Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Труд (Технология)»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)
Учитель: Алиева Ольга Борисовна
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Труд (технология) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто
средствами учебного предмета «Труд (технология)» с учётом психофизических особенностей
обучающихся
с
задержкой
психического
развития
начальных
классов.
В
первом,
первом
дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В
познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с
информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль,
проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в
специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения,
а также предметные достижения младшего школьника с ЗПР за каждый год обучения в начальной
школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам)
содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и
характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы.
Изучение предмета «Труд (технология)» представляет значительные трудности для обучающихся
с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
- незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых усилий
при начале работы над изделием;
- отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет процесс
длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;
- недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при выделении
существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа, сложностям узнавания
известных предметов в незнакомом ракурсе;
-
импульсивность
действий,
недостаточная
выраженность
ориентировочного
этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству получаемого
изделия, недовольству полученным результатом;
- нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость,
нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, влечет за собой
сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом;
- медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений для их
закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные
сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы
обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам
обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в
результате практической деятельности.
В курсе предмета «Труд (технология)» осуществляется реализация широкого спектра
межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы
обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение простых форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов
учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Важнейшая особенность уроков труда (технологии) в начальной школе — предметнопрактическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а
также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с задержкой
психического развития, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных
задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
формирование
общих
представлений
о
культуре
и
организации
трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение кругозора, развитие способности творческого использования полученных
знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических
заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и
достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Труд (технология)» входит в предметную область
«Технология» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Труд (технология)»
структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы
начального общего образования в объёме 1 учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей
в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Труд (технология)», — 168 ч
(один час в неделю в каждом классе). 1 класс — 33 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Труд
(технология)», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения.
Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к
классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же
жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует
строгой и единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и конкретное
наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными.
Основные модули курса «Труд (технология)»:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов:
технологии работы с бумагой и картоном;
технологии работы с пластичными материалами;
технологии работы с природным материалом;
технологии работы с текстильными материалами;
технологии работы с другими доступными материалами1.
3. Конструирование и моделирование:
работа с «Конструктором»*2;
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов;
робототехника*.
4. Информационно-коммуникативные технологии*.
1
КЛАСС (33 ч)
Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)3
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе.
Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе.
Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение
инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч)
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение
деталей,
Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию,
простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание,
сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их
свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека,
шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий
доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием),
придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки
бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание
бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки).
Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с
помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления
(иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и
способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в
изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости).
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике),
использовать её в работе;
учиться
понимать
простейшую
знаково-символическую
информацию
(схема,
рисунок) и строить под руководством учителя работу в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно
относится к одноклассникам;
строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем) на доступном уровне.
Регулятивные УУД:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую
инструкцию учебника;
организовывать
под
руководством
учителя
свою
деятельность:
производить
подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока,
производить необходимую уборку по окончании работы.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым
видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Труд (технология)» в начальной школе у
обучающегося с задержкой психического развития будут сформированы следующие
личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству
мастеров;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе
на результат; способность к различным видам практической преобразующей
деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными
проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося с задержкой
психического развития формируются следующие универсальные учебные
действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях на доступном уровне;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков с опорой на план;
сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в них
общее и различия;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной
задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта
технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для
выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её по предложенному плану;
анализировать
и
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для решения задач в умственной и материализованной
форме;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом);
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне;
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений
(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых
действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с
опорой на план;
устанавливать
простые
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под руководством
учителя действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции
руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся с задержкой психического
развития научится:
организовывать свой труд под руководством учителя: подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
знать правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы
с клеем;
знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений
для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.),
использовать их в практической работе;
знать наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством
учителя доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при
изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
иметь представление о смысле понятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя);
иметь представление о изученных видах материалов (природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойствах (цвет,
фактура, форма, гибкость и др.);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими;
выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
иметь представление о простейших видах технической документации
(рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов
по образцу, рисунку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)
1
2
Техника на службе человека (в воздухе,
на земле и на воде)
1
3
Традиции и праздники народов России,
ремёсла, обычаи
1
4
Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания
1
5
Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и способы их
засушивания
1
6
Семена разных растений. Составление
композиций из семян
1
7
Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий из
них
1
8
Способы соединения природных
материалов
1
9
Понятие «композиция». Центровая
1
Контрольные
работы
Практические
работы
композиция. Точечное наклеивание
листьев.
10
«Орнамент». Разновидности композиций,
Композиция в полосе
1
11
Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс
1
12
Изделие. Основа и детали изделия.
Понятие «технология»
1
13
Формообразование деталей изделия из
пластилина
1
14
Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект
1
15
Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги
1
16
Картон. Его основные свойства. Виды
картона
1
17
Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из несложной
сложенной детали)
1
18
Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)
1
19
Складывание бумажной детали
гармошкой
1
20
Режущий инструмент ножницы. Их
назначение, конструкция. Правила
пользования
1
21
Приемы резания ножницами по прямой,
кривой и ломаной линиям
1
22
Резаная аппликация
1
23
Шаблон – приспособление для разметки
деталей. Разметка по шаблону
1
24
Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги
1
25
Преобразование правильных форм в
неправильные
1
26
Составление композиций из деталей
разных форм
1
27
Изготовление деталей по шаблону из
тонкого картона
1
28
Общее представление о тканях и нитках
1
29
Швейные иглы и приспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка
1
30
Вышивка – способ отделки изделий.
Мережка (осыпание края заготовки из
ткани)
1
31
Строчка прямого стежка, ее варианты –
перевивы
1
32
Отделка швейного изделия (салфетки,
закладки) строчками прямого стежка
1
33
Выставка работ. Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
0
Тематические модули
1. Технологии, профессии
и производства
(6 ч)
2. Технологии
ручной обработки
материалов
(15 ч):
— технологии работы
с бумагой
и картоном
Основное содержание
Природа как источник сырьевых ресурсов и
творчества мастеров. Бережное отношение
к природе. Общее понятие об изучаемых
материалах,
их
происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее
место, его организация в зависимости от
вида работы. Безопасное использование и
хранение инструментов. Профессии родных
и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми
материалами
и
производствами.
Бережное, экономное и рациональное
использование
обрабатываемых
материалов. Основные технологические
операции ручной обработки материалов:
разметка деталей, сборка изделия. Способы
разметки деталей: по шаблону, с опорой на
рисунки,
графическую
инструкцию,
простейшую схему. Способы соединения
деталей в изделии: с помощью пластилина,
клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы
и правила аккуратной работы с клеем.
Подбор соответствующих инструментов и
способов
обработки
материалов
в
зависимости от их свойств и видов изделий.
Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и
др.), их правильное, рациональное и
безопасное использование. Пластические
массы, их виды (пластилин, пластика и др.).
Приёмы изготовления изделий доступной
по сложности формы из них: разметка на
глаз, отделение части (стекой, отрыванием),
придание
формы.
Наиболее
Основные виды деятельности обучающихся
Изучать правила безопасности при работе инструментами и
приспособлениями.
Подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы под
руководством учителя.
Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по
окончании работы под руководством учителя.
Иметь представление об особенностях технологии изготовления
изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ
изготовления под руководством учителя.
Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи учителя
и
на
основе
графической
инструкции
в
учебнике
(рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ
устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка
изделия, отделка.
Знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и
производствами.
Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,
правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее
место под руководством учителя.
Соблюдать технику безопасной работы инструментами и
приспособлениями.
Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами,
клеем.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы,
шаблон и др.).
Под руководством учителя наблюдать свойства бумаги (состав, цвет,
прочность). Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание
и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги
ножницами и др.), правила безопасной работы.
Читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять
изделие по заданной схеме под руководством учителя.
Учиться планировать свою деятельность с опорой на предложенный
план в учебнике, рабочей тетради, под руководством учителя.
Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне
материала; экономия материала при разметке) по шаблону с опорой на
рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять
сборку изделия с помощью клея и другими способами.
— технологии работы с
пластичными материалами
— технологии работы
с природным материалом
распространённые виды бумаги. Их общие
свойства Простейшие способы обработки
бумаги различных видов: сгибание и
складывание,
сминание,
обрывание,
склеивание
и др.
Резание
бумаги
ножницами. Правила безопасной работы,
передачи и хранения ножниц.
Виды природных материалов (плоские —
листья и объёмные — орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с
природными материалами: соединение
деталей (приклеивание, склеивание с
помощью
прокладки,
соединение
с
помощью
пластилина
или
другой
пластической массы).
Иметь общее представление о конструкции изделия; детали и части
изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий.
Под руководством учителя собирать плоскостную модель.
С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с
пластическими массами, правильно размещать инструменты и
материалы; убирать рабочее место под руководством учителя.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда, использовать их в практической
работе.
Наблюдать свойства пластилина (или других используемых
пластических масс): цвет, пластичность.
Рассматривать образцы, варианты выполнения изделий, природные
формы — прообразы изготавливаемых изделий.
Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы.
Выполнять
лепку,
используя
различные
способы
лепки:
конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из
целого куска) и комбинированный.
Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами
(сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.).
Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать
деталям нужную форму.
Использовать пластические массы для соединения деталей.
Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющиванием,
вытягиванием, раскатыванием и др.
Изготавливать изделия по образцу, инструкции.
Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с природным материалом,
правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее
место.
Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами,
клеем.
Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по
их видам (листья, ветки, камни и др.).
Понимать особенности работы с природными материалами.
Изготавливать изделие с опорой на рисунки.
Выполнять практические работы с природными материалами
(засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции.
Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов (точечное
наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина,
— технологии работы с
текстильными материалами
3. Конструирование и
моделирование
(10 ч):
— конструирование и
моделирование из бумаги,
картона, пластичных
материалов, природных и
текстильных материалов
4. Информационно-
Общее представление о тканях (текстиле) и
свойствах. Швейные инструменты и
приспособления (иглы, булавки и др.).
Отмеривание и заправка нитки в иголку,
строчка прямого стежка.
Простые
конструкции
из
разных
материалов (пластические массы, бумага,
текстиль и др.) и способы их создания.
Общее представление о конструкции
изделия. Способы соединения деталей в
изделиях
из
разных
материалов.
Конструирование по модели (на плоскости).
Демонстрация
учителем
готовых
соединение с помощью клея и ватной прослойки).
Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств.
Применять на практике различные приёмы работы с природными
материалами: склеивание, соединение и др.
Выполнять изделия с использованием различных природных
материалов.
Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с текстильными
материалами, правильно размещать инструменты и материалы.
Убирать рабочее место под руководством учителя.
Под руководством учителя применять правила безопасной и
аккуратной работы ножницами, иглой и др.
Знать названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток,
булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки,
ножницы.
Знать строение иглы, применять правила хранения игл и булавок.
Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение.
Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками.
Выполнять подготовку нитки и иглы к работе: завязывание узелка,
использование приёмов отмеривания нитки для шитья, вдевание нитки
в иглу.
Выполнять прямую строчку стежков.
Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств.
Выполнять строчку прямого стежка.
Изготавливать изделия на основе прямой строчки стежков.
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части
изделия, их взаимном расположении в общей конструкции;
Изготавливать простые конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на
плоскости).
Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в
изделиях из разных материалов.
Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости от
желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой
на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого
результата/замысла.
Анализировать
с
помощью
учителя
готовые
материалы,
коммуникативные
технологии* (2 ч)
материалов на информационных носителях.
представленные учителем на информационных носителях.