Обществознание (углублённый уровень) 11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 103 от 28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8051985)
учебного предмета «Обществознание» (углублённый уровень)
для 11 классов

п. Совхозный 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с
учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции
интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает
условия формирования российской гражданской идентичности, освоения
традиционных ценностей многонационального российского народа,
социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному
поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических
знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на
базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к
обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём
углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим
вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих
знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе,
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне
предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают
целостное и достаточно полное представление обо всех основных сторонах
развития общества, о деятельности человека как субъекта общественных
отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из содержательных
компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в
углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений.
Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с
логикой и методологией познания социума различными социальными
науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных
институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен
принцип многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса
отражают основы различных социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием
условий для развития способности самостоятельного получения знаний на
основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при

работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками
информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную
деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так
и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии,
визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает
получение
обучающимися
широкого
(развёрнутого)
опыта
учебноисследовательской деятельности, характерной для высшего
образования.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их
личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик,
изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного
предмета на углублённом уровне обеспечивает обучающимся активность,
позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе
волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального
выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого
уровня являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения
к социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие духовнонравственных позиций и приоритетов личности в
период ранней юности, правового сознания, политической культуры,
экономического образа
мышления,
функциональной
грамотности,
способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни:
семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ
базовых для предмета социальных наук, изучающих особенности и
противоречия современного общества, его социокультурное многообразие,
единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта социальных
отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование
общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование
информации из разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых
и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с

социальной средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора
стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации,
достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными
органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения с опорой на инструменты (способы) социального познания,
ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в
различных областях общественной жизни и в сферах межличностных
отношений, создание условий для освоения способов успешного
взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами и решения значимых для личности задач,
реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества,
профессионального выбора, поступления в образовательные организации,
реализующие программы высшего образования, в том числе по направлениям
социальногуманитарной подготовки.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 272 часа:
в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Введение в социологию
Социология в системе социально-гуманитарного знания, её структура и
функции. Этапы и основные направления развития социологии. Структурный
и функциональный анализ общества в социологии.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
субъекты и их многообразие. Социальные общности и группы. Виды
социальных групп.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как
этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое
многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном
мире. Конституционные основы национальной политики в Российской
Федерации.
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социальнопсихологические характеристики. Особенности молодёжной субкультуры.
Проблемы молодёжи в современной России. Государственная молодёжная
политика Российской Федерации.
Институты социальной стратификации. Социальная структура и
стратификация.
Социальное
неравенство.
Критерии
социальной
стратификации. Стратификация в информационном обществе.
Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе.
Традиционные семейные ценности. Изменение социальных ролей в
современной семье. Демографическая и семейная политика в Российской
Федерации.
Образование как социальный институт. Функции образования. Общее и
профессиональное образование. Социальная и личностная значимость
образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном
обществе. Система образования в Российской Федерации. Тенденции развития
образования в Российской Федерации.
Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и
человека. Мировые и национальные религии. Религиозные объединения и
организации в Российской Федерации. Принцип свободы совести и его
конституционные основы в Российской Федерации.
Социализация личности, её этапы. Социальное поведение. Социальный
статус и социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов.
Возможности повышения социального статуса в современном обществе.

Социальная мобильность, её формы и каналы. Социальные интересы.
Социальные, этно-социальные (межнациональные) конфликты. Причины
социальных конфликтов. Способы их разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся
поведение, его формы и проявления. Конформизм и девиантное поведение:
последствия для общества.
Особенности
профессиональной
деятельности
социолога.
Социологическое образование.
Введение в политологию
Политология в системе общественных наук, её структура, функции и
методы.
Политика как общественное явление. Политические отношения, их виды.
Политический конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль
личности в политике.
Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции
политической власти. Легитимность власти. Институционализация
политической власти. Политические институты современного общества.
Политическая система общества, её структура и функции. Факторы
формирования политической системы. Политические ценности. Политические
нормы. Политическая коммуникация. Политическая система современного
российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие формы
государства. Формы правления. Государственнотерриториальное устройство.
Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные
ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Институты государственной власти. Институт главы государства.
Институт законодательной власти. Делегирование властных полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Местное самоуправление в Российской Федерации.
Институт исполнительной власти.
Институты судопроизводства и охраны правопорядка.
Институт государственного управления. Основные функциии
направления политики государства. Понятие бюрократии. Особенности
государственной службы.
Институты представительства социальных интересов. Гражданское
общество. Взаимодействие институтов гражданского общества и публичной
власти.
Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего
избирательного права. Избирательный процесс и избирательные системы.

Избирательная система Российской Федерации. Избирательная кампания.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Институт политических партий и общественных организаций. Виды,
цели и функции политических партий. Партийные системы. Становление
многопартийности в Российской Федерации. Общественно-политические
движения в политической системе демократического общества. Группы
интересов. Группы давления (лоббирование).
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в
современной России. Понятие политического лидерства. Типология
лидерства. Имидж политического лидера.
Понятие, структура, функции и типы политической культуры.
Политические идеологии. Истоки и опасность политического экстремизма в
современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение личности.
Политическая психология и политическое сознание. Типы политического
поведения, политический выбор. Политическое участие.
Политический процесс и его основные характеристики. Виды
политических процессов. Особенности политического процесса в
современной России. Место и роль средств массовой информации в
политическом процессе. Интернет в политической коммуникации.
Современный этап политического развития России. Особенности
профессиональной деятельности политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития
юридической науки.
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права.
Роль права в жизни общества. Естественное и позитивное право. Право и
мораль. Понятие, структура и виды правовых норм. Источники права:
нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай,
судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое государство и
гражданское общество. Основные принципы организации и деятельности
механизма современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и
процессуальное, национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.

Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их
виды. Правоспособность и дееспособность. Реализация и применение права,
правоприменительные акты. Толкование права.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений,
состав правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и
виды юридической ответственности.
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Гражданство как политикоправовой институт. Гражданство Российской
Федерации: понятие, принципы, основания приобретения. Гарантии и защита
прав человека. Права ребёнка. Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Россия – федеративное государство. Конституционноправовой статус
субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в
Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий
между органами публичной власти в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации: порядок избрания, полномочия и функции.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации, порядок
формирования и функции. Правительство Российской Федерации и
федеральные органы исполнительной власти: структура, полномочия и
функции. Судебная система Российской Федерации, её структура,
конституционные
принципы
правосудия.
Конституционное
судопроизводство. Правоохранительные органы Российской Федерации.
Конституционные основы деятельности правоохранительных органов
Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
система, порядок формирования и функции. Конституционно-правовые
основы местного самоуправления в России.
Гражданское
право.
Источники
гражданского
права.
Гражданскоправовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского
права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность.
Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы
собственности. Обязательственное право. Сделки. Гражданскоправовой
договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование как

социально-правовой институт. Основания наследования (завещание,
наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты
интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав
потребителей. Гражданскоправовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как
социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений
супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака.
Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи
(супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства.
Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Социальное партнёрство в сфере
труда. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора. Виды рабочего времени. Время отдыха.
Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная
ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Образовательное
право
в
российской
правовой
системе.
Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса. Общие требования к организации приёма на
обучение по образовательным программам среднего профессионального и
высшего образования.
Административное право, его источники. Субъекты административного
права.
Государственная
служба
и
государственный
служащий.
Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Административное правонарушение и административная ответственность,
виды наказаний в административном праве. Административная
ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и охраной
природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности.
Права и обязанности потребителей финансовых услуг.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав
преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность, виды

наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность за коррупционные
преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное
процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты
международного права. Международная защита прав человека. Источники и
принципы международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста.
Основные виды юридических профессий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне
среднего общего образования отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;

мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии
решений;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками,
осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов,
определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания, включая специфические методы социального
познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинноследственные связи социальных явлений и процессов
и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый
опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов,
факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, включая статистические данные, графики,
таблицы;

оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального
самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений,
проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных
направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и

преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь
социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению
социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими
науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
статусноролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация как
этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный
контроль, динамика и особенности политического процесса, субъекты
политики, государство в политической системе общества, факторы
политической социализации, функции государственного управления,
взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли
права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской
Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая семью, образование, религию,
институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе средства массовой
информации, институты социальной стратификации, базовые политические
институты, включая государство и институты государственной власти:
институт главы государства, законодательной и исполнительной власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления,
институты всеобщего избирательного права, политических партий и
общественных организаций, представительства социальных интересов, в том
числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, институты права, включая непосредственно право как социальный
институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и детства,
наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных
институтов, об изменении их состава и функций в процессе общественного
развития, о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и
развитие социальных институтов российского общества; о способах и
элементах социального контроля, о типах и способах разрешения социальных
конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в
Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие как
социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и

социологический эксперимент; политологии, такие как нормативноценностный подход, структурнофункциональный анализ, системный,
институциональный, социальнопсихологический подход; правоведения, такие
как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия
обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности,
планирования и достижения познавательных и практических целей, в том
числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных
социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в
деятельности политических партий и общественно-политических движений, в
противодействии политическому экстремизму, при осуществлении
профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля; виды
политических отношений, формы государства, типы политических режимов,
формы правления и государственно-территориального устройства, виды
политических институтов, типы политических партий, виды политических
идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники
права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды
юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении
миграционных процессов и их особенностей, проблемы социального
неравенства, путей сохранения традиционных семейных ценностей, способов
разрешения социальных конфликтов, причин отклоняющегося поведения,
деятельность политических институтов, роль политических партий и
общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой
информации в формировании политической культуры личности,
трансформация традиционных политических идеологий, деятельность
правовых институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно-публицистического характера,
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с
позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из
различных
источников
знания
учебноисследовательскую,
проектноисследовательскую и другую творческую работу по социальной,
политической, правовой проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их

реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ,
владеть навыками презентации результатов учебноисследовательской и
проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его при
решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том
числе связанных с изучением социальных групп, социального
взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование,
средства массовой информации, религия), с деятельностью различных
политических
институтов
современного
общества,
политической
социализацией и политическим поведением личности, её политическим
выбором и политическим участием, действиями субъектов политики в
политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в
отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей
поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями
теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы
политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических
отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как
социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе
образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах
массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как
общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности
политической власти, политических нормах и ценностях, политических
конфликтах и путях их урегулирования, выборах в демократическом
обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии
средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав
человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на
результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового
регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о
причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости,
стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека
и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в

социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов
«Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социальногуманитарной подготовки, включая
умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из
разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального
образования, связанных с социальногуманитарной подготовкой и
особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение в социологию
1.1

Социология как наука

2

1.2

Социальная структура и социальная
стратификация

3

1.3

Субъекты общественных отношений

6

1.4

Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ

6

1.5

Положение личности в обществе

9

1.6

Социологическое образование и
профессиональная деятельность
социолога

2

1.7

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

2

1.8

Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в социологию»

2

Итого по разделу
Раздел 2. Введение в политологию

32

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

2.1

Политология как наука

2

2.2

Политика и общество

4

2.3

Политическая власть. Политическая
система. Роль государства в
политической системе

5

2.4

Институты государственной власти в
Российской Федерации

6

2.5

Институты представительства
социальных интересов в Российской
Федерации

4

2.6

Политическая культура и политическое
сознание

3

2.7

Политический процесс

4

2.8

Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога

2

2.9

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

2

2.10

Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в политологию»

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

34

Раздел 3. Введение в правоведение
3.1

Юридическая наука: этапы и основные
направления развития

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

3.2

Право как социальный институт. Система
права

4

3.3

Связь права и государства.
Правотворчество и законотворчество

4

3.4

Правовая культура. Правоотношения и
правонарушения. Юридическая
ответственность

6

3.5

Основы конституционного права

2

3.6

Права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации

5

3.7

Конституционно-правовой статус России
как федеративного государства. Органы
власти в Российской Федерации

4

3.8

Основные отрасли частного права

10

3.9

Основные отрасли публичного права

8

3.10

Основные отрасли процессуального права

7

3.11

Международное право

2

3.12

Юридическое образование и
профессиональная деятельность юриста

2

3.13

Представление результатов проектноисследовательской деятельности

2

3.14

Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в правоведение»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

Итого по разделу

60

Итоговое повторение

10

2.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd

0

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Социология как наука, структура
и функции

1

2

Этапы и основные направления
развития социологии

1

3

Институты социальной
стратификации

1

4

Критерии социальной
стратификации

1

5

Стратификация в
информационном обществе

1

6

Социальное взаимодействие и
общественные отношения

1

7

Социальные общности и группы

1

8

Этнические общности.
Этнические отношения

1

9

Этническое многообразие
современного мира

1

10

Молодежь как социальная группа

1

11

Проблемы молодежи в
современной России

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a4bec052

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a761ae18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/15c284bb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5e65208f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da66d44e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bfd96a1b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c8f94f99

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f21a8fb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d3fadecf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/861c2eb5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/648f7bd6

12

Институт семьи

1

13

Демографическая и семейная
политика государства

1

14

Социальный институт
образования

1

15

Система образования в
Российской Федерации

1

16

Религия как социальный институт

1

17

Конституционные основы
принципа свободы совести в
Российской Федерации

1

18

Социализация личности

1

19

Социальное поведение

1

20

Социальный статус

1

21

Социальная роль

1

22

Статусно-ролевые отношения

1

23

Социальная мобильность

1

24

Социальные интересы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1f5218fd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/52cf7ba2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9f788a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d0b1a0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6792045b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3c4f5ebf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/156c94f9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2eb490ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/28a31ea9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ce6838be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da78e595

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aad65f59

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/55a026e6

25

Социальный контроль

1

26

Отклоняющееся поведение

1

27

Социологическое образование

1

28

Профессиональная деятельность
социолога

1

29

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

30

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

31

Обобщающее повторение по
разделу "Введение в социологию"

1

32

Обобщающее повторение,
тестирование по разделу
"Введение в социологию"

1

33

Политология в системе
общественных наук

1

34

Структура, методы и функции
политологии

1

35

Политика как общественное
явление. Функции политики

1

36

Политическая деятельность и
политические отношения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/93fc2bdb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ce91cf0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/04e7e765

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/764bd5a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2219a120

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/09f0f523

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89cd7b8a

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0e05f08b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d50a49fe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76acba8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e4b24376

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/338a032a

37

Политические институты
современного общества

1

38

Политическая система

1

39

Политические институты

1

40

Политическая система общества.
Политические ценности и нормы

1

Библиотека ЦОК
'https://m.edsoo.ru/70a7174d

41

Место государства в
политической системе

1

Библиотека ЦОК
'https://m.edsoo.ru/0afd11a0

42

Понятие формы государства.
Формы правления.Политический
режим

1

43

Институты государственной
власти

1

44

Институт законодательной власти

1

45

Парламентаризм

1

46

Институт исполнительной власти

1

47

Институт судопроизводства и
охраны правопорядка

1

48

Институт государственного
управления

1

49

Институты представительства
социальных интересов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d3c6124d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1ffc4b49

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/69bd96a5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a35d5390

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cd021e24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/01c04b38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b33a50bd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6812870

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3e714ed0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38f99728

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb9454ba

50

Гражданское общество. Выборы
в демократическом обществе

1

51

Институт всобщего
избирательного права

1

52

Институт политических партий и
общественных организаций.
Партийные системы и
многопартийность

1

53

Политическая элита.
Политическое лидерство

1

54

Политическая культура

1

55

Политические идеологии

1

56

Политическая социализация .
Типы политического
поведения.Политическое участие

1

57

Политический процесс

1

58

Политический конфликт

1

59

Место и роль СМИ в
политическом процессе

1

60

Современнный этап
политического развития России

1

61

Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c6dc3e73

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1df50eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad881c48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8164bed7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/deeac103

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6d15b477

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5dca4b16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/26e10f44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cacea8d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0d46bb7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2790d766

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eddc192e

62

Профессиональная деятельность
политолога

1

63

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

64

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

65

Обобщающее повторение по
разделу "Введение в
политологию"

1

66

Обобщающее повторение,
тестирование по разделу
"Введение в политологию"

1

67

Понятие правоведения.
Юридические науки

1

68

Этапы и основные направления
развития юридической науки

1

69

Право как социальный институт

1

70

Роль права в жизни общества

1

71

Источники права

1

72

Система права. Отрасли права

1

73

Связь права и государства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/572d782e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b958b373

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5429d712

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/14660a84

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d20ebee8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8de15ff1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/96d47077

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2878d0b9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/893fa244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0be448c5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/730b7c39

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8dbb732b

74

Правовое государство и
гражданское общество

1

75

Механизм современного
государства

1

76

Правотворчество и
законотворчество

1

77

Правосознание, правовая
культура

1

78

Понятие и признаки
правоотношений

1

79

Субъекты правоотношений

1

80

Реализация и применение права

1

81

Правововое поведение и
правонарушение

1

82

Понятие и виды юридической
ответственности

1

83

Конституционное право.
Конституция Российской
Федерации

1

84

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

85

Права и свободы человека и
гражданина в Российской
Федерации

1

86

Гражданство Российской
Федерации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a9c8fa28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/de5f93e0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f9fdce0f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c6c3b45e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46d2a17c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3425c32d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1676fd70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/82e0e2d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf3b6e4f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38a0736b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6f727def

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6a204951

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d98207fd

87

Гарантии и защита прав человека

1

88

Права ребенка

1

89

Конституционные обязанности
гражданина Российской
Федерации

1

90

Россия - федеративное
государство

1

91

Президент Российской
Федерации. Федеральное
Собрание-парламент Российской
Федерации

1

92

Правительство Российской
Федерации. Судебная система
Российской Федерации

1

93

Органы государственной власти
субъектов Российской
Федерации. Самоуправление

1

94

Гражданское право

1

95

Правоспособность и
дееспособность

1

96

Сделка. Гражданско-правовой
договор

1

97

Наследование как социальноправовой институт

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2c079b87

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/943a1275

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1885ba75

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/909ba776

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3030f503

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/49e2ddd7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b2531812

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/403fee62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3bfba7b1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad0843eb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/275c3a18

98

Защита гражданских прав

1

99

Семейное право

1

100

Правовое регулирование
семейных отношений

1

101

Трудовое право

1

102

Трудовой договор

1

103

Образовательное право

1

104

Административное право

1

105

Государственная служба и
государственный служащий

1

106

Административное
правонарушение и
административная
ответственность

1

107

Экологическое законодательство

1

108

Финансовое право

1

109

Налоговое право

1

110

Уголовное право

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2b774cf2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/59b8803c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6666e364

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9d78176f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee6f6ef1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3e2b3fe7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5b9604c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9294e524

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7289479d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9338c606

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51ece474

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9b5e0fea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ccb6af55

111

Преступление. Уголовная
ответственность

1

112

Гражданское процессуальное
право

1

113

Гражданский процесс

1

114

Арбитражный процесс

1

115

Администтративный процесс

1

116

Уголовное процессуальное право

1

117

Стадии уголовного процесса

1

118

Суд присяжных заседателей

1

119

Международное право

1

120

Международная защита прав
человека

1

121

Юридическое образование и
профессиональная деятельность
юриста

1

122

Основные виды юридических
профессий

1

123

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51027aa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3f8a7f1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bf4ba436

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f637bdaf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/125d831d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a216cc56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/334871a7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6ef92436

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5929c87a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d73ed1b7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/046994eb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/04e77306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70e69a89

124

Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

125

Обобщающее повторение по
разделу "Введение в
правоведение"

1

126

Обобщающее повторение,
тестирование по разделу
"Введение в правоведение"

1

127

Итоговое повторение по разделу
"Введение в социологию"

1

128

Итоговое повторение,
тестирование по разделу
"Введение в социологию"

1

0.5

129

Итоговое повторение, итоговое
тестирование по разделу
"Введение в социологию"

1

0.5

130

Итоговое повторение по разделу
"Введение в политологию"

1

131

Итоговое повторение по разделу
"Введение в политологию"

1

132

Итоговое повторение, итоговое
тестирование разделу "Введение
в политологию"

1

133

Итоговое повторение по разделу
"Введение в правоведение"

1

134

Итоговое повторение по разделу
"Введение в правоведение"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46fc72b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a3b6df0a

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90f631e0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3d65e691

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d852970c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f0e510bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0db2427f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/54119a8c

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a9c0a947

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea66a487

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fe06bda8

135

Итоговое повторение, итоговое
тестирование по разделу
"Введение в правоведение"

1

0.5

136

Итоговое повторение, итоговое
тестирование

1

0.5

136

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a7f8d405

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7c1a9403

0

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кодпроверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам
освоения основной образовательной программы среднего
общего образования
Сформированность знаний об основах общественных наук:
социальной психологии, экономики, социологии, политологии,
правоведении и философии, их предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, о
месте и роли отдельных научных дисциплин в социальном
познании, о роли научного знания в постижении и
преобразовании социальной действительности; о взаимосвязи
общественных наук, необходимости комплексного подхода к
изучению социальных явлений и процессов.
Сформированность знаний об (о): обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных
сфер и институтов; основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных
проблемах и вызовах современности; перспективах развития

1

современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации; человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной деятельности; особенностях
социализации личности в современных условиях, сознании,
познании
и
самосознании
человека;
особенностях
профессиональной деятельности в области науки, культуры,
экономической и финансовой сферах; значении духовной
культуры общества и разнообразии её видов и форм; экономике
как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том
числе государственной политики поддержки конкуренции и
импортозамещения, особенностях рыночных отношений в
современной экономике; роли государственного бюджета в
реализации полномочий органов государственной власти,
этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений; социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе поддержки
семьи, государственной политики в сфере межнациональных

отношений; структуре и функциях политической системы
общества, направлениях государственной политики Российской
Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти; системе прав человека и гражданина в
Российской Федерации, правах ребёнка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом регулировании
гражданских,
семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных,
уголовных
общественных отношений; системе права и законодательства
Российской Федерации
Овладение элементами методологии социального познания;
2

3

4

умение применять методы научного познания социальных
процессов, явлений для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и
достижения познавательных и практических целей
Умение характеризовать российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного
труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и
традиций народов России, общественной стабильности и
целостности государства
Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук,
умение различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных
понятий, классифицировать используемые в социальных науках
понятия и термины; использовать понятийный аппарат при
анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в
социальных науках, при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний

5

Владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;
выявлять причины и последствия преобразований в различных

сферах жизни российского общества; характеризовать функции
социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных
правовых актов в системе российского законодательства

6

Владение умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного
типа, включая официальные публикации на Интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых
системах,
извлекать
информацию
из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск
необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев,
делать
обоснованные
выводы,
различать
отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения

7

Сформированность
навыков
оценивания
социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях

8

Умение при анализе социальных явлений соотносить различные
теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактически-эмпирическом уровнях; вести
дискуссию, выстраивать аргументы с привлечением научных
фактов и идей; владение приёмами ранжирования источников
социальной информации по целям распространения, жанрам, с
позиции достоверности сведений
Владение умениями проводить с использованием полученных

9

знаний учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять её результаты в виде завершённых проектов,
презентаций,
творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развёрнутые ответы,
сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и

тезисный
план
развёрнутых
ответов,
анализировать
неадаптированные тексты на социальную тематику
10

Способность делать объектом рефлексии собственный
социальный опыт, использовать его при решении
познавательных задач

11

Владение умениями формулировать на основе приобретённых
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определённым проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев

12

Готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами, использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учётом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской ответственности в
части уплаты налогов для развития общества и государства

13

Владение умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные способы противодействия коррупции; определять
стратегии разрешения социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, ценностей,
экономической рациональности и финансовой грамотности;
осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать
опасность
алкоголизма
и
наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том числе
для несовершеннолетних граждан

14

Использование обществоведческих знаний для взаимодействия
с представителями других национальностей и культур в целях

успешного выполнения типичных социальных ролей,
реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа жизни, роли
непрерывного
образования;
использование
средств
информационно-коммуникационных технологий в решении
различных задач

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЕГЭ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Код
1

Проверяемый элемент содержания
Человек в обществе. Духовная культура / Введение в социальную
психологию. Введение в социальную философию
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние

1.1

социокультурных факторов на формирование личности. Личность в
современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и
интересы

1.2

1.3

Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение
Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов
деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное

1.4

познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат
познавательной деятельности, его виды

1.5
1.6

1.7

1.8

Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина
Общество

как

система.

Общественные

отношения.

Связи

между

подсистемами и элементами общества
Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции
социальных институтов
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция.

1.9

Реформа.

Общественный

прогресс,

его

критерии.

Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые
последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI в.
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и

1.10

элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской
культуры в формирование ценностей современного общества

Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории
1.11

морали. Нравственность. Этика и этические нормы. Гражданственность.
Патриотизм
Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного

1.12

познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание
роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического
развития и научные достижения Российской Федерации
Образование в современном обществе. Российская система образования.

1.13

Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе.

Значение

самообразования
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
1.14

религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести

1.15
2

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского искусства
Экономическая жизнь общества (Введение в экономику)
Роль экономики в жизни общества. Микроэкономика, макроэкономика,

2.1

мировая

экономика.

Ограниченность

Предмет

ресурсов.

и

Кривая

методы

экономической

производственных

науки.

возможностей.

Экономический выбор. Главные вопросы экономики
2.2
2.3

Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность.
Экономическое содержание собственности
Типы экономических систем
Экономическая
предприятия,

2.4

деятельность
государство.

и

её

субъекты.

Потребление,

Домашние

сбережения,

хозяйства,
инвестиции.

Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное
поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная
ответственность субъектов экономики. Экономическая деятельность и
проблемы устойчивого развития общества
Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование.

2.5

Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения.
Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность

предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала,
земли, информации
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных
структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая
2.6

конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония.
Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите
конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата
труда.

2.7

Занятость

и

безработица.

Причины

и

виды

безработицы.

Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности
современного рынка труда в Российской Федерации
Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические цели
фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Альтернативная

2.8

стоимость,

способы

и

источники

финансирования

предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды
(необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и
предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль.
Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние
конкуренции на деятельность фирмы
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы

2.9

предпринимательской

деятельности.

Организационно-правовые

формы

предприятий. Малый бизнес. Этика предпринимательства. Поддержка малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской

2.10

Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика
Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и денежная база.
Денежный мультипликатор
Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги.

2.11

Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифровые финансовые
активы

2.12

Инфляция:

причины,

виды,

социально-экономические

Антиинфляционная политика в Российской Федерации

последствия.

Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации хозяйства.
Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное
2.13

регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация как ресурс
экономики.

Асимметрия

информации.

Способы

решения

проблемы

асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета.
2.14

Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг
Налоговая система Российской Федерации. Налоги. Виды налогов. Принципы

2.15

налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства
Экономический рост и пути его достижения. Измерение экономического
роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный

2.16

продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП). Связь между
показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовой внутренний
продукт. Макроэкономические показатели и качество жизни. Факторы
долгосрочного экономического роста

2.17

Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные преимущества в международной торговле. Экспорт и импорт

2.18

товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное

регулирование

внешней

торговли.

Международные

расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации
3

Социальная сфера (Введение в социологию)
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её

3.1

критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как

3.2

этническая и гражданская общность. Этнические отношения. Этническое
многообразие современного мира. Миграционные процессы в современном
мире. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути

разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации
Молодёжь
3.3

как

социальная

группа,

её

социальные

и

социально-

психологические характеристики. Молодёжная субкультура. Проблемы
молодёжи в современной России

3.4

3.5
3.6
3.7

3.8

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт
Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализации
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения социальных конфликтов
Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в

3.9

Российской Федерации. Государственная молодёжная политика Российской
Федерации. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования,
искусства. Особенности профессиональной деятельности в экономической и

3.10

финансовых
социолога,

сферах.

Особенности

социального

психолога.

профессиональной
Особенности

деятельности

профессиональной

деятельности политолога. Юридическое образование, юристы как социальнопрофессиональная группа
4

Политическая сфера / Введение в политологию
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.

4.1

Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность власти.
Политические институты. Политическая деятельность

4.2

4.3

4.4

Политическая система общества, её структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства
Понятие

формы

государства.

Формы

правления.

Государственно-

территориальное устройство. Политический режим. Типы политических

режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество
4.5

Федеративное устройство Российской Федерации

4.6

Субъекты государственной власти в Российской Федерации
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная
служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,

4.7

антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
коррупции.

Обеспечение

национальной

Федерации.

Государственная

политика

безопасности
Российской

в

Российской

Федерации

по

противодействию экстремизму
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
4.8

Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс. Формы
участия граждан в политике
Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические

4.9

течения современности. Политические партии как субъекты политики, их
функции, виды. Типы партийных систем
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,

4.10

пропорциональная,

смешанная.

Избирательная

система

Российской

Федерации
4.11
4.12

5

5.1

Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Сеть
Интернет в современной политической коммуникации
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
/ Введение в правоведение
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль
права в жизни общества. Понятие, структура и виды правовых норм
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор,

5.2

правовой обычай, судебный прецедент. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и

5.3

процессуальное право, национальное и международное право. Система
российского права

5.4

Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды

5.5

Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав
правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

5.6

Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие,
принципы, основания приобретения
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные

5.7

права

и

свободы

человека

и

гражданина

Российской

Федерации.

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская
обязанность и альтернативная гражданская служба
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятия и виды.
Субъекты

5.8

гражданского

права.

Физические

и

юридические

лица.

Организационно-правовые формы юридических лиц. Правоспособность и
дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Защита гражданских
прав. Гражданско-правовая ответственность
Семейное право. Семья и брак как социально-правовые институты. Порядок

5.9

и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей
и детей)
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Права и

5.10

обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность.
Защита трудовых прав работников. Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники

5.11

отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности

налогоплательщиков.

Ответственность

за

налоговые

правонарушения
Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные
5.12

правоотношения. Права и

обязанности

участников образовательного

процесса
Административное
5.13

право

и

его

субъекты.

Административное

правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в
административном праве

5.14

Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную окружающую среду

Уголовное
5.15

право.

Основные

принципы

уголовного

права.

Понятие

преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних
Гражданское

5.16

процессуальное

право.

Принципы

гражданского

судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса

5.17

Административный

процесс.

Судебное

производство

по

делам

об

административных правонарушениях
Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства.

5.18

Участники уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения

5.19

Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство

5.20

Правоохранительные органы Российской Федерации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,
 Учебник по обществознанию Л.Н. Боголюбова (Углублённый
уровень) за 11 класс.
Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru

https://fipi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».