География 6 класс инд

Утверждена
в составе АООП
Приказ № 000 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «география»
6 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п. Совхозный, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ........................................................................9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ................................................... 11

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «география» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «география» относится к

предметной области

«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «география» в 6 классе рассчитана на 17 учебных недель и
составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного
предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки

разнообразных

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
−

формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

мер

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
−

овладение

использование

основами

элементарных

катастрофической
практических

грамотности

умений

и

и

приемов

использования географической карты для получения географической
информации;
−

формирование

умения

вести

наблюдения

за

объектами,

процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о географии как
науке;
− обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды,
Полярной звезде;
− формирование представлений об опасных природных явлениях,
− формирование географических представлений о рельефе и
водоемах нашей планеты;
− формирование умения работать с географической картой,
графической наглядностью;

− воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
−

формирование

умения

применять

полученные

знания

в

повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «География» в 6 классе
Личностные результаты:
− формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
− совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
− развитие умения фиксировать результаты самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
− развитие навыков взаимодействия при работе в паре при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
−

формирование

эстетических

чувств

при

знакомстве

с

достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
− формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные открытия
− (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников
Земли и людей в космос, первые космонавты);
− формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы).
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «География» в 6 классе

Минимальный уровень:
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
− понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
− узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
− называть, описывать существенные признаки географических
объектов и явлений;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
− использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
− знать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
− применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
− определять направления на карте;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды;
− сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы;

− выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
− делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
− читать географическую карту (условные цвета и основные знаки)
по атласам-приложениям к учебнику;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
− показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать
их при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание
формировать

у

учебного
обучающихся

предмета
широкий

«География»
спектр

видов

позволяет
учебной

деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В процессе
изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся
научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической
картой России, ее географическим положением, границами, формами
земной

поверхности,

водоемами.

В

данной

программе

вначале

планируется формирование более точных географических представлений
о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется
изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и
карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный
переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного
участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. Такая
последовательность изучения тем позволит более логично перейти от
знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической
карты полушарий. В программу 6 класса введены темы: «Явления
природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение
вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты»,
«Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование
географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и
астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете
Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем
применительно к конкретным географическим территориям. Изучение
географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах
земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.

Содержание разделов
Количество

Контрольные

часов

работы

Введение

1

1

Ориентирование на

1

1

2

1

№

Название раздела

1.
2.

местности
3.

Формы поверхности
Земли

4.

Вода на Земле

2

1

5.

План и карта

3

1

6.

Земной шар

4

1

7.

Карта России

4

1

17

7

Итого:

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема предмета Кол
-во
час
ов

1.

География наука о
природе Земли.
Наблюдения за
изменениями
высоты
Солнца и
погоды

0,5

2.

Явления
природы.
Географически
е
сведения о
своей
местности и
труде
населения.
Экскурсия для
наблюдения
запаса
элементарных
географически
х
представлений

0,5

Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный
Достаточный уровень
уровень

Введение – 1 час
Формирование у
Называют, что в
обучающихся
переводе
представлений об
означает слово
изучаемом предмете –
«география».
география.
Рассказывают о
Формирование
первых
представлений о разных путешественниках по
временах года,
плану и
суточном и годовом
опорным словам и
движении Земли
словосочетаниям.
Называют основные
компоненты погоды,
используя помощь
учителя.
Рассказывают от чего
зависит
смена дня и ночи,
смена времен года.
Рисуют положение
Солнца на небе в
разное время
суток. Узнают и
называют
условные знаки
календаря погоды
Знакомство
Определяют и
обучающихся с
называют по
явлениями природы,
иллюстрации явления
обобщение и
природы.
закрепление знаний
Рассказывают с
о правилах поведения
опорой иллюстрации
во время грозы,
(схематические
сильных порывах ветра. рисунки) как вести
Знакомство с
себя во время грозы и
местностью, в которой
при сильных порывах
обучаются и
ветра.
проживают школьники. Составляют рассказ
Формирование умения
по иллюстрациям о
наблюдать за
занятиях населения
окружающей
своей местности.
действительностью,
Выполняют
фиксирование и
зарисовки,
обобщение своих
упражнения в тетради

Называют, что означает в
переводе
слово география,
рассказывают о
первых географах и их
путешествиях.
Составляют рассказ о том,
как люди используют в
своей жизни знания по
географии.
Называют основные
компоненты погоды.
Рассказывают, как
меняется высота Солнца
над горизонтом в течение
дня и в разное время года.
Рисуют положение
Солнца на небе в разное
время года. Составляют
по плану рассказ, какая
погода характерна для
разных времен года

Называют «явления
природы»,
определяют, что такое
«ветер». Рассказывают,
как люди используют
силу ветра. Составляют
рассказ о правилах
поведения во время грозы
и при сильных порывах
ветра.
Составляют рассказа о
своей местности по плану,
предложенному учителем.
Выполняют зарисовки,
упражнения в тетради на
печатной основе после
наблюдений,
проведенных во время

наблюдений

1. Горизонт.
3
Линия
горизонта.
Стороны
горизонта.
Компас и
правила
пользования им

0,5

2. Ориентировани
4
е по местным
признакам
природы,
Ориентировани
е на местности

0,5

1. Равнины,
5
холмы

0,5

на печатной основе
экскурсии
после наблюдений,
проведенных во время
экскурсии совместно
с учителем
Ориентирование на местности – 1 час
Формирование
Находят в словаре и
Дают определение
представлений о линии зачитывают, что такое географическим понятиям
горизонта, основных
горизонт, линия
«горизонт», «линия
сторонах гори зонта.
горизонта. Выделяют горизонта». Называют
Формирование умений на иллюстрации
свойства горизонта.
пользоваться компасом, линию горизонта.
Называют основные
определять основные
Называют основные
стороны горизонта.
стороны горизонта.
стороны горизонты,
Зарисовывают схему
Знакомство с компасом. опираясь на схему.
сторон горизонта в
Устройство. Правила
Рисуют схему сторон тетради. Рассказывают,
пользования.
горизонта совместно с что такое компас и
Формирование умений учителем.
правила пользования
ориентироваться по
Определяют стороны компасом пользоваться.
компасу.
горизонта по компасу, Схематически
используя помощь
зарисовывают компас.
учителя. Наклеивают
Определяют стороны
картинку компаса в
горизонта с помощью
тетрадь
компаса в классе,
школьном холле, на
пришкольном участке
Формирование умений Определяют стороны Рассказывают, что такое
ориентироваться по
горизонта по
компас, для чего он
местным признакам
признакам природы,
нужен и как он устроен.
природы, принимать
изображенных на
Ориентируются с
решения в
иллюстрации,
помощью компаса по
нестандартной
используя помощь
местным признакам
ситуации. Закрепление педагога. Наблюдают природы. Наблюдают за
сформированных
за окружающей
окружающей
навыков
действительностью.
действительностью,
ориентирования с
Определяют стороны выделяют признаки
пользованием компаса. горизонта по местным природы, по которым
Продолжение
признакам природы,
можно определить
формирования умений
принимая помощь
стороны горизонта.
наблюдать за
учителя
Определяют стороны
окружающей
горизонта по местным
действительностью,
признакам природы, по
обобщение своих
компасу.
наблюдений
Формы поверхности Земли – 2 часа
Формирование
Называют основные
Называют основные
представлений
формы земной
формы земной
обучающихся о формах поверхности.
поверхности.
поверхности земного
Зарисовывают
Рассказывают, чем
шара
строение холма по
отличаются плоские и

с
2. Знакомство
6
формами
рельефа своей
местности
(своего края).

0,5

их
3. Овраги,
7
образование.

0,5

4. Горы.
8
Землетрясения.
Извержения
вулканов

0,5

1. Вода
9 в
природе.
Родник, его
образование.
Колодец,
водопровод.

0,5

Обобщение и
закрепление сведений
обучающихся о родном
крае. Продолжение
формирования умения
наблюдать за
окружающей
действительностью,
фиксировать и
обобщать свои
наблюдения
Формирования
представлений об
образовании оврагов и
о вреде оврагов для
сельского хозяйства.
Воспитание бережного
отношения к родной
земле

образцу с указанием
его частей. Называют
и показывают горы и
равнины на
иллюстрациях
Определяют форму
рельефа своей
местности, опираясь
на схемы и
иллюстрации,
совместно с учителе

холмистые равнины.
Определяют виды равнин
по иллюстрациям и
схеме. Показывают части
холма на схеме
Определяют форму
рельефа своей местности.
Составляют рассказ о
форме рельефа своей
местности

Показывают на
иллюстрации овраг,
называют
подписанные части
оврага, делают макет
оврага из сырого
песка и глины

Рассказывают о процессе
образования оврагов и о
вреде оврагов для
сельского хозяйства с
опорой на иллюстрации,
зарисовывают схему
оврага и подписывают его
части. Делают макет
оврага из сырого песка и
глины
Рассказывают о горах и
горных системах.
Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют
макет горного хребта из
пластилина.
Рассказывают о
стихийных явлениях
природы (лавина,
землетрясение,
извержение вулкана)

Продолжение
Составляют рассказ о
формирования
горах из
представлений
предложенных
обучающихся о
учителем
разновидностях
предложений. Лепят
рельефа земного шара.
макет горы из
Знакомство со
пластилина. Отвечают
стихийными явлениями на наводящие
природы
вопросы о стихийных
(землетрясение,
явлениях в природе
извержение вулкана),
формирование навыков
безопасного поведения
Вода на Земле – 2 часа
Закрепление
Приводят примеры,
полученных на уроках
где встречается вода в
природоведения знаний природе с опорой на
о воде и ее значении
иллюстрации. По
для живых организмов
схеме рассказывают о
и хозяйственной
круговороте воды в
деятельности человека. природе. Составляют
Формирование
рассказ по опорным
элементарных
словам об образование
представлений об
родника. По рисунку

Приводят примеры, где
встречается вода в
природе. Рассказывают
как происходит
круговорот воды в
природе по схеме.
Рассказывают как
накапливается вода под
землёй. Объясняют как
образовалось слово

образовании родника.
Формирование
элементарных
представлений о
колодце и водопроводе
как источниках пресной
воды для человека

реки.
2. Части
1
Равнинные
и
0
горные реки.
Как люди
используют
реки.

0,5

3. Озера.
1
Водохранилищ
1
а. Пруды.
Болота, их
осушение.

0,5

и моря.
4. Океаны
1
Острова
и
2
полуострова.

0,5

Знакомство с горными
и равнинными реками,
их значении в жизни
человека и его
хозяйственной
деятельности.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
использовании
природных ресурсов
(пресной воды рек) в
хозяйственной
деятельности человека.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
многообразии водоемов
земного шара.
Обобщить и закрепить
знания об озерах,
прудах,
водохранилищах
родного края, их
использовании в
хозяйственной
деятельности человека.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о болоте.
Повторить и закрепить
сведения, полученные о
торфе, его добыче и
использовании.
Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство

рассказывают о
строении
водопровода. Из
пластилина делают
макет колодца

«источник». Называют,
из каких горных пород
состоят
водопроницаемые и
водонепроницаемые слои.
Рассказывают о работе
водопровода. Называют
правила охраны воды при
пользовании
водопроводом
Составляют
Рассказывают по схеме
предложения как
как образуются реки.
образуются реки по
Называют и показывают
опорным словам.
на схеме части реки.
Называют части реки, Определяют на схеме
обозначенные на
направление реки, левые
схеме. Определяют по и правые притоки.
иллюстрации горную
Сравнивают горную и
и равнинную реку.
равнинную реки по
Составляют рассказ об плану. Рассказывают как
использование рек по образуется водопад.
схеме с опорой на
Рассказывают об
иллюстрации
использовании пресной
воды рек в хозяйственной
деятельности человека.
По иллюстрациям и
Называют характерные
опорным словам
особенности озера.
рассказывают, где
Рассказывают, в каких
образуются озера.
местах образуются озёра.
Называют различия
Зарисовывают схему
пруда от озера,
озера. Рассказывают, как
принимая помощь
образуются
учителя. Составляют
водохранилища.
рассказ по серии
Сравнивают пруд и озеро.
картинок
Приводят примеры
«Образование болот» искусственных водоемов.
Рассказывают об
образовании болот по
схеме. Рассказываю, для
чего осушают болота и
где используется торф

Составляют рассказ
по иллюстрациям об
использовании морей

Называют характерные
особенности морей и
океанов. Сравнивают и

Водоемы в
вашей
местности.
Охрана вод от
загрязнения.

обучающихся со
стихийными явлениями
природы (шторм,
цунами, ураган).
Формирование понятий
«остров» и
«полуостров».
Продолжение
формирования
представлений о
родном крае,
обобщение сведений о
водоемах, их
использовании. Охрана
водоемов

1.

Рисунок и план
предмета. План
и масштаб.

0,5

и океанов человеком.
Зарисовывают в
тетради вместе с
учителем остров,
полуостров и
подписывают их,
делают макеты из
пластилина.
Составляют рассказ о
водоёмах из
предложенных
учителем
предложений.
Подбирают
иллюстрации и
фотографии с
изображением
водоемов

План и карта – 3 часа
Формирование
Знакомятся с
первоначальных
понятием «план».
представлений
Зарисовывают план
обучающихся о плане,
предметов (ластик,
его значении.
кубик) по контурным
Продолжение
линиям. Называют
формирования
отличия плана от
представлений
рисунка, используя
обучающихся о плане,
помощь учителя.
закрепление
Знакомятся с
представления о
понятием «масштаб».
масштабе.
Составляют рассказ
«Люди каких
профессий
используют масштаб в
своей работе», по
опорным словам, и
иллюстрациям

показывают на схеме
окраинные и внутренние
моря. Называют отличия
морской воды от пресной.
Рассказывают, что такое
цунами. По
иллюстрациям
составляют рассказ об
использование морей и
океанов в хозяйственной
деятельности человека.
Называют характерные
особенности морей и
океанов. На рисунке
находят и показывают
острова, полуострова,
заливы и проливы.
Делают макет острова и
полуострова из
пластилина и цветной
бумаг. Называют
водоемы, которые есть в
местности, где
проживают обучающиеся.
Рассказывают как
используют водные
ресурсы и о мерах,
предпринимаемых
людьми для охраны
водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле».
Рассказывают, что такое
план и для чего он нужен.
Сравнивают
изображенные предметы
на плане и на рисунке,
называя отличия.
Зарисовывают в тетради
план предметов (пенал,
ластик, кубик).
Знакомятся с понятием
«масштаб». Перечисляют
профессии людей,
которым необходим план
местности.

2.

План класса.
План
школьного
участка.
Условные
знаки плана
местности.

0,5

3.

План и
географическая
карта.

0,5

4.

Условные
цвета
физической
карты.

0,5

5.

Условные
знаки
физической
карты.

0,5

6.

Физическая
карта России.
Значение
географическо
й карты в
жизни и
деятельности

0,5

Формирование умения
строить планы
помещений, участков и
иных планов.

Зарисовывают план
кабинета и
пришкольного участка
с опорными
изображениями (вид
из окна, фотография,
картинка, чертёж) и
при помощи линий с
помощью учителя
Называют отличия
Продолжение
плана от карты,
формирования
используя помощь
представлений
обучающихся о плане и учителя
его значении.
Знакомство
обучающихся с
многообразием
географических карт и
их значением для
жизнедеятельности
человека
По иллюстрации
Знакомство с
называют формы
условными цветами
земной поверхности. С
физической карты.
помощью учителя
Обучение показывать
называют основные
на физической карте
цвета физической
России фор-мы
карты
поверхности,
крупнейшие водоемы с
опорой на условный
цвет, которым
обозначены различные
формы поверхности и
водоемы
Продолжение
Соотносят условный
формирования
знак физической карты
представлений
с изображением
обучающихся о
географической карте.
Знакомство с условными
знаками физической
карты

Зарисовывают план
кабинета и пришкольного
участка в тетради с
помощью учителя

Составляют рассказ о
значении физической
карты в жизни людей из
предложенных учителем
предложений.
Показывают на
физической карте
России границу

Рассказывают о значение
физической карты в жизни
человека с опорой на план.
Показывают на
физической карте России
границу государства,
крупные географические
объекты (равнины, горы,

Обобщение и
систематизация
представлений
обучающихся о
физической карте и ее
значении. Формирование
умений показывать на
карте заданные объекты

Сравнивают план города и
карту. Называют отличия
плана от карты.
Показывают на карте
стороны горизонта.
Рассказывают, какими
бывают карты по
назначению (физическая,
политическая,
административная, карта
растений и животных).
Повторяют формы земной
поверхности. Читают
условные цвета, знаки
географической карты.
Зарисовывают в тетради
условные знаки плана,
цвета и условные знаки
физической карты

Называют условные цвета,
знаки географической
карты. Зарисовывают в
тетради условные цвета и
условные знаки
физической карты

с помощью условных
цветов и знаков

людей.

1

2

Краткие
сведения о
Земле, Солнце,
Луне. Планеты

0,5

Земля –
Планета.
Доказательства
шарообразност
и Земли.
Освоение
космоса.
Глобус- модель
земного шара.

0,5

государства, крупные
географические объекты
(равнины, горы,
океаны), опираясь на
условные цвета карты, с
помощью учителя

Земной шар – 4 часа
Формирование у
Составляют рассказ о
обучающихся
Земле, Солнце и Луне
элементарных
из рекомендованных
представлений о телах
учителем предложений.
Солнечной системы.
Знают название 2-3
Расширение круга
планет.
элементарных
Составляют рассказ об
представлений о
одной из планет,
планетах Солнечной
используя опорные
системы
слова и
словосочетания.
Располагают на макете
планеты по отношению
к Солнцу, используя
помощь учителя

Формирование у
обучающихся
представлений о форме
Земли. Продолжение
закрепления знаний о
вращении Земли вокруг
своей оси и вокруг
Солнца.
Продолжить
формирование
представлений
обучающихся об
освоении космоса в XX
и XXI веках
Формирование
представлений
обучающихся о форме
Земли. Обучение
пользоваться глобусом.
Показ на глобусе
полюса, линии экватора.
Закрепление знаний об
условных цветах
физической карты

Составляют рассказа из
предложенных
учителем предложений
о планете Земля.
Зарисовывают как
выглядит планета
Земля из космоса (по
шаблону).
Называют первого
космонавта.
Составляют рассказ из
предложенных
учителем предложений
о первом полете в
космос
Показывают и
называют глобус,
определяют его
назначение.
Приклеивают картинку
глобуса в тетрадь,
подписывают полюса и
линию экватора. Лепят
макет глобуса из
пластилина

океаны), опираясь на
таблицу условных цветов
и знаков карты.

Рассказывают, что такое
Солнечная система.
Знакомятся с понятиями
«астрономия», «планеты».
Показывают и называют
планеты (обозначенные и
подписанные) на схеме
Солнечной системы.
Знают названия до 4
планет. Называют
отличительные признаки
Земли от других планет.
Зарисовывают вместе с
учителем схему
Солнечной системы.
Располагают на макете, по
образцу, планеты по
отношению к Солнцу.
Приводят примеры
доказательства
шарообразности Земли.
Показывают, с помощью
теллурия, движение Земли.
Рассказывают как
менялись представления о
форме и размерах Земли с
опорой на иллюстрации.
Рассказывают о первом
полете Ю. А. Гагарина в
космос
Рассказывают о строении
глобуса. Показывают на
глобусе полюса, линию
экватора, южное и
северное полушария.
Лепят из пластилина
модель Земли, обозначают
на ней полюса и линию
экватора. Показывают на
глобусе различные формы
поверхности (с опорой на
цвет) с помощью таблицы
условных цветов и знаков

3

4

Физическая
карта
полушарий.
Распределение
воды и суши на
Земле

Океаны на
глобусе и карте
полушарий.
Материки на
карте и глобусе
полушарий.

0,5

0,5

Повторение и
закрепление знаний
обучающихся об
условных цветах
физической карты,
линии экватора,
Северном и Южном
полюсах, Северном и
Южном полушариях.
Знакомство с картой
полушарий.
Обучение показу на
физической карте
полушарий, названных
выше объектов
Знакомство
обучающихся с
распределением воды и
суши на Земле.
Формирование
представлений
обучающихся о
неравномерности
распределения воды и
суши на территории
нашей планеты

Называют основные
цвета карты
полушарий.
Рассматривают
условные знаки карты
полушарий.
Показывают на
физической карте
полушарий полюса,
линию экватора,
материки, океаны
Определяют по карте,
что занимает большую
часть земного шара:
вода или суша.
Показывают воду и
сушу на карте,
опираясь на таблицу
условных знаков

Определяют, какими
цветами изображена
поверхность Земли на
карте полушарий.
Рассматривают условные
знаки карты полушарий.
Показывают на карте
полушарий и глобусе
полюса, линию экватора,
материки, океаны

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с
названием и
месторасположением
океанов на физической
карте полушарий и на
глобусе. Обучение
показу заданных
объектов на карте и
глобусе.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с
названием и
месторасположением
материков на
физической карте

Показывают на
физической карте и
глобусе Мировой
океан. Зачитывают
названия океанов.
Показывают океаны на
карте. Отвечают на
вопросы учителя об
океанах с опорой на
карту. Подписывают
названия океанов на
контурной карте.
Называют материк, на
котором мы живем. На
карте показывают
материки. Составляют
рассказ о материке с
опорой на карту,
используя
предложения,
предложенные
учителем

Называют Тихий,
Атлантический,
Индийский, Северный
Ледовитый океаны.
Рассказывают о
хозяйственном значении
океанов по схеме или
иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие причинноследственные зависимости
(например, почему
Северный Ледовитый
океан получил такое
название). Находят на
глобусе и физической
карте полушарий океаны,
подписывают названия
океанов на контурной
карте
Находят и называют на
глобусе и физической
карте полушарий
материки, подписывают

Определяют по карте, в
каком полушарии больше
воды, а в каком островов и
материков

полушарий и на глобусе.
Обучение показу
заданных объектов на
карте и глобусе

названия материков на
контурной карте.
Сравнивают материки и
части света

0,5

Знакомство с первым
русским кругосветным
плаванием и его
значением
Формирование
представлений
обучающихся о
различии в освещении и
нагревании Солнцем
земной поверхности.
Знакомство с климатом
земного шара.

Составляют из
предложенных
учителем предложений
рассказ о русском
кругосветном
плавании. По
пунктирным линиям на
контурной карте
отмечают первое
русское кругосветное
плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп
«Нева»)

6 Понятие о
климате, его
отличие от
погоды.
Основные типы
климата.

0,5

Формирование
представлений
обучающихся о
различии в освещении и
нагревании Солнцем
земной поверхности.
Знакомство с климатом
земного шара

С помощью теллурия
показывают движение
Земли вокруг Солнца.
Составляют рассказ о
климате своей
местности, используя
помощь учителя

0,5

Продолжение
формирования
первоначальных
представлений о
разнообразии климата на
Земном шаре
Расширение круга
представлений
обучающихся об
особенностях
природных условий
тропического пояса

Составляют рассказ об
одном из поясов
освещенности из
предложенных
учителем предложений.
Раскрашивают в
контурной карте пояса
освещенности.
Заполняют схему пояса
освещенности .
Показывают на карте
тропический пояс,
выделенный учителем.
Заштриховывают
(закрашивают) заранее
обозначенный
учителем тропический
пояс в тетради.
Узнают изображения
типичных животных
тропического пояса и

7.

5 Первые
кругосветные
путешествия.
Значение
Солнца для
жизни на
Земле.
Различие в
освещении
нагревании
Солнцем
Земной
поверхности

Пояса
освещённости:
жаркие,
умеренные,
холодные.
Природа
тропического
пояса.

Составляют рассказ по
плану и карте о первом
русском кругосветном
плавании. Вычисляют
длительность
кругосветного плавания (с
опорой на даты,
представленные в
учебнике)
Рассказывают как
происходило первое
путешествие, каково
значение первого
кругосветного плавания,
какой вклад внесли
русские моряки в
географическую науку
Рассказывают о значении
солнца для жизни на земле
с опорой на схему или
рисунки.
Составляют рассказ с
опорой на схему, от чего
зависит климат и от чего
зависит погода
Устанавливают
простейшие причинноследственные связи между
географическим
положением, солнечной
радиацией, подстилающей
поверхностью. Называют
основные типы климатов,
их характерные признаки.
Составляют устный
рассказ об одном из
поясов освещенности с
опорой на схему/ план.
Чертят в тетради схему
«Пояса освещенности».
яса освещенности», какие
материки и океаны
расположены в пределах
тропического пояса.
Узнают изображения
типичных животных

называют их (от 3 до 5
представителей)

Природа
умеренных и
полярных
поясов

8.

0,5

1 Географическо
е положение
России на
карте.

0,5

2 Границы
России.
Сухопутные
границы
России на
западе и Юге.
Морские
границы.
Океаны и моря,
омывающие
берега России.
Моря
Северного
Ледовитого
океана.

0,5

Знакомство
обучающихся с
особенностями
природных условий
умеренных и полярных
поясов

Называют и
показывают умеренные
и полярные пояса
освещенности,
выделенные учителем
на карте. Составляют
рассказ из
предложенных
учителем предложений
о природе умеренных
или полярных поясов
(Арктика, Антарктика)

тропического леса и
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный и
животный мир»
тропического леса с
помощью учителя
Называют материки и
океаны, расположенные в
пределах умеренного и
полярного поясов.
Составляют рассказ о
природе умеренных и
полярных поясов по плану.

Карта России – 4 часа
Знакомство
Показывают на карте и
обучающихся с
настольной карте
положением России на
Россию, используя
глобусе, карте.
помощь учителя.
Формирование
Выделяют среди
представлений о
других изображений
площади государства,
флаг и герб РФ.
повторение символики
Зарисовывают вместе с
РФ
учителем флаг РФ

Составляют описание
географического
положения России (с
опорой на план в
учебнике). По карте
поясов освещенности
определяют, в каких
поясах лежит Россия

Формирование
представлений
обучающихся о
государственных
границах. Закрепление
знаний об условных
обозначений физической
карты. Формирование
навыков правильного
показа объектов на
географической карте
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государственных
границах.
Закрепление знаний
условных обозначений и
условных цветов

Показывают на карте
сухопутные границы, их
протяженность. Называют
государства, с опорой на
политическую карту, с
которыми РФ граничит на
западе и юге.
Выделяют сухопутные
границы РФ на контурной
карте
Показывают на карте
морские границы РФ.
Рассказывают о природе
морей, омывающих берега
России (не выделяя
конкретных названий).
Называют и показывают
моря Северного
Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о

Показывают границы
России на физической
карте, обводят по
пунктирным линиям в
контурной карте
сухопутные границы
Показывают границы
России на физической
карте. Обозначают на
контурной карте
северный ледовитый
океан
Показывают на карте за
Северный Ледовитый
океан, омывающий
берега России, и
читают названия
морей.
Рассказывают по
иллюстрациям,

физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте

3 Моря Тихого и
Атлантическог
о океанов.

0,5

4 Острова и
полуострова
России

0,5

5 Поверхность
нашей страны.
Низменности,
возвышенности
, плоскогорья

0,5

6 Горы: Кавказ,
Урал, Алтай,
Саяны.
Крупнейшие
месторождения

0,5

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государственных
границах России.
Закрепление знаний об
условных обозначениях
и условных цветах
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте
Формирование
представлений о
территории РФ, островах
и полуостровах
Северного Ледовитого,
Тихого,
Атлантического океанов.
Закрепление знаний
условных обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте
Формирование
представлений о
поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление знаний
условных обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
разнообразии
поверхности РФ

используя помощь
учителя о природе
морей (не выделяя
конкретных названий),
омывающих берега
России на севере.
Показывают на карте
Тихий и
Атлантический океан,
читают названия
морей.
Рассказывают по
иллюстрации,
используя помощь
учителя, о природе
морей, омывающих
берега России

морях Северного
Ледовитого океана по
плану.

Показывают и
называют острова и
полуострова, заранее
выделенные учителем

Называют и показывают
острова и полуострова
России. Рассказывают об
особенностях природы
островов и полуостровов
России. Составляют
описания одного из
островов и полуостровов
РФ с опорой на план.
Наносят названия
островов и полуостров
России на контурную
карту

Закрашивают в
контурной карте
обозначенные равнины
(низменности,
плоскогорья).
Составляют описание
равнины по плану,
используя помощь
учителя

Называют и показывают
на физической карте
низменности,
возвышенности,
плоскогорья России.
Составляют описание
равнины (низменности,
плоскогорья) с опорой на
план в учебнике

Называют и
показывают на
настенной карте
заранее выделенные
учителем горы.
Заштриховывают и

Называют и показывают
на настенной карте
Кавказские, Уральские,
Крымские горы, Алтай и
Саяны. Различают горы по
высо-те, размеру.

Называют и показывают
на карте моря Тихого и
Атлантического океанов.
Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания
одного из морей с опорой
на план

Закрепление знаний
обучающихся о
полезных ископаемых,
продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
богатстве недр РФ.
Повторение условных
обозначений полезных
ископаемых

полезных
ископаемых.

7 Реки: Волга с
Окой и Камой,
Дон,Днепр,Ура
л. Реки
Сибири: Обь,
Енисей, Лена и
Амур.

0,5

Формирование
представлений
обучающихся о реке
Волге как одной из
самых длинных рек
европейской части
России. Закрепление
знаний об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека

8 Озера России.
Ваш край на
карте России.
Словарь.

0,5

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
водоемах РФ.
Знакомство
обучающихся с
крупнейшими озерами
России. Закрепление
знаний об
использовании озер в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны

закрашивают горы в
контурной карте,
используя помощь
учителя
Зарисовывают в
тетради условные
знаки полезных
ископаемых.
Закрашивают заранее
обозначенные
полезные ископаемые
в контурной карте.
Изготавливают
макеты условных
знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте
Показывают на
настенной карте реку
Волгу, используя
помощь учителя.
Составлять из
предложенных
учителем предложений
рассказ-описание реки
Волги

Составляют описания гор
России с опорой на план в
учебнике
Показывают крупнейшие
месторождения полезных
ископаемых, добываемые
на территории России.
Рассказывают об
использовании полезных
ископаемых.
Зарисовывают в тетради
условные знаки полезных
ископаемых,
изготавливают макеты
условных знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте

Показывают на
настенной карте
заранее обозначенные
озера.
Составляют из
предложенных
учителем предложений
об озерах России.
Подписывают название
озер на контурной
карте, используя
помощь учителя

Называют и показывают
озера России на настенной
карте. Рассказывают об их
особенностях. Называют
реки, впадающие в
Каспийское море.
Поясняют, почему
Каспийское озеро
называется морем.
Наносят на контурную
карту названия изученных
озер.

Показывают по карте реку
Волгу, ее притоки Оку и
Каму. Находят ее по
условным знакам на
настенной карте ГЭС.
Называют каналы,
соединившие Волгу с
другими реками.
Составляют описания
Волги с опорой на план


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».