Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 102 от 27.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОССИЯ – НАШ ДОМ
Направление – общеинтеллектуальное
Срок реализации программы – 1 год
1 класс
Разработал:
Хромцова Людмила Анатольевна
п. Совхозный, 2024
Программа индивидуальной работы
с ребенком-мигрантом, имеющим затруднения в освоении учебного предмета
«Русский язык».
Россия – наш дом.
Пояснительная записка
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит
гарантированность
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования на основе толерантности,
диалога
культур
и
уважения
многонационального,
поликультурного
иполиконфессионального состава российского общества.
Создание условий для каждого ученика в освоении образовательной программы – одна
из ключевых задач современной школы.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном
подходе к детям-мигрантам, адаптации семьи и ребенка-мигранта к социуму в
поликультурной среде, развивать склонности, способности и интересы.
Правовая основа программы:
-Конституция Российской Федерации;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О
государственном языке Российской Федерации»;
-закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 (в редакции от 12.03.2014) «О
языках народов Российской Федерации»;
-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999
№682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Цель: достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей,
прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих
русским языком.Формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на
русском языке в стандартных речевых ситуациях)
Задачи:
-создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с целью
снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в социуме;
-определение уровня владения русским языком ребенка-мигранта;
-создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне, необходимом
для освоения основной образовательной программы в полном объеме;
-развитие у ребенка-мигранта навыков правильного произношения, общения на
русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и
письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса детей мигрантов;
-оказание содействия в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм
существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.
Ожидаемые результаты Программы:
-создана особая атмосфера духовного общения для младших школьников разных
национальностей, в том числе для ребенка-мигранта, обеспечены оптимальные условия для
социальной и культурно-языковой адаптации;
-целостное восприятие окружающего мира через расширение области знаний о России;
-снижение напряженности и количества конфликтов в межнациональной школьной
среде;
-принятие норм существования в российском обществе и системы ценностей
Российской Федерации.
Личностные УУД:
-осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства
межнационального общения и инструмента познания окружающей действительности;
-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в
школьной и повседневной жизни;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
-формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других
народов;
-способность к самостоятельной работе, самостоятельному принятию решений;
Коммуникативные УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями программы, владение монологической и диалогической формами
речи;
-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный
уровень;
-умение извлекать информацию из различных источников;
-перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными
способами;
-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в
процессе коллективной деятельности;
-осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления.
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
-умение определять последовательность действий при работе над заданием;
-оценивать правильность выполнения действия;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
-выполнению логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;
-умение строить логическую цепь рассуждения.
Предметные результаты:
-умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного
содержания;
-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
-овладение диалогической формой речи;
-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и
согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
-различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков,
отсутствующих в родном языке;
-усвоение
слов,
грамматических
форм
и
способов
их
образования,
элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной
речи;
-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки
препинания;
-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного
общения;
-умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные
предложения и текст в целом;
-умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план,
дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;
-понимание учащимся того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения
Программа рассчитана на 16 учебных недель, по 3 часу в неделю.
Педагогические технологии, используемые при работе:
-индивидуализация образовательного процесса;
-обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
-диалоговая форма обучения;
-игровые формы;
-памятки, карточки, творческие задания;
-вовлечение в парную работу;
-вовлечение в проектную деятельность
№ п\п
1-2
3-4
5
6
7
Раздел
. Тема
урока
Характеристика деятельности учащегося
Материальное обеспечение занятий
Школа (7 ч)
Уметь соотносить слово и предмет, называть их на русском
языке.Группировать объекты по теме «Школа». Отвечать на
Моя
Экскурсия по школе, сюжетные картинки по теме
вопросы по сюжетным картинкам о правилах поведения в
школа
«Школа». Карточки: слова-приветствиями.
школе. Употреблять в устной речи различные формы
приветствия.
Называть предметы на русском языке, используя
предметные картинки по теме «Школьные принадлежности».
Мой Рассматривать фотографии школы и узнавать учебный кабинет.
Предметные
картинки
по
теме
«Школьные
класс Выстраивать путь следования от входа в школу до класса. принадлежности». Сюжетные картинки по теме «Школа».
Отвечать на вопросы учителя по сюжетной картинке. Выделять
предмет и его признаки.
Называть письменные принадлежности с опорой на
иллюстрации. Обобщать, выделять существенные признаки.
Мой
Учебники по предметам, предметные картинки по теме
Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам о действиях
урок
«Школьные уроки». Толковыйсловарь
учеников на уроках. Образовывать формы множественного
числа имен существительных.
Мои
Проговаривать имена одноклассников, писать имена
однокл собственные с заглавной буквы. Называть слова, отвечающие
Коллаж по теме «Мой класс», карточки с опорными
ассник на вопрос кто? и на вопрос что? Составлять предложения из словами.
и предложенных слов. Устный опрос.
Различать слово и предложение. Высказывать свое
отношение к одноклассникам. Составить рассказ по плану о
Мои
своем новом друге. Прочитать и выучить пословицы о дружбе.
школь
Фотография класса, карточка с планом для устного
Самостоятельная работа.
ные
ответа.
друзья
Город (7 ч)
8
Проговаривать название города, называть главные улицы
Я в писать с заглавной буквы. Строить высказывание по
Фотографии города Москвы, видео экскурсия по
городе наводящим вопросам. Делить предложения на слова. городу.
Определять на слух количество слов в предложении.
9
Я иду
Участвовать в диалоге, задавать вопросы, отвечать на
по вопросы других. Выражать свои мысли, чувства в словесной
улице форме, соблюдая нормы литературного языка.
Мультимедийная презентация
10-11
Называть вид транспорта по предметным картинкам.
Классифицировать транспорт по видам. Подбирать антонимы.
Предметные
картинки,
опорные
схемы,
Я еду в Высказывать свое мнение о необходимости соблюдения правил
мультимедийная презентация. Дидактическй материал для
трансп безопасности. Составлять рассказ по рисунку и опорным
проведения игры «Большой – маленький». Толковый
орте схемам. Работа в паре. Наблюдать за артикуляцией гласных и
словарь
согласных звуков, выявлять их различия. Фронтальная
проверка.
12-13
Рассматривать фотографии достопримечательностей города.
Памят
Проговаривать названия памятников. Различать гласные и
Фотографии
достопримечательностей
ники
согласные звуки на слух. Произносить слова с правильной Предметные картинки. Грамматический словарь
города
постановкой ударения.
14
Находить и называть главные улицы города, памятники.
Книги Работать в паре: задавать вопросы по фотографиям из книг и
о уметь отвечать на вопросы собеседника. Рассматривать книги.
городе Тестирование.
города.
Выставка книг, посвященных городу Екатеринбургу
15-16
17
18
19-20
21
Свердловская область (7 ч)
Проговаривать название города, рассматривать фотографии
Главн города, высказывать свое впечатление. Делить слова на слоги
Мультимедийная презентация о городе Екатеринбурге,
ый по алгоритму. Восстановить деформированный текст по
фотографии.
город сюжетным картинкам.
Рассматриватьпрезентацию, фотографии. Различать герб и
флаг округа, гимн.
Симво
Соотносить иллюстрацию и содержание. Устанавливать
лы
слоговой состав слов, называющих изображенные предметы.
округа
Рассматривать фотографии, соотносить вид деятельности и
Населе
фотографию. Анализировать серии сюжетных картинок:
-ние
определять их последовательность, реконструировать события.
Рассматривать
фотографии,
произносить
названия
животных,
узнавать
известных
животных.
Строить
Живот высказывание о своем отношении к животным. Восстановить
ные деформированный текст по сюжетным картинкам.
Растен
ия
Рассматривать фотографии, произносить названия растений,
узнавать известные растения. Строить высказывание о своем
отношении к красоте природы. Находить слова антонимы в
тексте. Группировать предметы по заданному признаку.
Мультимедийная презентация о символике округа.
Сюжетные картинки «Деятельность людей»
Мультимедийная презентация о животных. Д
Мультимедийная
презентация
о
растениях.
Дидактический материал для игры «Часть - целое».
Словарь антонимов
Мой дом (7 ч)
22-23
Выстраивать цепочку родственных взаимоотношений.
Семейные фотографии. Дидактический материал для
Моя
Классифицировать предметы по заданному признаку. игр «Четвертый лишний», «Назови, кто я?». Толковый
семья
Наблюдать за изменениями формы слова.
словарь
24-25
Описывать предметы, находящиеся в квартире, по памяти.
Наша
Дидактический материал для
Использовать в русской речи предлоги с названиями предметов
кварти
словечко».
Толковый
словарь,
(на столе, в столе). Продолжить текст по его началу с опорой на
ра
индивидуальной работы.
иллюстрацию.
26
Называть на русском языке членов семьи. Рассказывать об
Мои
их домашних обязанностях. Завершать незаконченное
родств
предложение с опорой на общий смысл предложения.
енники
Наблюдать за значениями многозначных слов.
27
Называть на русском языке приглашенных гостей. Уметь
Мои
записывать их имена. Отвечать на вопросы учителя.
гости
Согласовывать имена существительные по родам и числам.
28
29
Наши
Называть на русском языке семейные праздники. Включить
празд- данные слова в словосочетания. Согласовывать имена
ники существительные и имена прилагательные по родам и числам
Времена года (7 ч)
игры «Доскажи
карточки
для
Сюжетные картинки. Словарь многозначных слов.
Опорные схемы, алгоритм действий
Семейные фотографии. Опорные карточки.
Называть времена года в правильной последовательности.
Опорные схемы, карточки для индивидуальной работы,
Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать
Зима
алгоритм действий, сюжетные картинки, Толковый
природные явления. Согласовывать имена существительные и
словарь
имена прилагательные по родам и числам.
30
Называть времена года в правильной последовательности.
Опорные схемы, алгоритм
Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать
Весна
картинки, Толковый словарь
природные явления. Согласовывать имена существительные и
имена прилагательные по родам и числам.
31
Называть времена года в правильной последовательности.
Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать
Опорные схемы, алгоритм
Лето природные явления. Согласовывать имена существительные и
картинки, Толковый словарь
имена прилагательные по родам и числам.К выделенным
словам подобрать антонимы.
32
Называть времена года в правильной последовательности.
Соотносить времена года и месяцы. Характеризовать
Опорные схемы, алгоритм действий, сюжетные
Осень природные явления. Согласовывать имена существительные и картинки,
Толковый
словарь,
карточки
для
имена прилагательные по родам и числам. Описать картину индивидуальной работы.
«Осень» по плану.
33-35
Люби
Группировать слова с предметными картинками. Работать в
мое паре: назвать и отобразить с помощью карточек
Дидактический материал к игре «Времена года»,
время последовательность месяцев. По плану и наводящим вопросам опорные схемы, алгоритм работы в паре
года рассказать о любимом времени года. Составить проект по теме.
Мой день (7 ч)
действий,
сюжетные
действий,
сюжетные
36
Делить сутки на части. Распределять разные виды
Режим деятельности в зависимости времени суток. Называть термин
Толковый словарь, сюжетные картинки, опорные
дня «Режим дня». Отвечать на вопросы учителя по содержанию схемы
текста. Составление тематических групп.
37
Ориентироваться в частях суток. Сравнивать и различать
Домаш
домашние дела всех членов семьи. Рассказывать о домашних
ние
делах по плану. Заменять слова близкие по значению.
дела
Согласование имен существительных с глаголом.
Задания с выбором ответа.
38-39
Строить связные высказывания о своих увлечениях по
Мои
предложенному плану. Образовывать формы множественного
увлече
числа имен существительных. Находить в тексте ответы на
-ния
вопросы. Определять основную мысль. Озаглавливать текст.
Карточки для индивидуальной работы.
40-41
Строить связные высказывания о проведении свободного
В
Карточки
времени на переменах по сюжетным картинкам. Восстановить
школе
синонимов.
деформированный текст. Подобрать синонимы.
42
Семей
Строить самостоятельно связные высказывания о семейном
ные
отдыхе. Согласование имен существительных с глаголом.
прогул
Устный опрос.
ки
работы,
сюжетные
картинки.
Словарь
Семейные фотографии
Правила безопасности (4 ч)
43
Ориентироваться в основных элементах дороги. Различать
понятия
"Водитель"
и
«Пешеход».
Согласование
Мультимедийная презентация, сюжетные картинки.
Дорога
притяжательных местоимений с существительными в Задания с выбором ответа.
единственном и множественном числе.
44
Представлять какие опасности несут на огонь и вода.
Работать в паре: высказывать мнение о необходимости
Огонь
Карточки с индивидуальным заданием. Сюжетные
соблюдать правила безопасности при обращении с огнем и
и вода
картинки. Орфографический словарь.
водой. Согласование притяжательных местоимений с
существительными в единственном и множественном числе.
45
Представлять какие опасности могут подстерегать во дворе.
Работать в паре: по алгоритму действий составить правила
поведения во дворе с незнакомыми людьми, бездомные
Мультимедийная презентация, алгоритм работы в паре.
Двор
животные.
Карточкас индивидуальным заданием.
Род
имени
существительного.
Восстановить
деформированный текст.
46
Понимать, почему необходимо соблюдать правила техники
Важны
безопасности. Участвовать в ролевой игре, моделирующей
е
Мультимедийная
презентация.
правила безопасности на дороге и в транспорте. Запомнить
телефо
индивидуальным заданием.
телефоны экстренных служб города. Отвечать на вопросы по
ны
содержанию текста. Пересказывать текст.
Обобщение (2ч)
Карточка
с