Приложение Утверждена в составе АООП Приказ № 107 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика» 9 класс 1 вариант (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями индивидуальное обучение) п. Совхозный 2023 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................. 12 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 14 2 I. Рабочая составлена ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА программа на по основе учебному предмету Федеральной «Информатика» адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). Рабочая адресована программа по обучающимся учебному с предмету легкой «Информатика» умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Информатика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 час в год (0,5 часа в неделю). Курс информатики в X - XII классах является логическим продолжением изучения этого предмета в V - IX классах. Целью обучения информатики в X - XII классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью самостоятельной жизни (интеллектуальными и трудовой нарушениями) деятельности, к обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Цели курса – формирование общего понятия компьютерной культуры; обучение учащихся основным приёмам и методам работы на 3 персональном компьютере; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельной жизни через практическую средствами овладения подготовку к компьютерной грамотности. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи обучающие: способствование формированию информационной и функциональной компетентности; формирование практических умений и навыков работы с компьютером; получение теоретических знаний и практических навыков в области компьютерного дизайна; развивающие: развивать у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения компьютерной грамотности; развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз - рука»; использовать процесс обучения для дальнейшего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитательные: воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.); способствовать развитию самостоятельности, ответственности, активности; воспитывать умение планировать свою работу и доводить начатое дело до конца. Обучение информатике носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поставленные цели и задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с умственной отсталостью. 4 Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Информатика» в 9 классе Минимальный уровень: - знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам; - иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; - решать учебные задачи с использованием общедоступных в образовательной информации в организации соответствии средств с ИКТ особыми и источников образовательными потребностями и возможностями обучающихся; - пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации. Достаточный уровень: - знать правила жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам; - иметь представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; - решать учебные задачи с использованием общедоступных в образовательной организации средств ИКТ и источников информации в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся; - пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; - пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, 5 визуальной, звуковой информацией в сети интернет; - владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Информатика» в 9 классе Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать обучающихся и оценку оценку достижений эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять достижений обучающихся оценку и динамики развития их учебных жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования 6 обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: - дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; - динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; - единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования. Оценка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять полученные знания; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить поставленную перед ним задачу, 7 объяснить ход решения; в) правильно выполняет работы на компьютере, умеет объяснить последовательность работы; г) самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуе- мое представление решения задачи. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при решении поставленной перед ним задачи нуждается в дополнительных вопросах учителя, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; в) выполняет работы на компьютере с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, может их применять; б) со значительной помощью учителя, или учащихся выполняет поставленную ему задачу; Оценка «2» не ставится. 8 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных (с использованием различных технических средств: фото- и видеокамеры, микрофона). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование сменных носителей (флэш-карт), учет ограничений в объеме записываемой информации. Поиск и обработка информации: информация, ее сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, ее организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм. Общение в цифровой среде: создание, представление и передача сообщений. Гигиена работы с компьютером: использование эргономичных и безопасных для здоровья приемов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. № Наименование разделов и тем п/п Всего Практические (или часов самостоятельные) работы 1. Компьютер. Основные сведения и 4 4 13 13 приёмы работы. 2. Информационные техно-логии 9 Итого 17 17 10 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 Наименование разделов программы и тем урока Раздел 1. Компьютер для начинающих Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Устройство компьютера. Практикум. Основные устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера. Практикум. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практикум. Ко- Планируемые результаты освоения личе- обучающимися учебного предмета, курса ство часов 4 1 1 1 Освоение клавиатуры. Практикум. 1 5 6 7 8 Раздел 2. Информационные технологии Графический редактор Paint. Создание векторного и растрового рисунков в графическом редакторе Paint. Алгоритм построения симметричных фигур. Практикум Назначение и использования набора офисных программ Microsoft Office. . Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ Знать приёмы безопасной работы в компьютерном классе; иметь общее представление об видах информации и компьютерах/Уметь правильно организовать своё рабочее место Знать простейший текстовой редактор Блокнот/Уметь запускать и завершать работу в стандартных программах; быстро и эффективно работать с мышью. Знать назначение клавиш на основной и дополнительной клавиатуре./Уметь вводить буквы, цифры и символы Знать основные правила ввода предложений, перехода на новую строку, редактирования текста. / Уметь редактировать набранный текст Учебный фильм по технике безопасности, ПК. ПК Презентация «Устройство ПК ПК карточки ПК Электронные задания ПК Электронные задания 13 1 1 1 1 Знать основные приёмы работы в ПК, Электронные Paint/ Уметь входить в программу и задания сохранять рисунок Знать возможности графического ПК, Электронные редактора Paint./Уметь создавать задания векторные и растровые рисунки в Paint. Знать приёмы построения ПК, Электронные симметричных фигур/Уметь задания рисовать в Paint симметричные фигуры Знать возможности программного пакета MS Office; основные его про-граммы/Уметь работать ПК, презентация открывать пакет офисных программ 11 Текстовый редактор Microsoft Word. Практикум №16. «Создание документа», «Вводим текст». 10 Понятие форматирования текста. Практикум №18. «Работа с шрифтом. Абзацы» 9 11 Практикум №20. «Создание текстового документас таблицей» . 12 Знакомство программой Point. 1 1 1 с офисной MS Power- 13 Практикум №25. «Создание презентации на тему «Портфолио ученика». 14 Практикум №26. «Создание анимационных эффектов». 15 Практикум. «Добавление 4 слайдов к презентации «Портфолио ученика». 16 Практикум №30. Изменение макетов и шаблона в .презентации «Портфолио ученика». 17 Сдача презентации из 8 слайдов на тему «Портфолио ученика». 1 1 1 1 1 1 Знать возможности программы MS Word /Уметь открывать программу MS Word; вводить текст; сохранять документ; осуществлять его поиск ПК, электронные задания Знать приёмы форматирования /Уметь настраивать различные категории шрифтов; делать ПК, карточки установку красной строки; работа в абзацах Знать технику создания текстовогодокумента и вставку в ПК, карточки него таблиц/Уметь создавать документы итаблицы разными способами ИЗ Знать назначение и функциональныевозможности программы MS Power- Point. /Уметь открывать программу MS Power Point; использовать основные команды Знать приёмы построения ПР художественного оформления слайдов /Уметь оформлять слайды Знать различные виды анимации. ПР /Уметь настраивать анимационныеэффекты в презентации « ПК, электронные задания Знать приёмы работы по изменению ПК, электронные макетов и шаблона задания презентации/Уметь использовать приобретенные умения и навыки для работы в MS Power Point; Проверочная самостоятельная работа на закрепление материала, пройденного в курсе информатики 12