Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 105 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1 дополнительный класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)
Учитель: Алиева Ольга Борисовна
п.Совхозный,2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в требованиях к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе
воспитания.
Федеральная рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7–10 лет, однако содержание занятий
может также адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления,
позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство
ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность
позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие
на качественно новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только образовательные, но и коррекционные
задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры
обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём
освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала.
Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с федеральной адаптированной
общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается:
в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта
учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;
в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области
искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовнонравственном развитии;
формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от
«некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно
адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.),
а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном)
эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное
отношение;
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств: начальные основы графики,
живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено
развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие
произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского
творчества носит обучающий характер.
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным
разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционно-развивающее значение:
способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ЗПР путем систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве;
формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного
изобразительного материала;
формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры,
декоративного рисования;
знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности обучающегося с
ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и
сферы жизненной компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с
ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи
организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную
деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и
приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к обучающимся.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для
изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в
учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение содержания
всех модулей в 1–4 классах обязательно. 1 дополнительный класс — 18 ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания
изображения.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков
животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и
её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная
выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или
смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или
каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое
восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или
каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и
составных частей зданий.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет
(произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач —
установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование с целью выражения ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В центре федеральной рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским традиционным
духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного
отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств
личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство»
способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм
художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству
как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и
члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся,
формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует
формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а
также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы.
Происходит это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред
окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на
установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или
инструкции на основе изучения данного раздела;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия
произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира
человека, городской среды;
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную
среду жизни человека;
формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от
родных, близких, друзей, других информационных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные
средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и
эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной
художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя);
демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного
опыта;
анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои
и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить
действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план;
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно
относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Графика»
Закреплять навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях
урока.
Приобретать опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку на доступном для
обучающегося с ЗПР уровне.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать с помощью учителя соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Модуль «Живопись»
Закреплять навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни,
коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания,
закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, и
делать ассоциативные сопоставления (с опорой на зрительный образец) с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного
искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по
мотивам игрушки выбранного промысла.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать
по предложенному плану особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать по предложенному плану детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач,
поставленных учителем.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи (установки).
Приобретать опыт аналитического наблюдения архитектурных построек под руководством учителя.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и
специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с
учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его
содержание и какова композиция в кадре под руководством учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа)
Модуль
Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Модуль
Восприятие детских рисунков. Навыки
Наблюдать,
«Восприятие
произведений искусства»
рассматривать,
анализировать
по
восприятия произведений детского творчества и вопросам учителя детские рисунки с позиций их сюжета,
формирование зрительских умений.
Расширение представлений о композиции:
настроения.
Объяснять
с
помощью
учителя
расположение
на уровне образного восприятия. Закрепление изображения на листе и выбор вертикального или
представлений о различных художественных горизонтального
материалах.
формата.
Объяснять,
какими
художественными материалами (карандашами, мелками,
Обсуждение содержания рисунка.
красками и т. д.) сделан рисунок.
Рисовать рисунок на простую тему карандашами
или мелками с учетом приобретенных знаний в 1 классе.
Модуль
Линейный рисунок.
Закреплять первичные навыки работы графическими
«Графика»
Графические материалы и их особенности.
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной
формы
(треугольный,
круглый,
материалами.
Выполнять с натуры рисунок листа дерева с опорой
овальный, на план. Рассматривать и обсуждать по вопросам учителя
длинный).
характер формы листа.
Последовательность рисунка.
Закреплять
последовательность
выполнения
Пятно-силуэт. Превращение случайного рисунка.
пятна
в
изображение
фантастического
зверя.
зверушки
Развитие
или
образного предмета.
видения и способности целостного, обобщённого
видения.
Пятно
Приобретать опыт обобщения видимой формы
Анализировать и сравнивать с помощью учителя
соотношение
как
основа
частей,
составляющих
одно
целое,
графического рассматривать изображения животных с контрастными
изображения.
Тень как пример пятна. Теневой театр.
пропорциями.
Приобретать опыт внимательного аналитического
Силуэт. Навыки работы на уроке с жидкой наблюдения.
краской и кистью, уход за своим рабочим местом.
Рассмотрение и анализ средств выражения
Развивать навыки рисования по представлению.
Использовать
графическое
— пятна и линии — в иллюстрациях художников изобразительного образа.
пятно
как
основу
к детским книгам
Соотносить форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.
Приобрести знания о пятне и линии как основе
изображения на плоскости.
Закреплять навыки работы на уроке с жидкой
краской. Создавать изображения на основе пятна путём
добавления к нему деталей, с опорой на зрительный
образец.
Рассматривать иллюстрации известных художников
детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях под руководством учителя.
Модуль
«Живопись»
Цвет
как
одно
из
главных
средств
Закреплять навыки работы гуашью в условиях
выражения в изобразительном искусстве. Навыки школьного урока.
работы гуашью в условиях урока.
Понимать эмоциональное звучание цвета, то, что
Эмоциональная выразительность цвета.
Цвет
как
выражение
разный цвет «рассказывает» о разном настроении —
настроения, весёлом, задумчивом, грустном и др.
душевного состояния.
Объяснять
с
помощью
учителя,
как
разное
Тематическая композиция «Времена года». настроение героев передано художником в иллюстрациях.
Контрастные цветовые состояния времён года.
Техника
симметрии.
монотипии.
Развитие
Представления
Выполнять красками рисунок с весёлым или
о грустным настроением.
ассоциативного
Выполнять
изображения
разных
времён
года.
воображения
Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и
почему, как догадаться по цвету изображений, какое это
время года.
Осваивать
технику
монотипии
для
развития
живописных умений и воображения.
Осваивать свойства симметрии на доступном для
учащегося с ЗПР уровне.
Модуль
Изображение в объёме.
Наблюдать, воспринимать выразительные образные
«Скульптура»
Лепка игрушки по мотивам одного из объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней,
наиболее известных народных художественных коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий).
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки
Осваивать навыки объёмной аппликации (например,
или по выбору учителя с учётом местных изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе
промыслов).
Объёмная
картона.
простых приёмов работы с бумагой).
аппликация
из
бумаги
и
Рассматривать под руководством учителя глиняные
игрушки известных народных художественных промыслов.
Анализировать по предложенному плану строение
формы,
частей
и
пропорций
игрушки
выбранного
промысла.
Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей.
Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного
народного промысла с опорой на план.
Осваивать приёмы создания объёмных изображений
из бумаги.
Приобретать
опыт
коллективной
работы
под
руководством учителя по созданию в технике аппликации
панно из работ учащихся.
Модуль
Узоры в природе.
«Декоративно-
Наблюдение узоров в живой природе (в различные
прикладное
искусство»
условиях
урока
на
Характеризовать
основе
примеры
по
узоров
предложенному
в
природе
(на
плану
основе
фотографий). фотографий). Приводить примеры и делать ассоциативные
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов сопоставления (с опорой на зрительный образец) с
действительности. Ассоциативное сопоставление орнаментами
с
орнаментами
в
предметах
одного
из
художественных
декоративно-прикладного
Характеризовать по предложенному плану примеры
характерный
наиболее
предметах
декоративно- искусства.
прикладного искусства.
Орнамент,
в
для
известных
промыслов.
игрушек художественно выполненных орнаментов.
народных
Рассматривать и характеризовать по предложенному
Дымковская, плану
орнамент,
украшающий
игрушку
выбранного
каргопольская игрушка или по выбору учителя с промысла.
учётом местных промыслов.
Выполнять на бумаге красками рисунок орнамента
Форма и украшение бытовых предметов.
Приёмы
бумагопластики.
упаковка и её декор
Сумка
или
выбранной игрушки.
Выполнять
рисунок
игрушки
выбранного
художественного промысла или, предварительно покрыв
вылепленную игрушку белилами, наносить орнаменты на
свою
игрушку,
сделанную
по
мотивам
народного
промысла.
Узнавать о работе художника по изготовлению
бытовых вещей.
Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами,
клеем, подручными материалами
Модуль
«Архитектура»
Наблюдение разнообразия архитектурных
Сравнивать по предложенному плану различные
построек в окружающем мире по фотографиям, здания в окружающем мире (по фотографиям).
обсуждение их особенностей и составных частей
зданий.
Макетирование (или создание аппликации)
Анализировать
под
руководством
учителя
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать
приёмы
склеивания
деталей,
пространственной среды сказочного города из симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы
бумаги, картона или пластилина
получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных
домиков.
Макетировать
в
игровой
форме
пространство
сказочного городка (или построить городок в виде
объёмной аппликации) под руководством учителя.
Модуль
Расширение представлений о композиции:
Объяснять
с
помощью
учителя
расположение
«Восприятие произведений на уровне образного восприятия. Закрепление изображения на листе и выбор вертикального или
искусства»
представлений о различных художественных горизонтального
материалах.
Объяснять,
какими
художественными материалами (карандашами, мелками,
Обсуждение содержания рисунка.
Восприятие
творчества.
формата.
произведений
Обсуждение
красками и т. д.) сделан рисунок.
детского
Рисовать рисунок на простую тему карандашами
эмоционального или мелками с учетом приобретенных знаний в 1 классе.
содержания детских работ.
Наблюдать,
разглядывать,
анализировать
по
Художественное наблюдение предметной предложенному плану детские работы с позиций их
среды
жизни
поставленной
человека
в
аналитической
зависимости
и
от настроения, расположения на листе, цветового содержания,
эстетической соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
задачи наблюдения (установки).
Знакомство
с
Приобретать
живописной
опыт
эстетического
наблюдения
картиной. природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом
Обсуждение произведений с ярко выраженным визуальной установки учителя.
эмоциональным настроением или со сказочным
сюжетом.
Осваивать
опыт
аналитического
наблюдения
архитектурных построек под руководством учителя.
Произведения
В. М. Васнецова,
Приобретать
опыт
зрительских
умений,
М. А. Врубеля и других художников (по выбору включающих необходимые знания, личный жизненный
учителя).
основе
Освоение
получаемых
зрительских
знаний
и
умений
на опыт зрителя. Рассказывать зрительские впечатления и
творческих мысли.
установок наблюдения. Ассоциации из личного
Знать
основные
произведения
изучаемых
опыта
учащихся
и
оценка
эмоционального художников
содержания произведений.
Произведения
И.И. Левитана,
А Г. Венецианова, И.И. Шишкина, А.А. Пластова,
К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по
выбору учителя) по теме «Времена года»
Модуль
«Азбука
цифровой графики»
Запечатление
на
фотографиях
ярких
зрительных впечатлений.
Расширять
фотографирования
с
целью
эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме.
опыт
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки
зрения
цели
сделанного
снимка,
содержания под руководством учителя.
значимости
его
Календарно – тематическое планирование уроков «ИЗО» 1 (дополнительный)
класс
№
Содержание
Примечание
1
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы
скульптуры.
2
Разнообразие материалов
для
художественного
конструирования и моделирования
3
Элементарные
приёмы работы с различными
материалами для создания выразительного образа
4
Многообразие линий.
5
Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.
6
Цветы — украшение Земли.
7
Красоту нужно уметь замечать.
8
Красивые рыбы.
9
Знакомство с
техникой монотипии (отпечаток
красочного пятна).
10
Изображение нарядной птицы в технике объёмной
аппликации.
11
Рисование орнамента.
12
Рисование сказочных героев
13
Лепка сказочного домика
14
Рисование дома в виде буквы алфавита.
15
Дом снаружи и внутри.
16
Изготовление украшений к празднику.
17
Освоение техники бумажной пластики.
Аппликация
18
Лепим животных.
19
Лепим животных.
20
Складывание домика из бумаги, постройка города из
бумажных домиков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 1 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Изобразительное искусство, 2 класс/ Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Изобразительное искусство, 3 класс/ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы
Автор(ы): Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под ред. Неменского Б. М.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://lesson.edu.ru/
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru
https://m.edsoo.ru/7f411892
https://m.edsoo.ru/7f4129ea