Химия 11 класс

Приложение
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ № 109 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ХИМИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

для обучающихся 11 класса

п.Совхозный,2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования
(ФОП
СОО),
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания
учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и
основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от
29.05. 2015 № 996 - р.).
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей,
содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников.
Химическое
образование,
получаемое
выпускниками
общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью их
образованности. Оно служит завершающим этапом реализации на
соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих
целостной системе химического образования. Эти ценности касаются
познания законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры
человека, а также экологически обоснованного отношения к своему
здоровью и природной среде. Реализуется химическое образование
обучающихся на уровне среднего общего образования средствами учебного
предмета «Химия», содержание и построение которого определены в
программе по химии с учётом специфики науки химии, её значения в
познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом
общих целей и принципов, характеризующих современное состояние
системы среднего общего образования в Российской Федерации.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в
современной цивилизации, в создании новой базы материальной культуры.
Она вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления,
в создание целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания
вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между
строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.

Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного
труда и жизни каждого члена общества. Современная химия как наука
созидательная, как наука высоких технологий направлена на решение
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень
изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система
знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и
органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия
веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» сформирована в программе по химии на основе
системного подхода к изучению учебного материала и обусловлена
исторически обоснованным развитием знаний на определённых
теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества
рассматриваются на уровне классической теории строения органических
соединений, а также на уровне стереохимических и электронных
представлений о строении веществ. Сведения об изучаемых в курсе
веществах даются в развитии – от углеводородов до сложных биологически
активных соединений. В курсе органической химии получают развитие
сформированные на уровне основного общего образования первоначальные
представления о химической связи, классификационных признаках веществ,
зависимости свойств веществ от их строения, о химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня
рассматривается изученный на уровне основного общего образования
теоретический материал и фактологические сведения о веществах и
химической реакции. Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая
химия» обучающимся предоставляется возможность осознать значение
периодического закона с общетеоретических и методологических позиций,

глубже понять историческое изменение функций этого закона – от
обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении,
свойствах и применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и 11 классов
элементами содержания, имеющими культурологический и прикладной
характер. Эти знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с
другими науками, раскрывают её роль в познавательной и практической
деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процессу
творчества в области теории и практических приложений химии, помогают
выпускнику ориентироваться в общественно и личностно значимых
проблемах, связанных с химией, критически осмысливать информацию и
применять её для пополнения знаний, решения интеллектуальных и
экспериментальных исследовательских задач. В целом содержание учебного
предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на
формирование у обучающихся мировоззренческой основы для понимания
философских идей, таких как: материальное единство неорганического и
органического мира, обусловленность свойств веществ их составом и
строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента и
решения противоречий между новыми фактами и теоретическими
предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем, а
также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых
технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации
обучающихся принятые программой по химии подходы к определению
содержания и построения предмета предусматривают формирование
универсальных учебных действий, имеющих базовое значение для
различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта практической
и исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании
химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего
образования, так и на уровне среднего общего образования, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением
первостепенной значимости традиционно признаётся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. С
методической точки зрения такой подход к определению целей изучения
предмета является вполне оправданным.

Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета
«Химия» на базовом уровне (10 –11 кл.) являются:
 формирование
системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой
лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии,
освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных
обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей
их развития и становления;
 формирование и развитие представлений о научных методах познания
веществ и химических реакций, необходимых для приобретения
умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений,
имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни;
 развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательная характеристика целей и задач изучения
предмета в программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии
с новыми приоритетами в системе среднего общего образования. Сегодня в
преподавании химии в большей степени отдаётся предпочтение
практической компоненте содержания обучения, ориентированной на
подготовку выпускника общеобразовательной организации, владеющего не
набором знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и
умениями активного получения знаний и применения их в реальной жизни
для решения практических задач.
В связи с этим при изучении предмета «Химия» доминирующее
значение приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает
важное место в познании химии, а также для оценки с позиций
экологической безопасности характера влияния веществ и химических
процессов на организм человека и природную среду;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые
знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать
современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и
научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического
эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической
направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем
рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и
сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта
использования полученных знаний для принятия грамотных решений в
ситуациях, связанных с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия»
базового уровня входит в состав предметной области «Естественно-научные
предметы».
Общее число часов, отведённых для изучения химии, на базовом уровне
среднего общего образования, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы химии
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная
оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, dэлементы. Особенности распределения электронов по орбиталям в атомах
элементов первых четырёх периодов. Электронная конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Связь периодического закона и Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева с современной теорией строения
атомов. Закономерности изменения свойств химических элементов и
образуемых ими простых и сложных веществ по группам и периодам.
Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи
(ковалентная неполярная и полярная, ионная, металлическая). Механизмы
образования ковалентной химической связи (обменный и донорноакцепторный). Водородная связь. Валентность. Электроотрицательность.
Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства состава вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость
свойства веществ от типа кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы.
Массовая доля вещества в растворе.
Классификация
неорганических
соединений.
Номенклатура
неорганических веществ. Генетическая связь неорганических веществ,
принадлежащих к различным классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в
неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ,
закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые
реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние
химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда
водных растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции.

Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
демонстрация таблиц «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева», изучение моделей кристаллических решёток, наблюдение и
описание демонстрационных и лабораторных опытов (разложение пероксида
водорода в присутствии катализатора, определение среды растворов веществ
с помощью универсального индикатора, реакции ионного обмена),
проведение практической работы «Влияние различных факторов на скорость
химической реакции».
Расчётные задачи.
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе
термохимические расчёты, расчёты с использованием понятия «массовая
доля вещества».
Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева и особенности строения атомов.
Физические свойства неметаллов. Аллотропия неметаллов (на примере
кислорода, серы, фосфора и углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота,
фосфора,
углерода
и
кремния) и
их
соединений
(оксидов,
кислородсодержащих кислот, водородных соединений).
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения электронных оболочек
атомов металлов. Общие физические свойства металлов. Сплавы металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций,
магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений.
Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и
технике.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений:
изучение коллекции «Металлы и сплавы», образцов неметаллов, решение
экспериментальных задач, наблюдение и описание демонстрационных и
лабораторных опытов (взаимодействие гидроксида алюминия с растворами
кислот и щелочей, качественные реакции на катионы металлов).
Расчётные задачи.
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству
вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ,
расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно
из веществ имеет примеси.

Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой
безопасности, развитии медицины. Понятие о научных методах познания
веществ и химических реакций.
Представления об общих научных принципах промышленного
получения важнейших веществ.
Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные
материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика,
материалы для электроники, наноматериалы, органические и минеральные
удобрения.
Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных
препаратов, правила безопасного использования препаратов бытовой химии
в повседневной жизни.
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении общей и
неорганической химии в 11 классе осуществляется через использование как
общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, явление.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион,
изотоп, радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело,
объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы их
измерения, скорость.
Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и
микроэлементы, витамины, обмен веществ в организме.
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо,
ресурсы.
Технология: химическая промышленность, металлургия, производство
строительных материалов, сельскохозяйственное производство, пищевая
промышленность, фармацевтическая промышленность, производство
косметических препаратов, производство конструкционных материалов,
электронная промышленность, нанотехнологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования (личностным,
метапредметным и предметным). Научно-методической основой для
разработки планируемых результатов освоения программ среднего общего
образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре
личностных результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего
общего образования выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности –
готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной
системе химического образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
гуманистическими, социокультурными, духовно-нравственными ценностями
и идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе
нормами и правилами поведения, способствующими процессам
самопознания, саморазвития и нравственного становления личности
обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают
сформированность опыта познавательной и практической деятельности
обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе;

готовности к совместной творческой деятельности при создании
учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического
применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем
анализе информации о передовых достижениях современной отечественной
химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями,
и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих
поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной
компетентности
в
учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах
деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач
социальной направленности (в рамках своего класса, школы);

интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных
планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику
существования жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для
решения вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта
деятельности
экологической
направленности,
умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, способности и умения активно противостоять идеологии
хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в
познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной
цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в
создании новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем
устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и
экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий
успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена
общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности использовать

получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на
основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на
уровне среднего общего образования включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные),
обеспечивающие
формирование
функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся;
способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные
действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными
учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
всесторонне её рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления –
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь,

использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и
химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический
знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической
реакции – при решении учебных познавательных и практических задач,
применять названные модельные представления для выявления характерных
признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные
и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента
познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования,
составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм
представления,
критически
оценивать
её
достоверность
и
непротиворечивость;

формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с
химической информацией: применять межпредметные (физические и
математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства
наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или
дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности,
полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении
химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств
изучаемых веществ, реализации учебного проекта и формулировать выводы
по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в
ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную
деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа
и самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
Предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая
химия» отражают:
сформированность представлений: о химической составляющей
естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений

природы, в формировании мышления и культуры личности, её
функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач
и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной
среде;
владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, dэлектронные орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка,
типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость
химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д. И. Менделеева,
закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии
при химических реакциях), закономерности, символический язык химии,
мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и
системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических
веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий,
устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при
описании неорганических веществ и их превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для
составления формул веществ и уравнений химических реакций,
систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных
неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашёная
известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления
химических элементов в соединениях различного состава, вид химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип
кристаллической решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических
соединений;
сформированность
умений
устанавливать
принадлежность
неорганических веществ по их составу к определённому классу/группе
соединений (простые вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания,
кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);

сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д.
И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную
и прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение
атомов химических элементов 1–4 периодов Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, dэлектронные
орбитали»,
«энергетические
уровни»,
объяснять
закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений
по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие
химические свойства неорганических веществ различных классов,
подтверждать существование генетической связи между неорганическими
веществами с помощью уравнений соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по
различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому
эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости
реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных
типов, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая
условия, при которых эти реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие
качественный состав различных неорганических веществ, распознавать
опытным путём ионы, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительновосстановительных реакций посредством составления электронного баланса
этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической
реакции от различных факторов; характер смещения химического равновесия
в зависимости от внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы,
лежащие в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а
также сформированность представлений об общих научных принципах и
экологических проблемах химического производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием
понятия «массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов
при химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции

веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы
веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической
посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический
эксперимент (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора,
определение среды растворов веществ с помощью универсального
индикатора, влияние различных факторов на скорость химической реакции,
реакции ионного обмена, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных задач по
темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием,
представлять результаты химического эксперимента в форме записи
уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе
этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую
информацию, получаемую из разных источников (средства массовой
коммуникации, Интернет и других);
сформированность
умений
соблюдать
правила
экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать
опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая
смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и
предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение
применять знания об основных доступных методах познания веществ и
химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать
рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических
формул.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

Раздел 1. Теоретические основы химии
1.1

Строение атомов. Периодический закон
и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева

3

1.2

Строение вещества. Многообразие
веществ

4

1.3

Химические реакции

6

Итого по разделу

13

Раздел 2. Неорганическая химия
2.1

Металлы

6

2.2

Неметаллы

9

2.3

Связь неорганических и органических
веществ

2

Итого по разделу

1
1

1

17

Раздел 3. Химия и жизнь
3.1

Химия и жизнь

4

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

2

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование 11 КЛАСС

Дата урока

(1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 1ч — резервное время)

№
ур
ок
а

Тема урока

1

Основные
Строение атома: состав ядра (нуклоны) и
сведения о электронная оболочка. Понятие об изотопах.
строении
Понятие о химическом элементе как совокупатома
ности атомов с одинаковым зарядом ядра.
Демонстрации. Портреты Э. Резерфорда, Н. Бора.
Видеофрагменты и слайды «Большой адронный
коллайдер», «Уровни строения вещества
Периодическ
Физический смысл принятой в таблице Д. И.
ая
система
Менделеева символики: порядкового номера
химических
элемента, номера периода и номера группы.
элементов Д.
Понятие о валентных электронах. Отображение
И.
строения
электронных
оболочек
атомов
Менделеева
химических элементов с помощью электронных
и учение о
и электронно-графических формул. Объяснение
строении
закономерностей изменения свойств элементов
атома
в периодах и группах периодической системы
как следствие их электронного строения.
Электронные семейства химических элементов.
Демонстрации.
Различные
варианты
периодической таблицы химических элементов.

2

Основное содержание урока

Характеристика основных видов Использование
деятельности
обучающихся
(на оборудование
уровне учебных действий)
центра « Точки
роста»

Характеризовать сложное строение
атома как системы, состоящей из
ядра и электронной оболочки.
Характеризовать уровни строения
вещества. Описывать устройство и
работу
Большого
адронного
коллайдера
Описывать строение атома химического элемента на основе его положения в периодической системе
Д. И. Менделеева.
Записывать электронные и электронно-графические формулы химических элементов.
Определять отношение химического элемента к определённому электронному семейству

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

3

Портрет Д. И. Менделеева.
Лабораторные
опыты.
Моделирование
построения периодической системы с помощью
карточек
Становление Предпосылки открытия периодического закона и
и
развитие теории химического строения органических
периодисоединений. Роль личности в истории химии.
ческого
Значение практики в становлении и развитии
закона
и химических теорий.
теории
Демонстрации. Портреты Д. И. Менделеева и А.
химического М. Бутлерова
строения

4

Ионная
химическая
связь и ионные
кристаллические решётки

Катионы и анионы: их заряды и классификация по
составу на простые и сложные. Понятие об ионной химической связи. Ионная кристаллическая
решётка и физические свойства веществ,
имеющих ионную кристаллическую решётку.
Демонстрации. Модель ионной кристаллической
решётки на примере хлорида натрия. Минералы с
ионной кристаллической решёткой: кальцит,
галит

5

Ковалентная
химическая
связь.
Атомные и
молекулярны

Понятие
о
ковалентной
связи.
Электроотрицательность. Неполярная и полярная
ковалентная связь. Кратность ковалентной связи.
Meханизмы образования ковалентной связи:
обменный и донорно-акцепторный. Полярность

Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трёх
формулировок периодического закона и основных направлений развития теории строения (химического, электронного и пространственного).
Характеризовать роль практики в
становлении и развитии химической теории.
Характеризовать вклад российских
учёных в мировую науку. Объяснять, почему мы можем гордиться
достижениями
отечественной
химии
Характеризовать ионную связь как
связь между ионами, образующимися в результате отдачи или
приёма электронов атомами или
группами
атомов.
Определять
принадлежность ионов к той или
иной группе на основании их заряда
и
состава.
Характеризовать
физические свойства веществ с
ионной связью
Описывать ковалентную связь как
результат
образования
общих
электронных пар или как результат
перекрывания
электронных
орбиталей.

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

6

7

8

е
молекулы как следствие полярности связи и геокристалличес метрии молекулы. Кристаллические решётки
кие решетки веществ с ковалентной связью (молекулярные и
атомные).
Физические
свойства
веществ,
имеющих
атомную
или
молекулярную
кристаллическую решётку.
Демонстрации.
Модели
молекулярной
кристаллической решётки на примере «сухого
льда» или иода и атомной кристаллической
решётки на примере алмаза, графита или кварца.
Модель молярного объёма газа
Металлическ Понятие о металлической связи и металлической
ая хикристаллической решётке. Физические свойства
мическая
металлов, обусловленные их кристаллическим
связь
строением. Применение металлов. Чёрные и
цветные металлы. Сплавы.
Демонстрации. Модели кристаллических решёток
металлов. Лабораторные опыты. Конструирование модели металлической химической связи
Водородная
Межмолекулярная
и
внутримолекулярная
химическая
водородные связи. Значение водородных связей в
связь
природе. Демонстрации. Видеофрагменты и
слайды «Структура белка». Лабораторные
опыты. Денатурация белка

Полимеры

Получение полимеров реакциями полимеризации
и поликонденсации. Важнейшие представители
пластмасс и волокон, их получе ние, свойства и
применение.
Понятие
о
неорганических
полимерах и их представители. Демонстрации.
Коллекции «Пластмассы», «Волокна». Образцы

Классифицировать
ковалентные
связи по электроотрицательности
атомов, участвующих в образовании связи, кратности и способу
перекрывания электронных орбиталей. Характеризовать физические
свойства веществ с ковалентной
связью

Характеризовать
металлическую
связь как связь между ион-атомами
в металлах и сплавах посредством
обобществлённых валентных электронов. Объяснять единую природу
химических
связей.
Характеризовать физические свойства металлов
Характеризовать водородную связь
как особый вид химической связи.
Различать межмолекулярную и
внутримолекулярную водородную
связь. Раскрывать роль водородных
связей в организации молекул
биополимеров
(белков
и
нуклеиновых кислот) на основе
межпредметных связей с биологией
Характеризовать полимеры как высокомолекулярные
соединения.
Различать реакции полимеризации
и поликонденсации. Описывать
важнейшие
представители
пластмасс и волокон и называть

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

неорганических полимеров — веществ атомной
структуры
9
Дисперсные
Понятие о дисперсной фазе и дисперсионной
системы
среде. Агрегатное состояние и размер частиц фазы
как основа для классификации дисперсных
систем. Эмульсии, суспензии, аэрозоли как
грубодисперсные системы, их представители.
Золи и гели как тонкодисперсные системы, их
представители. Понятие о синерезисе и
коагуляции. Демонстрации. Коллекции образцов
различных дисперсных систем. Синерезис и
коагуляция. Лабораторные опыты. Получение
коллоидного
раствора
куриного
белка,
исследование его свойств с помощью лазерной
указки и проведение его денатурации. Получение
эмульсии растительного масла и наблюдение за её
расслоением. Получение суспензии известкового
молока и наблюдение за её седиментацией
ТЕМА 2. Химические реакции (12 ч)
10 Классификац Изомеризация как реакция, протекающая без
ия
изменения состава веществ. Аллотропия и её
11 химических
причины. Классификация реакций по различным
реакций
основаниям: по числу и составу реагентов и
продуктов, по тепловому эффекту. Термохимические
уравнения
реакций.
Демонстрации.
Растворение серной кислоты и аммиачной
селитры и фиксация тепловых явлений, сопровождающих эти процессы

области их применения
Характеризовать различные типы Электронные
и
дисперсных систем на основе агре- таблицы
гатного состояния дисперсной фазы плакаты
и
дисперсионной
среды.
Раскрывать роль различных типов
дисперсных систем в природе и
жизни
человека.
Проводить,
наблюдать и описывать химический
эксперимент

Определять принадлежность хими- Цифровая
ческой реакции к тому или иному лаборатория
типу на основании различных признаков. Отражать на письме
тепловой
эффект
химических
реакций
с
помощью
термохимических
уравнений.
Подтверждать количественную характеристику экзо- и эндотермических реакций расчётами по термохимическим уравнениям

12

13

Скорость
химических
реакций

Факторы,
от
которых
зависит
скорость
химических реакций: природа реагирующих
веществ, температура, площадь соприкосновения
и концентрация реагирующих веществ, наличие
катализатора. Понятие о катализе. Ферменты как
биологические
катализаторы.
Ингибиторы
реакций,
их
значение.
Демонстрации.
Взаимодействие соляной, серной и уксусной
кислот одинаковой концентрации с одинаковыми
кусочками (гранулами) цинка и взаимодействие
одинаковых кусочков разных металлов (магния,
цинка, железа) с соляной кислотой как примеры
зависимости скорости химических реакций от
природы веществ. Взаимодействие растворов
тиосульфата натрия разной концентрации и температуры
с
раствором
серной
кислоты.
Моделирование «кипящего слоя». Гетерогенный
катализ на примере разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца.
Лабораторные
опыты.
Использование
неорганических катализаторов (солей железа,
иодида
калия)
и
природных
объектов,
содержащих каталазу (сырое мясо, картофель),
для разложения пероксида водорода
Обратимость Классификация химических реакций по признаку
химических
обратимости. Понятие об обратимых реакциях и
реакций.
химическом равновесии. Принцип Ле Шателье и
Химическое способы смещения химического равновесия.
равновесие и Общая характеристика реакции синтеза аммиака и
способы его рассмотрение условий смещения её равновесия на
смещения
производстве.
Демонстрации. Смещение равновесия в системе
Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3 Лабораторные опыты.
Иллюстрация правила Бертолле на практике:

Устанавливать зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации и площади соприкосновения, а также от температуры.
Раскрывать роль катализаторов как
факторов увеличения скорости химической реакции и рассматривать
ингибиторы как «антонимы» катализаторов.
Характеризовать ферменты как
биологические катализаторы белковой природы и раскрывать их
роль в протекании биохимических
реакций на основе межпредметных
связей с биологией.
Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент

Прибор
для
демонстрации
зависимости
скорости
химических
реакций
от
различных
факторов

Описывать состояние химического АПХР
равновесия и предлагать способы
его смещения в необходимую сторону на основе анализа реакции и
принципа Ле Шателье. Проводить,
наблюдать и описывать химический
эксперимент

проведение реакций с образованием осадка, газа и
воды
Обратимый и необратимый гидролиз. Гидролиз
солей и его типы. Гидролиз органических
соединений в живых организмах. Понятие об
энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза
в нём. Лабораторные опыты. Испытание
индикаторами среды растворов солей различных
типов

14
15

Гидролиз

16

Окислительно
—
восстановител
ьные реакции
(ОВР)

Степень окисления и её определение по формулам органических и
неорганических
веществ.
Окислители
и
восстановители. Понятие о процессах окисления и
восстановления. Составление уравнений химических реакций на основе метода электронного
баланса. Демонстрации. Взаимодействие цинка с
соляной
кислотой
и
нитратом
серебра.
Лабораторные
опыты.
Окислительновосстановительная реакция и реакция обмена на
примере взаимодействия растворов сульфата
меди(П) с железом и раствором щёлочи

17
18

Электролиз
расплавов и
растворов.
Практическо
е
применение
электролиза

Характеристика электролиза как окислительновосстановительного
процесса.
Особенности
электролиза,
протекающего
в
растворах
электролитов.
Практическое
применение
электролиза: получение галогенов, водорода,
кислорода, щелочных металлов и щелочей, а
также алюминия электролизом расплавов и
растворов соединений этих элементов. Понятие о
гальванопластике,
гальваностегии,
рафинировании цветных металлов. Демонстрации.

Определять тип гидролиза соли на
основе
анализа
её
состава.
Классифицировать гидролиз солей
по
катиону
и
аниону.
Характеризовать роль гидролиза
органических соединений в организме. Проводить, наблюдать и
описывать
химический
эксперимент
Определять
окислительновосстановительные реакции как
процессы,
протекающие
с
изменением степеней окисления
атомов элементов, участвующих в
реакции. Различать окислитель и
восстановитель,
процессы
окисления и восстановления.
Составлять уравнения ОВР на основе метода
электронного
баланса. Проводить, наблюдать и
описывать
химический
эксперимент
Описывать электролиз как окислительно-восстановительный процесс.
Различать электролиз расплавов и
водных растворов. Характеризовать
практическое значение электролиза
на примере получения активных
металлов и неметаллов, а также на
примере
гальванопластики,
гальваностегии и рафинирования
цветных металлов

Цифровая
лаборатория

Электронные
таблицы
и
плакаты

Цифровая
лаборатория

Конструирование
модели
электролизёра.
Видеофрагмент о промышленной установке для
получения алюминия
19 Практическа Решение экспериментальных задач по теме Планировать, проводить, наблюя работа 1. «Химическая реакция»
дать и описывать химический
Решение
эксперимент с соблюдением правил
эксперимент
техники безопасности
альных задач
по
теме
«Химическая
реакция»
20 Повторение
Тестирование, решение задач и выполнение Решать задачи, выполнять тесты и
и
упражнений по теме
упражнения по теме. Проводить
Обобщение
оценку собственных достижений в
изученного
усвоении темы. Корректировать
свои знания в соответствии с
планируемым результатом
21 Контрольная работа 1 по теме «Строение веществ. Химическая реакция»
ТЕМА 3. Вещества и их свойства (9 ч)
22 Металлы
Физические свойства металлов. Деление металлов Характеризовать физические и хина группы в технике. Химические свойства мические свойства металлов на осметаллов и электрохимический ряд напряжений. нове представлений об ОВР и поПонятие о металлотермии (алюминотермия, ложения металлов в электрохимимагниетермия и др.).
ческом
ряду
напряжений.
Демонстрации.
Коллекция
металлов. Наблюдать и описывать химичеВзаимодействие концентрированной азотной ский эксперимент
кислоты с медью. Вспышка термитной смеси.
Портрет Н. Н. Бекетова
23 Неметаллы
Неметаллы как окислители. Неметаллы как Описывать особенности положения
восстановители. Ряд электроотрицательности. неметаллов в периодической систеДемонстрации. Коллекция неметаллов.
ме Д. И. Менделеева, строение их
Вспышка чёрного пороха. Вытеснение галогенов атомов
и
кристаллов.
из их растворов другими галогенами
Характеризовать общие химические
свойства неметаллов в свете ОВР и

спиртовка

Электронные
плакаты
и
таблицы

Электронные
плакаты
и
таблицы

24

Неорганичес
кие
и
органические
кислоты

Кислоты в свете атомно-молекулярного учения.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протонной теории.
Общие
химические
свойства
кислот.
Классификация кислот.
Лабораторный
опыт.
Исследование
концентрированных
растворов
соляной
и
уксусной кислот капельным методом при их
разбавлении водой

25

Неорганичес
кие
и
органические
основания

Основания в свете атомно-молекулярного учения.
Основания в свете теории электролитической
диссоциации. Основания в свете протонной
теории. Классификация оснований. Химические
свойства
органических
и
неорганических
оснований.
Демонстрации. Коллекция щелочей и аминов.
Взаимодействие
паров
концентрированных
растворов соляной кислоты и аммиака («дым без
огня»). Получение аммиака и изучение его
свойств. Лабораторные опыты. Получение
нерастворимого гидроксида и его взаимодействие
с кислотой

их положения в ряду Электроотрицательности. Наблюдать и
описывать
химический
эксперимент
Соотносить представителей орга- Цифровая
нических и неорганических кислот лаборатория
с соответствующей классификационной группой.
Описывать общие свойства неорганических и органических кислот в
свете теории электролитической
диссоциации и с позиции окисления-восстановления катиона водорода или аниона кислотного остатка.
Определять
особенности
химических
свойств
азотной,
концентрированной
серной
и
муравьиной кислот.
Проводить, наблюдать и объяснять
результаты проведённого химического эксперимента
Описывать неорганические основа- АПХР
ния в свете теории электролитической диссоциации.
Характеризовать свойства органических и неорганических бескислородных оснований в свете протонной теории. Проводить, наблюдать
и
описывать
химический
эксперимент

26

Неорганичес
кие
и
органические
амфотерные
соединения

Неорганические амфотерные соединения (оксиды
и гидроксиды), их свойства и получение.
Амфотерные
органические
соединения на
примере аминокислот. Пептиды и пептидная
связь.
Демонстрации. Различные случаи взаимодействия
растворов солей алюминия со щёлочью.
Лабораторные опыты. Получение амфотерного
гидроксида и изучение его свойств

27

Соли

Классификация солей. Жёсткость воды и способы
её устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей.
Демонстрации. Получение жёсткой воды и
устранение её жёсткости.
Лабораторные опыты. Проведение качественных
реакций по определению состава соли

28

Практическа Решение экспериментальных задач по теме
я работа 2.
«Вещества и их свойства»
Решение
эксперимент
альных задач
по
теме
«Вещества и
их свойства»
Повторение
Тестирование, решение задач и упражнений по Решать задачи, выполнять тесты и

29

Характеризовать органические и АПХР
неорганические амфотерные соединения как вещества с двойственной
функцией.
Характеризовать
свойства
аминокислот
как
амфотерных
органических
соединений.
Раскрывать
роль
аминокислот в организации жизни
на основе межпредметных связей с
биологией
Характеризовать соли органических Цифровая
и неорганических кислот в свете лаборатория
теории
электролитической
диссоциации.
Соотносить
представителей солей органических
и
неорганических
кислот
с
соответствующей
классификационной
группой.
Характеризовать жёсткость воды и
предлагать способы её устранения.
Описывать общие свойства солей в
свете теории электролитической
диссоциации.
Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент
Планировать, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с соблюдением правил
техники безопасности

и обобщение теме
темы

Контрольная работа 2 по теме «Вещества и их свойства»
ТЕМА 4. Химия и современное общество (4 ч)
31 Химическая
Понятие о химической технологии. Химические
технология.
реакции в производстве аммиака и метанола.
ПроизводНаучные принципы, лежащие в основе проство аммиака изводства аммиака и метанола. Сравнение этих
и метанола
производств. Демонстрации. Модели промышленных установок получения серной кислоты и
синтеза аммиака

упражнения по теме. Проводить
оценку собственных достижений в
усвоении темы. Корректировать
свои знания в соответствии с
планируемым результатом

30

32

33
34

Химическая
грамотность
как
компонент
общей
культуры
человека

Маркировка
упаковочных
материалов,
электроники и бытовой техники, продуктов
питания, этикеток по уходу за одеждой.
Демонстрации. Видеофрагменты и слайды о
степени экологической чистоты товара.
Лабораторные опыты. Изучение маркировок
различных
видов
промышленных
и
продовольственных товаров

Характеризовать химическую технологию как производительную силу
общества.
Описывать
химические процессы, лежащие в
основе производства аммиака и
метанола, с помощью родного
языка
и
языка
химии.
Устанавливать аналогии между
двумя
производствами.
Формулировать общие научные
принципы химического производства
Аргументировать
необходимость
химической грамотности как компонента общей культуры человека.
Уметь получать необходимую информацию с маркировок на упаковках различных промышленных и
продовольственных товаров

Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года

Электронные
таблицы
и
плакаты

Электронные
таблицы
и
плакаты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия 11 класс / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ:
1.Библиотека ЦОК
2.РЭШ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».