Говорунчики

Приложение
Утверждена
В составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

Адаптированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Говорунчики»
направление коррекционное
Срок реализации программы – 1 год
(возраст – 8-13 лет)

Разработал: Учитель-логопед
Филонова М.А.

п. Совхозный 2023

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Говорунчики», предназначена для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные
нарушения или УО) и составлена на основе:
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
19 декабря 2014 г. № 1599).
 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. N 996-р;
 Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Постановление правительства свердловской области № 900-ПП от
07.12.2017;
 Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методическими рекомендациями по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(Москва, от 18 ноября 2015 г. N 09-3242),
 СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
 Положение о дополнительной образовательной общеразвивающей
программе МАОУ «Совхозная СОШ №10»
 Устав МАОУ «Совхозная СОШ №10».
Адаптированная рабочая программа кружка «Говорунчики» составлена
для обучающихся коррекционного класса ОВЗ (интеллектуальные нарушения
или УО) в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы и
имеет
коррекционное
направление.
Предусматривает
развитие
взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся,
имеющим сложности в обучении, особенно в освоении устной и письменной
речи, для обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Письмо и чтение - это особые формы речевой деятельности, имеющие
сложную психологическую структуру. Для овладения письмом и чтением
важна степень сформированности всех сторон речи - звукопроизносительной,
фонематической и лексико-грамматической. Формирование полноценной
учебной деятельности возможно лишь при достаточном высоком развитии
речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств
языка: произношения и различения звуков, словарного запаса,
грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и
адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Проблема нарушений письменной речи у школьников с ОВЗ (дисграфия) –
одна из самых актуальных в школе, поскольку письмо и чтение из цели
начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения
знаний учащимися.

Актуальность
Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса
обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к
определенной работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает
очень сильное влияние на формирование последующих школьных успехов.
Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка является
овладение письменной речью.
Как известно, обучение письму является сложным психологическим
процессом, для овладения которым, кроме достаточного когнитивного и
речевого развития, необходима определенная зрелость некоторых
психофизических функций. К началу обучения письму у ребенка должны быть
сформированы операции фонематического и зрительного восприятия,
линейной памяти, пространственной ориентировки, зрительно – моторной
координации, функции внимания как средства контроля за осуществлением
учебной деятельности, развит фонематический слух.
Как известно, в отличие от устной речи письменная речь формируется
только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной
речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе
дальнейшего обучения. Письменная речь является более поздним
образованием. Она формируется на базе устной речи, овладение которой
начинается со второго года жизни и протекает у ребенка непроизвольно в
процессе общения со взрослым, в то время, как письмо будет формироваться
значительно позже.

Исходя из того понимания, что письменная речь является зрительной
формой существования устной речи, ребенок на начальных этапах овладения
письмом и чтением сталкивается с одной из самых сложных задач, связанных
с переводом временной последовательности звуков в пространственную
последовательность графических изображений.
Проблема нарушений письменной речи у школьников с ОВЗ (дисграфия) –
одна из самых актуальных в школе, поскольку письмо и чтение из цели
начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения
знаний учащимися.
Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия
– нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и
повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко –
слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в
предложении, аграмматизмы - составляет значительный процент среди других
нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Применительно к школьникам с ОВЗ вернее говорить не о расстройстве, а
о трудностях овладения письменной речью. Это нарушение связано частично
со снижением интеллектуального развития и является серьезным
препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения
и в усвоении грамматики русского языка на более поздних.
Учитывая все вышеизложенное, легко определяется основная задача
учителя – логопеда: своевременное выявление, предупреждение и
преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода,
осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на
последующие этапы обучения.

Новизна программы
Одним из главных критериев новых стандартов второго поколения
является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний,
умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному
логопедическому курсу являются:
•
определение видов организации деятельности учащихся, направленные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса;
•
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты;

•
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы: оценки педагогом.
Цель и задачи программы
Цель кружка «Говорунчики» - создание условий для преодоления
нарушений письменной и устной речи у детей с ОВЗ, повышение
успеваемости по русскому языку и литературному чтению, развитие
логопедических навыков.
Задачи программы
1. Своевременное определение наличия дисграфии и дислексии у
учащихся ОВЗ и причин, лежащих в основе нарушений.
2. Создать базу для понимания и правильного применения,
грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с
коррекционным процессом.
3. Дать понятия слово – предложение, звук – буква; осуществить работу по
уточнению и развитию пространственно-временных представлений,
работу над словом, его составом и способом образования.
4. Провести дифференциацию фонем, имеющих кинетическое и
артикуляторно – акустическое сходство, дифференциацию гласных 1 –
2 ряда, парных звонких и глухих согласных устно и на письме.
5. Провести работу по уточнению и развитию лексико – грамматического
оформления речи.
6. Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе по
развитию связной речи.
7. Формировать у учащихся представление о связном высказывании как о
едином семантическом целом. При этом на начальном этапе
преимущественное внимание уделяется решению эмоциональных и
мыслительных задач, а затем лингвистических. Виды заданий:
сравнивать набор отдельных слов, предложений со связанным текстом и
определять, к чему можно подобрать или нарисовать картинку
(сюжетная картинка - повествовательный текст, предметная картинка описательный текст), сравнивать текст с набором бессвязных
предложений, выполнять работу с деформированным текстом.

Целевая аудитория и режим занятий
Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся 2-8
классов с ОВЗ, имеющих сложности в освоении письма и чтения,

испытывающих трудности в освоении адаптированной рабочей программы
начального. Срок освоения составляет один учебный год – на 34 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 мин.

Результаты освоения курса по внеурочной деятельности
Личностные:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
коррекционных занятий;
 умение слушать и понимать речь окружающих;
 умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя
принятые ритуалы
 социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик,
ученики);
 овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи;
 умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелание; завершить разговор;
 умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих
действий и действий одноклассников.

Метапредметные:
Учащийся должен знать:
•
термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук,
буква, артикуляция и т.д.;
•
все буквы и звуки родного языка;
•
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
•
гласные и согласные звуки;
•
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости
согласных на письме;
•
пары гласных звуков;

•
пары согласных звуков по твердости-мягкости и по звонкостиглухости.
Учащийся должен уметь:
•
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
•
обозначать гласные и твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на
письме;
•
использовать гласные буквы: И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения
мягкости согласных на письме;
•
различать на слух и произношение, смешиваемые звуки;
•
производить фонетический разбор слова;
•
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
•
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами
Ь,Ъ;
•
подбирать слова на заданный звук;
•
сравнивать слова со сходными звуками;
•
строить звуковые схемы слогов и слов;
•
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
•
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
•
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с
использованием оппозиционных звуков.

По окончании данного курса у учащихся должны быть:
 восполнены основные пробелы в формировании фонематических
процессов;
 уточнены первоначальные представления о звукобуквенном,
слоговом составе слова с учётом программных требований;
 поставлены и автоматизированы все звуки;
 уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и
уточнены конструкции простого предложения;
 введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние,
слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие
и глухие согласные, предложение.

Содержание адаптированной рабочей программы по
внеурочной деятельности

Все занятия разделены на три раздела.
В I разделе (первые 5 занятий) направлены на знакомство обучающихся с
органами артикуляции, понятиями речевые и неречевые звуки, формирование
навыков языкового анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения
анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки или
буквы.
На этом этапе также уделяется внимание упражнениям, которые развивают
слуховое и зрительное внимание, развивают слуховое дифференцирование,
фонематическое восприятие, уточнение артикуляции звуков в слуховом и
произносительном плане.
Основная цель II раздела (последующие 9 занятий) направлена на
предупреждение развития нарушения развития языкового анализа и синтеза.
На этом этапе также уделяется внимание упражнениям, которые развивают
чувство ритма, являющееся базовым для правильной постановки ударений и
деления на слоги.
В III разделе (20 занятий) основное внимание уделяется выработке навыков
дифференцирования смешиваемых пар звуков.

Календарно-тематическое планирование
№ Дата

1

2

3

4

5

Тема занятия

Развитие
неречевых
процессов

Развитие обшей
моторики,
артикуляционных
позиций
Дифференциация Развитие
речевых и
произносительных
неречевых звуков. навыков
Органы
артикуляции
Звуки речи и
Развитие
буквы.
фонематического
слуха и восприятия
Дифференциация Развитие звукового
гласных и
анализа и синтеза
согласных звуков
речи
Гласные звуки
Различия звуковой
русского языка и структуры, развитие
обозначающие их звуковой
буквы: а, о у, ы, и, дифференциации
э

Всего по I разделу 5 часов
6
Речь.
Предложение.
7Предложение.
9
Слово (словапредметы,
действия,
признаки)
10
Деление слов на
слоги

11

Коррекция

Ударение

Колво
часов

Форма организации
деятельности

1

Фронтальная,
групповая

1

фронтальная

1

фронтальная

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая

Развитие всех
компонентов речи
Развитие всех
компонентов речи

1
3

Фронтальная,
групповая
Фронтальная,
дифференцированногрупповая

Развитие звукослоговой структуры,
фонематического
слуха
Развитие звукослоговой структуры,

1

Фронтальная

1

Фронтальная

12

Согласные звуки
и буквы

Дифференциация
графически
сходных букв
14
Обозначение
мягкости
согласных с
помощью «ь».
Всего по II разделу 9 часов
15
Звонкие и глухие
согласные
13

16

Звуки П и П’.
Буква П

17

Звуки Б и Б’.
Буква Б

18

Звуки Д и Д’.
Буква Д.

19

Дифференциация
Т-Д (Т’-Д’)

20

Звуки Ф и Ф’.
Буква Ф

фонематического
слуха
Развитие звукового
анализа и синтеза,
звуко-слоговой
структуры,
фонематического
слуха.
Развитие звуковой и
зрительной
дифференциации
Развитие звуковой и
зрительной
дифференциации
Развитие
фонематического
слуха и восприятия
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Закрепление
навыков
дифференциации
звуковой и
зрительной.
Развитие навыков
звукопроизношения,

1
Фронтальная,
групповая

1

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая
Фронтальная,
дифференцированногрупповая

1

Фронтальная

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая

1

Фронтальная,
групповая

21

22

23

24

25

26

27

дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звуки В и В’.
Развитие навыков
Буква В
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звуки К и К’.
Развитие навыков
Буква К.
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звуки С и С’.
Развитие навыков
Буква С
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звуки З и З’.
Развитие навыков
Буква З
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звук Ш и буква
Развитие навыков
Ш
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Звук Ж и буква Ж Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Дифференциация Закрепление
Ш-Ж,С-Ш, Ж-З.
навыков
дифференциации

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая

28

Звуки Р и Р’.
Буква Р

29

Звуки Л и Л’.
Буква Л

30

Звук Ч и буква Ч.

31

Звук Щ и буква
Щ

32

Дифференциация
Щ-С, Щ-Ч, Щ-Ш.

33

Звук Ц и буква Ц

34

Дифференциация
Ц-С, Ц-Т, Ц-Ч

Всего по III разделу 20 часов
Всего 34 часа

звуковой и
зрительной.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Закрепление
навыков
дифференциации
звуковой и
зрительной.
Развитие навыков
звукопроизношения,
дифференциации,
закрепление
правильного
произношения.
Закрепление
навыков
дифференциации
звуковой и
зрительной.

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая

1

Фронтальная,
групповая

1

Фронтальная,
дифференцированногрупповая

Учебно-методическое обеспечение курса
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. - М.,1991
2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2007.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. М., 2008.
4. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
5. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии
у школьников –М: Редкая птица, 2017.
6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников - М.: Айрис-пресс, 2007.
7. Яворская О.Н. Игротека для дошкольников профилактика дисграфии –
Санкт-Петербург, 2017.
8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М: АРКТИ, 2016.
9. 25. Лалаева Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М.:
Изд-во Союз, СПб, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».