Литературное чтение для 1 класса

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований

к

Федерального

результатам

освоения

государственного

программы

начального

образовательного

стандарта

общего

образования

начального

общего

образования обучающихся с ОВЗ (далее – далее ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих
предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают
затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают
техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут
допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки
букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в
состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного,
установить

причинно-следственные

связи,

самостоятельно

охарактеризовать

героев

произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются
в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В
процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры:
формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует
формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе

изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная
направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и
специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи
обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового
анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель
начальных

классов

должен

поддерживать

тесную

связь

с

учителем-логопедом,

осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дислексия.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и
затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения,
включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар
слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов
определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению
поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится
работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений
работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность
обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов
деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. С первого
класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или
тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному
анализу прочитанного, поиску логических связей между частями произведения, причинноследственных связей между событиями. Большое значение уделяется словарной работе.
Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение словаря; обучающиеся с ЗПР
приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку выяснять их
значение, более тонко анализируют языковой материал. Должна предусматриваться
специальная продолжительная работа по обучению пересказу. Обучающиеся учатся
излагать тексты небольшого объема с опорой на картинный план и ключевые слова, затем
на план-вопрос и позже на совместно составленный план излагаемого текста, при этом
визуальная поддержка может долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР
формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

формируется первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; происходит овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при
анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам; происходит овладение техникой смыслового чтения
вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации для решения учебных задач.
Программа

по

литературному

чтению

представляет

вариант

распределения

предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В

основу

отбора

произведений

для

литературного

чтения

положены

общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов;

представленность

культурных

традиций

в

произведениях

народов

России,

нравственно-эстетических

отдельных

произведений

ценностей,
выдающихся

представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также
возможность

достижения

метапредметных

результатов,

способности

обучающегося

воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Содержание литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено
в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное
изучение русского языка и литературного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Знакомство
с речевыми шаблонами для использования в ситуации общения и при
ведении диалога. Участие в диалоге.
Понимание текста при его прослушивании и/или при самостоятельном
чтении вслух. Понимание вопроса к тексту, построение ответа по
предложенному речевому шаблону.
Слово и предложение
Предложение. Заглавная буква и точка - границы предложения.
Определение количества слов в предложении. Схема предложения.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и определение количества
звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми схемами моделями:
соотнесение произнесения слова с предложенной звуковой схемой,
построение схемы звукового состава слова, подбор слов, соответствующих
заданной схемы. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных
и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение

места ударения. Слог как минимальная произносительная единица.
Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Наблюдение за
последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные

произведения;

понимать

фактическое

содержание

прочитанного или прослушанного текста; ориентироваться в терминах и
понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой,
рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать

и

группировать

произведения

по

жанрам

(загадки,

пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать

текст:

определять

тему,

устанавливать

последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать
положительную или отрицательную оценку его поступкам;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в
иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и
другие); соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из
текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
читать

наизусть

стихотворения,

соблюдать

орфоэпические

и

пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного
текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё
отношение к обсуждаемой проблеме; пересказывать (устно) содержание
произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своё
настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык
чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность:
проявлять желание работать в парах, небольших группах; проявлять
культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно
выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений,
развитие

позитивного

традиционным,
приобретение

отношения

социокультурным
опыта

применения

и

обучающихся

к

общественным,

духовно-нравственным
сформированных

ценностям,

представлений

и

отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего
в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества
народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:
освоение

опыта

человеческих

взаимоотношений,

проявление

сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных
качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка
поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной
позиции

посредством

накопления

и

систематизации

литературных

впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в
разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического
опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы; понимание образного языка
художественных

произведений,

выразительных

средств,

создающих

художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального
общего

образования

познавательные

у

обучающегося

универсальные

с

учебные

ЗПР

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять

с

помощью

учителя

существенный

признак

для

классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при
анализе

сюжета

(композиции),

восстанавливать

нарушенную

последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного

текста,

при

составлении

плана,

пересказе

текста,

характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать

с

помощь.

учителя

выводы

и

подкреплять

их

доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать

возможное

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
информации.

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться
последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач)
учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной

(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—

различать

слово

и

предложение,

вычленять

слова

из

предложений, определять количество слов в предложении;
—

вычленять звуки из слова;

—

различать гласные и согласные звуки;

—

различать ударные и безударные гласные звуки;

—

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие

(вне слова и в слове);
—

различать понятия «звук» и «буква»;

—

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги

(простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
—

писать аккуратным разборчивым почерком без искажений

прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития
мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой);

—

иметь представления о правилах правописания: раздельное

написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках
животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
—

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и

предложения, тексты объёмом не более 15-20 слов;
—

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова (без

стечения согласных), предложения из 3–4 слов, простые тексты объёмом не
более 12-15 слов, правописание которых не расходится с произношением;
—

понимать прослушанный текст;

—

читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в

соответствии со знаками препинания в конце предложения;
—

различать в тексте слова, значение которых требует уточнения;

—

составлять предложение из набора форм слов, находящихся в

соответствующей грамматической форме не более 3-5 слов.
—

устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным

картинкам и на основе наблюдений с опорой на план-вопрос;
—

использовать простые учебные понятия в процессе решения

учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Выделение предложения из
речевого потока. Устная и
письменная речь

1

2

Составление рассказов по
сюжетным картинкам.
Предложение и слово

1

3

Моделирование состава
предложения. Предложение и
слово

1

4

Слушание литературного
произведения о Родине.
Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин
"Привет"

1

5

Различение слова и
обозначаемого им предмета

1

6

Слово и слог. Как образуется
слог

1

7

Выделение первого звука в
слове. Выделение гласных
звуков в слове

1

Контрольные
работы

Практические
работы

15

8

Проведение звукового
анализа слова. Выделение
гласных звуков в слове

1

9

Слушание литературного
произведения о Родине.
Произведение по выбору,
например, Е.В. Серова "Мой
дом"

1

10

Гласные и согласные звуки

1

11

Сравнение звуков по
твёрдости-мягкости

1

12

Отражение качественных
характеристик звуков в
моделях слов

1

13

Гласные и согласные звуки.
Участие в диалоге

1

14

Отработка умения проводить
звуковой анализ слова

1

15

Слушание литературного
произведения о Родине.
Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин
"Привет"

1

16

Знакомство со строчной и
заглавной буквами А, а. Звук
[а]

1

17

Функция буквы А, а в слогеслиянии

1
16

18

Знакомство со строчной и
заглавной буквами О, о. Звук
[о]

1

19

Функция буквы О, о в слогеслиянии

1

20

Проведение звукового
анализа слов с буквами И, и.
Звук [и]

1

21

Буквы И, и, их функция в
слоге-слиянии

1

22

Знакомство со строчной
буквой ы. Звук [ы]. Буква ы,
её функция в слоге-слиянии

1

23

Знакомство со строчной и
заглавной буквами У, у. Звук
[у]

1

24

Слушание литературного
произведения о родной
природе. Произведение по
выбору, например, И.С.
Соколов-Микитов "Русский
лес"

1

25

Проведение звукового
анализа слов с буквами У, у.
Буквы У, у, их функция в
слоге-слиянии

1

26

Слушание литературного
произведения о родной
природе. Произведение по

1
17

выбору, например, М.Л.
Михайлов "Лесные хоромы"
27

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Н, н.
Звуки [н], [н’]

1

28

Проведение звукового
анализа слов с буквами Н, н

1

29

Знакомство со строчной и
заглавной буквами С, с. Звуки
[с], [с’]

1

30

Проведение звукового
анализа слов с буквами С, с

1

31

Знакомство со строчной и
заглавной буквами К, к. Звуки
[к], [к’]

1

32

Проведение звукового
анализа слов с буквами К, к

1

33

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Т, т.
Проведение звукового
анализа слов с буквами Т, т.
Согласные звуки [т], [т’]

1

34

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Л, л.
Согласные звуки [л], [л’]

1

35

Проведение звукового
анализа слов с буквами Л, л

1

36

Знакомство со строчной и

1
18

заглавной буквами Р, р.
Согласные звуки [р], [р’]
37

Проведение звукового
анализа слов с буквами Р, р

1

38

Знакомство со строчной и
заглавной буквами В, в.
Согласные звуки [в], [в’]

1

39

Проведение звукового
анализа слов с буквами В, в

1

40

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Е, е. Звуки
[й’э], [’э]

1

41

Проведение звукового
анализа слов с буквами Е, е

1

42

Знакомство со строчной и
заглавной буквами П, п.
Согласные звуки [п], [п’]

1

43

Проведение звукового
анализа слов с буквами П, п

1

44

Знакомство со строчной и
заглавной буквами М, м.
Согласные звуки [м], [м’]

1

45

Знакомство со строчной и
заглавной буквами М, м.
Согласные звуки [м], [м’]

1

46

Знакомство со строчной и
заглавной буквами З, з. Звуки
[з], [з’]

1
19

47

Проведение звукового
анализа слов с буквами З, з.
Отработка навыка чтения
предложений с буквами З, з

1

48

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Б, б.
Проведение звукового
анализа слов с буквами Б, б.
Согласные звуки [б], [б’].

1

49

Закрепление знаний о буквах
Б, б. Сопоставление звуков
[б] - [п]

1

50

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Д, д.
Согласные звуки [д], [д’]

1

51

Проведение звукового
анализа слов с буквами Д, д.
Сопоставление звуков [д] - [т]

1

52

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Я, я. Звуки
[й’а], [’а]. Двойная роль букв
Я, я

1

53

Слушание литературного
произведения. Произведение
по выбору, например,
В.Г.Сутеев "Дядя Миша".
Чтение текстов с изученными
буквами

1

54

Знакомство со строчной и

1
20

заглавной буквами Г, г.
Проведение звукового
анализа слов с буквами Г, г.
Согласные звуки [г], [г’]
55

Закрепление знаний о буквах
Г, г. Сопоставление звуков [г]
- [к].

1

56

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Ч, ч. Звук
[ч’]. Сочетания ЧА — ЧУ

1

57

Проведение звукового
анализа слов с буквами Ч, ч

1

58

Знакомство с буквой ь.
Различение функций буквы ь.

1

59

Слушание литературного
произведения о детях.
Произведение по выбору,
например, А.Л.Барто "В
школу".

1

60

Знакомство со строчной и
заглавной буквами Ш, ш.
Проведение звукового
анализа слов с буквами Ш, ш.
Звук [ш]

1

21

№ п/п

1.

Тема, раздел
курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся

Составление предложений и небольших
рассказов
по вопросам. Составление
небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок,
по демонстрируемому действию. Участие
в диалоге. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном
чтении вслух.

Совместная
работа: составление предложений по сюжетной
картинке.
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной
последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение
сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки (при
направляющей помощи учителя).
Работа
с
серией
сюжетных
картинок
с
нарушенной
последовательностью, анализ изображённых событий, установление
правильной последовательности событий, внесение изменений в
последовательность картинок, составление устного рассказа по
восстановленной
серии картинок с опорой на план-вопрос.
Совместная
работа по составлению небольших рассказов
повествовательного характера по демонстрируемому действию.
Совместная
работа по составлению небольших рассказов
описательного
характера (например, описание предмета по
заданному алгоритму).
Самостоятельная
работа: составление короткого рассказа по
опорным словам или вопросам.
Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов,
знакомство с речевыми шаблонами, используемыми для учебного
диалога, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки
зрения.
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании.

22

2

Слово
и предложение

Различение слова и предложения. Работа с
предложением:
выделение
слов,
определение
количества
слов,
распространение
предложения,
схема
предложения.
Соотнесение слова и обозначаемого им
предмета. Анализ слова, его лексического и
грамматического значения. Наблюдение над
значением
слова.
Различение
слов,
значение которых требует уточнения.
Активизация и расширение словарного
запаса. Включение слов в предложение.
Осознание единства звукового состава
слова и его значения.

3

Фонетика

Звуки речи. Звуковая структура слова.
Интонационное выделение звука в слове.
Выделение первого и последнего звука в
слове. Определение частотного звука в
чистоговорке, стихотворении. Называние
слов с заданным звуком. Установление
последовательности звуков в слове,
определение количества звуков места
звука
в
слове.
Сравнение
слов,

Совместная работа: составление предложения с заданным словом,
составление предложений по вопросам.
Составление схемы предложения и предложений по схеме.
Составление предложения по картинке и их условно-графическая
запись.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений
с опорой на слова для справок.
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт
перестановка слов в предложении, прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества слов в
предложении и обозначение каждого слова полоской, обозначение
границ предложения.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками.
Разгадывание ребусов.
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»
(составление предложения по схеме с использованием предметных
или сюжетных картинок).
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка
предложений, содержащих смысловые ошибки).
Учебный диалог, например, обсуждение с педагогом, что можно
сделать с предметом, участие в диалоге помогает первоклассникам
начать соотносить слово и обозначаемый им предмет.
Совместная работа по анализу слова: выделение звука в начале и в
конце слова. Условные обозначения звуков.
Игровое упражнение «Угадай звук»: определение гласного звука по
его артикуляции. Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный
звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет
слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие
заданного звука в слове). Игра-соревнование «Кто запомнит и назовет
больше слов с заданным звуком при прослушивании

23

различающихся одним звуком. Звуковой
анализ слова, знакомство со схемой и
соотнесение
звучания
слова
с
предложенной
схемой;
работа
со
звуковыми схемами: построение схемы
звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной схеме.
Особенность гласных звуков. Особенность
согласных звуков. Различение гласных и
согласных звуков. Определение места
ударения. Различение гласных ударных
и безударных. Ударный слог.

Твёрдость и мягкость согласных звуков как
смыслоразличительная
функция.
Различение твёрдых и мягких согласных
звуков.
Дифференциация парных по твёрдости –
мягкости
согласных
звуков.
Дифференциация парных по звонкости –
глухости звуков.

группы слов (4-5) или короткого стихотворения». Упражнение:
подбор слов с заданным звуком.
Совместный анализ схемы слова: последовательное выделение звука
слове на основе громкого проговаривания и соотнесение количества
выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова.
определение места звука в слове.
Предметно-практическое оперирование с графической схемой
звукового состава слова по заданному алгоритму. Работа со схемой:
выбрать нужную схему в зависимости от места заданного звука в
слове (начало, середина, конец слова).
Совместная работа: группировка слов по первому звуку
(по последнему звуку).
Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в
игровых ситуациях.
Составление звукового состава слов с использованием фишекразного
цвета для фиксации качественных характеристик звуков.
Совместное выполнение задания: проанализировать предложенную
схему звукового состава слова и рассказать о ней по алгоритму.
Творческое задание: подбор слов, соответствующих заданной схеме.
Работа в парах: сравнение двух схем звукового состава (нахождение
сходства и различия) (с опорой на предметные картинки).
Дифференцированное
задание:
соотнесение
слов
с
соответствующими им схемами.
Комментированное выполнение задания: группировка звуков по
заданному основанию (например, твёрдые – мягкие согласные звуки,
звонкие-глухие) при необходимости с направляющей помощью
педагога.
Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению
от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение
гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды.
Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости –
мягкости звук, глухости-мягкости).

24

Слог как минимальная произносительная
единица.
Слогообразующая
функция
гласных звуков. Определение количества
слогов в слове. Деление слов на слоги
(простые однозначные случаи).

4

Графика
(изучается
параллельно
с разделом
«Чтение»)

Звук и буква. Буква как знак звука.
Различение звука и буквы. Буквы,
обозначающие гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.
Овладение слоговым принципом русской
графики. Буквы гласных как показатель
твёрдости – мягкости согласных звуков.
Функции букв, обозначающих гласный звук
в открытом слоге: обозначение гласного
звука и указание на твёрдость или мягкость
предшествующего согласного.
Функции букв е, ё, ю, я.

Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных
звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание
одноклассников (при направляющей помощи педагога).
Совместный анализ этапов работы учащихся как форма контроля.
Совместная оценка процесс, а и результата выполнения задания.
Комментированное
выполнение упражнения по определению
количества слогов в слове, приведение доказательства по алгоритму.
Работа в парах: подбор к предложенной схеме слогового состава
слова предметных картинок, (слов) с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным
гласным звуком из предложенных предметных картинок с опорой на
схему.
Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих
схеме при необходимости с направляющей помощью педагога.
Работа в группах: объединение слов по количеству слогов в слове или
по месту ударения.
Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных
при делении слов на слоги, в определении ударного звука (простые
случаи).
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение на запоминание образа букв «Конструктор
букв», направленное на составление букв из
элементов.
Моделирование букв (из пластилина, из проволоки).
Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение
соотносить звук и соответствующую ему букву).
Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих
гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель
твёрдости – мягкости предшествующих согласных звуков.
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по
акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] – [з], [ш]
– [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [р] – [л], [ц] – [ч’] и т.д.), и буквы, имеющие

25

Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце
слова. Функция букв ь и ъ. Знакомство с
русским
алфавитом
как
последовательностью букв.

5

Чтение
(112 часов)

Формирование навыка слогового чтения
(ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Чтение комбинированных
слоговых таблиц.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному
темпу.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний,
предложений.

оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш
– т, в – д и т. д.).
Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от
способа обозначения звука [й’]. (ознакомительно).
Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе
диалога функции букв ь и ъ.
Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита
для
систематизации
информации,
о
важности
знания
последовательности букв в русском алфавите.
Работа в парах: нахождение букв в наложенных, зашумленных
недописанных изображениях; нахождение ошибок в графическом
изображении букв.
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с
изменением буквы гласного.
Упражнение: чтение слов, путем подстановки разных слогов к
одному и тому же первому слогу.
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в
названии которой есть этот слог.
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на
которых изображены соответствующие предметы. Тренировочные
упражнения для совершенствования техники чтения: чтение
столбиков слогов и слов с наращиванием, расположенных одинаковой
частью друг под другом.
Упражнения по расширению поля зрения читающего.
Упражнения на чтение слоговых таблиц различного вида.
Работа в парах: составление слов из предложенных букв, слогов,
соединение начала и конца предложения из нескольких
предложенных вариантов, с опорой на сюжетную картинку.
Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается
умение завершать прочитанные незаконченные предложения с опорой
на общий смысл предложения.

26

Чтение предложений с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания.
Развитие осознанности и выразительности
чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.

6

Письмо
(140 часов)

Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в
тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение
гигиенических
требований,
которые необходимо соблюдать во время
письма. Анализ начертаний письменных
заглавных и строчных букв. Создание
единства
звука,
зрительного
образа
обозначающей его буквы и двигательного
образа этой буквы. Овладение начертанием
письменных прописных и

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на
смысл предложения, (используя слова для справок).
Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным
рисунком, который передаёт содержание предложения.
Творческое задание: чтение предложений, в которых одно слово
заменено картинкой.
Упражнение на отработку интонационной выразительности
прочитанного:
чтение
вопросительных,
повествовательных,
восклицательных предложений, интонационное выделение голосом
логических ударений в предложении.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту,
отработка умения находить содержащуюся в коротком тексте
информацию при организующей помощи учителя.
Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с
прочитанным
(отрабатывается
умение
осознавать
смысл
прочитанного предложения).
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после
предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание
при чтении.
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв. Игровое
упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы
из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Упражнение: обводка букв по шершавой поверхности. Игровое
упражнение «Назови букву», направленное на различение букв,
имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих элементов.
Практическая работа: контролировать правильность написания
буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

27

строчных
букв.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением
гигиенических норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным
письмом (с учетом развития мелкой
моторики детей). Понимание функции
небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса.
Письмо под диктовку слов (без стечения
согласных) и предложений (не более
четырех слов), написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания текста (не более 5
предложений).

Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из
трёх – четырёх слов со звуками в сильной позиции.
Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных
печатным и письменным шрифтом.
Упражнение: запись письменными буквами слова/ предложения/
короткого текста, написанного печатными буквами с опорой на
карточку с письменными заглавными и строчными буквами.
Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с
заданным алгоритмом (при необходимости с опорой на карточку с
письменными заглавными и строчными буквами), контролирование
этапов работы.
Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка
заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса,
сообщение правила переноса слов (первичное знакомство). Учебный
диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли
читать предложение, записанное без пробелов между словами?».

28

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:
Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электронном носителе. В 2 ч. / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А.
Виноградская, М.В. Бойко], – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2023.
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и
др.] – М. : Просвещение, 2023.

29

30

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:
Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электронном носителе. В 2
ч. / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойко], – 3-е изд., перераб. – М.
Просвещение, 2016.
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М. : Просвещение, 2016.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».