Трудные вопросы биологии 11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 103 от 28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Трудные вопросы биологии»
для обучающихся 11 класса

п. Совхозный,
2025

Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии со стандартом среднего
(полного) общего образования по биологии и требованиями кодификатора ЕГЭ по биологии.
Программа курса направлена: на оказание помощи школьникам в расширении, обобщение и
систематизации знаний основных разделов биологии; на выработку у учащихся основных
компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания значения знаний
разделов биологии в современном обществе.
Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих
закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся
имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач,
большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с
разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших
классах и направлено на реализацию личностно ориентированного процесса, при котором
максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников.
Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения
учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию
предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольноизмерительных материалах ЕГЭ.
Целью курса является:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся об основных
биологических закономерностях; формирование навыков решения биологических задач
различных типов.
Задачи курса:
1.
Формирование системы знаний по основным законам биологии.
2.
Формирование
умений
и
навыков
решения
биологических
задачрепродуктивного, прикладного и творческого характера.
3.
Отработка навыков применения генетических законов.
4.
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делатьлогические
выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и
жизнедеятельности организмов.
5.
Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах
ихполучения путем самообразования.
Благодаря элективному курсу выполняется несколько функций:
1.
Курс помогает закрепить и углубить уровень знаний учащихся побиологии,
применить эти знания путём решения биологических задач.
2.
Осуществляется
личностно-ориентированный
подход
в
обучении.
То
естьучитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия
для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.

1.1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые образовательные результаты

В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:

• Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционнаятеория Ч.
Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г.
Менделя;

• классификацию живых организмов;
• особенности строения представителей основных типов и классовживотных, отделов и
семейств растений; характеристику процессов жизнедеятельности представителей растений
и животных;

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,действие
естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование
видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
• этапы эволюции органического мира;
• уровни организации живой материи;
• процессы круговорота веществ в биосфере;Учащиеся должны уметь:
• сравнивать общие черты организации, строение и особенностифункционирования
физиологических систем органов живых организмов, принадлежащих к различным
систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;
• распознавать и описывать органы и системы органов животных намуляжах,
препаратах и таблицах;
• определять гербарные экземпляры растений по систематическимкатегориям;
• схематично изображать строение органов и систем органов;
• изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторныенаблюдения,
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации всловарях,
справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
• решать задачи по молекулярной биологии, генетике, экологии.
Элективный курс включает теоретические занятия и практикумы по решению заданий.

1.2.

Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач
воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне среднего общего образования
Направления
Гражданское

Характеристики (показатели)
Осознанно
выражающий
свою
российскую
гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти
и субъектом тысячелетней российской государственности, с
Российским государством, ответственность за развитие страны,
российской государственности в настоящем и будущем.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный

Патриотическое

Духовнонравствен
ное

аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве в прошлом и в
современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе
уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения
к историческому и культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве,
экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Выражающий
свою
этнокультурную
идентичность,
демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе
любви к своему народу, знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом,
деятельно
выражающий
чувство
причастности
к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, к
национальным символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране – России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в
сохранении общероссийской культурной идентичности.
Проявляющий
приверженность
традиционным
духовнонравственным ценностям, культуре народов России (с учетом
мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения
семьи, личного самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой
человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора,
самоопределения, отношения к
религии
и
религиозной
принадлежности человека.
Демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных групп, традиционных религий народов России,
национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на
основе российских традиционных семейных ценностей, понимании

Эстетическое

Физическое

Трудовое

брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли русского и
родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества,
Российского государства, их значении в духовно-нравственной
культуре народа России, мировой культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой культуры.
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа,
других народов, понимающий его значение в культуре. Критически
оценивающий
и
деятельно
проявляющий
понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей.
Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного
творчества в искусстве.
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическая
активность),
стремление
к
физическому
самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для
физического и психического здоровья привычек, поведения
(употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные
зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой
среде).
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую
помощь себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность,
материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и
профессиональные достижения своих земляков, их социально
значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны.

Экологическое

Познавательное

Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к
честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том
числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом
соблюдения норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой
трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в
том числе предпринимательской деятельности в условиях
самозанятости или наемного труда.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учетом
личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Выражающий осознанную готовность
получения
профессионального образования, к непрерывному образованию в
течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом
обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Выражающий
и
демонстрирующий
сформированность
экологической культуры на основе понимания влияния социальноэкономических процессов на окружающую природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для решения
задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, в общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий
в его приобретении другими людьми.
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом
современных достижений науки и техники, достоверной научной
информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных
представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения
науки, научных достижений в жизни российского общества, в
обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социальноэкономическом развитии России в современном мире. Развивающий
и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час)
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при
выполнении тестовых заданий.
Входное тестирование. Выполнение Демо-версий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка
выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа) Общебиологические
закономерности (1час).
Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций,
сходный план передачи генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире
(1час).
Вклад учёных в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук,
Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др.
Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и
др.
Практикум «Нахождение соответствия при прохождении темы «Уровни
организации живой материи» (1 час).
Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный,
организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней:
системность, саморегуляция и др.
Практикум «Основные свойства живого» (1час).
Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии,
саморегуляция, движение, определённый химический состав. Характеристика свойств
живого.
Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
Химический состав клетки (1час).
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты» (1час).
Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция.
Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и
функцией органических веществ в клетке» (1час).
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая,
защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток
(1час).
Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы. Связь строения и функции на
конкретных примерах.
Практикум «Клетки прокариот» (1час).
Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической
клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Метаболизм в клетке (1час).

Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий.
АТФ и её роль в клетке. Подготовительный, бескислородный и кислородный этапы
превращения энергии.
Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии»
(1час).
Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение,
описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии.
Клеточная инженерия.
Неклеточные формы жизни (1час).
Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и
жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов).
Практикум «Размножение организмов» (1час).
Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы
размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение. Общие
закономерности онтогенеза (1час).
Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных.
Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов (1час).
Развитие прямое и непрямое (с полным и неполным превращением). Влияние
окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы.
Закономерности наследственности и изменчивости (1час).
Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и
сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость:
комбинативная и мутационная. Наследственная
(фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и
ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции. Практикум «Решение задач по
генетике» (1час).
Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие
виды наследования признаков.
Практикум «Составление родословной» (1час).
Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования
признаков у человека. Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа
семьи. Решение задач.
Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов).
Практикум «Основные систематические категории» (1час).
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы
классификации. Таксоны. Двойные названия для видов. Характеристика царства Растения
(1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности.
Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.

Характеристика царства Животные (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности.
Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.
Характеристика царства Грибы (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности грибов. Роль
в природе и жизни человека. Лишайники.
Практикум «Использование организмов в биотехнологии»(1час).
Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Направление развития биотехнологии.
Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа).
Биосоциальная природа человека (1час).
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека.
Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих
(человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов
человека (3 часа).
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и
превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция
жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа).
Эволюция органического мира (1час).
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения
палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные
формы. Псилофиты, кистепёрые рыбы и др. основные ароморфозы.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) (1час).
Создатели СТЭ, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за
существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный
отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и
приспособленность к условиям жизни.
Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Практикум «Вид и его критерии. Популяция» (1час).
Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический,
экологический и др. ареал вида. Вид – единица систематики. Генофонд популяций.
Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция – структурная единица
вида, единица эволюции.
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа).
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты (1час)
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.
Экологические факторы (1час).

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие
факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания.
Экологическая пирамида.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час).
Итоговое тестирование по вариантам ЕГЭ (1ч) Анализ
типичных ошибок. Рефлексия.
Тематический план
№
Наименование
Колво
В том числе
п/п
разделов и тем
часов Практические
Формы работы
занятия
1 Введение.
1
1
Диагностика, тестирование.
2

Биология – наука о живой
природе.

4

2

3

Клетка как биологическая
система.

8

4

4

Организм
как
биологическая система.

6

3

5

Многообразие организмов.

5

2

6

Человек и его здоровье

4

3

7

Надорганизменные системы

3

1

8

Экосистемы и присущие им
закономерности.

2

-

9

Итоговое занятие.

1

1

Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Биология – наука
о живой природе».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Клетка как
биологическая система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Организм как
биологическая система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Многообразие
организмов».
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Человек и его
здоровье».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков полученных при
изучении темы
«Надорганизменные системы».
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Экосистемы и
присущие им закономерности».
Проверка знаний, умений и
навыков,
полученных
при
изучении элективного курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема занятия

Введение. Входное тестирование.

Кол-во
часов
1

Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа)
2

Общебиологические закономерности.

1

3

Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

1

4

Практикум «Уровни организации живой материи».

1

5

Практикум «Основные свойства живого».

1

Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
6

Химический состав клетки.

1

7

Практикум «Нуклеиновые кислоты».

1

8

1

9

Практикум «Нахождение соответствия между строением,
свойствами и функцией органических веществ в клетке».
Структурно – функциональная организация клеток эукариот.

10

Практикум «Клетки прокариот».

1

11

Метаболизм в клетке.

1

12

Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии».

1

13

Неклеточные формы жизни.

1

1

Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов)
14

Практикум «Размножение организмов».

1

15

Общие закономерности онтогенеза.

1

16

Развитие организмов.

1

17

Закономерности наследственности и изменчивости.

1

18

Практикум «Решение задач по генетике».

1

19

Практикум «Составление родословной».

1

Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов)
20

Практикум «Основные систематические категории».

1

21

Характеристика царства Растения.

1

Дата
проведения
план
факт

22

Характеристика царства Животные.

1

23

Характеристика царства Грибы.

1

24

Практикум «Использование организмов в биотехнологии».

1

Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа)
25

Биосоциальная природа человека.

1

26

Строение и жизнедеятельность клеток.

1

27

Строение и жизнедеятельность тканей.

1

28

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

1

Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа)
29

Эволюция органического мира.

1

30

Синтетическая теория эволюции

1

31

Практикум «Вид и его критерии. Популяция».

1

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)
32

Естественные сообщества живых организмов и их компоненты

1

33

Экологические факторы.

1

Раздел 8. Итоговое занятие (1 час)
34

Итоговое тестирование

1

Итого: 34 часа
Список использованной литературы:
1А.А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. Легион-М, Ростов –на-Дону, 2022;
2. 1А.А. Кириленко. Молекулярная биология. Легион, Ростов –на-Дону, 2021;
3.А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Тематические тесты. Легион, Ростов –наДону, 2023;
4.А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Учебно-методический комплекс «Биология.
Подготовка к ЕГЭ» Легион, Ростов –на-Дону, 2024-2025;
5.А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Учебно-методический комплекс «Биология.
Подготовка к ЕГЭ» Легион, Ростов –на-Дону, 2025;
6.Г.С. Калинова. Актив – тренинг. Биология – ЕГЭ, Москва, «Национальное образование»,
2022;
7.Н.М. Киреева. Биология (способы решения задач по генетике),Волгоград, «Учитель», 2020;
8.И.Р. Мухамеджанов. Биология. Тесты, зачёты, блицопросы 10-11 классы, Москва, «Вако»,
2016;
9.Г.И. Лернер, Биология ЕГЭ 2012, Сборник заданий, Москва, «Эксмо»,2011;

10. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Общая биология, профильный уровень,
10-11 классы, Москва, «Дрофа»,2021;
11А.В. Пименов. Уроки биологии в 10(11) классе, Ярославль, «Академия развития», 2020;
12.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии, Москва,
«Вако», 2006;
13.Биология. Весь школьный курс в таблицах, Минск, «Современная школа» «Кузьма»,2010;
14.И.П. Чередниченко. Биология. 10-11 классы: элективные курсы, Волгоград: «Учитель»,
2007.
15. Н. В. Жданов. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» Киров, пед.
инст., 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».