Музыка

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 105 от 28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
1 дополнительный класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

п. Совхозный,2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка

является

неотъемлемой

частью

культурного

наследия,

универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том
числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит

постепенное

освоение

элементов

музыкального

языка,

понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений,

фамилий

композиторов

и

исполнителей,

специальной

терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим

героем

произведения

(В.

В.

Медушевский)

является

уникальным

психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка
опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен
сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного

восприятия

и

формируется

эмоциональная

художественного
осознанность,

исполнения

рефлексивная

музыки
установка

личности в целом.
Особая
школьников

роль

в

организации

принадлежит

музыкальных

игровым

формам

занятий

младших

деятельности,

которые

рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным

на

освоение

жанровых

особенностей,

элементов

музыкального языка, композиционных принципов.
Для обучающихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет
существенное коррекционное значение. В процессе уроков:
 происходит развитие и коррекция слухового восприятия;
 обогащается общий кругозор, способствующий расширению словарного
запаса, знаний и представлений об окружающем мире;
 оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу
обучающегося;
 в

интересной

для

обучающихся

практической

деятельности

развиваются логические операции, умения анализировать, наблюдать
за явлениями, произвольно направлять и удерживать внимание;
 совершенствуется
прослушивания

возможность
музыкальных

саморегуляции

произведений

и

во

время

исполнительской

деятельности;
 обогащается чувственный опыт обучающегося.
Деятельность обучающихся с ЗПР на уроках должна быть организована
с учетом их возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения
обучающимися осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый
материал следует предъявлять развернуто, использовать визуализацию,
примеры, практические упражнения и многократно закреплять.
Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР будет более
эффективным, если:
-

учитывать

специфику

музыкальной

деятельности

младших

школьников с ЗПР, характеризующуюся качественным своеобразием:
неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью; замедленным
приемом и переработкой информации; низким уровнем познавательной
мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом певческого
диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания,
дикции,

звукопроизношения;

задержкой

в

развитии

мелодического,

гармонического, тембрового слуха.
- рассматривать процесс музыкального воспитания как часть
коррекционной работы, направленной не только на развитие собственномузыкальных способностей обучающегося (слух, ритм, музыкальная память
и др.), но и как фактор его социальной адаптации и оздоровления;
-

включать

в

содержании

уроков

специально

отобранные

произведения разных жанров вокальной и инструментальной музыки,
отвечающие внутренней эмоциональной потребности обучающегося в
духовном

обогащении.

обучающихся

с

ЗПР

Программа
с

некоторым

предусматривает
количеством

знакомство

явлений,

фактов

музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако
этот уровень содержания обучения не является главным. Ключевым
моментом при составлении программы является отбор репертуара, который

должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий
художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей;
- применять активные виды музыкальной деятельности обучающегося
в их взаимосочетании, а именно: слушание музыки, пение, логоритмика,
музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на детских
музыкальных инструментах, использование других видов искусства при
восприятии музыки и др. Поэтому в содержании образования представлены
различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая,
современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.);
- использовать разнообразные формы музыкального воспитания в
сочетании уроков музыки с внеурочными видами работы (музыкальные
игры, экскурсии, театральные представления, драматизации музыкальных
сказок, индивидуальные, групповые, массовые формы) и внешкольные
музыкальные занятия младших школьников с ЗПР: посещение музыкальных
концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.;
- использовать игровые формы деятельности на уроках, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным

на

освоение

жанровых

особенностей,

элементов

музыкального языка, композиционных принципов, а также практическое
музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса

эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему

миру

другого

человека

через

опыт

сотворчества

и

сопереживания).
В

процессе

конкретизации

учебных

целей

их

реализация

осуществляется по следующим направлениям:
1)

становление

системы

ценностей

обучающихся

в

единстве

эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
3)

формирование

творческих

способностей

ребёнка,

развитие

внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1.

Формирование

эмоционально-ценностной

отзывчивости

на

прекрасное в жизни и в искусстве.
2.

Формирование

позитивного

взгляда

на

окружающий

мир,

гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных
образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаётся в начальной школе с 1 (включая 1 дополнительный
класс) по 4 класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»
на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО МОДУЛЯМ НА
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в
отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является
самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в
первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания
грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках
календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу
либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и
навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а
используются в качестве актуального знания, практического багажа при
организации работы над следующим музыкальным материалом.
№
блока,
кол-во
часов
0,5—2 уч.
часа

Тема
Весь мир
звучит

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ.
Ноты первой октавы.

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации.

0,5—2 уч.
часа

0,5—2 уч.
часа

Содержание

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта.

Ритмический
рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.
Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли.
Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Музыкальный
язык

Темп, тембр.
Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение
нот на клавиатуре.
Знаки альтерации (диезы, бемоли,
бекары).
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное
движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок
Аккомпанемент.
Остинато.
Вступление, заключение, проигрыш.
Куплетная форма.
Запев, припев.

0,5—2
уч. часа
0,5—4 уч.
часа1
0,5—2 уч.
часа
1—4 уч.
часа

Высота звуков
1—2 уч.
часа
Мелодия
1—2 уч.
часа
Сопровождение
1—2 уч.
часа
Песня
1—2 уч.
часа
Лад
1—2 уч.
часа
Пентатоника
1—2 уч.
часа
1—2 уч.
часа
0,5—1 уч.
час
1—3 уч.
часа
2—6 уч.
часа

Ноты в разных
октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.

Дополнительные
обозначения в
нотах
Ритмические
рисунки в
размере 6/8

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели,
форшлаги).

Тональность.
Гамма
Интервалы

1—3 уч.
часа

Понятие лада.
Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания.
Ступеневый состав.
Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый
у многих народов.

Размер 6/8.
Нота с точкой.
Шестнадцатые.
Пунктирный ритм.
Тоника, тональность.
Знаки при ключе.
Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков
при ключе).
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима.

Гармония
1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа

Музыкальная
форма

Вариации
1—3 уч.
часа

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие
фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд,
аккордовая, арпеджио.
Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения.
Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен
и эпизоды.
Варьирование как принцип развития.
Тема. Вариации.

Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели
воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип
«вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной
точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть
музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей
страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ
традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и
детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание
необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки,
научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит.
№
блока,
кол-во
часов
1—2 уч.
часа

Тема
Край, в котором
ты живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки,
считалки, прибаутки).
Народные музыкальные инструменты (балалайка,
рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии.

1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа

Содержание

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1—3 уч.
часа
2—4 уч.
часа
1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа
2—8 уч.
часов

2—8 уч.
часов

Сказки, мифы и
легенды
Жанры
музыкального
фольклора

Народные сказители.
Русские народные сказания, былины.
Эпос народов России2.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Фольклорные жанры, общие для всех народов:
лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты.

Народные
праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на
примере одного или нескольких народных праздников3.

Первые артисты,
народный театр

Скоморохи.
Ярмарочный балаган.
Вертеп.

Фольклор народов
России

Музыкальные
традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации4.
Жанры, интонации.
Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Собиратели фольклора.
Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для
композиторского творчества.

Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля
«Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других
народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским
во

второй

половине

ХХ

века,

остаётся

по-прежнему

актуальным.

Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского
фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими
корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося
в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность
современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили
народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе
соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и
принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей.

Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее
эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков,
воспитания уважения к представителям других народов и религий.
№
блока,
кол-во
часов
2—6 уч.
часов
2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов

Тема
Музыка наших
соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии,
Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).

Кавказские
мелодии и ритмы5

Музыкальные традиции и праздники.
Народные инструменты и жанры. Композиторы и
музыканты-исполнители Грузии, Армении,
Азербайджана6. Близость музыкальной культуры
этих стран с российскими республиками Северного
Кавказа.

Музыка народов
Европы

Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов7. Канон. Странствующие
музыканты. Карнавал.

Музыка Испании и
Латинской
Америки

Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты,
латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры8.
Профессиональные композиторы и исполнители9.

Музыка США

Смешение традиций и культур в музыке Северной
Америки. Африканские ритмы, трудовые песни
негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество
Дж. Гершвина.

Музыка Японии и
Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона.

2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов
2—6 уч.
часов

Содержание

Музыка Средней
Азии10

З)
2—6 уч.
часов

Певец своего
народа

Интонации народной музыки в творчестве
зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны11.

И)
2—6 уч.
часов

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами
разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и
стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские
музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов).

Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких
столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой
народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были
созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного
модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического
планирования представить обучающимся максимально широкую сферу
бытования музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с
отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в
рамках изучения других модулей (вариант № 2).
№
блока,
кол-во
часов

Тема
Звучание храма

Колокола.
Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов.

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих.
Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.

Инструментальная
музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

Содержание

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

Искусство Русской
православной
церкви
Религиозные
праздники

Музыка в православном храме.
Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира,
величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы
Христа, Богородицы.
Праздничная служба, вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного содержания12.

Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры.
Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений
позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств,
воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов,
воспитывать

их

музыкальный

вкус

на

подлинно

художественных

произведениях.
№
блока,
кол-во
часов
0,5—1 уч.
час

2—6
уч. часов

Тема
Композитор —
исполнитель —
слушатель

Кого называют композитором, исполнителем?
Нужно ли учиться слушать музыку?
Что значит «уметь слушать музыку»?
Концерт, концертный зал.
Правила поведения в концертном зале.

Композиторы —
детям

Детская музыка
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева,
Д. Б. Кабалевского и др.
Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Оркестр — большой коллектив музыкантов.
Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром13.

Оркестр
2—6
уч. часов

13

Содержание

В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого
концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на
концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.

1—2
уч. часа

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано

Рояль и пианино.
История изобретения фортепиано, «секрет» названия
инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин,
синтезатор).

1—2
уч. часа

Музыкальные
инструменты.
Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе
Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра14.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых
инструментов. Композиторы, сочинявшие
скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие
инструменты.

Вокальная музыка

Человеческий голос — самый совершенный
инструмент.
Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы.
Жанры вокальной музыки: песни, вокализы,
романсы, арии из опер.
Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд,
пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.

2—4
уч. часа

2—6
уч. часов

2—6
уч. часов

Инструментальная
музыка

Программная
музыка

Программная музыка. Программное название,
известный сюжет, литературный эпиграф.

Симфоническая
музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина

2—6
уч. часов

Русские
композиторыклассики

Творчество выдающихся отечественных
композиторов.

М)
2—6
уч. часов

Европейские
композиторыклассики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

2—6
уч. часов
2—6
уч. часов

Н)
2—6
уч. часов

Мастерство
исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка
народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия,
правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной
сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и
произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся
через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная
музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фриджаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется
специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной
школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном
направлении.

Помимо

указанных

в

модуле

тематических

блоков,

существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и
исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать
критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса,
эстетичного вокально-хорового звучания.
№
блока,
кол-во
часов
1—4
учебных
часа

Тема
Современные
обработки
классической
музыки

Содержание
Понятие обработки, творчество современных
композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики?

Джаз
2—4
учебных
часа

1—4
учебных
часа

1—4
учебных
часа

Исполнители
современной
музыки
Электронные
музыкальные
инструменты

Особенности джаза: импровизационность, ритм
(синкопы, триоли, свинг).
Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы
игры на них.
Творчество джазовых музыкантов15.
Творчество одного или нескольких исполнителей
современной музыки, популярных у молодёжи16.

Современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка,
гитара, барабаны и т.д.
Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем
«Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с
модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека»
(музыкальные портреты, музыка о войне).
Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов
урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки
силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный
просмотр фильмов.
№
блока,
кол-во
часов
2—6
учебных
часов

2—6
учебных
часов

Тема

Содержание

Музыкальная
сказка
на сцене,
на экране

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.

Театр оперы
и балета

Особенности музыкальных спектаклей.
Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле

2—6
учебных
часов

2—6
учебных
часов

2—3
учебных
часа
2—3
учебных
часа
2—3
учебных
часа

2—6
учебных
часов

Балет.
Хореография —
искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного
спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов17.

Опера.
Главные
герои и номера
оперного
спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое
вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов18.

Сюжет
музыкального
спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.
Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы.

Оперетта,
мюзикл

История возникновения и особенности жанра.
Отдельные номера из оперетт И. Штрауса,
И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Кто
создаёт
музыкальный
спектакль?

Профессии музыкального театра:
дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и
танцовщики, художники и т. д.

Патриотическая
и народная тема
в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических
и экранных произведений, посвящённых нашему
народу, его истории, теме служения Отечеству.
Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов,
музыки к фильмам19.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное
рефлексивного

содержание
исследования

данного

модуля

обучающимися

сосредоточено
психологической

вокруг
связи

музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом
его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников,
расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание
собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при
восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с

другими

людьми.

Формы

бытования

музыки,

типичный

комплекс

выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые
жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения.
Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и
развитие эстетических потребностей.
№
блока,
кол-во
часов
1—3
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

Тема

Содержание

Красота
и вдохновение

Стремление человека к красоте.
Особое состояние — вдохновение.
Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой.
Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные
пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных
пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные в музыкальных
интонациях.

Музыкальные
портреты

Какой же праздник
без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника20.
Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.

Танцы, игры и
веселье

Музыка — игра звуками.
Танец — искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев21.

Музыка на войне,
музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные
песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы и т. д.).

2—4
учебных
часа
2—4
учебных
часа

Главный
музыкальный
символ

Гимн России — главный музыкальный символ
нашей страны.
Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны.

Искусство
времени

Музыка — временно́е искусство. Погружение в
поток музыкального звучания.
Музыкальные образы движения, изменения и
развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№
1.

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Тема, количество
Содержание
Виды деятельности
часов
Ритм
Звуки длинные и
Определение на слух,
короткие (восьмые и
прослеживание по нотной записи
четвертные
ритмических рисунков,
длительности), такт,
состоящих из различных
тактовая черта.
длительностей и пауз с
направляющей помощью
учителя.
Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов с направляющей
помощью учителя.
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание с
использованием ритмослогов.
Разучивание, исполнение на
ударных инструментах
ритмической партитуры.
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение
данного ритма по памяти
(хлопками) с помощью учителя.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор,
металлофон, ксилофон, свирель,
блокфлейта, мелодика и др.)
попевок, остинатных формул,
состоящих из различных
длительностей с направляющей

Ритмический
рисунок

Длительности:
половинная, целая,
четверть, восьмая,
шестнадцатые.
Паузы. Ритмические
рисунки. Ритмическая
партитура.

2.

Высота звуков

Регистры. Ноты
певческого диапазона.
Расположение нот на
клавиатуре.
Знаки альтерации
(диезы, бемоли,
бекары).

помощью учителя.
Определение на слух,
прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков,
состоящих из различных
длительностей и пауз.
Исполнение, импровизация с
помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или
ударных инструментов простых
ритмов с направляющей
помощью учителя.
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание с
использованием ритмослогов.
Разучивание, исполнение на
ударных инструментах
ритмической партитуры с
направляющей помощью
учителя.
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение
данного ритма по памяти
(хлопками) с направляющей
помощью учителя.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор,
свирель, блокфлейта, мелодика,
ксилофоне, металлофоне и др.)
попевок, остинатных формул,
состоящих из различных
длительностей.
Освоение понятий «выше-ниже».
Определение на слух
принадлежности звуков к одному
из регистров. Прослеживание по
нотной записи отдельных
мотивов, фрагментов знакомых
песен, вычленение знакомых нот,
знаков альтерации.
Наблюдение за изменением
музыкального образа при
изменении регистра.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых инструментах попевок,

3.

4.

кратких мелодий по нотам с
помощью учителя или
самостоятельно.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Сказки, мифы и
Народные сказители.
Знакомство с манерой сказывания
легенды
Русские народные
нараспев. Слушание сказок,
сказания, былины.
былин, эпических сказаний,
Эпос народов
рассказываемых нараспев.
России.
В инструментальной музыке
Сказки и легенды о
определение на слух
музыке и музыкантах.
музыкальных интонаций
речитативного характера.
На выбор или факультативно:
Создание иллюстраций к
прослушанным музыкальным и
литературным произведениям.
Просмотр фильмов,
мультфильмов, созданных на
основе былин, сказаний.
Речитативная импровизация —
чтение нараспев фрагмента
сказки, былины.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка наших
Фольклор и
Знакомство с особенностями
соседей
музыкальные традиции музыкального фольклора народов
Белоруссии, Украины,
других стран. Определение
Прибалтики
характерных черт, типичных
(песни, танцы, обычаи, элементов музыкального языка
музыкальные
(ритм, лад, интонации) с
инструменты).
использованием визуальной
поддержки.
Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания народных
инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов с использованием
визуальной поддержки.
Классификация на группы
духовых, ударных, струнных.
Музыкальная викторина на
знание тембров народных
инструментов с опорой на
предметные картинки.
Двигательная игра —
импровизация-подражание игре
на музыкальных инструментах.
Сравнение интонаций, жанров,
ладов, инструментов других
народов с фольклорными
элементами народов России.
Разучивание и исполнение песен,

5.

Звучание храма

6.

Песни верующих

7.

Инструментальная
музыка в церкви

танцев, сочинение, импровизация
ритмических аккомпанементов к
ним (с помощью звучащих
жестов или на ударных
инструментах) с направляющей
помощью учителя.
На выбор или факультативно:
школьные фестивали,
посвящённые музыкальной
культуре народов мира.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Колокольные звоны
Диалог с учителем о традициях
(благовест, трезвон
изготовления колоколов,
и др.).
значении колокольного звона.
Звонарские
Знакомство с видами
приговорки.
колокольных звонов. Выявление,
Колокольность
обсуждение характера,
в музыке русских
выразительных средств,
композиторов.
использованных композитором.
Ритмические и артикуляционные
упражнения на основе
звонарских приговорок с
направляющей помощью
учителя.
Образы духовной
Слушание вокальных
музыки в творчестве
произведений религиозного
композиторовсодержания. Беседа с учителем о
классиков.
характере музыки, манере
исполнения, выразительных
средствах.
Знакомство с произведениями
светской музыки, в которых
воплощены молитвенные
интонации, используется
хоральный склад звучания.
На выбор или факультативно:
Просмотр документального
фильма о значении молитвы.
Рисование по мотивам
прослушанных музыкальных
произведений.
Орган и его роль
Просмотр образовательных
в богослужении.
видео-материалов, посвящённых
Творчество И. С. Баха. истории создания, устройству
органа, его роли в католическом и
протестантском богослужении.
Ответы на вопросы учителя.
Слушание органной музыки И. С.
Баха. Описание впечатления от
восприятия, характеристика
музыкально-выразительных
средств.

8.

Религиозные
праздники.

9.

Композиторы —
детям

Игровая имитация особенностей
игры на органе (во время
слушания).
Звуковое исследование —
исполнение (учителем) на
синтезаторе знакомых
музыкальных произведений
тембром органа. Наблюдение за
трансформацией музыкального
образа.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта органной
музыки.
Рассматривание иллюстраций,
изображений органа.
Просмотр познавательного
фильма об органе.
Праздничная служба,
Слушание музыкальных
вокальная (в том числе фрагментов праздничных
хоровая) музыка
богослужений, определение
религиозного
характера музыки, её
содержания.
религиозного содержания.
Разучивание (с опорой на нотный
текст), исполнение доступных
вокальных произведений
духовной музыки.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма, посвящённого
религиозным праздникам.
Посещение концерта духовной
музыки.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Детская музыка
Слушание музыки, определение
П. И. Чайковского,
основного характера,
С. С. Прокофьева,
музыкально-выразительных
Д. Б. Кабалевского
средств, использованных
и др.
композитором с использованием
Понятие жанра.
визуальной поддержки. Подбор
Песня, танец, марш.
эпитетов из предложенных,
иллюстраций к музыке.
Определение жанра.
Двигательная импровизация под
танцевальную и маршевую
музыку.
Музыкальная викторина с
использованием визуальной
опоры.
Разучивание, исполнение песен.
Сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и
шумовых инструментов) к пьесам

10.

11.

12.

маршевого и танцевального
характера с направляющей
помощью учителя.
Оркестр
Оркестр — большой
Слушание музыки в исполнении
коллектив музыкантов. оркестра. Просмотр видеозаписи.
Дирижёр, партитура,
Беседа с учителем о роли
репетиция. Жанр
дирижёра.
концерта —
«Я — дирижёр» — игра —
музыкальное
имитация дирижёрских жестов во
соревнование солиста
время звучания музыки.
с оркестром.
Ориентация в расположении
групп инструментов в
симфоническом оркестре с
использованием визуальной
поддержки.
Разучивание и исполнение песен
соответствующей тематики.
Знакомство с принципом
расположения партий в
партитуре.
Разучивание, исполнение (с
ориентацией на нотную запись)
ритмической партитуры для 2—3
ударных инструментов с
помощью учителя.
Музыкальные
Певучесть тембров
Игра-имитация исполнительских
инструменты.
струнных смычковых
движений во время звучания
Скрипка, виолончель. инструментов.
музыки.
Композиторы,
Музыкальная викторина на
сочинявшие
знание конкретных произведений
скрипичную музыку.
и их авторов, определения
Знаменитые
тембров звучащих инструментов
исполнители, мастера,
с использованием карточек
изготавливавшие
визуальной поддержки.
инструменты.
Разучивание, исполнение песен,
посвящённых музыкальным
инструментам.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта
инструментальной музыки.
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая описание
внешнего вида и особенностей
звучания инструмента, способов
игры на нём.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка
Тембр голоса. Соло.
Игра-викторина «Угадай по
на сцене,
Хор,
голосу» средств с
на экране.
ансамбль.
использованием карточек
визуальной поддержки.
Разучивание, исполнение

13.

14.

отдельных номеров из детской
оперы, музыкальной сказки,
музыкального фильма,
мультфильма.
На выбор или факультативно:
Постановка детской музыкальной
сказки, спектакль для родителей.
Творческий проект «Озвучиваем
мультфильм».
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Какой же праздник
Музыка, создающая
Диалог с учителем о значении
без музыки?
настроение
музыки на празднике.
праздника.
Слушание произведений
Музыка в цирке,
торжественного, праздничного
на уличном шествии,
характера. «Дирижирование»
спортивном
фрагментами произведений с
празднике.
направляющей помощью
учителя.
Конкурс на лучшего «дирижёра».
Разучивание и исполнение
тематических песен к
ближайшему празднику.
Проблемная ситуация: почему на
праздниках обязательно звучит
музыка?
В зависимости от времени
изучения данного блока в рамках
календарно-тематического
планирования здесь
могут быть использованы
тематические песни к Новому
году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и
т. д.
На выбор или факультативно:
Запись видеооткрытки с
музыкальным поздравлением.
Групповые творческие шутливые
двигательные импровизации
«Цирковая труппа»
Танцы, игры и
Музыка — игра
Слушание, исполнение музыки
веселье
звуками.
скерцозного характера.
Танец — искусство
Разучивание, исполнение
и радость движения.
танцевальных движений.
Примеры популярных
Танец-игра.
танцев.
Рефлексия собственного
эмоционального состояния после
участия в танцевальных
композициях и импровизациях.
Проблемная ситуация: зачем
люди танцуют?
Вокальная, инструментальная,
ритмическая импровизация в

15.

Музыка на войне,
музыка о войне.

Военная тема
в музыкальном
искусстве. Военные
песни, марши,
интонации, ритмы,
тембры (призывная
кварта, пунктирный
ритм, тембры малого
барабана, трубы
и т. д.).

стиле определённого
танцевального жанра. По выбору
учителя в данном блоке можно
сосредоточиться как на
традиционных танцевальных
жанрах (вальс, полька, мазурка,
тарантелла), так и на более
современных примерах танцев.
Просмотр образовательных
видео-материалов посвящённых
военной музыке. Слушание,
исполнение музыкальных
произведений военной тематики.
Знакомство с историей их
сочинения и исполнения.
Беседа в классе. Ответы на
вопросы: какие чувства вызывает
эта музыка, почему? Как влияет
на наше восприятие информация
о том, как и зачем она
создавалась?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1

Музыка Прослушивание и угадывание музыкальных звуков природы: пение птиц, шум морского прибоя.
вокруг

Шум города (для сельских детей – бытовые шумы). Разница между шумовыми и музыкальными

нас.

звуками. Звуки, которые живут в вещах: хрустальные, металлические (музыка ветра, колокола),
деревянные (ложки). Часы. Бой кремлевских курантов. Музыка, написанная людьми. Народная и
профессиональная (написанная композитором) музыка. Вокальные, дыхательные, ритмические
упражнения.

2

Музыка осени.

Признаки осени.
Прослушивание музыки
«Осенняя песня» П.И.
Чайковский (1 часть).
Песня «Прощание
скворушки».
Музыкальный фольклор.
Русская народная
закличка «Осень, осень».
Исполнение с
двигательными
упражнениями.

3

Музыка и наше настроение.

Музыкальные
произведения с разной

эмоциональной
окрашенностью. Лексика,
выражающая
эмоциональное
состояние. Угадывание
эмоциональной окраски
мелодий.
Двигательное выражение
эмоций (в ритм музыке).
4

Народная и профессиональная музыка.

Русские народные
музыкальные
инструменты: свирель,
гармонь, дудочка,
балалайка.
Распознавание звуков
инструментов.
Сопоставление звучания
народных инструментов
со звучанием
профессиональных
инструментов.
Региональные

музыкальные традиции.
5

Песня

Признаки песни: слова и
мелодия. Прослушивание
образцов

народных,

современных эстрадных,
детских

песен

(в

соответствии с возрастом
детей).
общего

Выделение
и

определение

различий.

Совместное

пение.
6

Танец

Демонстрация мелодий и
видеозаписей

танцев:

вальс, народные танцы,
современный

танец.

Танцевальнодвигательные
упражнения.
7

Отечественные народные музыкальные традиции.

Беседа,

разучивание

попевок («Сидит ворон
на дубу»), закличек («Ой,
Морозушко-мороз»).

Фольклорные

детские

ансамбли

(примеры).

Народные

обычаи:

колядки на Рождество.
8

Подготовка к новогоднему утреннику.

В соответствии с
запланированным
сценарием утренника.

9

Подготовка к новогоднему утреннику.

В соответствии с
запланированным
сценарием утренника.

10-

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

Основные

средства

музыкальной
выразительности
(мелодия,

ритм,

темп

др.). Расширение словаря
перечисленными
терминами. Обучение и
выделению

ритма

хлопками. Медленная и
быстрая

музыка.

Мажорные (бодрящие) и
минорные
(успокаивающие)

мелодии

(из

перечня

рекомендованных
возраста).

для

Разучивание

песен.
11

Музыка в цирке.

Интонационнообразная
природа

музыкального

искусства.

Интонации

музыкальные и речевые.
Сходство

и

различия.

Интонация —

источник

музыкальной

речи.

Понимание музыкальной
интонации.
12

О чем может сказать музыка.

Интонационное
богатство музыкального
мира

(музыкальное

сопровождение

к

кинофильмам):

угроза,

радость,

любовь.

Активизация словарного
запаса,
вербальном

помощь

в

(двигательном)
выражении

чувств.

Передача смысла музыки
в движении.
13

Композитор – исполнитель – слушатель.

События и музыка к ним.
Музыка

ко

защитника

Дню

Отечества.

Закрепление
пройденного

ранее

(марш, песня). Песня для
мамы.

Образ

мамы

в

музыке. Волк и семеро
козлят
фрагмента
Распевки.
песен.

(просмотр
фильма).
Разучивание
Двигательно-

ритмические упражнения
под музыку.
14

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

Музыка утра и музыка
вечера (колыбельные
песни). Закрепление
представлений о времени
суток, временах года. Тема
весны в произведениях

композиторов. Народные
попевки и заклички
(доступные детям
произведения).
15

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки.

16

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

17

Родина Россия в произведениях композиторов. Великая Победа.

Общие представления о
музыкальной
жизни
страны.
Музыка
вокальная,
инструментальная;
сольная,
хоровая,
оркестровая (примеры и
названия без требований
к
воспроизведению
кроме
«хоровая»).
Попевки и распевки.
Встреча весны. Закличка
«Солнышко».
Термины
«хор»
и
«хоровод»(семантическая
близость).
Детские
хоровые
песни:
разучивание.
Дифференциация голоса
(мужской,
женский,
детский)
Песня «День Победы».
Военные
марши.
Лирические
песни.
Подготовка концерта ко
дню Победы.

1819

Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, Оркестр.
Дирижер.
видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Музыкальные
инструменты в оркестре.
Парад
на
Красной
площади.
Музыкальная жизнь
большой страны.
Просмотр и
прослушивание
видеоклипов. Выработка
эмоциональной
избирательности
(«нравится –не
нравится», «понимаю –
не понимаю»).

20

Закрепление изученного за год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение
Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);
технические средства обучения
фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;
видеотека с записями выступлений различных исполнителей;
слайды с необходимым визуальным сопровождением;
аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».