Орлята России 4 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 106 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
(Социальное направление)
(для 4 классов)

Разработал:
Лесникова А. П.

п. Совхозный
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, с учетом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский
детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской
Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в
текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в
Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что
«поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в
качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие
детей и педагогов в программе «Орлята России»
способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с
подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех
вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
– воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России;
– воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности;

– формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
– воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре;
– воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
– содействовать воспитанию экологической культуры
и
ответственного отношения к окружающему миру;
– формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 1 года (4
класс
34
учебных
недели
в
год).

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные
творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся
дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое
значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии
с федеральной образовательной программой начального общего образования.
Это позволяет на
практике
соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется:
– в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
–
в
приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в
программе воспитания;
– в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность

Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах
патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:
– понимание связи человека с окружающим миром;
–
бережное отношение к среде обитания;
– проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. –
признание индивидуальности каждого человека;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
–
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
–
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
–
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
– проявление желания
обогащать свои знания, способность
к
поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного
опыта; – способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
–
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию
(под руководством педагога);
– умение
понимать
нравственные
ценности
общества:
добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга,
фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя;
– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать
процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе
поиска ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение
рассуждать, вести повествование,
строить
своѐ

высказывание

в соответствии с поставленной задачей или

вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
– умение
работать в группе, общаться со сверстниками принципах
взаимоуважения и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать,
приводя аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно по отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
–
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность
изменять себя;
–
умение принимать и сохранять поставленную задачу,
осуществлять поиск средств еѐ достижения,
самостоятельноформулировать
цель
после
предварительного
обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
–
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности; – формирование умения применять свои знания в
практической деятельности.
Предметные результаты:
4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека - лидера;
умение строить логические
рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество»,
с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают
со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других –

помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа
жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание
необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе;
знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой
роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения
малой Родины.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации
данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления
опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый
месяц второй четверти,
которая
отличается
высоким
содержанием
различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно
в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и
интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с
тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два
временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трекаопределена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек

«Орлёнок

–

Доброволец»

Ценности,

значимые

качества

трека:

милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека
актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый
образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная
гиподинамическим кризисом и учебной
нагрузкой.
Надеемся,
что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа,
Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент
реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за
пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения
акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы.
В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность
по
осмыслению ребѐнком
личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для
Родины».

Тематическое планирование
№ п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого.

4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
2ч
34

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№

Тема
Старт программы – 4 ч

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Кол-во
часов

Дата

Встреча с игрой
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер – 4 ч
Лидер – это…
Я могу быть лидером
Как стать лидером?
Итоги трека «Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит? Развиваемся, играя!

1
1
1
1

7.09
14.09
21.09
28.09

1
1
1
1

5.10
12.10
19.10
26.10

Я – эрудит, а это значит… ВоображариУМ
Могу быть изобретателем. КТД «Что такое? Кто такой?»
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать».
Итоги трека «На старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер 4 ч
Мастер – это… Мастер – это звучит гордо!
Мастерами славится Россия. В гости к мастерам.
Город Мастеров
Путь в мастерство» – подводим итоги
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!
С заботой о старших. КТД «Братья наши меньшие»

1
1
1

16.11
23.11
30.11

1
1
1
1

7.12
14.12
21.12
28.12

1

1
1

9.11

11.01
18.01

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32.
33.
34.

КТД «Коробка храбрости»
Добровольцем будь всегда. «Портрет добровольца» - итоги трека.
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
Должен быть режим у дня
О спорт, ты – мир!
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
Готовимся к спортивным состязаниям.
Быстрее! Выше! Сильнее!
«Азбука здоровья» - итоги трека
Орлёнок – Эколог – 4 ч
ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете
Каким должен быть настоящий эколог?
Что должен знать и уметь эколог?
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом
Экология на практике
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч
Орлёнок – Хранитель исторической памяти. Хранитель семейных традиций.
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
Расскажи мне о России
«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека
Подведение итогов – 2 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году. Интеллектуально-познавательные игры
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году. Подвижные игры

1
1

25.01

1

1.02

1

8.02

1

15.02

1

29.02

1
1

7.03
14.03

1
1

21.03
28.03

1
1
1
1

4.04
11.04
18.04
25.04

1

16.05

1

23.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами,
размещенными на сайте Корпоративного университета Российского
движения школьников
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее
следовать инструкции:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Онлайн курс «Академия гражданина»
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «В порядке»
Онлайн курс «Медиашкола»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайн
курс «Семь ошибок при выборе профессии»

Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее
следовать инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе
мероприятий РДШ»
2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн
курс
«Российское
движение
школьников:
планирование и организация работы»
4. Онлайн курс «Формирование гражданской
идентичности
у обучающихся 4-11 классов»
5. Онлайн курс «Как поддержатьдеятельность
добровольческого отряда»
6. Онлайн курс «Школа классных кураторов»
7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с
РДШ»
8. Методическое сопровождение программы развития
социальной активности «Орлята России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».