Смысловое чтение 3 класс

Приложение
Утверждена
В составе ООП НОО
Приказ №106 от
29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Смысловое чтение»
Направление – формирование функциональной грамотности
Срок реализации программы – 1 год
3 класс

Разработал : Варзина К.С.

П.Совхозный
2023г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 379 «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»
(ред. От 31.12.2015);
 Примерной ООП начального общего образования (ФУМО, протокол от 08.04.2015 №
1/15);
 Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
«Совхозная СОШ № 10»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г. N 61573);

Авторской методики Беденко М. В. «Формирование навыков смыслового чтения»
Направленность образовательной программы
Ориентирована
на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на развитие
нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Предназначена для организации
внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности в 1-4 классах
общеобразовательной школы.
Актуальность программы.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И
именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для
самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный
акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а
задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.
Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не
позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по
учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию,
представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы становится умение работать с различными
источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и
решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык
смыслового чтения.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в
контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы,
представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий,
нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также
повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя.
Педагогическая целесообразность программы

Смысловое
чтение – это такое
чтение, при котором достигается понимание
информационной, смысловой сторон
произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять
содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение,
он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.
Когда ребенок
владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная
ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать
текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по
заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее
точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,
рисункам.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет
ребёнку найти из
большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально –
нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания,
так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.
Цель программы:
создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
у детей.
Основные задачи:

освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты,
работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире);

● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного
поведения в жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов в неделю – 1. За год - 35 часов.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 40 минут.
Форма проведения занятий – групповая.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина, КВН,
виртуальное путешествие, литературная игра,
конкурс – кроссворд, читательская
конференция, просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»
Личностные УДД:
-осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
-усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
-осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
-формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении,
творческой и игровой деятельности;
-эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к
родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к
успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения
материала, самостоятельно выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать
информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать
слова собеседников.

Метапредметные результаты:
1)
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
2)
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3)
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4)
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
5)
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов,
опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и
творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Содержание изучаемого курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе «Смысловое чтение»,
выстроены в соответствии с авторской методики Беденко М. В.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся
и методическими
рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию
и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть
современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов
составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания
способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять
первичную и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход
мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд
заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но
и вернуться и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют
подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное
всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей.
Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и
других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
1

Наименование раздела, темы.
«Значение речи для нас».

Количество часов
16 часов

Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни
людей. Трудно ли учится в школе? Олицетворение в
произведениях. О чудесах дружбы. Считалки и дразнилки.
Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как тебя
зовут? Наши фамилии. Учитель-волшебник. Устаревшие
слова.
2

« Читаем, размышляем».

11 часов

Поиграем в школу. Современные детские журналы.
Цепная связь предложений в тексте. Комиксы. В сказку
дверь мы приоткроем. Вчера и сегодня.
3

«Преданья старины глубокой…».

7 часов

Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне.
Словари и их виды. КВН «Вспомни тексты».

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов
работы:
• контроль техники и навыка смыслового чтения;
• проверка читательского кругозора (анкета);
• анкетирование по выявлению мотивации чтения;
• участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• улучшение техники и навыка смыслового чтения;
• становление и расширение читательского кругозора;
• повышение мотивации чтения;
• рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Формы педагогического контроля:
Входная диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• собеседование
• анкетирование
Промежуточная диагностика В течение учебного года используются следующие формы

текущего педагогического контроля:
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• педагогическое наблюдение
• собеседование
• изучение практических и творческих работ,
• защита проектов
Итоговая диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• творческий отчет (4 класс)
Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать
образовательный процесс.
Формы представления результатов диагностики:
• диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности;
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты,
активность на занятиях и т.д.);
• запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в
различных мероприятиях, конкурсах и т. д.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их
соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны
следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.
Критерии оценки ЗУН:
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.
Работа с читательским дневником:
• ежедневный учет прочитанного для учащихся ;
• составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с
учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
• наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.
Участие в концертах:
• выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по
мотивам литературных произведений;
• выступление с номерами художественной самодеятельности
Участие в конкурсах различных уровней:
• ежегодное участие в неделе по предмету «Литературное чтение»;
• участие в конкурсах стихов;
• участие в тематических викторинах и играх;
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью
следующих видов работы:
• контроль техники и навыка смыслового чтения;
• проверка читательского кругозора (анкета);
• анкетирование по выявлению мотивации чтения;
• участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• улучшение техники и навыка чтения;
• становление и расширение читательского кругозора;
• повышение мотивации чтения;

Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна
из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности,
взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость,
ответственность,
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному
труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре,
её жизни и её народу.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Название пособия
1.

Беденко М.В.,
Москва: ВАКО,
2010 г

Вид пособия

«Обучение смысловому чтению» Методическое пособие
для 2 класса

2.

Федеральный государственный стандарт основного
общего

образования

[Текст]

/

Министерство

образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Пособие для учителя
[Текст]:

методический

учителя

/

конструктор:

Д.В.Григорьев,

пособие

П.В.Степанов.

–

для
М.:

Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго
поколения)
6.

Оценка

достижения

планируемых

результатов

в Пособие для учителя

начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
215 с. – (Стандарты второго поколения)
7.

Как проектировать универсальные учебные действия в Пособие для учителя
начальной школе [Текст]: от действия к мысли :
пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред.
А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
152 с. – (Стандарты второго поколения)

Литература для учащихся
№ Автор, год издания
1.

Название пособия

Беденко М.В. Москва: ВАКО , «Смысловое чтение » 2
2016 г

Вид пособия
Тетрадь - тренажёр.

класс

6. Список литературы
1.

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
3.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
2.

4.

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

5.

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль,

«Академия развития», 2006
6.

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству».
Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист»,
Москва, 1997

7.

Приложение 1
Анкета «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а
также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-нет2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Приложение 2
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание
авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью
следующих вопросов и заданий:
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах
года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Приложение 3
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения

в начальной

школе.
Фамилия,

Отвечать

Задавать

Составлять

Определять круг

имя

на

свои

простой

своего незнания

сложные

вопросы

план

вопросы
учителя

Приложение 4
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№
1.
1.1

1.2

1.3

1.4
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Наименование объектов и средств материально –
технического обеспечения
Печатные пособия
Методическое пособие «Формирование навыков
смыслового чтения. Реализация метапредметных
результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й
класс.-Москва,2013 г
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие
для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская.—М.:Просвещение,2008.
Федеральный государственный стандарт основного общего
образования [Текст] / Министерство образования и науки
РФ – М.: Просвещение, 2011.
Детские книги
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых
произведений
Видеофильмы
Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
Принтер лазерный
Экран

Количество Примечание

1шт

1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».