Я - исследователь 3 класс

Приложение
Утверждена
В составе ООП НОО
Приказ №106 от 29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – исследователь»
Направление : проектно-исследовательская деятельность
Срок реализации программы – 1 год
3 класс

Разработал : Варзина К.С.

П.Совхозный
2023г.

Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО основной
образовательной программы, учебного плана и авторской программы
обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и
Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и
исследовательской деятельности» (социальное направление), для 3 класса
составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы,
учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для
младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным следующими нормативными
документами:
Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» - это
дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого
школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Основы проектной и
исследовательской деятельности» отводится 34часа (1 час в неделю).
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка
нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные
технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный
процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным
образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не
только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны
привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных
учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Вовторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично
дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет
этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или

иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия
с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным
считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания,
позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Концептуальной основой содержания программы является положение В. В
Давыдова о том, что «образование и развитие - это разные процессы, и образование
либо следует за развитием, либо создает условия для негон. Ученый убежден в том,
что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные
понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему
самостоятельному овладению асе нарастающим количеством новых научных
знаний». Решение этой задачи требует «...изменения самих принципов построения
учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей
учебной деятельности школьника».
Метод проекта - это не просто набор приемов и действий, подобранных
педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация,
хоторая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее
переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения.
Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как
воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает
естественную среду, максимально приближенную к реальной, а которой
стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости
решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником
новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации
собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Задачи курса:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров
по совместной деятельности:
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности х организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование
умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и Т.Д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать
и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
1.
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования;
2.
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3.
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4.
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Результаты освоения курса по внеурочной деятельности
Ученик получит возможность научиться:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы:
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы
следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не
.получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целе.полагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, а том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешностианеучебной деятельности:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомствас мировой и отечественной
художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в
частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении
опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в
конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.выставки, конференции, фестивали,
чемпионаты и пр.

Результаты освоения курса по внеурочной деятельности
Ученик получит возможность научиться:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы:
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы
следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не
.получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целе.полагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и
главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, а том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешностианеучебной деятельности:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомствас мировой и отечественной
художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения
проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в
частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении
опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в
конкурсах и олимпиадах по разным направлениям.выставки, конференции, фестивали,
чемпионаты и пр.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

-формирование у детей мотивации к
обучению;
-развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.

-организация на уроке;

-работа в парах;

-групповая работа.

Метапредметные
регулятивные

познавательные

- учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном - в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
материале в сотрудничестве с учителем;
практическую
-планировать свое действие в соответствии -преобразовывать
с поставленной задачей и условиями ее задачу в познавательную;
реализации, в том числе во внутреннем
познавательную
плане
осуществлять
итоговый
и -проявлять
инициативу
в
учебном
сопошаговый контроль по результату;
трудничестве.
-умения учиться: навыки решения
творческих задач и навыки поиска, анализа
и интерпретации информации;

-расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и
Интернета; организация на уроке;
работа в парах; групповая работа;

-добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать конкретную - в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
работу;
практическую
-осуществлять поиск необходимой -преобразовывать
задачу
в
познавательную;
информации для выполнения учебных
заданий с
литературы;

использованием

учебной -проявлять
инициативу
трудничестве.
- основы смыслового чтения
художественных
и
познавательных
техстов,
выделение
существенной
информации из техстов разных видов;
-осуществлять
анализ
объектов
выделением
существенных
несущественных признаков;

с
и

в

познавательную
учебном
со-

коммуникативные

-учиться выполнять различные роли а
группе (лидера, исполнителя, критика).
-умение координировать свои усилия с
усилиями других;
-формулировать собственное мнение и
позицию;
-договариваться и приходить к общему
решению;
-задавать вопросы;
-допускать существование различных
точек зрения;
-учитывать разные мнения и интересы,
стремиться к сотрудничеству,
обосновывать собственную позицию;

Содержание курса по внеурочной деятельности
№
п/п

1-2

Раздел

Круг твоих
интересов.
Хобби.
Увлечения.

Основное
содержание темы

Содержание

Дать понятие
«хобби, круг
интересов,
увлечения».

Участвовать в обсуждении вопросов,
понимать значение слова «хобби».

Дать понятия
«проблема»,
«задача проекта»,
«решение».

Активно участвовать в обсуждении
вопросов и
диалоге. Понимать
значение понятий «проблема», Работа
над проектным понятием «задача
проекта». «решение». Правильно,
осознанно читать (про себя) простой
научно
популярный
текст;
определять главную мысль текста.

Этапы работы
над проектом
3-

4

Выбор темы
твоего проекта.
Подбор
материала для
проекта.
Проблема.
Решение
задачи
Самостоятельн
ая работа
учащихся

56

7-8

Выбор темы
твоего
исследования.
Предположени
е. Гипотеза.
Решение задач

значение
слов
Повторить понятия Понимать
«формулировка»,
«гипотеза».
«формулировка»,
Правильно формулировать вопросы по
«гипотеза».
теме. Выступать
с сообщениями на
тему «Интересные растения из
энциклопедии».

Требования к
паспорту
проекта.
Составление
паспорта
проекта

Дать понятие слов Знакомство детей с этапами работы
«паспорт проекта». над учебным проектом на примере
образца подобранного учителем.

9-10

Требование к
составлению
анкет для
проекта.
Анкетирование

Знакомство
с
видами
вопросов
для
анкет,
формировать
умения
в
составлении
вопросов для анкет

Запоминать
толкование
новых
понятий.
Самостоятельное
ознакомление (чтение) этапов работы
над учебным проектом, разбор
каждого этапа под руководством
учителя. Составлять вопросы для
анкет.

1112

Постер.
Требования к
созданию
постера.
Условия
размещения
материала на
постере

Познакомить с
условиями
размещения
материала на
постере,
формировать
умения в создании
постера со
ссылками и
иллюстрациями,
графическими
схемами планами.
Учить создавать
сообщения
различной природы
(устные и
письменные)

Запоминать
толкование
новых
понятий.
Находить
важные,
существенные признаки в любом
начинании, в любом процессе.

13-

14

Практическая
работа.
Создание
мини-постера

Самостоятельн
ая работа
учащихся

Запоминать
толкование
новых
понятий.
Видеть
проблему.
Обозначать
по-своему
алгоритм
решения проблемы.

1517

Изучение
и
освоение
возможностей
программы
МРР. Вставка
фотографий,
рисунков,
фигур,
диаграмм

Формировать
умения и навыки
при
работе
с
фотографиями,
рисунками,
фигурами
и
диаграммами.

Запоминать
толкование
новых
понятий.
Выдвигать
гипотезы,
сравнивать
свою
гипотезу
с
гипотезами,
которые
придумали
одноклассники. Изучать и осваивать
возможности
программы
МРР.
Пробовать вставлять фотографии,
рисунки, фигуры, диаграммы.

1819

Программы
МРР.
Анимация.
Настройка
анимации

Формировать
Учиться работать с реальными
умения настраивать объектами
как
с
источниками
анимации на слайде информации, выдвигает гипотезы,
делает выводы и обобщения. Работать
в программе МРР. Настраивать
анимацию на слайде

2023

2425

2627

Показать
возможности
программы МРРMicrosoft Power
Point. Обучить
первым шагам
составления
презентации на
компьютере
Формировать
Фотографии
на
слайдах. умения и навыки
работе
с
Работа
с при
фотографиями,
фотографиями
рисунками,
фигурами
Программа
МРР-Microsoft
Power
Point Дизайн

Знать требования к составлению
компьютерной презентации. Находить
ошибки в готовой презентации и
исправлять их. Работать с командами
«Обрезка» и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности
программы Microsoft Power Point,
творчески подходить к созданию
вещи.

Требования к
компьютерной
презентации.
Программа
МРР.

2829

Закрепление
полученных
знаний, умений
и навыков в
работе
с
программой
МРР

3031

Составление
презентации по
заданному
тексту

Знакомство
с Мини-сообщения
детей
понятием
подготовленные дома. Творческая
«презентация
работа «Моя презентация»
проекта». Оказание
индивидуальной
помощи детям по
созданию
презентации
на
бумаге.

3234

Подготовка
проектной
документации
к выступлению
на конкурсе.
Обработка
информации.
Интервью.
Визитка

Формирование
умения оценивать
свою работу и
видеть
в
ней
пробелы, развивать
самокритику

Самостоятельно
работать
с
последующей
самопроверкой
проверкой, уметь оценивать свою
работу и видеть в ней пробелы,
развивать самокритику.

Календарно-тематическое планирование курса по внеурочной
деятельности
№
п/п

1-2

Дата

Тема занятия

Колво
часов

Форма организации
деятельности

Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения.

2

Круглый стол

2

Беседа

Этапы работы над проектом
3-4

Выбор темы твоего проекта.
Подбор материала для
проекта. Проблема. Решение
задачи
Самостоятельная работа
учащихся

5-6

Выбор темы твоего
исследования.
Предположение. Гипотеза.
Решение задач

2

Беседа. Обсуждение.

7-8

Требования к паспорту
проекта. Составление
паспорта проекта

2

Практикум.

9-10

Требование к составлению
анкет для проекта.
Анкетирование

2

Беседа, обсуждение.

11-12

Постер.
Требования
к
созданию постера. Условия
размещения материала на

2

Круглый стол.

постере
13-14

Практическая работа.
Создание мини-постера

2

Групповая работа.

Самостоятельная работа
учащихся
15-17

Изучение
и
освоение
возможностей
программы
МРР. Вставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм

3

Практикум на
компьютерах.

18-19

Программы МРР. Анимация.
Настройка анимации

2

Практикум на
компьютере.

20-23

Программа
МРР-Microsoft
Power Point Дизайн

3

Практикум на
компьютере.

24-25

Фотографии
на
слайдах.
Работа с фотографиями

2

Практикум на
компьютере.

26-27

Требования к компьютерной
презентации. Программа МРР.

2

Практикум на
компьютере.

28-29

Закрепление
полученных
знаний, умений и навыков в
работе с программой МРР

2

Практикум на
компьютере.

30-31

Составление презентации по
заданному тексту

2

Практикум на
компьютере.

32-36

Подготовка
проектной
документации к выступлению
на
конкурсе.
Обработка
информации.
Интервью.
Визитка

5

Конференция.
Обсуждение.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Печатные пособия:
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»:
Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным
умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная

деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»,
2010. – 321с.
2.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева

Е.Е., 2010, - 5с.
3.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников

[Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». - 2000, №7
Дополнительная литература для обучающихся:
1.

Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие:

«Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2.

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
- лингофонное устройство
- интерактивная доска
- документ- камера

Технические средства обучения:
- нетбук
Электронные ресурсы:
1.

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-

ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2.

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3.

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный
ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
5. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html
6. Программа «Учусь создавать проект» http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/02/05/vneurochnaya-deyatelnost-uchus-sozdavat-proekt-2-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».