Изобразительное искусство для 1 класса

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Федеральная рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7–10
лет, однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся.
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической
деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности,
речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных
представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность
позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что
поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только
образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная
формировании

цель

преподавания

художественной

предмета

культуры

«Изобразительное

обучающихся,

развитии

искусство»

состоит

в

художественно-образного

мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала.
Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
федеральной адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для
обучающихся с ЗПР заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в
обществе;
 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной
деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и
людям творческих профессий.

Общие задачи курса:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое,
дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные
суждения о произведениях искусства;

 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и
тематическую лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям
искусства;
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать
по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств:
начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды
искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия
природы,

восприятию

произведений

искусства

и

формированию

зрительских

навыков,

художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое
значение имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать
детские

рисунки

с

позиций

выраженного

в

них

содержания,

художественных

средств

выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского
творчества носит обучающий характер.
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая
художественно-творческая деятельность

занимает приоритетное пространство учебного

времени.

Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционно-развивающее значение:
 способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ЗПР
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;

 формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие;
 содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
 учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
 способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительнодвигательной

координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
 формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ реалистического рисунка,
навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
 знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
 развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Уроки

изобразительного

искусства

при

правильной

их

организации

способствуют

формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и
привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы жизненной
компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших
школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем
допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога
при выполнении учебной работы обучающимися.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметнопрактическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных
возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения
изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к
обучающимся.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета

«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в
учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме одного учебного
часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно. 1 класс — 33 ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата
листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения
частей целого (на основе рисунков животных).
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы
гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешения красок и получение нового цвета.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью.
Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении
узора крыльев.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение

приёмов

конструирования

из

бумаги.

Складывание

объёмных

простых

геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приёма симметрии.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного содержания детских
работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В центре федеральной рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие
обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой
деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности
и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию
особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных
форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека,
становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное

воспитание

является

стержнем

художественного

развития

обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к
семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы
по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном
для обучающегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе
предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой
с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных
объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для
выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств
различных художественных материалов;
проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы
и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам
проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;

классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей;
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных
источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять
её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и
квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов
в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя);
демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты
своего творческого, художественного опыта;
анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать

последовательность

учебных

действий

при

выполнении

задания,

при

необходимости с опорой на план;
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со
средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на
листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; называть ассоциативные представления, которые рождает каждый
цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета.
Модуль «Скульптура»
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной
форме в объёмном изображении.

Осваивать первичные навыки бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе
фотографий); приводить примеры с помощью учителя и с опорой на образец орнаментов в
произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока).
Осваивать

приёмы

конструирования

из

бумаги,

складывания

объёмных

простых

геометрических тел.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания
и сюжета, настроения, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия архитектурных построек.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать
значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со
сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а
также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Тема

Кол-во часов

1.

Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по

2

фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.
2.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

1

3

Последовательность рисунка.

1

4

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От

1

одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем
рисунки разных животных.
5

Навыки смешения красок и получения нового цвета. Работа с гуашью.

1

Наш мир украшают цветы.
6

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).

1

7

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,

1

закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.
8

Узоры в природе.

1

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий).Бабочка
9

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.

1

Орнаменты геометрические и растительные.
10

Орнаменты геометрические и растительные.

1

11

Декоративная композиция в круге или полосе.

1

12

Оригами Приёмы складывания бумаги.

1

13

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире

1

по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей
зданий.
14

Рассматривание с помощью учителя детские рисунки с позиций их

1

содержания и сюжета.
15

Рассматривание

иллюстраций

к

детским

книгам

на

основе

1

содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
16

Знакомство с живописной картиной.

1

Произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников
17

Художник и зритель.

1

Произведения

И.И. Левитана,

А.Г. Венецианова,

И.И. Шишкина,

А.А. Пластова, К.Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору
учителя) по теме «Времена года»
18

Фотографирование мелких деталей природы.

Модуль

Программное содержание

Модуль
«Графика»

Линейный рисунок. Разные виды
линий.
Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и
др.
Графические материалы и их
особенности. Приёмы рисования
линией.
Последовательность рисунка.
Первичные навыки определения
пропорций и понимания их
значения. От одного пятна — «тела»,
меняя пропорции «лап» и «шеи»,
получаем рисунки разных
животных. Линейный тематический
рисунок (линия-рассказчица) на
сюжет стихотворения или сюжет из
жизни детей (игры во дворе, в
походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.
Навыки работы на уроке с жидкой
краской и кистью, уход за своим
рабочим местом.
Рассмотрение средств выражения —
пятна и линии — в иллюстрациях
художников к детским книгам

1

Основные виды деятельности
обучающихся
Осваивать первичные навыки
работы графическими материалами.
Наблюдать характер линий в
природе.
Создавать простейший линейный
рисунок — упражнение на разный
характер линий.
Осваивать последовательность
выполнения рисунка.
Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета.
Анализировать и сравнивать с
помощью учителя соотношение
частей, составляющих одно целое,
рассматривать изображения
животных с контрастными
пропорциями.
Приобретать навыки рисования по
представлению и воображению.
Выполнить простой линейный
рисунок на темы стихов
С. Я. Маршака, А. Л. Барто,
Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по
выбору учителя) с простым
весёлым, озорным развитием
сюжета.
Учиться работать на уроке с жидкой
краской.
Приобрести новый опыт наблюдения
окружающей реальности.
Рассматривать иллюстрации
известных художников детских книг
с позиций освоенных знаний о

Модуль
«Живопись»

Цвет как одно из главных средств
выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока. Три основных
цвета.
Ассоциативные представления,
связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и
получения нового цвета.
Наш мир украшают цветы.
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам цветков.
Развитие навыков работы гуашью и
навыков наблюдения.
Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной
технике.

Модуль
«Скульптура»

Изображение в объёме. Приёмы
работы с пластилином; дощечка,
стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).
Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.
Бумажная пластика. Овладение
первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания в работе
над объёмной аппликацией.

Модуль
«Декоративноприкладное
искусство»

Узоры в природе.
Наблюдение узоров в живой природе
(в условиях урока на основе
фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов
действительности.
Представления о симметрии и
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по
представлению, использование
линии симметрии при составлении
узора крыльев.

пятне, линии.
Осваивать навыки работы гуашью.
Знать три основных цвета. Называть
ассоциативные представления,
связанные с каждым цветом.
Экспериментировать, исследовать
возможности смешения красок,
наложения цвета на цвет,
размывания цвета в процессе работы
над разноцветным ковриком.
Выполнить гуашью рисунок цветка
или цветов на основе
демонстрируемых фотографий или
по представлению.
Развивать навыки рассматривания
разной формы и строения цветов под
руководством учителя.
Иметь представления о свойствах
печатной техники.
Осваивать первичные навыки лепки
— изображения в объёме.
Лепить из целого куска пластилина
мелких зверушек путём
вытягивания, вдавливания.
Овладевать первичными навыками
работы в объёмной аппликации и
коллаже.
Приобретать опыт коллективной
работы по созданию в технике
аппликации панно из работ
учащихся.
Рассматривать под руководством
учителя различные примеры узоров
в природе (на основе фотографий).
Выполнять рисунок бабочки,
украсив узорами её крылья.
Приобретать опыт использования
правил симметрии при выполнении
рисунка.
Рассматривать примеры
художественно выполненных
орнаментов.
Определять с помощью учителя и с
опорой на образец в предложенных

Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная
композиция в круге или полосе.
Оригами — создание игрушки для
новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Форма и украшение бытовых
предметов.

Модуль
«Архитектура»

Наблюдение разнообразия
архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям,
обсуждение их особенностей и
составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования
из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел.
Овладение приёмами склеивания
деталей, надрезания, вырезания
деталей, использование приёмов
симметрии.

Модуль
«Восприятие
произведений
искусства»

Восприятие детских рисунков.
Навыки восприятия произведений
детского творчества и формирование
зрительских умений.
Первые представления о
композиции: на уровне образного
восприятия. Представление о
различных художественных
материалах.
Обсуждение содержания рисунка.
Художественное наблюдение
предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной
аналитической и эстетической
задачи наблюдения (установки).

орнаментах мотивы изображения:
растительные, геометрические,
анималистические.
Рассматривать орнаменты в круге,
полосе, квадрате в соответствии с
оформляемой предметной
поверхностью.
Выполнять гуашью творческое
орнаментальное стилизованное
изображение цветка, птицы и др. (по
выбору) в круге или в квадрате (без
раппорта).
Осваивать технику оригами,
сложение несложных фигурок.
Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами.
Рассматривать различные здания в
окружающем мире (по
фотографиям).
Выполнить рисунок придуманного
дома на основе полученных
впечатлений (техника работы может
быть любой, например, с помощью
мелких печаток).
Осваивать приёмы складывания
объёмных простых геометрических
тел из бумаги (параллелепипед,
конус, пирамида) в качестве основы
для домиков.
Рассматривать с помощью учителя
детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета.
Объяснять с помощью учителя
расположение изображения на листе
и выбор вертикального или
горизонтального формата.
Объяснять, какими
художественными материалами
(карандашами, мелками, красками и
т. д.) сделан рисунок.
Рисовать, выполнить рисунок на
простую, всем доступную тему,
например «Весёлое солнышко»,
карандашами или мелками

Рассматривание иллюстраций к
детским книгам на основе
содержательных установок учителя
в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с живописной картиной.
Произведения В.М. Васнецова,
М.А. Врубеля и других художников
(по выбору учителя). Художник и
зритель.
Произведения И.И. Левитана,
А.Г. Венецианова, И.И. Шишкина,
А.А. Пластова, К.Моне, В. Ван Гога
и других художников (по выбору
учителя) по теме «Времена года»

Модуль «Азбука
цифровой
графики»

Фотографирование мелких деталей
природы.

Приобретать опыт художественного
наблюдения предметной среды
жизни человека в зависимости от
поставленной задачи (установки).
Осваивать опыт восприятия
архитектурных построек.
Осваивать опыт восприятия
художественных иллюстраций в
детских книгах в соответствии с
учебной установкой.
Приобретать опыт специально
организованного общения со
станковой картиной.
Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со
станковой картиной.
Знать основные произведения
изучаемых художников
Приобретать опыт
фотографирования с целью
эстетического и целенаправленного
наблюдения природы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».