Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Российская Федерация
Свердловская область
Белоярский муниципальный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Совхозная средняя общеобразовательная школа № 10»

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2025г.

УТВЕРЖДЁН
в составе АООП НОО ОВЗ
Приказ №105 от 28.08.2025г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВАРИАНТ 7.2

на 2025 – 2026 учебный год

п. Совхозный, 2025г.

Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «Совхозная СОШ №10», реализующей адаптированную основную
образовательную программу начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.2, фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими
СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Для первой ступени общего образования обучающихся с ЗПР в МАОУ «Совхозная СОШ
№10» за основу взят вариант 1 АООП НОО 7.2 — для образовательных организаций, в которых
обучение ведётся на русском языке
Учебный план 1 – 4 классов составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (обучающихся с задержкой психического развития).
Обучение по варианту 7.2 соответствует пятилетнему сроку освоения АООП НОО обучающихся
с ЗПР.
Учебный план является основным механизмом реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Учебный план учащегося с ОВЗ ЗПР определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру обязательных предметных
областей для 1-4 (1 дополнительный) классов.
В учебном плане АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту вариант 7.2 представлены
семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие
мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным,
национальным
и
этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной области "Русский язык и
литературное чтение" с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного
человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового
инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го
класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
"Иностранный язык" класс делится на две группы.
Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного
пространства Российской Федерации и ориентированы
на становление личностных
характеристик выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На
первом и втором годах обучения эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся
может
быть
использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной
части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом
развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
(например:
элементарная
компьютерная
грамотность);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные (например: история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по

направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в МАОУ «Совхозная СОШ №10»
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется МАОУ «Совхозная СОШ
№10» самостоятельно.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (педагогическая коррекция,
логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта
и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Предмет
коррекционной направленности «Ритмика» способствует повышению двигательной активности,
общему разностороннему развитию обучающихся с задержкой психического развития,
преодолению отклонений в их психическом и физическом развитии. А индивидуальные и
групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направленны на
исправление недостатков развития и восполнение пробелов в знаниях.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе:
- выбор оптимальных для развития ребенка с задержкой психического развития коррекционных
программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, необходимых
для
преодоления
нарушений
развития
и
трудностей
в
обучении;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий
и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся как во время учебного дня и во внеурочное
время, как в групповой так и в индивидуальной форме. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится 20 - 25 мин., на групповые занятия – 30 - 40 минут.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую аудиторную
нагрузку (Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03 «Об объемных показателях для
разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования»).
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных
занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет МАОУ «Совхозная СОШ №10»
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных
планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов,
могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).

Для уровня начального общего образования обучающихся с ЗПР из представленных 2
вариантов федерального учебного плана выбран вариант № 1 - для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке для 5-дневной учебной недели
Обучение в начальных классах осуществляется с помощью учебников, разработанных для
начальной школы (Приложение 3).
Организация временного режима обучения обучающихся с задержкой психического
развития начального общего образования соответствует особым образовательным потребностям
и учитывает их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР (вариант 7.2) составляют 5 лет с
возможностью пролонгирования сроков освоения учебной программы, при необходимости.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену.
Учебный год в МАОУ «Совхозная СОШ №10» начинается с 1 сентября 2025 года и
заканчивается 26 мая 2026 года.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся
с
ЗПР.
Обучение
проходит
в
одну
смену.
Обучение осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- образовательная деятельность осуществляется в режиме 5-дневной учебной недели в
одну смену;
- используется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки в 1-м
классе и в 1 дополнительном классе, в соответствии с СанПиН, обеспечивая организацию
адаптационного периода: в первой четверти (сентябрь, октябрь) каждый день проводится 3 урока
в день по 35 минут каждый, во второй четверти (ноябрь, декабрь) – 4 урока по 35 минут каждый;
во втором полугодии – 4 урока по 40 минут каждый;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (в режиме
безотметочного обучения) и домашних заданий;
- в 1-м классе и в 1 дополнительном классе продолжительность учебного года составляет
33 учебные недели,
- устанавливаются дополнительные недельные каникулы c 16.02.2026 г. по 20.02.2026 г.
В соответствии с календарным учебным графиком во 2-4-х классах составляет 34
учебные недели, продолжительность урока – 40 минут.
Обучение проходит в первую смену.
Аудиторная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
общий объем аудиторной нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 1 классов (январьмай) не превышает 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков за счёт урока физической культуры,
Для обучающихся 2-4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю – 6 уроков за счет урока
физической культуры.
Расписание уроков в образовательном учреждении составляется с учетом кривой умственной
работоспособности обучающихся в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением
режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся трудные и более
легкие уроки для восприятия, что снижает утомляемость обучающихся и их перегрузку.
Учебный план предусматривает следующий максимальный допустимый объем
образовательной нагрузки (количество учебных занятий):
Классы

1
2
3
4

Максимально допустимая образовательная недельная нагрузка в
академических часах
Урочная
деятельность внеурочная деятельность*, в т.ч.
(аудиторная недельная нагрузка) коррекционно-развивающая область
21
10
23
10
23
10
23
10

* Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так
и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической
литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы
Министерством образования и науки РФ.
Расписание уроков и внеурочной деятельности составляется отдельно.
Между началом внеурочных занятий и последним уроком устанавливается перерыв
продолжительностью 20 минут, за исключение составляют обучающиеся по ИУП .
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО ОВЗ (ЗПР) вариант 7.2.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка – до 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на
проведение занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с
учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Количество
часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития
обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40
минут.
Формы промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития.
Промежуточная аттестация организуется в соответствии со ст. 58 ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ и локальным актом МАОУ «Совхозная СОШ №10»,
«Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Совхозная СОШ №10»
Формой промежуточной аттестации на уровне начального общего образования является
годовое оценивание обучающихся по каждому учебному предмету учебного плана в конце
учебного года по пятибалльной шкале. Годовая отметка по учебному предмету определяется как
среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок обучающегося и выставляется
целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Годовое оценивание
осуществляется учителем, ведущим данный предмет. Результаты промежуточной аттестации
обучающихся фиксируются в журнале, дневнике, личном деле обучающегося.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в электронном журнале.
Промежуточная аттестация обучающихся на уровне начального общего образования за
учебный год проводится без прекращения образовательной деятельности в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Совхозная СОШ №10». Сроки проведения
промежуточной аттестации определены в календарном учебном графике начального общего
образования.
Особенностью плана внеурочной деятельности школы, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы, является включение во внеурочную деятельность
коррекционно-развивающих курсов, позволяющих обеспечить учащимся с ОВЗ не только
всестороннее развитие, но и усвоение содержания учебных предметов. Время, отведенное на

внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники образовательного учреждения (учителя-дефектологи, учителя
групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные
педагоги, педагоги дополнительного образования и др.).
Учебный план
Вариант № 1
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Учебные предметы

1

3

4

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный
(английский)

-

-

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы
религиозных Основы
религиозных
культур и светской этики культур и светской этики

-

-

-

1

1

Русский
язык
литературное чтение

и Русский язык

1 доп.

2

Всего

Иностранный язык
Математика
информатика

и

Обществознание
естествознание

и

язык

Музыка

1

1

1

1

1

5

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая 3
культура)

3

3

3

3

15

Итого

21

21

21

21

21

105

Часть, формируемая
участниками
образовательного процесса

-

-

2

2

2

6

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
21
5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

индивидуальные и групповые занятия по
программе коррекционной работы

6

6

6

6

6

30

ритмика

1

1

1

1

1

5

другие направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

Всего

31

31

33

33

33

161

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».