Русский язык для 1 класса

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 106 от 27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
1 класс
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2)
(индивидуальное обучение)

Учитель: Алиева Ольга Борисовна

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – далее ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего
образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое
развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной
компетентности

и

облегчению

социализации

обучающихся

с

ЗПР.

Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и
недифференцированностью

словаря,

трудностями

грамматического

оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной
сформированностью

основных

мыслительных

операций

и

знаково-

символической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с
запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные
трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма
и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и
мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и
формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации
важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и

последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а
также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В
процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется
позитивное

эмоционально-ценностное

отношение

к

русскому

языку,

стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная
устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На
уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую
систему

коррекционно-развивающей

работы,

направленной

на

удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося
с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов
и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к
языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том
числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их
преодоления.
Овладение

письмом

совершенствует

мелкую

моторику,

пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и
становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала
(звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и
текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава

слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,
использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений
слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки
становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР
учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение
количества

заданий,

направленных

на

развитие

мелкой

моторики

обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев
руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова,
осознание

звуко-буквенной

и

звуко-слоговой

структуры

слова

как

пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и
синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение
границ

предложения,

деформированным

составление

предложением

схемы
и

предложения,

текстом.

Успешное

работу

с

усвоение

грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование
алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил
требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над
правилом осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и
многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР
обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро
уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного
речевого опыта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Знакомство
с речевыми шаблонами для использования в ситуации общения и при
ведении диалога. Участие в диалоге.
Понимание текста при его прослушивании и/или при самостоятельном
чтении вслух. Понимание вопроса к тексту, построение ответа по
предложенному речевому шаблону.
Слово и предложение
Предложение. Заглавная буква и точка - границы предложения.
Определение количества слов в предложении. Схема предложения.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и определение количества
звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми схемами моделями:
соотнесение произнесения слова с предложенной звуковой схемой,
построение схемы звукового состава слова, подбор слов, соответствующих
заданной схемы. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных
и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение

места ударения. Слог как минимальная произносительная единица.
Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Наблюдение за
последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать
во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо
разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под
диктовку слов (без стечения согласных) и предложений (не более четырех
слов), написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и
последовательность правильного списывания текста (не более пяти
предложений).
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (именах людей, кличках животных); перенос по слогам слов без
стечения согласных1; знаки препинания в конце предложения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» («Обучение
грамоте») в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над
рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
проводить анализ звукового состава слова: определять количество
звуков в слове, их последовательность и место звука в слове;
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять
отличительные особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких
согласных звуков (с использованием наглядной опоры);
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с
учебной задачей: определять совпадение и расхождение в звуковом и
буквенном составе слов с направляющей помощью учителя;
характеризовать звуки по заданным признакам по смысловой
наглядной опоре; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных,
мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с
заданным звуком;
анализировать

предложение,

определять

количество

слов

в

предложении; определять количество предложений в простом тексте.
Базовые исследовательские действия:
проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем
алгоритму и с помощью педагога, подбирать слова к модели из 2-3
предложенных вариантов;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного

состава слова (после совместного анализа).
Работа с информацией:
работать по алгоритму, удерживать последовательность действий,
соблюдать ход выполнения работы;
анализировать графическую информацию модели звукового состава
слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова (на
материале простых слов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в
процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному
материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами,
о звуковом и буквенном составе слова;
давать словесный отчет о выполненном учебном действии (с
направляющей помощью учителя).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

соблюдать правила учебного поведения;
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать,
написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей
стечение согласных);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными
или письменными буквами);
соблюдать последовательность учебных операций при проведении
звукового анализа слова по алгоритму;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при
обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под
диктовку.
Самоконтроль:
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и
учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под
руководством учителя и самостоятельно;
оценивать правильность написания букв, соединений букв.
Совместная деятельность:
принимать общую задачу совместной деятельности, распределять
роли, включаться в совместную работу и ответственно выполнять свою часть
работы;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с
соучениками и учителем;
принимать участие в простых формах совместной деятельности (работа
в паре, малой группе).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
признание индивидуальности

каждого

человека

собственный жизненный и читательский опыт;

с

опорой

на

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы стекстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты),

устанавливать

(частеречная

основания

принадлежность,

для

сравнения

грамматический

языковых

признак,

единиц

лексическое

значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; с
помощью учителя определять существенный признак для
классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать
алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на

основе

предложенного

алгоритма,

формулировать

запрос

на

дополнительную информацию;
устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания,
выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведённого

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов,событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в слова­ рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности

при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать

и

создавать

с

помощью

учителя

текстовую,

видео­,

графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем;

самостоятельно

по

образцу

создавать

схемы,

таблицы

для

представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося
с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать

и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правилаведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные и письменные тексты (описание, рассуждение,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося
с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебныедействия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевоеусилие;
следовать

алгоритму

учебных

действий,

удерживать

ход

его

выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата,
оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной
деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон (образец);
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—

различать

слово

и

предложение,

вычленять

слова

из

предложений, определять количество слов в предложении;
—

вычленять звуки из слова;

—

различать гласные и согласные звуки;

—

различать ударные и безударные гласные звуки;

—

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие

(вне слова и в слове);
—

различать понятия «звук» и «буква»;

—

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги

(простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
—

писать аккуратным разборчивым почерком без искажений

прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития
мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой);
—

иметь представления о правилах правописания: раздельное

написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале

предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках
животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
—

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и

предложения, тексты объёмом не более 15-20 слов;
—

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова (без

стечения согласных), предложения из 3–4 слов, простые тексты объёмом не
более 12-15 слов, правописание которых не расходится с произношением;
—

понимать прослушанный текст;

—

читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в

соответствии со знаками препинания в конце предложения;
—

различать в тексте слова, значение которых требует уточнения;

—

составлять предложение из набора форм слов, находящихся в

соответствующей грамматической форме не более 3-5 слов.
—

устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным

картинкам и на основе наблюдений с опорой на план-вопрос;
—

использовать простые учебные понятия в процессе решения

учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Совместное составление
небольших рассказов о
любимых играх

1

2

Совместное составление
небольших рассказов о
любимом дне

1

3

Различение предложения и
слова

1

4

Работа с предложением:
выделение слов, изменение
их порядка. Различение
предложения и слова.
Закрепление

1

5

Составление предложения из
слов. Работа с
предложением

1

6

Составление предложения из
слов

1

7

Слово как объект изучения.
Различение слова и
обозначаемого им предмета

1

Контрольные
работы

Практические
работы

18

8

Звуки речи. Интонационное
выделение звука в слове

1

9

Определяем самый частый
звук в стихотворении

1

10

Различаем первые звуки в
словах

1

11

Устанавливаем
последовательность звуков в
слове

1

12

Сравниваем слова,
различающиеся одним
звуком

1

13

Проводим параллельные
линии

1

14

Отрабатываем параллельные
линии

1

15

Ориентируемся на рабочей
строке

1

16

Пишем элементы букв

1

17

Особенность гласных звуков

1

18

Отрабатываем письмо
элементов букв

1

19

Письмо строчной и
заглавной букв А, а

1

20

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
А, а

1

21

Слогообразующая функция

1
19

гласных звуков
22

Письмо строчной и
заглавной букв О, о

1

23

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
О, о

1

24

Письмо строчной и
заглавной букв И, и

1

25

Отрабатываем умение
определять количества
слогов в слове

1

26

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
И, и

1

27

Письмо строчной буквы ы

1

28

Письмо строчной и
заглавной букв У, у

1

29

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
У, у

1

30

Повторяем особенности
гласных звуков

1

31

Сравниваем начертания
изученных букв,
обозначающих гласные
звуки

1

32

Пишем буквы,
обозначающие гласные

1
20

звуки
33

Письмо строчной и
заглавной букв Н, н

1

34

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
Н, н

1

35

Звуковой анализ слов,
работа со звуковыми
моделями слов

1

36

Письмо строчной и
заглавной букв С, с

1

37

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
С, с

1

38

Письмо строчной и
заглавной букв К, к

1

39

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
К, к

1

40

Письмо строчной и
заглавной букв Т, т

1

41

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
Т, т

1

42

Письмо строчной и
заглавной букв Л, л

1

43

Закрепление написания
строчной и заглавной букв

1
21

Л, л
44

Письмо строчной и
заглавной букв Р, р

1

45

Особенность согласных
звуков, обозначаемых
изучаемыми буквами:
непарные звонкие

1

46

Закрепление написания
строчной и заглавной букв Р,
р

1

47

Письмо строчной и
заглавной букв В, в

1

48

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
В, в

1

49

Письмо строчной и
заглавной букв Е, е

1

50

Звуковой анализ слов,
работа со звуковыми
моделями слов

1

51

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
Е, е

1

52

Письмо строчной и
заглавной букв П, п

1

53

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
П, п

1
22

54

Письмо строчной и
заглавной букв М, м

1

55

Различаем звонкие и глухие
согласные

1

56

Закрепление написания
строчной и заглавной букв
М, м

1

57

Письмо строчной и
заглавной букв З, з

1

58

Закрепление написания
строчной и заглавной букв З,
з

1

59

Письмо строчной и
заглавной букв Б, б

1

60

Звуковой анализ слов,
работа со звуковыми
моделями слов

1

№ п/п

1

Тема, раздел
Методы и формы организации обучения. Характеристика
Программное содержание
курса
деятельности обучающихся
Обучение грамоте (297 часов: 165 часов предмета «Русский язык» и 132 часов предмета
«Литературное чтение»)
Составление предложений и небольших
Совместная
работа: составление предложений по сюжетной
Развитие речи(8
рассказов
по вопросам. Составление картинке.

23

часов:
Русский язык 3 часа,
Литературное
чтение - 5
часов)

небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок,
по демонстрируемому действию. Участие
в диалоге. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном
чтении вслух.

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной
последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение
сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки (при
направляющей помощи учителя).
Работа
с
серией
сюжетных
картинок
с
нарушенной
последовательностью, анализ изображённых событий, установление
правильной последовательности событий, внесение изменений в
последовательность картинок, составление устного рассказа по
восстановленной
серии картинок с опорой на план-вопрос.
Совместная
работа по составлению небольших рассказов
повествовательного характера по демонстрируемому действию.
Совместная
работа по составлению небольших рассказов
описательного
характера (например, описание предмета по
заданному алгоритму).
Самостоятельная
работа: составление короткого рассказа по
опорным словам или вопросам.
Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов,
знакомство с речевыми шаблонами, используемыми для учебного
диалога, участие в диалоге, высказывание и обоснование своей точки
зрения.
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании.

24

2

Слово
и предложение
(5 часов:
Русский язык 2 часа,
Литературное
чтение - 3 часа)

Различение слова и предложения. Работа с
предложением:
выделение
слов,
определение
количества
слов,
распространение
предложения,
схема
предложения.
Соотнесение слова и обозначаемого им
предмета. Анализ слова, его лексического и
грамматического значения. Наблюдение над
значением
слова.
Различение
слов,
значение которых требует уточнения.
Активизация и расширение словарного
запаса. Включение слов в предложение.
Осознание единства звукового состава
слова и его значения.

3

Фонетика
(32 часа: Русский
язык - 20 часов,
Литературное
чтение - 12 часов)

Звуки речи. Звуковая структура слова.
Интонационное выделение звука в слове.
Выделение первого и последнего звука в
слове. Определение частотного звука в
чистоговорке, стихотворении. Называние
слов с заданным звуком. Установление
последовательности звуков в слове,
определение количества звуков места
звука
в
слове.
Сравнение
слов,

Совместная работа: составление предложения с заданным словом,
составление предложений по вопросам.
Составление схемы предложения и предложений по схеме.
Составление предложения по картинке и их условно-графическая
запись.
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений
с опорой на слова для справок.
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт
перестановка слов в предложении, прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение количества слов в
предложении и обозначение каждого слова полоской, обозначение
границ предложения.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками.
Разгадывание ребусов.
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»
(составление предложения по схеме с использованием предметных
или сюжетных картинок).
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка
предложений, содержащих смысловые ошибки).
Учебный диалог, например, обсуждение с педагогом, что можно
сделать с предметом, участие в диалоге помогает первоклассникам
начать соотносить слово и обозначаемый им предмет.
Совместная работа по анализу слова: выделение звука в начале и в
конце слова. Условные обозначения звуков.
Игровое упражнение «Угадай звук»: определение гласного звука по
его артикуляции. Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный
звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет
слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие
заданного звука в слове). Игра-соревнование «Кто запомнит и назовет
больше слов с заданным звуком при прослушивании

25

различающихся одним звуком. Звуковой
анализ слова, знакомство со схемой и
соотнесение
звучания
слова
с
предложенной
схемой;
работа
со
звуковыми схемами: построение схемы
звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной схеме.
Особенность гласных звуков. Особенность
согласных звуков. Различение гласных и
согласных звуков. Определение места
ударения. Различение гласных ударных
и безударных. Ударный слог.

Твёрдость и мягкость согласных звуков как
смыслоразличительная
функция.
Различение твёрдых и мягких согласных
звуков.
Дифференциация парных по твёрдости –
мягкости
согласных
звуков.
Дифференциация парных по звонкости –
глухости звуков.

группы слов (4-5) или короткого стихотворения». Упражнение:
подбор слов с заданным звуком.
Совместный анализ схемы слова: последовательное выделение звука
слове на основе громкого проговаривания и соотнесение количества
выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова.
определение места звука в слове.
Предметно-практическое оперирование с графической схемой
звукового состава слова по заданному алгоритму. Работа со схемой:
выбрать нужную схему в зависимости от места заданного звука в
слове (начало, середина, конец слова).
Совместная работа: группировка слов по первому звуку
(по последнему звуку).
Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в
игровых ситуациях.
Составление звукового состава слов с использованием фишекразного
цвета для фиксации качественных характеристик звуков.
Совместное выполнение задания: проанализировать предложенную
схему звукового состава слова и рассказать о ней по алгоритму.
Творческое задание: подбор слов, соответствующих заданной схеме.
Работа в парах: сравнение двух схем звукового состава (нахождение
сходства и различия) (с опорой на предметные картинки).
Дифференцированное
задание:
соотнесение
слов
с
соответствующими им схемами.
Комментированное выполнение задания: группировка звуков по
заданному основанию (например, твёрдые – мягкие согласные звуки,
звонкие-глухие) при необходимости с направляющей помощью
педагога.
Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению
от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение
гласных и согласных звуков по отсутствию/наличию преграды.
Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости –
мягкости звук, глухости-мягкости).

26

Слог как минимальная произносительная
единица.
Слогообразующая
функция
гласных звуков. Определение количества
слогов в слове. Деление слов на слоги
(простые однозначные случаи).

4

Графика
(изучается
параллельно
с разделом
«Чтение»)

Звук и буква. Буква как знак звука.
Различение звука и буквы. Буквы,
обозначающие гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.
Овладение слоговым принципом русской
графики. Буквы гласных как показатель
твёрдости – мягкости согласных звуков.
Функции букв, обозначающих гласный звук
в открытом слоге: обозначение гласного
звука и указание на твёрдость или мягкость
предшествующего согласного.
Функции букв е, ё, ю, я.

Совместная работа: характеристика особенностей гласных, согласных
звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание
одноклассников (при направляющей помощи педагога).
Совместный анализ этапов работы учащихся как форма контроля.
Совместная оценка процесс, а и результата выполнения задания.
Комментированное
выполнение упражнения по определению
количества слогов в слове, приведение доказательства по алгоритму.
Работа в парах: подбор к предложенной схеме слогового состава
слова предметных картинок, (слов) с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным
гласным звуком из предложенных предметных картинок с опорой на
схему.
Работа со слогоударными схемами: подбор слов, соответствующих
схеме при необходимости с направляющей помощью педагога.
Работа в группах: объединение слов по количеству слогов в слове или
по месту ударения.
Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных
при делении слов на слоги, в определении ударного звука (простые
случаи).
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв.
Игровое упражнение на запоминание образа букв «Конструктор
букв», направленное на составление букв из
элементов.
Моделирование букв (из пластилина, из проволоки).
Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение
соотносить звук и соответствующую ему букву).
Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих
гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель
твёрдости – мягкости предшествующих согласных звуков.
Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по
акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] – [з], [ш]
– [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [р] – [л], [ц] – [ч’] и т.д.), и буквы, имеющие

27

Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце
слова. Функция букв ь и ъ. Знакомство с
русским
алфавитом
как
последовательностью букв.

5

Чтение
(112 часов)

Формирование навыка слогового чтения
(ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Чтение комбинированных
слоговых таблиц.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному
темпу.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний,
предложений.

оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш
– т, в – д и т. д.).
Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от
способа обозначения звука [й’]. (ознакомительно).
Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе
диалога функции букв ь и ъ.
Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита
для
систематизации
информации,
о
важности
знания
последовательности букв в русском алфавите.
Работа в парах: нахождение букв в наложенных, зашумленных
недописанных изображениях; нахождение ошибок в графическом
изображении букв.
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с
изменением буквы гласного.
Упражнение: чтение слов, путем подстановки разных слогов к
одному и тому же первому слогу.
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в
названии которой есть этот слог.
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на
которых изображены соответствующие предметы. Тренировочные
упражнения для совершенствования техники чтения: чтение
столбиков слогов и слов с наращиванием, расположенных одинаковой
частью друг под другом.
Упражнения по расширению поля зрения читающего.
Упражнения на чтение слоговых таблиц различного вида.
Работа в парах: составление слов из предложенных букв, слогов,
соединение начала и конца предложения из нескольких
предложенных вариантов, с опорой на сюжетную картинку.
Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается
умение завершать прочитанные незаконченные предложения сопорой
на общий смысл предложения.

28

Чтение предложений с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания.
Развитие осознанности и выразительности
чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.

6

Письмо
(140 часов)

Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в
тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение
гигиенических
требований,
которые необходимо соблюдать во время
письма. Анализ начертаний письменных
заглавных и строчных букв. Создание
единства
звука,
зрительного
образа
обозначающей его буквы и двигательного
образа этой буквы. Овладение начертанием
письменных прописных и

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на
смысл предложения, (используя слова для справок).
Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным
рисунком, который передаёт содержание предложения.
Творческое задание: чтение предложений, в которых одно слово
заменено картинкой.
Упражнение на отработку интонационной выразительности
прочитанного:
чтение
вопросительных,
повествовательных,
восклицательных предложений, интонационное выделение голосом
логических ударений в предложении.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту,
отработка умения находить содержащуюся в коротком тексте
информацию при организующей помощи учителя.
Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с
прочитанным
(отрабатывается
умение
осознавать
смысл
прочитанного предложения).
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после
предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание
при чтении.
Совместная работа: анализ поэлементного состава букв. Игровое
упражнение «Конструктор букв», направленное на составление буквы
из элементов.
Моделирование (из пластилина, из проволоки) букв.
Упражнение: обводка букв по шершавой поверхности. Игровое
упражнение «Назови букву», направленное на различение букв,
имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Игровое упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение недостающих элементов.
Практическая работа: контролировать правильность написания
буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

29

7

Орфография и
пунктуация
(изучается
параллельно с
разделом
«Письмо»)

строчных
букв.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением
гигиенических норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным
письмом (с учетом развития мелкой
моторики детей). Понимание функции
небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса.
Письмо под диктовку слов (без стечения
согласных) и предложений (не более
четырех слов), написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания текста (не более 5
предложений).
Знакомство с правилами правописания и их
применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положе- нии под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква
в
начале
предложения,
в
именах
собственных (именах людей, кличках
животных); перенос слов по слогам без
стечения согласных; знаки препинания в
конце предложения.

30

Упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из
трёх – четырёх слов со звуками в сильной позиции.
Работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных
печатным и письменным шрифтом.
Упражнение: запись письменными буквами слова/ предложения/
короткого текста, написанного печатными буквами с опорой на
карточку с письменными заглавными и строчными буквами.
Практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с
заданным алгоритмом (при необходимости с опорой на карточку с
письменными заглавными и строчными буквами), контролирование
этапов работы.
Обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка
заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса,
сообщение правила переноса слов (первичное знакомство). Учебный
диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли
читать предложение, записанное без пробелов между словами?».
Совместный анализ слов, предложений, короткого текста на наличие в
нём слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Упражнение: выписывание из предложения, короткого текста слов с
буквосочетания ми ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Упражнение: запись предложения, с правильным оформлением
начала и конца предложения, с соблюдением пробелов между
словами. Комментированная запись слов, предложений с
обязательным объяснением случаев употребления заглавной буквы
под руководством учителя.
Игра «Кто больше»: подбор и запись имён собственных на заданную
букву.
Практическая работа: списывание слов, предложений, текстов
объёмом не более 15-20 слов и запись под диктовку слов (без
стечения согласных), предложений из 3 – 4 слов, простых текстов
объёмом не более 12-15 слов с применением изученных правил.

31

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».