Изобразительное искусство

Приложение
Утверждена
в составе АООП
Приказ № 107 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
индивидуальное обучение

п.Совхозный,2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
составлена на основании следующих нормативных документов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы
предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Изобразительное искусство»
Рау М.Ю., Зыковой М.А.: Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения»,
«Обучение композиционной деятельности»,
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программа рассчитана на 17 часа, по 1 ч в неделю.
Образовательная область – изобразительная деятельность
Цель:
осуществление комплексного подхода к развитию личности младших
школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития
сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного
опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация);
Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки;
изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных
техниках;
Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа,
верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с
нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у
них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;

Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и
кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения
(его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение
направления движения.
Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного
и народного искусства, воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к
ним;
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых
слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества;
изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д);
обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях
окружающего мира;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и
понимание красоты окружающего мира;
воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формировать основы самооценки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов
искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое,
проявлять возникающую эмоциональную
реакцию.
аккуратно использовать в своей деятельности разные материалы и
инструменты, проявлять дисциплину и выполнять правила гигиены и безопасного
труда;
проверять работу, сверяясь с образцом;
оценивать результат собственной деятельности.
ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений;
их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий
предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет
изображаемого объекта;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить
от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые)
линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных,
растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между
собой.
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить
от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые)
линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных,
растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между
собой.
Тематическое планирование

№

Наименование разделов

Всего часов

1

Обучение композиционной деятельности

10

2

Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию

10

3

Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в
живописи

10

4

Обучение восприятию произведений
искусства

5

Всего

17

Календарно - тематическое планирование

№
Тема урока
урока
Раздел 1: 1 четверть - 4 ч
Наблюдения сезонных изменений в
1. природе. Экскурсия.
2.
Осень. Рисование.
Бабочка и цветы. Рисование.
Рисование акварельной краской.
4. Цветное пятно.
Раздел 2: 2 четверть - 4 ч
Чего не хватает? Рисование,
1. дорисовывание.
Деревья зимой в лесу. Рисование.
2. Гуашь.
3.
Рисование угольком. Зима.
Лошадка из Каргополя. Лепка и
4. зарисовка фигурки.
Раздел 3: 3 четверть - 5 ч
1.
Натюрморт: кружка, яблоко, груша.
Деревья в лесу. Домик лесника.
Человек идет по дорожке. Рисунок по
2. описанию.
Элементы косовской росписи.
3. Рисование.
4.
Сказочная птица. Рисование.
Встречай птиц-вешай скворечники!
5. Лепка, рисование.
Раздел 4: 4 четверть – 5 ч
Пасха. Украшение узором яиц.
1. Рисование.
Городецкая роспись. Беседа.
2. Рисование.
3.
Кухонная доска. Рисование.
Иллюстрация в книге. Беседа.
4. Рисунок к сказке "Колобок".
5.
Помечтаем о лете. Рисование.
3.

Кол-во
часов

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата

Список литературы:
Основная:
М.Ю Рау., М.А Зыкова «Изобразительное искусство. 3 класс». (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2018.96с.;
Дополнительная:
Василевский А. К. Искусство и школа. Книга для учителя – М.: Просвещение, .
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. Пособие для
учителя. – М.: Просвещение,
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Учебник для
общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007.
Некрасова О. И. Сказка про краски. Альбом для раскрашивания. – М.: Малыш,
1990.
Рау М. Ю. Обучение изобразительному искусству в школе для детей с
умственной отсталостью. Методические рекомендации для учителя 0 – 4
классов школы VIII вида. – М.: Московский институт повышения
квалификации, 2020.
6. Грошенков И. А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной
школы. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».