Приложение к ООП СОО
План внеурочной деятельности на уровне СОО
МАОУ «Совхозная СОШ № 10»
2025-2026 учебный год
п. Совхозный
2025 г.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной
программы
(личностных,
метапредметных
и
предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СОО направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования
с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого в МАОУ «Совхозная СОШ №10».
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
образовательной программы.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП
СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования
образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках
«Российского движения школьников»);
план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В
соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения
на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину недельной
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в туристских походах, экспедициях,
поездках и другие).
Часть учебного плана, включающая внеурочную деятельность, формируется
участниками образовательных отношений и обеспечивает реализацию образовательных
индивидуальных потребностей обучающихся.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, клубы по интересам и т.д.
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Один час в неделю для обучающихся 10 - 11 классов рекомендуется отводить на
внеурочное занятие "Россия - мои горизонты".
Внеурочные занятия "Россия - мои горизонты" направлены на формирование
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, приобретение навыков
и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления
всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно
значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий "Россия - мои горизонты" профориентационное занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными
профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися достижениями России
в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле, государственном
управлении и общественной безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере,
социальном развитии, туризме, креативных индустриях и других отраслях экономики
Один час в неделю отводится на «Разговор о важном»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающихся, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат занятий «Разговоры о важном» - это беседы с обучающимися
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории, пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом, сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию
обучающихся еженедельно до 1 часа.
Формы реализации внеурочной деятельности ОО выбирает самостоятельно.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м
классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления,
участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за
ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями. отношение обучающихся к
закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к
общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
По решению педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в МАОУ «Совхозная
СОШ № 10» на ступени среднего общего образования модифицирован в соответствии с
социально-экономическим профилем обучения.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В рамках реализации социально-эконмического профиля обучения в первом
полугодии 10 класса организуется подготовка обучающихся к разработке и
педагогическому сопровождению индивидуальных проектов внеурочной деятельности
(инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита индивидуального
плана, проектов), в ноябре проводится публичная защита обучающимися индивидуальных
проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи
педагогов организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим
элементам ИПВД.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к
участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов ("проект профессиональных проб", "проект
участия в исследовательской экспедиции", "проект социальной практики").
Вариативный компонент внеурочной деятельности на ступени среднего общего
образования предусматривает организацию занятий по следующим направлениям
деятельности:
1. Внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3. Внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе
волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы,
развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков,
практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4. Внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия,
в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики
с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5. Внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских
общественных объединений, организаций и других;
6. Внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7. Внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
работа тьюторов, педагогов-психологов);
8. Внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни
и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
возможностей школы в МАОУ «Совхозная СОШ № 10» реализуются следующие
направления внеурочной деятельности:
1. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе
волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы,
развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков,
практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
2. Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3. Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации внеурочной деятельности использована оптимизационная модель
(на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации). Она
подразумевает организацию кружков, факультативов, спортивно-оздоровительных секций,
поисковых исследований, организацию центров, клубов по интересам и курсов, как на базе
образовательной организации, так и в организациях дополнительного образования.
Поэтому, к реализации плана внеурочной деятельности в МАОУ «Совхозная СОШ № 10»
привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и
спорта:
ДЮЦ;
ДЮСШ;
МБУ ДО Белоярская детская музыкальная школа;
Филиал Белоярского РДК – совхозный Дом культуры «Юность»;
Сельская библиотека п. Совхозный;
Детский сад «Берёзка».
Данная модель внеурочной деятельности, так же предполагает, что в ее реализации
принимают участие все категории педагогических работников организации (классные
руководители, учителя, педагог-психолог).
В осуществлении внеурочной деятельности координирующую роль выполняет
классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами
координирует:
режим питания,
информирует обучающихся о работе секций и кружков,
взаимодействует с педагогическими работниками, работниками дополнительного
образования, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательной
организации;
оказывает содействие в организации образовательной деятельности, которая
является
оптимальной для развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Классный руководитель в рамках своей компетенции отслеживает динамику
занятости обучающихся во внеурочное время (в школе и вне школы), ведет
просветительскую работу с целью привлечения обучающихся к занятию спортом,
музыкальным, творческим занятиям и другим видам деятельности. Классный руководитель
мотивирует участие детей в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Классный руководитель выстраивает систему работы с учётом основных
направлений внеурочной деятельности, фиксирует динамику занятости обучающихся,
привлекает «незанятых» в секциях и кружках в классные мероприятия по направлениям.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через
20 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х
занятий, в соответствии с расписанием и с учетом общего количества часов недельной
нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учетом необходимости разгрузки
последующих учебных дней.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся и формируется отдельно от
расписания уроков.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 10-11-х классах составляет
40 минут.
Занятия проводятся по классам, группам в соответствии с утвержденной
программой. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм
внеурочной деятельности и составляет не менее 8 человек.
План внеурочной деятельности на ступени СОО 10-11 классы
на 2025-2026 учебный год.
Формы организации
Количество часов
в неделю/год
Сложные вопросы
биологии
Практикум
10класс 11класс
1/33
Физика в задачах и
экспериментах
Практикум
Направления
деятельности
Наименование
занятий
Формирование
функциональной
(естественнонаучной) грамотности
Внеурочная
деятельность по
развитию личности ее
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся
Внеурочная
деятельность по
учебным предметам
образовательной
1/34
1/33
Разговоры о
важном +
Семьеведение
Воспитательные
мероприятия (беседа
или разговор с
обучающимися)
1/34
1/33
Россия – мои
горизонты
Профориентационные
занятия
1/34
1/33
Практикум
1/34
1/333
Современный
русский язык.
Орфография и
пунктуация
программы
Многоликий
английский язык
Комплекс
воспитательных
мероприятий
Модуль
«Основные
школьные дела»,
Модуль
«Внешкольные
мероприятия»,
модуль,
«Профилактика и
безопасность»,
модуль «Классное
руководство»
(Уроки Мужества)
ИТОГО:
Практикум
1/34
Воспитательные
мероприятия
3/102
3/99
8/272
ВСЕГО за 2 года обучения на ступени СОО: 16/536 часов
8/264
*** Курс внеурочной деятельности «Семьеведение» будет реализовываться в рамках курса
«Разговоры о важном».
Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую
циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и
участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными
способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в
соответствии с интересами и склонностями.
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями,
местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры,
общественными организациями
Социокультурное взаимодействие МАОУ «Совхозная СОШ №10»
№
Учреждения
дополнительного
Формы взаимодействия
образования и культуры
Кружковая работа
«Самбо»
1. МБУ ДО ДЮСШ
Спортивные соревнования
2. ДК «Юность»
3. Сельская библиотека
Кружковая работа
«ОчУмелые ручки»,
«Няшки-вкусняшки»,
Танцевальный кружок»,
«Вокалный кружок»
Творческие конкурсы, смотры, выставки
Информационное сопровождение учебного
процесса
Встречи-беседы
Тематические выставки
Кол-во
часов
нед/год
2/70
1/35
2/70
2/70
2/70
2/70
1/35
0,5/17,5
0,5/17,5
Сотрудничество с организациями профилактики
Сотрудничество с ГИБДД в рамках
- акции, беседы, совместные мероприятия,
профилактической работы по безопасности конкурсы;
движения
- совместная профилактическая работа
Сотрудничество с КДН и ЗП, ПДН ОВД в
- совместная профилактическая работа по
рамках профилактической работы по правонарушениям
правонарушениям.
Сотрудничество с ПЧ 16/2 (с. Кочнево)
- участие команды школы в конкурсных
мероприятиях,
посещение
пожарной
части;
- совместная профилактическая работа
согласно плана.
Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах в учебных кабинетах, кабинете
музыки, в спортивном зале, в центре детских инициатив, а также в учреждениях
социальных партнёров и отделениях дополнительного образования.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год создаёт
условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности
обучающихся и удовлетворения их профессиональных потребностей.
.