Приложение Утверждена в составе АООП Приказ № 107 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» 2-3 класс, 5 класс 1вариант (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) п.Совхозный,2023 Пояснительная записка. Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Музыка": Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (фортегромко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); представления скачкообразно); об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 2 класс (1 ч в неделю) ПЕНИЕ · Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. · Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2. · Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. · Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). · Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. · Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. Примерный музыкальный материал для пения Первая четверть · На горе-то калина. Русская народная песня. · Каравай. Русская народная песня. · Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. · Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. Вторая четверть · Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. · Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). · Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. Третья четверть · Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. · Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. · Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. · Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Четвертая четверть · Бабушкин козлик. Русская народная песня. · Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. · На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ · Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. · Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). · Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. · Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. · Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. · Игра на музыкальных инструментах. · Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне. Рекомендованные музыкальные произведения для слушания: · К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». · Л. Боккерини. Менуэт. · Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». · С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк». · П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома». · А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». · Рамиресс. Жаворонок. · С. Рахманинов. Итальянская полька. · Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. · Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. · Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. · Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. · Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. · Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: · высокие и низкие, долгие и короткие звуки; · музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); · характер и содержание музыкальных произведений; · музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). Учащиеся должны уметь: · исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; · различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; · исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. 3 класс (1 ч в неделю) ПЕНИЕ · Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. · Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. · Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). · Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. · Развитие умения контролировать слухом качество пения. · Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. · Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. · Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля. Примерный музыкальный материал для пения: Первая четверть · Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. · Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. · Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. Вторая четверть · Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. · Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. · Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Третья четверть · Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. · Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. · Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Четвертая четверть · Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. · Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. · Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. · Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. · Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ · Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. · Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. · Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. · Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. · Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах). Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания: · Ф. Шуберт. Аве Мария. · Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». · Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». · В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. · М. Теодоракис. Сиртаки. · П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». · Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». · Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. · Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. · Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. · Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. · Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. · Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. · Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: · музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная); · музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка). · Учащиеся должны уметь: · выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; · сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; · распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; · сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог; · воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. 5 класс (1 ч в неделю) Программой на изучение музыки в 5 классах выделяется 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели). С учетом специфики нашего образовательного учреждения реализуется программа по музыке (автор И.В.Евтушенко, 2011 год). Название раздела тематического плана для 5 класса Кол-во часов 1 Раздел I. Что такое музыка? 9 2 Раздел II. Русская и зарубежная музыка 7 3 Раздел III. Музыка и изобразительное искусство 10 4 Раздел IV. Можем ли мы услышать музыку 8 Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку ― развитие эмоциональной отзывчивости на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения; ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного; ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1. Элементы музыкальной грамоты - Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах. - Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними. - Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1. - Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); Виды деятельности: - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; 1) владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения; 2) элементарный опыт музыкальной деятельности. 3) развитие слуховых и двигательных восприятий, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений: интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах); умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 4) готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях: умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях. Календарно-тематическое поурочное планирование по музыке и пению во 2 классе – 34 часа №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Урок № 1 – Слушание: П. Чайковский. «Детский альбом». Урок № 2 – Пение: На горе-то калина. Русская народная песня. Урок № 3 – Слушание: Рамиресс. Жаворонок. Урок № 4 – Пение: Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. Урок № 5 – Слушание: Л. Боккерини. Менуэт. Урок № 6 – Пение: Каравай. Русская народная песня. Урок № 7 – Слушание: А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». Урок № 8 – Пение: Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Урок № 9 – Слушание: П. Чайковский. «Детский альбом». Урок № 1 – Слушание: К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Урок № 2 – Пение: Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. Урок № 3 – Слушание: Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Урок № 4 – Пение: Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Урок № 5 – Слушание: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Урок № 6 – Пение: Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. Урок № 7 – Слушание: Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Урок № 1 – Слушание: Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Урок № 2 – Пение: Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Урок № 3 – Слушание: С. Рахманинов. Итальянская полька. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок № 4 – Пение: Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. Урок № 5 – Слушание: Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка 21 В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Урок № 6 – Пение: 22 Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. Урок № 7 – Слушание: 23 С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Урок № 8 – Пение: 24 Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. Урок № 9 – Слушание: 25 С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Урок № 10 – Пение: 26 Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. Урок № 1 – Слушание: 27 Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Урок № 2 – Пение: 28 Бабушкин козлик. Русская народная песня. Урок № 3 – Слушание: Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в 29 летнюю ночь». Урок № 4 – Пение: Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка 30 Б. Савельева, слова А. Хайта. Урок № 5 – Слушание: Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка 31 Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Урок № 6 – Пение: На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка 32 Б. Савельева, слова А. Хайта. Урок № 7 – Слушание: Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка 33 Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Урок № 8 – Пение: На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка 34 Б. Савельева, слова А. Хайта. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое поурочное планирование по музыке и пению в 3 классе – 34 часа №п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Урок № 1 – Слушание: Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Урок № 2 – Пение: Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Урок № 3 – Слушание: Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Урок № 4 – Пение: Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. Урок № 5 – Слушание: В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады». Кол-во часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Урок № 6 – Пение: Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. Урок № 7 – Слушание: М. Теодоракис. Сиртаки. Урок № 8 – Пение: Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Урок № 9 – Слушание: Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Урок № 1 – Слушание: П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Урок № 2 – Пение: Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. Урок № 3 – Слушание: П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Урок № 4 – Пение: Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. Урок № 5 – Слушание: П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Урок № 6 – Пение: Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Урок № 7 – Слушание: Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Урок № 1 – Слушание: Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. Урок № 2 – Пение: Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Урок № 3 – Слушание: Песни из телефильма «Приключения Буратино». Урок № 4 – Пение: Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. Урок № 5 – Слушание: Песни из телефильма «Приключения Буратино». Урок № 6 – Пение: Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Урок № 7 – Слушание: Ф. Шуберт. Аве Мария. Урок № 8 – Пение: Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Урок № 9 – Слушание: Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. Урок № 10 – Пение: Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Урок № 1 – Слушание: Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Урок № 2 – Пение: Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Урок № 3 – Слушание: Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Урок № 4 – Пение: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Урок № 5 – Слушание: Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Урок № 6 – Пение: Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Урок № 7 – Слушание: Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Урок № 8 – Пение: Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. 1 1 1 1 Календарно-тематическое поурочное планирование по музыке в 5 классе – 34 часа № 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Основные виды учебной деятельности Колво час. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа по индивидуальным карточкам-заданиям 1 «Искусства различны – тема едина!» Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала Работа в группах по карточкамзаданиям 1 «Слово и музыка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала 1 «Что такое музыка?» «Истоки музыки» «Искусство открывает мир» «Проза и музыка» «Сказки и мифы в музыке» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала 1 1 8 «Песня композиторская и народная» 9 «Музыкальная угадайка» 10 11 12 13 «Романс» «Хоровая музыка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией «Русская и зарубежная хоровая музыка» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией «Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 14 «Опера М.И.Глинки «Жизнь за Царя» 15 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала «Лирическая опера Н.А.Римского Корсакова «Снегурочка» «Русская духовная музыка»» 16 Контрольный урок за 2 четверть 1 1 1 1 1 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией 1 17 «Балет в опере М.И.Глинки «Жизнь за Царя» 18 «Можем ли мы увидеть музыку? И.Стравинский. Балет Петрушка 19 «П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» 20 «С.С.Прокофьев. Балет «Золушка» «Музыка звучит в литературе – 21 А.Пушкин - Н.А.Римского - Корсаков «Сказка о царе Салтане» 22 «Сказка и музыка» 23 «Басня и музыка» «Рассказ и музыка» (Пришвин – Э.Григ 24 «Корзина с еловыми шишками») 25 «Кино и музыка» 26 «Музыкальная угадайка» 27 «Образы живописи в музыке» Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа в группах по карточкамзаданиям Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа по индивидуальным карточкам-заданиям Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Анализ репродукций картин художников Исполнение вокального материала 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных 28 «Образы духовной живописи в музыке» произведений 1 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений 1 Анализ репродукций картин художников 29 30 31 32 33 «Музыкальный портрет» Анализ репродукций картин художников «Пейзаж в музыке» «Музыкальная живопись сказок и былин» «Музыка в произведениях изобразительного искусства» «Тема Родины в искусстве» 34 Контрольное годовое тестирование Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Анализ репродукций картин художников 1 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Анализ репродукций картин художников 1 Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений Работа по индивидуальным карточкам-заданиям Исполнение вокального материала Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ музыкальных произведений 1 Анализ репродукций картин художников Работа с видео энциклопедией Слушание объяснений учителя. Работа по индивидуальным карточкам-заданиям Работа с видео энциклопедией Итого 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА: 1. Музыка: Учеб.для учащихся 2 кл. нач. шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. 2. Музыка: Учеб.для учащихся 3 кл. нач. шк./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. 3. Музыка: Учеб.для учащихся 5 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2е изд. – М.: «Просвещение», 2001. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс». Изд. «Просвещение», 2009. 2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс». Изд. «Просвещение», 2009. 3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Изд. «Просвещение», 2009. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ: 1. https://myshool.edu.ru/ 2. https://resh.edu.ru/ 3. https://lesson.edu.ru/ 4. https://lesson.academy-content.myshool.edu.ru/ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ