обработка специальной жидкостью –
гербицидами. Прополка вручную, мотыгами.
Прореживание. Подкормка. Рыхление.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления (смотрю-делаю) при уходе
за посевами столовой моркови
Правила безопасной работы при уходе за
сельскохозяйственными растениями:
1.Выполнять рыхление междурядий на отведённом
участке и не переходить на другое место без
разрешения учителя.
2.Переносить
воду
для
полива
растений
небольшими вёдрами ёмкостью до 5 л.
3.При поливе растений пользоваться лейками
ёмкостью не более до 5 л.
4.Для приготовления подкормочных растворов
использовать бак или бочку, ёмкость которых
заранее определена.
Коррекционная работа: развитие точности
воспроизведения
Строение растений. Соплодия (клубочки) свёклы.
Некоторые особенности растения.
Значение столовой свёклы.
Словарь: соплодия (клубочки) свёклы.
Коррекционная работа: работа над увеличением
объема памяти
Закрепление пройденного материала

Повторение по теме
«Столовая свёкла»
Уход
за
посевами Прополка и рыхление. Всходы столовой свёклы и
столовой свёклы
сорняки. Защитная зона. Смыкание рядков.
Прореживание. Первое прореживание. Вторичное
прореживание. Рыхление.
Словарь: защитная зона, смыкание рядков.
Коррекционная работа: развитие нагляднодейственного мышления (смотрю-делаю) при уходе
за посевами столовой свёклы
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа
по
теме
«Выращивание семян
лука репчатого»
Цветочные растения – 3 час
1

Многолетние
Многолетние цветочные растения. Надземная
цветочные растения и часть растений – это стебли, листья, цветки.
зимующие
Подземная часть многолетних цветочных растений,
многолетники
её
состав:
корневище
или
луковица
(клубнелуковица), или клубень (корнеклубень).
Зимующие
многолетники.
Незимующие
многолетники.

№
п/п

2

3

Тема урока

Основное
содержание
коррекционные цели

темы,

учебные

и

Словарь: надземная и подземная части растений,
корневище, клубнелуковица, корнеклубень, зимующие
и незимующие многолетники.
Зимующие многолетники.
Многолетние цветочные растения, зимующие в
открытом грунте: флоксы, ирисы, мускари и другие.
Групповая посадка на фоне газона, деревьев или
кустарников. Флокс. Ирис (касатик). Мускари.
Словарь: групповая посадка, газона.
Коррекционная
работа:
развивать
умение
классифицировать
и
выращивать
цветочные
растения
теме Закрепление пройденного материала

Повторение по
«Многолетние
цветочные растения и
зимующие
многолетники»
Самостоятельная
Контроль пройденного материала
работа по темам года.
Обобщение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».