Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 104 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Русский язык: шаг за шагом к знаниям»»
для обучающихся 10 класса
п.Совхозный,2024г.
1
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Русский язык: шаг за шагом к знаниям»
для учащихся 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
3. Примерная образовательная программа основного общего образования по русскому языку.
4. Учебный план МАОУ «Совхозная СОШ №10» на 2024 – 2025 учебный год.
5. Календарный учебный график МАОУ ««Совхозная СОШ №10» на 2024 – 2025 учебный год.
Настоящая рабочая программа элективного курса «Русский язык:шаг за шагом к знаниям» для
учащихся 10 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю). Согласно
календарному учебному графику МАОУ «Совхозная СОШ №10» на 2024 – 2025 учебный год.
Элективный курс «Русский язык: шаг за шагом к знаниям» для учащихся 10
класса используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10
класса при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на
знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала,
позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с
тем курс даёт учащимся 10 класса целостное представление о богатстве русского языка, помогает
использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка,
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком
качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также формирование навыков пользования нормированной устной
и письменной речью в различных сферах жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку
освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы,
сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем
и
учителю,
и
учащимся
прогнозировать положительные
результаты
выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов, материалов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все
виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач
учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении
тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественновыразительных средств русского языка.
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
элективного курса «Русский язык: шаг за шагом к знаниям» для учащихся 10 класса
Личностными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык:
готовимся к ЕГЭ» для учащихся 10 класса являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык:
шаг за шагом к знаниям» для учащихся 10 класса являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
● владение разными видами чтения;
● способность извлекать информацию из различных источников;
● овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме;
● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык: шаг за
шагом к знаниям» для учащихся 10 класса являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов
России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
3
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
● владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
● владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами
работы с книгой, периодическими изданиями;
● способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
● умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
● умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла,
адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка,
доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств
в соответствии с коммуникативной задачей;
● владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
● соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических
норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование
лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
● способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
● осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных
задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения; анализ текста с точки зрения его содержания к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
4
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса «Русский язык: шаг за шагом к знаниям» для учащихся 10 класса
Раздел 1. Введение
Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2025 года. Обучение
заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с сайтами для подготовки к ЕГЭ.
Раздел 2. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Стилистический
анализ текста. Научный, официально-деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения
Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова
Раздел 3. Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского
литературного языка
Орфоэпические нормы. Ошибка в постановке ударения. Орфоэпический словарь ЕГЭ.
Раздел 4. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Лексические нормы (употребление паронимов). Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Исключение и замена. Особенности сочетаемости слов. Употребление синонимов, антонимов и
омонимов. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Сфера употребления лексики и
стилистическая окраска.
Раздел 5. Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы
современного русского литературного языка
Морфологические нормы (образование форм слова). Формы существительных (И. п.
множественного числа и Р. п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень). Склонение всех
разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
Склонение местоимений по падежам. Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего
времени, прошедшего времени и настоящего времени). Формы образования причастий. Формы
образования деепричастий.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с
несогласованным приложением. Построение предложения с причастным оборотом. Построение
предложения с деепричастным оборотом. Связь между подлежащим и сказуемым. Построение
предложения с косвенной речью. Построение предложения с однородными членами. Построение
сложного предложения. Употребление падежной формы существительного и местоимения с
предлогом. Видовременная соотнесенность глагольных форм. Управление глаголов.
5
Раздел 6. Основные орфографические нормы современного русского литературного языка
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление
гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.
Правописание корней. Безударные проверяемые гласные в корне. Безударные непроверяемые
гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне Правописание приставок. Неизменяемые
приставки. Приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце
приставок). Приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ). Буквы Ы/И после приставок. Мягкий
(Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Суффиксы глаголов.
Правописание –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА. Суффиксы глаголов неопределенной формы
(инфинитива). Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени. Суффиксы
прилагательных. Суффиксы существительных. Суффиксы наречий О/А. Буквы О/Ё после шипящих в
суффиксах прилагательных, существительных, наречий. Правописание -Н- и -НН- в различных
частях речи.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание
отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Правописание словарных
слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание
предлогов, союзов, частиц. Правописание наречий. Правописание сложных существительных и
прилагательных. Правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными.
Орфографический анализ
Раздел 7. Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки
препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах
предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Знаки препинания при обращениях. Частицы и междометия
перед обращением. Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет? Запятая при вводных словах и
словосочетаниях. Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи. Знаки препинания
при прямой речи, цитировании.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях.
Пунктуационный анализ
Раздел 8. Текст как речевое произведение
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы
речи: повествование, рассуждение, описание. Лексическое значение слова. Синонимы (контекстный
синоним). Антонимы (контекстный антоним). Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению. Прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия,
синекдоха). Фразеологизмы. Заимствованные слова. Лексика пассивного запаса (историзмы,
6
архаизмы, неологизмы). Ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная
лексика, жаргонизмы, диалектизмы). Стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика.
Средства связи предложений в тексте. Союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические
повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные),
синтаксический параллелизм, парцелляция.
Раздел 9. Основные изобразительно- выразительные средства языка
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора,
метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ). Синтаксические
средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения,
неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения,
риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения). Приёмы (анафора,
эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор,
цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон). Лексические средства
выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика,
книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание).
Заключение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык: шаг за шагом к знаниям» для учащихся 10 класса
№
урока
Раздел, тема урока
Количество
часов
Введение (2 ч)
1
Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2025 года
1
2
Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с
сайтами для подготовки к ЕГЭ
1
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка (3 ч)
3
4
5
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте
Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение
слова
1
1
1
Основные орфоэпические (акцентологические) нормы
современного русского литературного языка (1 ч)
6
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
1
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (2 ч)
7
8
Лексические нормы (употребление паронимов)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Исключение и замена
Основные грамматические (морфологические и синтаксические)
7
1
1
нормы современного русского литературного языка (2 ч)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
9
10
1
1
Основные орфографические нормы современного русского литературного языка (7 ч)
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание НЕ и НИ
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка (7 ч)
Знаки препинания в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
18
19
20
21
22
23
24
1
1
1
1
1
1
1
Текст как речевое произведение (4 ч)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста
Функционально-смысловые типы речи
Лексическое
значение
слова.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Средства связи предложений в тексте
25
26
27
28
1
1
1
1
Основные изобразительно- выразительные средства языка (1 ч)
Речь. Языковые средства выразительности
29
1
Заключение (5 ч)
30-32
33
34
Решение тестовых заданий ЕГЭ
Итоговый контроль знаний (контрольная работа в форме теста ЕГЭ)
Итоговый урок
3
1
1
Приложение
к тематическому планированию элективного курса
«Русский язык: шаг за шагом к знаниям»
10 класс
№
Название раздела
Количество
Модуль «Школьный урок»
8
раздела
часов
1
Введение
2
Формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма.
2
Лингвистический
анализ текстов
различных
функциональных
разновидностей
языка
3
1. Формирование ценностного отношения к миру и
человеку в этом мире.
2. Воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского
сознания.
3. Развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам.
3
Основные
орфоэпические
(акцентологические)
нормы
современного
русского
литературного
языка
1
1.
Воспитание
российской
гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России.
2. Воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.
4
Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного
языка
2
1. Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
2. Воспитание умения выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи.
5
Основные
грамматические
(морфологические и
синтаксические)
нормы
современного
русского
литературного
языка
2
1. Воспитание умения осуществлять речевой
самоконтроль.
2. Формирование умения самостоятельно добывать и
хранить знания, трансформировать их.
3. Осуществление продуктивного общения в
совместной деятельности, проявление толерантности
в общении, соблюдение правил вербального и
невербального общения в конкретной речевой
ситуации.
6
Основные
орфографические
нормы
современного
русского
литературного
языка
7
1. Формирование ценностного отношения к миру и
человеку в этом мире.
2.
Формирование
навыков
самостоятельного
получения и обработки информации.
3. Формирование готовности к сотрудничеству во
время учебно-исследовательской, проектной и
информационно-познавательной деятельности.
4. Понимание ценности образования и науки, труда и
творчества для человека и общества.
9
5. Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
7
Основные
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного
языка
7
1. Овладение навыками самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
2. Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
3. Формирование готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
4. Воспитание умения выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи.
8
Текст как речевое
произведение
4
1. Формирование умения осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей.
2. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие
с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях.
3.
Планирование
и
регулирование
своей
деятельности.
4. Формирование основ экологической культуры на
основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде.
9
Основные
изобразительновыразительные
средства языка
1
Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
10
Заключение
5
1. Развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности.
2. Осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества.
3. Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
10
социальное,
культурное,
языковое,
многообразие современного мира.
11
духовное