Основы социальной жизни 9 класс инд

Утверждена
в составе АООП
Приказ № 000 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
9 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п. Совхозный, 2023

1. Пояснительная записка
Важнейшей задачей курса социально-бытовой ориентировки является
формирование у обучающихся необходимого объема знаний и умений, а так же
воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных
задач. Учебный предмет «Социально бытовая ориентировка» имеет своей целью
практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельной
жизни и труду в современных экономических условиях к их включению в незнакомый
мир производственных, деловых человеческих отношений, к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме, развитии
и
совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной,
независимой жизни.
Задачи.
- корректировать недостатки познавательной и эмоционально-волевой сфер; развить
коммуникативные функции речи
- расширить кругозор обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
- развить и совершенствовать навыки ведения домашнего хозяйства; воспитать
положительное отношения к домашнему труду; развить умения, связанные с решением
бытовых экономических задач;
- формировать социально-нормативное поведение в семье и обществе; формировать
умения, необходимые для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
формировать и развивать навыки самообслуживания и трудовые навыки, связанные с
ведением домашнего хозяйства;
- ознакомить с деятельностью различных учреждений социальной направленности;
сформировать умение пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной
направленности;
- усвоить морально-этические нормы поведения, выработать навыки общения ;
- развить навыки здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
- развить предметно-практические навыки, бытовой и трудовой деятельности;
- формировать у обучающихся знания и умения, способствующие социальной
адаптации в обществе, безопасному поведения в социуме, в природе;
- воспитать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности
ребенка, коррекцию недостатков развития создает предпосылки социальной адаптации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одним из
предметов, на котором решаются социальные задачи, является социально-бытовая
ориентировка. Это уроки, направленные на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает
недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности,
которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и
социальной адаптации.
2

Своеобразие развития обучающихся с легкой умственной отсталостью
обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в
разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в
первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной
отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным
является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире
являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе
школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая
ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных
и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с
умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета
это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной
отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов
мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в
большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости
обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности
возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз
или целых текстов.
Обучающимся с легкой умственной отсталостью
присуща
сниженная
активность мыслительных процессов
и
слабая регулирующая роль мышления:
как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели
задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение
полученной информации обучающимися, воспитанниками также обладает целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда
случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание,
которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на
более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью
проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько
3

ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений
полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством
искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного
материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в
обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов,
вопросов и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества
воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы обучающихся, воспитанников
проявляются и в
особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в
процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном
объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь,
сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из
наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в
развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является
нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в
свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и
в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в
целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью
собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе
выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого
выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем
переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических
особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование
правильных отношений со сверстниками и взрослыми, а также положительную
социализацию в обществе.
Возможность овладения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
знаниями при изучении предмета «Социально-бытовая ориентировка» во многом зависит
от состояния коррекционной работы на уроках СБО. Преодолеть социальные последствия
дефекта обучающегося с умственной отсталостью, а так же добиться его социальной
адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и пассивному
4

участию в жизни общества, в общественно-полезной деятельности. Овладение
доступными социально-бытовыми навыками станут необходимыми для подготовки
учащихся с умственной отсталостью к дальнейшей социализации. Таким образом,
социально-бытовая ориентировка является эффективным средством развития личности
школьника с умственной отсталостью.
Программа создана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 189 г.
Москва
«Об утверждении СанПинов №2.4.2.328615 - 15 «Санитарно-эпидемиологические
требования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 г.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Основы социальной жизни» направлен на практическую подготовку
обучающихся 9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний
и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного
общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны
формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи транспорта, медицинской помощи,
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков
общения с людьми, развитию художественного вкуса и т.д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально
оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов
теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
Программа составлена с учетом возможностей обучающихся с умственной
отсталостью уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом
разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а
также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учитель,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении
нового материала может использовать опыт обучающихся как базу для расширения их
знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными методами и формами обучения являются практические работы,
экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные
наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов,
5

слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или
заданий. Каждый обучающийся с умственной отсталостью,
независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами
ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять
различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач и оснащенности кабинета могут использоваться как
коллективные, так и индивидуальные методы организации практических работ. Однако
при любой форме организации занятия каждый обучающийся с умственной отсталостью
должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями. Наряду с этими
задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи;
- обогащение словаря.
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
Следует обратить особое внимание на изучение техники безопасности,
формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и
механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один
даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять
без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарногигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из
основных методов обучения, и применятся в сочетании с сюжетно-ролевыми играми,
различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил,
зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может
быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения,
используемым на занятиях. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное
назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае
6

учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им
новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а
конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала учитель должен
ориентироваться на требования к знаниям и умениям обучающихся с умственной
отсталостью,
относящихся к соответствующему разделу программы, принимая во
внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь
определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения,
особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение
практических работ, например «Культура поведения», «Семья». В сочетании с другими
методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при
изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры
в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для
формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации,
обучающиеся с умственной отсталостью, применяют усвоенные ими знания и приемы
(например, правила поведения, приемы ухода за меленьким ребенком и т.д.).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять
повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен
продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные
обучающимися с умственной отсталостью
ранее. Для повторения привлекается
пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода
за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии – повторить правила
поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать
рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по
изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого
занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке, тесно связаны с уроками родного
языка, математики, географии, труда, естествознания.
На занятиях по социально-бытовой ориентировки следует уделять внимание
развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков,
полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым
материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью
изложения, умением обучающимся правильно строить фразу, диалог, сделать вывод.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке
отражаются в классном журнале. Распределение времени прохождения программного
материала и порядок изучения тем учитель определяет по своему усмотрению.
Содержание таких тем, как «Транспорт», «Торговля», и количество часов, отведенных на
них, могут изменяться в зависимости от местных условий. При тематическом
планировании должны учитываться времена года и потребности школы. Например, в
соответствии с общешкольным планом, проводится «Неделя труда». Учителю следует на
это период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами
общественно полезного труда школьников. При подборе материала по теме «Учреждения,
организации и предприятия» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только
7

с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на
которой обучающиеся будут проживать после окончания школы.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение
отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
распределение материала по швейному делу представлено с учетом возможностей
обучающихся.
Работая с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
необходимо учитывать психологические особенности и возможности детей. В ходе
реализации данной программы будет соблюдаться коррекционная направленность
обучения данной категории детей, которая выражается в следующем:
- Учебный материал преподносится небольшими порциями, по принципу от
простого к сложному;
- используются способы облегчения трудных заданий (наводящие вопросы,
широкое применение наглядности, опорные схемы, чертежи и т.д.);
- используются коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания,
всех видов памяти, мыслительных операций, связной речи для компенсации
функциональной недостаточности мозговой структуры;
- используется систематическое возвращение к ранее изученному материалу;
- для предупреждения быстрой утомляемости обучающиеся переключаются с
одного вида деятельности на другой;
- на уроках используются занимательные задания (со стороны учителя оказывается
педагогическая поддержка каждому ребенку, осуществляется личностно-ориентированный
подход);
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности
знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью
корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый
контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточекзаданий, контрольных работ, выставки выполненных изделий, показом изделий одежды.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:


самоконтроль – при изучении нового материала



взаимоконтроль – в процессе его отработки



итоговый контроль – после прохождения крупных тем курса

Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль над усвоением учебного
материала, а именно:


текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос,



промежуточный контроль: мини-сочинения, письменный отчёт по характеристике
изделия, проверочная работа, тест, самостоятельные и практические работы;
самостоятельная работа, лабораторная работа



обобщающие уроки по темам



итоговый контроль: контрольные работы, тесты по окончании каждой четверти и
учебного года.

8


























При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися
изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять
их на практике.
При фронтальном опросе вопросы задаются разной степени трудности.
Учитель дифференцированно подходит к обучающимся класса, учитывая
возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и
умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает
обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса.
Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся.
Проверка знаний проводится путем организации самостоятельного выполнения
практической работы, контрольных работ, тестовых заданий.
Самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть урока.
Контрольные работы проводятся в конце четверти, года. Содержание
контрольных работ определяется учителем. Обучающиеся должны постоянно
видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки
умения критически оценивать себя через
отметки за разные задания,
демонстрирующие развитие соответствующих умений.

Учитывая степень обученности детей, в тематическом плане предлагаются задания
различного уровня сложности и творческого характера, предусмотрено повторение
учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей детей, дифференцированные задания.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты,
дидактические материалы (для личного использования обучающимися на уроках),
образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии
предусматривается
включение
обучающихся
в
практическую
деятельность
продуктивного, творческого характера.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью
компьютера.
Формы организации образовательного процесса:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку,
наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
9











Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по
технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разно уровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание игровых ситуаций;
Занимательные упражнения;
3. Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения, утвержденного приказом на
изучение курса отводится:
9 класс – 17 ч.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета.
В результате освоения курса «Социально-бытовая ориентировка» у обучающихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных
и личностных результатов.
Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты.
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
 активно включаться в общественно-полезную социальную деятельность;
 осознанно относиться к выбору профессии;
 соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Предметные результаты освоения АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
10

типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в
предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание сезонных явлений и их особенностей, название месяцев
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов
семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью
обращения в различные организации социального назначения.
Оценка учебных достижений по социально-бытовой ориентировке осуществляется
в двух аспектах: оценивается уровень усвоения теоретических знаний и качество
практических умений и навыков, то есть способность использования изученного
материала во время выполнения практических работ. Критерии, по которым
осуществляется оценивание учебных достижений школьников: уровень использования
знаний и умений в практической работе; качество выполнения различных практических
работ; степень самостоятельности в процессе организации и выполнения практической
работы; соблюдение санитарно-гигиенических требований во время выполнения
различных практических работ.
Нормы оценок теоретических знаний.
Оценка «5» ставится, если ученик: полностью усвоил учебный материал; правильно
и осознанно его излагает; раскрывает содержание основных понятий; отвечает на
поставленный вопрос полными предложениями, с опорой на ранее приобретенные знания;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами (связь с практикой).
Оценка «4» ставится, если ученик: в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные неточности при его изложении; отвечает на поставленный
вопрос полными предложениями, допускает отдельные неточности; нуждается в
дополнительных вопросах учителя, помогающих уточнить ответ; подтверждает ответ
конкретными примерами (связь с практикой).
Оценка «3» ставится, если ученик: не усвоил существенную часть учебного
материала; допускает значительные ошибки в ответах, исправляемые только с помощью
учителя; не всегда и (или) неполно отвечает на поставленный вопрос; нуждается в
11

помощи учителя; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Оценка «2» ставится, если ученик: практически не усвоил учебный материал;
ответы его свидетельствуют о значительном незнании и непонимании учебного
материала; не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя, не может
подтвердить ответ конкретными примерами.
Нормы оценок практических умений и навыков.
Оценка «5» ставится, если учеником: тщательно спланировано задание,
предложенное учителем, и рационально организовано рабочее место; правильно
выполнялись все этапы практической работы; работа осуществлялась самостоятельно и
творчески; задание выполнено с учетом установленных требований;
Оценка «4» ставится, если учеником: допущены незначительные недостатки в
планировании задания и организации рабочего места, которые исправлялись
самостоятельно; - неправильно выполнены отдельные приемы практической работы,
которые после замечания учителя практически не повторяются; работа осуществлялась
самостоятельно; задание выполнено с незначительными отклонениями от требований.
Оценка «3» ставится, если учеником: допущены недостатки в планировании
задания и организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются
снова; неправильно выполнены отдельные приемы практической работы, которые после
замечания учителя исправляются, но могут повториться снова; была показана низкая
самостоятельность в работе; задание выполнено с нарушением отдельных требований;
Оценка «2» ставится, если учеником: - допущены существенные недостатки в
планировании задания и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие
приемы практической работы, ошибки повторялись после замечания учителя;
самостоятельность в работе не проявлена; - задание выполнено со значительными
нарушениями требований.

5. Содержание учебного предмета
9 класс - 66 часов
Одежда и обувь
1.Мода, стиль, вкус
2.Стили одежды
3.Как определить свой размер одежды
4.Подбор размера обуви
5.Мужская обувь
6.Женская обувь
7.Практическая работа
8.К/работа
Питание
9.Подготовка плодов и овощей к консервированию
10.Подготовка инвентаря и тары
11.Способы консервирования со стерилизацией
12. Способы консервирования со стерилизацией (практическая работа)
13.Рецепт приготовления капусты на зиму
14. Рецепт приготовления капусты на зиму (практическая работа)
15.Огурцы
16.Способы заготовки огурцов
17.Помидоры
12

18.Рецепты заготовки помидоров
19. Рецепты заготовки помидоров (практическая работа)
20. К/работа
Я и моя будущая семья
21.Какой она должна быть, моя будущая семья?
22.Химера
23.Вскармливание ребенка первого года жизни
24.Как ухаживать за детскими бутылочками?
25.Первая каша
26. К/работа
Культура поведения
27.Прием гостей и правила хорошего тона в общении с другими людьми
28.Как правильно вести себя в общественных местах
29.Рациональная расстановка мебели в квартире
30. Рациональная расстановка мебели в квартире (практическая работа)
31. Сохранение жилищного фонда
32. Подсчет расходов на косметический ремонт
33. Косметический ремонт
34. К/работа
Транспорт
35.Авиатранспорт
Торговля
36.Рынок. Виды рынков
37.К/работа по 2-м последним разделам
Средства связи
38.Виды денежных переводов
39.Современные виды связи
40. К/работа
Медицинская помощь
41.Инфекционные заболевания и меры их предупреждения
42.Уход за лежачим больным
43. Уход за лежачим больным (практическая работа)
44. Листок нетрудоспособности
45. К/работа
Трудоустройство
46. «Где работать мне тогда, чем заниматься?»
47. Трудоустройство
48. Биржа труда
49. Отдел кадров
50. Постоянная и временная работа
51. Правила перехода на другую работу
52. Документы для поступления на работу
53. Составление деловых бумаг
54. Составление деловых бумаг (практическая работа)
55.Знакомство с миром профессий
56.Знакомство с профессией «штукатур-маляр»
57.Знакомство с профессией «повар, кондитер»
58.Знакомство с профессией «сварщик»
59.Знакомство с профессией «мастер сухого строительства
60.Знакомство с профессией «тракторист-машинист с\хозяйственного производства
13

61.Знакомство с профессией «парикмахер»
62.Знакомство с профессией «портной»
63.Знакомство с профессией «столяр, плотник»
64.Обзор учебных заведений г.Кунгура
65. К/работа за год
66.Итоговое занятие

14

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
9 класс
№ п/п

Название раздела

Кол
ичество
часов
8
12

1
2

Одежда и обувь.
Питание.

3

Я и моя будущая семья.

6

4

Культура поведения.

8

5
6
7
8

Транспорт.
Торговля.
Средства связи.
Медицинская помощь.

1
2
3
5

9

Трудоустройство

19

10
Итоговая работа за год
11
Итоговое занятие
Итого

1
1
66

Учатся определять размеры обуви и одежды. Знакомятся со стилями одежды.
Знакомятся со способами приготовления заготовок на зиму: огурцов, помидор,
капусты.
Знакомятся с основными условиями создания семьи, основными семейными
отношениями. Осваивают правила вскармливания и уходя за ребенком первого года
жизни.
Повторяют правила поведения в обществе, взаимоотношения с другими людьми.
Осваивают правила приема гостей. Учатся рационально расставлять мебель в квартире.
Изучают понятия: сохранение жилищного фонда, косметический ремонт и подсчет
расходов на его осуществление.
Знакомятся с авиатранспортом, правилами перевозки пассажиров.
Знакомятся с особенностями рыночной торговли.
Рассказывают о видах денежных переводов. Знакомятся с современными видами связи.
Знакомятся с инфекционными заболеваниями, особенностями ухода за лежачим
больными, с понятием «листок нетрудоспособности».
Изучают понятия: трудоустройство, биржа труда, отдел кадров, постоянная и временная
работа, правила перехода на другую работу, документы для поступления на работу,
составление заявления, анкеты, расписки, докладной. Знакомятся с особенностями
некоторых профессий, обзором учебных учреждений г.Кунгура.
Обобщают знания по предмету.
Обобщают знания, умения, навыки по предмету за весь курс обучения.

7. Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа
9 класс — конец года
1. Перечисли основные виды одежды и их назначение.
2. Распредели обязанности по ведению домашнего хозяйства в семье:
отец мать сын дочь –
3. Перечисли правила приёма гостей.
4. Перечисли правила сохранения жилищного фонда.
5. Запиши правила поведения в автобусе.
6. Назови виды денежных переводов (отметь правильный ответ):
- почтовый перевод, срочный перевод, телеграфный перевод, быстрый перевод
7. Назови документы, подтверждающие нетрудоспособность.
8. Какие предприятия относятся к сфере бытового обслуживания?
9. Для чего нужен Центр занятости населения?
10. Напиши заявление для поступления на работу слесарем на завод (швеёй в ателье).
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке воспитанники:
научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых
бытовых умениях и навыках;
скорригируется личностное развитие и подготовка их к самостоятельной жизни.
9 КЛАСС
Одежда и обувь.
Обучающиеся должны знать:
- размеры своих одежды и обуви;
- гарантийные сроки носки;
- правила возврата;
- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
- средства выведения пятен в домашних условиях;
- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока,
мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со
средствами выведения пятен;
- правила стирки изделий из тюля, трикотажа.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться журналом мод;
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.
- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
- выводить пятна на одежде разными средствами;
- стирать изделия из тюля и трикотажа.

Питание.
Обучающиеся должны знать:
- значение диетического питания;
- особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;
- названия и рецепты 1 — 2 национальных блюд.
Обучающиеся должны уметь:
- составить меню диетического питания на день;
- приготовить 1—2 диетическое блюдо;
- составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его
блюда;
- приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;
- выполнить сервировку праздничного стола.
Я и моя будущая семья.
Обучающиеся должны знать:
- основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
- семейные традиции;
- о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;
- об обязанностях, связанных с заботой о детях.
Обучающиеся должны уметь:
-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
- выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к
родителям, дедушкам, бабушкам);
- оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
- активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
- поддерживать и укреплять семейные традиции;
- выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.
Культура поведения.
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения в обществе
- правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).
Обучающиеся должны уметь:
- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку
Транспорт.
Обучающиеся должны знать:
- основные маршруты самолетов;
- службы аэровокзала;
- стоимость проезда;
- порядок приобретения и возврата билетов;
- правила посадки в самолет;
- правила поведения в аэропорту;
- правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.
Обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- определять маршрут и выбирать транспортные средства;
- выполнять правила безопасности во время полета.
Торговля.
Обучающиеся должны знать:
- виды ярмарок;
- отличия ярмарки от рынка, магазина;
- время и место проведения ярмарок;
- цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных
18

Обучающиеся должны уметь:
- приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести
самостоятельно в новые условия — ярмарки.
Средства связи.
Обучающиеся должны знать:
- виды денежных переводов, их стоимость;
- виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость,
необходимость;
- стоимость услуг по каждому виду связи.
Обучающиеся должны уметь:
- заполнить почтовый и телеграфный перевод;
- подсчитать стоимость денежных отправлений;
- оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
Медицинская помощь.
Обучающиеся должны знать:
- способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
- правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для
ухода за больным.
Обучающиеся должны уметь:
- строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
- строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать,
кормить больного (взрослого, ребенка);
-ставить горчичники.
Трудоустройство.
Обучающиеся должны знать:
- учреждения и отделы по трудоустройству;
- местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям,
изучаемым в школе;
- виды документов, необходимых для поступления на работу;
- правила перехода с одной работы на другую;
- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию;
- особенности некоторых видов профессий.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;
- написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о
предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;
- заполнить анкету;
- составить заявки на материалы, инструменты;
- написать расписку, докладную записку.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
УМК для обучающихся:
 В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 9 класс» (Москва, Владос, 2017),
УМК для учителя:
 С.А.Родионова, Т.А.Корепанова «Социальная адаптация учащихся» 5-9 классы.
Программы, планирование, тематические занятия. (Волгоград. Учитель.2014).
19



В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9
классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида».
Рвзвернутое тематическое планирование (Москва, Владос, 2012).

Материально-техническое обеспечение.










Компьютер
Интернет-ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b6060800200c9a66/x11_099.swf- те
www.openclass.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/
http://old.internet-school.ru (интернет-школа просвещение.ru)
www.skillopedia.ru (видеоуроки)
http://festival.1september.ru/
Компьютерные презентации к урокам
Кабинет для приготовления пищи

5. Содержание учебного предмета
9 класс - 17 часов
ТЕМАТИКА
Личная гигиена
1.Закаливание организма
2. Уход за руками
3.Ноги тоже требуют ухода
4. Личная гигиена (практическое). К/работа
Одежда, обувь
5.Ремонт одежды
6.Правила безопасной работы с инструментами (иглой, ножницами, утюгом)
7.Стирка изделий из цветных х/бумажных и шелковых тканей.
8. Одежда и обувь (практическое). К/работа
Питание
9.Режим питания
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы с режущими
инструментами кипятком
10.Правила пользования электрической и газовой плитами
Меню ужина
Сервировка стола к ужину
Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него
Ах, эта каша!
Ах, эта каша! (практическое). К/работа
Я и моя будущая семья
11. Семья
Счастливая семья
Культура поведения
12 Как вести себя в театре
Правила поведения за столом
20

Культура поведения (практическое)
К/работа по 2-м последним разделам
Жилище
13. Ваш дом
Уборка квартиры. Уход за полом
Пылесос – помощник в доме
Детские учреждения
К/работа по разделу
Транспорт
14.Транспорт – наш помощник
Торговля
15.Продовольственные магазины
Средства связи
16.Основные средства связи
Медицинская помощь
17. Медицинские учреждения
Виды медицинской помощи
Итоговая к/работа за год

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».