История Отечества 9 класс инд

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «История Отечества»
9 класс
1 вариант
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п. Совхозный 2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………..6

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………….10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г
№ 1026 (https://clckru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к предметной
области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «История Отечества» в 9 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе
развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей
Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
 формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны;
 развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной
отсталости высших психических функций.
Достижение

этих

целей

будет

способствовать

социализации
3

обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
 овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества,
связи прошлого и настоящего;
 усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 формирование у обучающихся умений применять исторические
знания для осмысления сущности современных общественных
явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Планируемые результаты освоения рабочей
программыпо учебному предмету
«История Отечества»
в 9 классе
Минимальный уровень:
 знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
 знание некоторых основных фактов исторических событий,
явлений, процессов;
 знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей
(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);
4

 понимание значения основных терминов-понятий;
 установление по датам последовательности и длительности
исторических событий, пользование "Лентой времени";
 описание предметов, событий, исторических героев с опорой на
наглядность, составление рассказов о них по вопросам
педагогического работника;
 нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых
объектов и событий;
 объяснение значения основных исторических понятий с помощью
педагогического работника.
Достаточный уровень:
 знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших
событий отечественной истории;
 знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений,
процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление
рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их
значении;
 знание мест совершения основных исторических событий;
 знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление
элементарной характеристики исторических героев;
 формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
 понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической
карты с опорой на ее "легенду";
 знание основных терминов понятий и их определений;
 соотнесение года с веком, установление последовательности и
длительности исторических событий;
 сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
 поиск информации в одном или нескольких источниках;
 установление и раскрытие причинно-следственных связей между
историческими событиями и явлениями.

5

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Повторение (1 час)
Россия в начале XX в.
Начало правления Николая П. Экономический кризис в начале XX в.
Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под
руководством адмирала С.О. Макарова. Появление первых политических
партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры),
П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов
(меньшевики).
Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.
«Серебряный век» русской культуры.
Первая мировая война и участие в ней России. Экономическое
положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к
войне.
Россия в 1917-1920 годах (3 часа)
Февральская революция и отречение царя от престола. Двоевластие.
Обстановка в стране в период двоевластия.
Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца.
Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров.
Принятие первых декретов советской власти. Учреждение новых символов
государственной власти.
Расстрел царской семьи.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции.
Борьба между «красными» и «белыми».
«Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и
повстанческая крестьянская армия батьки Махно.
Экономическая политика советской власти во время гражданской
войны.
Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской
православной церкви. Создание первых политических общественных
молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.
Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века. (3 часа)
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической
политика (нэп) в стране. Введение свободной торговли. Проведение денежной
реформы. Крестьяне-единоличники. Положительные и отрицательные
результаты нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922
года. Положение народов советской страны. Система государственного
управления
СССР.
Символы
государственной
власти
СССР.
Административная реформа.
6

Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание
однопартийной системы власти. Культ личности Сталина. Начало
индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние
планы. Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов.
Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель
крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Массовые репрессии. ГУЛаг.
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные
открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э.
Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая
советская киноактриса Любовь Орлова.
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945
годов. (3 часа)
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности
страны.
Развитие
военной
промышленности.
Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны.
Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская
война 1939-1940 годов, ее итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны,
нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка
гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Нападение Германии на
Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона
Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые
неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления
советских войск.
Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны
Москвы Г. К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных
сооружений.
Контрнаступление
советских
войск
под
Москвой.
Продовольственная проблема в начале войны. Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Отступление
немецких войск по всем фронтам.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой
войны. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная
бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и
трагические уроки войны.
Советский Союз в 1945-1991 годах. (3 часа)

7

Возрождение советской страны после войны. Новая волна репрессий.
Смерть И.В. Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после
смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности
и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы
Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х
годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.
Хрущёвская «оттепель». Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь
советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г.
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане.
Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве.
Ухудшение материального положения населения и морального климата в
стране. Советская культура и интеллигенция.
Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий.
Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за
границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов,
В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.
Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.
Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С.
Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической
сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка
государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обострение
межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование
суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцин. ГКЧП — попытка
военного переворота в 1991 г.
Новая Россия в 1991-2003 годах (1 час)
Экономические реформы Б.Н. Ельцина. Реформы государственного
управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание
Государственной Думы. Система государственного управления Российской
Федерации по Конституции 1993 года.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и
политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В.В. Путин. Его
экономическая и политическая деятельность.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Строительство
Международной космической станции.
8

Содержание разделов
№
1

Названия раздела, темы
Повторение

Количество
часов
1

2

Россия в начале XXвека

3

3

Россия в 1917-1920 гг.

3

3

Советская Россия – ССР в 20-30-е годы XXвека

3

4

СССР во Второй мировой и Великой отечественной
войне 1941-1945 гг.

3

5

Советский Союз в 1945-1991 гг.

3

6

Новая Россия в 1991-2003 гг.

1

Итого:

17

9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п

Тема программы

Повторение – 1 ч.
Великие преобразования России в XVIII в.
История нашей страны в период XIX в
Россия в начале XX в. – 3 ч.
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в.
Русско – японская война 1904 – 1905 гг.
Первая русская революция. Кровавое воскресенье 1905 г.
Появление первых политических партий в России.
Первая Мировая война и участие в ней России.
Экономическое положение в стране во время Первой мировой
войны.
Россия в 1917 – 1920 гг. – 3 ч.
Февральская революция и отречение царя от престола.
Начало гражданской войны и иностранной военной интервенции.
«Белое» движение и его лидеры. «Красные». Отношение к ним
различных слоев населения.
Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и крестьянская
армия.

1

2
3
4

5
6

Экономическая политика советской власти во время гражданской
войны: «военный коммунизм».
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны.
Переход от политики «военного коммунизма» к новой
8
экономической политике (нэп) в стране.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР
1922 г.
9
Создание однопартийной системы власти. Культ личности Сталина.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации
Коллективизация сельского хозяйства.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 г.
10
Политическая жизнь страны в 30–е годы. Образование в СССР. Жизнь и быт
советских людей в 20–30–е годы
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг. – 3 ч.
7

10

11

12

СССР накануне Второй мировой войны. Приход фашистов к власти в
Германии. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско –
Финляндская война 1939 - 1940 г., ее итоги.
Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона
Брестской крепости, Битва за Москву и ее историческое значение.

13

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
Сталинградская битва, Битва на Курской Дуге. Сражение за Берлин.
Капитуляция Германии.
Советский Союз в 1945 – 1991 гг. – 3 ч.

14

Возрождение советской страны после войны. Новая волна репрессий.
Смерть И.В. Сталина.
Приход к власти Н.С. Хрущева. Реформы Н.С. Хрущева.
Внешняя политика Советского Союза в 70 – е годы. Война в
Афганистане. Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха
«застоя». Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева.
Приход к власти М.С. Горбачева.
Реформы Горбачева в политической, социальной и экономических сферах.
Распад СССР. Образование суверенной России.
Новая Россия в 1991 – 2003 гг. – 1 ч.
Экономические реформы Б.Н. Ельцина.

15
16

17

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».