Приложение
Утверждена
в составе АООП НИ
Приказ № 104 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
5 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
п.Совхозный,2025
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и
является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета «Адаптивная физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
−
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
−
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
−
лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
−
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
−
развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения,
предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и
во внеурочной деятельности);
−
воспитание нравственных качеств и свойств личности;
−
содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе определяет следующие
задачи:
−
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
−
формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
−
развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать;
−
формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание;
выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
−
формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
−
формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
−
совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
−
совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и
стенке;
−
формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в
определенном ритме;
−
совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в
зависимости от высоты препятствия;
−
совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
−
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура» отражено в следующих разделах:
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два
взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и
психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения
из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классе направлено на всестороннее
развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих
направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий,
обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В
процессе
проведения
уроков
адаптивной
физической
культуры
применяются
специфические
и
общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и
соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств
используются: словесный и наглядный методы.
Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом,
настольным теннисом.
Содержание разделов 5 класс
Содержание разделов
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы
(количество)
1.
Знания о физической культуре
В процессе
обучения
-
2.
Гимнастика
7
-
3.
Легкая атлетика
12
-
6
-
9
-
34
-
№
п/п
Лыжная подготовка
4.
5.
Игры
Итого:
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной деятельности.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной и игровой
деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять строевых действий по
словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
− иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных
физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники
безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
− Достаточный уровень:
− практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов
физической культуры;
− самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития
основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
− совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх
и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
− знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в
жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты,
выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с
заданной дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах определяется отношением
обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей,
а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на
качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при
выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но
влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения,
а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его
моторным развитием и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей
обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет
отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что позволяет учителю
делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической
культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности,
чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в
развитии конкретных координационных и физических качеств.
Тесты для проведения тестирования уровня физической подготовленности обучающихся 5 класса:
−
бег 60м;
−
прыжок в длину с места;
−
сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине
(девочки).
−
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
−
смешанное передвижение на 500 м.
−
поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет
особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые
индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся
конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету
и
ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических
качеств у обучающихся 5 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два
раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей
дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня
физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня
физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего
теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем
освоения планируемых результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не
заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение
(чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем
освоения планируемых результатов АООП:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения –
правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками
за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием
пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по
необходимости – с помощью рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное
передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
№
1
Тема предмета
Предупреждение травм
во время занятий
Кол-во
часов
1
Программное
содержание
Легкая атлетика 6 часов
Беседа о соблюдение техники
безопасности во время выполнения
упражнений.
Переодевание в спортивную форму и
обувь на урок.
Выполнение 3-4 упражнений утренней
гимнастики.
Игра по выбору детей
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу
с опорой на визуальный
план
(с использованием системы
игровых, сенсорных
поощрений).
Готовятся к уроку,
опираясь на образец
выполнения обучающегося
2 группы. Участвуют в
подвижной игре по
инструкции и показу
учителя
Отвечают на вопросы по
прослушанному
материалу целыми
предложениями.
Самостоятельно
готовятся к уроку.
Выполняют упражнения
по показу
обучающегося.
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
2
Понятия о
предварительной и
исполнительной
командах
1
Построение в шеренгу.
Определение видов команд.
Повторение строевых действий в
соответствии с командой.
Бег в медленном темпе в колонне по
одному.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Выполнение прыжков на двух ногах на
месте, с продвижением вперед, в
стороны.
Коррекционная игра
3
Бег с изменением темпа
1
Выполнение сдачи рапорта.
Закрепление выполнения бега в колонне
правильно держа туловище, работая
руками, ставя стопу на носок, свободно
двигаясь.
Выполнение общеразвивающих
упражнений со скакалкой.
Коррекционная игра
Выполняют построение по
показу учителя.
Зрительно воспринимают
образец выполнения и
соотносят с голосовым
(звуковым) сигналом
предварительную и
исполнительную команды.
Выполняют медленный бег
за наиболее физически
развитым обучающимся из
2 группы, ориентируясь на
его пример.
Прыгают на двух ногах на
месте, с продвижением
вперед, в стороны.
Участвуют в игре по
инструкции учителя
Выполняют строевые
действия по пошаговой/
поэтапной инструкции
педагога.
Удерживают правильное
положение тела во время
бега (с помощью учителя,
при необходимости
пошаговая инструкция
учителя). Смотрят образец
выполнения упражнения,
слушают инструкцию
учителя, выполняют
упражнения с предметом
по показу. Участвуют в
Выполняют построения
и перестроения по
сигналу учителя.
Ориентируются на
образец выполнения
предварительной и
исполнительной команд.
Выполняют медленный
бег. Прыгают на двух
ногах на месте, с
продвижением вперед, в
стороны.
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Выполняют по показу
учителя упражнения для
развития
переключаемости
движений.
Удерживают
правильное положение
тела во время бега.
Смотрят образец
выполнения
упражнения, слушают
инструкцию учителя,
выполняют упражнения
с предметом.
игре по инструкции
учителя
4
Прыжки на месте, с
продвижением вперед, в
сторону, назад на одной
ноге
1
Выполнение медленного бега с
сохранением правильной осанки.
Выполнение общеразвивающих
упражнений с малыми мячами.
Выполнение прыжков на одной ноге на
месте и с продвижением.
Метание мяча в цель.
Подвижная игра с элементами бега и
ведением и бросками волейбольного
мяча
5
Ускорения до 30 м
1
6
Бросок набивного мяча (
вес до 1 кг) различными
способами двумя руками
1
Выполнение ходьбы перекатом с пятки
на носок.
Чередование бега и ходьбы на
расстоянии.
Повторение низкого старта,
пробегание с максимально возможной
скоростью и по возможности не
снижение ее до финиша.
Коррекционная подвижная игра
Ходьба со сменой положений рук:
вперед, вверх, с хлопками и т.д.
Выполнение быстрого бега на скорость.
Определение названия мяча, какие
качества развивают упражнения с этим
мячом.
Выполнение броска, согласовывая
движения рук и туловища
Гимнастика – 7 часов
Удерживают правильное
положение тела во время
бега (пооперационный
контроль выполнения
действий). Смотрят
образец выполнения
упражнения, слушают
инструкцию учителя,
выполняют упражнения с
предметом по показу.
Осваивают и используют
игровые умения
Выполняют ходьбы
перекатом с пятки на
носок. Выполняют бег с
низкого старта.
Участвуют в игре по
инструкции учителя
Выполняют ходьбу,
ориентируясь на образец
выполнения обучающего 2
группы или учителя.
Бросают набивной мяч из
различных исходных
положений меньшее
количество раз
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Удерживают
правильное положение
тела во время бега.
Смотрят образец
выполнения
упражнения, слушают
инструкцию учителя,
выполняют упражнения
с предметом.
Осваивают и
используют игровые
умения
Выполняют ходьбы
перекатом с пятки на
носок. Выполняют бег с
низкого старта.
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Выполняют ходьбу со
сменой положений рук:
вперед, вверх, с
хлопками и т.д.
Бросают набивной мяч
из различных исходных
положений
7
Осанка
1
Построение в шеренгу.
Выполнение сдачи рапорта дежурным.
Беседа о правильной осанке.
Выполнение упражнений, направленные
на формирования навыка правильной
осанки.
Подвижная игра с бегом
8
Перестроение из
колонны по одному в
колонну по два и из
колонны по два в
колонну по одному в
движении, с поворотом
направо и налево
1
Игровые задания на нахождение своего
места в строю.
Перестроение в движении, соблюдение
интервала и дистанции.
Выполнение общеразвивающих
упражнений с большим мячом.
Подвижная игра с лазанием
Получают элементарные
теоретические сведения о
правильной осанке,
зрительно воспринимают и
оценивают образец
удержания правильной
осанки.
Выполняют практические
задания с заданными
параметрами
(демонстрируют
правильную осанку,
подбирают ответы на
вопрос по
предоставленным
карточкам) с помощью
педагога.
Участвуют в игре по
инструкции учителя
Участвуют в игровой
деятельности под
контролем педагога.
Выполняют упражнение по
показу учителя, по
пошаговой/ поэтапной
инструкции педагога.
Выполняют упражнения с
предметами меньшее
количество раз.
Осваивают и используют
игровые умения
Получают элементарные
теоретические сведения
о правильной осанке,
зрительно
воспринимают и
оценивают образец
удержания правильной
осанки.
Выполняют
практические задания с
заданными параметрами
(демонстрируют
правильную осанку,
упражнения на
формирования
правильной осанки).
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Выполняют игровые
задания по команде
учителя. Выполняют
упражнение по сигналу/
команде учителя,
ориентируюсь на
зрительнопространственные
опоры.
Выполняют упражнения
с предметами по показу
учителя.
9
Повороты «направо»,
«налево». Ходьба и бег
«змейкой»
1
10
Упражнения с
гимнастическими
палками
1
11
Ходьба с предметом на
голове, сохраняя
правильную осанку
1
12
Упражнения с обручем
1
Ориентирование в схеме своего тела.
Совершенствование функции дыхания
во время ходьбы и бега
Выполняют по показу
учителя упражнения для
формирования
пространственных
представлений.
Выполняют ходьбу и бег
«змейкой»
Выполнение упражнений с
Выполняют упражнения с
гимнастической палкой: удержание
гимнастической палкой
гимнастической палки двумя руками
после неоднократного
хватом снизу и сверху, над головой, на
показа по прямому
уровне лопаток, перекладывание,
указанию учителя.
поднимание, подбрасывание и ловля,
Выполняют ползание на
перешагивание.
четвереньках в медленном
Выполнение ползания на четвереньках в темпе по горизонтальной
медленном темпе по горизонтальной
гимнастической скамейке с
гимнастической скамейке
помощью учителя, по
возможности
Выполнение упражнений с
Выполняют упражнения с
гимнастической палкой.
предметом меньшее
Удержание в ходьбе предмета на голове, количество повторений.
сохраняя правильную осанку
Выполняют ходьбу с
предметом на голове,
сохраняя правильную
осанку по прямому
указанию учителя.
Построение в шеренгу, колонну, с
Выполняют по показу
изменением места построения,
учителя упражнения для
выполнение ходы и бега между
формирования
различными ориентирами.
пространственных
Осваивают и
используют игровые
умения
Выполняют по показу
учителя упражнения для
формирования
пространственных
представлений.
Выполняют ходьбу и
бег «змейкой»
Выполняют упражнения
с гимнастической
палкой после показа
учителем.
Выполняют ползание на
четвереньках в
медленном темпе по
горизонтальной
гимнастической
скамейке по показу
учителя
Выполняют упражнения
с предметом по
инструкции учителя.
Выполняют ходьбу с
предметом на голове,
сохраняя правильную
осанку
Выполняют по показу
учителя упражнения для
формирования
пространственных
13
Стойка на одной ноге,
другая согнута вперед,
руки в различных
исходных положениях
1
14
Игры с элементами
корригирующих
упражнений: «Ловишкихвостики», «Салки»
1
15
Игры с элементами
корригирующих
1
Выполнение упражнений с предметом:
удержание обруча двумя руками,
перекладывание из одной руки в
другую, выполнение различных
исходных положений с обручем в руках,
наклоны, приседания, прыжки,
переступание
Выполнения упражнения в перелезании
с опорой на грудь (живот) через
препятствия.
Удержание равновесия при выполнении
стойки на одной ноге с различными
положениями рук
Игры - 4часа
Подвижные игры на выполнение
упражнений в беге в различных
направлениях, на скорость не
наталкиваясь, друг на друга,
выполнение действий по сигналу и
согласно правилам игры.
Выполнение общеразвивающих
упражнений с малыми мячами.
представлений с помощью
учителя, по возможности.
Выполняют упражнения с
предметами после
неоднократного показа по
прямому указанию учителя
представлений по
показу учителя.
Выполняют упражнения
с предметами после
показа учителем
Преодолевают препятствия
с помощью учителя, по
возможности.
Выполняют упражнения в
равновесии после
неоднократного показа
учителя
Преодолевают
препятствия после
инструкции учителя.
Выполняют упражнения
на равновесие
Выполняют
общеразвивающие
упражнения с предметами
меньшее количество
повторений.
Выполняют
общеразвивающие
упражнения с
предметами.
Выполняют ходьбу по
двум параллельно
поставленным
гимнастическим
скамейкам. Участвуют в
различных видах игр
после инструкции и
показа учителя
Выполняют ходьбу по
двум параллельно
поставленным
Выполняют
общеразвивающие
упражнения с
упражнений: «Ловишкихвостики», «Салки»
Выполнение ходьбы по двум
параллельно поставленным
гимнастическим скамейкам.
16
Игры на развитие
внимания, памяти,
точности движений:
«Школа мяча»
1
Выполнение упражнений со скакалкой.
Бросание и ловля мяча из разных
положений, двумя руками, правой и
левой рукой.
гимнастическим скамейкам
с помощью педагога.
Участвуют в различных
видах игр по инструкции и
по показу учителя,
ориентируясь на
поэтапный показ
отдельных действий (при
необходимости, повторный
показ, дополнительная
индивидуальная
инструкция учителя)
Выполняют упражнения со
скакалкой по возможности.
Осваивают и используют
игровые умения.
предметами.
Выполняют ходьбу по
двум параллельно
поставленным
гимнастическим
скамейкам. Участвуют в
различных видах игр
после инструкции и
показа учителя
17
Игры на развитие
внимания, памяти,
точности движений:
«Школа мяча»
1
Выполнение прыжков через скакалку на
двух ногах.
Осваивают прыжки через
скакалку по возможности
Прыгают через скакалку
на двух ногах
18
Техника безопасности и
правила поведения на
лыжне
1
Лыжная подготовка – 6 часов
Беседа о правилах обращения с лыжным Слушают правила
инвентарем и техники безопасности на
поведения на уроках
занятиях лыжным спортом.
лыжной подготовки,
Тренировочные упражнения в
информацию о
подготовке к занятию, выбор лыж и
предупреждении травм и
палок
обморожений с опорой на
наглядность (презентации,
картинки, карточки),
участвуют в беседе и
отвечают на вопросы
Слушают правила
поведения на уроках
лыжной подготовки,
информацию о
предупреждении травм
и обморожений с
опорой на наглядность
(презентации, картинки,
карточки), участвуют в
Выполняют упражнения
со скакалкой по показу
учителя. Осваивают и
используют игровые
умения.
учителя с опорой на
визуальный план.
Готовятся к занятию,
выбирают лыжи и палки с
помощью учителя
беседе и отвечают на
вопросы учителя.
Готовятся к занятию,
выбирают лыжи и палки
Выполняют построение
с лыжами.
Передвигаются в
колонне по одному с
лыжами на плече и под
рукой, соблюдая
дистанцию по сигналу
учителя.
Одевают лыжный
инвентарь. Выполняют
переступание на лыжах
по показу учителя
Выполняют построение
с лыжами.
Передвигаются в
колонне по одному с
лыжами на плече и под
рукой, соблюдая
дистанцию по сигналу
учителя.
Одевают лыжный
инвентарь.
Передвигаются по
лыжне ступающим
шагом
Выполняют построение
с лыжами.
19
Передвижение в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию
1
Построение в шеренгу с лыжами у ноги.
Повторение безопасного способа
переноски лыж при движении в
колонне.
Тренировочные упражнения на
одевании лыжного инвентаря.
Переступание на лыжах вокруг пяток.
Выполняют построение с
лыжами.
Передвигаются в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию по
сигналу учителя.
Одевают лыжный
инвентарь с помощью
учителя
20
Совершенствование
техники выполнения
ступающего шага без
палок и с палками
1
Построение в шеренгу с лыжами у ноги.
Повторение безопасного способа
переноски лыж при движении в
колонне.
Тренировочные упражнения на
одевании лыжного инвентаря.
Выполнение ступающего шага:
перекрестная координация движений
рук и ног, перенос тяжести тела с одной
ноги на другую, правильное положение
туловища и головы
Выполняют построение с
лыжами.
Передвигаются в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию по
сигналу учителя.
Одевают лыжный
инвентарь с помощью
учителя
Передвигаются на лыжах
ступающим шагом
21
Спуск в высокой стойке
со склона, подъем
1
Построение в шеренгу с лыжами у ноги.
Выполняют построение с
лыжами.
«лесенкой» с
соблюдением техники
безопасности
Переход на учебную лыжню в колонне
по одному.
Освоение называния способа подъема
на лыжах.
Сохранение равновесия при спуске со
склона в высокой стойке,
демонстрирование техники подъема
«лесенкой»
22
Повороты
переступанием в
движении
1
Построение в шеренгу с лыжами у ноги.
Переход на учебную лыжню в колонне
по одному.
Передвижение по учебному кругу
ступающим и скользящим шагом.
Выполнение упражнения,
демонстрирую уверенное отрывание от
снега лыжи, наклон в сторону поворота
и вперед, сильно отталкиваясь от лыжи
23
Прохождение на лыжах
за урок от 0,5 до 0,8 км
1
Построение в шеренгу с лыжами у ноги.
Переход на учебную лыжню в колонне
по одному.
Прохождение дистанции на лыжах за
урок
Передвигаются в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию по
сигналу учителя.
Одевают лыжный
инвентарь с помощью
учителя.
Спускаются в высокой
стойке со склона, подъем
ступающим шагом с
соблюдением техники
безопасности
Выполняют построение с
лыжами.
Передвигаются в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию по
сигналу учителя.
Одевают лыжный
инвентарь с помощью
учителя. Выполняют
повороты на лыжах на
месте
Выполняют построение с
лыжами.
Передвигаются в колонне
по одному с лыжами на
плече и под рукой,
соблюдая дистанцию по
сигналу учителя.
Передвигаются в
колонне по одному с
лыжами на плече и под
рукой, соблюдая
дистанцию по сигналу
учителя.
Одевают лыжный
инвентарь. Выполняют
спуск в высокой стойке
со склона, подъем
«лесенкой» с
соблюдением техники
безопасности
Выполняют построение
с лыжами.
Передвигаются в
колонне по одному с
лыжами на плече и под
рукой, соблюдая
дистанцию по сигналу
учителя.
Одевают лыжный
инвентарь. Выполняют
поворот переступанием
в движении.
Выполняют построение
с лыжами.
Передвигаются в
колонне по одному с
лыжами на плече и под
рукой, соблюдая
дистанцию по сигналу
учителя.
24
Значение и основные
правила закаливания
1
25
Перемещение на
площадке в пионерболе,
прием и передача мяча
двумя руками у стены и
в парах
1
Игры – 5 часов
Беседа об основных средствах и
правилах закаливания организма.
Передвижение, исполнение команд в
колонне сохраняя дистанцию и
равнение в затылок.
Знакомство с бегом в чередовании с
ходьбой.
Подвижная игра на внимание
Знакомство с игрой пионербол.
Выполнение упражнений на развитие
мышц кистей рук и пальцев.
Выполнение перемещений на площадке
игроков в пионерболе, выполнение
приема и передачи мяча двумя руками у
стены и в парах
Одевают лыжный
инвентарь с помощью
учителя. Преодолевают
дистанцию в произвольном
темпе
Одевают лыжный
инвентарь.
Преодолевают
дистанцию в быстром
темпе
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу
с опорой на визуальный
план (с использованием
системы игровых,
сенсорных поощрений.
Выполняют построение с
помощью педагога.
Отвечают на вопросы
односложно.
Передвигаются в колонне
бегом в чередовании с
ходьбой по указанию
учителя.
Участвуют в подвижной
игре по инструкции
учителя
Выполняют упражнения на
развитие мышц кистей рук
и пальцев (по
возможности). Выполняют
перемещения на площадке
с помощью педагога.
Осваивают и используют
игровые умения
(взаимодействие с
партнером)
Отвечают на вопросы по
прослушанному
материалу.
Выполняют построения
и перестроения в
шеренгу, колонну, круг,
осваивают строевые
действия в шеренге и
колонне.
Осваивают правила
игры
Выполняют упражнения
на развитие мышц
кистей рук и пальцев.
Выполняют
перемещения на
площадке.
Осваивают и
используют игровые
умения
26
Изучение техники
подачи мяча в
пионерболе
1
Выполнение перемещений на площадке
игроков в пионерболе, выполнение
приема и передачи мяча двумя руками у
стены и в парах.
Выполнение подачи мяча в игре
27
Розыгрыш мяча на три
паса в пионерболе
1
Выполнение упражнений на развитие
мышц кистей рук и пальцев.
Освоение перемещений на площадке
игроков в пионерболе.
Выполнение приема и передачи мяча
двумя руками у стены и в парах.
Определение способов розыгрышей
мяча на три паса в пионерболе
28
Учебная игра в
пионербол
1
Выполнение бросков мяча через сетку
одной рукой и ловля двумя руками
после подачи.
Выполнение игровые действия
соблюдая правила игры
Выполняют перемещения
на площадке с помощью
педагога.
Выполняют прием и
передачу мяча у стены по
инструкции и показа
учителя.
Осваивают и используют
игровые умения (подача
мяча в пионерболе)
Выполняют упражнения на
развитие мышц кистей рук
и пальцев (по
возможности). Выполняют
перемещения на площадке
с помощью педагога.
Выполняют упражнения с
мячом по инструкции и по
показу учителя
Выполняют
перемещения на
площадке с помощью
педагога.
Выполняют прием и
передачу мяча в паре.
Осваивают и
используют игровые
умения (подача мяча в
пионерболе)
Выполняют упражнения
на развитие мышц
кистей рук и пальцев.
Выполняют
перемещения на
площадке.
Выполняют упражнения
с мячом после
инструкции и показа
учителя
Выполняют упражнения с
мячом по инструкции и по
показу учителя
Осваивают и используют
элементарные игровые
технико-тактические
взаимодействия (выбор
места, взаимодействие с
партнером, командой и
соперником)
Выполняют упражнения
с мячом после
инструкции и показа
учителя.
Осваивают и
используют
элементарные игровые
технико-тактические
взаимодействия (выбор
места, взаимодействие с
партнером, командой и
соперником)
Легкая атлетика – 6 часов
Выполнение ходьбы с перешагиванием
через большие мячи с высоким
подниманием бедра.
Выполнение беговых упражнений.
Выполнение прямолинейного бега на
носках с хорошей осанкой
29
Техника бега по
дистанции
1
30
Техника низкого старта
1
Выполнение ходьбы перекатом с пятки
на носок.
Чередование бега и ходьбы на
расстоянии.
Освоение техники низкого старта,
пробегание с максимально возможной
скоростью и по возможности не
снижение ее до финиша.
Коррекционная подвижная игра
31
Прыжок в высоту с 3-5
беговых шагов разбега
1
Выполнение ходьбы с упражнениями
для рук в чередовании с другими
движениями.
Выполнение непрерывного бега в
среднем темпе.
Демонстрирование техники прыжка в
высоту.
Выполняют ходьбу с
изменением направлений
по ориентирам и командам
учителя.
Выполняют
прямолинейный бег с
параллельной постановкой
стоп
Выполняют ходьбы
перекатом с пятки на
носок. Осваивают бег с
низкого старта,
ориентируясь на
поэтапный показ
отдельных действий (при
необходимости, повторный
показ, дополнительная
индивидуальная
инструкция учителя).
Участвуют в игре по
инструкции учителя
Выполняют ходьбу с
упражнениями для рук в
чередовании с другими
движениями по показу
учителя.
Осваивают прыжок в
высоту с прямого разбега
способом
«перешагивание»,
ориентируясь на
Выполняют ходьбу с
перешагиванием через
большие мячи с
высоким подниманием
бедра по инструкции
учителя. Выполняют
прямолинейный бег с
параллельной
постановкой стоп
Выполняют ходьбы
перекатом с пятки на
носок. Выполняют бег с
низкого старта.
Играют в подвижную
игру после инструкции
учителя
Выполняют ходьбу с
упражнениями для рук в
чередовании с другими
движениями.
Прыгают в высоту с
прямого разбега
способом
«перешагивание» после
показа учителем
32
Метание теннисного
мяча правой и левой
рукой в цель
1
33
Эстафетный бег
1
34
Бег на выносливость:
кроссовый бег,
чередующийся с
быстрой ходьбой
1
Выполнение ходьбы с изменением
направлений по ориентирам и командам
учителя.
Выполнение бега с преодолением
простейших препятствий.
Метание теннисного мяча в цель правой
и левой рукой
Выполнение ходьбы со сменой
положения рук.
Выполнение упражнений для
укрепления голеностопных суставов и
стоп.
Преодоление своего этап и передача
эстафетной палочки участнику своей
команды
Выполнение специально- беговых
упражнений.
Выполнение равномерного бега по
длинной дистанции.
Правильное удерживание корпуса и рук
в медленном беге в сочетании с
дыханием
поэтапный показ
отдельных действий (при
необходимости, повторный
показ, дополнительная
индивидуальная
инструкция учителя).
Выполняют ходьбу с
изменением направлений
по ориентирам и командам
учителя.
Выполняют ходьбу со
сменой положения рук под
контролем учителя.
Выполняют упражнения
наименьшее количество
раз. Участвуют в
соревновательной
деятельности по
возможности (участвуют в
эстафете)
Выполняют специальнобеговые упражнения ( по
возможности).
Выполняют медленный бег
в чередовании с ходьбой
Выполняют ходьбу с
изменением
направлений по
ориентирам и командам
учителя.
Выполняют ходьбу со
сменой положения рук
по показу учителя.
Выполняют упражнения
по инструкции и показу
учителя. Участвуют в
соревновательной
деятельности(участвуют
в эстафете)
Выполняют специальнобеговые упражнения
Выполняют медленный
бег