Приложение
Утверждена
в составе АООП УО
Приказ № 105 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
7 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение
п.Совхозный,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
2
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
определяет следующие задачи:
формирование представления о составе слова, о некоторых способах
образования слов в русском языке;
формирование умения выделять все части слова, образовывать однокоренные и сложные слова;
осознанное усвоение обучающимися понятий: часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), грамматические
признаки частей речи;
закрепление у обучающихся умения находить, различать и сравнивать простое и сложное предложения;
совершенствование навыка нахождения в предложении главных и
второстепенных членов;
совершенствование умения последовательно излагать
мысли, оза-
главливать текст, составлять план и делить текст на части в соответствии с
планом;
формирование умения составлять деловые письма, подписывать конверты, открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию, анкету,
расписку и другие тексты делового стиля;
формирование умения писать сочинение творческого характера по
картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг и изложение текста с опорой на заранее составленный план (изложение по коллективно составленному плану).
3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях.
Распределение учебного программного материала расположено концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 7-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений
по каждой из тем.
Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова
и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В
процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи. Текст. Большое внимание уделяется склонению имён
существительных и прилагательных в единственном и во множественном
числе, правописанию падежных окончаний. Обучающиеся должны уметь
различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. При более углублённом знакомстве с частью речи
4
«глагол» учатся определять число и время глагола. В 7 классе обучающиеся знакомятся с такой частью речи, как местоимение, учатся правильно
употреблять их в речи.
Предложение. Текст. В 7 классе особое внимание уделяется точному
интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости
от переноса логического ударения с одного слова на другое. С помощью
осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение)
обучаются конструировать разнообразные тексты. Изучение предложений
имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными
нарушениями к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у них умения построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения.
В 7 классе обучающимся прививаются навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают
образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в
то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
5
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
1.
Повторение.
Количество Контрольные Сочинения
часов
работы
5
1
Изложения
Звуки и буквы. Текст
2.
Предложение. Текст
5
1
3.
Состав слова.
9
1
4.
Части речи. Текст.
15
2
11
2
1
1
1
Имя существительное
5.
Части речи.
1
Имя прилагательное
6.
Глагол
10
2
7.
Местоимение
5
1
7.
Предложение. Текст
5
1
8.
Повторение пройденно-
3
го
Итого:
68
11
2
2
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
иметь представления о грамматических разрядах слов;
различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
7
составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с опорой на образец);
уметь находить в тексте однородные члены предложения;
различать предложения, разные по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец (с помощью учителя);
уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 4045 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
8
уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове
и решать орографические задачи;
уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию
и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
различать предложения различные по цели высказывания;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста;
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформлять изученные виды деловых бумаг;
уметь писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55
слов);
9
уметь писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
По способу предъявления - устные, письменные, практические.
По характеру выполнения - репродуктивные, продуктивные, творческие.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает не10
которые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
в контрольных работах – 65-70 слов;
в подробных изложениях – 45-70 слов;
в словарном диктанте – 15-20 слов.
объем творческих работ на уроке – 30-40 слов
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также
не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
11
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При
выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера,
объемом 45-70 слов. Изложения обучающихся пишут по готовому плану
или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке
изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении
предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические
ошибки.
12
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
13
№
Тема предмета
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Повторение. Звуки и буквы – 5 часов
1
Звуки и буквы.
Текст
1
Алфавит.
Гласные и согласные звуки и буквы
1
Различение звуков и букв.
Активизирование знаний в
области различения, называния звуков и букв, гласных и
согласных звуков по их существенным признакам.
Проведение звукового анализа
слова, схематичного обозначения звуков.
Активизация знаний изученного
ранее материала по теме «Звуки
и буквы»
Закрепление навыка правильного чтения алфавита.
Формирование умения различать и называть гласные и
согласные звуки и буквы.
Выполнение письменных
упражнений на расположение слов в алфавитном порядке
Называют отличительные особенности звука и буквы, используя правило. Закрепляют
умение в обозначении звуков
и букв.
Находят в тексте названия
предметов и располагают слова по алфавиту, записывая в
тетрадь (с опорой на алфавит)
Различают звуки и буквы. Отвечают на вопросы, называют
отличия. Закрепляют умение в
обозначении звуков и букв самостоятельно.
Читают текст, находят названия
предметов. Записывают слова в
тетрадь в алфавитном порядке
Называют гласные и согласные (с опорой на таблицу).
Письменно записывают в тетрадь словарные слова в алфавитном порядке, используя
алфавит. Проверяют правописание слов по словарю.
Проводят фонетический разбор слов, опираясь на помощь
учителя
Называют гласные и согласные,
твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные.
Записывают в тетрадь словарные слова в алфавитном порядке. Проверяют правописание
слов по словарю. Выделяют сомнительные согласные и гласные (для запоминания). Самостоятельно проводят фонетический разбор слов
2.
3.
Разделительный
мягкий «ь» и
твердый знаки «ъ»
1
Объяснение написания разделительного мягкого «ь» и твердого знаков «ъ».
Выявление умений находить
сходство и различие в случаях
их написания.
Применение данных знаний на
практике (записывают словосочетания и составляют предложения)
Читают правило написания
разделительного мягкого «ь» и
твердого «ь» знаков на письме.
Записывают словосочетания,
вставляя разделительные ь
(мягкий) и ъ (твердый) знаки,
опираясь на правило.
Учатся объяснять написание в
словах разделительных «ь»
(мягкого) и «ъ» (твердого)
знаков (с помощью учителя)
Правописание
безударных гласных в словах
1
Формирование умения в правописании безударных гласных в
корнях слов и отработка навыка
подбирать проверочные слова.
Закрепление знаний на практике. Выполнение письменных
заданий
Читают правило.
Учатся подбирать проверочные слова, используя правило
и образец.
Записывают слова, словосочетания в тетрадь, подбирая
проверочные слова
Восстановление в памяти правила правописания звонких и
глухих согласных в словах.
Применение правила на письме
Изучают правило правописания звонких и глухих согласных в словах. Учатся подбирать проверочные слова (по
образцу или с помощью учителя).
Записывают слова и словосочетания в тетрадь, подбирая
проверочные слова
Читают и применяют правило
написания разделительного
мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков на письме.
Записывают словосочетания и
составляют предложения,
вставляя разделительные ь
(мягкий) и ъ (твердый) знаки.
Проводят сравнительный анализ, делают выводы, объясняют
написание в словах разделительных «ь» (мягкого) и «ъ»
(твердого) знаков
Читают правило и применяют
его на письме. Самостоятельно
подбирают проверочные слова,
объясняют их написание.
Записывают текст, разделив на
части по плану, находят и подчеркивают в словах безударные
гласные, требующие внимания
Читают и запоминают правило
правописания звонких и глухих
согласных в словах. Применяют его на письме, самостоятельно подбирают проверочные
слова.
Записывают парами противоположные слова, находят и подчеркивают «сомнительные» согласные, подбирают проверочные слова (самостоятельно)
4.
Текст. Части текста. Красная строка
1
5.
Звуки и буквы.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
Входная контрольная работа
(диктант с грамматическим заданием)
1
Предложения нераспространённые
и распространён-
1
6.
Формирование умения связыУчатся связывать текст на чавать части текста по смыслу с
сти, используя заданные слова
помощью заданных слов, запи- (с помощью учителя).
сывая каждую часть текста с
Записывают каждую часть с
красной строки.
красной строки.
Закрепление умения находить в Находят и выделяют слова с
тексте слова с «сомнительны«сомнительными» гласными и
ми» гласными и согласными.
согласными, используя правиЗапись текста в тетрадь
ла и образец
Отвечают на вопросы. СпиЗакрепление умения объяссывают пары слов, подчеркинять правописание гласных и
вая сомнительные гласные и
согласных в словах.
согласные (с помощью учитеЗакрепление умения четко
ля). Списывают предложения,
называть буквы в порядке
выполняя взаимопроверку (по
алфавита.
учебнику)
Выполнение письменных заданий на закрепление темы
(составление словосочетаний,
запись под диктовку, нахождение орфограмм)
Списывают текст диктанта с
Проверка и оценка знаний на
предложенного текста. Выначало учебного года.
полняют грамматические заЧтение текста.
дания (подбирают проверочЗапись диктанта на слух.
ные слова с опорой на памятВыполнение грамматических
ки, проводят фонетический
заданий.
разбор слов).
Проверка работы (самостояВыполняют самопроверку
тельно)
Повторение. Предложение. Текст – 6 часов
С опорой на учебник дают
Восстановление в памяти знаопределение нераспространий о том, чем похожи и чем
ненных и распространенных
различаются предложения не-
Самостоятельно записывают
текст, связывая части по смыслу
с помощью подстановки заданных слов.
Находят и выделяют слова с
«сомнительными» гласными и
согласными.
Объясняют их правописание
Отвечают на вопросы. Самостоятельно составляют и записывают словосочетания из пар
слов, находят и подчеркивают
орфограммы.
Записывают текст под диктовку, выделяют орфограммы.
Сверяют написанный текст с
учебником.
Объясняют написание орфограмм
Пишут текст диктанта на слух.
Выполняют грамматические
задания подбирают проверочные слова, проводят фонетический разбор слов. Осуществляют самоконтроль
Дают определение нераспространенных и распространенных предложений.
ные
7.
12
Однородные
члены предложения
1
Распространение
предложений однородными членами
1
Составление
предложений с
однородными
1
распространенные и распространенные
Закрепление умения приводить
примеры таких предложений.
Выполнение письменных
упражнений в распространении
предложений с помощью вопросов
Дополнение определения об
однородных членах предложения.
Постановка вопросов к однородным членам предложения.
Нахождение их в предложении.
Запись предложений с однородными членами и составление их схем
Знакомство с правилом постановки запятой между однородными членами предложения.
Словарная работа (составление
словосочетаний и предложений
со словарными словами).
Формирование умения распространять предложения однородными членами.
Составление и запись предложений с однородными членами
Закрепление умения использовать данные однородные члены
в составлении предложений с
предложений.
Находят в тексте распространенные предложения, записывают их в тетрадь
Учатся подбирать предложения
к схемам, чертить схемы, распространять предложения с помощью вопросов, записывая
текст
С опорой на учебник дают
определение однородных членов предложения. Учатся
находить в предложении однородные члены, ставя к ним
вопросы (с опорой на образец).
Списывают предложения,
подчеркивая однородные члены (с помощью учителя)
Читают правило о постановке
запятой между однородными
членами в предложении.
Записывают словарные слова.
Записывают предложения,
распространяя их однородными членами (по образцу).
Упражняются в постановке
запятой между однородными
членами
Дают определение однородных
членов предложения.
Находят в предложении однородные члены, ставя к ним вопросы.
Списывают предложения, подчеркивая однородные члены.
Составляют схемы предложений с однородными членами
Используют однородные члены в составлении предложений с опорой на сюжетные
Используют однородные члены
в составлении предложений с
опорой на сюжетные картинки
Читают и запоминают правило
о постановке запятой между однородными членами в предложении. Придумывают и записывают словосочетания и предложения со словарными словами. Распространяют предложения однородными членами, записывая их в тетрадь. Расставляют запятые. Чертят схемы
членами
8.
10.
опорой на сюжетные картинки
и без них
картинки (по образцу).
Записывают текст, расставляя
запятые между однородными
членами предложения (с помощью учителя)
Работают с текстом. Учатся
находить недостающие части
и сравнивать их с готовым
планом.
Составляют рассказ по рисункам и записывают его (с помощью учителя)
С опорой на учебник дают
определение обращению.
Списывают предложения, выделяя обращение запятой (с
опорой на образец)
Текст.
Подтверждение
основной мысли
текста фактами
1
Формирование умения работать
с текстом.
Овладение умением подтверждать фактами основную мысль
текста, опираясь на готовый
план и рисунки
Обращение.
9.
Его место в предложении
1
Употребление обращения в диалоге
1
Предложение.
Анализ сочинения. Закрепление
знаний по теме.
Контрольные вопросы и задания
1
Чтение определения (об обращении) и дополнение вывода.
Формирование знания о месте
обращения в предложении.
Выделение обращений в устной
и письменной речи
Овладение умением использовать обращения в диалогах.
Выполнение упражнений с использованием обращений в
диалогах
Закрепление знаний по теме:
«Предложение. Текст»
Проведение анализа сочинения.
Словарная работа
Умеют использовать обращения в диалогах (с опорой на
образец). Списывают диалог,
вставляя обращения (с помощью наводящих вопросов)
Разбирают ошибки, допущенные в сочинении. Выполняют
контрольные задания (по
учебнику), используя таблицы
и схемы.
Записывают словарное слово
и без них.
Списывают текст, расставляют
запятые между однородными
членами, объясняя их постановку.
Составляют схемы предложений
Работают с текстом. Учатся
подтверждать фактами основную мысль.
Придумывают заголовок. Составляют и записывают рассказ
по рисункам
Читают определение. Дополняют вывод.
Записывают предложения, выделяя обращение запятой.
Подчеркивают обращения вместе с запятыми
Правильно используют обращения в диалогах. Самостоятельно
записывают диалог, вставляют
обращения, выделяя их запятыми. Подчеркивают обращения
Разбирают ошибки, допущенные в сочинении. Отвечают на
контрольные вопросы (по учебнику).
Составляют и записывают словосочетания и предложения со
словарным словом
11.
Проверочная работа по теме:
«Предложение.
Текст»
1
12.
Корень и однокоренные слова
1
13
Приставка
1
14
Суффикс
1
15
Окончание
1
Проверка знаний по теме:
«Предложение. Текст».
Выполнение тестового задания
Выполняют проверочную работу (пользуются схемами,
таблицами). Выполняют тестовые задания
Состав слова – 9 часов
Знакомство со схемами состава Вспоминают и называют части
слова. Восстановление в памяти слова (по таблице).
знаний о том, какие части вхоС опорой на учебник дополдят в состав слов. Дополнение
няют определение однокоренданного определения одноконых слов.
ренных слов.
Учатся выделять корень, подЗапись однокоренных слов.
бирать однокоренные слова.
Нахождение и выделение корВыполняют письменные
ней в однокоренных словах
упражнения
Нахождение и правильное выУпражняются в образовании
деление значком приставки в
новых слов с помощью прислове.
ставок (по образцу). ЗаписыВыполнение письменных
вают словосочетания, выделяя
упражнений в образовании нов словах приставки (с помовых слов с помощью приставок щью правила и образца)
Выполняют проверочную работу (самостоятельно).
Выполняют тестовые задания
Нахождение и правильное выделение значком суффикса в
слове.
Образование новых слов с помощью суффиксов.
Выполнение письменных
упражнений
Нахождение и правильное выделение значком окончания в
Читают и дополняют правило.
Записывают новые слова, образованные с помощью суффиксов (по образцу). Учатся
выделять суффиксы в словах
Читают и дополняют правило.
Образовывают и записывают
новые слова с помощью суффиксов. Выделяют суффиксы с
уменьшительно-ласкательным
значением
Читают и дополняют определение (с помощью учителя).
Читают и дополняют определение.
Вспоминают и называют части
слова, дополняют определение
однокоренных слов. Подбирают
однокоренные слова, выделяют
корень. Закрепляют знания на
практике
Находят и выделяют в словах
приставки.
Образовывают новые слова с
помощью приставок.
Записывают словосочетания,
выделяют приставки
16
17
Правописание
гласных и согласных в корне.
Безударные гласные в корне
1
Звонкие27и глухие
согласные в корне
1
Правописания в
корне. Закрепление знаний
1
слове.
Связывание слов по смыслу с
помощью окончаний.
Выполнение письменных
упражнений
Составляют и записывают
словосочетания, связывая слова по смыслу с помощью
окончаний (с опорой на образец)
Овладение умением объяснять
правила проверки безударных
гласных в корне. Запись однокоренных слов и выделение
общего корня.
Формирование умения подбирать проверочные слова.
Выполнение письменных
упражнений
Овладение умением объяснять
правила проверки парных звонких и глухих согласных в
корне.
Применение правила при записи слов и подбор проверочных
слов
Выполнение письменных
упражнений
Закрепление знаний по теме:
«Правописания в корне».
Словарная работа.
Запись словосочетаний и предложений с изученными орфограммами
Знакомятся с правилом проверки безударных гласных в
корне.
Учатся подбирать
проверочные слова (с опорой
на правило и образец), выделять общий корень.
Списывают текст, вставляя
пропущенные гласные (с помощью учителя)
Знакомятся с правилами проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Списывают предложения, подбирая проверочные слова (с опорой на правило и образец)
Закрепляют умение обнаруживать орфограммы в словах.
Записывают словарные слова.
Списывают текст. Применяют
различные способы проверки в
корне (с опорой на правила и
образец).
Осуществляют самоконтроль
Правильно находят и выделяют
в словах окончания.
Составляют и записывают словосочетания и предложения,
связывая слова по смыслу с помощью окончаний
Овладевают умением объяснять
правила проверки безударных
гласных в корне. Списывают
текст, вставляя пропущенные
гласные.
Подбирают проверочные слова,
объясняя свой выбор
Овладевают умением объяснять
правила проверки парных звонких и глухих согласных в корне
слова.
Записывают предложения, подбирая проверочные слова. Объясняют правила проверки
Закрепляют умение обнаруживать орфограммы в словах.
Записывают словосочетания и
предложения со словарными
словами. Записывают текст на
слух.
Применяют различные способы
проверки в корне.
Правописание
29
приставок
Гласные и согласные в приставках
1
18.
Разделительный
30
твёрдый знак «ъ»
после приставок
1
19.
Проверочная работа по теме: «Состав слова»
1
20.
Знакомство со
сложными словами
1
Формирование умения дифференцировать приставки с гласными «о, а, е».
Отработка умения соблюдать
правило записи данных приставок независимо от произношения.
Словарная работа.
Запись слов и словосочетаний,
выделяя приставки
Закрепление знания правописания в словах разделительного
твердого знака «ъ» после приставок.
Дополнение правила написания
разделительного твердого знака
«ъ» после приставок, подкрепляя данное правило чёткой артикуляцией и примерами.
Выполнение тренировочных
упражнений
Выполнение проверочного теста по теме: «Состав слова»
Выполняют упражнения, соблюдают правило правописания слов с приставками на «о,
а, е» (с опорой на образец).
Записывают словарное слово
Знакомство со сложными словами и способом их образования.
Накопление словаря сложных
слов, формирование умения
объяснять их лексическое зна-
Осуществляют самоконтроль
Выполняют письменные
упражнения, соблюдают правило правописания слов с приставками на «о, а, е». Выделяют
приставки. Объясняют правописание гласных в приставках.
Составляют и записывают словосочетания и предложения со
словарным словом
С опорой на учебник дополняют правило написания разделительного твердого знака
«ъ» после приставок.
Составляют и записывают
словосочетания (с опорой на
правило и образец)
Дополняют правило написания
разделительного твердого знака
«ъ» после приставок. Списывают текст, вставляя разделительный твердый знак «ъ» после
приставок (где нужно). Объясняют написание «ъ»
Выполняют проверочный тест
по теме «Состав слова» (с
опорой на образец)
Выполняют проверочный тест
по теме: «Состав слова»
Читают правило.
Знакомятся со способом образования сложных слов.
Списывают текст, находят
сложные слова, выделяя в них
корни (с опорой на образец)
Читают и запоминают правило.
Знакомятся со способом образования сложных слов.
Записывают сложные слова, соотнося их с нужной схемой.
Списывают текст, находят
21
Правописание
сложных слов
1
Образование
сложных слов
1
Различение частей
речи
1
чение.
Тренировочные упражнения в
написании сложных слов
Формирование умения объясПрименяют правило правопинять лексическое значение
сания соединительных глассложных слов.
ных в сложных словах (с опоЗнание правила правописания
рой на схему).
соединительных гласных в
Списывают предложения,
сложных словах.
вставляют соединительные
Умение находить сложные сло- гласные в сложных словах (с
ва в тексте и вставлять нужную опорой на правило и образец)
соединительную гласную
Знание правила правописания
Применяют правило и знают
соединительных гласных в
способы образования сложных
сложных словах.
слов. Записывают в тетрадь
Выполнение различных письсловосочетания, дополняя их
менных упражнений по образо- сложными словами (с опорой
ванию сложных слов из заданна правило и схемы)
ных частей и соединительных
гласных
Части речи. Текст. Имя существительное – 14 часов
Формирование умения разлиРазличают части речи (по вочать части речи (по вопросам).
просам) с помощью учителя.
Выполнение тренировочных
Упражняются в подборе ряда
заданий в составлении словосо- однокоренных слов, состоячетаний, используя в них укащих из разных частей речи (с
занные части речи.
опорой на образец).
Закрепление умения подбирать Подчеркивают части речи
ряд однокоренных слов, состоящих из разных частей речи
сложные слова, выделяя в них
корни
Называют и правильно применяют правило правописания соединительных гласных в сложных словах. Списывают предложения, вставляют соединительные гласные в сложных
словах. Объясняют свой выбор
Применяют правило и знают
способы образования сложных
слов.
Записывают в тетрадь словосочетания и текст, объясняя правописание сложных слов
Различают части речи (по вопросам).
Выполняют письменные
упражнения, подбирая ряд однокоренных слов, состоящих из
разных частей речи. Подчеркивают слова, определяя части речи по вопросам
Образование одних частей речи от
других
1
22
Значение имен
существительных
в речи
1
23
Использование
имен существительных для сравнения одного
предмета с другим
1
Род и число имен
существительных
1
24
Овладение умением объяснять
значение слов, заменяя данные
имена прилагательные сочетаниями глаголов с именами существительными.
Тренировочные упражнения
Формирование умения отличать
имена существительные от других частей речи (по вопросам).
Запись текста, опираясь на готовый план и разделив на части.
Нахождение в тексте имен существительных
Закрепление умения сравнивать
один предмет с другим, используя имена существительные.
Запись предложений со сравнениями
Выявление знаний и умений
определять род и число имен
существительных.
Списывание текста, изменяя
число имен существительных и
определяя их род
Выполняют письменные
упражнения, заменяя данные
имена прилагательные сочетаниями глаголов с именами
существительными (с опорой
на образец)
Умеют отличать имена существительные от других частей
речи (с опорой на правило).
Списывают текст, делят его на
части, находят имена существительные (по вопросам)
Выполняют письменные
упражнения, заменяя данные
имена прилагательные сочетаниями глаголов с именами существительными
Сравнивают один предмет с
Сравнивают один предмет с
другим, используя имена существительные (с помощью
учителя). Записывают сравнения, выделяя их запятой (по
образцу)
Упражняются в определении
рода и числа имен существительных (по опорным таблицам).
Списывают текст, изменяя
число имен существительных
и определяя их род (с помощью учителя)
другим, используя имена существительные. Записывают сравнения, выделяя их запятой
Умеют отличать имена существительные от других частей
речи (по вопросам).
Списывают текст, делят его на
части, находят имена существительные
Закрепляют умение определять
род и число имен существительных. Списывают текст, изменяя число имен существительных и определяя их род
25
Различение имен
существительных
мужского и женского рода с шипящей на конце
(ж, ш, ч, щ)
1
Знакомство с именами существительными мужского и женского рода с шипящей на конце
слова.
Выполнение письменных
упражнений на нахождение в
предложениях имен существительных с шипящей на конце и
указанием их рода
Читают правило. Знакомятся с
именами существительными
мужского и женского рода с
шипящей на конце слова.
Учатся их различать в устных
и письменных заданиях (с помощью учителя)
Читают и запоминают правило.
Знакомятся с именами существительными мужского и женского рода с шипящей на конце
слова. Закрепляют умение
определять род имен существительных. Записывают слова,
определяя часть речи и род
26
Правописание
имен существительных с шипящей на конце
1
27
Три склонения
имен существительных
в единственном
числе. Существительные 1 -3 го
склонения
1
Запоминание правила написания мягкого знака «ь» после
шипящих, основанного на различении рода имен существительных. Накопление словаря
данных существительных.
Тренировочные упражнения в
написании слов
Восстановление в памяти
названий падежей имен существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж.
Знакомство с 1-м склонением
имен существительных, читая
правило.
Записывают имена существительные 1-го склонения, определяя род и выделяя окончания
в словах
Запоминают правило написания мягкого знака «ь» после
шипящих, основанного на различении рода имен существительных. Записывают имена
существительные, определяют
род (с опорой на правило и
образец)
Вспоминают названия падежей имен существительных и
вопросы, на которые отвечает
каждый падеж (по таблице).
Читают правило.
Выписывают имена существительные 1-го склонения, определяя род и выделяя окончание (с опорой на правило)
Применяют правило написания
мягкого знака «ь» после шипящих, основанного на различении рода имен существительных. Записывают предложения,
находят имена существительные с шипящей на конце. Объясняют их написание
Перечисляют по памяти названия падежей имен существительных и их вопросы.
Читают и запоминают правило.
Выписывают имена существительные 1-го склонения, определяя род и выделяя окончание
28
29
30
31
Определение
склонения существительных по
начальной форме
1
Формирование умения определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и
окончания.
Словарная работа.
Постановка и запись имен существительных в начальную
форму
Учатся определять склонение
имен существительных по
начальной форме, учитывая
род существительных и окончания (по опорным таблицам).
Записывают словарное слово.
Записывают имена существительные в начальной форме (с
помощью учителя)
Имя существи26.
тельное.
Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
Ударные и безударные окончания имен существительных 1-го
склонения
1
Закрепление знаний по теме:
«Существительное»
(Работа по учебнику)
Выполняют контрольные задания (по учебнику), используя таблицы и схемы
1
Формирование умения писать
ударные и безударные окончания имен существительных 1-го
склонения.
Знакомство с правилом и применение его на практике (в устных и письменных заданиях)
Читают правило. Записывают
имена существительные в разных падежах, выделяя окончания.
Сравнивают ударные и безударные окончания имен существительных 1-го склонения
(с опорой на правило и образец)
Замена имен существительных с
ударным окончанием именами
существительны-
1
Закрепление умения заменять
имена существительные с ударным окончанием именами существительными с безударным
окончанием.
Знакомятся со способом проверки (замены) имен существительных с ударным окончанием именами существительными с безударным окон-
Учатся определять склонение
имен существительных по
начальной форме, учитывая род
существительных и окончания.
Составляют и записывают словосочетания и предложения со
словарным словом.
Находят в тексте и выписывают
имена существительные в
начальной форме
Выполняют контрольные задания (по учебнику)
Знакомятся с правилом написания ударных и безударных
окончаний имен существительных 1-го склонения.
Учатся ставить вопросы к именам существительным в разных
падежах. Записывают имена
существительные в разных падежах, выделяя окончания.
Объясняют их написание
Упражняются в замене имен
существительных с ударным
окончанием именами существительными с безударным окончанием. Записывают словосоче-
ми с безударным
окончанием
Запись словосочетаний, в которых необходимо заменить имена существительные
Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных
1
33
Проверочная работа по теме:
«Имя существительное»
1
34
Значение имен
прилагательных в
речи
1
32
Знакомство с правилом правописания безударных падежных
окончаний имен существительных 1-го склонения. Выполнение письменных упражнений:
1) дописывание падежных
окончаний имен существительных;
2)запись текста под диктовку (с
самопроверкой по учебнику);
3)нахождение и выписывание
из текста имен существительных с дальнейшей постановкой
их в начальную форму
Закрепление знаний по теме:
«Имя существительное».
Выполнение тестовых заданий
чанием (с помощью учителя).
Списывают словосочетания, в
которых заменяют имена существительные, и выделяют в
них окончания (с опорой на
правило и образец)
Читают правило.
Пишут в тетрадь словосочетания, дописывая падежные
окончания имен существительных (с опорой на правило
и образец). Списывают текст.
Выполняют взаимопроверку
(по учебнику)
Выполняют проверочную работу по теме: «Имя существительное».
Выполняют тестовые задания
(по карточкам)
Имя прилагательное – 11 часов
Чтение правила.
Читают правило.
Формирование умения отличать Отвечают на вопросы. Отлиимя прилагательное от других
чают имя прилагательное от
частей речи. Обогащение слодругих частей речи (по вопроваря именами прилагательнысам), описывают внешность
ми, описывающими внешность человека с помощью имен
тания, списывают диалог, заменяя имена существительные, и
выделяют их окончания.
Объясняют написание окончаний
Читают и запоминают правило.
Выполняют письменные
упражнения:
1)записывают словосочетания,
дописывая падежные окончания
имен существительных;
2)записывают текст на слух,
сверяют свою запись с текстом
в учебнике
Выполняют проверочную работу по теме: «Имя существительное».
Выполняют тестовые задания
(по карточкам)
Читают и дополняют правило
знакомыми понятиями.
Отвечают на вопросы. Отличают имя прилагательное от других частей речи, описывают
внешность человека с помощью
человека.
Выполнение письменных
упражнений: 1) запись имен
прилагательных по определенным признакам;
2)запись словарного слова в
тетрадь
35
36.
Описание предмета и его частей
1
Использование
71
имен прилагательных для сравнения предметов
1
Словосочетания с
именами прилагательными
1
прилагательных (с помощью
вопросов). Выписывают имена
прилагательные, указывая общий признак, определяя их по
вопросам. Записывают словарное слово в тетрадь
имен прилагательных. Выписывают имена прилагательные,
группируют их по определенным признакам, ставя к ним вопросы.
Составляют словосочетания и
предложения со словарным
словом, записывая их в тетрадь
Обогащение словаря именами
Используют в речи имена
Используют в речи имена приприлагательными, описываюприлагательные, описываюлагательные, описывающие
щими внешность человека.
щие внешность человека (с
внешность человека.
Выполнение упражнений.
опорой на рисунки).
Списывают текст, находят и
Списывание текста и нахождеСписывают текст, находят и
подчеркивают имена прилагание в нем имен прилагательподчеркивают имена прилага- тельные.
ных.
тельные (с опорой на образец). Составляют словосочетания и
Словарная работа
Записывают в тетрадь словар- предложения со словарным
ное слово
словом, записывая их в тетрадь
Использование имен прилага- Используют в речи имена прила- Используют в речи имена прилательных для сравнения предме- гательные, необходимые для
гательные, необходимые для
тов.
сравнения предметов (с опорой сравнения предметов. Составляют
Составление и запись предложе- на рисунки). Выполняют пись- и записывают предложения, сравний, подбирая сравнения (с ис- менные упражнения, подбирая нивая предметы по их признакам,
пользованием имен прилагасравнения.
используя подходящие по смыслу
тельных)
Подчеркивают имена прилага- выражения
тельные
Дополнение правила.
Читают правило.
Читают и дополняют вывод.
Формирование умения объяснять Списывают текст, вставляя во- Списывают текст, вставляя вопонятие согласования имен при- просы и подчеркивая словосо- просы и подчеркивая словосочелагательных с именами сущечетания (имя существительное тания (имя существительное +
ствительным, опираясь на дан+ имя прилагательное) (с поимя прилагательное). Составляные примеры и схемы окончаний мощью учителя).
ют и записывают словосочетания
имен прилагательных.
Записывают словарное слово
и предложения со словарным
37
Согласование
имени прилагательного с именем
существительным
в роде и числе
1
38
Различение окончаний имен прилагательных в
единственном и
множественном
числе
1
39
Контрольная работа по теме «Имя
прилагательное» с
грамматическим
заданием
1
Запись текста, нахождение имен
прилагательных, ставя к ним вопрос. Словарная работа
Ознакомление с правилом.
Овладение умением объяснять
понятие согласования имен прилагательных с именами существительным, опираясь на данные примеры и схемы окончаний
имен прилагательных.
Подбор к именам существительным подходящих по смыслу
имен прилагательных, выделяя
окончания и определяя род и
число, записывая в тетрадь.
Закрепление умения различать
окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Запись словосочетаний, выделение окончаний у имен прилагательных и определение рода и
числа (по имени существительному)
Проверка и оценка знаний по
теме «Имя прилагательное»
словом в тетрадь
Читают правило.
Учатся согласовывать имена
прилагательные с именами существительными в роде, числе
и падеже (с опорой на правило
и образец). Письменно подбирают к именам существительным подходящие имена прилагательные, определяя род и
число (используют схемы)
Читают и запоминают правило.
Объясняют понятие согласования имен прилагательных с именем существительным. Подбирают к именам существительным
подходящие имена прилагательные, определяют род, число и
падеж.
Выделяют окончания имен прилагательных. Объясняют их
написание
Читают правило. Закрепляют
умение различать окончания
имен прилагательных в единственном и множественном
числе (по таблицам).
Записывают словосочетания,
определяют род и число имен
прилагательных
Изучают правило.
Различают окончания имен
прилагательных в единственном и множественном числе.
Записывают словосочетания и
предложения, дописывая окончания имен прилагательных,
определяют род и число. Выделяют окончания у имен прилагательных (с объяснением)
Пишут диктант на слух. Выполняют грамматические задания
Списывают текст диктанта с
предложенного текста. Выполняют грамматические задания (дифференцированно)
40
Склонение имен
прилагательных
мужского и
среднего рода.
Постановка вопросов от имени
существительного
к имени прилагательному в разных
падежах
1
41
Правописание
падежных окончаний имен
прилагательных
мужского и
среднего рода
1
42
Склонение имен
прилагательных
женского рода.
Изменение имен
прилагательных
женского рода
по падежам
1
Восстановление в памяти
названий падежей.
Формирование умения ставить
вопросы от имени существительного к имени прилагательному в разных падежах.
Списывание текста.
Выделение падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода при изменении по падежам
Читают правило.
Называют падежи (по таблице).
Учатся ставить вопросы от
имени существительного к
имени прилагательному в разных падежах (с помощью таблицы). Списывают текст, ставят вопросы к именам прилагательным. Выделяют окончания вопросов и имен прилагательных (с помощью учителя)
Чтение правила.
Читают правило.
Наблюдение за изменением па- Записывают словосочетания.
дежных окончаний имен прила- Наблюдают за изменением
гательных мужского и среднего падежных окончаний имен
рода.
прилагательных мужского и
Записывание словосочетаний,
среднего рода, согласовывая
дописывая и выделяя окончания их с именами существительимен прилагательных, опираясь ными.
на окончания вопросов
Делают вывод (с помощью
учителя)
Наблюдение за изменением
Наблюдают за изменением
имен прилагательных женского имен прилагательных женскорода по падежам, опираясь на
го рода по падежам (с опорой
таблицу склонения.
на таблицу).
Запись словосочетаний и пред- Записывают словосочетания и
ложений, выделяя окончания
предложения, выделяя оконимен прилагательных. Опреде- чания имен прилагательных.
ление рода имен прилагательОпределяют род имен приланых
гательных, выделяют оконча-
Дополняют вывод.
Ставят вопросы от имени существительного к имени прилагательному в разных падежах.
Списывают текст, ставят вопросы к именам прилагательным.
Выделяют окончания вопросов
и имен прилагательных (с объяснением)
Читают и запоминают правило.
Записывают словосочетания.
Наблюдают за изменением падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего
рода, согласовывая их с именами существительными. Выделяют окончания, объясняют их
написание
Наблюдают за изменением имен
прилагательных женского рода
по падежам, опираясь на таблицу склонения.
Записывают словосочетания и
предложения.
Выделяют окончания имен прилагательных. Определяют род
имен прилагательных, сверяя с
43
Постановка вопросов от имен
существительных к именам
прилагательным
в разных падежах
1
44
Правописание
падежных окончаний имен
прилагательных
женского рода
1
Правописание
падежных окончаний имен
прилагательных
в единственном
1
Выполнение тренировочных
упражнений в постановке вопросов от имен существительных к именам прилагательным
в разных падежах.
Запись словосочетаний и предложений, подставляя вопросы
от имен существительных к
именам прилагательным.
Запись пересказа текста с опорой на рисунок, сверяя его с
текстом в учебнике
Дополнение объяснения (правила).
Закрепление умения правильно
писать падежные окончания
имен прилагательных женского
рода.
Списывание предложений и
текста, подставляя вопросы к
именам прилагательным от
имен существительных.
Выделение окончаний вопросов
и окончаний имен прилагательных
Наблюдение и тренировка в
правописании падежных окончаний имен прилагательных в
единственном числе.
Запись текста, вставляя пропу-
ния
Записывают словосочетания и
предложения, подставляя вопросы от имен существительных к именам прилагательным
(с опорой на таблицу)
таблицей
Записывают словосочетания и
предложения, вставляя вопросы
от имен существительных к
именам прилагательным. Выделяют окончания имен прилагательных.
Записывают пересказ текста с
опорой на рисунок, сверяя его с
текстом в учебнике
Читают правило.
Отвечают на вопросы.
Списывают предложения,
вставляют окончания, подставляя вопросы к именам
прилагательным от имен существительных.
Выделяют окончания вопросов и окончания имен прилагательных (с опорой на образец)
Читают правило.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод о соответствии
падежных окончаний имен прилагательных женского рода
окончаниям вопросов.
Списывают текст, вставляют
окончания, подставляя вопросы
к именам прилагательным от
имен существительных.
Выделяют окончания вопросов и
окончания имен прилагательных.
Объясняют их написание
Списывают текст, вставляя
пропущенные окончания имен
прилагательных. Выделяют
окончания имен прилагательных. Записывают словарные
Списывают текст, вставляя
пропущенные окончания имен
прилагательных.
Записывают текст под диктовку.
числе
щенные окончания имен прилагательных.
Запись текста под диктовку с
самопроверкой по учебнику.
Словарная работа
45
Закрепление
знаний по теме:
«Имя прилагательное»
1
46
Значение глаголов в речи
1
слова в тетрадь
Повторение по теме: «Имя при- Записывают текста с опорой
лагательное».
на рисунки.
Запись текста и диалога с опоДополняют текст недостаюрой на рисунки.
щими именами прилагательДополнение недостающими
ными.
именами прилагательными.
Ставят вопросы от имен сущеПостановка вопросов от имен
ствительных к именам приласуществительных к именам
гательным. Выделяют окончаприлагательным
ния имен прилагательных
Глагол – 10 час
Восстановление в памяти опре- Отвечают на вопросы. Отлиделения глагола как части речи. чают глаголы от других частей
Выявление знаний по данной
речи, восстанавливают в патеме.
мяти определение глагола как
Овладение умением отличать
части речи.
глаголы от других частей речи. Составляют и записывают
Составление предложений с
предложения с глаголами.
глаголами.
Записывают в тетрадь текст,
Запись текста, дополняя глагодополняя его глаголами (с полами
мощью учителя)
Выполняют самопроверку по
учебнику.
Составляют и записывают словосочетания и предложения со
словарными словами
Записывают диалог с опорой на
рисунки. Дополняют текст
недостающими именами прилагательными.
Ставят вопросы от имен существительных к именам прилагательным. Выделяют окончания
имен прилагательных. Объясняют их написание
Отвечают на вопросы. Дополняют определение.
Умеют отличать глаголы от
других частей речи.
Восстанавливают в памяти
определение глагола как части
речи. Составляют и записывают
предложения с глаголами.
Записывают в тетради текст,
дополняя глаголами. Подчеркивают глаголы
47
48
Использование глаголов для сравнения
предметов
1
Отработка умения использовать
глаголы для сравнения предметов.
Запись предложений, употребляя
сравнения
Время и число глаголов.
Различение глаголов
по временам
1
Изменение глаголов
по временам
1
Формирование умения различать
глаголы по временам, ставить
вопросы к глаголам.
Выполнение письменных упражнений: 1) запись глаголов в три
столбика – по временам;
2)постановка вопросов к глаголам;
3)определение времени глаголов.
Запись предложений, подчеркивание глаголов, указав время
Отработка умения изменять глаголы по временам.
Запись глаголов по временам,
подставляя вопросы.
Запись текста (изменить глаголы,
записывая их в прошедшем времени)
Различение глаголов
по числам
1
Формирование умения различать
глаголы, изменяя их по числам.
Запись словосочетаний и предложений, изменяя глаголы по
числам
Упражняются в использовании глаголов для сравнения предметов (с помощью
учителя). Выполняют письменные упражнения.
Подчеркивают глаголы
Тренируются в умении различать глаголы по временам, ставить вопросы к глаголам (с опорой на таблицы).
Выписывают глаголы в три
столбика, определяя время
по вопросам (с помощью
учителя)
Отрабатывают умение в использовании глаголов для
сравнения предметов. Выполняют письменные упражнения.
Подчеркивают глаголы
Тренируются в умении различать глаголы по временам,
ставить вопросы к глаголам.
Выписывают глаголы в три
столбика, определяя время по
вопросам. Записывают предложения, подчеркивают глаголы, указывая время
Отрабатывают умение изменять глаголы по временам (с опорой на образец).
Записывают глаголы по
временам, подставляя к ним
вопросы.
Списывают текст, подчеркивают глаголы
Отвечают на вопросы.
Совершенствуют умение
различать глаголы, изменяя
их по числам (с опорой на
образец).
Отрабатывают умение изменять глаголы по временам.
Записывают глаголы по временам в три столбика, подставляя к ним вопросы.
Записывают текст, ставя глаголы в прошедшем времени
Отвечают на вопросы.
Совершенствуют умение
различать глаголы, изменяя
их по числам.
Составляют словосочетания
Закрепление умения различать
глаголы, изменяя их по числам,
ставить вопросы к глаголам.
Запись словосочетаний с опорой
на схемы.
Постановка вопросов к глаголам.
Словарная работа
49
Изменение глаголов
в прошедшем времени по родам
1
Овладение умением изменять
глаголы в прошедшем времени
по родам.
Запись глаголов в три столбика,
подбирая названия действий к
названиям предметов.
Определение времени и числа у
глаголов.
Запись предложений с постановкой вопросов к глаголам и определением у них времени и рода
Составляют словосочетания
и предложения, изменяют
глаголы по числам, ставя
вопросы
Закрепляют умение различать глаголы, изменяя их по
числам, ставить вопросы к
глаголам (используют таблицы). Записывают словосочетания с опорой на схемы (с помощью учителя).
Ставят вопросы к глаголам.
Записывают словарное слово в тетрадь
Отрабатывают умение изменять глаголы в прошедшем времени по родам (с
опорой на образец).
Записывают глаголы в три
столбика, подбирая названия действий к названиям
предметов.
Определяют время и число
у глаголов.
Записывают предложения,
ставят вопросы к глаголам
и определяют у них время и
род (с опорой на образец)
и предложения, изменяют
глаголы по числам, ставя к
ним вопросы. Объясняют
написание
Закрепляют умение различать глаголы, изменяя их по
числам, ставить вопросы к
глаголам.
Записывают словосочетания
с опорой на схемы.
Ставят вопросы к глаголам.
Подчеркивают глаголы и
указывают число.
Составляют и записывают
словосочетания и предложения со словарным словом
Отвечают на вопросы.
Отрабатывают умение изменять глаголы в прошедшем
времени по родам.
Записывают глаголы в три
столбика, подбирая названия
действий к названиям предметов.
Определяют время и число у
глаголов. Записывают предложения, ставят вопросы к
глаголам и определяют у них
время и род.
Объясняют написание
Формирование умения различать
окончания женского и среднего
рода у глаголов в прошедшем
времени, приводить примеры
этих различий. Запись предложений и выделение родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени.
Запись диалога, вставляя пропущенные окончания глаголов
50
51
52
Проверочная работа
по теме: «Изменение
глаголов по числам
и временам»
Неопределенная форма глагола.
Понятие о неопределенной форме глагола
1
Проверка и оценка знаний по теме: «Изменение глаголов по числам и временам»
1
Знакомство с понятием неопределенной формы глагола.
Изучение правила по данной теме.
Постановка вопросов к глаголам.
Выписывание из текста глаголов
в неопределенной форме
Правописание глаголов в неопределенной форме
1
Чтение правила.
Формирование умения использования уже известного способа
Отвечают на вопросы.
Учатся различать окончания женского и среднего
рода у глаголов в прошедшем времени. Записывают
предложения и выделяют
родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
Записывают диалог, вставляя пропущенные окончания глаголов
Отвечают на вопросы.
Различают окончания женского и среднего рода у глаголов
в прошедшем времени, приводят примеры этих различий.
Записывают предложения и
выделяют родовые окончания
глаголов в прошедшем времени.
Записывают диалог, вставляя
пропущенные окончания глаголов.
Выполняют проверочную
Выполняют проверочную раработу по теме: «Изменение боту по теме: «Изменение
глаголов по числам и вреглаголов по числам и времеменам» (по карточкам)
нам» (по карточкам)
Читают правило.
Читают и запоминают правиЗнакомятся с понятием нело.
определенной формы глаго- Знакомятся с понятием нела.
определенной формы глагоУчатся ставить вопросы к
ла.
глаголам.
Учатся ставить вопросы к
Выписывают глаголы в не- глаголам.
определенной форме в тет- Выписывают глаголы в нерадь
определенной форме в тетрадь.
Объясняют свой выбор
Читают правило.
Читают и запоминают правиЗаписывают в тетрадь слово- ло.
сочетания и предложения с Записывают в тетрадь слово-
53
подстановки вопроса к глаголу
для проверки написания мягкого
знака (ь) в неопределенной форме.
Запись словосочетаний и предложений с глаголами в неопределенной форме.
Постановка вопросов к глаголам
в неопределенной форме
Закрепление умений в постановке глаголов в неопределенную
форму.
Запись текста с опорой на рисунки, используя глаголы в неопределенной форме
Постановка глаголов
в неопределенную
форму
1
Частица не с глаголами. Использование частицы «не» в
значении отрицания
1
Изучение правила правописания
частицы «не» с глаголами и использовании частицы «не» с глаголами в значении отрицания.
Списывание предложений, подчеркивание глаголов с частицей
«не» в значении отрицания
Наблюдение за правописанием частицы
«не» с глаголами
1
Запоминание правила правописания частицы «не» с глаголами.
Наблюдение за правописанием
частицы не с глаголами.
глаголами в неопределенной
форме.
Учатся находить в тексте и
ставить вопросы к глаголам
в неопределенной форме.
Подчеркивают их
сочетания и предложения с
глаголами в неопределенной
форме.
Учатся находить в тексте и
ставить вопросы к глаголам в
неопределенной форме.
Объясняют написание мягкого знака (ь) в глаголах неопределенной формы
Упражняются в постановке Упражняются в постановке
глаголов в неопределенную глаголов в неопределенную
форму (с опорой на образец). форму. Записывают текст с
Записывают текст с опорой опорой на рисунки, испольна рисунки, используя гла- зуя глаголы в неопределенголы в неопределенной
ной форме. Объясняют праформе.
вописание глаголов в неОбъясняют правописание
определенной форме
глаголов в неопределенной
форме (с помощью учителя)
Читают правило правопиЧитают и запоминают прасания частицы «не» с главило правописания частицы
голами.
не с глаголами.
Списывают предложения,
Списывают предложения,
подчеркивают глаголы с
подчеркивают глаголы с чачастицей «не».
стицей «не».
Списывают текст, подчерСписывают текст, подчеркикивая глаголы
вая глаголы. Исправляют неправильное предложение
Применяют правило право- Знают и применяют правило
писания частицы «не» с гла- правописания частицы «не» с
голами.
глагола.
Записывают словосочетания Записывают словосочетания с
Запись словосочетаний с опорой
на рисунок, подчеркивая глаголы.
Списывание текста, нахождение и
подчеркивание глаголов со значением отрицания
с опорой на рисунок, подчеркивая глаголы.
Списывают текст, находят и
подчеркивают глаголы со
значением отрицания
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетрадь словосочетания, подчеркивая частицу «не» и выделяя приставки.
Списывают текст, вставляя
по смыслу частицу «не».
Записывают словарное слово
54
Правописание частицы «не» с глаголами
1
Закрепление умения использования частицы «не» с глаголами.
Запись словосочетаний, подчеркивая частицу не и выделяя приставки.
Запись текста, вставляя по смыслу частицу «не».
Словарная работа
55
Проверочная работа
по теме: «Глагол»
Глагол
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
Выполнение проверочной работы
по теме: «Глагол» (тестовые задания)
Закрепление знаний по теме:
«Глагол»
(Работа по учебнику).
Запись текста под диктовку.
Запись текста, вставляя пропущенные орфограммы в разных
частях слова
Личные местоимения.
1
56
опорой на рисунок, подчеркивая глаголы.
Списывают текст, находят и
подчеркивают глаголы со значением отрицания.
Объясняют написание
Записывают в тетрадь словосочетания, подчеркивая частицу «не» и выделяя приставки.
Записывают текст, вставляя
по смыслу частицу «не».
Объясняют написание. Составляют и записывают словосочетания и предложения со
словарным словом
Выполняют проверочную
работу по теме: «Глагол» (тестовые задания)
Закрепляют знания по теме:
«Глагол». Записывают текст
под диктовку.
Проверяют по учебнику.
Записывают текст, вставляя
пропущенные орфограммы в
разных частях слова.
Выполняют контрольные задания (по учебнику)
Выполняют проверочную
работу по теме: «Глагол»
(тестовые задания)
Закрепляют знания по теме:
«Глагол».
Списывают текст с учебника.
Выполняют взаимопроверку.
Записывают текст, вставляя
пропущенные орфограммы в
разных частях слова. Выполняют контрольные задания (по учебнику)
Местоимение – 4 часа
Чтение правила.
Читают правило.
Читают правило.
Знакомство с частью речи, кото- Знакомятся с частью речи,
Знакомятся с частью речи,
рая указывает на предметы, но не
называет их.
Списывание предложений, подчеркивая местоимения
Значение
113личных местоимений в речи
57
1
Отработка умения выбирать из
предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов
(имена существительные).
Списывание предложений, подчеркивая имена существительные и местоимения
Лицо и число местоимений.
Местоимения 1-го
лица
1
Местоимения 2-го
лица
1
Чтение правила.
Формирование умения находить
в предложении местоимения 1-го
лица.
Запись предложений и текста в
тетрадь.
Нахождение в них личных местоимений, указывая их лицо и
число
Чтение правила.
Овладение умением различать
местоимения 1, 2 лица.
Запись предложений и текста в
тетрадь.
Нахождение в них личных местоимений, указывая их лицо и
число
которая указывает на предметы, но не называет их
(таблица).
Списывают предложения,
подчеркивая местоимения
Учатся выбирать из предложения слова, которые
указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (имена существительные). Записывают предложения, подчеркивая имена существительные и местоимения (парами)
Читают правило.
Списывают предложения и
текст.
Учатся находить в предложениях личные местоимения 1-го лица (пользуются
таблицей)
которая указывает на предметы, но не называет их.
Списывают предложения,
подчеркивая местоимения
Читают правило.
Учатся различать местоимения 1, 2 лица (по опорной схеме). Списывают
предложения и текст.
Подчеркивают местоимения
2-го лица
Читают правило.
Учатся различать местоимения 1, 2 лица. Списывают
предложения и текст.
Подчеркивают местоимения
2-го лица, указывая их лицо
и число
Учатся выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (имена существительные). Записывают предложения, подчеркивая имена существительные и местоимения (парами)
Читают правило.
Списывают предложения и
текст.
Учатся находить в предложении личные местоимения
1-го лица.
Подчеркивают местоимения,
указывая их лицо и число
Местоимения 3-го
лица
1
Чтение правила.
Формирование умения различать
местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Запись предложений и текста,
подчеркивая местоимения 3-го
лица.
Словарная работа
Чтение правила.
Списывание текста, подчеркивая
личные местоимения и указывая
их род
Читают правило.
Учатся различать местоимения 1, 2, 3 лица (по
опорной схеме).
Записывают предложения и
текст, подчеркивая местоимения 3-го лица.
Записывают в тетрадь словарное слово
Читают правило.
Списывают текст, подчеркивают личные местоимения и указывают их род
58
Различение местоимений по лицам и
числам
1
Наблюдение за тем, как различаются местоимения по лицам и
числам.
Запись предложений в тетрадь,
подчеркивая местоимения и указывая их лицо и число.
Словарная работа
Записывают предложения в
тетрадь, подчеркивая местоимения и указывая их
лицо и число.
Записывают словарное слово в тетрадь
59
Самостоятельная
работа по теме:
«Местоимение»
1
Выполнение самостоятельной
работы по теме: «Местоимение»
(тестовые задания)
Выполняют самостоятельную работу по теме «Местоимение» (тестовые задания)
Читают правило.
Учатся различать местоимения 1, 2, 3-го лица.
Записывают предложения и
текст, подчеркивая местоимения 3-го лица. Составляют и записывают в тетрадь
словосочетания и предложения со словарным словом
Читают и запоминают правило.
Списывают текст, заменяя
повторяющееся имя существительное местоимением 3го лица. Подчеркивают личные местоимения и указывают их род
Записывают предложения в
тетрадь, подчеркивая местоимения и указывая их лицо и
число. Объясняют свою запись. Составляют и записывают в тетрадь словосочетания и предложения со словарным словом
Выполняют самостоятельную работу по теме «Местоимение» (тестовые задания)
Личные местоимения. Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и задания
1
Закрепление знаний по теме:
«Личные местоимения» (работа
по учебнику)
Закрепляют знания по теме:
«Личные местоимения»
(работа по учебнику)
Закрепляют знания по теме:
«Личные местоимения» (работа по учебнику)
Предложение – 5 часов
60
Простое предложение.
Однородные члены
предложения без
союза и с союзом и
1
Восстановление в памяти знаний
о том, какие члены предложения
называются однородными и с какой интонацией они произносятся.
Списывание предложений и текста, подчеркивание запятых и
союзов и
Вспоминают и называют,
какие члены предложения
называются однородными и
с какой интонацией они
произносятся (с опорой на
учебник и таблицу).
Списывают предложения и
текст, подчеркивают запятые и союз и
61
Однородные члены
предложения с союзами «а, но»
1
Знакомство с однородными членами предложения, соединенными союзами «а, но» Списывание
предложений и текста, подчеркивание запятых и союзов а, но
Читают правило. Знакомятся с однородными членами
предложения, соединенными союзами «а, но» (используют таблицу).
Списывают предложения и
текст, подчеркивают запятые и союзы а, но
Однородные члены
предложения с союзами «и, а, но»
1
Объяснение постановки знаков
препинания (запятые между однородными членами предложения).
Составление схем предложения.
Списывание предложений и тек-
Учатся правильно ставить
запятые между однородными членами предложения
(по схеме).
Списывают предложения и
текст, подчеркивают запя-
Вспоминают и называют, какие члены предложения
называются однородными и с
какой интонацией они произносятся.
Списывают предложения и
текст, подчеркивают запятые
и союз и.
Составляют схемы предложений
Читают правило.
Знакомятся с однородными
членами предложения, соединенными союзами «а,
но». Списывают предложения и текст, подчеркивают
запятые и союзы, а, но. Составляют схемы предложений
Учатся правильно ставить
запятые между однородными
членами предложения.
Списывают предложения и
текст, подчеркивают запятые
и союзы, а, но. Составляют
62
Обращение
1
63
Знаки препинания
при обращении
1
64
Простое предложение. Закрепление
знаний
Контрольная работа
(итоговая) с грамматическими заданиями
1
Простое и сложное
предложения. Закрепление знаний
1
65
1
ста, подчеркивание запятых и
союзов «и, а, но»
Выполнение тренировочных заданий в чтении обращений с особой звательной интонацией
тые и союзы, а, но. Составляют схемы предложений
Тренируются в чтении обращений с особой звательной интонацией и в написании в предложениях (используя образец)
Наблюдение за местом обращеНаблюдают за местом обния в предложении и выделение
ращения в предложении и
обращения при письме запятыми. выделении обращения при
Знакомство с обращением, кото- письме запятыми. Знакорое выделяется восклицательным мятся с обращением, котознаком. Формирование умения в рое выделяется восклицаиспользовании таких обращений тельным знаком. Записыв речи героев диалога
вают предложения, диалоги
с обращением
Закрепление знаний по теме:
Закрепляют знания по теме:
«Простое предложение».
«Простое предложение».
(Работа по учебнику)
(Работа по учебнику)
Проверка и оценка знаний на ко- Списывают текст диктанта
нец учебного года
с предложенного текста.
Выполняют грамматические задания (дифференцированно)
Формирование умения сравниУчатся сравнивать простое и
вать простое и сложное предлосложное предложения (исжения и называть эти отличия.
пользуют опорные схемы).
Запись предложений и текста,
Записывают предложения,
постановка запятых
ставят запятые в сложных
предложениях.
Чертят схемы, подчеркивают
подлежащее и сказуемое
схемы предложений
Тренируются в чтении обращений с особой звательной
интонацией и в написании в
предложениях
Наблюдают за местом обращения в предложении и выделении обращения при
письме запятыми. Знакомятся с обращением, которое
выделяется восклицательным
знаком. Записывают предложения, диалоги с обращением
Закрепляют знания по теме:
«Простое предложение».
(Работа по учебнику)
Пишут диктант на слух. Выполняют грамматические задания
Учатся сравнивать простое и
сложное предложения. Записывают предложения и текст.
Ставят запятые в сложных
предложениях.
Чертят схемы, подчеркивают
подлежащее и сказуемое
Повторение – 3 часов
Восстановление в памяти изуПодбирают однокоренные
ченного материала по теме: «Со- слова, выделяют части слостав слова».
ва.
Выполнение тренировочных
Выполняют письменные заупражнений
дания, объясняя правописание гласных и согласных в
корнях и приставках (используют правило и образец)
Восстановление в памяти изуНаходят в тексте имена сученного материала по теме:
ществительные, определя«Существительное».
ют род, число и падеж, опиВыполнение тренировочных
раясь на таблицы
упражнений
66
Состав слова.
Правописание в
приставке и корне
1
67
Имя существительное
1
Имя прилагательное
1
Восстановление в памяти изученного материала по теме: «Имя
прилагательное».
Выполнение тренировочных
упражнений
Выполняют письменные
упражнения.
Ставят вопросы от имен
существительных к именам
прилагательным.
Определяют род, число и
падеж имен прилагательных, используя правило и
образец
Глагол
1
Восстановление в памяти изученного материала по теме:
«Глагол».
Выполнение тренировочных
упражнений
Находят в тексте глаголы,
ставя к ним вопросы.
Определяют время и число
глаголов, пользуясь таблицей.
Вспоминают правило правописания частицы не с
Подбирают однокоренные
слова, выделяют части слова.
Выполняют письменные задания, объясняя правописание гласных и согласных в
корнях и приставках
Находят в тексте имена существительные, определяют
род, число и падеж.
Объясняют правильное правописание безударных падежных окончаний
Выполняют письменные
упражнения.
Ставят вопросы от имен существительных к именам
прилагательным.
Определяют род, число и падеж имен прилагательных.
Объясняют написание окончаний в именах прилагательных
Находят в тексте глаголы,
ставя к ним вопросы.
Определяют время и число
глаголов.
Вспоминают правило правописания частицы не с глаголами
68
Местоимение
1
Восстановление в памяти изученного материала по теме: «Местоимение».
Выполнение
тренировочных
упражнений
глаголами
Письменно работают с текстом.
Находят местоимения и
определяют лицо и число,
используя таблицу
Письменно работают с текстом.
Находят
местоимения
и
определяют лицо и число