Приложение
Утверждена
в составе ООП CОО
Приказ № 104 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
п. Совхозный,
2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в
10
классе составлена в соответствии с Основной образовательной
программой среднего общего образования ГБОУ школы № 341,
примерной программой М.В.Половковой «Индивидуальный проект».
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения
учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также
необходимостью
формирования
учебно-познавательной
компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в
совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение
человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более
того, познавательная составляющая имманентно присутствует в
остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты
многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения
учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том
числе важнейшей из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или
учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или
нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение
навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном
применении приобретенных знаний и способов действий при решении
практических задач, а также развитие способности проектирования и
осуществления целесообразной и результативной деятельности
(познавательной, конструкторской, социальной, художественнотворческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением
школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом,
мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный
проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен
быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации проектной
и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с
тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности.
При этом программа предполагает практические задания на освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым
элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей
выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под
руководством взрослого. Другая часть
модулей
специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном
пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную
поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль
за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть
свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим
заинтересованным
лицам,
получив
конструктивные
критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего
опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные
«дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том
числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать,
анализировать и оценивать необходимую для работы информацию.
Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в
библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует
специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо
заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а
именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников
события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с
общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или
спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение
работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в
статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная
среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных
точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом
или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых
проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные
результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы,
выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса,
государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и
проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что
необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и
функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на
слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой —
непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать
источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем
чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание
продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда понятий, способов действия и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами
работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем
в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация
рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа
называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть
занятий
предусматривает
групповую и коллективную работу.
Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить
отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты,
итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие
проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола,
где
заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме
исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или
отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие
с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на
примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или
учебный проект), направленную на формирование личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного
предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину,
уважение государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного
предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект» отражают:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий
при
решении
различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных
областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В
результате освоения
«Индивидуальный проект»
программы
учебного
предмета
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования
и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому
календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе
осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов
по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в
неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и
промежуточной
диагностики
планируемых
результатов
обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим
заданиям по выработке запланированных навыков и умений –
выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться
защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут
использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой
работы.
Методы организации
познавательной деятельности:
и
осуществления
учебно-
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися
опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний,
эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами,
навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение
эксперимента,
выполнение
исследовательской
деятельности,
составление презентации и её защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются участие в
дискуссиях,
круглых
столах,
тестирование,
подготовка
мультимедийной презентации
по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5
ч)
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а также
анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические, волонтёрские, организационные, смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики,
химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования
и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определённую
систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и
обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение
возможностей IT-технологий для решения практических задач в
разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное
самоопределение.
актуальности темы для проекта/исследования.
Обоснование
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство
с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и
компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности
работы команды над проектом, проектная команда, роли и
функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл
продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения
и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел
6.2.
Предварительная
защита
проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
порта- тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
(5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел
7.3.
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический
опрос, интернет-опрос, генеральная
респондентов.
совокупность,
выборка
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама
по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных
сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
(3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/ исследований старшеклассников
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Кол- Виды
Формы
Дата
во
деятельности контроля
часов
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.
Что такое проект и
почему реализация
проекта — это сложно,
но интересно
Понятие
проекта. 1
Происхождение понятия.
Цели проектов. Проекты,
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего
Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
проектирования от занятий
искусством, математикой и
других профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании
Лекция,
дискуссия
3.
Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности
Понятие
«техносфера». 1
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Лекция,
дискуссия
4.
Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём
Отличие проекта от дела. 1
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и
Лекция,
дискуссия
2.
Чек-лист
№1
Текущий
контроль
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
5.
Анализируем проекты
сверстников.
Социальный проект
1
Лекция,
дискуссия
Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
исследования
Лекция,
дискуссия
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
6.
Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности
7.
Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности
Приоритетные
1
направления
развития:
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
города»
и
Лекция,
дискуссия
«умные
8.
Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим
проектом
Позитивный
образ 1
будущего для себя и для
других. Понятие качества
жизни
Лекция,
дискуссия
9.
Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?
Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы
Лекция,
дискуссия
10.
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования
Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
Лекция,
дискуссия
4
11.
Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Лекция,
дискуссия
12.
Формулирование цели
проекта
Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№2
Текущий
контроль
13.
Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Перевод проблемы и цели 2
в задачи. Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов
Лекция,
дискуссия
14.
Поиск недостающей
информации, её
обработка и анализ
Информационный ресурс. 1
Объективность
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Лекция,
дискуссия
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
15.
Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта
Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Лекция,
дискуссия
16.
Источники
финансирования
Понятие
проекта.
Лекция,
бюджета 1
Собственные
Текущий
проекта
средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
Кредитование
17.
Модели управления
проектами
дискуссия
контроль
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
фонды.
Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
4
18.
Переход от замысла к
реализации проекта
Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Лекция,
дискуссия
19.
Риски проекта
Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков
Лекция,
дискуссия
20.
Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»
Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Лекция,
дискуссия
21.
Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
3
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
23.
Оцениваем проекты
сверстников
Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»
Лекция,
дискуссия
Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач
на
примере
проектноконструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
24.
Оценка начального этапа
исследования
Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов
Лекция,
дискуссия
Модуль
7.
Дополнительные
улучшения проекта
возможности
7
25.
Технология как мост от
идеи к продукту
Изобретения.
Технологии. 1
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Лекция,
дискуссия
26.
Видим за проектом
инфраструктуру
Инфраструктура.
Базовый 1
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Лекция,
дискуссия
5.04
27.
Опросы как эффективный
Социологический опрос как 1
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Лекция,
дискуссия
12.04
28.
Возможности социальных
сетей. Сетевые формы
проектов
Возможности
сетей
для 1
поиска единомышленников и
продвижения проектов
Лекция,
дискуссия
19.04
29.
Использование видеоролика в продвижении
проекта
Создание видеоролика как 1
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция,
дискуссия
26.04
30.
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№3
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
31.
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Текущий
контроль
3.05
17.05
Модуль
8.
Презентация
индивидуального проекта
32.
33.
и
защита
3
Презентация и защита
индивидуального
проекта
1
Презентация и защита
индивидуального проекта
1
конференция Итоговый
контроль
18.05
конференция Итоговый
контроль
25.05
34.
Итоги проекта
1
Всего
34
Лекция,
дискуссия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В.
Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. –160с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В.
Половкова и др. – М.: Просвещение, 2022. -160с.
2. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях
ФГОС / И. В. Комарова. — СПб.: КАРО,2015. - 128 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5.
Сайт
организации
«Добровольцы
России»
(https://добровольцыроссии.рф/
organizations/55619/info).
6. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).
7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmetissledovaniya/).
10.
Всероссийский
конкурс
научно-технологических
проектов
(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).
16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroila-robotakotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-toargue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной
деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n135-fz-o/).
24. Библиотека ЦОК https://educont.ru/profile