Занимательная математика-5 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 108 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательна математика»
Направление – общеинтелектуальное
Срок реализации программы – 1 год
возраст – 10 – 11 лет

Разработал:
Замалова Татьяна Владимировна

п. Совхозный
2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального
стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015;
 Программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С.
Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007;
 Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«Совхозная СОШ № 10»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г. N 61573
Рабочая программа «Занимательная математика» имеет общеинтеллектуальное
направление. Основной вид внеурочной деятельности – познавательная.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к
обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только
общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления.

Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому
использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на
один год обучения, 35 учебных часов.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать
интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на
олимпиадах по математике.
Формы и режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
 практико-ориентированные учебные занятия;
 творческие мастерские;игры
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
 фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определенной темы);
 групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
 коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

3. Планируемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик
воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в
объединении, деловые качества воспитанника) используется :
 простое наблюдение,
 проведение математических игр,
 опросники,
 анкетирование
 психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-6-м классах является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции
целесообразно использовать следующие формы контроля:
 занятия-конкурсы на повторение практических умений,
 занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
 программы),
 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
 активность,
 аккуратность,
 творческий подход к знаниям,
 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
 игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
 собеседования (индивидуальное и групповое),

 опросников,
 тестирования,
 проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания;
- мини-проекты
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми.
4.Содержание программы
1.Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики.
2. Как люди научились считать.- 2часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий,
связанных со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 2часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов
решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 2часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 2часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными
данными, лишними, нереальными данными.
9. Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок.
10. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
11. Обратные задачи.- 2 часа
12. Игра «У кого какая цифра?»
Математические фокусы
13. Решение логических задач
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения приводить в уме
несложные рассуждения
14.Решение олимпиадных задач.-2 часа
Решение задач повышенной сложности.
15. Школьная олимпиада.-2 часа
Индивидуальная работа
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
25. Игра «У кого какая цифра?» – 2часа
Математические фокусы
27. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
26. Решение логических задач.-1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить
в уме несложные рассуждения
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
27-28. Конкурс на лучшую математическую газету.-2 часа
Поиск материалов для создания математической газеты и ее выпуск
29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
30. Решение задач повышенной сложности.-1 час
Решение задач в группах
31-33Систематизация знаний по изученным разделам.- 3 часа
Систематизация знаний по изученным разделам. Работа над проектами
34-35. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Выступление с проектами
5.Тематическое планирование
№
п/п

Название разделов и тем

1.

Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
Как люди научились
считать.

2

Количест
во часов
для
изучения

1
2

3.

Интересные приемы
устного счёта.

4

Решение
занимательных 2
задач в стихах

5.

Упражнения с
многозначными числами

2

2

Формы
организации
деятельности

и

виды

Фронтальная беседа. Определение
интересов, склонностей учащихся.
Знакомство с материалом из истории
развития математики.
Выполнение заданий из презентации
«Как люди научились считать». Решение
занимательных заданий, связанных со
счетом предметов.
Устный счёт (математический диктант)
устного счета Знакомство с
интересными приемами устного счета
Работа
в
группах:
решение
математических загадок, задач
Решение занимательных задач в стихах
по теме «Умножение»
Решение примеров с многозначными
числами на деление, умножение,
сложение, вычитание
Работа с алгоритмом. Индивидуальная
работа

6.

Учимся отгадывать ребусы 2

7.

Числа-великаны.
Коллективный счёт

8.

Задачи
с
неполными 2
данными,
лишними,
нереальными данными

9.

Загадки- смекалки

2

10.

Игра «Знай свой разряд»

1

11.

Обратные задачи

1

12.

Игра «У
цифра?»

13.

Решение логических задач

14.

2
Решение олимпиадных
задач
2
Школьная олимпиада.
Проектная деятельность 2
«Газета любознательных».

15.
16.

кого

2

какая 2

1

17.

Задачи с
многовариантными
решениями

18.

1
Решение задач
повышенной сложности.
Систематизация знаний по 3
изученным разделам.

19.

20.

1

Круглый стол «Подводим 2
итоги».

6.Календарно-тематическое планирование

Знакомство
с
математическими
ребусами. Решение математических
ребусов.
Составление математических ребусов.
Работа в паре.
Знакомство с названием чисел –
великанов. Умение их читать
Коллективный счет.
Уяснение
формальной
сущности
логических
умозаключений
при
решении задач с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
Решение математических загадок.
Фронтальная работа
Решение в игровой форме заданий на
знание разрядов и классов.
Решение задач, используя круговую
схему. Работа в парах на лучшее
составление математической задачи.
Работа с алгоритмом. Индивидуальная
работа
Решение задач, используя круговую
схему. Работа в парах на лучшее
Решение логических задач, требующих
применения
интуиции
и
умения
проводить
в
уме
несложные
рассуждения.
Решение задач повышенной сложности.
Индивидуальная работа
Конкурс на лучшую математическую
газету. Работа в группах. Творческая
работа
Решение логических задач, требующих
применения интуиции и умения
проводить в уме несложные
рассуждения.
Работа в группах
Фронтальная работа. Выбор
индивидуального мини-проекта и работа
над ним.
Коллективная работа по составлению
отчёта о проделанной работе.
Демонстрация индивидуальных минипроектов

№

1

Тема

Кол-во
Корректировка КТП
часов
Математика – царица наук - 1 час

Математика – царица наук

1

Как люди научились считать- 2 часа
2
3

4
5

6
7

8

9

10

11

12
13
14
15

16
17
18

19

20

История развития математики
1
Решение занимательных заданий,
1
связанных со счетом предметов.
Интересные приемы устного счёта- 2 часа
Знакомство с интересными
1
приемами устного счета
Устный счет (математический
1
диктант)
Решение занимательных задач в стихах- 2 часа
Решение занимательных задач в 1
стихах по теме «Умножение»
Работа в группах:
решение 1
математических загадок, задач
Упражнения с многозначными числами -2 часа
Решение примеров с
1
многозначными числами на
деление, умножение, сложение,
вычитание
Работа с алгоритмом.
1
Индивидуальная работа
Учимся отгадывать ребусы- 2 часа
Знакомство с математическими
ребусами. Решение
математических ребусов.
Составление математических
ребусов. Работа в паре.
Числа-великаны. Коллективный счёт- -2 часа
Знакомство с числами- великанами 1
Коллективный счет
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными- 2 часа
Определение задач с неполными,
1
лишними, нереальными данными.
Решение задач с неполными 1
данными, лишними, нереальными
данными.
Загадки- смекалки- 2 часа
Решение математических загадок.
1
Решение математических загадок.
1
Игра «Знай свой разряд»- 1 час
Решение в игровой форме заданий 1
на знание разрядов и классов.
Обратные задачи- 1 час
Решение задач, с использованием
1
круговой схемы.
Игра «У кого какая цифра?»- 1 час
Математические фокусы
1
Решение логических задач- 1 час

21 Учимся решать логические задачи
1
Решение олимпиадных задач- 2часа
22 Решение задач повышенной
1
сложности.
23 Решение задач повышенной
1
сложности.
Школьная олимпиада- 2 часа
24 Решение задач повышенной
1
сложности.
25 Решение задач повышенной
1
сложности.
Проектная деятельность «Газета любознательных»- 2 часа
26 Конкурс на лучшую
1
математическую газету
27 Конкурс на лучшую
1
математическую газету
Задачи с многовариантными решениями – 2 часа
28 Модулирование различных
1
ситуаций и способов решения
29 Решение задач с
1
многовариантными решениями
Решение задач повышенной сложности- 1 час
30 Решение задач повышенной
1
сложности
Систематизация знаний по изученным разделам- 3 часа
31 Систематизация знаний по
1
изученным разделам.
32 Выбор индивидуального мини1
проекта и работа над ним.
33 Выбор индивидуального мини1
проекта и работа над ним.
Круглый стол «Подводим итоги»- 2 часа
34 Коллективная работа по
1
составлению
отчёта о проделанной работе
35 Демонстрация индивидуальных
1
мини-проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».