Приложение
Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант)
5-9 классы
Русский язык
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам повседневных
письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся
являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях
тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные,
объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).
Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических
заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не
только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе
еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или
проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и
словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и
конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в 9 классе – 75-80 слов. Учету
подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного
списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение
контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в
коррекционной школе не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей
усвоения учебного материала каждым таким учеником.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится работу с 1-3 орфографическими ошибками и (или) 2
пунктуационными.
Оценка «3» ставится за работу с 4-6 орфографическими ошибками и (или) 3
пунктуационными.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
метод воспитательного воздействия на обучающегося.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания
не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом
слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы;
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются
ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе
грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок
или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» не ставится.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка,
охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на
понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4
орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов,
влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена
подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова
выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем,
обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной,
последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок,
возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Русский язык» в ходе
комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса, осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки.
Чтение (Литературное чтение)
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в
процессе фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса, их ответы
должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания техники чтения:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и
передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно,
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки
при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при
передаче содержания;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки
препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную
мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы
и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Отметка «2» не ставится.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Чтение (литературное чтение)» в
ходе комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса, осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки.
Математика
Знания, умения и навыки по
математике
оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных
работ. При
оценке
письменных
работ используются нормы оценок
письменных
контрольных
работ, при
этом
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося, особенности
его
развития.
Объём
контрольной
работы
должен
быть
таким, чтобы
на
её
выполнение требовалось: 4-9 классы – 35-40 минут, за указанное время обучающиеся не
только должны выполнить работу, но и проверить её.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи
или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в
одноинесколько арифметических действий (втом числе и на порядок действий, начиная с 3
класса), математический диктант, сравнение
чисел и
математических
выражений,
вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке
письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать:
неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности
расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
– отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
– отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
– отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена
частьдругих заданий;
– отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
методвоспитательного воздействия на обучающегося.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
- Отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
– Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
– Отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
– Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
методвоспитательного воздействия на обучающегося.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на
измерение и построение и др.):
– Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
– Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
– Отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на
вычисление,если при измерении допущены небольшие неточности;
построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на
листебумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
– Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
методвоспитательного воздействия на обучающегося.
Информатика
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие/
несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем
больше, верно, выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики
прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют
учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Критерий оценивания – устные ответы:
Оценка «5» - ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может
с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести
необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» - ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий,
требованиями оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает ахроматизмы в речи.
Оценка «3» - ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применить знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2»- может выставляться в устной форме как метод воспитательного
воздействия.
Критерий оценивания – практические и самостоятельные задания:
Оценка «5»- Выставляется, если работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно:
подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,
показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания,
практические умения и навыки.
Оценка «4» - Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в
полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой
последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении.
Оценка «3» - Практическая или самостоятельная работа выполняется и оформляется
учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных или выполнивших
на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много
времени (есть возможность доделать работу дома). Учащиеся испытывают затруднения
при самостоятельной работе за компьютером.
Оценка «2»- может выставляться в устной форме как метод воспитательного
воздействия.
Природоведение
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (продуктивные,
репродуктивные,творческие).
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно
ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему,
излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок
в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной
помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания письменных работ в форме тестирования:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок
(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или
непониманияучебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено однадве ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным
объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: в работе допущено от трех до пяти ошибок или
более трех – четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме. Отметка «2» – не ставится.
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил
работу
в
полном
объеме
с
соблюдением
необходимой
последовательностипроведения опытов и измерений;
3) самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих
получениерезультатов и выводов с наибольшей точностью;
4) правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, вычисления
исделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места
ипорядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик: опыт проводил в условиях, не
обеспечивающих достаточной точности измерений;
1) было допущено два-три недочета;
2) было допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
3) эксперимент проведен не полностью;
4) в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
2. подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел
с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки
в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.
Биология
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и фиксируется в
дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного цикла (география,
история, естествознание и др.) принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
География
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации.
Для контроля и учёта предметных достижений обучающихся используются следующие
формы:
Поурочный контроль:
Практическая работа. Работа по карточке. Работа с картами. Работа в тетради на печатной
основе. Самостоятельная работа. Устный опрос. Проведение наблюдений. Проектная
деятельность.
Периодический (тематический) контроль:
Контрольный тест. Проверочная работа. Коллективный проект.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если
ученик:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения измерений; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы;
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
Отметка "3" ставится, если ученик:
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части;
провел работу с помощью учителя;
Оценка самостоятельных письменных работ Отметка "5"ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более
одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета; не более двух-трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,
которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания,
нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
Основы социальной жизни
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Результаты овладения выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (продуктивные, репродуктивные, творческие).
Оценка устных ответов.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Оценка практической работы.
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической
дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и
соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее
место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду
добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены
незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые
исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технической
дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены
нарушения трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации
рабочего места.
Отметка «2» не ставится.
Мир истории
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и фиксируется в
дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного
цикла (география, история, естествознание и др.) принимается во внимание: правильность
ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
История Отечества
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и
фиксируется в дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного
цикла (география, история, естествознание и др.) принимается во внимание:
правильностьответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоенияизученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно
ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с
помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Музыка
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
Отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к
предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные
жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечает на вопросы о прослушанных
произведениях.
Отметка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры
музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечает на вопросы о
прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии, исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе
совместных художественно- эстетических видов деятельности.
Отметка «2» не ставится.
Рисование (изобразительное искусство)
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система
отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и
других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке
итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование (социальных) жизненныхкомпетенций.
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических
задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания,
представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается
указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом
обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового
словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные
на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практическиедействия
ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы
правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае
необходимости
на
какую-либо
ошибку
или
неточность,
при
этом
обучающийсядемонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового
словаря по предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не
достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на
содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания
5 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность
стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических
средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать
выбранный вариант программы.
Адаптивная физическая культура
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное
выполнение:
как ученик овладел основами двигательных навыков;
как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом
качество выполнения;
как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
как относится к урокам;
каков его внешний вид;
соблюдает ли дисциплину.
Оценка осуществляется по пятибалльной системе;
5 баллов- слышит команды, действует в соответствии с командой, активность на высоком
уровне, старается достичь результата. Качественно выполняет упражнения.
4 балла- слышит и выполняет задание по команде, активен, иногда пользуется помощью
педагога при выполнении заданий. Корректирует выполнение упражнений в
соответствии с требованием педагога.
3 балла – слышит и выполняет задания не проявляя активности, под контролем педагога м
с помощью педагога. Корректирует выполнение упражнений совместно с педагогом.
2 балла – может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребенка.
Труд (технология)
Оценка трудовых умений производится с учётом индивидуальных возможностей
каждого
обучающегося.
Результат
продвижения
в
развитии
определяется
продуктивностью деятельности обучающихся (умением изготавливать различные
поделки) и уровнем развития речи (умением дать словесный отчет о проделанной
работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
Критерии оценки обучающихся
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью
учителя;допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания практических заданий:
Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить её, используя план или образец, а
также проанализировать и оценить качество своей работы;
Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе;
Отметка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно
задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и
проанализировать своей работы.
Отметка «2» не ставится.