Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 104 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд» (технология )
для обучающихся 5 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение
п.Совхозный,2025
1 Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология )» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей
и
возможностей.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Труд (технология)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «сельскохозяйственный труд».
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате обучения, обучающиеся овладеют:
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
уважительным отношением к труду и результатам труда,
развитием основных мыслительных операций,
развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления,
коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы,
обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Коммуникативные учебные действия:
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и
следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.
Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских),
технологических и организационных задач.
2.1. Требования к уровню подготовки
К
числу
планируемых
результатов
профессионально-трудовому
обучению
освоения
отнесены
рабочей
программы
личностные
результаты
по
и
предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и освоение
социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие
мотивации к изучению предмета; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы по
предмету профильный труд, характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный уровень
Понимать
значимость
Достаточный уровень
организации
рабочего места.
Понимать
значимость
рабочего
места,
организации
самостоятельно
организовывать рабочее место.
Понимать
сельскохозяйственного
значение
труда,
спецодежды
Знать правила посадки
летний уход за культурой,
урожая
Понимать
сельскохозяйственного
значимость
труда,
спецодежды
картофеля,
Уметь с помощью учителя выращивать
уборка картофель.
Знать правила посева гороха,
уход и
уборка урожая
Уметь с помощью учителя выращивать
горох
Различать овощные культуры
и знать Знать
названия
название
агротехнику
овощных
выращивания
культур,
гороха
и
картофеля
Знать
правила
безопасной
работы
ручным инвентарём
Знать
правила
безопасной
работы
ручным инвентарём,
использовать
их
в
практической
деятельности.
Иметь
представление
о
видах
культурных цветковых растений.
Знать
виды
культурных
цветковых
растений, различать их по внешнему
виду.
Знать название и назначение ручного
Знать название, назначение, устройство
инвентаря.
ручного инвентаря.
Знать
правила
сбора,
хранения
и
Знать правила сбора семян. Уметь
подготовки к посеву семян однолетних
самостоятельно проводить сбор и
цветочных растений. Проводить сбор и
подготовку семян к посеву.
подготовку семян к посеву (при помощи
учителя).
Читать
(с
помощью
учителя) Читать
технологические
технологические карты, используемые используемые
при выполнении практических работ.
при
карты,
выполнении
практических работ.
Отбирать инвентарь и приспособления,
Отбирать инвентарь и приспособления
необходимые
для
необходимых для
практической
работы
выполнения
при
помощи
выполнения практической работы.
учителя
Составлять
план
практической
работы
выполнения
(при
помощи
Составлять
план
выполнения
практической работы.
учителя).
Находить
допущенные
ошибки
при
выполнении практических работ (при
Находить
допущенные
и
исправлять
при
ошибки,
выполнении
помощи учителя)
Давать
практических работ.
краткую
изучаемым
характеристику
цветковым
растения
(по
вопросам учителя).
Давать
краткую
изучаемым
соотносить
характеристику
цветковым
их
к
вида
растениям,
культурных
растений.
Уметь наблюдать, сравнить по вопросам
Уметь наблюдать, сравнивать, выделять
учителя.
характерные особенности.
3. Содержание учебного предмета
Содержание
программы
предусматривает
степень
нарастания
сложности
познавательного материала; от получения знаний, до применения их в повседневной
жизни.
Введение
Цель: Формирование первичных знаний по технике безопасности и охране труда
Подведение итогов за 4 класс. Задачи на предстоящий учебный год. Краткое
содержание работы на 1 четверть. Охрана труда. Правила поведения. Техника
безопасности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать простейшие правила безопасной работы,
знать задачи на 1 четверть, правила поведения на уроках, технику безопасности
Познавательные:
уметь
соблюдать
правила
техники
безопасности,
уметь
организовать рабочее место с помощью учителя
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Осенние сельскохозяйственные работы
Цель: Формирование первичных знаний и умений о сельскохозяйственных работах
Сельскохозяйственный труд и его значение. Виды хозяйств, производящих
сельскохозяйственную продукцию. Школьное хозяйство. Уборка урожая. Уборка
картофеля. Уборка моркови и свёклы. Сортировка моркови, свёклы, картофеля.
Сбор после урожайных остатков растений.
Планируемые результаты:
Предметные: знать основное назначение сельскохозяйственного труда, знать
основные виды хозяйств, знать цель уборки овощей, устройство граблей, знать
правила техники безопасности при уборке.
Познавательные: уметь убирать и сортировать овощи, выносить ботву на края поля
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Кролики
Цель: Формирование первичных знаний о кроликах.
Внешнее строение кролика. Назначение кролика. Особенности кроликов. Породы
кроликов. Содержание кроликов. Болезни кроликов. Устройство крольчатника.
Корма для кроликов.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение кролика, назначение кролика, основные корма, знать
основные правила ухода
Познавательные: уметь кратко описать животное, по основным параметрам
сравнить породы животных, уметь определить корм для животного.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Горох
Цель: Формирование первичных знаний о растении горох.
Строение растения горох. Особенности растения горох. Использование гороха.
Подготовка семян гороха к посеву. Подготовка почвы и семян гороха к посеву.
Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Уход за посевами гороха.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать
строение
гороха,
особенности
растения,
назначение,
последовательность подготовки семян к посадке
Познавательные: уметь проращивать семена гороха, сортировать семена гороха,
сажать горох, ухаживать за посевами, уметь отличить горох от других растений.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков.
Сортировка моркови. Сортировка свеклы. Сортировка картофеля. Работа с
граблями. Заготовка веточного корма. Уборка остатков урожая Планируемые
результаты:
Предметные: знать способы уборки моркови, свеклы, картофеля.
Познавательные: уметь убирать морковь, свёклу, картофель, уметь убирать
растительные остатки.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Фасоль
Цель: Формирование первичных знаний о растении
фасоль.
Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли. Использование фасоли.
Подготовка почвы и посев семян фасоли. Уход за посевами.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать
строение
фасоли,
особенности
растения,
назначение,
последовательность подготовки семян к посадке
Познавательные: уметь проращивать семена фасоли, сортировать семена фасоли,
сажать фасоль, ухаживать за посевами, уметь отличить фасоль от других растений.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Картофель
Цель: Формирование первичных знаний о растении картофель.
Строение растения картофель. Особенности растения картофель. Использование
картофеля. Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы к посадке
картофеля. Посадка картофеля. Уход за картофелем. Вредители и болезни
картофеля.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение картофеля, особенности растения, назначение,
последовательность подготовки семян к посадке, знать вредителей и болезни
картофеля
Познавательные: уметь выращивать картофель, сортировать семена картофеля,
сажать картофель, ухаживать за посевами, уметь отличить картофель от других
растений, бороться с вредителями
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков
Определение всхожести семян гороха и фасоли. Подготовка почвы. Организация
рабочего места. Посадка фасоли и гороха.
Планируемые результаты:
Предметные: знать последовательность посадки фасоли, гороха, картофеля
Познавательные:уметь определить всхожесть семян, посадить и ухаживать за
посадками
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Комнатные цветочные растения
Цель: Формирование первичных знаний о цветочных изделиях
Виды цветочных растений. Комнатные растения. Ручной инвентарь для
выращивания комнатных растений. Почвенные смеси для комнатных растений.
Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Выращивание
герани. Выращивание аспидистры. Выращивание кливии.
Планируемые результаты:
Предметные: знать виды цветочных комнатных растений, ручной инвентарь для
выращивания, почвенные смеси, последовательность выращивания комнатных
растений
Познавательные: уметь ухаживать за комнатным растением, уметь отличать
каждый вид растения друг от друга, уметь размножать комнатные растения
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков по уходу за
комнатными растениями
Полив комнатных растений. Рыхление комнатных растений. Опрыскивание
комнатных растений. Удаление отмерших листьев. Подкормка комнатных растений.
Подсыпка земли Планируемые результаты:
Предметные:
знать
правила
ухода
за
комнатными
растениями,
знать
последовательность работ
Познавательные: уметь ухаживать за комнатными растениями
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Цветочные растения открытого грунта
Цель: Формирование первичных знаний о цветочных растениях открытого грунта
Цветочные растения открытого грунта. Однолетние цветковые растения. Цветник.
Выращивание ноготков. Выращивание настурции. Выращивание бархатцев.
Планируемые результаты:
Предметные: знать виды однолетних цветковых растений, последовательность их
выращивания Познавательные: уметь сравнивать виды растений, выявлять
отличительные особенности, уметь описать каждое растение, выявить особенности
каждого вида, уметь посадить и ухаживать за растением
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ,
частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно
реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение
работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
4. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование разделов и тем урока
Вводные занятия
Техника безопасности
Охрана труда. Спецодежда
Осенние сельскохозяйственные работы
Понятие
сельскохозяйственного труда
Виды хозяйств
Входной контроль. Уход за ягодными кустарниками
Школьное подсобное хозяйство
Уборка урожая
Уборка картофеля
Уборка моркови
Сбор после урожайных остатков
Грабли. Строение
Правила работы с граблями
Кролики
Кол-во
часов
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
11-17
18-23
24-27
28-31
Внешнее строение кролика
Особенности кролика
Породы кролика
Разведение кролика
Болезни кролика
Содержание кроликов
Устройство крольчатника
Правила работы в крольчатнике
Уход за кроликами
Ручной инвентарь для работы в крольчатнике
Корма для кроликов
Корма для кроликов
Подготовка кормов к скармливанию
Кормление кроликов
Откорм кроликов
Содержание кроликов на фермах
Горох
Назначение гороха
Строение гороха
Особенности гороха
Сорта гороха
Использование гороха для питания человека
Использование гороха для питания животных
Подготовка семян гороха к посеву.
Определение всхожести гороха
Подготовка почвы
Посев семян
Орудие и инвентарь
Правила работы с инструментами
Уход за посевами гороха
Проращивание семян гороха
Текущий контроль за первую четверть.
Фасоль
Назначение фасоли
Строение фасоли
Особенности фасоли
Использование фасоли для питания человека
Использование фасоли для питания животных
Подготовка семян фасоли к посеву.
Определение всхожести фасоли
Стадии прорастания семян фасоли
Подготовка почвы
Посев семян
Орудие и инвентарь
Правила работы с инструментами
Уход за посевами фасоли
Сравнительный анализ фасоли и гороха
Комнатные цветочные растения
Общие сведения
6
14
1
Ручной инвентарь для выращивания
Виды частей смеси
Составление смесей
Заготовка дерновой земли
Заготовка листовой земли
Заготовка речного песка
Заготовка перегноя и торфа
Полив комнатных растений
Освещение и влажность воздуха
Размножение комнатных растений
Размножение черенками
Размножение делением корневищ
Размножение отпрысками
Выращивание герани
Составление плана работ
Особенности растения герань
Организация труда. Техника безопасности
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Черенкование герани
Составление последовательности работ
Выращивание аспидистры
Составление плана работ
Особенности растения аспидистра
Организация труда. Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Деление корневищ аспидистры
Составление последовательности работ
Выращивание кливии
Составление плана работ
Особенности растения кливия
Организация труда. Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Размножение кливии отпрысками
Составление последовательности работ
Выращивание спатифиллума
Составление плана работ
Особенности растения спатифиллум
Организация труда. Техника
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Размножение спатифиллума отпрысками
Размножение комнатного растения отпрысками
Текущий контроль успеваемости за третью четверть
32-34
Цветочные растения открытого грунта
1
Общие сведения
Однолетние цветковые растения
Ноготки
Настурция
Бархатцы
Понятие цветника
Выращивание ноготков
Составление плана работ
Особенности растения ноготки
Организация труда. Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Уход за ноготками
Составление последовательности работ
Посев ноготков на рассаду
Прореживание ноготков
Уход за ноготками в посевных ящиках
Выращивание бархатцев
Составление плана работ
Особенности растения бархатцы
Организация труда. Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Уход за бархатцами
Составление последовательности работ
Посев бархатцев на рассаду
Прореживание бархатцев
Уход за ноготками в посевных ящиках
Пикирование рассады
Выращивание летних георгин
Составление плана работ
Организация труда. Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Подготовка почвы
Составление последовательности работ
Посев георгин на рассаду
Уход за георгинами в посевных ящиках
Пикирование георгин
Посев на рассаду однолетних цветов
Итоговое тестирование за курс 5 класса
ИТОГО:
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. -Учебник ФГОС ОВЗ. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва
«Просвещение» 2020 г 224 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. Сельскохозяйственный труд. Методические рекомендации. 5–9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Г. Г. Зак. — М. : Просвещение, 2020. — 285 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/37/