Природоведение 6 класс инд

Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Природоведение»
6 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п. Совхозный, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 17 часов в год (0,5 час. в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных
объектов,

развитие

интереса

к

изучению

природы,

воспитание

положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

3

− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах
неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме
человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как
дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и
животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
 воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам
в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила
здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними
животными;
 формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни;

4

 овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
 формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− узнавать

и

называть

изученные

объекты

на

иллюстрациях,

фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;

5

− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по
заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных

оснований

для

классификации

(клевер-

травянистое

дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,
растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)

6

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных
результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи
учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

7

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные
ответы на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5»

ставится -

при самостоятельном безошибочном

выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух
негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная
помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной
ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной
помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных.

Учитель должен

обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей
планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и
фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт
обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение
к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек

и

формированию

необходимых

санитарно-гигиенических

навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют
знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения
учебного предмета «Природоведение".
Основными
природоведения

организационными

являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

9

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ
с

включением

в

него

элементов

беседы

или

объяснения,

и

применение

сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный

метод

(воспроизведение

информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация
словаря).
− выполнение

заданий,

требующих

разнообразной

деятельности

обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в
тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации
описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на
карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись
рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

10

− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
1. Введение

Название раздела

Количество
часов

Контрольные работы

1

1

2.

Растительный мир

5

1

3.

Животный мир

8

1

4

Человек

2

1

5.

Обобщение

1

1

17

5

Итого:

11

№

Тема

Кол-во
часов

III.

1

Живая природа:
растения,
животные, человек

1

2

Разнообразие
растительного мира

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 1час
Формирование
Узнают объекты живой природы
представлений о
на иллюстрациях и фотографиях,
предметах и явлениях
относят к объектам живой или
живой природы, умения
неживой природе.
дифференцировать живую Называют изученные объекты.
и неживую природу
В рабочих тетрадях обводят
картинки с изображением живых
организмов
Растительный мир – 5 часов
Формирование
Узнают растения на
представлений о
иллюстрациях и фотографиях,
многообразии
называют изученные объекты;
растительного мира.
рассказывают о значении
Разнообразие растений.
растений.
Дикорастущие и
Дописывают в тетрадь
культурные растения.
определения, используя текст
Значение растений
учебника: дикорастущие,
культурные.
Зарисовывают в тетрадь овощи и
фрукты

Выделяют существенные
признаки объектов живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой
природой.
Выписывают в тетрадь общие
признаки живых организмов
Называют представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают о значении
растений и их роли в
окружающем мире.
В рабочих тетрадях
рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название культурных и
дикорастущих растений
12

Среда обитания
растений

3

Строение растений

1

Формирование
представлений о среде
обитания растений и
многообразии
растительного мира.
Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы:
клевер, васильки,
лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения
полей, садов, огородов
(пшеница, рожь, овощи,
фрукты)
Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение

Узнают растения леса, водоемов,
садов, огородов на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам
(растения леса, водоемов, садов,
огородов).
Выполняют задание в рабочей
тетради: продолжи предложения.
Записывают среду обитания
растений

Знают места произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса,
луга, водоемов, полей, садов,
огородов. Заполняют схему
«Среда обитания растений»,
рассказывают, где встречаются
эти растения

Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении
органов растений.
Раскрашивают части растений на
рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и его
название, используя помощь
учителя

Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных объектах, картинах,
схемах, знают функции частей
растений и их значение для
растения.
Выполняют задания:
раскрашивают части растений в
рабочей тетради и подписывают
их; узнают растения по их
контуру, соединяют части
растения и его название

4

Деревья,
кустарники, травы

Лиственные
деревья

1

Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о деревьях,
кустарниках, травах

Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о
лиственных деревьях,
формирование
представления о видах
лиственных деревьев.
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Дикорастущие и
культурные лиственные
деревья

Узнают деревья, кустарники,
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам –
деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей разных
групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких
деревьях говорится в
предложениях
Называют лиственные растения
на иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя).
В рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на
рисунках

Выполняют классификацию
растений и признаки разных
групп, относят растения к разным
группам на основании основных
признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности

Знают классификацию растений,
знают признаки лиственных
растений, относят растения к
лиственным на основании
основных признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее, культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание с
названием дерева

5

Хвойные деревья

Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных
деревьев. Хвойный лес.
Тайга

Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные
деревья (по 2 представителя).
На рисунках подписывают
названия хвойных деревьев.
Записывают в тетрадь ответ на
вопрос: как называется хвойный
лес, используя рисунок

Дикорастущие
кустарники

Формирование
представлений о
дикорастущих
кустарниках

Узнают дикорастущие
кустарники на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
дикорастущих растений

Знают признаки хвойных
растений, относят растения к
хвойным на основании основных
признаков. Называют
представителей хвойных растений
(3 представителя).
Относят хвойные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (хвойное,
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3),
выделяют существенные
признаки дикорастущих
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
В тетради подписывают на
рисунке части кустарника.

Культурные
кустарники

Травы

Формирование
представлений о
культурных
кустарниках

1

Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
травах.
Формирование
представлений о
дикорастущих и
культурных травах.
Использование
человеком
культурных растений

Знают классификацию растений,
признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений
Узнают и называют дикорастущие
и культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы

Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные признаки
культурных кустарников, относят
изученные растения к различным
группам
(кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду на
кустарниках
Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой группе,
называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует

6

Декоративные
растения

Формирование
представлений о
декоративных
растениях

Лекарственные
растения

Формирование
представлений о
лекарственных
растениях. Лечебные
свойства. Правила их
использования

Комнатные
растения. Уход за
комнатными
растениями

Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за
комнатными
растениями

Узнают декоративные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выписывают буквы с
одинаковых лепестков и
составляют названия цветов;
рисуют букет для мамы, используя
предложенные рисунки цветов
Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для домашней
аптечки
Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя

Узнают и называют декоративные
растения
(не менее 5), выделяют
существенные признаки
декоративных растений. Используя
текст учебника, дописывают в
рабочую тетрадь определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя
слова для справок: выписывают
названия декоративных цветов,
кустарников, деревьев
Узнают и называют лекарственные
растения, относят изученные
растения к различным группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Используя рисунки в рабочей
тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют, как
они лечат разные болезни
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
осуществляют деятельность по
уходу за комнатными растениями

7

Комнатные
растения: герань,
бегония, фиалка,
традесканция

Формирование
представлений о
многообразии
комнатных растений,
формирование умение
ухаживать за
комнатными
растениями

Узнают герани, бегонии, фиалки,
традесканции на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты,
выполняют действия по уходу за
растениями под контролем учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: узнают на рисунках
комнатные растения и
подписывают их названия,
используя слова для справок

8

Растительный мир
разных районов
Земли

Формирование
представлений о
разнообразии
растительного мира
Земли, о зависимости
внешнего вида
растений от среды
обитания

Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого
районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом

Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные признаки комнатных
растений, называют сходные по
внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение.
Выполняют задание в рабочей
тетради: рассмотри рисунки,
напиши на стрелках, что
необходимо для роста растений.
Напиши в рабочей тетради, как
надо ухаживать за комнатными
растениями
Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным климатом, жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят изученные
растения к разным группам по
месту произрастания, называют
растения, произрастающие в
районах с умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом

9

Растения нашей
страны

Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные

Красная книга
России и своей
области (края)

1

Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира
России

Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра, леса,
степь, пустыня) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют растения,
произрастающие в нашей стране.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану, используя
опорные слова

Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о растениях
своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире
своего края
Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы
(растительного мира),
знакомство с Красной
книгой

Узнают растения своей местности
на иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют
растения своей местности.
Описывают один из кустарников по
плану, используя помощь учителя
Узнают растения Красной книги
(ландыш, колокольчик, кувшинка)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения из Красной
книги своей местности,
рассказывают о
значении Красной книги

Животный мир – 8 часов

Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют существенные признаки
растений разных районов России,
называют растения,
произрастающие в России,
известные из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
растения и места обитания.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану
Называют растения,
произрастающие в своей
местности. Относят растения своей
местности к различным
классификациям (деревья,
кустарники, травы; дикорастущие,
культурные; декоративные).
Описывают один из кустарников по
плану
Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные
из других источников, знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе, выполняют
доступные возрасту
природоохранительные действия

10

Разнообразие
животного мира

Среда обитания
животных

1

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира

Узнают животных на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
животных. Относят животных к
разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства) с опорой на
учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем

Называют представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира по плану;
заполняют таблицу, приводя
примеры названий животных с
разными способами передвижения

Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии
животного мира

Узнают животных суши, водоемов
и птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к
разным группам (животные суши,
водоемы, птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками
рисунок с местом обитания
животных

Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных из
других источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают по рисункам
животных разных мест обитания,
делают вывод о разных способах
приспособления к местам
обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных

11

12

Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира на
основе имеющихся у
школьников знаний

Насекомые

Формирование
представлений о
многообразии
насекомых

Бабочки, стрекозы,
жуки

1

Уточнение и
расширение
представлений о
бабочках, стрекозах,
жуках

Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, соотнося название
животного с названием группы.
Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых

Узнают жуков, бабочек, стрекоз на
иллюстрациях и фотографиях,
относят жуков, бабочек, стрекоз к
изученной группе животных,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в природе.
Рассказывают по рисункам, что
общего у всех насекомых.
Заполняют таблицу в тетради,
используя слова для справок:
выписывают отличительные

Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных
к разным группам с учетом
основных признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных
по группам, используя
иллюстрации и рисунки.
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных особенностях
насекомых
Узнают и называют представителей
насекомых (жуки, бабочки,
стрекозы) в натуральном виде,
естественных условиях, рисунках;
выделяют существенные признаки
насекомых, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире.
Описывают особенности внешнего
вида одного из насекомых по плану
и иллюстрациям. Заполняют

особенности каждой группы
насекомых

13

Кузнечики,
муравьи, пчелы

Уточнение и
расширение
представлений о
кузнечиках, муравьях,
пчелах

Узнают кузнечиков, пчел, муравьев
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят к изученной группе
животных, имеют представление о
значении кузнечиков, пчел,
муравьев в природе.
Рисуют муравейник, рассказывают
о жизни обитателей муравейника

Рыбы

Уточнение и
расширение
представлений о
рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о
значении рыб в природе.
Называют части тела рыбы по
рисунку

таблицу в тетради, используя слова
для справок: выписывают
отличительные особенности
каждой группы насекомых,
обосновывают свой выбор
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки
насекомых, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
Описывают внешний вид
кузнечика по плану
Узнают и называют рыб, выделяют
существенные признаки рыб,
имеют представление о
взаимосвязях между изученными
объектами (рыбами) и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют отличительные
особенности рыб. Заполняют
пропуски на карточке: внешний
вид и образ жизни рыб

Морские и речные
рыбы

14

Земноводные.
Лягушки. Жабы

1

Формирование
представлений о
морских и речных
рыбах

Узнают морских и пресноводных
рыб (сельдь, камбала, лосось, сом,
щука) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася, окуня,
сома, щуку к изученной группе
животных. Относят изученных рыб
к морским и пресноводным.
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.

Формирование
представлений о
земноводных
животных на примере
жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и
жаб – на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных, имеют
представление о значении жаб и
лягушек в природе

Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки морских и
речных рыб, имеют представления
о взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации (пресноводные,
морские, хищные).
Заполняют таблицу, пользуясь
текстом учебника, название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану
Узнают и называют земноводных,
выделяют существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют представления о
взаимосвязях между изученными
животными и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных

15

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы

Формирование
представлений о
пресмыкающихся
животных на примере
змей, ящериц,
крокодилов

Птицы

Уточнение и
расширение
представлений о
птицах. Места
обитания. Значение
птиц в природе

Ласточки, скворцы,
снегири, орлы

Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
ласточках, скворцах,
снегирях, орлах

Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом
ряду названий групп животных
лишнее слово, пишут обобщающее
слово для остальных названий
животных
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок
Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей, орлов
к изученной группе животных.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Выполняют задание на карточке:

Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей,
ящериц, крокодилов; имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и их
местом в окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием групп
животных; подписывают
представителей

заканчивают предложение об
особенностях внешнего вида птиц

рисунки с изображением птиц,
соединяют изображения птиц с
местами их обитания

Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки
птиц. Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие.
Подписывают на рисунках в
рабочих тетрадях части тела птицы
Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки
птиц. Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
окружающем мире. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, хищные.
В рабочих тетрадях подписывают

Лебеди, журавли,
чайки

Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
лебедях, журавлях,
чайках

Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки) на иллюстрациях и
фотографиях. называют изученные
объекты. Выделяют существенные
признаки птиц с помощью учителя.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.

Птицы своего края.
Охрана птиц

Расширение и
уточнение знаний о
птицах своей
местности. Типичные
птицы своего края.
Охрана птиц

Называют птиц, обитающих в своей
местности. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие (с
помощью учителя). Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе.
Рисуют в тетради рядом с
кормушкой одну из зимующих птиц

Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки). Выделяют
существенные признаки птиц,
имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом и образом жизни птиц и их
средой обитания. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, водоплавающие.
Называют морских, речных птиц,
птиц, живущих около водоемов,
известных из других источников.
Соединяют в рабочей тетради
изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор
Называют птиц, обитающих в
своей местности, выделяют
существенные признаки птиц.
Относят птиц, обитающих в своей
местности, к различным группам с
учетом различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие.
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе,
выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края

16

Млекопитающие

Млекопитающие
суши

1

Формирование
понятия
млекопитающие на
основе уточнения и
расширения
имеющихся
представлений:
признаки, внешний
вид, детеныши, среда
обитания (суша и
вода)

Узнают и называют
млекопитающих на иллюстрациям
и фотографиям. Относят
млекопитающих к разным группам,
имеют представление о значении
млекопитающих в природе.
Дополняют предложения в рабочей
тетради об отличительных
особенностях млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия

Формирование
представлений о
млекопитающих суши
на основе имеющихся
знаний. Животные
лесов, степей,
пустынь

Узнают млекопитающих суши на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
Узнают животных суши на
рисунках в рабочей тетради, по
контуру соединяют линиями с
местами их обитания

Узнают и называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют
существенные признаки
млекопитающих. Называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных из других источников.
Относят млекопитающих к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: обитающие в воде
и на суше, хищные, травоядные,
всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок
Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов,
степей, пустынь) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, имеют представления о
взаимосвязях между
млекопитающими и их местом в
окружающем мире, называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова, которые

подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши

17

Млекопитающие
морей и океанов

Формирование
представлений о
млекопитающих
морей и океанов:
признаки, внешний
вид

Узнают млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособился
организм млекопитающих
животных к обитанию в морях и
океанах

Домашние
животные в городе
и деревне

Расширение и
уточнение
представлений о
домашних животных:
признаки, внешний
вид

Узнают домашних животных на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют домашних животных,
относят домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении
домашних животных.

Узнают и называют
млекопитающих морей и океанов
(киты, тюлени, дельфины) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ
жизни) и их местом в окружающем
мире. Называют млекопитающих
морей и океанов из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных из других источников,
объясняют свой выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные
особенности водных
млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки домашних животных,
называют домашних животных из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из других
источников, объясняют свой выбор.

Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и
домашних животных из
стихотворения

Выписывают в таблицу рабочей
тетради, используя свои примеры,
названия диких и домашних
животных

18

Сельскохозяйствен
ные животные:
лошади

Сельскохозяйствен
ные животные:
коровы

1

Расширение и
уточнение
представлений о
лошадях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственны
х животных: внешний
вид, питание,
использование
человеком

Узнают лошадей на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят лошадей к домашним
животным, имеют представление о
значении лошадей.
Включаются в дидактическую игру
«Где чей детеныш?»

Расширение и
уточнение
представлений о
коровах.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственны
х животных: внешний
вид, питание,
использование
человеком, уход и
содержание

Узнают коров на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят коров к
домашним животным, имеют
представление о значении коров в
жизни человека.
Описывают внешний вид коровы по
плану и опорным словам

Узнают и называют лошадей в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки лошадей,
относят лошадей к разным группам
с учетом различных оснований для
классификации (перевозка грузов,
спортивные соревнования, цирк,
полиция).Сформированы
представления к самостоятельной
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей
Узнают и называют коров в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки коров,
относят коров к определенным
группам животных с учетом
различных оснований для
классификации (млекопитающие,
домашние, сельскохозяйственные
животные).
Описывают внешний вид коровы
по плану

19

20

Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи

Расширение и
уточнение
представлений о
козах, овцах, свиньях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственны
х животных

Домашние птицы:
куры, утки, индюки

Расширение и
уточнение
представлений о
курах, утках,
индюках.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственны
х птицах: внешний
вид, использование
человеком, уход и
содержание

Уход за
животными в
живом уголке или
дома

1

Формирование
представлений о
«живом уголке»,
правилах ухода за
животными в «живом
уголке».

Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз, овец,
свиней к домашним животным,
имеют представление о значении
коз, овец, свиней.
Рассказывают об одном из
животных с опорой на предложения
и иллюстративный материал,
предложенный учителем
Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят кур, уток, индюков к
домашним птицам, имеют
представление о значении кур, уток,
индюков.
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия.

Узнают животных «живого уголка»
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за животными в «живом

Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных.
Составляют рассказ об одном из
животных по плану

Узнают и называют домашних птиц
(кур, уток, индюков) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных,
относят домашних птиц к
определенным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве
по внешнему виду
Узнают и называют животных
«живого уголка» в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, относят животных
«живого уголка» к определенным
группам (птицы, рыбы,

Общие правила ухода
за животными в
«живом уголке» или
дома

уголке» под руководством учителя,
имеют представление о значении
«живого уголка».
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в живом уголке

Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за аквариумными рыбками
под руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках аквариумных рыбок и
подписывают их названия;
зачеркивают лишнюю рыбку,
используя помощь учителя
Узнают певчих и декоративных
птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют известные
учащимся певчих и декоративных
птиц, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за певчими и
декоративными птицами под
руководством учителя.

21

Аквариумные
рыбки

Формирование
представлений об
аквариумных рыбах
на основе имеющихся
знаний. Правила
содержания и ухода за
аквариумными
рыбками

22

Канарейки,
попугаи

Формирование
представлений о
декоративных и
певчих птицах на
основе имеющихся
знаний: внешний вид,
правила содержания и
ухода дома или в
«живом уголке»

млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах по уходу за животными в
«живом уголке», выполняют
доступные возрасту действия по
уходу за животными.
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки
аквариумных рыбок, знают правила
ухода и содержания за
аквариумными рыбами.
В рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки певчих и декоративных
птиц. Называют певчих и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других

В рабочей тетради узнают на
рисунках птиц и подписывают их
названия, используя слова для
справок. Обводят названия певчих
птиц, используя помощь учителя

23

Морские свинки,
хомяки, черепахи

Домашние кошки

1

Формирование
представлений о
морских свинках,
хомяках и черепахах:
внешний вид, правила
ухода

Расширение и
уточнение
представлений о
домашних кошках:
внешний вид, правила
ухода и содержания
кошек в доме

Узнают морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: отвечают на вопросы (кого
чем кормить) и выбирают
правильные ответы соотнося их с
названиями животных, используя
помощь учителя
Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и содержания
кошек.
Выполняют задание в рабочей

источников, знают правила ухода и
содержания певчих и декоративных
птиц.
В рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими
Узнают и называют животных в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки морских
свинок, хомяков, черепах, знают
правила ухода за морскими
свинками, черепахами, хомяками и
их содержания.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выбирают правильные
ответы на вопрос (кого чем
кормить) и записывают их рядом с
названием животного
Узнают кошек на иллюстрациях и
фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за кошками под
руководством учителя, имеют
представление о значении кошек в
жизни человека.

24

Собаки

Животные
холодных районов
Земли

тетради: подчеркивают в тексте
слова, относящиеся к кошке;
показывают на рисунке стрелками
еду, которую ест кошка
Расширение и
Узнают и называют собак на
уточнение
иллюстрациях и фотографиях,
представлений о
относят собак к группе домашних
собаках: внешний
животных, знакомятся с правилами
вид, виды собак,
выполнения несложных действий
правила ухода за
по уходу за собаками под
собаками и
руководством учителя, имеют
содержания их в доме. представление о значении собак в
жизни человека.
Рассматривают рисунки в рабочих
тетрадях; заполняют схему
«Группы собак»
Расширение
Называют животных холодных
представлений о
районов Земли (белые медведи,
многообразии
тюлени, моржи, северные олени,
животного мира.
песцы, пингвины) на иллюстрациях
Формирование
и фотографиях. Относят животных
представлений о
холодных районов Земли к разным
животных холодных
группам животных:
районов, зависимости млекопитающие, птицы.
внешнего вида и
Описывают отличительные
образа жизни
признаки внешнего вида животных,
животных от среды
обитающих на севере
обитания

Записывают в рабочую тетрадь
советы, как необходимо ухаживать
за котенком
Выделяют существенные признаки
собак, относят собак к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, служебные, охотничьи,
декоративные), знают правила
ухода и содержания собак.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Породы собак», используя
слова для справок. Составляют
памятку об уходе за собакой,
живущей в доме
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют
существенные признаки животных
холодных районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания. Относят изученных
животных к определенным
группам: млекопитающие, птицы,
млекопитающие суши,
млекопитающие морей и океанов.

25

Животные
умеренного пояса

Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных умеренного
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни

Узнают животных умеренного
пояса Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных
умеренных районов Земли к разным
группам животных:
млекопитающие, птицы.
В рабочей тетради узнают на
животных умеренного пояса нашей
страны и подписывают их названия,
используя помощь учителя

Животные жарких
районов Земли

Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных жаркого
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни

Узнают животных жаркого пояса
Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных жарких
районов Земли к разным группам
животных: млекопитающие, птицы.
Рассказывают об особенностях
внешнего вида одного из животных
жарких районов Земли по плану и
опорным предложениям

Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как
приспособились животные к жизни
в суровых условиях
Узнают и называют животных
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки животных умеренного
пояса Земли, имеют представления
о взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания, относят
изученных животных к
определенным группам животных –
млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы; травоядные, хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в
умеренном поясе нашей страны
Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев, слон,
кенгуру, жираф) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки животных жарких
районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания, относят изученных

26

Животный мир
нашей страны

Охрана животных.
Заповедники.
Красная книга
России

1

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира
России: взаимосвязь
образа жизни и
природных условий.
Охрана природы

Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)

Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы
(животного мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
заказники.
Зоопарки

Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о
значении Красной книги.
В рабочей тетради узнают на
рисунках животных, охраняемых в
заповедниках, и подписывают их
названия, раскрашивают их
карандашами разных цветов,

используя помощь учителя

животных к определенным группам
животных – травоядные, хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по
2–3 животных), выделяют
существенные признаки животных
разных районов России, называют
животных, обитающих в России,
известных из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
животного и места обитания,
относят животных к разным
группам на основании различных
признаков ( пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие; хищные,
травоядные)
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
В рабочей тетради подписывают
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов

Животные вашей
местности. Красная
книга области
(края)

27

Как устроен наш
организм

Как работает наш
организм

Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о животных
своей местности,
формирование
представления о
животном мире
своего края
1

Расширение и
уточнение
представлений о
строении тела
человека.
Формирование
представлений об
организме человека

Формирование
представлений о
внутренних органах
человека и их
взаимодействии:
Формирование
представлений о
пищеварительной
системе, дыхательной

Узнают животных своей местности
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных своей местности
к разным группам животных
(птицы, млекопитающие)

Человек – 2 часов
Называют части тела на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают в тетрадь чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
Называют системы органов с
опорой на учебник и иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия внутренних органов
человека

Называют животных, обитающих в
своей местности, относят
животных своей местности к
различным классификациям
(млекопитающие, птицы, рыбы;
хищные, травоядные)

Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
чувств). Показывают основные
органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради соединяют
точки и подписывают названия
основных частей тела человека.
Заполняют таблицу «Части тала.
Внутренние органы человека»,
используя слова для справок
Имеют представления о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы органов. Рассказывают о
значении систем органов в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в соответствии

28

Здоровый образ
жизни человека

Осанка

29

Органы чувств

системе, кровеносной
системе,
выделительной
системе, нервной
системе; о
согласованной работе
организма человека
Формирование
представлений о
здоровом образе
жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование
работы и отдыха,
закаливание, занятие
спортом, отсутствие
вредных привычек
Уточнение и
расширение
представлений о
правильной осанке.
Профилактика
нарушения осанки

Расширение и
уточнение
представлений об
органах чувств
человека

с названными системами;
соединяют линией рисунки с
изображением внутренних органов
человека с их значением и
функциями
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни. Понимают
значение здорового образа жизни в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого).
Записывают правила здорового
образа жизни, используя опорные
предложения в рабочей тетради

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового образа жизни, используя
опорные слова

Узнают правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях.
Знают и соблюдают правила
здорового жизни, понимают его
значение в жизни человека,
выполняют несложные задания (под
контролем взрослого).
Дорисовывают на рисунке в
рабочей тетради, как надо сидеть
правильно
Узнают органы чувств (глаза, уши,
нос, язык) на иллюстрациях и
схемах, называют изученные
органы, имеют представление о
значении органов чувств.

Имеют представление о влиянии
осанки на здоровье человека.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Подчеркивают в тексте карточки те
условия, при которых осанка будет
правильной
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на рисунках,
схемах, макетах.
Относят зрение, слух, осязание,

В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств, используя
помощь учителя

30

Правила гигиены и
охрана органов
чувств

Формирование знаний
о правилах гигиены
органов чувств

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
жизни, понимают их значение в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого)

Здоровое питание

Формирование
представлений о
здоровом питании.
расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя

вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
органов чувств в организме и их
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим группам. Знают
и соблюдают правила здорового
образа питания, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и что
полезно для организма

31

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены

Формирование
представлений об
органах дыхания и
правилах гигиены
органов дыхания

Узнают и называют органы
дыхания (нос, легкие) на
иллюстрациях и схемах, имеют
представление о значении органов
чувств. Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила личной
гигиены.
В рабочей тетради на рисунках
находят органы дыхания и
подписывают их

32

Оказание первой
медицинской
помощи

Формирование
представлений о
первой помощи и
правилах ее оказания.
Оказание помощи при
порезах, царапинах,
ушибах,
обморожении, ожогах

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской

Формирование
представлений о
простудных
заболеваниях и мерах,
принимаемых для

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила безопасного
поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого),
выполняют несложные задания по
первой доврачебной помощи (под
контролем взрослого).
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, правила
личной гигиены, понимают их
значения в жизни человека,
выполняют несложные задания по

1

Узнают и называют изученные
органы (нос, легкие), показывают
их на рисунках, схемах, макетах.
Относят нос, легкие к органам
дыхания, имеют представление о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают и
соблюдают правил здорового
образа жизни, совершают действия
по соблюдению санитарногигиенических норм.
На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют
рассказ о значении носа для
организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной помощи.
Соединяют линией рисунок с
нужной рекомендацией по
оказанию помощи при
повреждениях кожи
Знают и соблюдают правила
поведения при простудных
заболеваниях, знают и соблюдают
правила профилактики простудных
заболеваний, совершают действия

33

34

помощью

профилактики и
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний

оказанию первой доврачебной
помощи (под контролем взрослого).
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя

Специализация
врачей

Формирование
представлений о
специализации врачей
и необходимости при
заболевании
обращаться к врачу

Медицинские
учреждения нашего
города

Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации

Узнают врачей на иллюстрациях,
фотографиях, называют
специализации врачей.
Выписывают названия
специализации врачей, к которым
можно обратиться за помощью при
разных видах заболевания,
используя слова для справок
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях

Неживая природа

1

Обобщение и
закрепление
представлений о
предметах и явлениях
неживой природы

Обобщение – 1 час
Узнают и называют изученные
предметы на иллюстрациях,
фотографиях, относят изученные
предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды, воздуха, знают элементарные
правила безопасного поведения в
природе, имеют представление о
значении неживой природы в жизни
человека

по соблюдению санитарногигиенических норм.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной помощи.
Используя рисунки в рабочей
тетради, составляют и записывают
предложения о способах
закаливания
Называют специализацию врачей
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
соотносят заболевания внутренних
органов и специализацию врача.
Выписывают в тетрадь названия
врачей, к которым можно
обратиться за помощью при разных
видах заболевания
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях

Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе

Живая природа

Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умение
дифференцировать
живую и неживую
природу

Называют изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы

Называют изученные объекты
живой природы. Относят объекты
живой природы к разным группам:
растения (деревья, кустарники,
травы, хвойные, лиственные,
декоративные), животные
(насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие) и организм
человека. Выделяют существенные
признаки разных групп растений и
животных. Имеют представление о
взаимосвязях между неживой и
живой природой

Живая природа

Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умения
дифференцировать
живую и неживую
природу

Называют элементарные правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни с
опорой на учебник.

Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».