Физика в задачах и экпериментах 11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 103 от 28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Физика в задачах и экспериментах »
для обучающихся 11 класса

п.Совхозный, 2025г

Пояснительная записка
Элективный курс «Физика в задачах и экспериментах» предназначен для
учащихся, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика
является одним из приемных испытаний.
Программа курса опирается на знания, полученные при изучении базового
курса физики, направлена на дальнейшее совершенствование уже усвоенных и
формирование углубленных знаний и умений. Система подобранных заданий
обеспечит более глубокую дифференциацию подготовки учащихся и позволит
качественно подготовить выпускников, сделавших осознанный выбор физических
специальностей.
В подготовке к экзамену наибольший акцент ставится на углубление и
расширение практической составляющей экзамена, а не теоретической части.
Данная задача реализуется за счёт решения разнообразных задач и выполнения
лабораторного эксперимента, необходимого для качественной подготовки к
экзамену.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного
образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы.
Курс рассчитан на 34 ч и может использоваться как в классах универсального
обучения, так и профильных.
Цели и задачи курса
Основной целью курса является развитие содержания курса физики и
обеспечение дополнительной поддержки учащихся для сдачи ЕГЭ по физике.
Задачи:






развивать познавательную активность и учебную самостоятельность;
совершенствовать практические умения и навыки;
формировать умения комплексного применения знаний;
способствовать удовлетворению интересов учащихся в углубленном изучении
предмета;
обеспечить вариативность и личностную ориентацию при подготовке.
Основной образовательный результат:







Знания: система знаний по изучаемым вопросам курса
Умения:
анализировать, приводить в систему ранее полученные знания;
использовать различные подходы к решению задачи;
проводить планирование и исследование при решении практических задач;
умения использовать ранее полученные знания в иных, в том числе и
нестандартных ситуациях;
работать индивидуально, в паре, в группе.

Содержание курса
Тема №1 Введение
Диагностика математических навыков: построение и чтение графиков, прямая и
обратная пропорциональная зависимости, тригонометрические функции, нахождение
производной, преобразование формул, формулы тригонометрии, формулы площадей и
объемов плоских и объемных фигур. Система единиц СИ. Перевод единиц длины,
площади, объема, скорости, плотности, давления.
Тема №2 Механика
Составление
обобщающей
таблицы
по
отличительным
признакам
прямолинейного
равномерного,
прямолинейного
равноускоренного
и
криволинейного движения. Графики пути, скорости, перемещения и координаты,
геометрический смысл перемещения. Лабораторная
работа №1 «Изучение
прямолинейного равноускоренного движения».
Тема №3 Динамика
Классификация сил в природе. Гравитационные силы: сила всемирного
тяготения, сила тяжести, ускорение свободного падения на Земле и других
планетах. Электромагнитные силы: сила упругости, вес тела, сила трения, причины
возникновения, особенности. Движение тел под действием силы тяжести:
движение тела, брошенного вверх или вниз движение тела под углом к горизонту,
тела, брошенного горизонтально, движение искусственных спутников Земли.
Решение задач на движение тела под действием нескольких сил: по вертикали, по
горизонтали, по окружности в вертикальной и горизонтальной плоскости,
движение связанных тел, движение по наклонной плоскости.
Лабораторная работа №2 «Измерение коэффициента
жесткости пружины»,
Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения».
Тема №4 Статика
Давление тел на опору. Гидростатическое давление. Закон Паскаля. Законы
сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Гидростатический парадокс.
Зависимость атмосферного давления от высоты. Барометры. Манометры. Сила
Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Лабораторная работа №4
«Выяснение условия равновесия рычага».
Тема №5 Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Упругий и неупругий удары.
Внутренние и внешние силы. Механическая работа и мощность. КПД механизмов.
«Золотое правило» механики. Наклонная плоскость. Теорема о кинетической и
потенциальной энергии. Работа сил тяжести, упругости, трения. Закон сохранения
полной механической энергии при упругом и неупругом ударе. Лабораторная
работа №5 «Определение КПД наклонной плоскости»

Тема №6 Механические колебания и волны
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при
колебательных процессах. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
Условия резонанса. Резонансные кривые. Механические волны и условия их
возникновения. Продольные и поперечные волны. Звуковые волны. Скорость звука

в различных средах. Лабораторная работа №6 «Определение ускорения
свободного падения с помощью математического маятника».
Тема №7 Молекулярная физика
Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения МКТ
и их опытное обоснование. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие
частиц вещества. Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ идеального
газа. Абсолютная шкала температур. Связь температуры газа со средней
кинетической энергией молекул. Уравнение состояния газа. Изопроцессы в газах.
Насыщенный и ненасыщенный пары. Абсолютная и относительная влажность
воздуха. Испарения и конденсация. Кипение жидкости. Кристаллические и
аморфные тела. Лабораторная работа №7 «Определение влажности воздуха с
помощью психрометра».
Тема №8 Термодинамика
Понятие внутренней энергии. Способы изменения внутренней энергии:
теплопроводность, конвекция и излучение. Внутренняя энергия идеального и
реального газа. Количество теплоты. Нагревание и охлаждение. Плавление и
кристаллизация. Испарение и конденсация. Работа в т. КПД тепловых машин. Цикл
Карно. Первый и второй законы термодинамики. Лабораторная работа №8
«Определение удельной теплоемкости твердого тела»
Тема №9 Электростатика
Электризация тел Способы и сущность электризации. Два вида
электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического
заряда. Основной закон электростатики – закон Кулона. Электрическое поле и его
свойства. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Работа
электрического поля. Потенциальность электрического поля. Потенциал. Разность
потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая
емкость конденсаторов. Последовательное и параллельное соединение
конденсаторов. Энергия электрического поля конденсатора.
Тема №9 Постоянный ток
Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое
сопротивление и способы его определения. Закономерности при последовательном
и параллельном соединениях проводников. Работа и мощность тока.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание.
Электрический ток в разных средах: металлах, жидкостях, вакууме,
полупроводниках, газах. Лабораторная работа №9 «Изучение закономерностей
при последовательном и параллельном соединении проводников», Лабораторная
работа №10 «Измерение ЭДС источника тока».
Тема №10 Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Магнитное поле и его свойства. Индукция магнитного поля. Линии
магнитной индукции. Способы определения направления вектора магнитной
индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в
магнитном поле. Взаимодействие параллельных проводников с током. Явление
электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного
поля.
Тема №11 Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Переменный
ток. Активное и реактивное сопротивления. Полное сопротивление. Резонанс.
Генераторы. Трансформаторы. ЛЭП. Свойства электромагнитных волн. Виды
электромагнитных излучений и их практическое применение.
Тема №12 Оптика
Законы геометрической оптики: закон прямолинейного распространения
света, закон отражения, закон преломления. Полное внутренне отражение. Линзы.
Построение изображений в линзах. Оптические приборы. Волновая оптика:
дисперсия, интерференция, дифракция. Дифракционная решетка. Лабораторная
работа №11 «Определение фокусного расстояния тонкой линзы».
Тема №13 Основы СТО
Инвариантность скорости света. Принцип относительности
Полная энергия. Энергия покоя. Связь массы и энергии.

Эйнштейна.

Тема №14 Квантовая физика
Гипотеза Планка. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Фотоны.
Энергия и импульс
фотона. Давление света. Дифракция электронов.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Тема №15 Физика атома и атомного ядра
Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Линейчатые спектры. Альфа-,
бета-, гамма-распад. Правила смещения. Закон радиоактивного распада. Протоннонейтронная модель ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Цепные ядерные реакции
и термоядерные реакции.
Тема №16 Методы научного познания и физическая картина мира
Измерение физических величин. Погрешности измерения. Построение графика
по результатам эксперимента. Анализ результатов эксперимента. Физические
законы и границы их применимости.

Учебно-тематический план
№

Тема

Содержание
деятельности

Количество
часов

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)
1

2

3

Блок №1. Связь математики и Беседа. Самостоятельная
физики. Диагностика
работа. Тестирование.
необходимых математических Коррекция.
навыков. Система единиц СИ.
МЕХАНИКА (2ч)
Блок №2. Виды движения:
Составление таблицы.
равномерное,
Решение задач. Контроль
равноускоренное,
знания формул.
криволинейное. Лабораторная
работа №1.
ДИНАМИКА (3ч)
Блок №3. 1,2,3 законы
Эвристическая беседа.
Ньютона
Обобщающая таблица.

1

2

1

4

5

6

7

8

9

10

11

Блок №4. Природа сил.
Гравитационные силы: сила
всемирного тяготения, сила
тяжести. Движение под
действием силы тяжести:
вертикально, под углом к
горизонту, горизонтально,
ИСЗ.
Блок №5. Природа сил.
Электромагнитные силы:
сила упругости, вес тела, сила
трения. Лабораторные
работы №2, №3.
Движение под действием
нескольких сил.

Кооперативно-групповая
работа. Решение задач.
Лекция. Решение
разноуровневых задач.
Дифференцированногрупповой практикум.

Обобщающая таблица.
Решение разноуровневых
задач. Работа в парах,
группах.Контроль знания
формул. Контрольное
тестирование.
Индивидуальные задания на
коррекцию.
СТАТИКА (1ч)
Блок №6. Давление твердых Эвристическая беседа.
тел и жидкостей.
Опорный конспект.
Технические применения
Самостоятельная работа.
закона Паскаля. Сила
Архимеда.
Блок № 7. Простые
Решение разноуровневых
механизмы. Условия
задач. Работа в парах,
равновесия твердого тела.
группах. Контроль знания
Лабораторная работа №4.
формул. Контрольное
тестирование.
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (2ч)
Блок №8. Закон сохранения
Решение разноуровневых
импульса.
задач. Работа в парах,
группах.
Блок №9. Мощность. КПД.
Парная, индивидуальная
Наклонная плоскость. Виды работа. Контроль знания
механической энергии.
формул. Тестирование.
Работа сил. Лабораторная
работа №5.
Блок № 10. Закон
Дифференцированносохранения энергии.
групповой практикум.
Контрольное тестирование.
Индивидуальные задания на
коррекцию.
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (1ч)
Блок №11. Математический
Эвристическая беседа.
и пружинный маятники.
Опорный конспект.
Превращение энергии при
Самостоятельная работа.
колебательных процессах.
ДифференцированноСвободные и вынужденные
групповой практикум.
колебания. Резонанс.
Контрольное тестирование.
Лабораторная работа №6.
Контроль и оценка знаний.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (4ч)

1

1

1

2

1

12

13

14

15

Блок №12. Строение
вещества. Основные
положения МКТ. Основное
уравнение МКТ. Связь
температуры газа со средней
кинетической энергией
молекул.
Блок №13. Уравнение
состояния газа. Изопроцессы
в газах. Насыщенный и
ненасыщенный пар.
Влажность воздуха.
Лабораторная работа №7.

Индивидуальные задания на
коррекцию. Беседа.
Обобщающая таблица.
Решение разноуровневых
задач. Вариационные пары.
Тестирование.

Анализ основных формул.
Графическая интерпретация
графиков процессов. Решение
разноуровневых задач.
Контроль знания формул.
Тестирование.
Индивидуальные задания на
коррекцию
ТЕРМОДИНАМИКА (4ч)
Блок №14. Внутренняя
Эвристическая беседа.
энергия и способы ее
Обобщающая таблица.
изменения. Внутренняя
Решение разноуровневых
энергия идеального и
задач. Вариационные пары.
реального газов. Количество
теплоты. Работа в
термодинамике.
Лабораторная работа №8.
Блок №15.1 и 2 законы
Индивидуальная, парная,
термодинамики.
групповая работа. Контроль
формул. Тестирование.
Индивидуальные задания на
коррекцию.
ЭЛЕКТРОСТАТИКА (3ч)

Блок №16. Закон сохранения Анализ основных формул.
заряда. Закон Кулона.
Вариационные пары.
Электрическое поле.
Напряженность. Принцип
суперпозиции.
17 Блок №17. Работа
Анализ основных формул.
электрического поля.
Кооперативно-групповая
Разность потенциалов.
работа. Тестирование.
Проводники и диэлектрики в
электрическом поле.
18 Блок №18. Конденсаторы.
Контроль знания формул.
Электроемкость. Соединение Тестирование. Контрольное
конденсаторов. Энергия
тестирование.
электрического поля
Индивидуальные задания на
конденсаторов.
коррекцию
ПОСТОЯННЫЙ ТОК (3ч)
16

2

2

2

2

1

1

1

Блок №19. Сила тока.
Обобщающий конспект.
Напряжение. Закон Ома для Решение разноуровневых
участка цепи.
задач. ДифференцированноСопротивление. Соединение групповой практикум.
проводников. Работа и
Тестирование.
мощность тока. ЭДС. Закон
Ома для полной цепи.
Лабораторная работа №9, 10.
Электрический ток в
различных средах.
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (2ч)
20 Блок №20. Магнитное поле.
Эвристическая беседа
Индукция магнитного поля.
Систематизация раздела.
Сила Ампера. Сила Лоренца. Анализ основных формул.
Электромагнитная индукция. Индивидуальная и групповая
Самоиндукция.
работа.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (2ч)
21 Блок №21. Колебательный
Опорный конспект.
контур. Переменный ток.
Тестирование. Решение
Полное сопротивление.
разноуровневых задач.
22 Блок №22. Производство,
Опорный конспект.
передача и потребление
Тестирование.
электрической энергии.
Свойства электромагнитных
волн.
ОПТИКА (2ч)
19

2

1

1

Обобщающая таблица.
1
Решение разноуровневых
задач.
24 Блок №24. Волновая оптика. Тестирование.
1
Лабораторная работа № 11.
Дифференцированногрупповой практикум.
Контроль и оценка знаний.
ОСНОВЫ СТО (1ч)
25 Блок №25. Основы СТО
Лекция. Решение
1
разноуровневых задач.
Кооперативно-групповая
работа.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (1ч)
27 Блок №26. Законы
Обобщающая таблица.
1
фотоэффекта. Уравнение
Решение разноуровневых
Эйнштейна. Импульс
задач.
фотонов. Давление света.
ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (1ч)
26 Блок №27. Постулаты Бора.
Индивидуальные задания на
1
Радиоактивность. Деление и коррекцию. Опорный
синтез ядер.
конспект.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (1ч)
27 Блок №28. Погрешности.
Лекция. Решение задач.
1
Графики. Анализ
результатов. Границы
применимости законов.
23

Блок №23. Геометрическая
оптика.

3

ПРОБНЫЙ ЭКЗАМЕН В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Методические рекомендации
Концепция конструирования КИМов ЕГЭ по физике предполагает проверку
следующих видов деятельности:
 владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики;
 решение задач различного уровня сложности;
 владение основами знаний о методах научного познания;
 проверка экспериментальных умений (будет расширена в модели ЕГЭ
следующего года).
Чтобы реализовать эти требования в рамках курса подготовки целесообразно
выделить три составляющих:
 лекционная;
 практическая;
 зачетно-коррекционная.
Курс основан на блочном преподавании. Структура блока включает в себя
лекцию, лабораторный практикум, практикум по решению задач, контроль знаний
и задания на коррекцию (возможно по темам нескольких блоков). Основным
средством при подготовке к ЕГЭ являются практические умения применять знания
при решении задач и проведении эксперимента.
Особенности лекционных занятий: их доля должна составлять 20-25%,
причем
лекции
носят
характер
повторительно-обобщающих
занятий
с
максимальным привлечением учащихся к этому виду работы. Теорию удобно
представлять в виде крупных блоков через составление опорного конспекта,
обобщающей таблицы, проведение аналогий. Форму таблицы может предложить
учитель, а заполняет её ученик самостоятельно. Выводы основных формул должны
быть минимизированы и сведены к повторению теоретических основ,
необходимых для решения задач. Ввиду ограниченного времени эффективность
курса определяется именно самостоятельной работой ученика с теоретическим
материалом.
Такая форма изложения материала позволяет доводить до минимума время,
необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает
возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач
(качественных,
количественных,
практических,
лабораторных,
экспериментальных) различного уровня сложности.
Особенности практических занятий: так как, основным средством при
подготовке к ЕГЭ являются практические умения применять знания при решении
задачи проведении эксперимента, то практикумам отводится 75-80% учебного
времени.
Практические
занятия
предполагают
более
высокую
степень
конкретизации учебного материала. При решении задач рекомендуется широкое
использование аналогий, графических методов, физического эксперимента.
Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. Для
практикумов по решению задач используется подборка тематических тестов, в
которые включены задания частей А, В и С, традиционный сборник задач и
видеозадачники по физике. При проведении лабораторных работ используется
обычное
оборудование,
оборудование
лаборатории
L-микро,
цифровые
образовательные ресурсы. Особое значение уделяется
руководству
учебной
деятельностью учащихся, которое сводится к широкому использованию различных
методов и приемов при решении задач. Первостепенное значение уделяется
дифференциации, так как степень усвоения учащимися теоретического материала
по разделу и сформированность умений и навыков различная.

Особенности контролирующих и коррекционных занятий: контроль
позволяет оценивать динамику освоения курса и получать данные для дальнейшего
совершенствования практических умений. Проверочные задания включают
теорию, знание основных формул, задания из КИМов по физике в виде
индивидуальных карточек и решение типовых задач. Используемые формы и
методы работы дают возможность установить степень усвоения программы на
промежуточных этапах. С этой целью на занятиях проводятся текущие мини
контрольные занятия в форме тестов с выбором ответа, контрольное тестирование
по итогам раздела. При наличии ошибок учащиеся получают домашние задание на
отработку пробелов с последующим контролем. По окончании курса для учащихся
проводится пробный экзамен в формате ЕГЭ.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя и учащихся:
1.Степанова Г.Н.Сборник задач по физике. «Просвещение», 2002г;
2. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник
задач С ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004;
3. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.:
Просвещение, 2002.
4. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая
школа, 2003;
5. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен.
Контрольные измерительные м6атериалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен:
Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Никифоров Г.Г. Готовимся к единому государственному экзамену по
физике.
8. Степанов С.В. 10-11 кл. лабораторный эксперимент. М.: Просвещение,
2005. Экспериментальные задания.-М.: Дрофа, 2004.
9. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных
работ по физике. 7–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Лабораторное оборудование и инструкции для выполнения лабораторных
работ;
Программное обеспечение:
1. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела.
2. Физика. 1С: Репетитор.
3. Живая физика. Институт новых технологий образования.
4. От плуга до лазера. Интерактивная энциклопедия.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
6. Курс физики XXI века Л.Я.Боревский.
7. 1С: Школа. Физика, 10–11. Подготовка к ЕГЭ: Под. ред. Н.К.Ханнанова. – М.:
Дрофа, 2004
8. ЕГЭ, Сдаем единый экзамен, 2009, «1С», Москва
Приложения для работы на занятиях:
Дидактический материал:
1. Тесты по теме блоков (комбинаторика из типовых тестовых заданий, часть А);
2. Тесты по теме блоков (комбинаторика из типовых тестовых заданий, часть В);
3. Тесты по теме блоков (комбинаторика из типовых тестовых заданий, часть С);

4. Демоверсии экзамена по физике разных лет;
5. Сборники заданий к ЕГЭ разных лет
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
 https://myschool.edu.ru/
 https://resh.edu.ru/
 https://lesson.edu.ru/
 https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».