1 Классный час «Ответственность. Обязанности. Права» Цель: продолжить формировать у учащихся понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях познакомить учащихся с различными видами ответственности развивать правовое мировоззрение и нравственные представления продолжить формировать чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу обобщить знания детей об основных правах ребёнка научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни Задачи: помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий способствовать развитию у школьников чувства ответственности убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога Ход занятия: Слайд 1: В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь». На прошедшем классном часе я просила вас ответить на вопрос «Что такое ответственность?». И вы мне ответили, так как понимаете это чувство. У всех ответы были разными. Кто-то понимает, что такое «ответственность», а кто-то не совсем. Сегодня мы попытаемся ответить на этот сложный и несложный вопрос, мы узнаем, с какими ещё понятиями связано чувство ответственности. Слайд 2: «Ответственность. Обязанности. Права» Какие обязанности и за что несете Вы ответственность: до поступления в школу? в начальной школе? сейчас? (Слайды 3-5) Кл. руководитель 5а Костина Н.И. 2 Слайд 6: Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей. Слайды 7 – 12: – Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке?(Болтливость.) – Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина?(Жадность.) – Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.) – Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.) – Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.) – Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.) Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему. – Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»? Признать ошибку потрудитесь И перед другом извинитесь. От этого авторитет Ваш вовсе не сойдет на нет. Ф. Гинзбург Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. (слайд 13) Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах. Административная ответственность (слайд 14) наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за: приобретение, хранение, употребление наркотических средств жестокое обращение с животными повреждение транспортных средств повреждение государственного имущества (например: порча имущества школы) распитие спиртных напитков нарушение правил дорожного движения нарушение устава школы мелкое хулиганство и т.д. Материальная ответственность (слайд 15) за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители. Кл. руководитель 5а Костина Н.И. 3 Уголовная ответственность (слайд 16) наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся: грабежи, разбои, хищение умышленное убийство действия сексуального характера угон автотранспортных средств ложное сообщение об акте терроризма и т.п. Итак, можно сделать в ы в о д: – ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь; – вы должны сами отвечать за свои ошибки; – вы всегда можете пробовать, главное – действовать; – у вас всегда есть выход из ситуации; – у вас есть выбор. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека (слайд 17) – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых. В каких документах говорится о правах и обязанностях детей? (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы) Как вы считаете, что такое право? (слайд 18) (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.) Выделены ли права ребенка из прав человека? Если да, то почему? (ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых) Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство? Почему вы так считаете? Может ли быть в бесправном государстве разговор, о правах ребенка? Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа, кто знает, как она называется? («Дети России») – слайд 19. Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? Кл. руководитель 5а Костина Н.И. 4 на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства. Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения. Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др. Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав? Право на образование (каждый обязан учиться). Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права). На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других). На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей). На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения). Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других). Право на ошибку (учиться избегать ошибок). На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду). Жить без насилия (не применять насилия к другим). Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав (слайд 20 – ситуация 1): Ситуация 2: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история Санкт-Петербурга, если я космонавтом буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно. Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право иметь свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете, как касается? меня за Вашу двойку знаете, как наказали? Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека). Ситуация 3: На перемене в одной из школ между подростками Птичкиным и Сидоровым на почве личных Кл. руководитель 5а Костина Н.И. 5 неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Птичкину телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Сидорова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Сидоров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полицию в отдел по делам несовершеннолетних). Закончить нашу беседу я хочу словами Станислава Ежи Леца (слайд 24) «Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание - часто». Кл. руководитель 5а Костина Н.И.