Практическое обществознание 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Практическое обществознание»
для обучающихся 11 классов

п. Совхозный 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в
том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и
обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология,
социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория.
Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует
неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями
всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки
старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по
обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному
стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь
в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество»,
«Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика»,
«Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по
обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса
подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую
направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только
владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых
строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после
каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные
задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольноизмерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их
выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для
восприятия форму;
2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени
сложности;
4. применение
социально-гуманитарные
знания
в
процессе
решения
познавательных и практических задач;
5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических
умений;
6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать
трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений,
проверяемых в рамках ЕГЭ:


биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

























тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта,
элементы его описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их
отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с
родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений,
социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых
позиций из предложенного списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие
предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте
обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
социально-гуманитарных
наук;
приводить
примеры
определенных
общественных явлений, действий, ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных
и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и
общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных,
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,
публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом,
связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить
результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы
работы:








лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;



решение заданий части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней
сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная
письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся
пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Содержание тем учебного курса:
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы ЕГЭ и стандарты обществоведческого
образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание
письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в
экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий
закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ.
Заполнение бланков (входной контроль). 2. Блоки "Человек и общество" (9 ч.)
Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь
общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и
личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций
развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению
заданий по данному блоку.

3.Блок "Познание" (3 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека,
ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее
критерии. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.
4.Духовная жизнь общества (3 ч.)
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая
культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и
новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного
мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой
информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный
смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Тренинг по
выполнению заданий по данному блоку.
5. Блок "Экономическая сфера " (6 ч.)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели
фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования
бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация.
Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный
бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система.
Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя
торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная
экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда.
Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Безработица. Тренинг по выполнению заданий по данному блоку. 6. Блок
"Социальные отношения" (6 ч). Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная
роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные
нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ.
Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные
отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы
национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий по
данному блоку.
7. Блок "Политика и право" (5 ч.) Власть, ее происхождение и виды. Политическая
система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства.
Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический
режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество.
Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс»,
«политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского
общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах,
обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и
примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий по
данному блоку.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.
Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая

ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской
Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам
человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты.
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства.
Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы.
Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.
8. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (4 ч.) Проверка уровня подготовки учащихся к
Единому государственному экзамену.
№

Наименование раздела

Кол-во
часов

Кол-во
контрольных

1

Раздел 1. Введение. Общество

5ч.

1

2

Раздел 2. Человек

4ч.

1

3

Раздел 3. Познание

3ч.

1

4

Раздел 4. Духовная жизнь общества

3ч.

1

5

Раздел 5. Экономическая сфера общества

5ч.

1

6

Раздел 6. Социальные отношения

6ч.

1

7

Раздел 7. Политика и право

5ч.

8

Итоговая предэкзаменационная работа

4ч.

Итого:35 часов

1

Календарно – тематическое планирование
№ п/п

1

Наименование раздела, курса,
темы урока
Раздел 1.Общество (5 часов)
Общество как система.
Общество и природа.

Кол-во
часов

1

Подсистемы общества, их
взаимосвязь.
Многообразие путей и форм
общественного развития,
исторические типы общества

1

Проблема общественного
прогресса.

1

5

Практикум

1
1

6

Раздел 2. Человек (4 часа)
Человек: единство природного и
социального

2
3

4

Примечание
(Д/З)
Разбор отдельных
видов заданий;
методические
рекомендации к
группам заданий;
разбор типичных
ошибок при
выполнении
заданий к тексту,
на раскрытие
смысла понятия и
его применение в
заданном
контексте, на
конкретизацию и
иллюстрирование
примерами, при
решении
обществоведчески
х задач, при
выполнении
заданий,
требующих
написания
обществоведческо
го эссе

1

Тест

Дата проведения
План.
Факт.

7

Индивид и личность

8

Потребности человека.

1

9

Деятельность человека.

1

10

Сознание, самопознание и
самооценка

1

11

Практикум

1
1

12

Раздел 3. Познание (3 часа)
Познание как деятельность.
Абсолютная и относительная
истина.
Чувственное и рациональное
познание.
Научное познание. Социальное
познание.
Практикум

1

Раздел 4. Духовная жизнь
общества (3часа)
Культура и духовная жизнь,
формы и разновидности
культуры
СМИ

1

13

14

15

1

Тест

Тест

Искусство, наука, образование,
религия
1
16

17

Практикум

1

18

Раздел 5. Экономическая сфера
жизни общества (5 часов)
Факторы производства. Типы
экономических систем

1

19

Отношения собственности

1

Тест

20

Рыночный механизм. Типы
рынков

1

21

Государство в рыночной
экономике

1

22

Практикум

1

23

Раздел 6. Социальные
отношения(5 часов)
Социальный статус и
социальная роль
Социализация, социальная
норма, социальный контроль,
отклоняющееся поведение,
социальная санкция

1

25

Семья как социальный институт
и малая группа, тенденции
развития семьи

1

26

Социальное неравенство

1

27

Практикум

1

24

28

29

Раздел 7. Политика и право(5
часов)
Политическая система,
институты политической
системы
Гражданское общество и
правовое

Тест

1

Тест

1

1

30

Система права: основные
институты, отрасли права.
Основные формы права

1

31

Правовые отношения и их
структура

1

32

Практикум

1

Тест

Итоговая предэкзаменационная
работа

3

Пробный
тематический
ЕГЭ

33-35

Литература для учителя и учащихся
1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.
А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. –
М.:АСТ: Астрель, 2010.
2. Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ
для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова.
– М.: АСТ: Астрель, 2009.
3. Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному
экзамену. ЕГЭ-2009. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования,
2011.
4. ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л.
Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011.
5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011:
Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011.
(Федеральный институт педагогических измерений)
6. Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания:
учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред.
Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».