Окружающий мир для 1 класса

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

предметной

области

образования, Федеральной программы воспитания.
Учебный

предмет

«Окружающий

мир»

«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
познавательные

интересы

и

способности,

создаются

условия

для

самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного
учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано
обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и
умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно
встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций
учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие
компьютерных

программ,

которые

можно

использовать

в

качестве

обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным
для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и

социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные
знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской

деятельностью

(наблюдения,

опыты,

трудовая

деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими

нормами

поведения;

становление

базовых

навыков

повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям,

уважительного

отношения

к

их

взглядам,

мнению

и

индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе
и

обществе,

окружающем

учатся
мире.

осмысливать

причинно-следственные

Коррекционно-развивающий

потенциал

связи

в

предмета

заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать
сформированные представления о мире для решения разнообразных
предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.

Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей

природной

и

социальной

среде,

заложит

основу для

осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР
возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое
личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с
ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»

Содержание обучения в 1 классе
Человек и общество
Школа. Школьные праздники. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи1.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного

оборудования;

поза;

освещение

рабочего

места.

Правила

безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и
отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Первоначальные сведения о родном крае.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в
социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.
Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и
термометр. Определение температуры воздуха по термометру.
Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного
поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения):
корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и
ухода.
1

Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане.
Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.

Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил личной
гигиены.

Правила

безопасности

в

быту:

пользование

бытовыми

электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать под руководством учителя происходящие в природе
изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в
живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на
образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме:
текста, иллюстраций, видео; соотносить иллюстрацию явления (объекта,
предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:

в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить
название страны, её столицы; описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на
схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные
ситуации: устанавливать нарушения режима дня; нарушения правил
дорожного движения.
Совместная

деятельность

способствует

формированию

умений

соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости
под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять
работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии
учителя устранять возникающие конфликты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют

готовность

обучающихся

с

ЗПР

руководствоваться

традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1)

гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2)

духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения

и

доброжелательности;

применение

правил

совместной

деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3)

эстетического воспитания:

понимание

особой

художественной

роли

культуры,

России

проявление

в

развитии

общемировой

уважительного

отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной

и

преобразующей

деятельности,

в

разных

видах

художественной деятельности.
4)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта

эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)

трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)

экологического воспитания:

осознание

роли

человека

в

природе

и

обществе,

принятие

экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
7)

ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
владение
социального

навыками

коммуникации

взаимодействия,

в

том

и

принятыми

числе

с

ритуалами

использованием

информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального
общего

образования

познавательные

у

обучающегося

универсальные

учебные

с

ЗПР

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений
доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и
в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего
мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по
предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты)
по определённому признаку; определять существенный признак для
классификации,

классифицировать

предложенные

объекты

после

проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения

учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с
помощью учителя.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью
учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты
и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя
опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для
поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью
взрослых

для

решения

учебных

задач

текстовую,

графическую,

аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью
учителя

графически

представленную

информацию:

схему,

таблицу,

иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»

(с

помощью

учителя);

создавать

текстовую,

видео-,

графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое
чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном
уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов

наблюдений

и

опытной

работы,

подкреплять

их

доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с
возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту
выступления с помощью взрослых.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций по
опорному плану.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных
действий:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по
предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать
их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной

(практической)

задачи;

участвовать

в

формулировании

краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели:
распределять роли,

договариваться, обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;

выполнять правила совместной деятельности: справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого);
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя по фамилии, имени, отчеству, домашний адрес;
проявлять уважение (на доступном уровне) к семейным ценностям и
традициям, соблюдать при напоминании взрослого правила нравственного
поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего
населённого пункта, страны;

приводить примеры школьных праздников,

традиций своей семьи; иметь представление об объектах живой и неживой
природы; знать и показывать части растений (корень, стебель, лист, цветок);
иметь представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных схем наиболее распространённые в родном
крае растения, животных, сезонные явления в разные времена года;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий;
проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного
труда, несложные индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения температуры воздуха и
опыты под руководством учителя; знать правила поведения в быту, в
общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила
безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов;
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном
присутствии взрослого); иметь представление о правилах личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила
безопасного поведения в природе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями

1

2

Наша страна – Россия,
Российская Федерация. Что такое
Родина?

1

3

Наша Родина: от края и до края.
Символы России

1

4

Народы России. Народов дружная
семья

1

5

Путешествие по родному краю

1

6

Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ

1

7

Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы

1

8

Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?

1

9

Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой и
живой природы: выделение

1

Контрольные
работы

Практические
работы

различий

10

Дикорастущие и культурные
растения вокруг нас. Сходство и
различия дикорастущих и
культурных растений

1

11

Явления и объекты неживой
природы

1

12

Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них.
Наше творчество

1

13

Что мы знаем о растениях? Что
общего у разных растений?

1

14

Части растения. Название,
краткая характеристика значения
для жизни растения

1

15

Комнатные растения. Растения в
твоём доме: краткое описание

1

16

Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)

1

17

Разнообразие растений:
узнавание, называние, краткое
описание

1

18

Особенности лиственных
растений: узнавание, краткое
описание. Лиственные растения
нашего края

1

19

Особенности хвойных растений:

1

1

узнавание, краткое описание.
Хвойные растения нашего края

20

Мир животных: насекомые
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы
животных

1

21

Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида

1

22

Какие звери живут в морях и
океанах? Морские звери:
узнавание, называние, краткое
описание

1

23

Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение,
краткое описание)

1

24

Мир животных: птицы
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы
животных

1

25

Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение
места обитания, способа питания

1

26

Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)

1

27

Мир животных: чем похожи все
звери: главная особенность этой
группы животных. Забота зверей

1

о своих детёнышах
28

Знакомься: электронные ресурсы
школы

1

29

Ты – пешеход!

1

30

Знаки дорожного движения

1

31

Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о
родном крае: название. Моя
малая родина

1

32

Культурные объекты родного
края

1

33

Домашние и дикие животные.
Различия в условиях жизни

1

34

Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
общество"

1

35

Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи

1

36

Значение природы в жизни людей

1

37

Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях.
Номера телефонов экстренных
служб

1

38

Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений

1

39

Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как
способы определения состояния
погоды

1

40

Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в
разных условиях (в комнате, на
улице)

1

41

Резервный урок. Откуда в
снежках грязь?

1

42

Как живут растения?

1

43

Многообразие мира животных.
Какие животные живут в нашем
регионе?

1

44

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
осенью

1

45

Резервный урок. Откуда берётся и
куда девается мусор?

1

1

1 класс
№
1

Тема, раздел курса
Человек и общество.
16 часов

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся с ЗПР

Школьные праздники. Классный, школьный
коллектив,
совместная
деятельность.
Одноклассники, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной помощи.
Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы на учебном месте,
режим труда и отдыха.

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Беседа по теме,
например, «Зачем нужно каждое помещение».
Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в
классе и в школе».
Практическое упражнение в расположении школьных предметов
на рабочем месте. Игры и упражнения в собирании/разбирании
портфеля. Беседа по теме, например, «Какой предмет нужен на
каком уроке».
Просмотр видеофрагментов и других материалов (по выбору) на
темы «Москва – столица России», «Экскурсия по Москве».
Экскурсии, целевые прогулки о родном крае, труде людей.
Рассматривание изделий народных промыслов народов России.
Беседа, игры и инсценировки по теме, например, «Правила
поведения в учреждениях культуры — в театре, музее,
библиотеке». Просмотр мультипликационных фильмов по теме.
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья» совместно с детьми.
Беседа по теме, например, «Что такое семья».
Просмотр
мультипликационных
фильмов/
анимированных
презентаций по теме «Как семья проводит свободное время».
Диалог
учителя
с
детьми
о
совместных
делах/времяпрепровождении.
Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в
природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в
природе, наблюдение за погодой».
Зарисовка термометра. Практическая работа по теме, например,
«Измеряем температуру».
Ведение календаря погоды.
Рассматривание и беседа по иллюстративному материалу «Живая и
неживая природа». Дидактическая игра «живое/неживое».

Россия. Москва – столица России.
Первоначальные сведения о родном крае. Труд
людей. Ценность и красота рукотворного мира.
Правила поведения в социуме.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и
фамилии членов семьи.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

2

Человек и природа.
37 часов

Природа и предметы, созданные человеком.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за
ними.
Неживая и живая природа. Погода и термометр.
Наблюдение за погодой своего края.
Сезонные изменения в природе. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.

3

Правила безопасной жизни.
7 часов

Резерв: 6 часов

Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и
хвойные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель,
лист, цветок.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав.
Знакомство с атласом-определителем. Практическая работа по
нахождению
знакомых
растений
в
атласе-определителе.
Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их
части». Рассматривание и зарисовка частей растения. Практическая
работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями
уголка природы». Составление памятки по теме «Ухаживаем за
комнатными растениями».

Разные группы животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные
(различия в условиях жизни). Забота о домашних
питомцах.

Игра-классификация «Какие бывают животные».
Наблюдения за поведением животных в естественных условиях:
повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов).
Просмотр видеофрагментов по теме «Дикие и домашние
животные». Дидактическая игра «2 лишний» (по теме «Дикие и
домашние животные»). Беседы с детьми по теме, например, «Мой
домашний питомец».
Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение
режима дня первоклассника. Практическое занятие (при наличии
условий) в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и
электроплитой». Составление памятки по теме, например,
«Телефоны экстренных служб».
Рассматривание и зарисовка основных дорожных знаков,
светофора. Дидактическая игра «Три сигнала светофора».
Просмотр мультипликационных фильмов по теме «Правила
дорожного движения».

Необходимость соблюдения режима дня, правил
личной гигиены. Правила безопасности в быту:
пользование
бытовыми
электроприборами,
газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».