Умелые ручки - 1 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 106 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые ручки»
направление: художественно-эстетическое
Срок реализации программы – 1 год
1 класс

Разработал: Козьмина Елена Аркадьевна
(I категория)

п. Совхозный
2023

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для занятий с
учащимися 1 класса на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

Актуальность программы.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,
воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных
традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества,
поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными
предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не
только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических
приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание
младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и
других народов;
 трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
 ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических
ценностях;
 ценностного отношения к природе, окружающей среде;
 ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития
младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа
выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
 формирование информационной грамотности современного школьника;
 развитие коммуникативной компетентности;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цель данной программы: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет
необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо
выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные
обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать
индивидуальный.

Задачи данной программы:






Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин,пряжа,
бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный
труд.
Правильное использование цветовой гаммы.

Принципы организации занятий курса «Умелые ручки»:
1. Взаимоотношения педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке,
носят личностно-орентированный характер.
2. Содержания занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий,
обеспечивается их практическая направленность.
3. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и
психологического возраста ребенка.
4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной
теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
5. Занятия направлены на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы
«семьи».
6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает
успешную деятельность всех детей.
Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемноделовые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективнотворческие дела, групповая и индивидуальная работа.
В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков
личной безопасности.
В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных
учебных навыков (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и
ключевых компетенций.
Срок реализации данной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, объем
33 часа.
Режим занятий: 1 занятие 1 раз в неделю, продолжительность – 40 минут

Результаты освоения курса по внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
3

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как:
-одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания.
Личностные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:
– 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– планировать свои действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять познавательную инициативу;
– самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
– допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
– учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению;
– соблюдать корректность в высказываниях;
– задавать вопросы по существу;
– контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
2. владеть монологической и диалогической формой речи;
3. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
4

Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
– высказываться в устной и письменной форме;
– анализировать объекты, выделять главное;
– осуществлять синтез (целое из частей);
– проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
– развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
– расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
– познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
– использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
– познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
– совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
– оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
– достичь оптимального для каждого уровня развития;
– сформировать навыки работы с информацией.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях «Очумелые ручки» являются:
– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
– самостоятельность работы;
– осмысленность действий;
– разнообразие освоенных задач.
Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает
недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка
сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

5

Содержание курса по внеурочной деятельности.
Вводное занятие.





Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.






Изготовление закладки по образцу.
Знакомство с оригами.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений
овощей, фруктов, листьев.
Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Работа с пластилином.



Лепка животных, овощей (по образцу).
Лепка по замыслу детей.

Работа с тканью.



Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

Работа с пряжей.



Изготовление помпонов из пряжи.
Оформление игрушки.

Работа с бросовым материалом.




Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

6

Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
1 год обучения.
№

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с бумагой и картоном.

3

3

Работа с пластилином.

4

4

Работа с бумагой.

8

5

Работа с тканью

7

6

Работа с пряжей

3

7

Работа с бросовым материалом

6

8

Итоговое занятие. Оформление выставки

1

Итого

33

7

Календарно – тематическое планирование.
дата

№
Тема занятия
п/п
1
Вводное занятие – 1ч.

Используемая техника

Работа с бумагой и картоном (3ч).
2
3
4

Изготовление закладки
Изготовление закладки.
Аппликация «осенний букет.»

Плетение прямых полос.
Аппликация
Аппликация

5

«Во саду ли, в огороде»

Лепка овощей, фруктов

6

«Любимое животное»

Лепка животных

7-8

Пластилиновая аппликация «Цветик семицветик»

Пласт. Аппликация

Работа с пластилином (4ч).

Работа с бумагой (8ч).
9
10
11
12
13
14
15
16

Домашнее животное «Собачка»
Домашнее животное «Кошка»
Дикие животные «Лиса»
Дикие животные «Заяц»
Оригами. Композиция «Аквариум»
Оригами. Композиция «Бабочки на лугу»
Ёлочная гирлянда.
«Ёлочка»

17
18
19
20
212223

Виды ручных стежков. «Вперёд иголка.»
Виды ручных стежков «Через край»
Изготовление салфетки с бахромой.
Рисунок для вышивки
Вышивка салфетки.

242526

Изготовление игрушки «Цыплёнок» из помпона.

Оригами
Оригами
Оригами
Оригами
Оригами
Оригами
Конструирование
Конструирование

Работа с тканью (7ч).
Шитьё
Шитьё
Изготовление бахромы.
Нанесение рисунка
Вышивка.

Работа с пряжей (3ч).
Изготовление помпона

Работа с бросовым материалом (6ч)
272829
303132
33

Конструирование игрушек из прямоугольных
коробок.

Конструирование

Игрушки из CD - дисков

Конструирование

Итоговое занятие. Оформление выставки.
8

Учебно – методическое обеспечение курса:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Л.Н. Коротовских, Л.К Месеренко, Л.А.Москвина. Уральские промыслы. «Взгляд» Челябинск
2003г.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».