Приложение Особенности оценки ЗПР 7.1

Приложение
«Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам
обучающимися с задержкой психического развития
(вариант 7.1.)
Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме
письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний,
изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов
и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических
и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется
умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы
предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи;
умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных
моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной
буквы в начале предложения); наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки
на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки:
существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в
авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в
конце «ы»,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
ошибки, связанные с особенностями психического развития (перестановка букв,
замены, зеркальное отражение, пропуск букв)
отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение
написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в
предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается в случаях, указанных
выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их
выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных
орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова
на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии
изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к
возможностям детей, либо составленные учителем.
Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни
детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре,
различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических
категорий,которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Нормативы объема диктанта:
Объем диктанта:
1 класс – 15-17 слов
2 класс – 1-2 модуль – 25-35 слов.
3 модуль – 35-52 слова.
3 класс – 1-2 модуль – 45-53 слова.
3-модуль – 53-73 слова.
4 класс – 1-2 модуль – 58-77 слов.
3-модуль – 76-93 слова.
Организация и проведение диктанта
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского
языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком.
Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи
предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8
слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы
после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы,
в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание
повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем
программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку
учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 3540 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана

аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания
букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении
графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа
выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм,
допущено не более 2 логопедических ошибок.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно,
имеются существенные отклонения от норм каллиграфии, допущено не более 3
логопедических ошибок.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок или 6 и 8; 5 и 9; 8 и 6 (соответственно).
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся,
представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются
следующие нормы оценки:
Допустимое количество орфографических и
пунктуационных ошибок, при которых выставляются
оценки при списывании текста.

Оценка

2 класс

3 класс

4 класс

Ошибки

1

отсутствуют

исправление

«5»

Ошибки отсутствуют

«4»

1 ошибка и 1

1 ошибка и 1

1 ошибка и 1

исправление

исправление

исправление

2 ошибки и 1

2 ошибки и 1

2 ошибки и 1

исправление

исправление

исправление

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

«3»
«2»

Негрубые ошибки:
– исключение из правил;
– повторение одной и той же буквы;
– недописанное слово;
– перенос слов;
– единичный пропуск буквы на конце слова;
– дважды написанное одно и то же слово в предложении
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки равны 1 ошибке, но каждая следующая подобная
считается за отдельную ошибку.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться
следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и

определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает
осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять
знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений,
умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее
3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного
материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4
ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
Оценка за грамматические знания:
«5» – все верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины задания.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и
контрольных.
Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется
правилами.
Класс

Объем словарного
диктанта

1
2
3

7–8
8–10
10–12

4

12–15

Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
В 1 - 4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно
излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы
рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ
обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.

Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов

диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений
необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность
содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно
полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в
сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение
словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.
При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка
"5"
ставится
за
правильное
и
последовательное
воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие
темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении
предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2
исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский
текст
(изложение),
раскрывается
тема
(сочинение),
но
незначительно
нарушаетсяпоследовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые
неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.

Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского
текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден
словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского
текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной
мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между
частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6
ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных
изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством
учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых
текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные общим недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б–п, г–к, д–т, д–л–н, б–м (артикуляционные);
ц–с, ц–т, т–г, ч–щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
2. Ошибки анализа и синтеза:
– пропуски согласных при их стечении;
– пропуски гласных;
– добавление гласных;
– перестановка букв.
3. Диспраксии (кинетические ошибки):
– потеря мелких элементов букв (ш–и, т–п, м–л, ц–и, щ–ш);
– потеря соединения (мл, ми, ао).
4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству: (б–д, в– д, ш– и, ш–т).

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:
I – орфографическая; V – пунктуационная;
Г – грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова,
пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.);
Л – логопедическая; Р – речевая лексическая (коричневые волосы вместо каштановых); Лог. –
логическая;
Ф – фактическая (териодор вместо Теодор Нетте); V – пропуск слов;
[ ] – лишняя часть; Z – абзац;
Z – абзац не нужен.
Литературное чтение
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умения выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития
сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника:
- умение ориентироваться в книге,
- знание литературных произведений, их жанров и особенностей,
- знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о
природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет
специфические особенности.
Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы
чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших
текстов), то во вторых-четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным
умением.
Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и.вслух.
Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по
мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя
(от 10- 15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель
ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание
общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25 слов в минуту (на конец года);
понимание значения отдельных слов и предложений;
- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами
исловосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе
чтения вслух не менее 45 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы,
соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности
героев;
- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами
основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при
темпе чтения не менее 65 слов в минуту (вслух) и 85 слов в минуту (про себя); проверка
выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и

стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
ударений, интонационного рисунка;
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и
синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90
слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и
наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор
элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность
использования
средств
выразительности,
недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса:
- чтение текста,
- пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно),
- выразительное чтение наизусть или с листа.
Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной
форме.
Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание
героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи
предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы
и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может
быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для

проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6
знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания
текста учитель задает после чтения вопросы.
Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для
проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик.
Задания на карточках могут быть общими,
а могут быть дифференцированными.
Математика
Оценивание письменных работ.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и
объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих
зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его
выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и
навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на
получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным
действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным
параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических
выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных
умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:

- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и
проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по предмету «Математика»
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в
устной форме.
Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного
раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно,
чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного
умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь
прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в
письменной форме.
Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных
вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью
которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.
Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов
работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и
вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут
урока. К количеству примеров и времени, отводимому на выполнение данный работы
необходимо подходить дифференцированно, учитывая особые образовательные потребности
детей с ОВЗ.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ
комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания
геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение
задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за
всю работу.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих
зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его
выполнения;
- неправильный выбор действий;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных навыков.
Недочеты:
- неправильное осмысление данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записи математических терминов, символов при оформлении математических
выкладок;
- нарушение логического строя предложений в пояснениях к задачам, несоответствие
пояснительного текста, или ответа задания, или наименования величин выполненным
действиям и полученным результатам;
- наличие
или
отсутствие
действий
при
правильном
ответе;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа;
Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.
Оценивание работы по объему и правильности выполнения
Оценка "5" ставится ученику ставится в том случае, если учащийся выполнил задания (до
заданий со *):
- при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им
самостоятельно пользоваться;
- производит вычисления правильно и достаточно быстро;
- умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и
точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
- правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но:
- ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
- не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины
изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с
помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка по математике в 2 - 4 классах.
1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений
учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных
работ. Однако последним придается наибольшее значение.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика,
так и овладение им практическими умениями и навыками.
Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по
математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также
итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы
оценивались положительно.
Окружающий мир
Особенности организации контроля
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область
"Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знани
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она

является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждениеотсутствие умения выполнить рисунок, схему,
неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком,
иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при

описани

объекта несущественных

его признаков;

- неточности при
выполнении рисунков, схем,
таблиц, не влияющих
отрицательно на результат
работы; отсутствиеобозначений
и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие
к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Особенности организации контроля по предмету "Окружающий мир"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются:
- индивидуальные и фронтальнаые устные проверки,
- различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой
затратой времени,
- самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями,
лабораторным оборудованием.
При фронтальном опросе учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме
курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель
таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это
определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания
фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но
и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т. п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на
уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы
индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или
явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства.
При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение
наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего
отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика
отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами,
привести собственные примеры из жизненного опыта.
Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного
материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п.
Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,
сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не
требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными
возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки,
выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети
заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату
и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить
и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об
окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность
имеющихся у школьника знаний, умение передать, мысль не словом, а образом, моделью,
рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и
письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.
Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные
представления детей.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести
самостоятельно практическую работу.
Оценивание предметных знаний:
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные
ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала,
но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и
явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные
недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью
учителя.
Оценка тестов. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик
обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 60 % правильных ответов.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить
10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2
задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Иностранный язык
Цели: Изучение иностранного языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной:
2. речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
3. речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
4. языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
5. социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям
стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы
на разных ее этапах (2-4 классы); формирование умения представлять свою страну, ее
культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
6. компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
7. учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных
умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;
8. развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми.
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы:
В результате изучения иностранного языка ученик должен знать/понимать
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного
языка;
- интонацию различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
степеней
модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
сравнения прилагательных и наречий,
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта,
культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся
люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
говорение:
- уметь начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое
мнение,
- инициировать просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь
на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,

- сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого
языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных
тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
услышанного, выражать свое отношение к
- прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование:
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов
(прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в
аэропорту) и выделять значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к
разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты,
опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение:
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по
заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять
тему, основную мысль; выделять главные факты;
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным
пониманием, используя различные приемы;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его
жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимани в процессе
устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, установления в доступных
пределах межличностных и межкультурных контактов; создания целостной картины
полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого
иностранного языка в этом мире;

- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники
информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах,
туристических поездках, молодежных форумах;
- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя
гражданином своей страны и мира.
Нормы оценки учащихся по иностранному языку
В основе оценки знаний, умений и навыков должен лежать коммуникативный подход:
осуществление учащимися любого типа школы общения и решение ими коммуникативных
задач. Нормы оценки должны быть соотнесены с качеством выполнения этих задач.
Оценивание по иностранному языку.
«5» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание учащегося
соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом его устная речь полностью
соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований начального
уровня. При этом учащийся полностью понял и осмыслил содержание прочитанного
иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, умеет выразить свое мнение и

отношение к предложенной микротеме и проблемам, затронутым в тексте.
«4» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание учащегося
соответствовало поставленной коммуникативной задаче и при этом он выразил свои мысли на
иностранном языке с незначительным отклонением от языковых норм; (например, ошибки в
употреблении артиклей, предлогов, неправильное употребление падежных форм и т.д.), а в
остальном его речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных
требований начального уровня. При этом учащийся понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, умеет выразить
свое мнение и отношение к предложенной микротеме и проблемам, затронутым в тексте.
Небольшие неточности при наводящем вопросе учащийся исправляет сам.
«3» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание учащегося
соответствовало поставленной коммуникативной задаче, но при этом выразил свои мысли с
отклонениями
от языковых норм, не мешающими, однако, понять
содержание сказанного. Учащийся понял и осмыслил главную идею прочитанного
иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, умеет при этом выразить свое
мнение и отношение к предложенной микротеме и проблемам, затронутым в тексте.
«2» ставится в том случае, когда общение не осуществилось или высказывание учащегося
не соответствовало поставленной коммуникативной задаче. Выпускник слабо усвоил
пройденный языковой материал, и его высказывание не позволяет понять содержание
большей части сказанного им. При этом он не понял содержание прочитанного иноязычного
текста.
Примечание: при оценке устного монологического высказывания учащегося важно
учитывать основные и дополнительные показатели.
Дополнительные показатели.
соответствие заданной микротеме;
- объем высказывания в зависимости от уровня обучения (монолог/диалог);
монолог/диалог
Отметка 5

Отметка 4

Отметка 3

Отметка 2

Количество правильно построенных фраз
3 класс
4 класс

8/8
10/10

6/6
7/7

4/4
5/5

менее 3/менее 3
менее4/менее4

- логичность и последовательность высказывания;
- использование разнообразных речевых моделей
- фонетическое оформление речи;
- грамотность изложения
Физическая культура
Цели:
Изучение физической культуры на уровне начального общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими

упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение
навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения
к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли
в формировании здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы:
В результате изучения физической культуры ученик должен:
Знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
- организации активного отдыха и профилактике вредных привычек; основы формирования
двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
Уметь:
= выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических
качеств, адаптивной (лечебно-физической культуры с учетом состояния здоровья и
физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием индивидуальной физической
подготовленностью, контроль техникой выполнения двигательных действий и режимом
физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одном из базовых видов спорта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции
осанки, развитию физических качеств
- совершенствованию техники движений; включения занятии физической культурой и спортом
в активный отдых и досуг.
Нормы оценки знаний и умений по физической культуре
Оценка технической (или двигательной) подготовленности школьников:
«5» - Двигательное действие выполнено правильно, точно, уверенно и легко.
«4» - Движение выполнено в целом правильно, но допущено до двух незначительных ошибок,
ведущих к неточному исполнению упражнения (наблюдается некоторая скованность
движений).
«3» - Наличие одной грубой ошибки, ведущей к искажению основы техники движения, или
трех незначительных ошибок, способствующих неточному выполнению данного движения.
«2» - Двигательное действие выполнено с существенными искажениями техники движения,
неправильно и неуверенно.
Оценка теоретической подготовленности учащихся:
«5» Понимание, прежде всего, сущности изучаемого материала, логичное его изложение с
использованием конкретных примеров из физкультурной практики.
«4» В ответе содержатся небольшие неточности и ошибки при понимании в целом
сущности изучаемого материала
«3 Искажение сущности изучаемого
предмета,
отсутствие логической
последовательности, неумение использовать знания в практике.
«2» Непонимание сущности изучаемого материала, отсюда
плохое знание
теоретического материала в целом.

Труд (технология)
Цели: Изучение технологии на уровне начального общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и - использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда,
ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих
жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен
знать/понимать:
- влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них,
получением продукции;
уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять
конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия или получения продукта
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
припособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования
ручными инструментамим;
машинами средствами
и оборудованием;
- инструментами,
осуществлять доступными
контроль качества изготавливаемого изделия
(детали);
- находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта
изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных
технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу
при коллективной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников

информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или
получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования
и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением
мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта
труда или услуги; построения планов профессионального образования и
трудоустройства.
Нормы оценки по предмету «Труд (технология) Оценка проектной деятельности
«5» Учащийся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи
учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, полностью соответствует
ее функциональному назначению, имеет высокое качество, проект выполнен и сдан в срок.
«4» Учитель оказывал значительную помощь в виде наводящих вопросов, литературы,
выполненное изделие в основном отвечает требованиям проекта и соответствует
функциональному назначению, имеет хорошее качество и выполнено в срок
«3» Учитель оказывает учащемуся значительную помощь не только в виде наводящих
вопросов, но и в конкретизации задания, действий, дополнительного инструктирования,
постоянной помощи на технологическом этапе, при выполнении учащийся постоянно
нуждается в стимулировании, выполненное изделие частично отвечает требованиям проекта,
а в основном соответствует назначению, но имеет низкое качество, выполнено в срок.
«2» Учащийся постоянно нуждался в помощи учителя, выполненное изделие не
соответствует требованиям проекта, не выполняет свое функциональное назначение, имеет
плохое качество и к конечному сроку выполнено около половины работы.
Нормы оценки знаний.
«5» Учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими
словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» Учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные
ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает
на дополнительные вопросы.
«3» Учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.«2» Учащийся
полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может
привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы.
«5» Полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа
выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы,
предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались
общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам –
бережное, экономное.
«4» Работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда,
организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись
правила трудовой и технологической дисциплины, правила

«3» Самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и

технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
«2» Самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения
правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые
повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда.
«5» Все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники
безопасности, установленных для данного вида работ.
«4» Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки
исправлялись самостоятельно,
не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида
работ.
«3» Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись
после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники
безопасности, установленных для данного вида работ.
«2» Неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после
замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента
(оборудования).
Музыка
Цели: Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного
и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом
творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на
нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладени практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноТребования к уровню подготовки учащихся начальной школы:
В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов- классиков и
современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на
нотную запись);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной
природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и
музыкальной драматургии;
- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве
различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем,
художественных образов;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции
относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания
музыки в свободное от уроков время (по- посещения концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и
телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям
действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных
выступлений высказываний на музыкальных занятиях.
Нормы оценок по предмету «Музыка»
Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая:
поддержать стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику
на пробелы в музыкальном развитии. Специфика предмета «Музыка», его функции в учебновоспитательной работе школы не допускают отметки «2».
«5» Проявление интереса к музыке, непосредственный отклик на нее; высказывания о
прослушанном или исполненном произведении;
- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций и умение
пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки
ученика, его активности в занятиях
«4» Соответствие 2 или 1 критерию в отметке «5»
«3» Отсутствие соответствия перечисленным критериям на отметку «5»
Примечание. Реальная возможность оценить накопленный опыт эмоциональнонравственного отношения к действительности, воплощенной в музыке, рост учащихся как
исполнителей возникает в основном тогда, когда пройден определенный этап музыкального
обучения (учебный год). Успехи учащихся оцениваются не по отдельным видам деятельности,
а за усвоение содержания предмета в целом.
Изобразительное искусство
Цели: Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятие
действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры, дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способ эмоционально- практического
освоения окружающего мира; выразительных средствах и социальных функциях живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе
творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в
объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности

воспринимать его исторические и национальные особенности
Нормы оценки по изобразительному искусству
Устный ответ. Практическая работа.
(опыт художественно-творческой деятельности)
«5» - Учащийся знает и понимает:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамотности (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,
перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства и художественной культуры и его роль в синтетических
видах творчества;
Учащийся умеет:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой
деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём,
светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: восприятия
и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и
живописи (с натуры, по памяти воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы
и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета,
костюма, интерьера);
- самоопределение в видах и формах художественного творчества, умении импровизировать.
«4» Предъявляются такие же требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допущены
незначительные ошибки или в нем недостаточно полно раскрыты существенныеаспекты
художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Предъявляются такие же требования, как и к
работе, выполненной на «отлично», но при выполнении художественно- творческой работы
учащийся допускает незначительные ошибки в овладении практическими навыками средств
художественной выразительности.
«3» Учащийся демонстрирует общие представления:
- о пластических и сценических видах искусства;
- различных жанрах и видах изобразительного искусства;
- в понимании особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.
е. значение в жизни человека и общества.
- допускает неточности в использовании художественных терминов и понятий;
- допускает неточности в анализе работ своих товарищей;
- не владеет в полном объеме навыками создания художественно-декоративных объектов
предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда,
детали интерьера определенной эпохи).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».