География 9 класс инд

Приложение
Утверждена
в составе АООП УО (ИН)
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
9 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п.Совхозный,2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 11

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0.5 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

4

 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
 познакомить с культурой и бытом разных народов;
 показать особенности взаимодействия человека и природы;
 помочь усвоить правила поведения в природе;
 содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
 формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
 содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

5

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 9 классе
Личностные результаты:


умение нести личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;


умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку
зрения и давать оценку событий;


сформированность ответственного отношения к выбору и построе-

нию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;


владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-

вающемся мире;


осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о

культуре народов родного края;


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-

ного взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;


сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;


способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


сформированность адекватных представлений о собственных воз-

можностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


проявление готовности к самостоятельной жизни.

6

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 9 классе
Минимальный уровень:
 представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
 владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба;

умение

описывать географический объект по карте;
 выделение,

описание

и объяснение

существенных

признаков

географических объектов и явлений;
 сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
 использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
 ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
 нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
 применение

приборов

и

инструментов

для

определения

количественных и качественных характеристик компонентов природы;

7

 называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;

8

 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

9

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов
физической, экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития
народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание
изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.

10

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1

Контрольные работы

1.

Введение. Политическая карта Евразии

2.

Западная Европа

2

3.

Южная Европа

1

4

Северная Европа

1

5

Восточная Европа

1

1

6.

Центральная Азия

1

1

7.

Юго-Западная Азия

2

1

8

Южная Азия

1

9

Восточная Азия

1

10

Юго-Восточная Азия

1

11

Россия (повторение)

2

1

12

Свой край

1

1

17

7

Итого

1

1

11

№

Тема предмета

Кол-во
часов

III.

1.

Политическая
карта Евразии

1ч.

2.

Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

2ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение. Государства Евразии - 1 час
Закрепление и систематизация
На политической карте Евразнаний обучающихся о Евразии
зии знакомятся с разнообракак самом большом и густонасе- зием стран, расположенных
ленном материке земного шара,
на материке. Показывают
его географическом положении,
границу между Европой и
хозяйстве и населении.
Азией, выделенной заранее
Совершенствование навыков ра- учителем. Показывают крупботы с географическими картанейшие государства Евразии,
ми.
используя помощь учителя
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
стран, расположенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся о географическом положении,
хозяйстве и населении России
Западная Европа – 2 часа
Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством,
населением Великобритании.

Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем

Достаточный уровень

На карте показывают Евразию.
По политической карте перечисляют крупнейшие государства Европы и Азии. По физической карте показывают
условную границу между Европой и Азией. Называют регионы
Европы и Азии, записывают их
в тетрадь

Описывают географическое положение Великобритании.
Называют и показывают на карте формы поверхности страны.
Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и расти12

3.

Франция (Французская Республика)

2ч.

Закрепление знаний школьников
о зависимости климата от географического положения объекта

предложения. Отмечают на
контурной карте Великобританию и ее столицу, с помощью

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями,
хозяйством, населением, культурой и достопримечательностями
Франции. Формирование интереса к изучаемому предмету

Показывают на карте Францию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ о Париже по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной
карте страну и ее столицу,
заранее выделенные учителем

тельного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и
быте народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Показывают на карте Францию,
столицу и крупные города. Отмечают их на карте. Называют
формы поверхности страны, полезные ископаемы. Сравнивают
климат Франции и Великобритании. Составляют рассказ о
культуре, быте, традициях
французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь на
текст в учебнике

13

4.

Испания
(Королевство
Испания)
Португалия
(Португальская
Республика)

1ч.

экономике стран Западной Евро- жители государства
пы. Показ причинноследственной зависимости между
географическим положением,
климатом, природой и развитием
международного туризма в государствах Западной Европы
Южная Европа - 1 час

стях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством, изучаемых стран.
Закрепление знаний о великих
географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населения. Составляют рассказ о главных достопримечательностях одной из стран

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

14

Северная Европа - 1 час
5. Норвегия (Королевство Норвегия)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

15

Восточная Европа – 3 часа
6. Польша
(Республика
Польша)

1ч.

(Чешская
7. Чехия
Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
Польши.
Формирование навыков показа
географических объектов на
настенной карте
Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Чехии и Словакии.
Формирование навыков показа

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Рассказывают о географическом
положении изучаемых стран,
что влияет на климат этой страны, какие отрасли промышленности особенно развиты. Составляют рассказ о достопримечательностях одного из государств

16

8. Венгрия (Венгерская Республика)

1ч.

географических объектов на
настенной карте
Продолжение формирования
представления обучающихся о
странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
Венгрии.
Развитие и совершенствование
навыков обучающихся при работе с настенной картой и картами
приложения к учебнику

Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

17

18

19

9. Казахстан (Республика Казахстан)

1ч.

Центральная Азия – 1 час
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Казахстан и его столиЦентральной Азии.
цу, используя помощь учитеФормирование системы знаний
ля. Отмечают их в контурной
об основных особенностях ГП
карте. По иллюстрациям расстраны. Раскрытие главных ососказывают, чем занимаются
бенностей природы, экономики,
жители государства
населения и хозяйственной деятельности Казахстана.

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

20

21

10. Грузия

1ч.

Юго-Западная Азия – 2 часа
Формирование представлений
Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу,
обучающихся о государствах
используя помощь учителя.
Юго-западной Азии. Формирование представлений о географи- Отмечают их в контурной
карте. Записывают в тетрадь
ческом положении, природных
отрасли сельского хозяйства
условиях, хозяйстве Грузии,
и промышленности, опираясь
обычаях и традициях грузин.
на текст учебника и испольРаскрытие главных особенностей
зуя помощь
природы, экономики, населения
и хозяйственной деятельности

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

22

11. Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Азербайджана. Работа
над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой

Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства. Описывают рельеф
страны, используя предложенные учителем предложения

Показывают на политической
карте Азербайджан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

23

Южная Азия – 1 час
12. Индия
(Республи-ка
Индия)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством
Индии

Показывают Индию на карте,
с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем предложения

Показывают на политической
карте Индию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательностях Индии

Восточная Азия – 1 час
13. Китай
(Китайская
Народная
Респуб-лика)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство с самым крупным государством Во-

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли про-

Показывают
карте Китай
Определяют
карте формы

на политической
и его столицу.
по физической
поверхности. От-

24

сточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф,
реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем
как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением

мышленности и сельского мечают в контурной карте геохозяйства этой страны, опи- графические объекты, предлораясь на текст учебника
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательностях Китая

25

14. Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).

1ч.

Юго-Восточная Азия – 1 час
Формирование представлений
На карте показывают Азию.
обучающихся о государствах
По иллюстрациям рассказыЮго-Восточной Азии. Формиро- вают, какие формы рельефа
вание системы знаний обучаюпреобладают в Азии. Назыщихся об основных особенностях вают изучаемые государства
ГП изучаемых стран. Раскрытие
и их столицы. Отмечают в
главных особенностей природы,
контурной карте, используя

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хо-

26

Россия (повторение) – 2 часа
15. Границы России

1ч.

16. Россия (Российская Федерация) –
крупнейшее государство Евразии

1ч.

Повторение и систематизирование знаний обучающихся о географическом положении России,
морских и сухопутных границах
государства. Совершенствование
навыков самостоятельной работы с географическими картами
при составлении описаний географических объектов
Повторение и обобщение знаний
обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике,
населении страны. Совершенствование навыков показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной
картой

Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее
выделенные учителем, пограничные государства

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью
учителя). Называют (заранее
выделенные учителем) и показывают крупные реки и
отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4
названий). Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России

Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах,
обозначают ее на контурной
карте. Называют моря, по которым проходит государственная
граница. Определяют по политической карте государства,
граничащие с Россией
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории
России. Называют горы России, показывают на физической
карте России. Перечисляют полезные ископаемые, которые
добываю на территории России.
Называют и показывают на
настенной карте крупнейшие
месторождения нефти и газа.
Наносят на контурную карту
географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом. Называют и показывают
на карте реки и озера России,
указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места рассе27

ления отдельных народов (с
опорой
на
политикоадминистративную карту)

28

17. История возникновения нашего
края.

1ч.

Свой край – 1 час
Продолжение формирования
Составляют рассказ об истопредставлений обучающихся о
рии возникновения своего
своем крае. Знакомство с основкрая, значимых исторических
ными историческими событиями, событиях, используя краепроисходящими в изучаемой
ведческие справочники, по
местности.
предложенным учителем
Формирование представлений о
предложениям. Записывают
специфике, уникальности, непо- формы поверхности своего
вторимости своего края, необхо- края в тетрадь
димости правильного взаимодействия человека и окружающей
среды.
Формирование представлений
обучающихся о географическом
положении своего края на политической и физической карте
России

Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях,
используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте
России границы своего края.
Называют формы рельефа своего края

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».