Чтение (литературное чтение) 9 класс инд

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)»
9 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
индивидуальное обучение)

п. Совхозный 2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г
№ 1026 (https://clckru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Литературное чтение» в 9 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 51 час в год (1,5 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение
(Литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно – познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно – познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности

3

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 9 классе определяет следующие задачи.
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
− развитие умения определять собственное отношения к поступкам
героев;
− совершенствование умения пересказывать текст по коллективно
составленному плану;
− совершенствование умения находить в тексте непонятные слова и
выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
− формирование

умения

выбирать

интересующую

литературу,

самостоятельно читать художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Личностные результаты:
 сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4

 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Минимальный уровень:
 уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к темпу
устной речи, доступные по содержанию тексты (после предварительной
подготовки);
 уметь определять тему произведения (под руководством учителя);
 отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию
произведения своими словами;
 участвовать в коллективном составлении словесно – логического
плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
 уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью учителя);
 уметь выбирать заголовки к пунктам плана из нескольких
предложенных;
 уметь устанавливать последовательность событий в произведении;
 уметь определять главных героев текста;

5

 уметь составлять элементарную характеристику героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя;
 знать стихотворения наизусть (7-9);
 уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по
содержанию произведения для внеклассного чтения, выполнять посильные
задания.
Достаточный уровень:
 уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
 уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
 уметь определять тему художественного произведения;
 уметь определять основную мысль произведения (с помощью
учителя);
 уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и
содержанию текст;
 уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью учителя);
 уметь различать главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
 уметь определять собственное отношение к поступкам героев (героя),
сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев
с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
 уметь пересказывать текст по коллективно составленному плану;
 уметь находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их
значение и смысл с опорой на контекст;
 уметь ориентироваться в круге доступного чтения; выбирать
интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно читать
художественную литературу;

6

 знать наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаический отрывок.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;

 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм
литературного произношения;
 выделяет

основную

мысль

произведения,

части

рассказа

с

незначительной помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает части;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
 отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
7

 твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 читает в основном правильно, бегло;
 допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
 допускает неточности в выделении основной мысли произведения
или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
 допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
 допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания,
но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
 допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
 допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
 затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
 отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
 обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» - не ставится.

8

Критерии оценивания пересказа текста
Оценка

«5»

-

пересказывает

содержание

прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

9

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую
направленность. Программа в 9 классе способствует умственному
развитию

обучающихся,

обеспечивает

гражданское,

нравственное,

эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний иумений,
который необходим им для социальной адаптации.
При обучении литературному чтению в 9 класса используются
следующие принципы: принцип коррекционно – речевой направленности,
принцип

доступности

последовательности,

обучения,

принцип

принцип

наглядности

в

систематичности
обучении,

и

принцип

индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы и формы работы, используемые на уроках литературного
чтения в 9 классе: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с
учебником

и

книгой)

наглядный

(наблюдение,

демонстрация),

практический. Виды деятельности обучающихся основаны на переработке
устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста
по плану, пересказ текста по предполагаемым вопросам, продолжение
текста, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям. Методы
и приемы, применяемые на уроках литературного чтения в 9 классе
направлены на успешное овладение программным материалом, как
следствие, подготовку обучающихся к сдачи итоговых работ.

10

Содержание разделов
Названия раздела, темы

№
1

Устное народное творчество

2

Из произведений русской литературы XIX

Количество
часов

Внеклассное
чтение

6

1

22

1

19

1

4

1

51

4

века
3

Из произведений русской литературы XX
века

4

Из произведений зарубежной литературы
Итого:

11

№

1.

2.

Тема предмета

Кол-во
часов

III.

Знакомство с
учебником «Чтение»

1

Обзорный урок
устного народного
творчества

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов учебной деятельности
Программное содержание

Минимальный уровень

Устное народное творчество – 6 часов
Ориентировка в учебнике чтения: Знакомятся с учебником,
знакомство с учебником, его
его разделами, условными
разделами, условными
обозначениями.
обозначениями.
Читают правильно,
Чтение вступительной статьи
выразительно.
раздела целыми словами,
Определяют главную
определение главной мысли.
мысль вступительной
Ответы на вопросы по
статьи.
содержанию.
Отвечают на вопросы
Обсуждение с одноклассниками.
учителя.
Составление рассказа «Что я читал Участвуют в обсуждении
летом?»
по теме «Как нужно
выбирать книги для
чтения?»
Выявление знаний обучающихся
Выполняют
по теме «устное народное
упражнения под контролем
творчество».
учителя после
Определение видов устного
предварительного разбора.
народного творчества.
Находят ответы на
Чтение пословиц и поговорок.
вопросы учителя в
Выявление смысла пословиц.
учебнике.
Объясняют смысл
Составление пословиц из 2-х
пословиц с опорой на
частей. Упражнение «Одним
словом» (замена поговорок одним иллюстративный материал.
словом): (на попятный двор,

Достаточный уровень

Ориентируются в
учебнике чтения: изучают
разделы, условные
обозначения, содержание.
Читают правильно,
выразительно, бегло.
Отвечают на вопросы
статьи.
Выделяют главную мысль.
Делятся впечатлениями о
летнем чтении книг
Читают пословицы и
поговорки.
Объясняют смысл
пословиц и поговорок.
Составляют пословицы из
2-ух частей
самостоятельно.
Заменяют поговорки
одним словом.
Отвечают на вопросы
учителя.

12

3.

Русские народные
песни. Колыбельная.
Русские народные
песни. Колыбельная
песня «За морем
синичка не пышно
жила»

1

4.

Былины.
Былина «На заставе
богатырской»

1

заткнуть за пояс, при царе
Горохе, хоть шаром покати, легок
на помине, у черта на куличиках,
яблоку негде упасть, как снег на
голову, ни к селу ни к городу)
Упражнение «Ромашка».
Называние жанров УНТ.
Приведение примеров.
Беседа по содержанию
произведения. Ответы на вопросы.
Выбор слов и выражений, данных
в учебнике, которые
характеризуют жениха (скромный,
приветливый, добродушный,
рассудительный, разборчивый,
злой на язык).
Выявление смысла колыбельной.
Заучивание колыбельной наизусть
Знакомство обучающихся с
былиной «На заставе
богатырской».
Чтение обучающимися былины не
спеша, плавно, медленно.
Выделение особенностей этого
жанра.
Работа над сложными для
понимания словами и
выражениями.
Выяснение главной мысли
произведения.
Работа с иллюстративным
материалом.

Читают пословицы и
поговорки

Разбираются в видах
устного народного
творчества

Находят ответы на вопросы
учителя в содержании
текста колыбельной.
Выполняют упражнение
«Ромашка» под
руководством учителя
после предварительного
подробного разбора.
Дают характеристику
жениху с опорой на
наглядный материал.
Заучивают колыбельную
наизусть с помощью
мнемотехнических таблиц
Читают текст былины
выборочно.
Находят ответы на вопросы
учителя в тексте былины.
Участвуют в составлении
плана пересказа былины.
Объясняют смысл
непонятных слов и
выражений с опорой на
иллюстративный материал.
Выполняют упражнения с
пословицами под
руководством учителя

Отвечают на вопросы по
содержанию колыбельной.
Выполняют упражнение
«Ромашка». Называют
жанры УНТ, приводят
примеры.
Дают характеристику
жениху самостоятельно.
Заучивают колыбельную
наизусть

Читают былины
выразительно, выборочно.
Отвечают на вопросы по
содержанию былины.
Выделяют особенности
жанра «Былина».
Отличают былины от
сказок.
Выделяют главную мысль
былины «На заставе
богатырской».
Составляют
характеристику Добрыни
Никитича.
13

5.

Сказки.
Русская народная
сказка «Сказка про
Василису
Премудрую» 1
часть, 2 часть.

1

Выявление знаний обучающихся о
народных сказках.
Выяснение непонятных слов и
выражений (закрома, верста,
лампада).
Чтение зачина сказки. Объяснение
смысла зачина сказки.
Перечисление чудес,
встретившихся в сказке.
Ответы на вопросы по
содержанию произведения.
Озаглавливание частей сказки.
Объяснение смысла пословиц.
Работа с иллюстративным
материалом

Зачитывают отрывки из
произведения.
Находят ответы на вопросы
учителя в учебнике.
Отвечают на вопросы по
содержанию произведения
после предварительного
разбора.
Озаглавливают 1 часть
сказки с помощью учителя.
Объясняют смысл пословиц
с опорой на
иллюстративный материал
после предварительного
разбора

Отвечают на вопросы
учителя по произведению.
Зачитывают отрывки из
произведения.
Озаглавливаю 1 часть
сказки.
Объясняют смысл
пословиц самостоятельно.
Работают с
иллюстрациями учебника

14

Сопоставление пословицы с
содержанием текста былины
6.

Сказки.
Русская народная
сказка «Сказка про
Василису
Премудрую» 3
часть, 4 часть.

1

Упражнение «Перепутанные
логические цепи».
Восстановление логической
последовательности сказки.
Выборочное чтение отрывковиз
произведения.
Работа над выяснением морали
сказки, признаков волшебной
сказки, поэтики сказки,
сказочных формул.
Работа с иллюстративным
материалом.

Читают правильно и
осознанно читать в
темпе,приближенном к
темпу устной речи.
Пересказывают 2 часть
сказки по наводящим
вопросам, плану,
наглядномуматериалу.
Используют
иллюстративный
материал для ответов по
содержанию
произведения.

Сопоставляют пословицы
с содержанием текста
былины
Формулируют
заголовкипунктов
плана.
Высказываются устно
потеме произведения.
Различают главных и
второстепенных
героевпроизведения с
элементарным
обоснованием
Работают с
иллюстративны
мматериалом.

15

7.

Литературные сказки.
В. А. Жуковский
Жизнь и творчество
поэта.
В.А. Жуковский.
Сказка «Три пояса» 1
часть

8.

В.А. Жуковский.
Сказка «Три пояса» 2
часть, 3 часть.

Из произведений русской литературы XIX века – 22 часа
1
Вступительная беседа учителя. Слушают сообщения
Чтение и пересказ биографии и учителя, используя опорные
основных фактов из жизни и
схемы и наглядный
творчества В. А. Жуковского.
материала.
Составление вопросов к
Отвечают на вопросы.
биографии и ответы на них.
Учителя по биографии В.А.
Выборочное чтение.
Жуковского.
Ответы га вопросы по тексту.
Читают отрывки из текста.
Беседа о знакомых
Читают отрывки из сказки.
обучающимся произведениях
Находят ответы на вопросы
В. А. Жуковского.
учителя в учебнике,
Знакомство со сказкой В. А.
зачитывают из.
Жуковского «Три пояса».
Пересказывают 1 часть сказки
Прослушивание аудиозаписи
с опорой на
1 части сказки В. А.
Жуковского
«Три пояса».
Объяснение непонятных слов
и выражений.
1
Чтение фраз Людмилы, которые Работают по содержанию
она произносит в разговоре с
произведения. Читают
подругами. Объяснение
отдельные части сказки.
значения каждого выражения.
Объясняют значение
Чтение по ролям сказки.
каждого выражения
Рассмотрение иллюстрации к
Людмилы после
сказке.
предварительного разбора.
Выяснение идеи и главной
Описывают портрет старой
мысли произведения.
женщины, которая спала на
Описание портрета старой
солнце с опорой на
женщины, которая спала на
иллюстрации
солнце

Составляют вопросы к
биографии В.А.
Жуковского и отвечают на
них.
Вспоминают балладу
«Перчатка» В.А,
Жуковского, кратко
пересказывают ее.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях
В. А. Жуковского

Читают сказку по ролям с
соблюдением интонации и
пауз.
Объясняют значение
каждого выражения
Людмилы.
Объясняют, в чем
заключается главная мысль
произведения.
Описывают портрет старой
женщины

16

9.

И.А. Крылов
Жизнь и творчество
великого русского
баснописца.
И.А. Крылов. Басня
«Кот и повар»

1

10.

А.С. Пушкин
Жизнь и творчество
поэта.
А.С. Пушкин
Поэма «Руслан и
Людмила» (песнь
первая)

1

Дифференциация понятий
«литературная сказка»,
«народная сказка».
Ответы на вопросы по
содержанию произведения
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
И. А. Крылова.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениях
И. А. Крылова.
Работа над выборочным
чтением.
Чтение по ролям.
Работа с иллюстративным
материалом.
Самостоятельное
составление вопросов к
тексту. Работа над сложными
для понимания словами и
выражениями.

Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
А. С. Пушкина.
Распределение по жанрам
названия произведений
Пушкина.
Чтение учителем 1 главы
поэмы.
Ответы на вопросы
учебника по 1 главе

развёрнутый материал после
предварительного разбора.
Объясняют смысл
непонятных слов и
выражений
Продолжают знакомиться с
биографией писателя,
используя опорные схемы и
наглядный материал.
Отвечают на вопросы при
помощи учителя.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора.
Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Выборочно читают текст
произведения.
Пересказывают текст
произведения по
наводящим вопросам,
плану, наглядному
материалу
Продолжают знакомиться с
биографией писателя,
используя опорные схемы и
наглядный материал.
Отвечают на вопросы при
помощи учителя.
Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами в темпе,
приближенном к темпу

Объясняют различия
литературной сказки и
народной сказки
Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества И. А. Крылова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Выборочно читают текст.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях И.А.
Крылова

Продолжают знакомиться с
биографией и основными
этапами творчества А.С.
Пушкина.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Читают вслух правильно,
бегло, выразительно.
Объясняют сложные слова
17

11.

А.С. Пушкин
Поэма «Руслан и
Людмила»
(песнь вторая)

1

12.

А.С. Пушкин
Поэма «Руслан и
Людмила»
(песнь третья)

1

13.

Проза в творчестве
А.С. Пушкина
Повесть «Барышнякрестьянка» 1 часть

1

произведения А. С.
Пушкина «Руслан и
Людмила».

устной речи

и выражения.

Ответы на вопросы.
Объяснение значения
непонятных слов и выражений:
чертог, фимиам, перси, арап.
Замена устаревших слов
современными: глас, скрыпя,
вспылал, дуброва, подъемлет,
приближился, лобзая.
Чтение описания битвы Руслана
и Рогдая. Рассказывание о
Объяснение значения
непонятных слов: риза,
лилейный, десница.
Ответы на вопросы учебника.
Объяснение выражения: «А
девушке в семнадцать лет
какая шапка не пристанет?»
Рассказывание о чертах
характера Людмилы.
Описание встречи Руслана с
головой.
Чтение по ролям диалога
Руслана и головы
Ответы на вопросы учебника по
произведению А.С. Пушкина
«Барышня-крестьянка».
Рассказывание об отношениях
Лизы и Насти.
Чтение разговора Лизы и Насти

Находят в тексте незнакомые
слова, учатся объяснять их,
опираясь на текст под
контролем учителя.
Читают доступные по
содержанию отрывки из
поэмы.
Находят в тексте поэмы
ответы на вопросы учителя,
зачитывают их.
Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Пересказывают отдельные
части произведения,
доступные по изображаемым
событиям.
Находят в тексте незнакомые
слова, учатся объяснять их,
опираясь на текст под
контролем учителя

Отвечают на вопросы
учителя своими словами.
Читают отрывки из поэмы
бегло и выразительно.
Пересказывают 1 и 2 часть
поэмы.
Читают по ролям диалог

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Пересказывают отдельные
части произведения,
доступные по изображаемым

Читают вслух правильно,
бегло, выразительно.
Читают по ролям диалог
Руслана и головы.
Объясняют значение
непонятных слов.
Объясняют выражение: «А
девушке в семнадцать лет
какая шапка не
пристанет?»
Описывают встречу
Руслана с головой.
Пересказывают поэму
Отвечают на вопросы
учебника.
Пересказывают отрывки об
отношениях Лизы и Насти.
Читают разговор Лизы и
Насти по ролям.
18

14.

А.С. Пушкин. Повесть
«Барышнякрестьянка» 2 часть

1

15.

А.С. Пушкин.
Повесть
«Барышнякрестьянка» 2 часть
А.С. Пушкин
Повесть «Барышнякрестьянка».
Завершающий урок
Внеклассное чтение.

1

16.

1

по ролям.
Чтение отрывка Лизы –
Акулины и Алексея.
Чтение отрывка «Размышления
Лизы и Алексея»
Разбор незнакомых слов и
выражений
Разбор незнакомых слов и
выражений.
Рассказ о событии,
примирившем Берестова и
Муромского.
Характеристика времени, в
котором происходят события,
описываемые Пушкиным.
Чтение диалога отца и дочери
Муромских по ролям.
Выяснение отношения отца к
поступкам Лизы
Просмотр отрывков из
художественного фильма
«Барышня – крестьянка»

событиям.
Находят в тексте незнакомые
слова, учатся объяснять их,
опираясь на текст под
контролем учителя

Читают отрывок ЛизыАкулины и Алексея.
Читают отрывок
«Размышление Лизы и
Алексея»

Читают повесть бегло и
выразительно.
Отвечают на вопросы
учебника.
Характеризуют отношение
отца к поступкам Лизы по
наводящим вопросам
учителя.

Объясняют незнакомые
слова и выражения.
Читают выразительно и
бегло диалог отца и дочери
Муромских по ролям.
Характеризуют отношение
отца к поступкам Лизы.

Просматривают отрывки из
фильма. Пересказывают
повесть с опорой на
развёрнутый план

Просматривают отрывки из
фильма. Пересказывают
повесть по плану

Выборочное чтение,
рассказывание отрывков из
произведений.
Работа с иллюстративным
материалом, рисунками
учащихся.
Работа в парах, командах.

Участвуют в уроках
внеклассного чтения,
выполняя посильные
задания по прочитанному
тексту

Пересказывают отрывки
произведения.
Работают с
иллюстративным
материалом, в том числе
выполненным самими
учащимися работают с
19

17.

М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество
поэта.
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Тучи»

1

18.

М.Ю. Лермонтов
«Баллада»

1

Работа с выставкой книг,
дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного
чтения.
Высказывание впечатления от
прочитанного, выражение
своего отношения к героям
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
М.Ю. Лермонтова.
Ответы на вопросы учебника.
Беседа о знакомых
обучающимся. произведениях
М.Ю. Лермонтова.
Раскрытие темы одиночества
в стихотворениях
М.Ю. Лермонтова.
Выделение главной мысли
стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Тучи».
Знакомство с таким
литературным жанром, как
баллада. Раскрытие тему
любви в
балладе М. Ю. Лермонтова.
Определение главной мысли.
Ответы на вопросы по
произведению М.Ю.
Лермонтова «Баллада».
Чтение отрывка «Описание
моря».Выразительное
чтениепроизведения М.Ю.
Лермонтова «Баллада»

выставкой книг, дневником
внеклассного чтения,
уголком внеклассного
чтения

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Выделяют тему
произведения, участвуют в
обсуждении идеи под
контролем учителя.
Отвечают на вопросы
учебника

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества М.Ю.
Лермонтова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Выделяют тему
произведения,
участвуют в
обсуждении идеи.
Отвечают на вопросы.
Заучивают
стихотворение.
Участвуют в беседе с
опорой на свои знания.
Выразительно читают текст
произведения, соблюдают
интонацию.
Раскрывают тему любви в
балладе М.Ю. Лермонтова.
Определяют главную
мысль.

20

19.

М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Морская царевна»

1

20.

Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество
писателя.
Н.В. Гоголь.
Повесть
«Майская ночь, или
утопленница»
(отрывки в
сокращении). Глава
«Ганна»

1

21.

Н.В. Гоголь Повесть
«Майская ночь или
утопленница»
(глава
«Утопленница»)
Н.В. Гоголь. Повесть
«Майская ночь или
утопленница» (глава
«Пробуждение»)

1

Ответы на вопросы по
произведению М.Ю.
Лермонтова «Морская
царевна».
Выразительное чтение
стихотворения.
Объяснение смысла
выражений: ушами прядет;
лихие друзья.
Чтение рассказа И.
Андроникова о Лермонтове.
Разбор непонятных слов и
выражений.
Ответы на вопросы учебника.
Чтение отрывка, где Ганна
сравнивает звёзды на небе.
Просмотр иллюстрации
учебника к произведению.
Чтение по ролям диалога Левко
и Ганны

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Выделяют тему
произведения, участвуют в
обсуждении идеи под
контролем учителя.
Отвечают на вопросы
учебника

Отвечают на вопросы
учебника.
Читают выразительно,
соблюдают интонацию.
Объясняют смысл
непонятных слов и
выражений.
Выделяют тему
произведения, участвуют в
обсуждении

Отвечают на вопросы
учебника.
Находят ответы на вопросы в
содержании под контролем
учителя.
Читают по ролям

Объясняют значение
незнакомых слов и
выражений.
Отвечают на вопросы
учебника.
Читают отрывки.
Работают с иллюстрацией
учебника.
Читают по ролям диалог с
соблюдением интонации

Разбор непонятных слов и
выражений.
Ответы на вопросы учебника.
Выразительное чтение главы
«Утопленница»

Отвечают на вопросы
учебника.
Находят ответы на вопросы в
содержании под контролем
учителя

Объясняют значение
незнакомых слов и
выражений.
Отвечают на вопросы
учебника.
Находят ответы на вопросы
в содержании под
контролем учителя.

21

22

Внеклассное чтение
по произведению Н.В.
Гоголя «Вечера на
хуторе близ
Диканьки»
(«Заколдованное
место», «Ночь перед
Рождеством»)

1

Выборочное чтение,
рассказывание отрывков из
произведений.
Работа с иллюстративным
материалом, рисунками
обучающихся.
Работа с выставкой книг,
дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного
чтения.
Высказывание своего мнения о
прочитанном, выражение
своего отношения к героям

Выполняют доступные
задания по прочитанному
тексту участвуют в
конкурсах, викторинах,
выполняя посильные
задания, используя помощь
учителя

23.

Н.А. Некрасов
Жизнь и творчество
поэта.
Н.А. Некрасов.
Стихотворение
«Рыцарь на час»
(отрывки)

1

Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Н. А. Некрасова.

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.

Н.А. Некрасов
Поэма «Саша»

1

24.

Раскрытие темы отношения к
матери в стихотворении
Н. А. Некрасова. Соотнесение
событий, описанных в
стихотворении с
реальными событиями в жизни
поэта.
Устное словесное рисование.
Раскрытие темы бережного
отношения к окружающей
среде в стихотворении Н. А.
Некрасова.
Определение главной мысли.
Выразительное чтение

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Находят в тексте
незнакомые слова, учатся
объяснять их, опираясь на
текст под контролем
учителя
Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Находят в тексте незнакомые
слова, учатся объяснять их,
опираясь на текст под
руководством учителя

Пересказывают отрывки из
прочитанных
произведений.
Используют элементы
драматизации.
Работают с
иллюстративным
материалом, в том числе
выполненным самими
обучающимися
Работают с выставкой книг,
дневником внеклассного
чтения, уголком
внеклассного чтения.
Знакомятся с биографий и
основными этапами
творчества Н.А. Некрасова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Раскрывают тему
отношения к матери в
стихотворении
Н. А. Некрасова.

Используют метод «устное
словесное рисование».
Раскрывают тему
бережного отношения к
окружающей среде в
стихотворении
Н. А. Некрасова.
22

стихотворения.
Заучивание стихотворения до
слов: «Враг уже мертвого
топчет героя»

25.

А. А. Фет.
Жизнь и творчество
поэта.
А.А. Фет.
Стихотворение «На
заре ты её не буди»
Романс А.Е.
Варламова на слова
А.А. Фета «На заре
ты её не буди»

1

Знакомство обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества А. А. Фета.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениях
А. А. Фета.
Заучивание стихотворения
наизусть.
Выразительное чтение
стихотворения А.А. Фета «На
заре ты её не буди».
Ответы на вопросы учебника
по содержанию стихотворения
А.А. Фета «На заре ты ее не
буди».

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора.
Выражают свое отношение
к поступкам героев и
событиям под
руководством учителя.
Прослушивают романс

Определяют главную
мысль.
Делят текст на части,
озаглавливают части.
Заучивают отрывки
стихотворения наизусть
Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества А. А. Фета.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
учителя по тексту.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях А. А.
Фета.
Читают стихотворение
выразительно и с
соблюдением интонации.
Используют средства
художественной
выразительности

23

26. А.А. Фет.
Стихотворение
«Помню я: старушка
няня…».
А.А. Фет.
Стихотворение «Это
утро, радость эта»

1

27. А.П. Чехов
Жизнь и творчество
писателя.
А.П. Чехов. Рассказ
«Злоумышленник»
(в сокращении)

1

Объяснение незнакомых слов.
Выразительное чтение
стихотворения А.А. Фета
«Помню я: старушка няня…»
Работа над средствами
художественной
выразительности.
Высказывание своего мнения,
коллективное обсуждение
Заучивание стихотворение
наизусть.
Ответы на вопросы по
содержанию
Знакомство обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества А. П.
Чехова.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениям
А.П. Чехова.
Объяснение непонятных слов
и выражений.
Чтение отрывка, где
описывают персонажа
Дениса.
Чтение рассказа по ролям.
Ответы на вопросы учебника

Учат стихотворение наизусть
(объём текста с учётом
особенностей обучающихся)
при помощи
мнемотехнических таблиц.
Выражают свое отношение к
поступкам героев и
событиям под руководством
учителя

Читают стихотворение
выразительно и с
соблюдением интонации.
Используют средства
художественной
выразительности
применяют метод
«словесное рисование».
Коллективно обсуждают и
высказывают свое мнение.
Заучивают стихотворение
наизусть

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора.
Объясняют значение
непонятных слов и
выражений с помощью
учителя.
Отвечают на вопросы
учебника

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества А.П. Чехов.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях А. П. Чехов.
Читают рассказ по ролям.
Отвечают на вопросы
учебника

24

28. Итоговое занятие по
теме: «Из
произведений русской
литературы XIX
века»

1

Рассматривание иллюстрации к
рассказу А.П. Чехова
«Пересолил».
Словесное описание внешнего
вида обоих персонажей
рассказа.
Деление рассказа на части,
озаглавливание каждой части.
Пересказ рассказа
Обсуждение произведения
русской литературы XIX века.
Рассказывание отрывков из
произведений.

Отвечают на вопросы
учебника.
Описывают внешний облик
обоих персонажей при
помощи развёрнутого плана.
Пересказывают рассказ с
опорой на иллюстрации и
развёрнутый план

Описывают внешний облик
обоих персонажей.
Пересказывают рассказа,
опираясь на план

Читают и участвуют в
обсуждении произведений
русской литературы XIX
века.
Зачитывают отрывки из
произведений выборочно

Читают и обсуждают
произведения русской
литературы XIX века.
Пересказывают отрывки из
произведений

25

Из произведений русской литературы XX века - 19
29. А.М. Горький
Жизнь и творчество
писателя.
А.М. Горький
«Песня о Соколе»
(в сокращении)

1

30. В.В. Маяковский
Жизнь и творчество
поэта.
В.В. Маяковский.
Стихотворение
«Необыкновенное
приключение,
бывшее с
В. Маяковским
летом на даче» (в
сокращении)

1

Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
А.М. Горький.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениям
А.М. Горького.
Ответы на вопросы учебника
по содержанию произведения
А.М. Горького «Песня о
Соколе».
Чтение отрывка, в котором
описывается водяной поток,
море.
Знакомить обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества В. В.
Маяковского.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениям
В.В. Маяковского

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Объясняют значение
непонятных слов и
выражений после
предварительной
подготовки.
Выразительно читают
рассказ.

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества А.М. Горького.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Объясняют значение
непонятных слов и
выражений.
Выразительно читают
рассказ с соблюдением
ритма и интонации

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал. Читают отрывки
из текста. Отвечают на
вопросы после
предварительного разбора

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества В.В.
Маяковского.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениям В.В.
Маяковского

26

31. М.И. Цветаева
Жизнь и творчество
поэтессы

1

32. М.И. Цветаева.
Стихотворение
«Вчера ещё в глаза
глядел»

1

33. К.Г. Паустовский
Жизнь и творчество
писателя.
К.Г. Паустовский.
Рассказ
«Стекольный
мастер»
1 часть

1

Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
М.И. Цветаевой.
Беседа о знакомых
произведениях М.И. Цветаевой

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора
Заучивание стихотворения М.И. Учат стихотворение наизусть
Цветаевой «Вчера ещё в глаза
(объём текста с учётом
смотрел» наизусть.
особенностей обучающихся)
Выразительное чтение
при помощи
стихотворения М.И. Цветаевой мнемотехнических таблиц.
«Вчера еще в глаза смотрел».
Выражают свое отношение к
Ответы на вопросы учебника по поступкам героев и
содержанию стихотворения
событиям под руководством
М.И. Цветаевой «Вчера еще в
учителя
глаза смотрел».
Раскрытие темы несчастной
любви в стихотворении
М.И. Цветаевой
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
К.Г. Паустовского.
Беседа о знакомых
обучающимся произведениям
К.Г. Паустовского.
Ответы на вопросы по
содержанию произведения.
Чтение отрывка «Почему
баба Ганя не давала брать в
руки изделия из хрусталя?».

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества М.И. Цветаевой.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениям М.И.
Цветаевой
Читают стихотворение
выразительно и с
соблюдением интонации.
Используют средства
художественной
выразительности.
Прослушивают романс.
Выражают свое отношение
к поступкам героев и
событиям
Раскрывают тему
несчастной любви в
стихотворении М.И.
Цветаевой
Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества К.Г.
Паустовского.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях К. Г.
Паустовского

27

34. К.Г. Паустовский.
Рассказ «Стекольный
мастер»
2 часть

1

35. С. А. Есенин
Жизнь и творчество
поэта.
С.А. Есенин.
Стихотворение
«Нивы сжаты…»

1

36. С.А. Есенин
Стихотворение
«Собаке Качалова»

1

Чтение отрывка «Как дед
отозвался о бабке Гане».
Чтение отрывка, где
описывается внук бабки Гани.
Определение основной идеи
рассказа.
Чтение отрывка «Описание
природы».
Пересказ рассказа по плану
Знакомство обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества С. А.
Есенина.
Беседа о знакомых
произведениях С. А. Есенина.
Раскрытие темы красоты
русской природы и любви к
родной земле в поэзии
С А Есенина.
Заучивание стихотворения
наизусть
Раскрытие темы любви в
поэзии С. А. Есенина.
Ответы на вопросы по
содержанию
стихотворения.
С.А. Есенина «Собаке
Качалова».
Выразительное чтение
стихотворения

Читают отрывки из
произведения.
Участвуют в определении
основной идеи рассказа.
Пересказывают
произведение с опорой на
развёрнутый план
Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Выделяют тему
произведения, участвуют
в обсуждении

Зачитывают отрывки из
произведения.
Определяют основную
мысль произведения.
Пересказывают рассказ по
плану

Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях С. А.
Есенина

Раскрывают тему любви в
поэзии С.А. Есенина.
Сопоставляют истории,
описанные в стихотворении
с реальными историями из
жизни С.А. Есенина

28

37. М.А. Шолохов
Жизнь и творчество
писателя.

1

«Судьба человека» ч.1
(отрывки в
сокращении)

38. М.А. Шолохов.
Рассказ
«Судьба человека» ч.2
(отрывки в
сокращении)

1

Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
М.А. Шолохова.
Беседа о знакомых
произведениях М.А. Шолохова.
Просмотр презентации
«история создания рассказа».
Объяснение значения
непонятных слов и выражений.
Чтение 1 части рассказа.
Ответы на вопросы по
содержанию 1 части рассказа
М.А. Шолохова «Судьба
человека».
Составление плана второго
отрывка «Побег из плена» и
пересказывание его содержания
по плану.
Объяснение авторской позиции:
почему М. Шолохов назвал
рассказ «Судьба человека», а не
«Судьба Андрея Соколова».
Просмотр отрывков из фильма
режиссёра С. Бондарчука,

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал. Читают отрывки
из текста. Отвечают на
вопросы после
предварительного разбора.
Пересказывают отрывок из
произведения с опорой на
развёрнутый план

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества М.А. Шолохова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях М. А.
Шолохова.
Составляют план второго
отрывка «Побег из плена» и
пересказывают его по плану.

Читают в темпе,
приближенном к темпу
устной речи доступные по
содержанию отрывки.
Выбирают заголовки к
пунктам плана из нескольких
предложенных с помощью
учителя.
Участвуют в коллективном
составлении словесно –

Читают вслух правильно,
бегло и осознанно.
Отвечают на вопросы
своими словами и словами
автора.
Самостоятельно разделяют
рассказ на части,
озаглавливают каждую
часть.

29

снятого на основе этого
рассказа

39. Просмотр фильма по
рассказу «Судьба
человека»

1

40. Внеклассное чтение.
Чтение произведений
о ВОВ, о подвигах
народа.

41. Е. И. Носов
Жизнь и творчество
писателя.
Е.И. Носов
«Трудный хлеб» 1
часть

1

Формирование умения излагать
текст, располагая смысловые
части в соответствии с планом.
Смысловой анализ текста
Передача содержания
авторского текста своими
словами
Определение главной мысли
произведения
Формирование умения излагать
текст, располагая смысловые
части в соответствии с планом.
Смысловой анализ текста
Передача содержания
авторского текста своими
словами
Знакомство обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества Е. И.
Носова.
Носова.
Объяснение значения
непонятных слов и
выражений. Ответы на
вопросы по содержанию
произведения Е.И. Носова

логического плана
прочитанного текста.
Определяют главных героев
произведения. Составляют
характеристику героев с
помощью учителя
Излагают текст, располагая
смысловые части в
соответствии с планом под
руководством учителя

Излагают текст, располагая
смысловые части в
соответствии с планом под
руководством учителя

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал. Читают отрывки
из текста. Отвечают на
вопросы после
предварительного разбора.
Раскрывают основную мысль
рассказа после
предварительного разбора

Пересказывают текст по
плану

Излагают текст, располагая
смысловые части в
соответствии с планом.
Анализируют текст.
Переделывают содержание
авторского текста своими
словами.
Определяют главную
мысль произведения
Анализируют текст.
Переделывают содержание
авторского текста своими
словами.
Определяют главную
мысль произведения

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества Е.И. Носова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях Е. И. Носова.
Выражают отношение к
30

42 Е.И. Носов. Рассказ
«Трудный хлеб» 2
часть

1

«Трудный хлеб».
Составление
характеристики Чанга.
Запись её после
коллективного
обсуждения. Выражение
отношения к вопросу,
который задал автор
хозяину Чанга.
Объяснение значения
непонятных слов и выражений.
Ответы на вопросы по
содержанию произведения Е.И.
Носова «Трудный хлеб».
Составление характеристики
Чанга. Запись её после
коллективного обсуждения.

произведения

вопросу, который задал
автор хозяину Чанга.
Раскрывают основную
мысль рассказа

Отвечают на вопросы по
содержанию произведения.
Составляют характеристику
Чанга, записывают её после
обсуждения.
Выражают отношение к
вопросу, который задал

Отвечают на вопросы по
содержанию произведения.
Составляют характеристику
Чанга, записывают её.
Выражают отношение к
вопросу, который задал
автор хозяину Чанга.

31

Выражение отношения к
вопросу, который задал автор
хозяину Чанга.
Раскрытие основной мысли
рассказа
43. Н.М. Рубцов
Жизнь и творчество
поэта.
Н.М. Рубцов.
Стихотворение
«Тихая моя
родина»

1

автор хозяину Чанга под
контролем учителя.
Раскрывают основную мысль
рассказа после
предварительного разбора
произведения
Знакомство обучающихся с
Знакомятся с биографией
биографией и основными
писателя, используя опорные
этапами творчества Н. М.
схемы и наглядный
Рубцова.
материал. Читают отрывки
Беседа о знакомых
из текста. Отвечают на
произведениях Н.М. Рубцова.
вопросы после
Объяснение значения
предварительного разбора.
непонятных слов и выражений. Находят в тексте незнакомые
Ответы на вопросы по
слова, учатся объяснять их,
содержанию произведения Н.М. опираясь на текст.
Рубцова «Тихая моя родина.
Участвуют в беседе,
Выразительное чтение
используя иллюстративный
стихотворения.
материал
Раскрытие темы Родины, любви
к родной земле в стихотворении
Н. М. Рубцова.

Раскрывают основную
мысль рассказа

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества Н.М. Рубцова.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Учувствуют в беседе о
знакомых
обучающимся.
Раскрывают тему
Родины, любви к
родной земле в
стихотворении
Н. М. Рубцова

32

44. Н.М. Рубцов.
Стихотворение
«Русский огонёк» (в
сокращении)

1

Беседа по произведению Н.М.
Рубцова «Русский огонёк» с
опорой на иллюстративный
материал.
Объяснение значения
непонятных слов и выражений.
Ответы на вопросы по
произведению Н.М. Рубцова
«Русский хлеб».
Обсуждение основных черт
характера старой женщины.

Читают выборочно,
пересказывают отрывки из
произведений с помощью
развёрнутого плана.
Находят в тексте незнакомые
слова, учатся объяснять их,
опираясь на текст.
Участвуют в беседе,
используя иллюстративный
материал

произведениях Н. М.
Рубцова
Участвуют в беседе с
опорой на иллюстративный
материал.
Читают выразительно с
соблюдением интонации.
Используют средства
художественной
выразительности.
Раскрывают позицию
автора. Объясняют
значение непонятных слов

33

45.

Ю. Коваль
Жизнь и творчество
Ю. Коваля.
Ю. Коваль. Повесть
«Приключения
Васи Куролесова»
гл. 1, 2

1

46.

Ю. Коваль. Повесть
«Приключения Васи
Куролесова» гл. 3, 4

1

Заучивание отрывков из
произведения Н.М. Рубцова
«Русский хлеб» наизусть
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Ю. Коваля.
Беседа о знакомых
произведениях Ю.
Коваля.
Объяснение значения
непонятных слов и
выражений. Чтение
отрывка про рынок.
Ответы на вопросы.
Чтение и анализ отрывка
«Как Вася торговался с
мужиком…». Чтение и
анализ сцены «торг по
ролям…».
Объяснение выражения «Лопух
лопухом».
Чтение отрывков о том, где
говорится вначале о гордости
Васи за свою покупку, а затем о
его разочаровании.
Рассказывание о переживаниях
Васи по поводу своей
неудачной покупки.

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал. Читают отрывки
из текста. Отвечают на
вопросы после
предварительного разбора.
Читают выразительно 1-ю
главу произведения.
Выделяют тему
произведения, участвуют в
обсуждении.
Пересказывают произведение
после
предварительного разбора с
опорой на развёрнутый план
Пересказывают отдельные
части произведения,
доступные по изображаемым
событиям.
Выражают свое отношение к
поступкам героев и
событиям. Участвуют в
беседе, используя
иллюстративный материал

и выражений. Раскрывают
основные черты характера
старой женщины
Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества Ю. Коваля.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях
Ю. Коваля

Участвуют в беседе с
опорой на иллюстративный
материал, произведения
искусства, музыку.
Читают выразительно с
соблюдением интонации.
Озаглавливают части
рассказа, пересказывают по
плану.

34

Чтение описания ночи.
Озаглавливание части рассказа.
Пересказ
47.

Ю. Коваль. Повесть
«Приключения Васи
Куралесова» гл. 5, 6, 7

1

Ответы на вопросы по
произведению Ю. Коваля
«Приключения Васи
Куралесова».
Описание внешнего вида пса и
его поступков в первый день в
деревне.
Рассказ о том, как изменяется
отношение Васи к собаке.
Пересказ произведения Ю.
Коваля «Приключения Васи
Куралесова» по плану

Пересказывают отдельные
части произведения,
доступные по изображаемым
событиям.
Отвечают на вопросы по
произведению.
Выражают свое отношение к
поступкам героев и
событиям. Участвуют в
беседе, используя
иллюстративный материал

Раскрывают смешное и
комичное в произведении.
Выделяют главную мысль
рассказа
Участвуют в беседе с
опорой на иллюстративный
материал, произведения
искусства, музыку.
Читают выразительно с
соблюдением интонации.
Используют средства
художественной
выразительности.
Используют метод
словесного рисования.
Озаглавливают части
рассказа, пересказывают по
плану.
Раскрывают смешное и
комичное в произведении.
Выделяют главную мысль
рассказа

35

48 Роберт Луис
Стивенсон
Жизнь и творчество
писателя
Стихотворение
(баллада)
«Вересковый мёд» (в
сокращении)

49.

Эрнест СетонТомпсон
Жизнь и творчество
писателя.
Эрнест СетонТомпсон
Жизнь и творчество
писателя.
Эрнест СетонТомпсон. Рассказ
«Снап» 1 часть

1

1

Из произведений зарубежной литературы – 4 часа
Знакомство обучающихся с
Знакомятся с биографией
биографией и основными
писателя, используя опорные
этапами творчества Роберта
схемы и наглядный
Луиса Стивенсона.
материал. Читают отрывки
Выборочное чтение.
из текста. Отвечают на
вопросы после
Ответы на вопросы учителя по
предварительного разбора
тексту.
Беседа о знакомых
произведениях Роберта Луиса
Стивенсона

Знакомство обучающихся с
биографией и основными
этапами творчества Эрнеста
Сетона-Томпсона.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту.
Беседа о знакомых
произведениях Эрнеста СетонаТомпсона

Знакомятся с биографией
писателя, используя опорные
схемы и наглядный
материал.
Читают отрывки из текста.
Отвечают на вопросы после
предварительного разбора

Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества Роберта Луиса
Стивенсона.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Выборочно читают текст.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях Роберта
Луиса Стивенсона
Знакомятся с биографией и
основными этапами
творчества Эрнеста-Сетона
Томпсона.
Составляют вопросы к
биографии и отвечают на
них.
Выборочно читают текст.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.
Учувствуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях Эрнеста
Сетона Томпсона

36

Коллективное обсуждение
произведения
50

Эрнест СетонТомпсон. Рассказ
«Снап» часть 2.
Эрнест СетонТомпсон. Рассказ
«Снап» часть 3

1

Объяснение сложных для
понимания слов и выражений:
бультерьер, джинджерснап,
гончие, волкодав, кайот.
Чтение отрывка «Как вёл себя
Снап на ферме Пенруфа».
Ответы на вопросы по
содержанию произведения.
Чтение по ролям отрывков из
произведения.
Работа с иллюстрацией
учебника.
Просмотр отрывков из фильма,
Пересказ части произведения

Принимают участие в
коллективном обсуждении в
доступной форме
Читают выборочно отрывки
из произведения.
Отвечают на вопросы по
содержанию произведения
после предварительного
разбора.
Работают с иллюстрацией
учебника.
Читают отрывки по ролям на
доступном материале.
Пересказывают 2 часть
произведения с опорой на
развёрнутый план после
предварительного разбора

Читают выразительно с
соблюдением интонации.
Составляют характеристику
персонажей.
Работают с
иллюстративным
материалом. Озаглавливают
части, пересказывают по
плану.
Читают отрывки по ролям.
Пересказывают 2 часть
произведения

37

51.

Заключительный
урок.
Тестовые задания

1

Выполнение тестовых заданий.
Обзор разделов учебника

Выполняют тестовые
задания.
Вспоминают разделы
учебника

Выполняют тестовые
задания.
Вспоминают разделы
учебника.
Знакомятся со списком
литературы для чтения в
летний период

38

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».