Приложение Утверждена в составе ООП ООО Приказ № 108 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательна математика» Направление – общеинтелектуальное Срок реализации программы – 1 год возраст – 10 – 11 лет Разработал: Замалова Татьяна Владимировна п. Совхозный 2023 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015; Программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007; Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Совхозная СОШ № 10»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61573 Рабочая программа «Занимательная математика» имеет общеинтеллектуальное направление. Основной вид внеурочной деятельности – познавательная. Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. Цель и задачи программы: Цель: -развивать математический образ мышления. Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов. Принципы программы: 1. Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3. Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4. Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Формы и режим занятий. Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико-ориентированные учебные занятия; творческие мастерские;игры На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы. 3. Планируемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется : простое наблюдение, проведение математических игр, опросники, анкетирование психолого-диагностические методики. Метапредметными результатами изучения курса в 5-6-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. Формы подведения итогов реализации программы. Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания; - мини-проекты Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. 4.Содержание программы 1.Математика – царица наук.- 1 час Знакомство с основными разделами математики. 2. Как люди научились считать.- 2часа Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.- 2часа Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» 5. Упражнения с многозначными числами. – 2часа Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.- 2часа Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2часа Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 9. Загадки- смекалки. – 2 часа Решение математических загадок. 10. Игра «Знай свой разряд». – 1час Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 11. Обратные задачи.- 2 часа 12. Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы 13. Решение логических задач Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения приводить в уме несложные рассуждения 14.Решение олимпиадных задач.-2 часа Решение задач повышенной сложности. 15. Школьная олимпиада.-2 часа Индивидуальная работа 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 17. Решение нестандартных задач. – 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 25. Игра «У кого какая цифра?» – 2часа Математические фокусы 27. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 26. Решение логических задач.-1 час Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения 18. Решение олимпиадных задач. – 1час Решение задач повышенной сложности. 27-28. Конкурс на лучшую математическую газету.-2 часа Поиск материалов для создания математической газеты и ее выпуск 29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 30. Решение задач повышенной сложности.-1 час Решение задач в группах 31-33Систематизация знаний по изученным разделам.- 3 часа Систематизация знаний по изученным разделам. Работа над проектами 34-35. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа Выступление с проектами 5.Тематическое планирование № п/п Название разделов и тем 1. Вводное занятие «Математика – царица наук» Как люди научились считать. 2 Количест во часов для изучения 1 2 3. Интересные приемы устного счёта. 4 Решение занимательных 2 задач в стихах 5. Упражнения с многозначными числами 2 2 Формы организации деятельности и виды Фронтальная беседа. Определение интересов, склонностей учащихся. Знакомство с материалом из истории развития математики. Выполнение заданий из презентации «Как люди научились считать». Решение занимательных заданий, связанных со счетом предметов. Устный счёт (математический диктант) устного счета Знакомство с интересными приемами устного счета Работа в группах: решение математических загадок, задач Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание Работа с алгоритмом. Индивидуальная работа 6. Учимся отгадывать ребусы 2 7. Числа-великаны. Коллективный счёт 8. Задачи с неполными 2 данными, лишними, нереальными данными 9. Загадки- смекалки 2 10. Игра «Знай свой разряд» 1 11. Обратные задачи 1 12. Игра «У цифра?» 13. Решение логических задач 14. 2 Решение олимпиадных задач 2 Школьная олимпиада. Проектная деятельность 2 «Газета любознательных». 15. 16. кого 2 какая 2 1 17. Задачи с многовариантными решениями 18. 1 Решение задач повышенной сложности. Систематизация знаний по 3 изученным разделам. 19. 20. 1 Круглый стол «Подводим 2 итоги». 6.Календарно-тематическое планирование Знакомство с математическими ребусами. Решение математических ребусов. Составление математических ребусов. Работа в паре. Знакомство с названием чисел – великанов. Умение их читать Коллективный счет. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение математических загадок. Фронтальная работа Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. Решение задач, используя круговую схему. Работа в парах на лучшее составление математической задачи. Работа с алгоритмом. Индивидуальная работа Решение задач, используя круговую схему. Работа в парах на лучшее Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Решение задач повышенной сложности. Индивидуальная работа Конкурс на лучшую математическую газету. Работа в группах. Творческая работа Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Работа в группах Фронтальная работа. Выбор индивидуального мини-проекта и работа над ним. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе. Демонстрация индивидуальных минипроектов № 1 Тема Кол-во Корректировка КТП часов Математика – царица наук - 1 час Математика – царица наук 1 Как люди научились считать- 2 часа 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 История развития математики 1 Решение занимательных заданий, 1 связанных со счетом предметов. Интересные приемы устного счёта- 2 часа Знакомство с интересными 1 приемами устного счета Устный счет (математический 1 диктант) Решение занимательных задач в стихах- 2 часа Решение занимательных задач в 1 стихах по теме «Умножение» Работа в группах: решение 1 математических загадок, задач Упражнения с многозначными числами -2 часа Решение примеров с 1 многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание Работа с алгоритмом. 1 Индивидуальная работа Учимся отгадывать ребусы- 2 часа Знакомство с математическими ребусами. Решение математических ребусов. Составление математических ребусов. Работа в паре. Числа-великаны. Коллективный счёт- -2 часа Знакомство с числами- великанами 1 Коллективный счет Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными- 2 часа Определение задач с неполными, 1 лишними, нереальными данными. Решение задач с неполными 1 данными, лишними, нереальными данными. Загадки- смекалки- 2 часа Решение математических загадок. 1 Решение математических загадок. 1 Игра «Знай свой разряд»- 1 час Решение в игровой форме заданий 1 на знание разрядов и классов. Обратные задачи- 1 час Решение задач, с использованием 1 круговой схемы. Игра «У кого какая цифра?»- 1 час Математические фокусы 1 Решение логических задач- 1 час 21 Учимся решать логические задачи 1 Решение олимпиадных задач- 2часа 22 Решение задач повышенной 1 сложности. 23 Решение задач повышенной 1 сложности. Школьная олимпиада- 2 часа 24 Решение задач повышенной 1 сложности. 25 Решение задач повышенной 1 сложности. Проектная деятельность «Газета любознательных»- 2 часа 26 Конкурс на лучшую 1 математическую газету 27 Конкурс на лучшую 1 математическую газету Задачи с многовариантными решениями – 2 часа 28 Модулирование различных 1 ситуаций и способов решения 29 Решение задач с 1 многовариантными решениями Решение задач повышенной сложности- 1 час 30 Решение задач повышенной 1 сложности Систематизация знаний по изученным разделам- 3 часа 31 Систематизация знаний по 1 изученным разделам. 32 Выбор индивидуального мини1 проекта и работа над ним. 33 Выбор индивидуального мини1 проекта и работа над ним. Круглый стол «Подводим итоги»- 2 часа 34 Коллективная работа по 1 составлению отчёта о проделанной работе 35 Демонстрация индивидуальных 1 мини-проектов