Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 105 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
1 дополнительный класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)
Учитель: Алиева Ольга Борисовна
п.Совхозный,2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования обучающихся с ОВЗ (далее – далее ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих
предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают
затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом
овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время
чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены,
перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто
оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении
встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать
главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно
охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР
долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В
процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение,
строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами
текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению
способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном
звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная
направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и
специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи
обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового
анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель
начальных
классов
должен
поддерживать тесную
связь
с учителем-логопедом,
осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дислексия.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и
затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения,
включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар
слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов
определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению
поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится
работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений
работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность
обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов
деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. С первого
класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или
тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к
целостному
анализу
прочитанного,
поиску
логических
связей
между
частями
произведения, причинно-следственных связей между событиями. Большое значение
уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение
словаря; обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова,
развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал.
Должна предусматриваться специальная продолжительная работа по обучению пересказу.
Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с опорой на картинный план и
ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план
излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для
обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР
формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
формируется
художественных
первоначальное
произведений
и
представление
произведений
о
устного
многообразии
народного
жанров
творчества;
происходит овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в
соответствии с представленными предметными результатами по классам; происходит
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения
учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В
основу
отбора
произведений
для
литературного
чтения
положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов;
представленность
культурных
традиций
в
произведениях
народов
России,
нравственно-эстетических
отдельных
произведений
ценностей,
выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является
представленность
обеспечивающих
обучающегося,
разных
формирование
а
также
жанров,
видов
функциональной
возможность
достижения
и
стилей
произведений,
литературной
грамотности
метапредметных
результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Содержание
литературного
чтения,
реализуемого
в
период
обучения
грамоте,
представлено в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте
начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
На литературное чтение в 1дополнительном классе отводится 33 учебные недели -50
часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Повторение изученного в 1 классе. Звуковая структура слова. Плавное чтение
слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные
е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов.
Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков,
оптическим признакам букв. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений.
Осознанное чтение текстов небольших произведений.
Знакомство с произведениями детской литературы, доступными для детей. Работа
с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнения значения слов, соотнесение
прочитанного с иллюстрацией.
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие
текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не
менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство
и различия. Реальность и волшебство в сказке.
Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной
(народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских
народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и
тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д, Ушинский
«Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление):
чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея
(чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных
жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее шести
произведений К.Д. Ушинского, ЛМ. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто,
Ю.И. Ермолаева и других). Характеристика героя произведения, общая оценка
поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба,
забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает
никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений АК.
Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, СЛ. Маршака и другое). Тема поэтических
произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина,
природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической:
рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе
родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на
произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка,
загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности
разных малых фольклорных жанров. Потешка игровой народный фольклор. Загадки
средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы проявление народной
мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) герои
произведений: Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и
животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды
текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика
героя: описание его внешности, действий, нравственно-этических понятий: любовь и
забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про
Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о
маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой,
А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственно-этических понятий: чувство
любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери,
близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто
«Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом
жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.
Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», ВОВ. Лунин «Я видел чудо», Б.В,
Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что
книга источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы
ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в
библиотеке.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение
содержания
учебного
предмета
«Литературное
чтение»
в
1
дополнительном классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом
метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения; понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного
текста; ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная),
автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки
(фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность
событий
в
произведении,
характеризовать
героя,
давать
положительную
отрицательную оценку его поступкам;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,
различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие); соотносить
или
иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют
иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные
нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:
слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой
проблеме; пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки,
предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своё
настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости
обращаться за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской
деятельности.
Совместная деятельность:
проявлять желание работать в парах, небольших группах; проявлять культуру
взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть
работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения
достигаются
в
процессе
единства
программы
учебной
обеспечивающей
позитивную
динамику
ориентированную
на
самопознания,
процессы
и
по
литературному
воспитательной
развития
личности
саморазвития
и
чтению
деятельности,
обучающегося,
самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают
освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным
ценностям,
приобретение
представлений и отношений на практике.
опыта
применения
сформированных
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные
результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание
этических
понятий,
оценка
поведения
и
поступков
персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других
народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание
образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением
для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в
самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы,
развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе
сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
сюжете
фольклорного
и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в информационнокоммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с
ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать
последовательность
выбранных
действий,
придерживаться
последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации
на
основе
предложенного
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся научится:
—
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития,
находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта разных народов под руководством учителя;
—
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами,
читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30
слов в минуту (без отметочного оценивания);
—
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений на выбор о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена
года;
—
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; различать и называть
отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной
литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные),
рассказы, стихотворения);
—
понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: понимать заголовок
произведения , и уметь соотносить с его содержанием, отвечать на вопросы по
фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа
текста прослушанного (прочитанного) произведения под руководством учителя:
определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки
(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря (из словаря учебника);
—
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на
вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные
понятия (автор, герой, тема, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой
ответ примерами из текста;
—
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный
план; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
—
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 2 предложений) по
заданному алгоритму под руководством учителя;
—
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению, иллюстрациям; выбирать
книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендованного
учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
—
формировать потребность в систематическом чтении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, раздел
№ курса
Повторение
пройденного в 1
классе.
1
Сказка
народная
(фольклорная) и
литературная
Программное содержание
Звуковая структура слова.
Плавное чтение слогов. Чтение
слов, включающих: а)
открытые и закрытые слоги
всех видов; б) гласные е, ё,
ю, и, й, твердый и мягкий
знаки; в) слоги со стечением
согласных всех видов.
Дифференциация близких по
акустикоартикуляционным
признакам звуков,
оптическим признакам букв.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний,
предложений.
Выразительное чтение
предложений. Осознанное
чтение текстов, небольших
произведений.
Работа с текстами азбуки.
Восприятие текста
произведений
художественной литературы
и устного народного
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
Практическая работа: составление звуко-буквенной схемы слова к прочитанным
словам.
Игровое упражнение: «Отгадай букву» узнавание буквы по ее части, в зашумленных и
наложенных изображениях.
Игровое упражнение: «Повтори за мной» воспроизведение слоговых цепочек с
оппозиционными звуками, чистоговорок и скороговорок.
Практическая работа по дифференциации близких по акустико-артикуляционным
признакам звуков, оптическим признакам букв.
Тренинг техники чтения: чтение комбинированных слоговых таблиц, чтение
столбиков слогов и слов с наращиванием, расположенных одинаковой частью друг
под другом, чтение пар слов, отличающихся одной буквой.
Работа в парах: деформированное слово (составление слов из букв разрезной азбуки и
слогов, заранее заданных учителем).
Творческое задание: чтение текстов, в которых слова в предложении заменены
картинкой.
Чтение с соотнесением прочитанной части с сюжетной картинкой из серии.
Работа в парах: выборочное чтение.
Плавное осмысленное чтение слов, предложений (допускается слоговое чтение).
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов и
выражений, подбор слов, близких по значению.
Учебный диалог: определение темы и главной мысли прочитанного, анализ поступков
героев. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного или услышанного.
Практическая работа: нахождение в тексте слов, словосочетаний и выражений по
заданию учителя.
Пересказ небольшого текста с помощью вопросов по картинному плану, составление
предложений по сюжетной картинке или серии картинок.
Воспроизведение стихотворения наизусть.
Слушание чтения учителем фольклорных произведений
(на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса»,
«Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк»
и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница»,
(авторская)
творчества. Фольклорная и
литературная
(авторская) сказка:
сходство и различия.
Реальность и волшебство в
сказке. Событийная сторона
сказок: последовательность
событий
в фольклорной
(народной) и литературной
(авторской) сказке.
Отражение
сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных
произведений. Нравственные
ценности
и идеи, традиции,
быт, культура в русских
народных
и литературных
(авторских) сказках,
поступки, отражающие
нравственные
качества (отношение к
природе, людям,
предметам).
«Айболит», «Муха-Цокотуха», С. Я. Маршак «Тихая сказка»,
В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»).
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки,
кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке.
Задание на формулирование предложений с использованием
вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда?
почему?).
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Практическая работа: нахождение в тексте слова, словосочетания и выражения по
заданию учителя.
Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями
учащегося).
Смысловое чтение народных (фольклорных) и литературных (авторских) сказок.
Например, русские народные сказки: «Лиса и рак», «Лисица и тетерев», «Журавль и
цапля», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», татарская народная сказка «Два
лентяя», ингушская народная сказка «Заяц и черепаха», литературные (авторские)
сказки: К. Д. Ушинский «Петух и собака», «Лиса и козёл», В. Г. Сутеев «Кораблик»,
В. В. Бианки «Лис и Мышонок», Е. И. Чарушин «Теремок», А. С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…» (отрывок) и др. (не менее 4 произведений по выбору).
Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с
использованием примеров из текста.
Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои
были другими. Например, лиса — добрая, а волк — умный.
Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.
Практическая работа: сравнение литературных (авторских) и народных
(фольклорных) сказок (сходство и различия тем, героев, событий).
Коллективная работа: восстановление последовательности
событий сказки с опорой на иллюстрацию (рисунок).
Пересказ (устно) сказки с соблюдением последовательности
событий с опорой на иллюстрации (рисунки) и ключевые слова.
Учебный диалог: определение с помощью учителя нравственного содержания
прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение
смысла пословиц, которые встречаются в тексте сказки, отражают её идею или
содержание (по наводящим вопросам учителя).
Дифференцированная работа: коллективная работа по заполнению таблицы под
руководством учителя. Предлагаются карточки с названием сказок. Расположить
карточки в нужные окошки таблицы.
Народные
(фольклорные) сказки
2
Произведения о
детях и для
детей
Понятие «тема
произведения» (общее
представление): чему
посвящено, о чём
рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная
идея (чему учит? какие
качества воспитывает?).
Произведения
одной темы, но разных
жанров: рассказ,
стихотворение, сказка
(общее представление на
примере произведений К. Д.
Ушинского, Л. Н. Толстого,
В. Г. Сутеева,
Е. А. Пермяка, В. А.
Осеевой, А. Л. Барто,
Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа
и др.).
Характеристика героя
произведения, общая оценка
Литературные (авторские) сказки
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Практическая работа: нахождение по заданию учителя в тексте слова,
словосочетаний, предложений. Работа с иносказательными словами,
словосочетаниями. Понимание и объяснение скрытого смысла текста.
Тренинг осознанного чтения: анализ предложений со сложной грамматической
конструкции, отработка умения устанавливать причинно-следственные связи между
предложениями и частями текста.
Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать
слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов). Не менее шести произведений по выбору, например: К.
Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н.
Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное»,
«Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари,
подари…», «Я — лишний», Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев
«Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет».
Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о
впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли
произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по частям,
характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая
ответ примерами из текста.
поступков. Понимание
заголовка произведения, его
соотношения с содержанием
произведения и его идеей.
Осознание нравственноэтических понятий: друг,
дружба, забота, труд,
взаимопомощь.
Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный диалог: обсуждение
прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание
нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация
своего мнения после совместного анализа.
Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в
формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом
фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).
Задание на восстановление последовательности событий в прочитанных
произведениях.
Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и графические
символы или опорные картинки. на предложенный план.
Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведений по указанным
критериям и заполнение
Коллективная работа: сравнение предложенных учителем произведений по
указанным критериям и заполнение таблицы с использованием визуальной
Фамилия автора
Заголовок
Жанр
Тема
Герои
поддержки. Фамилия автора заранее внесена в таблицу учителем.
Проверка работы по готовому образцу.
таблицы. Проверка работы по готовому образцу.
Работа по группам с книгами о детях: рассматривание, чтение заголовка и автора
произведения, нахождение указанного произведения, ориентируясь на содержание
(оглавление).
Выбор книги для самостоятельного чтения по совету взрослого или с учётом
рекомендательного списка.
Рассказ о прочитанной книге (произведении): составление высказывания о
содержании (не менее 2 предложений).
Выбор книги для самостоятельного чтения по совету взрослого или с учётом
рекомендательного списка.
3
Произведения о
родной природе
Восприятие и
самостоятельное чтение
поэтических произведений о
природе
(на примере доступных
произведений А. С.
Пушкина, Ф. И. Тютчева, С.
А. Есенина, А. Н. Плещеева,
Е. А. Баратынского, И С
Никитина, Е. Ф. Трутневой,
А. Л. Барто,
С. Я. Маршака). Тема
поэтических произведений:
звуки и краски природы,
времена года, человек и
природа; Родина, природа
родного края.
Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики).
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов,
уточнение значений образных сравнений.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Практическая работа: нахождение по заданию учителя в тексте слов, словосочетаний,
предложений.
Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть,
удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (3–4 по выбору).
Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного
текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова
(рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок
текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и
грохот ледохода»).
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на
знаки препинания.
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок.
Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев.
«Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…», С. Д. Дрожжин «Пройдёт зима холодная…»,
С.А. Есенин «Черёмуха»,
И. З. Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежники», С. Я. Маршак
«Апрель», И.П.Токмакова «Ручей»,
«Весна», И. С. Соколов-Микитов «Русский лес».
Особенности стихотворной
речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм
(практическое
ознакомление). Настроение,
которое рождает поэтическое
произведение. Отражение
нравственной идеи в
Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных
произведений и составление высказывания (не менее 2 предложений).
Рассматривание репродукций картин и характеристика совместно с учителем
зрительных образов переданных в художественном произведении. Например, И. Э.
Грабарь «Март», «Иней. Восход солнца»,
А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь»,
В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др.
Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2). Выбор книги по теме
4
Устное народное
творчество —
малые
фольклорные
жанры
5
Произведения о
братьях наших
меньших
произведении: любовь к
Родине, природе родного
края. Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение.
Выразительное чтение
поэзии. Роль интонации при
выразительном чтении.
Интонационный рисунок
выразительного чтения:
ритм, темп, сила голоса.
Многообразие малых жанров
устного народного
творчества: потешка, загадка,
пословица, их назначение
(веселить, потешать, играть,
поучать). Особенности
разных малых фольклорных
жанров. Потешка — игровой
народный фольклор. Загадки
— средство воспитания
живости ума,
сообразительности.
Пословицы — проявление
народной мудрости, средство
воспитания понимания
жизненных правил.
Животные — герои
произведений. Цель
и назначение произведений о
«Произведения о родной природе» с учётом рекомендованного списка.
Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, рассказ ребенка, о чем
книга?
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов,
уточнение значений образных сравнений.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на
чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм
произношения, расстановка ударений при выразительном чтении.
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих
охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений).
Наблюдение за иносказательным смыслом пословиц с опорой на иллюстрации и
объяснение скрытого смысла,
Соотнесение пословицы или поговорки с предложенной учителем жизненной
ситуацией.
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц и поговорок на основе читательского и
жизненного опыта с помощью учителя.
Работа в парах: составление пословиц из двух частей.
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных
произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение.
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
взаимоотношениях человека
и животных — воспитание
добрых чувств и бережного
отношения к животным.
Виды текстов:
художественный и научнопознавательный,
их сравнение.
Характеристика героя:
описание его внешности,
поступки, речь,
взаимоотношения
с другими героями
произведения. Авторское
отношение к герою.
Осознание нравственноэтических понятий: любовь и
забота о животных.
Практическая работа: выборочное чтение.
Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без
слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А.
Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?».
Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о
впечатлении от произведения.
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и
стихотворного текстов. Понимание прочитанного после самостоятельного чтения
вслух и про себя. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная птица»,
«Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов
«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П.
Токмакова «Купите собаку», «Разговор
синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить».
Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения:
определение темы и главной мысли, осознание нравственно-этического содержания
произведения (любовь и забота о братьях
наших меньших, бережное отношение к природе).
Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих
героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов
(3–4 по выбору). Например, Н. И. Сладков «Лисица
и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал»,
Б. В. Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и
корова», «Томкины сны».
Упражнение на восстановление последовательности событий в произведении: чтение
по частям, придумывание заголовка к каждой части, составление плана (под
руководством учителя).
Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности
событий с опорой на ключевые слова. Работа с текстом произведения: характеристика
героев.
Задание на сравнение художественного и научно-познавательного текстов:
сходство и различия, цель создания, формулировка вопросов к фактическому
содержанию текста. Например, В. Д. Берестов «Лягушата», В. В. Бианки «Голубые
лягушки», М. С. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир «Кошка», загадки о
животных.
Проектное задание: обращение к справочной литературе для расширения своих
знаний и получения дополнительной информации о животных. Составление
высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным, природе,
сочинение рассказа о любимом питомце (собаке, кошке) с использованием рисунков.
Коллективная работа: сравнение предложенных учителем произведений по
указанным критериям и заполнение таблицы с использованием визуальной
поддержки. Проверка работы по готовому образцу.
Фамилия
автора
Заголовок
Жанр
Тема
Герои
Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных
эпизодов, отрывков из произведений о животных.
Составление выставки книг по изучаемой теме при организующей помощи учителя.
6
Произведения о
маме
Восприятие и
самостоятельное чтение
разножанровых
произведений о маме (на
примере доступных
произведений
Е. А. Благининой, А. Л.
Барто, Н. Н. Бромлей, А. В.
Митяева, В. Д. Берестова, Э.
Э. Мошковской, Г. П. Виеру
и др.). Осознание
нравственно-этических
понятий: чувство любви как
привязанность одного
человека к другому (матери к
ребёнку, детей
к матери, близким),
Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Первичное чтение учителем или прослушивание аудио записи.
Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы
на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к
своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например, слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного
края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое
первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя
без особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. СоколоваМикитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора).
Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого
слова с использованием словаря под руководством учителя. Учебный диалог:
обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая — что мать
родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовно-
проявление любви и заботы о нравственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и
родных людях.
любовь к ним.
Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением
норм произношения.
Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах
к месту.
Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы.
Работа в парах: заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов с визуальной
поддержкой. Предлагаются карточки с названием произведений, из которых дети
должны выбрать названия произведений о родной природе.
7
Фольклорные и
авторские
произведения
о чудесах
и фантазии
Способность автора
произведения замечать
чудесное в каждом
жизненном проявлении,
необычное в обыкновенных
явлениях окружающего
мира. Сочетание в
произведении
реалистических событий с
необычными, сказочными,
фантастическими.
Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2
произведений по выбору).
Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с учётом
рекомендованного списка, , составление краткого отзыва о прочитанном
произведении по образцу.
Первичное чтение учителем или прослушивание аудио записи.
Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением
согласных и слов сложной слоговой структуры.
Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении,
словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский
«Путаница»,
И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной…», В. В. Лунин «Я видела чудо», Р.
С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю.
Тувим «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И.
Чуковского и С. Я. Маршака.
Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют
необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм)
, наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с
опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря
8
Библиографическая культура
(работа
с детской
книгой)
Представление о том, что
книга — источник
необходимых знаний.
Обложка, оглавление,
иллюстрации — элементы
ориентировки в книге.
Умение использовать
тематический каталог при
выборе книг в библиотеке.
при необходимости с помощью учителя.
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от
прочитанного произведения в высказывании (не менее 2 предложений) или в рисунке.
Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или
стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка).
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок.
Задание на развитие творческого воображения: узнай зрительные образы,
представленные в воображаемой ситуации (например, задание «Кто живёт в
кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»).
Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного
рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого
фрагмента.
Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме
Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения,
использование изученных понятий в диалоге. Поиск необходимой информации в
словарях и справочниках об авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по
летнему чтению, оформление дневника читателя.
№
урока
по
плану
1
2
3
Тема урока
Делу время – потехе час.
Согласный звук [ц],
буквы Ц,ц
«Играют волны, ветер
свищет..»
Согласные звуки [ф],
[ф’],
буквы Ф, ф
Бог не в силе, а в правде.
Мягкий и твёрдый
разделительные знаки
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению 1 дополнительный класс
вариант 7.2
Механизмы адаптации
базового уровня
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Образец чтения, (показ
ритмического рисунка),
сопряженное чтение, паузы.)
Выделение звука из слов; его характеристика, обозначение буквой.
Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Заучивание и декламация стихотворения (К. И. Чуковский
«Мойдодыр»).
Образец чтения, (показ
ритмического рисунка),
сопряженное чтение, паузы.)
Выделение звука из слов; его характеристика, обозначение буквой.
Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Помощь при анализе слова
(четкое произношение)
Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что
показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.
Анализ буквенной записи слова съел.
Жили были буквы
4
Книги – мои друзья
5
В. Данько
«Загадочные буквы»
6
И. Токмакова
«Аля, Кляксич и буква
А»
Помощь при ответах на
вопросы.
Образец чтения, (показ
ритмического рисунка),
сопряженное чтение, паузы.)
Использование вопросов для
построения высказывания.
Название и показ элементов учебной книги (обложка, титульный лист,
иллюстрации, форзац). Правила обращения с книгой.
Элементарный анализ художественного произведения. Обсуждение
содержания прочитанного.
Авторская сказка, автор, герои сказки. Просмотр диафильма. Осознание
смысла произведения. Элементарный анализ художественного
произведения. Обсуждение содержания прочитанного.
7
С.Чёрный «Живая
азбука»
И. Гамазкова
«Живая азбука»
Ф. Кривин «Почему «А»
поёт, а «Б» нет»
8
Г. Сапгир
«Про медведя»
9
М. Бородицкая
«Разговор с пчелой»
10
И. Гамазкова
«Кто как кричит?»
11
С. Маршак «Автобус
номер двадцать шесть»
12
И. Гамазкова, Е.
Григорьева «Живая
азбука»
Из старинных книг
Стихи Т. Павловой, В.
Лунина
Образец чтения, (показ
ритмического рисунка),
сопряженное чтение, паузы.)
Помощь при построении
высказывания.
Маркирование начала и
конца предложения (первая
буква, точка).
Оказание помощи при
анализе текстов.
Оказание помощи при
анализе текстов. Помощь при
анализе текста: указания на
слова, предложения, реплики
героев (ориентирование в
тексте).
Помощь при анализе текста:
указания на слова,
предложения, реплики героев
(ориентирование в тексте).
Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы).
Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Устные
высказывания на основе прослушанного текста. Передача содержания
текста по вопросам. Чтение вслух плавно по слогам и целыми словами;
передача интонационно конец предложения.
Элементарный анализ художественного произведения. Обсуждение
содержания прочитанного. Ответы на вопросы по содержанию.
Устные высказывания на основе прослушанного. Практическое
определение в текстах начала, окончания, основного содержания.
Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.
Передача содержания текста по вопросам. Нахождение слов, которые
помогают представить самого героя или его речь. Нахождение в
стихотворении слов с созвучным окончанием.
Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя.
Объяснение названия произведения. Главная мысль произведения.
Выразительное чтение.
Объяснение названия произведения. Главная мысль произведения.
Ответы на вопросы по содержанию. Нахождение в стихотворении слов
с созвучным окончанием.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения. Определение
содержания текста по его заглавию. Самостоятельное чтение текста.
Герои произведения. Чтение по ролям. Определение качеств характера
героя на основе представленного на доске списка.
Сказки, загадки, небылицы
13
Сказки, загадки,
небылицы. Е. Чарушин
«Теремок»
14
Русская народная сказка
«Рукавичка»
Загадки
Песенки.
15
Потешки.
Небылицы
16
17
18
Рифмы Матушки Гусыни
Английская народная
песенка «Дом, который
построил Джек»
Русская народная сказка
«Петух и собака»
Произведения
К. Ушинского
Маркирование ролей.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. Слушание и
чтение сказки. Ответы на вопросы по содержанию сказки.
Обучение чтению по ролям.
Помощь
при
Знакомство со сказкой. Устное сочинение как продолжение
составлении
устного прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий
сочинения.
рассказ по рисункам либо на заданную тему. Сказки авторские и
народные. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного
плана. Инсценирование.
Помощь при разгадывании
Знакомство с особенностями произведений фольклора. Отгадывание
загадок: опора на
загадок.
иллюстрацию, объяснение
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных
приема олицетворения (без
произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, малые фольклорные
называния термина).
формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
Указание на особенности
загадки); Знакомство с устным народным творчеством. Выразительное
жанров (слова, повторы…)
чтение песенок.
Маркирование ролей.
Знакомство с устным народным творчеством. Потешки. Герои потешки.
Чтение по ролям.
Различение малых фольклорных форм: загадок, песенок, потешек,
небылиц. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых
достижений
Направляющая помощь
Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок.
учителя.
Настроение. Выразительное чтение песенок.
Опорные слова для
Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение.
сравнения.
Таблица для сравнения
Знакомство со сказкой. Выделение главной мысли. Сравнение народной
народной и литературной
и литературной сказок. Инсценирование. Обучение пересказу.
сказок
Наводящие вопросы.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
Выразительные средства языка.
И в шутку, и всерьез
19
И в шутку, и всерьез.
И. Токмакова «Мы
играли в хохотушки»
20
Я. Тайц «Волк»
21
Г. Кружков «РРРЫ!»
22
Н.Артюхова «Сашадразнилка».
23
К. Чуковский
«Федотка»
24
О. Дриз «Привет»
25
О. Григорьев «Стук»
26
И. Пивоварова
«Кулинаки - пулинаки»
27
К. Чуковский «Телефон»
28
М. Пляцковский
«Помощник»
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
произведений раздела. Выставка книг по теме.
Авторское отношение к изображаемому. Умение находить в тексте
необходимую информацию.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Заголовок – «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой
юмористического рассказа. Умение находить в тексте необходимую
информацию.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Характеристика героев с использованием художественновыразительных средств. Авторское отношение к изображаемому.
Звукопись как средство выразительности. Чтение по ролям.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Авторское отношение к изображаемому.
Звукопись как средство выразительности.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство
выразительности.
Помощь при соотнесении
текста с иллюстрацией.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Чтение отрывков по иллюстрациям. Называние действующих лиц.
Заучивание наизусть. Чтение по ролям.
Умение находить в тексте необходимую информацию. Юмористические
рассказы для детей. Заголовок – «входная дверь» в текст. Подбор
другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Оценивание
поступков героев. Пересказ прочитанного.
29
Произведения
К. Ушинского, Т.
Собакин «Немножко
необычное
стихотворение»
Помощь при составлении
высказывания.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Я и мои друзья
30
Ю. Ермолаев «Лучший
друг»
Ю. Ермолаев «Лучший
друг»
Помощь в прогнозировании
(наводящие вопросы).
Добавление к плану опорных
слов.
31
Е. Благинина «Подарок»
32
В. Орлов «Кто первый?»
Помощь при определении
темы и главной мысли.
33
С. Михалков «Бараны»
34
Р. Сеф «Совет»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Выставка книг по теме.
Заголовок – «входная дверь» в текст.
План рассказа. Пересказ по плану.
Тема произведений. Главная мысль. Заучивание стихотворения
наизусть.
Помощь при определении
темы и главной мысли.
Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические
представления. Восстановление последовательности событий.
В. Берестов «В магазине
игрушек»
И. Пивоварова
«Вежливый ослик»
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Умение находить в тексте необходимую информацию. Тема
произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления.
Соотнесение содержания произведения с пословицами.
37
Я. Аким «Моя родня»
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические
представления. Сопоставление поступков героев по аналогии,
выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских
пометок.
38
С. Маршак
«Хороший день»
39
М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль»,
35
36
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Таблица или план для
сравнения рассказа и
Определение главной мысли произведения с помощью учителя.
Выразительное чтение.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы
стихотворного текста.
по ходу беседы, использовать текст.
Д. Тихомирова
«Мальчик и лягушки»
Д. Тихомирова
«Находка»
Помощь при построении
высказывания.
Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть.
Заголовок – «входная дверь» в текст. План рассказа. Нравственноэтические представления.
В. Лунин «Волк»
Помощь при работе с
текстом (маркирование, показ
нужной информации).
Ю. Энтин «Про дружбу»
40
41
Стихи Т. Павловой
Составление характеристики героя с помощью опорных слов.
Определение главной мысли произведения с помощью учителя.
Выразительное чтение.
О братьях наших меньших
42
43
44
45
С. Михалков
«Трезор»
Сеф
«Кто любит собак…»
Помощь при построении
высказывания.
Помощь при построении
высказывания.
В. Осеева «Плохо»
Помощь при построении
высказывания.
Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Пересказ
рассказа.
Направляющая помощь
учителя.
Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Образец чтения.
Знакомство с произведениями. Чтение и анализ содержания.
Выразительное чтение.
В. Берестова «Лягушата»
Образец чтения.
Знакомство с произведением. Сравнение содержания стихотворения с
научным текстом о лягушках. Воспроизведение по вопросам
самостоятельно прочитанного текста. Выразительное чтение
стихотворения.
Стихи В. Берестова, Е.
Благининой
Образец чтения.
Чтение и анализ содержания. Выразительное чтение стихотворения.
И. Токмакова
«Купите собаку»
М. Пляцковский «Цап
Царапыч»
Г. Сапгир «Кошка»
46
Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.
Апрель, апрель. Звенит капель
47
Апрель, апрель. Звенит
капель.
Лирические стихи
А. Плещеева
Лирические стихи
А. Майкова
Лирические стихи
Т. Белозёрова
С. Маршак «Апрель»
Стихи И. Токмаковой.
Стихи Л. Ульяницкой
Стихи Л. Яхнина
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Умение находить в тексте
необходимую информацию с
помощью учителя.
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Помощь при работе с текстом
(маркирование, показ нужной
информации).
Направляющая помощь
учителя. Опорный план для
сравнения.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Выставка книг по теме.
Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения,
средства художественной выразительности: сравнение.
Получение первоначальных представлений об изобразительных и
выразительных возможностях словесного искусства. Настроение.
Развитие воображения, средства художественной выразительности.
Сравнение произведений по настроению, тематике, жанру.
Развитие воображения, средства художественной выразительности:
сравнение.
Настроение. Развитие воображения, средства художественной
выразительности. Сравнение стихотворений разных поэтов,
посвященных одной теме.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 КЛАСС
Поурочное планирование по курсу "Литературное чтение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 КЛАСС
https://resh.edu.ru/subject/32/1/
https://www.yaklass.ru/p/obuchenie-gramote