Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 103 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История родного края»
Направление – внеурочная деятельность, направленная на реализацию
комплекса воспитательных мероприятий
Срок реализации программы – 1 год
возраст – 10 – 11 лет
Разработал:
Соболев Василий Геннадьевич
п. Совхозный
2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
программа
предназначена
для
реализации
внеурочной
деятельности обучающихся в 5- 6 классах. Программа «История родного
края» направлена на реализацию комплекса воспитательных мероприятий с
учётом историко-культурной и этнической специфики региона
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у
школьников
коммуникативных
и
социальных
навыков.
Программа
обеспечивает развитие интеллектуальных обще-учебных умений, творческих
способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить
свой творческий потенциал.
Актуальность
интереса
программы обусловлена
школьника,
который
наличием
определяется
зоной
познавательного
его
ближайшего
окружения. Познание себя начинается с семьи, ее родословной, а затем с
истории
«малой
«воспитывающего
Родины». В
обучения»,
основу
программы
реализуемый
положен
через
принцип
нравственное,
патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 10 до 11 лет. Сроки реализации программы –
один год. На освоение полного курса отводится 34 занятия.
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края.
Задачи курса:
―
формирование потребности к поисковой, исследовательской,
творческой деятельности;
―
развитие познавательной активности и интереса к истории,
культуре родного края;
―
воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Основные содержательные линии курса, данная программа напрямую
связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения
на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы
изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности
современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного
характера обучения в целом. Обучение организовано на добровольных
началах всех сторон (дети, родители, педагоги). Особенность набора детей —
свободная.
Методы обучения: сочетание теоретического изучения материала и
активной познавательной деятельности на практических занятиях.
Принципы
применения
методов
обучения:
наглядность,
самостоятельность изложения и подбора материала, проектность, творческий
подход, конструктивность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты: - ценностные отношения обучающегося к
окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту
учебно-познавательной деятельности ;
- формирование познавательного интереса к малой Родине.
Метапредметные результаты: - адекватно воспринимать окружающую
действительность;
- применять полученные знания при изучении предметов общего
образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы.
Предметные результаты: - находить нужную информацию по истории
родного края в различных информационных источниках (в библиотеке,
музее, Интернет-ресурсах).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа направлена на формирование у 5- 6 классов понятия «малая
Родина», расширения представлений о понятиях «семья», «школа»,
«Родина», а также ценностного отношения к этим понятиям.
Тема 1: Введение (2 ч) Что изучает история. История родного края.
Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы.
Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Россия – наша Родина.
Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб,
флаг, гимн). Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория
и географическое положение Свердловской области. Знакомство с картой
района, границы, история образования. Символика края. Исторические корни
нашего края. Легенды и предания.
Тема 3: История моей семьи. (4 ч) Родной дом и семья. Члены семьи.
Профессии моих родителей. Традиции моей семьи. Трудовые династии. Моя
родословная – «Родословное древо».
Тема 4: История моей улицы. (3 ч) Урок-экскурсия по улицам
поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов,
историей формирования «Прогулка по улицам моего села».
Тема 5: Наша школа (3 ч) Я – ученик. Традиции школы. История
школы. Символика школы. Учитель. Правила поведения и обязанности
школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (7 ч) Речная сеть области. Климат.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного
комплекса нашей природной зоны. Охрана растений. Животный мир. Дикие
и домашние животные. Птицы. Птицы нашей области. Организации по
охране природы.
Тема 7: Промышленость края (3 ч) Природные ресурсы края, их
использование и значение для промышленности края. Знакомство с
промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, история
их формирования.
Тема 8: Музей- хранилище истории. (4 ч)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Музеи
Свердловской
области.
Виртуальная
экскурсия
по
музеям
Свердловской области.
Тема 9: Итоговые занятия (2 ч)
Итоговая викторина. Что узнали о родном крае? Повторение за год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№
Дата
1
2
05.09.24
12.09.24
3
4
5
6
7
8
19.09.24
26.09.24
03.10.24
10.10.24
17.10.24
24.10.24
9
10
11
12
07.11.24
14.11.24
21.11.24
28.11.24
13 05.12.24
14 12.12.24
15 19.12.24
16 26.12.24
17 16.01.25
18 23.01.25
19 30.01.25
Тема занятия
Кол-во
часов
Введение
История родного края
Природа – наш второй дом
Мой край на карте Родины
Россия – Родина моя.
Символы государства – флаг, герб, гимн.
Символика края
Населенный пункт в котором живем
Исторические корни нашего края.
Легенды и предания
История моей семьи
Дом и семья
Профессия моих родителей
Конкурс «Родословное древо»
Традиции моей семьи
История моей улицы
Экскурсия по улицам села
Каким был наш поселок?
Достопримечательности поселка
Наша школа
Знакомство с историей школы
Традиции школы
«Наш учитель»
Природа нашего края
Климат
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
7
1
Форма
организации
деятельности
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
20
21
22
23
24
25
06.02.25
13.02.25
20.02.25
27.02.25
06.03.25
13.03.25
26 20.03.25
27 03.04.25
28 10.04.25
29
30
31
32
17.04.25
24.04.25
01.05.25
08.05.25
33 15.05.25
34 22.05.25
Реки и озера
Растительный мир
Правила поведения в лесу
Животный мир области
Птицы родного края
«Береги природу»
Промышленость края
Природные ресурсы края
Сельское хозяйство
Основные отрасли промышлености
Музей- хранилище истории
Музей это?
Функции музеев
Музеи Свердловской области
«Виртуальная экскурсия по музеям»
Итоговые занятия
Что узнали о родном крае?
Повторение за год
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
34
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Материально-техническое обеспечение:
―
Кабинет, учебная мебель (столы, стулья ученические)
―
Учебные принадлежности (тетради, альбомы)
―
Наглядные пособия (контурные карты, плакаты, картинки,
фотографии, портреты)
―
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).
―
Интернет ресурсы
―
Учебные пособия (книги, журналы, брошюры).
―
Аудио- видео ролики