Русский язык 9 класс инд

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
9 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
индивидуальное обучение)

п. Совхозный 2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................. 12

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1, с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 51 час в год (1,5 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности
Задачи:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

3

 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
определяет следующие задачи.
 совершенствование умения дифференцировать части слова по
существенным признакам;
 повторение грамматических признаков изученных частей речи;
 совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к
различным частям речи по существенным признакам;
 развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для
уточнения написания слов;
 совершенствование умения находить главные и второстепенные
члены предложения;
 совершенствование умения составлять и различать предложения
разные по интонации;
 развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
 формирование умения различать простые и составные числительные;
 формирование умения писать числительные с мягким знаком на
конце и в середине слова;
 совершенствование умения написания изложения,
повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения;
 воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Личностные результаты:
 сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4

 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;

5

 использовать

на

письме

орфографические

правила

после

предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений (с опорой на
представленный образец);
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,

практической

деятельности,

опорным

словам

и

предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языковогооформления.

6

Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя;
 находить

орфографические

трудности

в

слове

и

решать

орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию
и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;

7

 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия
основной мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного

коллективного

разбора

темы,

основной

мысли,

структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60
слов).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
8

результатов обучающегося учитывается уровень самостоятельности и
особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание

материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При

оценке

письменных

работ

следует

руководствоваться

следующими нормами:
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
 оценка «2» - не ставится.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания такжене учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
9

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

индивидуально

для

каждого

обучающегося.

Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится
При

оценке

творческих

заданий

следует

руководствоваться

следующими нормами.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении
10

предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические
ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных
звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в
построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится

11

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 9 классе носит коррекционную и
практическую направленность. Программа в 9 классе способствует
умственному

развитию

обучающихся,

обеспечивает

гражданское,

нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова
и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется
фонетическому разбору.
Слово.

В

9

классе

продолжается

систематическое

изучение

элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами
являются

состав

слова

и

части

речи.

Изучение

состава

слова,

словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др.— обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного
письма.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим
обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной
речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в
12

программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы
в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного
предложения.

Одновременно

закрепляются

орфографические

и

пунктуационные навыки.
Продолжается работа по обучению деловому письму.
Основными видами работы обучающихся в 9 классе являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные,
объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.
Содержание разделов
Колво
часов

Контрольные
Сочинения Изложения
работы

№

Название разделов, темы

1

Повторение. Предложение

2

1

2

Состав слова. Текст

5

1

3

Части речи. Текст. Имя
существительное

7

1

4

Части речи. Имя
прилагательное

5

1

5

Местоимение

6

1

6

Глагол

10

1

1

7

Наречие

6

1

1

8

Имя числительное

6

1

9

Предложение. Текст

2

1

10

Повторение пройденного

2

Итого

51

9

1

1

2

2

13

III.
№

Тема предмета

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Повторение. Предложение – 2 часа.
1.

Простые предложения и
сложные предложения

1

Ознакомление со словарным

Записывают словарное сло-

словом: жестокость. Запись слова во и его определение в тети его определения в тетрадь. Со- радь.
ставление простых предложений
Составляют словосочетания
или словосочетаний со словарсо словарным словом, запиным словом.
сывают словосочетания.
Рассмотрение схемы простого
Составляют и записывают
предложения. Объяснение поста- схемы простых предложеновки запятых в ней.
ний со словарным словом с
Определение, к каким схемам
опорой на наглядность.
подходят данные в учебнике
Отвечают на вопросы в
примеры.
учебнике.
Выделение грамматической осВыделяют грамматическую
новы данных в учебнике предоснову данных в учебнике
ложений.
предложений.
Списывания текста. Объяснение Списывают диалог про звепостановки запятых в простых
рей и птиц, расставляя знапредложениях.
ки препинания под контроНаписание диалога про зверей и
лем учителя после предваптиц. Расстановка знаков препи- рительного разбора
нания при обращении

Записывают словарное
слово и его определение
в тетрадь.
Составляют и записывают предложения со словарным словом.
Составляют схемы простых предложений со
словарным словом.
Отвечают на вопросы в
учебнике.
Списывают текст из
учебника
Выделяют грамматическую основу предложений из текста.
Списывают диалог про
зверей и птиц, расставляя знаки препинания

14

2.

Распространение
предложений.
Проверочная работа по
теме: «Предложение».

1

Чтение сложных предложений,
данных в учебнике.
Определение в предложениях
последовательности развития
темы. Запись предложений в
тетрадь. Расстановка
предложений в нужной
последовательности.
Распространение предложений
второстепенными членами.
Составление и запись
предложений по картинке.
Ответы на вопросы учителя по
теме: «Распространение
предложений»

Дают ответы на вопросы
Дают ответы на вопросы
учителя
после
учителя.
предварительного
Записывают предложения,
разбора.
определяют
Записывают предложения, последовательность
определяют
развития темы.
последовательность
Составляют и записывают
развития темы под
предложения по картинке,
контролем учителя.
распространяют предложения
Составляют и записывают второстепенными членами.
предложения по картинке, Расставляют знаки
распространяют
препинания в сложных
предложения
предложениях
второстепенными членами с
опорой на образец.
Расставляют знаки
препинания в сложных
предложениях

15

Состав слова. Текст – 5 часов
3.

Корень и однокоренные
слова

1

Ознакомление со словарным
словом «конфликт». Запись
слова и его определения в
тетрадь.
Рассматривание рисунка.
Составление и запись
предложения к рисунку,
используя слована карточках:
«повар, заварка, самовар».
Разбор слов по составу, данных
на карточках.
Запись однокоренных слов,
выделение общего корня в
словахкаждого ряда.
Объяснение значения слов:

Разбирают слова по
составу с опорой на
наглядность.
Выделяют общий корень в
однокоренных словах.
Записывают
словосочетания со
словарным словом.
Составляют и записывают
предложения к рисунку
под контролем учителя.
Записывают
однокоренные слова,
выделяя общийкорень по
образцу.
Записывают текст, данный
в учебнике. Находят од-

Разбирают слова по составу.
Выделяют общий корень в
однокоренных словах.
Записывают словосочетания
со словарным словом.
Составляют и записывают
предложения к рисунку.
Записывают однокоренные
слова, выделяя общий корень.
Записывают текст, данный в
учебнике. Находят
однокоренные слова к
словарному слову

16

4.

Образование слов с помощью суффиксов

1

Ознакомление со словарным
словом «владелец». Запись
слова и его определения в
тетрадь.Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложенийсо словарным
словом в тетрадь.
Нахождение однокоренных
слов к словарному слову и
подчеркивание их. Выделение
суффикса -ец.
Выделение пропущенных
орфограмм в корне слова.
Объяснение правописания
данных слов. Выделение

Находят суффикс в
однокоренных словах с
опоройна схему при
помощи учителя.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффикса с
опорой на образец.
Записывают словарное
слово, придумывают
словосочетания и
предложения с этим
словом.
Выделяют суффиксы в
однокоренных словах под
контролем учителя.

Находят суффикс в
однокоренных словах
самостоятельно.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффикса.
Записывают словарное
слово, придумывают
словосочетания и
предложения с этим словом.
Выделяют суффиксы в
однокоренных словах под
контролем учителя.
Записывают
текст
из
учебника,
выделяют
пропущенные
17

суффикса в
словах

орфограммы в корне

18

5.

Образование слов с помощью приставок

1

Запись ряда однокоренных
слов. Выделение приставки в
каждом слове.
Составление и запись
словосочетаний к данным в
учебнике рисункам с
каждым из однокоренных
слов. Выделение приставки в
словах.
Запись текста из учебника.
Вставка согласных в
приставку. Выделение
приставок

Выделяют приставку с
опорой на представленную
схему.
Находят приставку словах.
Образовывают и
записывают слова с
помощью приставки при
помощи учителя.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике рисункам после
предварительного разбора.
Записывают текст из
учебника. Вставляют и
выделяют приставку при
помощи учителя

Выделяют приставку
самостоятельно.
Находят приставку словах.
Образовывают и записывают
слова с помощью приставки.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике рисункам.
Записывают текст из
учебника. Вставляют и
выделяютприставку

19

6.

Состав слова.
Закрепление знаний.
Контрольные
вопросы и задания

1

Беседа. Ответы на вопросы.
Образование и запись групп
однокоренных слов: «бег, по,
а, ун; звон, ок, пере, ить; гриб,
ок, ы, ник».
Разбор слов по составу.
Составление словосочетаний
и предложений с данными
словами.
Образование и запись
однокоренных
существительные припомощи
указанных суффиксов.
Выделение суффиксов:
«летал (-чик), грузил (-чик),
чистил (-щик), учил (-тель),
писал (-тель), паром (-щик),
барабан (-щик)».
Составление словосочетаний
и предложений с данными
словами

Отвечают на вопросы по
изученной теме на
доступном материале.
Применяют правила на
письме с опорой на
наглядность.
Разбирают слова по
составу с опорой на
схемы.
Записывают группы
однокоренных
существительных при
помощи суффиксов под
контролем учителя.
Составляют
словосочетания с
данными словами

Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют правила на
письме.
Разбирают слова по составу
самостоятельно.
Записывают группы
однокоренных
существительных припомощи
суффиксов.
Составляют предложения с
данными словами

20

7.

Контрольный диктант
№ 1 на тему:
«Предложение.
Состав слова»

1

8.

Значение имён
существительных в
речи.
Значение предметности

1

Письмо (списывание) текста
диктанта.
Выполнение грамматического
задания

Выполняют контрольное
списывание текста
диктанта.
Выполняют
грамматическое задания
на материаледоступных
слов
Части речи. Текст. Имя существительное – 7 часов
Повторение грамматических
Описывают предмет или
признаков имён
явление, одним словом, с
существительных.
опорой на наглядность.
Составление
и
запись
Используют имена
предложений к рисунку из
существительные в
учебника.
устной и письменной
Выполнение упражнения 4-й
речи.
лишний из учебника. Письмо
Выполняют упражнение
существительных,
4-й лишний.
обозначающих явления
Записывают имена
природы.
существительные,
Работа с диалогом.
обозначающие явления
Чтение диалога учителя с
природы подконтролем
учителя.

Пишут диктант под диктовку
учителя,
выполняют
грамматические задания

Описывают предмет или
явление одним словом.
Используют имена
существительные в
устной и письменной
речи.
Выполняют упражнение 4-й
лишний.
Выполняют письменные
упражнения самостоятельно

21

9.

Имена
существительные
близкие и
противоположные по
значению

1

учеником. Запись ответов на
вопросы. Выделение названия
географических объектов
Ознакомление со словарными
словами: «безопасность,
население». Запись слова и его
определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Запись словосочетаний с
именами существительными
близкими и
противоположными по
значению.
Составление предложений к
рисункам, данным в учебник с
использованием в них
словосочетаний.
Письмо текста, вставка
пропущенных орфограмм.
Подборимён существительных
близ- ких по значению

Выполняют письменные
упражнения после разбора
под контролем учителя
Подбирают близкие и
противоположные по
значению имена
существительные по
словесной инструкции
учителя.
Записывают
словосочетания
со
словарными словами.
Выполняют письменные
упражнение
под
контролем
учителя
после предварительного
разбора

Подбирают близкие и
противоположные по
значению имена
существительные,
используют их в устной и
письменной речи.
Выполняют письменные
упражнение самостоятельно.
Записывают предложения со
словарными словами
самостоятельно

22

10.

Склонение имён
существительных.
Склонение имён
существительных в
единственном и
множественном числе

1

Знакомство со словарным
словом: «авторитет». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм, которые стоит
запомнить. Запись
словосочетаний и
предложений со словарным
словом

Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном числе по
словесной инструкции
учителя с опорой на
схемы.
Вспоминают проверочные

Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном числе.
Определяют тип склонения
имён существительных.
Применяют алгоритм
определения склонения
имён су-

23

11.

Правописание
безударных окончаний
имен существительных

1

Составление и запись
словосочетаний с предлогами
и безних.
Выделение безударных
окончаний имён
существительных.Проверка
безударных окончаний имен
существительных
проверочными словами.
Составление и запись
словосочетаний с именами
существительными.
Составление и запись текста
по данному в учебнике плану

Связывают имена
существительные по
смыслу. Пишут слова с
орфограммой – буквой
безударногогласного в
окончании
существительного с
опорой на схему.
Проверяют безударные
окончания
существительных
проверочными словами.
Записывают текст после
предварительного разбора
и опорой на план

Находят и исправляют
ошибки в употребление
падежных окончаний имён
ссуществительных.
Применяют алгоритм
правописания падежных
окончаний имен
существительных.Пишут
слова с орфограммой
– буквой безударного
гласного в окончании
существительного

24

12.

Несклоняемые имена
существительные.
Знакомство с
несклоняемыми
существительными

1

Знакомство с несклоняемыми
существительными и
объяснение особенности их
использования в речи.
Пополнение словаря
несклоняемыми
существительными.
Употребление несклоняемых
существительных в устной и
письменной речи, объяснение
их особенностей.
Выполнение письменных
упражнений из учебника.
Составление и запись
предложений со словами:
«шоссе, кафтан, пальто,
сюртук»

Применяют несклоняемые
имена существительные в
устной и письменной
речи.
Определяют пол
несклоняемых имён
существительных с
опорой на наглядность.
Составляют и записывают
словосочетания со словами: «шоссе, кафтан,
пальто, сюртук».

Используют несклоняемые
имена существительные,
объясняют их особенности.
Определяют пол
несклоняемых имён
существительных.
Записывают предложения,
вставляя вместо вопросов
несклоняемые
существительные

25

13.

Употребление глаголов
в прошедшем времени
с несклоняемыми
существительными

1

их особенностей.
Выполнение письменных
упражнений из учебника.
Составление и запись текста
с несклоняемыми
существительными
Согласование глаголов в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными.
Списывание
нераспространенных
предложений с указанием
рода глаголов в прошедшем
времени. Распространение
одного из предложений
второстепенными членами

ложения при помощи
учителя

Согласовывают глаголы в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в
устной и письменной
речи при помощи
словесной инструкции с
опорой на наглядность на
материаледоступных
слов.
Указывают род и глаголов
прошедшего времени с
порой на наглядность

Согласовывают глаголы в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в
устной иписьменной речи.
Пишут предложения,
указывают род глаголов в
прошедшем времени.
Указывают род и глаголов
прошедшего времени
самостоятельно

26

14.

Проверочная работа на
тему: «Имя
существительное»

1

Применение правил при
письме

Применяют полученные
знания при помощи учителя и с опорой на
наглядный образец, схемы
Имя прилагательное – 5 часов

15.

Значение имён
прилагательных в
речи
Значение признака
предмета

1

16.

Значение имён
прилагательных в
речи
Значение признака
предмета

1

Знакомство со словарными
словами: «ветеран,
мужество». Запись слова и
его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Повторение грамматических
признаков имён
прилагательных.
Письмо предложений с
раскрыванием скобок,
исключая вкаждой строчки
лишний при- знак
Повторение грамматических
признаков имён
прилагательных.
Употребление имен
прилагательных разных
семантических групп для
описания предмета.
Списывание текста с
пропущенными
орфограммами,
подчеркивание имен прилага-

Применяют полученные
знания

Описывают признак
предмета.
Используют имена
прилагательные в устной
и письменной речи.
Записывают предложения,
раскрывая скобки и
исключая в каждой
строчки лишний признак
после предварительного
разбора.
Записывают
словосочетания
со
словарными слова-ми

Описывают грамматические
признаки
имен
прилагательных.
Используют прилагательные
в устной и письменной речи.
Записывают предложения,
раскрывая скобки и
исключая в каждой строчки
лишний признак
самостоятельно.Составляют
и записывают предложения
со словарнымисловами

Описывают признак
предмета.
Используют имена
прилагательные в устной
и письменной речи.
Списывают текст.
Вставляют пропущенные
орфограммы после
предварительного
разбора.
Подчеркивают имена

Описывают грамматические
признаки
имен
прилагательных.
Используют прилагательные
в устной и письменной речи.
Списывают текст. Вставляют
пропущенные орфограммы
самостоятельно.
Подчеркивают имена
прилагательные

27

тельных
17.

Употребление имён
прилагательных в прямом и переносном
значении

1

18.

Склонение имён
прилагательных
Согласование
прилагательных с
существительными

1

Чтение и запись
словосочетаний с именами
прилагательными,
употребленными в
переносном значении.
Составление предложений по
рисунку, данному в учебнике.
Выписывание предложений, в
которых выделенные имена
прилагательные употреблены
в переносном значении.
Подчеркивание
прилагательных.
Составление словосочетаний
имен прилагательных с
именами существительными.
Подчеркивание имен
прилагательных, которые
употреблены в переносном
значении.
Запись словосочетаний в два
столбика: прямое значение и
переносное значение
Повторение алгоритма
определения склонения имен
прилагательных.
Знакомство со словарным
словом: «результат». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм,
которые стоит запомнить.

прилагательные под
контролем учителя
Пишут имена
прилагательные в прямом
и переносном значении в
словосочетаниях и
предложениях на
материале доступных
слов.
Составляют
словосочетания имя
существительное
+ имя прилагательное на
материале доступных
слов. Подчеркивают
имена прилагательные,
которые употреблены в
переносном значении под
контролем учителя.
Записывают
словосочетания в два
столбика

Согласовывают имена
прилагательные с
именами
существительными в
роде, числе и падеже при
помощи развёрнутой
инструкции учителя.
Записывают словарное
слово «результат» и его

Выписывают из текста
предложения, в которых
выделенные прилагательные
употреблены в переносном
значении.
Пишут имена
прилагательные в прямом и
переносномзначении в
словосочетанияхи
предложениях.
Составляют словосочетания
имя существительное + имя
прилагательное.
Подчеркивают имена
прилагательные,которые
употреблены в переносном
значении. Записывают
словосочетания в два
столбика

Используют алгоритм
определения склонения
имён прилагательных.
Доказывают согласование
имён прилагательных с
существительными в роде,
числе и падеже.
Находят и исправляют
ошибки в согласовании имен
28

Запись словосочетаний и
предложений

определение в тетрадь.

29

19.

Правописание падежных окончаний имен
прилагательных

1

со словарным словомв тетрадь.
Запись словосочетаний имя
существительное + имя
прилагательное. Указывание
рода, числа и падежа имен
прилагательных.
Отгадывание вопросовзагадок. Запись предложенийответов. Подчеркивание
сочетаний имен
прилагательных с именами
существительными.
Указывание рода, числа и
падежа имен прилагательных
Исправление ошибок в
согласовании имён
прилагательныхс именами
существительными
Работа в учебнике.
Составление и запись
предложений на темы
русских сказок.
Постановка вопроса от имени
существительного к имени
прилагательному.
Выделение окончания имен
прилагательных.
Чтение отрывка
стихотворения. Запись
словосочетаний из
стихотворения.
Выделение окончаний имён
прилагательных.
Письмо стихотворения по па-

Составляют и записывают
словосочетания и
предложения, указывают
род, число и падеж имен
прилагательных под
контролем учителя

прилагательных
с
существительными.
Проверяют правописание
безударных окончаний имен
прилагательных.
Записывают словосочетания,
указывая род, число и падеж
прилагательных.
Записывают словарное слово
«результат»
и
его
определение в тетрадь

Составляют
словосочетания и
предложения, вставляя и
выделяя окончания имен
прилагательных после
предварительного
разбора, под контролем
учителя.
Озаглавливают
и
списывают
текст,
вставляя без- ударные
окончания
имен
прилагательных
под
контролем учителя

Применяют алгоритм
определения окончаний
безударных имен
прилагательных.
Составляют словосочетания
и предложения, вставляя и
выделяя окончания имен
прилагательных
самостоятельно.
Озаглавливают и списывают
текст, вставляя безударные
окончания имен
прилагательных

30

20.

Проверочная работа по
теме: «Имя
прилагательное»

1

сочетания имен
прилагательных с именем
существительным «молоко».
Объяснение правописания
окончаний прилагательных
Выполнение проверочной
работы, применяя
полученные знания

притяжательных имен
прилагательных

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступ-ном материале

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

31

Местоимение – 6 часов
21.

Значение местоимений
в речи

1

22.

Употребление местоимений в тексте

1

Повторение грамматических
признаков местоимений.
Составление и письмо
диалога, вставка обращения,
подчеркивание в тексте
местоимений.
Выписывание из предложений
местоимений, называние
действующих лиц, на которые
указывают местоимения
Объяснение роли местоимений
в речи.
Запись предложений.
Подчеркивание
существительных и
местоимений в каждой паре
связанных по смыслу
предложений.
Чтение и запись текста.
Замена местоимений
существительными

Используют местоимения
в устной и письменной
речи вместо имен
существительных с
помощью учителя.
Выделяют и
подчеркивают
местоимения в
предложениях и тексте
под контролем учителя
Используют местоимения
в устной и письменной
речи.
Пишут предложения и
текст.
Подчеркивают
местоимения,
заменяюсуществи
тельные местоимениями
после предварительного
разбора под контролем
учителя

Используют местоимения в
устной и письменной речи
вместо имен
существительных.
Выделяют и подчеркивают
местоимения в
предложениях и тексте

Объясняют значение местоимений в речи на примерах
употребления их вместо
имен существительных в
рядом стоящих
предложениях.Выписывают
из предложений
местоимения, называют
действующие лица, на
которые указывают данные
местоимения

32

23.

Лицо и число местоимений

1

Составление предложений к
данным в учебнике рисункам.
Рассказывание о традициях,
изображенных на рисунке.
Различение местоимений по
лицам и числам.
Запись текста. Вставка
пропущенных орфограмм.
Определение лица и числа
данных местоимений.

Определяют лицо и число
местоимений с опорой на
наглядность.
Составляют предложения
к данным в учебнике
рисункам, рассказывают о
традициях, изображенных
на рисунке под контролем
учителя.
Списывают текст, встав-

24.

Склонение
местоимений
Изменение
местоимений по
падежам

1

Повторение алгоритма
склонения местоимений.
Дописывание словосочетаний
местоимениями 1, 2, 3-го
лица данных в учебнике.
Постановка вопросов от
глаголов к местоимениям.
Запись предложений.
Постановка местоимений в
нужный падеж,
подчеркивание
местоимений.
Работа с текстом.
Выписывание словосочетаний
с местоимениями из текста.
Указание рода, числа и
падежа местоимений

Склоняют местоимения
при помощи развёрнутой
инструкции и с опорой на
наглядность.
Составляют
словосочетания с
местоимениями 1, 2,3-го
лица.
Указывают род, число,
падеж местоимений с
опорой на наглядность
после предварительного
разбора.
Записывают предложения
с местоимениями, ставя
местоимения в нужный
падеж с помощью учителя

Определяют лицо и число
местоимений.
Применяют правило
определения числа и лица
местоимений.
Составляют предложения к
данным в учебнике
рисункам, рассказывают о
традициях, изображенных
на рисунке
самостоятельно.
Применяют алгоритм
определения склонения
местоимений.
Склоняют местоимения
письменно.
Определяют лицо и число
местоимений.
Выписывают словосочетания
с вопросами. Вместо
вопросов вставляют
местоимения. Указывают
лицо, число и падеж
местоимений.
Записывают предложения с
местоимениями, ставя
местоимения в нужный
падеж

33

25.

Правописание местоимений 3-го лица

1

26.

Проверочная работа по
теме: «Местоимение»

1

Исправление речевых ошибок
в использовании местоимений
в предложении и тексте.
Дополнение парных
словосочетаний
местоимениями «он, она, они».
Подбор к каждой паре по
смыслу местоимений с
предлогами и без них.
Объяснение правописания
местоимений 3-го лица.
Чтение и списывание текста о
Юрием Гагариным, раскрывая
скобки.Склонение
местоимения он.
Комментированное письмо
Выполнение проверочной работы, применяя полученные
знания

Используют местоимения
3-го лица в устной и
письменной речи.
Изменяют по падежам
местоимения 3-го лица
под контролем учителя и
опорой на наглядность.
Объясняют правописание
местоимений 3-го лица с
опорой на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, употребляя
местоимения в 3-ем лице

Находят и исправляют
речевые ошибки в
использованииместоимений
в предложениии тексте.
Используют местоимения 3
го лица в устной и
письменной речи.
Изменяют по падежам
местоимения 3-го лица.
Объясняют правописание
местоимения 3-го лица.
Выполняют письменные
упражнения, употребляя
местоимения в 3-ем лице

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступном материале

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

34

Глагол – 10 часов
27.

Значение глаголов в
речи.
Значение действий
предмета

1

28.

Глаголы, близкие и
противоположные по
значению

1

Повторение всех известных
грамматических признаков
глагола, используя данные
слова и сокращенные
обозначения.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
предложений к рисунку.
Упражнение «Четвертый
лишний». Определение и
запись общего значения
глаголов, исключение 4-го
лишнего.
Запись предложений,
подчеркивание однородных
членов предложения
глаголов.
Составление и запись рассказа
по данному в учебнике плану.
Подчеркивание глаголов
Подбор близких и
противоположных по
значению глаголов.
Составление и запись
словосочетаний с глаголами
противоположными по
значению:
«радует, отдает,
оправдывает, дружит,
помнит, помогает,
разрешает, запрещает,

Используют глаголы в
устной и письменной
речи, используя помощь
учителя.
Называют
грамматические
признаки глагола с
опорой на наглядность.
Записывают и
подчеркивают глаголы
под контролем учителя.
Выделяют глаголы из
ряда данных слов после
предварительного разбора

Используют глаголы в
устной и письменной речи.
Описывают действия
предмета с помощью
однородныхчленов на
письме.
Называют грамматические
признаки глагола.
Записывают и подчеркивают
глаголы самостоятельно.
Выделяют глаголы из ряда
данных слов

Используют в речи
глаголы-синонимы и
глаголы- антонимы на
доступном материале.
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы
противоположные по
значению при по-мощи
учителя.
Составляют и записывают

Используют в речи глаголысинонимы и глаголыантонимы.
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы противоположные
по значению
самостоятельно.
Составляют и записывают
словосочетания с глаголами
близкими и противополож35

враждует, огорчает, мешает,

36

29.

Неопределенная форма
глагола
Выделение глаголов в
неопределенной форме

1

30.

Правописание глаголов
в неопределенной форме

1

обвиняет, берёт, забывает».
Составление и запись
предложений к данным в
учебнике рисункам.
Чтение и запись текста с глаголами данными в рамке:
«говорит, мастерят,
раздается,заметит,
бросится, кормят»
Постановка вопросов: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме. Знакомство со
словарным словом
«обязанность». Запись слова
и его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словомв тетрадь.
Исправление ошибок в
употреблении глаголов в
неопределенной форме и со
значением отрицания.
Выбор и письмо глаголов
только в неопределённой
форме.
Образование от данных
глаголов неопределённую
форму:
«приготовила, перескажет,
выполним, пропустишь, открыли, переменился, запишут,

словосочетания с
глаголами близкими и
противоположными по
значению после
предварительного
разбора

Используют вопросы:
«Что делать? Что сделать?»
к глаголам в
неопределенной форме с
опорой на наглядность.
Записывают словарное
слово «обязанность» и
словосочетания с ним.
Пишут словосочетания с
глаголами в
неопределенной форме в
три столбика
Используют вопросы:
«Что делать? Что
сделать?» к глаголам в
неопределенной форме с
опорой на наглядность.
Пишут и выделяют
глаголы в
неопределённой
форме в словосочетаниях,
предложениях и тексте
после предварительного
разбора под контролем
учителя

ными по значению

Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Исправляют ошибки в
употреблении глаголов в
неопределенной форме со
значением отрицания.
Записывают словарное слово
«обязанность» и
предложения с ним.
Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Исправляют ошибки в
употреблении глаголов в
неопределенной форме со
значением отрицания.
Выполняют письменные
упражнения, употребляя
глаголы в неопределенной
форме.
Пишут и выделяют глаголы в
37

31.

Изменение глаголов по
лицам и числам.
Различение глаголов по
лицам и числам

1

утомил, выбираем».
Составление и запись
предложения содним из
глаголов.
Чтение и запись
стихотворения.
Подчеркивание глаголовв
неопределенной форме:
«Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Списывание глаголов из
учебника, подставив к ним
место-имения. Определение
лица и числа глаголов.
Составление предложений с
данными глаголами на тему:
«Давай не ссорится».
Чтение и запись текста.
Определение лица и числа
глаголов.
Письменный пересказ текста.
Запись текста
нераспространёнными
предложениями.
Выделение грамматической
основы предложений

неопределённой форме в
словосочетаниях,
предложениях и тексте

Выделяют из текста
глаголы
в
неопределенной
форме
при
помощи
учителя на доступном
материале слов.
Отличают глаголы от
других частей речи.
Изменяют формы лица и
числа глаголов с опорой
на наглядность и при
помощи развёрнутой
инструкции учителя.
Записывают
словосочетания и
предложения с глаголами
в единственном числе,
указывают лицо и число
при помощи развернутой
инструкции учителя

Выделяют из текста глаголы
в неопределенной форме.
Изменяют формы лица и
числа глаголов.
Отличают глаголы от других
частей речи.
Записывают словосочетания
с глаголами в единственном
числе, указывают лицо и
число

38

32.

Изменение формы лица
и числа глаголов

1

33.

Правописание глаголов
2-го лица
единственного числа

1

Определение лица и числа
глаголов.
Запись глаголов, ставя их в
нужной форме:
«Я (изучать) столярное дело.
Мы с товарищем (пойти) на
субботник. Ты (ждать)
письма от родителей. Мы
завтра(полететь) утренним
рейсом.Владимир (брать) в
поход палатку, а Михаил (взять резиновую лодку.»
Знакомство со словарным
словом «свидетельство».
Запись слова и его
определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словомв тетрадь.
Запись словосочетаний с
глаголами, употребляя их во
2-омлице, единственном
числе.
Подчеркивание «-шь, -шься».
Работа с диалогом. Запись
диалога, вставляя
пропущенные орфограммы.
Объяснениеправописания
слов с данными
орфограммами.
Запись текста, данного в

щи развёрнутой
инструкции учителя с
опорой на наглядность.
Записывают
словосочетания,
предложения и текстс
глаголами в единственном числе, указывают
лицо и число при помощи
развернутой инструкции
учителя

числе, указывают лицо и
число при помощи
развернутой инструкции
учителя

Используют глаголы во 2ом лице в единственном
числе в устной и
письменной речи на
доступномматериале.
Пишут ь в глаголах 2-го
лица единственного числа
при помощи развёрнутой
инструкции учителя, с
опорой на наглядность.
Записывают словарное
слово свидетельство и
составляют с данным
словом словосочетания

Используют глаголы во 2-ом
лице в единственном числе в
устной и письменной речи;
Пишут ь в глаголах 2-го лица
единственного числа.
Записывают словарное слово
«свидетельство» и
составляют с данным
словом предложения.

39

учебнике так, чтобы советы
автора были обращены к
одному ли-

34

Правописание глаголов
в повелительной форме

1

Запись глаголов в
повелительной форме по
образцу:
«спрячь – спрячьте –
спрячься».
«Одень, помажь, готовь,
доверь, забудь, отметь,
заправь,исправь, намыль,
утешь, отправь, откинь,
ограничь, не трать, не
тревожь».
Выделение мягкого знака.
Знакомство с правилом.
Запись
предложений
с
глаголами в повелительной
форме.Объяснение написания
мягкого знака в данных
глаголах.
Комментированное письмо

Ставят вопрос к глаголам
в повелительной форме
единственного и
множественного числа на
материале более
употребительных слов.
Выделяют из ряда
глаголов глаголы в
повелительной форме с
опорой на наглядность.
Используют в письменной
и устной в речи глаголы в
повелительной форме

Ставят вопрос к глаголам в
повелительной форме
единственного и
множественногочисла.
Выделяют из ряда глаголов
глаголы в повелительной
форме.
Используют в речи глаголы
в повелительной форме.
Применяют правило
правописания мягкого знака
перед
«-те и -ся» у глаголов в
повелительной форме.
Записывают глаголы в
повелительной форме,
изменяя их по образцу,
данному в
учебнике

40

35.

Использование в речи
глаголов в повелительной форме

1

Запись предложений данных в
учебнике. Выделение глаголов
в повелительной форме.
Работа с текстом учебника.
Замена выделенных слов
глаголами в повелительной
форме единственного числа.
Составление и запись диалога.
Использование в речи
собеседника глаголов в
повелительной форме.
Придумывание заголовка

Ставят вопрос к глаголам
в повелительной форме
единственного и
множественного числа на
материале более
употребительных слов.
Выделяют из ряда
глаголов глаголы в
повелительной форме с
опорой на наглядность.
Используют в письменной
и устной в речи глаголы в
повелительной форме

36.

Контрольный диктант
№ 2 на тему: «Глагол»

1

Применение правил при
письме при написании
диктанта

Выполняют контрольное
списывание текста
диктанта

Ставят вопрос к глаголам в
повелительной форме
единственного и
множественногочисла.
Выделяют из ряда глаголов
глаголы в повелительной
форме.
Используют в речи глаголы
в повелительной форме.
Применяют правило
правописания мягкого знака
перед
«-те и -ся» у глаголов в
повелительной форме.
Записывают глаголы в
повелительной форме,
изменяя их по образцу,
данному в учебнике
Пишут диктант под диктовку
учителя, выполняют
грамматическое задание

41

Наречие – 6 часов
37.

Наречие как часть речи

1

Повторение грамматических
признаков наречий
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление предложений к
рисунку, используя данные
словосочетания: «впереди
увидел, свернул направо,
неожиданно наткнулся,
сверху наблюдал, потом
отправился».
Запись словосочетаний.
Постановка вопросов от
глаголовк наречиям.
Составление
предложения с одним из
данных словосочетаний.
Определение лица и числа
глаголов.
Работа с текстом.

Используют наречия в
устной и письменной речи
при помощи учителя на
доступном материале.
Относят слова к
определенной
грамматической
категории на доступном
материале.
Письменно ставят вопрос
от глаголов к наречиям,
записывают
словосочетания и
предложения с
наречиями
при помощи учителя

Используют наречия в
устной и письменной речи.
Относят
слова
к
определенной
грамматической категории.
Письменно ставят вопрос от
глаголов к наречиям,
записывают словосочетания
и предложения с наречиями

42

38.

Употребление наречий
с глаголами,
обозначающими
речевую деятельность

1

39.

Правописание наречий.
Наблюдение за правописанием наречий с
гласными «а и о» на
конце

1

Запись второй части текста,
заменяя вопросы, данные в
скобках, наречиями.
Выделение словосочетаний с
наречиями
Знакомство со словарным
словом «вежливость». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм, которые стоит
запомнить. Запись
словосочетаний и
предложений со словарным
словомв тетрадь.
Составление
и
запись
словосочетаний глагол +
наречие. Описывание своей
речи.
Работа с текстом учебника.
Списывание текста.
Подчеркивание сочетания
наречий сглаголами.
Работа
с
диалогом.
Списывание
диалога
с
учебника.
Подчеркивание
сочетания наречия
«вежливо» с глаголами.
Применение
правила
правописания
наречий
с
гласными а и о на конце.
Работа
с
учебником.
Списывание наречий в два
столбика:
«наречия с гласной а на конце,

Находят в предложении
наречия, подбирают
вопросы к ним от
глаголов при помощи
развёрнутойинструкции
учителя.
Указывают значение
наречий при помощи
учителя.
Выполняют письменные
упражнения, используя
наречия с глаголами,
обозначающими речевую
деятельность под
контролемучителя.
Составляют
словосочетания со
словарным словом
«вежливость»

Используют наречия с
глаголами, обозначающими
речевую деятельность.
Выполняют письменные
упражнения, используя
наречия с глаголами,
обозначающими речевую
деятельность.Составляют
предложения и используют
словарное слово
«вежливость» в своей речи

Применяют правила
правописания наречий с
гласными «а и о» на
конце с опорой на
наглядность.
Образовывают наречия с
гласными «а и о» на конце

Применяют правила
правописания наречий с
гласнымина конце.
Образовывают наречия с
гласными «а и о» на конце с
помощью приставок.
Применяют правило
43

40.

Различение наречий и
прилагательных

1

наречия с гласной о на конце».
Списывание стихотворения.
Заучивание стихотворения.
Письмо стихотворения по
памяти.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
словосочетаний наречий с
глаголами к данным рисункам.
Выделение гласных на
конце наречий с приставками
Сравнение прилагательных и
наречий.
Коллективное составление
предложений с ними.
Запись однокоренных
прилагательных и наречий
парами:
«аккуратный, безопасный,
вежливый, жестокий,
мужественный, приветливый,
аккуратно, безопасно,
вежливо, жестоко,
мужественно, приветливо».
Составление предложений с
данными словами.
Выполнение упражнения из
учебника. Составление и
запись словосочетаний
наречийс глаголами

с помощью приставок при
помощи учителя с опорой
на наглядность.
Списывают
стихотворение, объясняя
правописание слов с
выделенными
орфограммами

правописания наречия с
гласными
«а и о» на конце с помощью
приставок.
Пишут стихотворение по
памяти, объясняя
правописание слов с
выделенными
орфограммами

Сравнивают наречия и
прилагательные при
помощи учителя на
доступном материале
слов.
Составляют и записывают
словосочетания
предложения с наречиями
и прилагательными под
контролем учителя.
Составляют и записывают
словосочетания наречий с
глаголами после
предварительного разбора

Сравнивают наречия и
прилагательные.
Составляют и записывают
предложения с наречиями и
прилагательными.
Составляют и записывают
словосочетания наречий
самостоятельно

44

41

Различение наречий и
прилагательных

1

42.

Проверочная работа по
теме: «Наречие»

1

Списывание текста, данного в
учебнике, выбирая слова из
скобок.
Выделение прилагательных
волнистой чертой, наречий –
пунктиром.
Сравнение прилагательных и
наречий.
Коллективное составление
предложений с ними.
Образование и запись наречий
от прилагательных:
«Весёлый- …
Строгий-…
Быстрый…
Шумный-..
Вежливый-…»
Выполнение проверочной
работы по теме: «Наречие»,
применяя полученные знания

Сравнивают наречия и
прилагательные при
помощи учителя на
доступном материале
слов.
Записывают текст, данный
в учебнике, выбирая слова
из
скобок
после
предварительного разбора.
Образуют наречия от
прилагательных,
используя помощь
учителя

Сравнивают наречия и
прилагательные.
Записывают текст, данный в
учебнике, выбирая слова из
скобок самостоятельно.
Образуют наречия от
прилагательных

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступ-ном материале

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

45

Имя числительное – 6 часов
43. Имя числительное как
часть речи

1

44. Простые и составные
имена числительные

1

Знакомство с именем
числительными как частью
речи. Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
предложений к рисунку.
Нахождение в тексте и
подчеркивание слов,
обозначающих имена
числительные.
Чтение и запись
стихотворения, данного в
учебнике.
Подчеркивание слов,
обозначающих
числительные.
Выписывание из
предложений, данных в
учебнике, числительных
Работа с текстом учебника.
Выписывание из текста
числительных в два столбика,
состоящих из одного и
нескольких слов.
Заучивание правила о простых
и составных числительных.
Запись предложений, данных
в учебнике. Выделение
числительных.
Работа с диалогом. Запись
диалога по схеме, данной в
учебнике

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Находят в тексте и
подчеркивают слова,
называющие числа при
помощи развёрнутой
инструкции учителя
Подбирают вопросы к
именам числительным

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Находят в тексте и
подчеркивать
слова,
называющие
числа
самостоятельно

Различают написание
простых и составных
имен числительных,
используют их в устной и
письменной речи с опорой
на наглядность на
доступномматериале

Различают написание
простых и составных имен
числительных, используют
их вустной и письменной
речи. Выполняют
письменные упражнения

46

45.

Правописание имён
числительных
Правописание имён
числительных от 5 до
20 и 30

1

Различение имен
числительных: одни
указывают количество
предметов «Сколько?»
другие считают предметы по
порядку («Какой? Который?»)
Формирование умения писать
числительные от 5 до 20 и 30.
Письмо примеров
словосочетаний и
предложений с именами
числительными

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Определяют
количественные и
порядковые имена
числительные с опорой на
наглядность
Пишут имена
числительные от 5 до 20
и 30

46.

Правописание
числительных от 50 до
80; от
500 до 900

1

Формирование умения писать
имена числительные от 50 до
80; от 500 до 900.
Закрепление умения приводить
примеры словосочетаний с
именами числительными.
Рассмотрение рисунка, данного
в учебнике.
Запись предложений с
числительными.
Объяснение правописания
числительных

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Определяют
количественные и
порядковые имена
числительные с опорой на
наглядность.
Пишут имена
числительные от 50 до
80; от 500 до900 при
помощи учителя

Различают числительные.
Пишут числительные от 5 до
20 и 30
Приводят примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают имена
числительные во
множественном и
единственном числе.
Определяют количественные
и порядковые имена числительные
Различают имена
числительные.
Пишут числительные от 50
до 80; от 500 до 900.
Приводят примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают имена
числительные во
множественном и
единственном числе.
Определяют количественные
и порядковые числительные

47

47.

Правописание имён
числительных 90,
200,300, 400

1

Формирование умения писать
имена числительные 90, 200,
300, 400.
Письмо примеров
словосочетаний с
числительными.
Выписывание из текста,
данного в учебнике
словосочетаний с
числительными.
Письменный пересказ текста с
опорой на запись.
Запись заголовка.
Письменный пересказ текста

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Определяют
количественные и
порядковые имена
числительные с опорой на
наглядность.
Пишут имена
числительные 90, 200,
300, 400 припомощи
развёрнутой инструкции
учителя

48.

Проверочная работа по
теме:
«Имя
числительное»

1

Выполнение проверочной работы по теме «Имя числительное», применяя
полученные знания

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступ-ном материале

Различают числительные.
Применяют правило
написания имен
числительных 90, 200, 300,
400.
Приводят примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают имена
числительные во
множественном и
единственном числе.
Определяют количественные
и порядковые имена числительные
Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

48

Предложение. Текст-2 часа
48. Союз и в простых и
сложных предложениях

1

Выделение главных членов
предложения.
Расстановка знаков
препинания в простом и
сложном предложении перед
союзом и.Запись
предложений с однородными членами:
«1. Я бегу к речной волне, и
волна бежит ко мне.
2. По опушке шла весна и
вёдра с дождичком несла.
3. Замер лес в прозрачной
дымке, и на ветках тают
льдинки.»
Письменный пересказ текста
по плану

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед
союзом и на доступном
материале сопорой на
наглядность.
Пишут письменный пересказ с опорой на
развёрнутый план,
употребляя впересказе
распространенные
предложения

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед союзом
и.
Применяют правило
постановки запятой в
простом и сложном
предложении с союзом и.
Пишут письменный пересказ, употребляя в пересказе
распространенные
предложения

49

49.

Сложные предложения
с союзом «что»,
«когда», «потому что».

1

Знакомство со сложными
предложениями с союзом
«что».
Использование данного союза
во второй части сложного
предложения.
Расстановка знаков препинания
в сложном предложении перед
союзом «что».
Работа в учебнике. Запись
пословицы про медведя.
Выделение грамматической
основы предложения.
Составление схемы сложного
предложения.Объяснение
постановки знаковпрепинания
перед союзом
«что»

Расставляют запятые в
сложном предложении
перед союзом «что» на
доступном материале с
опорой на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз «что» в сложных
предложениях под
контролем учителя

Расставляют запятые в
сложном предложении перед
союзом «что».
Применяют правило
постановки запятой в
сложном предложении с
союзом
«что».
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«что» в сложных
предложениях

50

Повторение – 2 часа
50. Повторение. Состав
слова

1

Обобщение полученных
знаний по теме: «Состав
слова». Выполнение
письменных упражнений

Разбирают слова по
составу (с опорой на
схему), выделяют общий
корень воднокоренных
словах припомощи
учителя.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффиксов и
приставок под
руководством учителя.
Образуют и пишут
сложные и
сложносокращенные
слова по наглядной и
словесной инструкции
учителя.
Составляют сложные
предложения при помощи
учителя.

Разбирают слова по составу
(с опорой на схему),
выделяют общий корень в
однокоренных словах.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффиксов и
приставок. Образуют и пишут
сложные и
сложносокращенные слова
Составляют сложные
предложения.
Находят главные и
второстепенные члены
предложения. Расставляют
знаки препинания в сложных
предложениях

51

51.

Повторение. Имя
существительное. Имя
прилагательное.
Глагол.

1

Обобщение
полученных
знаний по теме: «Имя
существительное»
Выполнение письменных
упражнений.
Обобщение полученных
знаний по теме: «Имя
прилагательное».
Выполнение письменных
упражнений

Подбирают близкие и
противоположные по
значению имена
существительные по
словесной инструкции
учителя.
Применяют в устной и
письменной речи имена
существительные,
обозначающие черты
характера. Склоняют
имена существительные в
единствен-ном и
множественном числе по
развернутой инструкции
учителя с опорой на
схемы.

Подбирают близкие и
противоположные по
значению имена
существительные.
Применяют в устной и
письменной речи имена
существительные,
обозначающиечерты
характера.
Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном.
Пишут слова с орфограммой
– буквой безударного
гласного в окончании
существительного.

52

53

54

55

56

57


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».