Приложение Утверждена в составе ООП ООО Приказ № 108 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Индивидуальный проект» Направление – общеинтелектуальное Срок реализации программы – 1 год возраст – 14-15 лет Разработал: Сидоренко Елена Ивановна п. Совхозный 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» составлена для обучающихся 14-15 лет в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Совхозная СОШ № 10», примерной программой М.В. Половковой «Индивидуальный проект». При разработке программы учтены возможности образовательной организации по реализации ФГОС, а также интересы учащихся и их родителей. Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной. Отличительная особенность курса состоит в том, что этот курс «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Задачи курса: — реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; — формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; — повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий. Общая характеристика курса. Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях. Предлагаемый курс рассчитан на 35 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу. Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно: — что будет предметом доклада или сообщения участников события; — каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.; — какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений; — кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы. Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для девятиклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания. В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу. Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи курса: — единство материального мира; — внутри- и межпредметная интеграция; — взаимосвязь науки и практики; — взаимосвязь человека и окружающей среды. Сроки освоения программы и режим занятий. «Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени основного общего образования и проводится в рамках организации внеурочной деятельности согласно годовому календарному графику и расписанию курсов внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 35 часов в год, количество часов в неделю - 1. Формы и методы организации внеурочной деятельности, периодичность и порядок текущей и промежуточной диагностики планируемых результатов обучающихся Формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом); - наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации); - практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности); - логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение); - проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод); - методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита). Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам. Формами промежуточной аттестации над усвоением материала являются участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам, отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговая аттестация проводится в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Межпредметные связи курса внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» просматриваются через взаимодействие с: - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов); - с другими предметными областями по теме индивидуального проекта Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Личностные результаты: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него; - действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств; - знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; - определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Логические общеучебные умения и навыки: - разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей; - выявление различий при сравнении объектов; - установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий); - классификация объектов множества по некоторому основанию; - подведение объектов под известные понятия; - выделение в определении понятия рода и видовых признаков; - установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия; - определение причинно-следственной зависимости; - подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение); - приведение контр примеров для неверных утверждений; - формулирование выводов по результатам анализа; - формулирование утверждения в форме условного предложения; - формулирование утверждения, обратного данному; - формулирование утверждения, противоположного данному; - формулирование гипотезы; - построение по правилу (формуле) пошаговой программы; - построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы; - моделирование и построение эскизов будущего проекта. Умение планировать, контролировать и оценивать учебную работу: - четкое и правильное осознание цели своей работы; - составление плана своей работы (достижения цели); - разработка режима дня; - контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели; - контроль за правильностью результата работы; - оценка правильности выполнения задания; - самооценка уровня овладения учебным материалом. Умение работать с текстом: - постановка вопросов к прочитанному тексту; - подбор заголовков к абзацам (разделам) текста; - формулирование главной мысли, содержащейся в тексте; - разбивка текста на смысловые части; - составление плана текста. Информационно-библиографические умения и навыки: - умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями; - нахождение в учебнике ответов к задачам; - умение пользоваться терминологическими словарями; - умение пользоваться каталогами библиотеки; - правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы; - умение правильно составлять поисковый запрос для поисковой программы; - умение анализировать и разделять существенную и несущественную информацию в открытых интернет-источников; Культура устной и письменной речи: - рерайтинг текстов; - выступление с докладом на заданную тему; - рецензирование текста или выступления; - составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев; - описание рисунка или картины; - передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения; - составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада; - составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам; - написание отзыва на прочитанный текст. Предметные результаты: - развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; - овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; - развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; - обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; - обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4 часа. Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта. Модуль 2. Инициализация проекта – 8 часов. Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы исследования: методы эмпирического исследования методы теоретического исследования Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 8 часов. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Модуль 4. Презентация и защита результатов проекта – 12 часов. Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта. Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс – 2ч. Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс. Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Дата Тема занятия Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4 часа Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта. Модуль 2. Инициализация проекта – 8 часов. Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы исследования: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования. Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 8 часов. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Модуль 4. Презентация и защита результатов проекта – 12 часов. Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта. Публичная защита проекта. Публичная защита проекта. Публичная защита проекта. Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс – 3 часа. Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 РЕСУРСЫ 1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115. 2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017. 3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития об-разования, 1996. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011. 4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014. 6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-рельман. — М.: Аванта+, 2013. 7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова-лев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014. 8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991. 9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский институт, 2011. 10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. 11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с Интернет-ресурсы 1. Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста (http://www.most.life/ 2. Проект «Старость в радость» https://starikam.org 3. Просветительский проект «Арзамас» https://arzamas.academy 4. Проект «Экологическая тропа» https://komiinform.ru/news/164370/ 5. Сайт организации «Добровольцы России» https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info 6. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/ 7. Проект Smart-теплицы http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). 8. IT-проекты со школьниками https://habr.com/post/329758). 9. Объект и предмет исследования — в чём разница? https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-ipredmet-issledovaniya/. 10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about 11. Школьный кубок Преактум http://preactum.ru/ 12. Большой энциклопедический словарь http://slovari.299.ru 13. Понятие «цель» http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217 14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете https://startupnetwork.ru/startups/ 15. Переработка пластиковых бутылок http://promtu.ru/mini-zavodyi/ mini-pererabotkaplastika 16. Робот, который ищет мусор https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroilarobota-kotoryy 17. Кто такой эксперт и каким он должен быть http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990 18. Как спорить с помощью метода Сократа https://mensby.com/career/psychology/9209how-to-argue-with-socrates-method 19. Проведение опросов http://anketolog.ru 20. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ 21. Как создать анкету и провести опрос(www.testograf.ru 22. Программы для монтажа https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video 23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ .