Смысловое чтение 2 класс

Приложение.
Утверждена
В составе ООП НОО
Приказ № 106 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Направление – формирование функциональной грамотности
Срок реализации программы – 1 год
2 класс

Разработал: Горбачева Г.А.

п. Совхозный
2023 год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 379 «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»
(ред. От 31.12.2015);
 Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 (ред. От 29.06.2017) «Об утверждении
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 Примерная ООП начального общего образования (ФУМО, протокол от 08.04.2015 №
1/15);
 Основной образовательной программы начального общего (основного общего или
среднего общего)1 образования МАОУ «Совхозная СОШ № 10»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г. N 61573).
Назначение программы
Рабочая программа
«Смысловое чтение» имеет
духовно-нравственную
направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по
направлению «Формирование функциональной грамотности» во 2 классе, основной вид
внеурочной деятельности – познавательный.
Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников
критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации
текстов, как в устной, так и в письменной форме. Программа «Смысловое чтение» является
модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения –
познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с
требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Актуальность и перспективность курса
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И
именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность
самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для
самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный
акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а
задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.
Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не
позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по
учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию,
представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы становится умение работать с различными
источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и
решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык
смыслового чтения.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение

2

новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь
учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать
грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные
педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный
метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит
эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
Данная программа ориентирована на детей от 7 - 8 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов в неделю – 1. За год: во 2 классе – 34
часов .
Продолжительность одного занятия
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю
продолжительностью 40 минут во втором классе. Во вторых классах для развития
двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что
способствует умственному и физическому восстановлению.
Форма проведения занятий - групповая. Количество обучающихся в группе – 16-18 человек.
Цели и задачи реализации программы
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать
тексты, работать с различной информацией);
 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование
умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
 книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе (формирование умений понимать художественное
произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими
видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных
средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе
прочитанных);
 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственноэтических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание
адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и
самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и
вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы
проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы,
рисунки, конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок, праздников.
Результаты работы:
читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты,
исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде
итоговой выставки в уголке для чтения.
3

Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
 книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
 заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться аппаратом книги;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
4

мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной
и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их
в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы,
иллюстрации, эскизы и т.п.

Содержание изучаемого курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое
чтение», выстроены в соответствии с
авторской методикой Беденко М. В., тетрадитренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных
результатов.»,
Беденко М. В. 2-й
класс - Москва,2023 г и ориентированы на
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более
глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего
школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями
для учителя.
Курс, состоящий из коротких научно-популярных и информационных текстов составлен так,
чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому,
что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не
5

просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для
выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и
увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить
юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Также немало времени отведено для модификации и генерации текстов. Работа с
заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не
только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и
письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное
всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей.
Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и
других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Структура курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития
учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура
письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования,
говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения
(устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение
с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения):
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
6

чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора
круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 610 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного
образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой
деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных
форм интерпретации текста.

Календарно-тематическое планирование
№п/п
1

Название текста,
страница
Снег круглый год.
Дома в скалах.
Айсберг. Стр.4-5

2

3

Почему плачет
крокодил. Как
отпугнуть
крокодила. Стр.6-7
Сколько соли в
море?
Как прячется
осьминог.

4

5

6

7

Стр.8-9
Против ветра.
Попутный ветер.
Стр.10-11
Кто живет в
Антарктиде. Почему
исчезли динозавры.
Стр.12-13
Кошки в древнем
Египте. Такса.
Стр.14-15
Искусство
«каллиграфия».

Характеристика деятельности
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя.
Прогнозируют содержание читаемого текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.
Читают вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозируют
содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в
виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по
содержанию словами текста.

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами
текста.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Прогнозируют содержание
читаемого текста.
Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по
содержанию словами текста.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по
7

8

9

Исчезнувшие буквы.

содержанию словами текста.

Стр.16-17
Как рыбаки
помогают рыбе
зимой?

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Находят главную мысль, сформулированную в
тексте.

Необычные дрова.
Стр.18-19
Собаки-водолазы.
Как охотятся львы.
Стр.20-21

10

11

12

13

Старинные
автомобили. Далеко.
Стр.22-23
Солнечные
автомобили. Парус.
Стр.24-25
Ночной праздник.
Шкура леопарда.
Стр.26-27
Самая прочная нить.
Морской еж. Стр.2829

14

Бумажные стены.

15

Дом на ножках.
Стр.30-31
Дикие грибы.

16

17

18

Ледник. Стр.32-33
Новогодняя
коллекция.
стр.34-35
Помощник
шахтеров.
Бесстрашные жукисолдатики. Стр.36-37
Бегуны по воде.
Постель в дождевом
лесу.

19

Стр.38-39
Джунгли Южной
Америки. Глаз
лягушки. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по
содержанию словами текста. Читают вслух, про себя.
Прогнозируют содержание читаемого текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Формулируют тему текста.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.
Находят главную мысль, сформулированную в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя.
Прогнозируют содержание читаемого текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя.Отвечают на вопросы по содержанию словами
текста.

Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла. Читают вслух, про себя.
8

20

Соляные деньги.
Снежки в Новой
Зеландии.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Прогнозируют содержание прочитанного текста.
Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

Стр.42-43
Фианит. Стр.44-45

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Все пальцы.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения,
Погода в Англии.
значения которых непонятно, и осознавать
Стр.46-47
потребность в выяснении их смысла. Находят
главную мысль, сформулированную в тексте.
Огни на высоте.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
Книга рекордов.
прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде
Стр.48-49
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют
содержание читаемого текста.
Древние книги.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
Строители мостов.
которых непонятно, и осознавать потребность в
Стр.50-51
выяснении их смысла.
Рубль. Денежка.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
Стр.52-53
себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами
текста.
Температура воды и Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
воздуха. Названия
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
игр с мячом.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.
Стр.54-55
Консервированный
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
воздух.
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
Праздник воды.
выяснении их смысла. Формулируют тему текста.
Стр.56-57
Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.
Праздник воды.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
Стр.58-59
себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами
текста.
Дома из снега. Ловля Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
акул.
читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.
Стр.60-61
Нежинские
огурчики.
Стр.62-63
Празднование

Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
9

Нового года 1
января.Стр.64-65

32

Часы. Стр.66-67

33

Керамика. Стр.68-69

34

Филин. Зимородок.
Стр.70-71

прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Выявляют в тексте слова и выражения,
значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла. Находят
главную мысль, сформулированную в тексте.
Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание
прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде
тестов. Формулируют тему текста. Выявляют
смысловой и эмоциональный подтекст.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Находят главную мысль, сформулированную в
тексте.
Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про
себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения
которых непонятно, и осознавать потребность в
выяснении их смысла.

10

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов
работы:
• контроль техники и навыка смыслового чтения;
• проверка читательского кругозора (анкета);
• анкетирование по выявлению мотивации чтения;
• участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• улучшение техники и навыка смыслового чтения;
• становление и расширение читательского кругозора;
• повышение мотивации чтения;
• рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Формы педагогического контроля:
Входная диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• собеседование
• анкетирование
Промежуточная диагностика В течение учебного года используются следующие формы
текущего педагогического контроля:
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• педагогическое наблюдение
• собеседование
• изучение практических и творческих работ,
• защита проектов
Итоговая диагностика
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• творческий отчет (4 класс)
Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать
образовательный процесс.
Формы представления результатов диагностики:
• диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности;
• таблица сформированности навыка смыслового чтения,
• «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты,
активность на занятиях и т.д.);
• запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в
различных мероприятиях, конкурсах и т. д.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их
соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны
следующие параметры ЗУН и критерии их оценки.
Критерии оценки ЗУН:
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.

Работа с читательским дневником:
• ежедневный учет прочитанного для учащихся ;
• составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с
учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
• наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.
Участие в концертах:
• выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по
мотивам литературных произведений;
• выступление с номерами художественной самодеятельности
Участие в конкурсах различных уровней:
• ежегодное участие в неделе по предмету «Литературное чтение»;
• участие в конкурсах стихов;
• участие в тематических викторинах и играх;
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью
следующих видов работы:
• контроль техники и навыка смыслового чтения;
• проверка читательского кругозора (анкета);
• анкетирование по выявлению мотивации чтения;
• участие в конкурсах по данному предмету.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• улучшение техники и навыка чтения;
• становление и расширение читательского кругозора;
• повышение мотивации чтения;
Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна
из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности,
взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость,
ответственность,
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному
труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре,
её жизни и её народу.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№
1.
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5
2
2.1

Наименование объектов и средств материально –
технического обеспечения
Печатные пособия
М.В.Беденко Методика. Формирование навыков
смыслового чтения Москва, 2023г.
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового
чтения. Реализация метапредметных результатов.»,
Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.Москва,2023 г
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008.
Федеральный государственный стандарт основного
общего образования [Текст] / Министерство образования
и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.
Детские книги
Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых
произведений

Количество

1
1

1

1

Примечание

2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1

Видеофильмы
Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
Принтер лазерный
Экран
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

4.2

(ЦОР) http://school-collection.edu.ru
Детские электронные книги и презентации:

1
1
1
1
1

http://viki.rdf.ru/
4.3

http://www.nachalka.com/

4.4

http://www.zavuch.info/

4.5

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

4.6

-Методический центр: http://numi.ru/

Приложение 1
Анкета «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а
также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-нет2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую

недавно

прочитал?

Приложение 2
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание
авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью
следующих вопросов и заданий:
1.

Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2.

Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3.

Назови писателей - авторов сказок

4.

Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5.

Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6.

О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7.

Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

8.

Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

9.

Чем отличаются стихи от прозы?

10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
12.Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах
года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Приложение 3
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения

в начальной

школе.
Фамилия,

Отвечать

Задавать

Составлять

Определять круг

имя

на

свои

простой

своего незнания

сложные

вопросы

план

вопросы
учителя

14

Приложение 4
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».