Музыка для 1 класса

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

2024 г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка

является

неотъемлемой

частью

культурного

наследия,

универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том
числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит

постепенное

освоение

элементов

музыкального

языка,

понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений,

фамилий

композиторов

и

исполнителей,

специальной

терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем

произведения

(В.

В.

Медушевский)

является

уникальным

психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка
опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен
сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного

восприятия

и

формируется

эмоциональная

художественного
осознанность,

исполнения

рефлексивная

музыки
установка

личности в целом.
Особая
школьников

роль

в

организации

принадлежит

музыкальных

игровым

формам

занятий

младших

деятельности,

которые

рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным

на

освоение

жанровых

особенностей,

элементов

музыкального языка, композиционных принципов.
Для обучающихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет
существенное коррекционное значение. В процессе уроков:
 происходит развитие и коррекция слухового восприятия;
 обогащается общий кругозор, способствующий расширению словарного
запаса, знаний и представлений об окружающем мире;
 оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу
обучающегося;
 в

интересной

для

обучающихся

практической

деятельности

развиваются логические операции, умения анализировать, наблюдать
за явлениями, произвольно направлять и удерживать внимание;
 совершенствуется
прослушивания
деятельности;

возможность
музыкальных

саморегуляции

произведений

и

во

время

исполнительской

 обогащается чувственный опыт обучающегося.
Деятельность обучающихся с ЗПР на уроках должна быть организована
с учетом их возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения
обучающимися осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый
материал следует предъявлять развернуто, использовать визуализацию,
примеры, практические упражнения и многократно закреплять.
Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР будет более
эффективным, если:
-

учитывать

специфику

музыкальной

деятельности

младших

школьников с ЗПР, характеризующуюся качественным своеобразием:
неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью; замедленным
приемом и переработкой информации; низким уровнем познавательной
мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом певческого
диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания,
дикции,

звукопроизношения;

задержкой

в

развитии

мелодического,

гармонического, тембрового слуха.
- рассматривать процесс музыкального воспитания как часть
коррекционной работы, направленной не только на развитие собственномузыкальных способностей обучающегося (слух, ритм, музыкальная память
и др.), но и как фактор его социальной адаптации и оздоровления;
-

включать

в

содержании

уроков

специально

отобранные

произведения разных жанров вокальной и инструментальной музыки,
отвечающие внутренней эмоциональной потребности обучающегося в
духовном

обогащении.

обучающихся

с

ЗПР

Программа
с

некоторым

предусматривает
количеством

знакомство

явлений,

фактов

музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако
этот уровень содержания обучения не является главным. Ключевым
моментом при составлении программы является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий

художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей;
- применять активные виды музыкальной деятельности обучающегося
в их взаимосочетании, а именно: слушание музыки, пение, логоритмика,
музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на детских
музыкальных инструментах, использование других видов искусства при
восприятии музыки и др. Поэтому в содержании образования представлены
различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая,
современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.);
- использовать разнообразные формы музыкального воспитания в
сочетании уроков музыки с внеурочными видами работы (музыкальные
игры, экскурсии, театральные представления, драматизации музыкальных
сказок, индивидуальные, групповые, массовые формы) и внешкольные
музыкальные занятия младших школьников с ЗПР: посещение музыкальных
концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.;
- использовать игровые формы деятельности на уроках, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным

на

освоение

жанровых

особенностей,

элементов

музыкального языка, композиционных принципов, а также практическое
музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического

восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему

миру

другого

человека

через

опыт

сотворчества

и

сопереживания).
В

процессе

конкретизации

учебных

целей

их

реализация

осуществляется по следующим направлениям:
1)

становление

системы

ценностей

обучающихся

в

единстве

эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
3)

формирование

творческих

способностей

ребёнка,

развитие

внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1.

Формирование

эмоционально-ценностной

отзывчивости

на

прекрасное в жизни и в искусстве.
2.

Формирование

позитивного

взгляда

на

окружающий

мир,

гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных
образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаётся в начальной школе с 1 (включая 1 дополнительный
класс) по 4 класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»
на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО МОДУЛЯМ НА
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в
отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является
самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в
первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания
грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках
календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу
либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и
навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а
используются в качестве актуального знания, практического багажа при
организации работы над следующим музыкальным материалом.
№
блока,
кол-во
часов
0,5—2 уч.
часа

Тема
Весь мир
звучит

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд

Нотный стан, скрипичный ключ.
Ноты первой октавы.

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации.

0,5—2 уч.
часа

0,5—2 уч.
часа

Содержание

Ритм

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта.

Ритмический
рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые.
Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли.
Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Музыкальный
язык

Темп, тембр.
Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение
нот на клавиатуре.
Знаки альтерации (диезы, бемоли,
бекары).
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное
движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок
Аккомпанемент.
Остинато.
Вступление, заключение, проигрыш.
Куплетная форма.
Запев, припев.

0,5—2
уч. часа
0,5—4 уч.
часа1
0,5—2 уч.
часа
1—4 уч.
часа

Высота звуков
1—2 уч.
часа
Мелодия
1—2 уч.
часа
Сопровождение
1—2 уч.
часа
Песня
1—2 уч.
часа
Лад
1—2 уч.
часа
Пентатоника
1—2 уч.
часа
1—2 уч.
часа
0,5—1 уч.
час
1—3 уч.
часа
2—6 уч.
часа

Ноты в разных
октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.

Дополнительные
обозначения в
нотах
Ритмические
рисунки в
размере 6/8

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели,
форшлаги).

Тональность.
Гамма
Интервалы

1—3 уч.
часа

Понятие лада.
Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания.
Ступеневый состав.
Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый
у многих народов.

Размер 6/8.
Нота с точкой.
Шестнадцатые.
Пунктирный ритм.
Тоника, тональность.
Знаки при ключе.
Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков
при ключе).
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима.

Гармония
1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа

Музыкальная
форма

Вариации
1—3 уч.
часа

Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие
фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд,
аккордовая, арпеджио.
Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения.
Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен
и эпизоды.
Варьирование как принцип развития.
Тема. Вариации.

Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели
воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип
«вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной
точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть
музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей
страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ
традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и
детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание
необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки,
научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит.
№
блока,
кол-во
часов
1—2 уч.
часа

Тема
Край, в котором
ты живёшь

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки,
считалки, прибаутки).
Народные музыкальные инструменты (балалайка,
рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии.

1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа

Содержание

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1—3 уч.
часа
2—4 уч.
часа
1—3 уч.
часа
1—3 уч.
часа
2—8 уч.
часов

2—8 уч.
часов

Сказки, мифы и
легенды
Жанры
музыкального
фольклора

Народные сказители.
Русские народные сказания, былины.
Эпос народов России2.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Фольклорные жанры, общие для всех народов:
лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты.

Народные
праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на
примере одного или нескольких народных праздников3.

Первые артисты,
народный театр

Скоморохи.
Ярмарочный балаган.
Вертеп.

Фольклор народов
России

Музыкальные
традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации4.
Жанры, интонации.
Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Собиратели фольклора.
Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для
композиторского творчества.

Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля
«Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других
народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским
во

второй

половине

ХХ

века,

остаётся

по-прежнему

актуальным.

Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского
фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими
корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося
в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность
современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили
народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе
соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и
принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей.

Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее
эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков,
воспитания уважения к представителям других народов и религий.
№
блока,
кол-во
часов
2—6 уч.
часов
2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов

Тема
Музыка наших
соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии,
Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).

Кавказские
мелодии и ритмы5

Музыкальные традиции и праздники.
Народные инструменты и жанры. Композиторы и
музыканты-исполнители Грузии, Армении,
Азербайджана6. Близость музыкальной культуры
этих стран с российскими республиками Северного
Кавказа.

Музыка народов
Европы

Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов7. Канон. Странствующие
музыканты. Карнавал.

Музыка Испании и
Латинской
Америки

Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты,
латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры8.
Профессиональные композиторы и исполнители9.

Музыка США

Смешение традиций и культур в музыке Северной
Америки. Африканские ритмы, трудовые песни
негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество
Дж. Гершвина.

Музыка Японии и
Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона.

2—6 уч.
часов

2—6 уч.
часов
2—6 уч.
часов

Содержание

Музыка Средней
Азии10

З)
2—6 уч.
часов

Певец своего
народа

Интонации народной музыки в творчестве
зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны11.

И)
2—6 уч.
часов

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами
разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и
стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские
музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов).

Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких
столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой
народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были
созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного
модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического
планирования представить обучающимся максимально широкую сферу
бытования музыкального искусства (варианты № 1, 3). Однако знакомство с
отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в
рамках изучения других модулей (вариант № 2).
№
блока,
кол-во
часов

Тема
Звучание храма

Колокола.
Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов.

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих.
Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.

Инструментальная
музыка в церкви

Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

Содержание

1—3 уч.
часа

1—3 уч.
часа

Искусство Русской
православной
церкви
Религиозные
праздники

Музыка в православном храме.
Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира,
величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы
Христа, Богородицы.
Праздничная служба, вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного содержания12.

Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры.
Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений
позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств,
воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов,
воспитывать

их

музыкальный

вкус

на

подлинно

художественных

произведениях.
№
блока,
кол-во
часов
0,5—1 уч.
час

2—6
уч. часов

Тема
Композитор —
исполнитель —
слушатель

Кого называют композитором, исполнителем?
Нужно ли учиться слушать музыку?
Что значит «уметь слушать музыку»?
Концерт, концертный зал.
Правила поведения в концертном зале.

Композиторы —
детям

Детская музыка
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева,
Д. Б. Кабалевского и др.
Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Оркестр — большой коллектив музыкантов.
Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром13.

Оркестр
2—6
уч. часов

13

Содержание

В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого
концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на
концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.

1—2
уч. часа

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано

Рояль и пианино.
История изобретения фортепиано, «секрет» названия
инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин,
синтезатор).

1—2
уч. часа

Музыкальные
инструменты.
Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе
Сиринкс.
Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра14.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых
инструментов. Композиторы, сочинявшие
скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие
инструменты.

Вокальная музыка

Человеческий голос — самый совершенный
инструмент.
Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы.
Жанры вокальной музыки: песни, вокализы,
романсы, арии из опер.
Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд,
пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.

2—4
уч. часа

2—6
уч. часов

2—6
уч. часов

Инструментальная
музыка

Программная
музыка

Программная музыка. Программное название,
известный сюжет, литературный эпиграф.

Симфоническая
музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина

2—6
уч. часов

Русские
композиторыклассики

Творчество выдающихся отечественных
композиторов.

М)
2—6
уч. часов

Европейские
композиторыклассики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

2—6
уч. часов
2—6
уч. часов

Н)
2—6
уч. часов

Мастерство
исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка
народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия,
правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной
сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и
произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся
через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная
музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фриджаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется
специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной
школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном
направлении.

Помимо

указанных

в

модуле

тематических

блоков,

существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и
исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать
критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса,
эстетичного вокально-хорового звучания.
№
блока,
кол-во
часов
1—4
учебных
часа

Тема
Современные
обработки
классической
музыки

Содержание
Понятие обработки, творчество современных
композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики?

Джаз
2—4
учебных
часа

1—4
учебных
часа

1—4
учебных
часа

Исполнители
современной
музыки
Электронные
музыкальные
инструменты

Особенности джаза: импровизационность, ритм
(синкопы, триоли, свинг).
Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы
игры на них.
Творчество джазовых музыкантов15.
Творчество одного или нескольких исполнителей
современной музыки, популярных у молодёжи16.

Современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка,
гитара, барабаны и т.д.
Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем
«Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с
модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека»
(музыкальные портреты, музыка о войне).
Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов
урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки
силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный
просмотр фильмов.
№
блока,
кол-во
часов
2—6
учебных
часов

2—6
учебных
часов

Тема

Содержание

Музыкальная
сказка
на сцене,
на экране

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор, ансамбль.

Театр оперы
и балета

Особенности музыкальных спектаклей.
Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле

2—6
учебных
часов

2—6
учебных
часов

2—3
учебных
часа
2—3
учебных
часа
2—3
учебных
часа

2—6
учебных
часов

Балет.
Хореография —
искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного
спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов17.

Опера.
Главные
герои и номера
оперного
спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое
вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов18.

Сюжет
музыкального
спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом.
Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы.

Оперетта,
мюзикл

История возникновения и особенности жанра.
Отдельные номера из оперетт И. Штрауса,
И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Кто
создаёт
музыкальный
спектакль?

Профессии музыкального театра:
дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и
танцовщики, художники и т. д.

Патриотическая
и народная тема
в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических
и экранных произведений, посвящённых нашему
народу, его истории, теме служения Отечеству.
Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов,
музыки к фильмам19.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное
рефлексивного

содержание
исследования

данного

модуля

обучающимися

сосредоточено
психологической

вокруг
связи

музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом
его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников,
расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание
собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при
восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с

другими

людьми.

Формы

бытования

музыки,

типичный

комплекс

выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые
жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения.
Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и
развитие эстетических потребностей.
№
блока,
кол-во
часов
1—3
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

2—4
учебных
часа

Тема

Содержание

Красота
и вдохновение

Стремление человека к красоте.
Особое состояние — вдохновение.
Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой.
Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные
пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных
пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные в музыкальных
интонациях.

Музыкальные
портреты

Какой же праздник
без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника20.
Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.

Танцы, игры и
веселье

Музыка — игра звуками.
Танец — искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев21.

Музыка на войне,
музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные
песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы и т. д.).

2—4
учебных
часа
2—4
учебных
часа

Главный
музыкальный
символ

Гимн России — главный музыкальный символ
нашей страны.
Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны.

Искусство
времени

Музыка — временно́е искусство. Погружение в
поток музыкального звучания.
Музыкальные образы движения, изменения и
развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация.
Выразительные и изобразительные интонации.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Край, в котором ты живёшь. Музыкальные традиции малой Родины.
Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские
народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка

наших

традицииБелоруссии,

соседей.

Украины,

Фольклор

Прибалтики

и

(песни,

музыкальные
танцы,

обычаи,

музыке

русских

музыкальные инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание

храма

Колокола.

Колокольность

в

композиторов. Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный
стих. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.

Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив
музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия
инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор). Флейта Предки современной флейты. Легенда о
нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных
смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей,
отражённые в музыке.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор,
хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение
музыкальных

пейзажей.

Чувства

человека,

любующегося

природой.

Музыкальные
Портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России

1.1

Край, в котором ты живёшь: «Наш край»
(То березка, то рябина…, муз. Д.Б.
Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя
Россия» (муз. Г. Струве, сл.
Н.Соловьёвой)

1

1.2

Русский фольклор: русские народные
песни «Во кузнице», «Веселые гуси»,
«Скок, скок, молодой дроздок»,
«Земелюшка-чернозем», «У котаворкота», «Солдатушки, бравы
ребятушки»; заклички

1

1.3

Русские народные музыкальные
инструменты: русские народные песни
«Ходит зайка по саду», «Как у наших у
ворот», песня Т.А. Потапенко
«Скворушка прощается»; В.Я.Шаинский
«Дважды два – четыре»

1

1.4

Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев.
Симфоническая сказка «Петя и Волк»; Н.
Римский-Корсаков «Садко»

1

1.5

Фольклор народов России: татарская
народная песня «Энисэ», якутская
народная песня «Олененок»

1

1.6

Народные праздники: «Рождественское
чудо» колядка; «Прощай, прощай
Масленица» русская народная песня

1

Итого по разделу

6

Раздел 2. Классическая музыка
2.1

Композиторы – детям: Д.Кабалевский
песня о школе; П.И.Чайковский «Марш

1

Контрольные
работы

деревянных солдатиков», «Мама»,
«Песня жаворонка» из Детского альбома;
Г. Дмитриев Вальс, В. Ребиков
«Медведь»
2.2

Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии
№ 94; Л.ван Бетховен Маршевая тема из
финала Пятой симфонии

1

2.3

Музыкальные инструменты. Флейта:
И.С.Бах «Шутка», В.Моцарт Аллегретто
из оперы волшебная флейта, тема Птички
из сказки С.С. Прокофьева «Петя и
Волк»; «Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К.
Дебюсси

1

2.4

Вокальная музыка: С.С. Прокофьев,
стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка,
стихи Н. Кукольника «Попутная песня»

1

2.5

Инструментальная музыка: П.И.
Чайковский «Мама», «Игра в лошадки»
из Детского альбома, С.С. Прокофьев
«Раскаяние» из Детской музыки

1

2.6

Русские композиторы-классики: П.И.
Чайковский «Утренняя молитва»,
«Полька» из Детского альбома

1

2.7

Европейские композиторы-классики: Л.
ван Бетховен Марш «Афинские
развалины», И.Брамс «Колыбельная»

1

Итого по разделу

7

Раздел 3. Музыка в жизни человека

3.1

Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев
«Дождь и радуга», «Утро», «Вечер» из
Детской музыки; утренний пейзаж
П.И.Чайковского, Э.Грига,
Д.Б.Кабалевского; музыка вечера «Вечерняя сказка» А.И. Хачатуряна;
«Колыбельная медведицы» сл. Яковлева,
муз. Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка»
В. Гаврилина; «Летний вечер тих и
ясен…» на сл. Фета

1

3.2

Музыкальные портреты: песня
«Болтунья» сл. А. Барто, муз. С.
Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга»
из Детского альбома; Л. Моцарт

1

«Менуэт»

3.3

Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа
«Добрый жук», песня из к/ф «Золушка»,
И. Дунаевский Полька; И.С. Бах
«Волынка»

1

3.4

Какой же праздник без музыки? О.
Бихлер марш «Триумф победителей»; В.
Соловьев-Седой Марш нахимовцев;
песни, посвящённые Дню Победы

1

Итого по разделу

4

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1

Певец своего народа: А. Хачатурян
Андантино, «Подражание народному»

1

1.2

Музыка стран ближнего зарубежья:
Белорусские народные песни «Савка и
Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т.
Муталлибова «Мои цыплята»; Лезгинка,
танец народов Кавказа; Лезгинка из
балета А.Хачатуряна «Гаянэ»

2

1.3

Музыка стран дальнего зарубежья:
«Гусята» – немецкая народная песня,
«Аннушка» – чешская народная песня, М.
Теодоракис народный танец «Сиртаки»,
«Чудесная лютня»: этническая музыка

2

Итого по разделу

5

Раздел 2. Духовная музыка
2.1

Звучание храма: П.И. Чайковский
«Утренняя молитва» и «В церкви» из
Детского альбома

1

2.2

Религиозные праздники:Рождественский
псалом «Эта ночь святая»,
Рождественская песня «Тихая ночь»

1

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыка театра и кино

3.1

Музыкальная сказка на сцене, на экране:
оперы-сказки «Муха-цокотуха», «Волк и
семеро козлят»; песни из мультфильма
«Бременские музыканты»

1

3.2

Театр оперы и балета: П. Чайковский
балет «Щелкунчик». Танцы из второго

1

действия: Шоколад (испанский танец),
Кофе (арабский танец), Чай (китайский
танец), Трепак (русский танец), Танец
пастушков; И. Стравинский – «Поганый
пляс Кощеева царства» и «Финал» из
балета «Жар-Птица»
3.3

Балет. Хореография – искусство танца: П.
Чайковский. Финал 1-го действия из
балета «Спящая красавица»

1

3.4

Опера. Главные герои и номера оперного
спектакля: мужской и женский хоры из
Интродукции оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин»

1

Итого по разделу

4

Раздел 4. Современная музыкальная культура

4.1

Современные обработки классики:В.
Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди
«Летняя гроза» в современной обработке,
Ф. Шуберт «Аве Мария»; Поль Мориа
«Фигаро» в современной обработке

2

4.2

Электронные музыкальные инструменты:
И. Томита электронная обработка пьесы
М.П. Мусоргского «Балет
невылупившихся птенцов» из цикла
«Картинки с выставки»; А.Рыбников
«Гроза» и «Свет Звезд» из к/ф «Через
тернии к звездам»; А. Островский «Спят
усталые игрушки»

1

Итого по разделу

3

Раздел 5. Музыкальная грамота

5.1

Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков
«Похвала пустыне» из оперы «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве
Февронии»

1

5.2

Песня: П.И. Чайковский «Осенняя
песнь»; Д.Б. Кабалевский, стихи В.
Викторова «Песня о школе», А.Д.
Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной
«Веселый музыкант»

1

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

№
1.

2.

3.

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Тема, количество
Содержание
Виды деятельности
часов
Весь мир
Звуки музыкальные Знакомство со звуками
звучит.
и шумовые.
музыкальными и шумовыми.
Свойства звука:
Различение, определение на
2 часа
высота, громкость, слух звуков различного
длительность,
качества с использованием
тембр.
визуальной поддержки.
Игра — подражание звукам и
голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.
Артикуляционные
упражнения, разучивание и
исполнение попевок и песен с
использованием
звукоподражательных
элементов, шумовых звуков.
Звукоряд
Нотный стан,
Знакомство с элементами
скрипичный ключ. нотной записи. Различение по
2 часа
Ноты первой
нотной записи, определение
октавы.
на слух звукоряда в отличие
от других
последовательностей звуков.
Пение с названием нот, игра
на металлофоне звукоряда от
ноты «до» с помощью
учителя или самостоятельно.
Разучивание и исполнение
вокальных упражнений,
песен, построенных на
элементах звукоряда.
Интонация.
Выразительные и
Определение на слух,
изобразительные
прослеживание по нотной
2 часа
интонации.
записи кратких интонаций
изобразительного (ку-ку, тиктак и др.) и выразительного
(просьба, призыв и др.)
характера.
Разучивание, исполнение

4.

5.

попевок, вокальных
упражнений, песен.
Слушание фрагментов
музыкальных произведений,
включающих примеры
изобразительных интонаций.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Край, в котором
Музыкальные
Разучивание, исполнение
ты живёшь.
традиции малой
образцов традиционного
Родины. Песни,
фольклора своей местности,
2 часа
обряды,
песен, посвящённых своей
музыкальные
малой родине, песен
инструменты.
композиторов-земляков.
Совместная работа с
учителем по составлению
рассказа по сюжетной
картинке о музыкальных
традициях своего родного
края.
По выбору учителя могут
быть освоены игры «Бояре»,
«Плетень», «Бабка-ёжка»,
«Заинька» и др. Важным
результатом освоения
является готовность
обучающихся играть в
данные игры во время
перемен и после уроков.
На выбор или
факультативно:
Просмотр видеофильма о
культуре родного края.
Посещение краеведческого
музея.
Посещение этнографического
спектакля, концерта.
Русский фольклор Русские народные Разучивание, исполнение
песни (трудовые,
русских народных песен
3 часа
солдатские,
разных жанров.
хороводные и др.). Участие в коллективной
Детский фольклор традиционной музыкальной
(игровые, заклички, игре.
потешки, считалки, Ритмическая импровизация
прибаутки).
или сочинение
аккомпанемента на ударных

6.

7.

или шумовых инструментах к
изученным народным песням
с направляющей помощью
учителя.
Русские
Народные
Знакомство с внешним видом,
народные
музыкальные
особенностями исполнения и
музыкальные
инструменты
звучания русских народных
инструменты
(балалайка, рожок, инструментов.
свирель, гусли,
Определение на слух тембров
4 часа
гармонь, ложки).
инструментов.
Классификация на группы
духовых, ударных, струнных.
Музыкальная викторина на
знание тембров народных
инструментов с
использованием карточек
визуальной поддержки.
Двигательная игра —
импровизация-подражание
игре на
музыкальных инструментах.
Слушание фортепианных
пьес композиторов,
исполнение
песен, в которых
присутствуют
звукоизобразительные
элементы, подражание
голосам народных
инструментов.
На выбор или
факультативно:
Просмотр видеофильма о
русских музыкальных
инструментах.
Посещение музыкального
или краеведческого музея.
Освоение простейших
навыков игры на свирели,
ложках.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка наших
Фольклор и
Знакомство с особенностями
соседей.
музыкальные
музыкального фольклора
традиции
народов других стран.
2 часа
Белоруссии,
Определение характерных

Украины,
Прибалтики
(песни, танцы,
обычаи,
музыкальные
инструменты).

8.

черт, типичных элементов
музыкального языка (ритм,
лад, интонации) с
использованием визуальной
поддержки.
Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания народных
инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов с
использованием визуальной
поддержки.
Классификация на группы
духовых, ударных, струнных.
Музыкальная викторина на
знание тембров народных
инструментов с опорой на
предметные картинки.
Двигательная игра —
импровизация-подражание
игре на музыкальных
инструментах.
Сравнение интонаций,
жанров, ладов, инструментов
других народов с
фольклорными элементами
народов России.
Разучивание и исполнение
песен, танцев, сочинение,
импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с
помощью звучащих жестов
или на ударных
инструментах) с
направляющей помощью
учителя.
На выбор или
факультативно:
школьные фестивали,
посвящённые музыкальной
культуре народов мира.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма
Колокола.
Обобщение жизненного
Колокольность
опыта, связанного со

9.

1 час

в музыке русских
композиторов.

Песни верующих

Молитва, хорал,
песнопение,
духовный стих.

1 час

10.

Инструментальная Орган и его роль
музыка в церкви
в богослужении.
Творчество И. С.
2 часа
Баха.

звучанием колоколов.
Слушание музыки русских
композиторов с ярко
выраженным
изобразительным элементом
колокольности.
Двигательная импровизация
— имитация движений
звонаря на колокольне.
На выбор или
факультативно:
Просмотр документального
фильма о колоколах.
Сочинение, исполнение на
фортепиано, синтезаторе или
металлофонах композиции
(импровизации),
имитирующей звучание
колоколов с направляющей
помощью учителя.
Слушание вокальных
произведений религиозного
содержания. Беседа с
учителем о характере
музыки, манере исполнения,
выразительных средствах.
Знакомство с произведениями
светской музыки, в которых
воплощены молитвенные
интонации, используется
хоральный склад звучания.
На выбор или
факультативно:
Просмотр документального
фильма о значении молитвы.
Рисование по мотивам
прослушанных музыкальных
произведений.
Просмотр образовательных
видео-материалов,
посвящённых истории
создания, устройству органа,
его роли в католическом и
протестантском
богослужении. Ответы на

11.

вопросы учителя.
Слушание органной музыки
И. С. Баха. Описание
впечатления от восприятия,
характеристика музыкальновыразительных средств.
Игровая имитация
особенностей игры на органе
(во время слушания).
Звуковое исследование —
исполнение (учителем) на
синтезаторе знакомых
музыкальных произведений
тембром органа. Наблюдение
за трансформацией
музыкального образа.
На выбор или
факультативно:
Посещение концерта
органной музыки.
Рассматривание
иллюстраций, изображений
органа.
Просмотр познавательного
фильма об органе.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы —
Детская музыка
Слушание музыки,
детям
П. И. Чайковского, определение основного
С. С. Прокофьева,
характера, музыкально2 часа
Д. Б. Кабалевского выразительных средств,
и др.
использованных
Понятие жанра.
композитором с
Песня, танец,
использованием визуальной
марш.
поддержки. Подбор эпитетов
из предложенных,
иллюстраций к музыке.
Определение жанра.
Двигательная импровизация
под танцевальную и
маршевую музыку.
Музыкальная викторина с
использованием визуальной
опоры.
Разучивание, исполнение
песен. Сочинение

12.

Оркестр
3 часа

13.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано
1 час

Оркестр —
большой
коллектив
музыкантов.
Дирижёр,
партитура,
репетиция. Жанр
концерта —
музыкальное
соревнование
солиста
с оркестром.

Рояль и пианино.
История
изобретения
фортепиано,
«секрет» названия
инструмента
(форте + пиано).
«Предки» и
«наследники»
фортепиано
(клавесин,

ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или
ударных и шумовых
инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального
характера с направляющей
помощью учителя.
Слушание музыки в
исполнении оркестра.
Просмотр видеозаписи.
Беседа с учителем о роли
дирижёра.
«Я — дирижёр» — игра —
имитация дирижёрских
жестов во время звучания
музыки. Ориентация в
расположении групп
инструментов в
симфоническом оркестре с
использованием визуальной
поддержки.
Разучивание и исполнение
песен соответствующей
тематики.
Знакомство с принципом
расположения партий в
партитуре.
Разучивание, исполнение (с
ориентацией на нотную
запись) ритмической
партитуры для 2—3 ударных
инструментов с помощью
учителя.
Знакомство с многообразием
красок фортепиано.
Слушание фортепианных
пьес в исполнении известных
пианистов.
«Я — пианист» — игра —
имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.
Слушание детских пьес на
фортепиано в исполнении

синтезатор).

14.

Музыкальные
инструменты.
Флейта
1 час

Предки
современной
флейты. Легенда
о нимфе Сиринкс.
Музыка для
флейты
соло, флейты в
сопровождении
фортепиано,
оркестра.

учителя. Демонстрация
возможностей инструмента
(исполнение одной и той же
пьесы тихо и громко, в
разных регистрах, разными
штрихами). Внимание
учащихся по традиции может
быть сосредоточено на
звучании Первого концерта
для фортепиано с оркестром
П. И. Чайковского. Однако
возможна и равноценная
замена на концерт другого
композитора с другим
солирующим инструментом.
На выбор или
факультативно:
Посещение концерта
фортепианной музыки.
Разбираем инструмент —
наглядная демонстрация
внутреннего устройства
акустического пианино.
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая подсчёт
параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей
и т. д.).
Знакомство с внешним видом,
устройством и тембрами
классических музыкальных
инструментов.
Слушание музыкальных
фрагментов в исполнении
известных музыкантовинструменталистов.
Сказки и легенды,
рассказывающие о
музыкальных инструментах,
истории их появления. В
данном блоке могут быть
представлены такие
произведения, как «Шутка»
И. С. Баха, «Мелодия» из

15.

16.

17.

оперы «Орфей и Эвридика»
К. В. Глюка, «Сиринкс» К.
Дебюсси.
Музыкальные
Певучесть тембров Игра-имитация
инструменты.
струнных
исполнительских движений
Скрипка,
смычковых
во время звучания музыки.
виолончель.
инструментов.
Музыкальная викторина на
Композиторы,
знание конкретных
1 час
сочинявшие
произведений и их авторов,
скрипичную
определения тембров
музыку.
звучащих инструментов с
Знаменитые
использованием карточек
исполнители,
визуальной поддержки.
мастера,
Разучивание, исполнение
изготавливавшие
песен, посвящённых
инструменты.
музыкальным инструментам.
На выбор или
факультативно:
Посещение концерта
инструментальной музыки.
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая описание
внешнего вида и
особенностей звучания
инструмента, способов игры
на нём.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная
Характеры
Видеопросмотр музыкальной
сказка
персонажей,
сказки. Обсуждение
на сцене,
отражённые
музыкально-выразительных
на экране.
в музыке.
средств с использованием
карточек визуальной
1 час
поддержки, передающих
повороты сюжета, характеры
героев.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Красота
Стремление
Беседа с учителем о значении
и вдохновение.
человека
красоты и вдохновения в
к красоте
жизни человека.
1 час
Особое состояние
Слушание музыки,
—
концентрация на её
вдохновение.
восприятии, своём
Музыка —
внутреннем состоянии.
возможность
Двигательная импровизация

вместе переживать
вдохновение,
наслаждаться
красотой.
Музыкальное
единство людей —
хор, хоровод.

18.

Музыкальные
пейзажи.
1 час

19.

Музыкальные
Портреты.
1 час

Образы природы в
музыке.
Настроение
музыкальных
пейзажей. Чувства
человека,
любующегося
природой.

Музыка,
передающая
образ человека, его
походку, движения,

под музыку лирического
характера «Цветы
распускаются под музыку».
Выстраивание хорового
унисона — вокального и
психологического.
Одновременное взятие и
снятие звука, навыки
певческого дыхания по руке
дирижёра.
Разучивание, исполнение
красивой песни.
На выбор или
факультативно:
Разучивание хоровода,
социальные танцы.
Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор эпитетов
для описания настроения,
характера музыки с
использованием карточек
визуальной поддержки.
Сопоставление музыки с
произведениями
изобразительного искусства.
Двигательная импровизация,
пластическое интонирование.
Разучивание, одухотворенное
исполнение песен о природе,
её красоте.
На выбор или
факультативно:
Рисование «услышанных»
пейзажей и/или абстрактная
живопись — передача
настроения цветом, точками,
линиями.
Игра-импровизация «Угадай
моё настроение».
Слушание произведений
вокальной, программной
инструментальной музыки,
посвящённой образам людей,

характер, манеру
речи.

сказочных персонажей.
Подбор эпитетов из
предложенных для описания
настроения, характера
музыки с использованием
карточек визуальной
поддержки. Сопоставление
музыки с произведениями
изобразительного искусства.
Двигательная импровизация в
образе героя музыкального
произведения.
Разучивание, харáктерное
исполнение песни —
портретной зарисовки.
На выбор или
факультативно:
Рисование героя
музыкального произведения.
Игра-импровизация «Угадай
мой характер».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».