Приложение Утверждена в составе АООП Приказ № 107 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) индивидуальное обучение п.Совхозный,2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативных документов. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа ориентирована на УМК «Изобразительное искусство» Рау М.Ю., Зыковой М.А.: Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программа рассчитана на 17 часа, по 1 ч в неделю. Образовательная область – изобразительная деятельность Цель: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках; Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок; Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в пространстве; Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения. Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к ним; Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д); обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира; воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира; воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию. аккуратно использовать в своей деятельности разные материалы и инструменты, проявлять дисциплину и выполнять правила гигиены и безопасного труда; проверять работу, сверяясь с образцом; оценивать результат собственной деятельности. ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам Предметные результаты: Минимальный уровень: организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. Достаточный уровень: знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание видов аппликации (предметная, сюжетная); следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. Тематическое планирование № Наименование разделов Всего часов 1 Обучение композиционной деятельности 10 2 Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 10 3 Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи 10 4 Обучение восприятию произведений искусства 5 Всего 17 Календарно - тематическое планирование № Тема урока урока Раздел 1: 1 четверть - 4 ч Наблюдения сезонных изменений в 1. природе. Экскурсия. 2. Осень. Рисование. Бабочка и цветы. Рисование. Рисование акварельной краской. 4. Цветное пятно. Раздел 2: 2 четверть - 4 ч Чего не хватает? Рисование, 1. дорисовывание. Деревья зимой в лесу. Рисование. 2. Гуашь. 3. Рисование угольком. Зима. Лошадка из Каргополя. Лепка и 4. зарисовка фигурки. Раздел 3: 3 четверть - 5 ч 1. Натюрморт: кружка, яблоко, груша. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по 2. описанию. Элементы косовской росписи. 3. Рисование. 4. Сказочная птица. Рисование. Встречай птиц-вешай скворечники! 5. Лепка, рисование. Раздел 4: 4 четверть – 5 ч Пасха. Украшение узором яиц. 1. Рисование. Городецкая роспись. Беседа. 2. Рисование. 3. Кухонная доска. Рисование. Иллюстрация в книге. Беседа. 4. Рисунок к сказке "Колобок". 5. Помечтаем о лете. Рисование. 3. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Список литературы: Основная: М.Ю Рау., М.А Зыкова «Изобразительное искусство. 3 класс». (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2018.96с.; Дополнительная: Василевский А. К. Искусство и школа. Книга для учителя – М.: Просвещение, . Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007. Некрасова О. И. Сказка про краски. Альбом для раскрашивания. – М.: Малыш, 1990. Рау М. Ю. Обучение изобразительному искусству в школе для детей с умственной отсталостью. Методические рекомендации для учителя 0 – 4 классов школы VIII вида. – М.: Московский институт повышения квалификации, 2020. 6. Грошенков И. А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.